Оплата работы в выходной

Начисление заработной платы – важная часть работы бухгалтера и значительные суммы в расходах организации и ИП. Если условия работы отличаются от стандартных (работа в выходные и праздничные дни, в ночное время, сверхурочная работа), то работнику согласно Трудовому кодексу РФ (ТК РФ) положены доплаты. Расчет таких доплат зависит от многих факторов и не всегда четко определен в нормативных документах. Разберемся с этими вопросами подробно.

1. Оплата работы в праздничные и выходные дни

2. Оплата сверхурочной работы

3. Доплата за работу в ночное время

4. Оплата работы в сверхурочное время

5. Оплата работы в условиях, отличающихся от нормальных, в налоговом учете

1. Оплата работы в праздничные и выходные дни

В общем случае оплата работы (ее расчет), когда работники получают заработную плату, исходя из фиксированной ставки (оклада), и ими отработана обычная норма рабочего времени за месяц, не представляет сложностей для счетного работника.

Оплата работы за месяц = Оклад (тарифная ставка) + РК (районный коэффициент для местностей, где он установлен).

Оплата работы в праздничные дни, как и оплата работы в выходной день, согласно Трудовому кодексу РФ (ТК РФ) должна производиться не менее чем в двойном размере, либо должен предоставляться день отдыха.

Оплата работы в выходные и праздничные дни должна предусматривается локальным нормативным актом (ЛНА) организации, коллективным или трудовым договором. Таковы требования статьи 149 ТК РФ. Размер доплаты может любым, но он не должен быть меньше, чем определено статьей 153 ТК РФ:

  • для работников со сдельной оплатой труда такие дни оплачиваются исходя из не менее чем двойных сдельных расценок,

  • для сотрудников на дневной или часовой тарифной ставке – оплата производится исходя из не менее чем двойной дневной или часовой тарифной ставки,

  • для сотрудников на окладе – в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если сотрудник отработал только месячную норму рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Напомним, что выходные дни — это еженедельно предоставляемые работнику дни непрерывного отдыха, порядок их предоставления прописан в статье 111 ТК РФ.

Праздничные нерабочие дни (их перечень) установлены в статье 112 ТК РФ.

Если работа в выходные или праздники длилась не полный рабочий день (смену), то оплата работы в праздничные дни, а также в выходные дни в повышенном размере производится только за фактически отработанное время (от 0 до 24 часов).

Месячная норма рабочего времени определяется, исходя из нормальной продолжительности рабочего времени по производственному календарю.

При этом оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день производится только в том случае, если работник вышел на работу по приказу (распоряжению) руководителя. Если по собственной инициативе – на доплату сотрудник может не рассчитывать (статья 114 ТК РФ).

Рассмотрим, как определяется оплата работы + в праздничные + и выходные дни для различных случаев системы оплаты труда

Повременная система оплаты труда (оплата исходя из оклада)

Расчет необходимо вести исходя из дневной или часовой ставки.

Оплата за работу в выходной / праздничный день (ВД/ПД) = Дневная ставка× 2

Дневная ставка = (Тарифная ставка (оклад) сотрудника + Стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки): количество рабочих дней в месяце, за который рассчитывается доплата.

Если отработан неполный рабочий день, то используем часовую ставку.

Оплата за работу в ВД/ПД = Часовая ставка × 2 × Количество отработанных часов.

Часовая ставка = (Тарифная ставка (оклад) сотрудника + Стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки): Количество рабочих часов в месяце, за который рассчитывается доплата.

Такой порядок действует с июня 2018 года – после опубликования Постановления Конституционного суда от 28.06.2018 № 26-П и письма Минздрава от 25.10.2018 № 16-3/3108910-6506. Ранее при расчете не учитывались стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки.

Пример 1

Сотрудник на окладе (20 тысяч рублей) отработал все дни по графику в мае 2019 года. Дополнительно, в связи с производственной необходимостью, он отработал в свой выходной день (субботу 18 мая) 4 часа по приказу руководителя. Предположим, что сотрудник кроме оклада получает ежемесячную премию в сумме 3 тыс. руб. Рассчитать оплату работы в выходной день.

Решение

Норма рабочего времени в мае 2019 года при 40-часовой рабочей неделе – 143 часа.

Работник отработал в мае 147 часов

Оплата работы 18 мая составит (20 000 + 3 000) / 18 / 8 / * 4 * 2 = 1 277,78 руб.

Следует учитывать, что, по мнению инспекции по труду (см. рубрику «Вопрос-ответ» сайта Онлайнинспекция.рф), премия включается в расчет оплаты за работу в выходной или праздничный день, если выполняются два условия:

• размер премии на момент расчета доплаты известен,

• премия учитывается в том месяце, когда она начислена, срок выплаты в расчет не берется.

Необходимо помнить, что работнику по его желанию за работу в выходной или праздничный день можно предоставить другой день отдыха. Тогда оплата будет производиться в одинарном размере.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени характерен для сменного графика работы. В таком случае необходимо учесть несколько моментов:

  1. Определить, работал сотрудник в выходной или праздничный день по графику рабочего времени или сверх графика.

