От мест слагаемых сумма не меняется

2.6. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется

Главная > Образование > Математика > МАТЕМАТИКА «С НУЛЯ» (учебник) >

<< Назад | Оглавление | Далее >>

Еще недавно, учась сложению чисел, мы складывали кучки из монет. Тогда перед нами стояла задачи сложить две кучки. Но допустим, мы хотим теперь сложить не две, а несколько кучек. Это можно было бы сделать так: сгребаем их все сразу в одну большую кучу и пересчитываем в ней все монеты. Такой способ сложения всем бы был хорош, да только ни на счетах, ни на бумаге нельзя сделать ничего подобного. На счетах и бумаге мы умеем складывать между собой только два числа. Поэтому мы не будем сгребать вместе сразу все кучки, а поступим так, чтобы все наши действия можно было легко перенести на бумагу.

Итак, перед нами несколько кучек из монет. Мы знаем, сколько монет в каждой кучке, и теперь мы хотим узнать, сколько же у нас всего монет во всех кучках. Мы берем любые две кучки и сдвигаем их вместе, образуя одну новую кучку побольше. Умея складывать два числа на бумаге, мы сможем легко вычислить, сколько у нас монет в новой кучке без фактического их пересчета. Теперь у нас стало на одну кучку меньше. Далее, берем еще две кучки, сливаем их воедино, вычисляем новое число монет в только что образованной кучке и, таким образом, снова уменьшаем количество кучек на одну. Мы повторяем и повторяем эту процедуру, уменьшая всякий раз число кучек на единицу, до тех пор пока у нас не останется одна-единственная большая куча. Число монет в этой куче нам известно, причем вычислили мы его на бумаге, а не прямым пересчетом.

Очевидно, мы получим один и тот же ответ, совершенно независимо от того, в каком порядке мы сдвигали кучки. А значит, когда перед нами находится сумма чисел, например,

8 + 9 + 2,

мы можем вычислять ее тоже в любом порядке. Поэтому мы всегда будем выбирать такой порядок, какой для нас наиболее удобен. В данном случае удобно вначале сложить восьмерку и двойку, а потом добавить девятку:

8 + 2 + 9 = 10 + 9 = 19.

Но математический язык — это язык строгих правил. Спрашивается: на основании какого правила мы можем произвольно менять порядок вычислений при нахождении суммы нескольких слагаемым? Мы знаем, например, свойство коммутативности (которое, на школьном языке, называется также перестановочным свойством сложения):

a + b = b + a.

Можем ли мы, опираясь на это свойство, написать

8 + 9 + 2 = 8 + 2 + 9,

то есть просто переставить местами девятку и двойку, подобно тому, как мы меняем местами переменные a и b? Оказывается, нет, не можем. Вспомним, что, собственно, означает запись

8 + 9 + 2.

Это, как мы раньше договорились, всего лишь упрощенный вариант более подробной записи

(8 + 9) + 2.

Коммутативность сложения означает, что мы можем переставлять местами два непосредственно складываемых друг с другом числа. То есть, мы можем написать так:

(8 + 9) + 2 = (9 + 8) + 2,

или так:

(8 + 9) + 2 = 2 + (8 + 9),

или даже так:

(8 + 9) + 2 = 2 + (8 + 9) = 2 + (9 + 8),

однако при этом никак нельзя сделать так, чтобы восьмерка вначале складывалась с двойкой, а потом прибавлялась девятка. Коммутативность означает, что мы можем с одинаковым результатом либо кучку a придвинуть к кучке b, либо наоборот, кучку b придвинуть к кучке a, но коммутативность не позволяет произвольно выбирать пары кучек для слияния.

Как же быть? Мы должны вспомнить еще об одном свойстве сложения, а именно об ассоциативности (на школьном языке оно называется сочетательным свойством сложения):

(a + b) + c = a + (b + c).

Это свойство действительно позволяет менять порядок объединения кучек. Впрочем, далеко не произвольно. Мы теперь можем написать так:

(8 + 9) + 2 = 8 + (9 + 2).

