Ошибки в декларации по страховым взносам

Работа над ошибками в Расчете по страховым взносам

Ольга Толоконникова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», май 2017 года

Как и ожидалось всеми, включая представителей налоговых, в первом отчете по взносам было немало ошибок. Форма отчетности для бухгалтеров новая, а в начале года к тому же возникла путаница с платежными поручениями, несоответствия в базе инспекций и фондов. Рассмотрим самые распространенные ошибки, чтобы не допустить их вновь.

Контрольные соотношения

Налоговые органы до 2 мая 2017 г. принимали единый ежеквартальный расчет по взносам, форма которого утверждена приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.10.2016 № 44141). В нем плательщики указывали данные по взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также сведения персонифицированного учета. Такой расчет позволяет налоговикам контролировать уплату страховых взносов и достоверность сведений о заработке.

Одной из основных ошибок в новой форме отчетности по взносам стало несходство в контрольных соотношениях. ФНС РФ выпустила письмо от 13.03.2017 г. № БС-4-11/4371 с контрольными соотношениями, по которым отчетность может проверить любой страхователь. Рекомендация размещена на официальном сайте налоговой службы.

Согласно этому письму, общие и персональные взносы должны совпадать. Если совокупные пенсионные суммы не равны сумме за каждого сотрудника, то расчет считается непредставленным (п. 7 ст. 431 НК РФ). При этом сравниваются взносы за последние три месяца с выплат в пределах лимита. Обратите внимание: налоговые органы сверяют не только данные за последние три месяца, но и каждый месяц по отдельности.

Таким образом, надо проверить следующие соотношения по таблице 1.

Таблица 1

Совокупные взносы (подраздел 1.1 приложения 1 к разделу 1)

Индивидуальные (раздел 3)

Строка 061 графа 2

Сумма 250 граф 4

Строка 061 графа 3

Сумма 240 за первый месяц

Строка 061 графа 4

Сумма 240 за второй месяц

Строка 061 графа 5

Сумма 240 за третий месяц.

Ошибки в персональных данных

Второй наиболее частой причиной возврата расчета стало неправильное указание персональных данных работников. Ошибки в ФИО, данных СНИЛС и ИНН (если есть) также привели к тому, что расчет стал считаться непредставленным и выявили необходимость его корректировать. ИФНС дает следующие рекомендации по корректировке Расчета: «В данных всегда указываем букву «ё», а ФИО и данные СНИЛС сверяем с данными, хранящимися в инспекции. Для этого нужно использовать проверочную программу, находящуюся на сайте ФНС РФ в разделе «страховые взносы».

В указанных выше случаях Расчет считался непредставленным (п. 7 ст. 431 НК РФ), а значит налоговые органы не позднее дня, следующего за днем представления электронного расчета (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), уведомляют плательщика о непринятии его расчета.

Ошибки в базе инспекции

Еще одной ошибкой, с которой столкнулись бухгалтеры, стала невозможность сдать «Расчет по страховым взносам» из-за ошибок в базе инспекции. В этом случае налоговые органы дают рекомендацию письменно сообщить в инспекцию по месту учета о своей проблеме и в сообщении пояснить, что правильно заполнили страховые номера сотрудников и, также, отправить в инспекцию заявление с просьбой уточнить данные в базе и принять расчет. К заявлению приложить копии СНИЛС. Также обратиться письменно в Пенсионный фонд по месту учета компании и попросить, чтобы специалисты выгрузили верные сведения налоговикам. Как утверждают в ИФНС, вопрос об отсутствии СНИЛС в информационных ресурсах налоговой решается на федеральном уровне.

Выплаты иностранцам

Частой ошибкой, которая касается страховых взносов, стали выплаты иностранным работникам. В категорию застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, согласно Закону № 379-ФЗ, с 2012 г. включаются временно пребывающие иностранные граждане.

Есть одно уточнение в части таких иностранцев. В число застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию включаются только те иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории РФ, которые заключили трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев.