  2. Выяснить, будет ли работник за сверхурочную работу брать отгул. Если нет, то при работе сверх графика сверхурочные за первые 2 часа работы в учетном периоде должны быть оплачены в полуторном размере, за третий и последующие часы – в двойном.

  3. Произвести выплаты за сверхурочные работы по окончании учетного периода – месяца, квартала, иного периода продолжительностью не более года (статьи 99 и 104 ТК РФ).

Пример 2

Водителю организации установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – месяц. Оклад водителя составляет 25 000 руб.

Согласно графику работы в мае 2019 года он должен был отработать 143 часа, в том числе 8 часов в праздничный день 9 мая. Фактически водитель отработал 152 часа. Переработки были 6, 8, 17 мая по 2 часа, 20, 22, 27 мая по 1 часу. Всего в мае было отработано 19 смен. Определить суммарную оплату труда водителя за май 2019 г.

Решение

Так как работа в праздничный день проводилась по графику, водителю было начислено:

  • оклад за месяц,

  • доплату за работу в праздничный день (8 ч) в одинарном размере,

  • доплату за сверхурочную работу (152 – 143 = 9 ч).

Часовая ставка сотрудника:

25 000 руб. : 143 = 174,83 руб./ч.

Доплата за сверхурочную работу:

(174,83 руб./ч × 2 ч × 1,5) + (174,83 руб./ч × 7 ч × 2) = 2 972,11 руб.

Доплата за работу 8 мая:

174,83 руб./ч × 8 ч = 1 398,64 руб.

Всего начислено за май – 29 370,75 руб. (25 000 + 2 972,11 + 1 398,64).

При этом необходимо учитывать, что при суммированном учете рабочего времени количество сверхурочных часов за год не может превышать 120 (статья 99 ТК РФ).

Сдельная оплата труда

Для сдельщиков при необходимости работы в праздничный день в 2 раза увеличиваются сдельные расценки

Пример 3

В организации сборщикам игрушек установлена сдельная оплата труда – 200 рублей за игрушку.

По производственной необходимости сборщика вызывали на работу в праздничные дни – 1 и 9 мая. В каждый день он отработал 8 часов, собрав по 5 игрушек. Какова будет оплата работы в праздничные дни?

Решение

Оплата работы в праздничный день для сборщика составит:

5 шт. × 200 руб./шт. × 2 = 2 000 руб.

За два праздничных дня соответственно 4 тыс. руб.

Если сотрудник в течение месяца работал и в праздничные, и в выходные дни, — ему положена оплата за все отработанное сверх нормального графика время.

В таком случае сдельщикам и работникам, оплата работы которых исчисляется исходя из тарифных ставок, за работу в выходной или нерабочий праздничный день положена оплата исходя из двойных расценок или двойной дневной (часовой) ставки.

Те же, кто трудится на окладе, получает дополнительную оплату в одинарном размере за работу в такие периоды, если общее количество отработанного времени не вышла за границы месячной нормы, и двойную оплату – при работе сверх месячной нормы.

С учетом рассмотренных отличий сумма заработная плата будет равна:

Оплата работы = обычная оплата работы + в праздничные + в выходные.

Как мы уже отмечали выше, возможны 2 вида начислений за работу в выходные и нерабочие праздничные дни:

  • доплата за работу в выходные и праздничные дни,

  • оплата выходных дней и праздничных дней.

Различие в том, что когда сотрудник работает в выходной или нерабочий праздничный день, который для него в соответствии с графиком работы является рабочим днем (при суммированном учете рабочего времени), такие начисления является «доплатой за работу в выходные и праздничные дни». В других случаях — это не доплата, а оплата выходных и праздничных дней.

О том, как отразить оплату выходных и праздничных дней в 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видео.

2. Оплата сверхурочной работы

Оплата сверхурочной работы производится дополнительно к оплате за работу в нормальных условиях труда.

В зависимости от принятой в организации системы оплаты труда в отработанное сверх норм время попадают:

  • поденно — часы сверх установленных на день,

  • понедельно — часы сверх установленных в неделю,

  • суммировано — часы сверх норматива, определенного на период (для этого случая — расчет только по окончании периода),

  • посменно — график смен составлен так, что в него уже заложена переработка сверх норматива по производственному календарю.

Пример 4

Определить оплату за переработанное время, если сотруднику установлен график 2/2, смена длиться 12 часов. По графику, например, на апрель 2019 года выпадает 15 смен – 180 часов. Оклад – 30 тысяч. В месяце 22 рабочих дня, норма по производственному календарю 175 часов. Определить, какую величину составит оплата сверхурочной работы.

Решение

Размер переработки 180 – 175 = 5 часов

Часовая ставка – 30 000 / 175 = 171,43

Размер доплаты = 171,43 * 2* 1,5 + 171,43 * 3 * 2 = 1 542,87

3. Доплата за работу в ночное время

Должна ли в организации быть предусмотрена доплата за работу в ночное время? Безусловно. Ведь работник трудится не в нормальных условиях. Размер доплаты следует установить в ЛНА, учитывая, что такая доплата не может составлять менее 20% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (статья 154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554).