Если раньше мы должны были сперва обязательно складывать восьмерку и девятку, то теперь можем начать с того, чтобы сложить девятку и двойку. Но это же вовсе не то, к чему мы стремимся!

На самом деле, тут нужно воспользоваться обоими свойствами сразу. С помощью ассоциативности мы пришли к выражению

(8 + 9) + 2 = 8 + (9 + 2).

Теперь воспользуемся коммутативностью и поменяем местами девятку и двойку:

8 + (9 + 2) = 8 + (2 + 9).

Далее, снова воспользуемся ассоциативностью:

8 + (2 + 9) = (8 + 2) + 9.

И наконец, перепишем конечное выражение в упрощенном виде:

(8 + 2) + 9 = 8 + 2 + 9.

После многих усилий мы получили результат, который и без того с самого начала был очевиден. Зачем же это было нужно? А если нам понадобится посчитать более длинное выражение, например,

1 + 8 + 5 + 2 + 9,

нам тоже надо будет действовать по правилам? Разве мы не сможем сразу переписать его в удобном виде:

(9 + 1) + (8 + 2) + 5?

Вопросы резонные и в них следует хорошенько разобраться.

Начнем с того, что так уж устроена математика: ученые-математики вначале вводят хорошо продуманные правила, а потом неукоснительно им следуют. Другое дело, что нам с вами (пока еще не ученым), для того чтобы хорошо решать математические задачи, все эти правила знать необязательно. Я бы и не рассказывал вам ничего про коммутативность и ассоциативность, да только в школьных учебниках эти свойства (правда, под другим названием) выписаны жирным шрифтом и обведены в рамочку. При этом, однако, толком не объясняется, зачем они нужны и как их применять. Поэтому они моментально улетучиваются из памяти, что, в свою очередь, приводит к неприятностям на устных опросах и контрольных работах.

Так вот: нужны эти свойства для того, чтобы мы на законных основаниях могли по своему усмотрению менять порядок вычислений при нахождении суммы большого числа слагаемых. Разумеется, мы не будем всякий раз подробно расписывать шаг за шагом порядок применения этих свойств. Мы просто будем иметь в виду, что

Любое изменения порядка суммирования может быть, в принципе, получено на основании свойств коммутативности и ассоциативности.

Ни проверять, ни доказывать это общее утверждение мы сейчас не станем, а примем его, что называется, на веру. Вообще-то, настоящие ученые-математики ничего на веру не принимают, но мы с вами пока что еще не совсем настоящие ученые.

Теперь нам осталось уточнить еще один важный момент. Мы знаем, что складывать можно не только натуральные числа, но и целые, которые бывают и отрицательными. Спрашивается: если в сумме присутствуют отрицательные числа, то можно ли и в этом случае произвольно менять порядок суммирования?

Рассуждения с кучками монет нам теперь не помогут, потому что очень трудно представить себе кучку с отрицательным количеством монет. Но мы поступим на этот раз по-научному. Достаточно лишь убедиться, что свойства коммутативности и ассоциативности сохраняются и в случае произвольных целых чисел. И тогда из нашего общего утверждения (принятого на веру) со всей определенностью будет следовать, что порядок суммирования никак не влияет на значение суммы, даже если среди слагаемых есть отрицательные числа. Напомню, кстати, что любую разность можно переписать в виде суммы, например:

5 − 3 = 5 + (−3),
5 − (4 − 1) = 5 + (−4) + 1.

Задачи

2.6.1. Вычислить наиболее удобным способом:

24 + 15 + 6
9 + 43 + 11
12 + 16 + 8 + 4
35 + 33 + 15 + 7
и т.п.

2.6.2. Вычислить наиболее удобным способом:

63 + 29 − 3
38 + 14 − 8
25 − 17 − 15 + 37
190 − 3 − 90 + 13
−23 + 69 + 33 − 9
и т.п.

2.6.3. Дана пара выражений. Вычислить значение того из них, для которого это сделать проще.