Кроме того, уплата взносов с выплат в пользу временно пребывающих и временно проживающих иностранных работников не должна делиться на накопительную и страховую части. Инспекция советует не повторять распространенную ошибку. С 2012 г. все суммы страховых взносов с выплат таким работникам уплачиваются только на финансирование страховой части трудовой пенсии независимо от года рождения застрахованных лиц. Это норма ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Такой порядок связан с тем, что только постоянно проживающие в РФ иностранные граждане имеют право на пенсию. А временно проживающие и временно пребывающие иностранцы не имеют права на пенсию, если на момент возникновения пенсионных прав или достижения пенсионного возраста они не будут иметь статус постоянно проживающего. Таким образом, они могут быть застрахованы в РФ по обязательному пенсионному страхованию, но право на пенсию приобретается вместе со статусом постоянно проживающего.

Корректировочный расчет

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления ИФНС плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранены указанные несоответствия. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Новый расчет нужно представить в ИФНС по месту учета компании или ИП, уточняющие сведения подаются туда же. При этом исправленный документ следует направить налоговикам по форме, актуальной для периода расчета, в котором потребовались корректировки.

За I квартал уточнение подается по новой форме, действующей в 2017 г. Подача корректировочных сведений обязательна:

  • при выявлении ошибки, повлекшей занижение суммы взносов к уплате;

  • при неверном заполнении персональных данных сотрудников;

  • при выявлении отсутствия или неполноты необходимых к представлению сведений.

Для срока подачи уточняющей информации по Расчету по страховым взносам действует общий порядок представления сведений по данной форме — до 30 числа месяца, следующего за периодом расчета (ст. 423 НК РФ). Необходимость уточняющей информации не продлевает этот срок. Если уточнение при своей обязательности представления была подана позднее — штраф неизбежен.

Согласно ст. 119 НК РФ штраф составит 5% от всей суммы задолженности по Расчету по страховым взносам. Штраф начисляется за каждый полный и неполный месяц непредставления сведений со дня, когда требовалось сдать расчет в налоговую. Законом нормируется минимальная и максимальная величина штрафа. Так, минимальный штраф составляет 1000 руб., максимальный — 30% от всей задолженности.

Стоит отметить, что не все описки и ошибки в расчете обязательно влекут за собой наложение штрафных санкций на отчитывающегося страхователя. Так, если ошибка в Расчете по страховым взносам не стала причиной изменения расчетных результатов, и если имело место завышение сумм к уплате, уточнения подаются по желанию страхователя, штрафа за это не последует. Однако, не представив исправленный расчет, в будущем при сверке квартальных расчетов и при необходимости получения справки об отсутствии задолженности страхователь может столкнуться со сложностями и лишними вопросами налоговиков. Но если ошибочно внесенные сведения в итоге уменьшили размер страховых платежей — корректирующий расчет нужно направить в налоговую обязательно. Такие уточненные сведения по Расчету по страховым взносам должны включать в себя заполненные с ошибками страницы и Раздел 3. Прочие листы уточняющего расчета нужно приложить, если потребовались дополнения к поданным ранее сведениям.

Налоговая инспекция советует, выявив ошибку, не ждать уведомления об устранении неточностей или о назначении проверки по страховым взносам, а подавать уточненные данные заранее. Это убережет плательщиков взносов от ненужных штрафов и начисления пеней (ст. 81 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 243-ФЗ).

Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Оглавление

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Постановление

Как привлекают к административной ответственности?

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Общие положения

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Обжалование в суде

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол часто составляют после того, как вас задержали и доставили в отдел полиции. Смотрите – что делать, если вас задержали.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

— вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

— в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

— в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст. 30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

Оферта + акцепт = договор? Правовые нюансы и налоговые последствия

Как правило, партнеры для подтверждения заключения между собой сделки оформляют единый гражданско-правовой договор. Подписание сторонами единого договора, во-первых, позволяет согласовать все важные для сторон вопросы, что помогает избегать возможных споров, и, во-вторых, избавляет от претензий со стороны налоговых органов. Дело в том, что налоговые признают наличие единого догово­ра, подписанного сторонами, обязательным условием для включения осуществленных покупателем затрат в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Между тем практика заключения договоров посредством выставления оферты и ее акцепта имеет довольно широкое применение.

Порядок направления оферты и ее принятия посредством акцепта довольно подробно описан в ГК РФ. Поэтому мы остановимся на спорных вопросах, возникающих в ситуациях, когда стороны заключают договоры посредством направления оферты и ее последующего акцепта.

Итак, офертой признается адресованное одному или не­с­кольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ).