1.4. Система права. Основные отрасли российского права

1. Понятие системы права, ее элементы

Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

Система права характеризуется такими чертами:

1) единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм. Все нормы права, из которых складывается его система, тесно связаны между собой и представляют части единого целого, взаимодействующие друг с другом;

2) объективностью. Система права не сконструирована произвольно, а обусловлена закономерностями общественной жизни и теми реально существующими отношениями, которые она регулирует;

3) иерархичностью. В системе права есть нормы высшей юридической силы и подчиненные им нормы, которые обладают меньшей юридической силой. Иерархия норм системы права строится в соответствии с иерархией государственных органов – субъектов правотворчества.

В системе права можно выделить три уровня:

первый (низший) уровень составляют нормы права;

второй – правовые институты;

третий (высший) – отрасли права.

Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы. Они объединяются в правовые институты, а институты в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистемы единой системы права.

2. Отрасли права и правовой институт

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Подразделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны, и, соответственно, юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-либо вида общественных отношений.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования поднимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.

Под методом правового регулирования понимают способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. В методе правового регулирования отражается степень самостоятельности субъектов права при возникновении у них прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти – подчинения).

3.Основные отрасли современного российского права

Система российского права включает в себя следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право. Характеризует общественный и государственный строй, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти, национально-государственное устройство и т.п. Доминирует императивный метод правового регулирования. Основной источник – Конституция РФ;

2) административное право – регулирует управленческие отношения в сфере исполнительной власти. Преобладает метод прямого распорядительства. Важнейший источник – Кодекс РФ об административных правонарушениях;

3) гражданское право – регулирует имущественные, а также некоторые неимущественные отношения. Характерен метод равенства сторон. Регулируются отношения, в первую очередь, Гражданским кодексом РФ;

4) семейное право;

5) трудовое право;

6) финансовое право. Нормы содержатся в Конституции РФ, Законе о государственном бюджете, Налоговом кодексе РФ и иных нормативно — правовых актах;

7) уголовное право;

8) экологическое право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права. Отраслями процессуального права являются:

1) гражданско-процессуальное право. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются Гражданско-процессуальным и Арбитражно-процессуальным кодексами;

2) уголовно — процессуальное право. Уголовно — процессуальный кодекс РФ — основной источник.

Особая отрасль права — международное право.

Единственное жилье: понятие и обращение взыскания с должника

Понятие и государственная защита права на жилище

Определение в законе единственного жилья — это место, где человек постоянно находится и проживает. То есть если у должника в собственности находится только одна квартира, то она будет считаться таковой. Жилое помещение родственников и знакомых не считается, так как оно оформлено на других людей.

При выдаче постановления суда на ограничение права собственности приставы получают полномочия выселить заемщика, особенно при условии, что дом или квартира является залоговым имуществом.
Две ключевых операции, связанных с понятием единственного жилья, которые при этом используются — «арест» и «обращение взыскания». Эти словосочетания имеют разные значения, последствия и процедуры, хотя зачастую их путают.

Под «обращением» имеется в виду процесс изъятия собственности уже после наложения ареста, то есть когда приставы в соответствии с выданным постановлением арестовывают и забирают жилплощадь с целью реализации и получения финансовых средств на специальных торгах.

За вырученные деньги будет погашена задолженность в полном или частичном размере, это будет зависеть от ситуации на рынке недвижимости и уровня цен. В подобной ситуации должник может лишиться даже единственного дома

Поэтому при наложении запрета стоит предпринимать активные действия. Постановление о принятии ограничений предусматривает выселение, когда несколько объектов недвижимости в собственности, или дает разрешение на пользование: проживание с запрещением всех сделок и манипуляций, если это единственное жилье.

После полной выплаты всех долгов и неустоек заемщик может заявить в суд о снятии ареста и обременения с имущества.

По мнению представителей закона, такие меры позволяют обеспечить защиту финансовых интересов страны и предотвратят от процедур мошеннического характера с единственным жильем.

Зачастую иск о просьбе конфискации имущества подает в судебную инстанцию банковская организация с целью страхования своих финансовых интересов, ведь прямой законной возможности изъять имущество из-за долгов нет.

Должник в таком случае сохраняет право собственности за собой, но должен соблюдать определенные правила и сохранность своего единственного места проживания.

Причины наложения обременения

Единственное жилье могут арестовать за долги по двум основным причинам:

1. Если есть большая задолженность по коммунальным платежам

Сотрудники данных организаций могут ввести ограничения на использование тепла, электричества, воды и запустить процесс начисления пени. Согласно ФЗ №307 от 3 ноября 2015, с 2016 года размер неустойки будет зависеть от срока существования задолженности. Поэтому теперь при просрочке от 3 месяцев долги вырастают в 2,5 раза. Если оплата не приходит, сотрудники коммунальных служб готовят иск в суд.

Вариант исхода судебного заседания и распоряжение имуществом зависит от типа жилплощади:

  1. Если квартира находится в социальной аренде, то с должником расторгают договор, но при условии, что выплаты за коммуналку не производятся более полугода.
  2. Если это собственное жилье, то при обращении в суд коммунальщики получают правомочный исполнительный акт, потому что долги по платежам за обслуживание являются правомерным основанием для обращения в судебную инстанции. При накоплении большой задолженности будет происходить конфискация с последующим изъятием.

Чтобы изыскание долговой суммы и требование выполнения обязательств было выполнено, а погашение долгов по обслуживанию единственное жилье должника было произведено, сумма должна быть сопоставима с размером рыночной стоимости квартиры.

Но обычно цена недвижимого имущества достаточно сильно превышает сумму долга, включая неустойку. А Статья 80 действующего законодательства указывает, что обременение жилья должника запрещено при сумме долга менее 3 тысяч рублей.

2. Вследствие неуплаты налогов

Арест на имущество нерадивого гражданина страны — метод влияния и обеспечения исполнения судебного постановления о взыскании долгов и неустоек по налоговым выплатам.

Действующий закон предусматривает два вида запрета на недвижимость:

  • Полный — ограничение прав собственности, все распоряжения и действия только под контролем налоговых органов, выселение проживающих.
  • Частичный — наложение обременения на использование и установление ограничения прав распоряжения имуществом.

Арест жилой недвижимости может быть осуществлен на основании:

  • Наличия большого размера задолженности на уплату коммунальных услуг.
  • Выплаченные позже указанного в графике срока или вообще непогашенные ежемесячные платежи по кредитным займам, особенно если недвижимость находится в залоге у банка.
  • По решению, принятому судебными органами, об изъятии имущества.
  • Просроченные платежи, долги, неустойки по отношению к начисленным налогам.

При наложении ограничения по другим основаниям можно оспорить конфискацию.

Когда возможен арест единственного жилья

В 2015 году был принят законопроект о выдаче полномочия приставам на осуществления ограничения прав использования и распоряжения единственным жильем должника и взыскания долговых обязательств за большие задолженности.

Начиная с первой половины 2016 года, судебные органы стали внедрять и использовать данное право, чем сильно помогли кредитным организациям и обеспечили дополнительные поступления финансовых средств в госбюджет страны. Ведь раньше должник не беспокоился: было запрещено арестовывать и изымать единственную жилплощадь.

Несмотря на то, что наложение запрета предусматривает только ограничение в праве собственности и распоряжении, а не выселение, принятие такого законопроекта повысило шансы на взыскание долгов. Арест автоматически запрещает дарение, продажу и получение в наследство.

Но закон достаточно ограничивает права самих приставов на осуществление изъятия жилья при следующих условиях:

  • Недвижимое имущество или его часть — единственное помещение, которое пригодно для жизни.
  • Частный дом или участок земли — одна недвижимая собственность должника.

К исключению относится имущество, приобретенное в ипотеку, которое находится в залоге банковской структуры.