Гражданское законодательство различает два основных вида оферты: публичная и непубличная. Публичная оферта — это содержащее все существенные условия догово­ра предложение, из которого усмат­ривается воля лица, делаю­щего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Непубличная оферта адресуется конкретному лицу. К непуб­личным офертам можно отнес­ти письма, проекты договоров, счета и т.п., направленные конкретным лицам. Публичная оферта — это, например, предложения интернет-магазинов; реклама, в которой прямо указано, что она является офертой; счет на оплату подписки периодических изданий, опубликованный в СМИ, и т.п.

Приглашение делать оферты — не оферта

Помимо интернет-магазинов, которые предлагают приобрес­ти товары на их сайте, в Интернете можно найти много предложений организаций, предоставляющих услуги или выполняющих работы. Проблема заключается в следующем. Такие предложения также сопровождаются опубликованием цены на соответствующие услуги или работы. Эта информация воспринимается многими потенциальными заказчиками как оферта, и они ожидают получить услуги именно по ценам, опубликованным на сайте исполнителя.

Однако между предложением интернет-магазина и предложениями организаций, оказываю­щими услуги или выполняю­щими работы, существует принципиальная разница. Предложение интернет-магазина чаще всего является публичной офертой, поскольку оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. В силу ст. 454, 455 ГК РФ существенным условием договора купли-продажи является условие о предмете (товаре), при этом предмет договора считается согласованным, если договор позволяет определить количество и наименование товара (постановление ФАС Цент­рального округа от 18.01.2012 по делу № А35-3293/2011).

Информация, размещенная на сайте исполнителя работ (услуг) офертой не признается. Для того чтобы предложение можно было расценивать как оферту, необходимо, чтобы это предложение содержало все существенные условия договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Возьмем для примера договор­ оказания услуг по перевозке грузов (см. также «ЭЖ», 2014, № 09, с. 11). Существенным условием договора перевозки груза является предмет договора. При этом соглашение о предмете перевозки считается достигнутым, если согласованы условия о виде груза, его весе, объеме и условиях перевозки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2008 по делу № А11-5594/2006-К1-2/250). К существенным условиям договора перевозки груза также могут относиться срок доставки груза, пункт отправления и назначения перевозки, срок и порядок предоставления и использования транспорта (постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.01.2013 № Ф03-6241/2012).

К существенным условиям, например, договора возмездного оказания услуг относится предмет — вид (перечень) услуг, те конкретные действия, которые в силу ст. 780 ГК РФ исполнитель должен совершить для заказчика (постановление ФАС Московского округа от 09.04.2013 по делу № А40-69123/12-156-645). Очень часто информация, относящаяся к существенным условиям того или иного договора, не может быть прописана на сайте организации-исполнителя. А реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Поэтому в большинстве случаев информация, размещаемая на сайтах организаций, оказывающих услуги, имеет статус рекламы.

Нет акцепта — нет договора

Статьей 154 ГК РФ предусмот­рено, что для заключения до­говора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка). Поэтому для заключения договора недостаточно направления оферты, поскольку в оферте выражается волеизъявление только оферента. Договор признается заключенным только после того, как сторона, получившая оферту, акцептует ее (п. 1 ст. 433 ГК РФ).

Акцептом являются конкретные действия контрагента, указанные в оферте. ГК РФ установлено, что главными условиями акцепта должны быть его полнота и безоговорочность. Молчание или неоплата, соответственно, не могут быть признаны акцептом. Бездействие также не является акцептом оферты. Например, если контрагент не направил оференту отказ от подписания дополнительного договора, такое бездействие не признается согласием на внесение изменений в текст договора (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2013 по делу № ­А56-49739/2012).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не указано в оферте. Допустим, оплата выставленного счета является акцептом.

С момента получения оферентом акцепта гражданское законодательство связывает момент­ заключения договора (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Именно поэтому акцепт необходимо отличать от новой оферты. Возьмем для примера такую ситуацию. Оферент (исполнитель) направил контрагенту проект договора. Контрагента в целом до­говор устроил, однако с отдельными его положениями он не согласился и направил в адрес оферента проект разногласий к договору. Оферент протокол разногласий не подписал и приступил к оказанию услуг без подписания договора. Возник вопрос о том, какие действия признаются акцептом. Суд решил, что контр­агент, получив оферту, не акцептовал ее, а направил оференту протокол разногласий, который признается новой офертой. Первоначальный оферент, не подписав протокол разногласий, приступил к исполнению договора, следовательно, своими действиями он акцептовал новую оферту (протокол разногласий). Таким образом, именно исполнитель своими фактичес­кими действиями по оказанию услуг в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ акцептовал заключение договора на условиях, предложенных контрагентом в протоколе разногласий (постановление ФАС Московского округа от 04.07.2012 по делу № А40-87455/10-52-746).