Обратите внимание

Для предупреждения конфискации ипотечного залога и дальнейшего изъятия права собственности, необходимо подготовить и подать исковое заявление в суд о просьбе отсрочки погашения долговых обязательств. При наличии доказательств и существенных оснований, таких как: наличие иждивенцев, болезнь, сокращение, судья встанет на вашу сторону.

Требования к изымаемому дома или квартиру:

  • Наличие в собственности более одного объекта недвижимости.
  • Размер суммы долга сопоставим с рыночной стоимостью имущества.
  • Вынесено соответствующее постановление судебных приставов.

Когда реализуется арест залогового жилья

Право взыскивать жилое имущество, которое является ипотечным залогом, банками регламентируется, согласно законодательству. Использовать это могут кредиторы только под контролем приставов и после вынесения соответствующего постановления.

Законные причины наложения ареста на недвижимое имущество (на примере Сбербанка и ВТБ 24):

  • неуплата и отказ исполнения долговых обязательств;
  • скрытия при оформлении сведений об объекте, приобретенном в ипотеку и правах на него третьих лиц;
  • безответственное отношение к платежам и условиям обеспечения безопасности недвижимости;
  • операции с жилплощадью без осуществления уведомления кредитора.

Также могут быть причины, которые не относятся напрямую к кредитам: наличие долгов по налогам и другой непогашенной ответственности.

Длительная просрочка более трех месяцев приводит к наложению запрета. После этого залоговое имущество перейдет на баланс банка.

В случае отказа освобождать квартиру, выселяют в принудительном порядке при существовании следующих причин:

  • остаток задолженности более 5% от всей суммы ипотечного кредита;
  • просрочка составляет более 3-х месяцев;
  • размер пропущенных выплат значительны в процентном соотношении к общей стоимости залогового жилья.

Должнику необходимо присутствовать на всех заседаниях суда, чтобы иметь возможность повлиять на решение. Сторонам кредитного договора нужно принять начальную цену конфискованной недвижимости. Когда просрочки появляются по существенным причинам, которые должны подтверждаться соответствующими документами, заемщик имеет право попросить об отсрочке ареста на срок до года.

Процедура изъятия

Согласно законодательству, вопросами наложения запрета на жилье должны заниматься приставы. Постановление об ограничении прав собственности выносится судом по исковому заявлению займодателя или госоргана.

Процедура ареста включает несколько этапов:

  1. Оповещение должника о возможности конфискации и посещение жилой недвижимости приставами.
  2. Составление описи жилища, содержащей следующие сведения:
  • ФИО присутствующих: пристав, свидетели, проживающие.
  • Характеристика и технические параметры объекта конфискации, к этому прилагаются регистрационные документы на квартиру или дом;
  • Указание срока задолженностей и условий ограничения прав по отношению к данной собственности.
  • В случае изъятия недвижимости пристав обязан указать сведения об организации или конкретном человеке, к которому переходит в данная собственность.
  • Указание даты ареста и подписи.
  1. По завершении приставы делают копии акта и вручают займодателю и заемщику.

В течение десяти суток после вручения уведомления должник может погасить задолженность и снять запрет.

По истечении этого срока последуют меры:

  • Опись жилплощади и составления акта изъятия.
  • Оценка средней рыночной цены.
  • Реализация квартиры или дома на публичных торгах.

Судьба жилья после ареста

При учете текущей версии действующего законопроекта процесс продажи с целью выплаты долгов должен проводиться следующим образом:

  1. При оценке стоимости и ее соответствия пристав, изучив все параметры и детали расследования, должен начать готовить документы для выставления собственности на торги.
  2. По закону суд должен для начала определить, действительно ли это единственная жилплощадь, указать минимальный размер суммы, необходимой для покупки места проживания: комната, квартира с минимально требуемыми условиями. Эти денежные средства необходимо перечислить должнику после осуществления продажи, а остаток отправить в банк, ЖКХ или налоговую для погашения долга.
  3. После подготовки и получения постановления жилье должно быть выставлено для продажи на аукцион. Если по окончании двух торгов не удалось продать имущество и вернуть деньги, то оно возвращается к первоначальному владельцу. А спустя год процедура повторяется.
  4. В случае осуществления сделки и получения денежных средств, часть перечисляется в счет долга, а часть должнику для приобретения новой недвижимости.
  5. Если в течение квартала должник не покупает жилплощадь, то денежные средства перечисляются на счет в бюджет. Тогда муниципальные власти предоставляют комнату или квартиру, согласно требованиям и количеству членов семьи.

Как оспорить право кредиторов на жилище

Для снятия обременения с единственного жилья следует подать ходатайство, это должен сделать человек, который имеет возможность официально доказать родственные связи с должником или предоставить свидетельство на право собственности.

Подаваемое исковое заявление представляет собой просьбу о смягчении наказания и снятии обременения, оформленную в бумажном виде по требованиям законодательства.

Особенности составления заявления на обжалование

  • Данные предоставляются с документальным подтверждением.
  • Сумма риска должна быть больше 50 тысяч рублей.
  • При этом должна присутствовать информация о заявителе, ответчике, судье и исполнительном процессе. С указанием имен, адресов проживания, дат рождения и важных для дела событий.
  • Описание основания для изъятия имущества.

Разрешается также использовать фото и видеоматериалы, указывать ошибки приставов при осуществлении наложения ареста и процесса изъятия.

Необходимо при себе иметь:

  • Копию иска.
  • Квитанцию на уплату госпошлины.
  • Документ об конфискации.
  • Свидетельство о праве собственности.

Приставы должны тщательно проверить достоверность и подлинность всех поданных документов.
Опротестовать с целью отмены арест можно, но только после подтверждения обоснованной причины возникновения задолженности

Снятие обременения становится возможным в следующих случаях:

  • На жилье, согласно судебному решению, не предписана процедура взыскания.
  • Есть нарушения прав должника и других проживающих в этом помещений.
  • Доказаны ошибки в оформлении акта и прохождения судебного процесса.

Интересы должника обязательно должен представлять опытный юрист, который сможет опротестовать неправомерные решения суда и обнаружить ошибки.

Любые ограничения, которые связаны объектами недвижимого имущества, могут осуществляться только на основании:

  • Свидетельства, подтверждающего собственность.
  • Кадастровой и технической документации на жилище.

Это важно

Собственник имеет полное право подать встречный иск, который с большой долей вероятности будет удовлетворен судом.

Во время ограничения собственности с последующим изъятием приставы не имеют права осуществлять обыск в помещении.

Основные варианты оспаривания

  • Обращение взыскания на единственное жилье должника по правоустанавливающим документам возможно только при соразмерности стоимости недвижимости на рынке по отношению к долговым обязательствам и штрафам, при этом у него не должно быть на счетах сбережений денежных средств в государственной и иностранной валюте.
  • При смене залогового объекта, который подлежит взысканию, достаточного для погашения задолженности, дом должника остается неприкосновенным.

Судебная практика ареста единственного жилья

Например, клиент банка, взявший ипотеку, потерял работу и не может продолжать платить, за квартал ему начислили штрафов на 1/3 суммы кредита, и это неподъемный размер выплат. Он подал иск в суд и выиграл дело, в итоге добившись снятия процентов, отсрочки платежа и исправления кредитной истории.

Хотя не всегда все так хорошо, вот есть случай, который произошел совсем недавно: парень и девушка не получали платежи и не оплачивали коммунальные услуги, долги составили около 150 тысяч рублей, при этом было арестовано имущество и выставлено на торги (хотя не продано), но ведь, согласно законодательству, сумма долга должна быть соразмерна стоимости жилья для наложения обременения. Они обратились в суд, но так как уже идет процесс исполнительного производства, их иск отклонили.
Поэтому делайте все вовремя и повышайте свою экономическую и юридическую грамотность.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 22 ноября 2013 г. N 701 г. Москва «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 августа 2014 г.