В оферте может отсутствовать срок для совершения акцепта

Когда в оферте указан срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом в пределах указанного в ней срока (ст. 440 ГК РФ). Если в тексте оферты не указаны сроки ее принятия, то она считается принятой, если акцепт получен оферентом до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами. Если данный срок не установлен, то в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 441 ГК РФ).

Но какой период времени признается нормальным? Так, например, акцепт спустя семь месяцев после получения оферты ФАС Московского округа не признал совершенным в течение нормально необходимого времени, соответственно, до­говор не был признан заключенным (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КГ-А40/1496-08-П).

На практике при отсутствии срока на акцепт в самой оферте стороны руководствуются положениями ст. 11 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой реклама, признанная офертой, имеет силу в течение двух месяцев со дня ее распространения, если, конечно, в ней не указан другой срок. Таким образом, при отсутствии указания срока на акцепт в оферте следует ориентироваться на двухмесячный срок.

Если счет оплачен не вовремя, акцепт ли это?

Мы уже говорили о том, что выставленный к оплате счет за товар признается офертой, а его оплата акцептом. Очень часто счет на оплату содержит условие о том, что этот счет действителен в течение определенного времени. Является ли этот срок сроком для совершения акцепта и можно ли признать договор незаключенным при оплате счета в более поздний срок?

Возьмем для примера такую ситуацию: поставщик выставил счет от 1 февраля 2014 г. на оплату товара, в счете было указано, что он действителен в течение пяти банковских дней. Покупатель оплатил счет 11 марта 2014 г., но впоследствии решил вернуть уплаченную сумму, ссылаясь на то, что на момент оплаты счет уже являлся недействительным, потому договор нельзя признать заключенным, а уплаченная сумма является необоснованным обогащением поставщика.

ФАС Московского округа в такой ситуации пришел к выводу, что указание в счете на то, что счет действителен в течение пяти банковских дней, является указанием на срок, в течение которого покупатель должен перечислить денежные средства в счет оплаты за товар на расчетный счет продавца. Иными словами, счет не содержит срока для дачи акцепта. И оплату счета в течение полутора месяцев можно признать акцептом, совершенным в течение нормально необходимого на это времени (постановление ФАС Московского округа от 10.04.2013 по делу № А40-98522/12-21-931).

Отсутствие единого договора — повод для спора с налоговыми органами

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ), и, несмотря на отсутствие единого договора, между сторонами возникают гражданско-правовые отношения. Так, при получении счета (оферты) и акцепте его путем оплаты можно говорить о том, что договор между сторонами заключен. Более того, в этом случае письменная форма договора считается соблюденной (п. 3 ст. 434 ГК РФ, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Направив оферту и получив акцепт, стороны тем самым заключают между собой договор в письменной форме. Между тем единый документ, подписанный обеими сторонами, отсутствует. Это может повлечь споры с налоговым органом по вопросу обоснованности включения в состав расходов в целях налогообложения прибыли затрат, произведенных покупателем по договору. Налоговая инспекция может не признать произведенные затраты расходами.

Объясняют свою позицию налоговые органы тем, что при отсутствии договора в форме единого письменного документа затраты не признаются обос­нованными и документально подтвержденными. Как следствие, налоговые органы могут доначислить налог, пени и привлечь покупателя к налоговой ответственности. В такой ситуации ему придется отстаивать свои права в судебном порядке. Суды, кстати, нередко встают на сторону налогоплательщиков. Так, например, ФАС Московского округа указал, что наличие договора между сторонами подтверждается счетом, выставленным контрагентом за оказанные услуги, и соответствующим платежным поручением общества. Возможность заключения договора путем направления оферты и получения соответствующего акцепта, то есть без составления единого документа, прямо предусмотрена ст. 432, 435 и 438 ГК РФ. Соответственно, налогоплательщик вправе включить произведенные затраты в состав расходов при исчислении налога на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 04.04.2011 № КА-А40/2332-11-П). Аналогичный вывод содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2011 по делу № А05-11805/2010, Мос­ковского округа от 22.04.2010 № КА-А40/3571-10.