Регистрационный N 33405

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр А. Улюкаев

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1 (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами (далее — органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).

2. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

3. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей;

правовая экспертиза документов;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

II. Представление заявления о постановке на учет объектов недвижимого имущества

4. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее — заявление):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Заявление подается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

5. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости.

6. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.

7. К заявлению прилагаются:

а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:

— документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

— документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

8. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав.

9. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ.

10. Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

При отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае наличия соответствующего указания в заявлении уведомление и приложенные к заявлению документы выдаются заявителю или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

11. Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости, в форме документов на бумажных носителях принимаются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заверенные подписью должностного лица (с указанием даты, фамилии и инициалов) органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), а также печатью такого органа и подписью собственника (собственников) (с указанием даты, фамилии и инициалов), отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, либо удостоверенные нотариально.

Если такие документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов, они принимаются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса либо должностного лица органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) и собственника (собственников), отказавшегося от права собственности на объект недвижимости.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы, регистрируются в книге учета входящих документов. Заявителю выдается (направляется) расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в порядке, установленном Законом для выдачи расписки в получении документов на государственную регистрацию прав.

13. Получение заявления и документов, необходимых для принятия на учет объекта недвижимого имущества, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов, подтверждается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном Законом для подтверждения получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов.

III. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества

14. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Днем приема заявления и иных документов является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления и иных необходимых документов одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

В случае представления заявления и иных документов одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества днем приема заявления и иных необходимых документов является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости.

15. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона.

16. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной настоящим Порядком форме (приложение N 2).

17. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной настоящим Порядком форме (приложение N 3).

18. Записи о выдаче (направлении) указанных в пунктах 16 и 17 настоящего Порядка сообщений о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества вносятся в книгу учета входящих документов.

IV. Приостановление и отказ в постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Прекращение принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества

19. Принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается в случае, если:

— из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

— в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

— представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

— ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю;

— в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.

В указанных в настоящем пункте случаях принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается не более чем на один месяц.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается по заявлению органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), а в случаях принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него — также и по заявлению собственника. В этих заявлениях должны быть указаны причины приостановления и срок, на который принятие на учет объекта недвижимого имущества следует приостановить. В данном случае срок приостановления принятия на учет объекта недвижимого имущества не может быть более 3 месяцев.

20. Наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества является основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимого имущества.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, приостанавливает принятие на учет объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) в случае, если из представленных органом местного самоуправления (исполнительным органом государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) документов не следует, что данному органу известна информация о наличии указанных ограничений (обременений) прав.

При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга).

Непредставление в течение указанного в уведомлении срока органом местного самоуправления (исполнительным органом государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) заявления о прекращении принятия на учет объекта недвижимого имущества (при условии отсутствия иных препятствий для принятия на учет объекта недвижимого имущества) в порядке, установленном пунктом 24 настоящего Порядка, не является основанием для отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества.

21. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить заявителю уведомление о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном Законом для направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав. Заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия оснований для принятия на учет объекта недвижимого имущества.

При приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался, уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества.

В случае направления уведомления собственнику объекта недвижимого имущества (участникам общей собственности, если объект недвижимости находится в общей собственности) в нем дополнительно указывается, что целью его направления является необходимость письменного подтверждения собственником своего отказа от права собственности на объект недвижимого имущества.

22. В принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если:

собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность);

собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности;

по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин;

от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности;

в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.

23. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в принятии на учет направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона.

24. Принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного прекращается при получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, до внесения в ЕГРП записи о принятии объекта недвижимого имущества на учет либо до отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества от органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) заявления о прекращении принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.

V. Снятие с учета объектов недвижимого имущества

25. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение;

государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет;

государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

26. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права муниципальной (государственной) собственности в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации2 (далее — ГК) объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности.

27. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 ГК). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения в ЕГРП записи о снятии его с учета.

28. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет, объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права собственности на него указанного лица.

29. Государственная регистрация права собственности на принятый на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента регистрации права собственности на него в силу приобретательной давности (пункт 1 статьи 234 ГК).

30. После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о снятии данного объекта с учета обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13 Закона, для уведомления собственника о проведенной государственной регистрации ограничений (обременении) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц не по инициативе собственника.

31. В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке, установленном Законом для уведомления собственника о проведенной государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, от права собственности на которые собственник отказался.

1Указывается полное наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в винительном падеже с предлогом «в». Если заявление представляется лично в подведомственное Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии государственное учреждение (его филиал), наделенное решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полномочиями по приему заявлений на государственную регистрацию, указывается наименование действующего на территории регистрационного округа, в котором расположено указанное государственное учреждение территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

2Для документов, представленных в форме электронных документов, поля не заполняются.

3Проставляются подпись специалиста, принявшего и зарегистрировавшего заявление (для заявления, представленного в форме электронного документа, — простая электронная подпись), его фамилия и инициалы.

4Указывается дополнительная информация (при наличии), например: инвентарный номер объекта, этажность и т.д. Для единого недвижимого комплекса указываются объекты недвижимого имущества, включенные в состав данного единого недвижимого комплекса: наименование (вид), кадастровый (условный) номер, площадь, иная дополнительная информация.

5Заполняется если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6Заполняется в отношении российского юридического лица.

7Заполняется в отношении иностранного юридического лица.

8Отчество указывается при наличии.

9Для лица без гражданства в данной графе указываются слова «лицо без гражданства».

10Страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) указывается для лица, на которое законодательством Российской Федерации распространяется обязательное пенсионное страхование.

11Заполняется, если заявление и иные документы представляются заявителем посредством почтового отправления с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении.

12Полномочия представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления могут быть подтверждены в том числе:

доверенностью;

другим предусмотренным федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации документом.

13Заполняется, если заявление и иные документы представляются заявителем посредством почтового отправления с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении, а также в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Указываются наименование и реквизиты документов, в том числе наименования выдавших их органов (организаций), прилагаемых к заявлению.

14Указывается дополнительная информация, которую желает сообщить заявитель, например, при представлении заявления в отношении единого недвижимого комплекса указываются сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс, в том числе в случаях если единый недвижимый комплекс является таковым, поскольку совокупность составляющих его объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей неразрывно связана технологически, указываются сведения о содержании такой технологической связи.

15Заполняется нотариусом в случаях, когда подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 2 статья 16 Закона).

16Заполняется специалистом, указанным в реквизите 2 формы заявления. В данной графе указываются дополнительные сведения, относящиеся к принятому заявлению (например, отметка о несоответствии приложенных к заявлению документов (количества экземпляров документов), перечню документов, указанному в реквизите 10 заявления; отметка о разъяснении заявителю, что органом, осуществляющим регистрацию прав, принятие на учет будет приостановлено или в принятии на учет ему будет отказано (при выявлении при приеме документов оснований для последующего приостановления или отказа в принятии на учет и отказе заявителя получить расписку в получении документов) и т.п.)

Примечание.

В заявление вносятся сведения на русском языке.

Напротив выбранных сведений в специально отведенной графе проставляется знак:

» «

Заявление в форме документа на бумажном носителе оформляется на стандартных листах формата А4. При недостатке места на одном листе для размещения реквизитов заявление может оформляться на двух и более листах. На каждом листе указывается его порядковый номер. Нумерация листов осуществляется по порядку в пределах всего документа арабскими цифрами. На каждом листе также указывается общее количество листов, содержащихся в заявлении.

При оформлении заявления с использованием компьютерной техники, а также в форме электронного документа, могут быть заполнены строки (элементы реквизита), имеющие отношение к конкретному заявлению. В этом случае строки, не подлежащие заполнению, из заявления могут быть исключены, кроме реквизита 2 (отметки о регистрации заявления), номера и содержание сносок могут не проставляться и не распечатываться.