Такое правило действует при любом режиме работы – как обычном, так и сменном.

Пример 5

В апреле 2019 года работник по просьбе работодателя отработал дополнительно 4 часа в ночное время с 22 часов до 02 часов следующего дня. ЛНА установлено, что доплата за ночное время установлена в размере 25% от тарифной ставки (оклада). Оклад – 30 тысяч рублей. Определить, чему будет равна доплата за работу в ночное время и общая оплата труда за месяц.

Решение

Оплата труда за апрель составит:

30 857,14 = 30 000 + (30 000 / 175) * 4 * 1,25

175 — количество рабочих часов в апреле по производственному календарю,

1,25 – увеличенная на 25% часовая ставка.

4. Оплата работы в сверхурочное время

Суммарная оплата труда работников, которым пришлось трудиться в сверхурочное время, определяется сложением суммы оплаты за работы в привычных условиях и доплаты за сверхурочное время.

При этом следует учитывать, что для работников, которым установлен ненормируемый рабочий день, время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего дня, не признается сверхурочным (Письмо Минтруда России от 05.03.2018 N 14-2/В-149), соответственно доплата за сверхурочную работу для таких работников не предусмотрена.

Единственная компенсация для таких работников – предоставление дополнительного отпуска не менее трех календарных дней (статья 119 ТК РФ).

Как отразить оплату за сверхурочную работу в 1С Бухгалтерия 8 смотрите в видео:

5. Оплата работы в условиях, отличающихся от нормальных, в налоговом учете

Страховые взносы и НДФЛ на суммы, начисленных за работу в условиях, отличающихся от нормальных, начисляются в обычном порядке.

При налоговом учете по налогу на прибыль главное условие, которое необходимо соблюсти – все виды оплаты труда, включая доплаты, должны быть предусмотрены системой оплаты труда в организации и четко прописана в одном из документов:

  • коллективный договор,

  • трудовой договор,

  • локальный нормативный акт (обычно это положение об оплате труда и премировании).

Если все эти условия выполнены, оплату труда и доплаты можно учесть в налоговом учете по налогу на прибыль в качестве расходов.

По мнению ФНС можно учитывать такие доплаты в размерах, установленных компанией в ЛНА (письмо ФНС России от 28 апреля 2005 г. № 02-3-08/93).

Минфин России считает, что в расходы по налогу на прибыль должны включаться только доплаты в размерах, установленных статьей 153 Трудового кодекса РФ (письма Минфина России от 20 мая 2005 г. № 03-03-01-02/2/90 и от 4 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/88). Речь идет о доплатах не более чем в 2-х кратном размере.

Эти подходы действуют и в отношении учета аналогичных расходов при УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Компании придется самой определить, какого подхода она будет придерживаться, отразив выбранный подход в своей учетной политике по налоговому учету.

Статья 158 ГК РФ. Форма сделок

1. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

2. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

3. Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

См. все связанные документы >>>

1. В статье содержатся общие правила о форме сделок и названы допускаемые правом различные способы фиксации волеизъявления субъектов гражданского права, образующие сделку. Таковыми являются наиболее часто применяемые устная и письменная — простая или нотариальная форма (п. 1), конклюдентные действия (п. 2), а также молчание (п. 3).

Соблюдение формы сделки необходимо для признания ее действительной, а также четкой фиксации прав и обязанностей участников сделки, что облегчает ее исполнение и разрешение возможных споров.

2. Правила о форме сделки должны применяться также при ее изменении и прекращении, когда необходимо соблюдение той же формы, которая установлена для основной сделки. Это прямо предусматривается в ряде статей ГК применительно ко многим видам сделок (ст. ст. 389, 391, 573, п. 2 ст. 818, п. 1 ст. 1056), а также в отношении договоров вообще (п. 1 ст. 452).

Однако в силу специального указания закона при изменении состоявшейся сделки иногда допускается иная, более простая форма (п. 2 ст. 592 ГК о выкупе ренты). Использование иной формы сделки может также вытекать из обычаев делового оборота или условий договора (п. 3 ст. 159, п. 1 ст. 452 ГК).

3. Поведение лица, из которого явствует его воля совершить сделку, именуется в гражданском праве конклюдентным действием и признается согласно п. 2 ст. 158 имеющим правовое значение только в тех случаях, когда сделка может быть совершена в устной форме. Примером конклюдентных действий является приобретение товаров или обмен валюты через автоматы (ст. 498 ГК), символическая передача дара посредством передачи ключей (п. 1 ст. 574 ГК), принятие наследства путем совершения фактических действий (ст. 546 ГК 1964 г.).

Если для сделки предписана письменная форма, совершение конклюдентных действий заменить ее не может и, следовательно, правовых последствий не влечет. Исключение предусмотрено п. 3 ст. 438 ГК для случаев акцепта (см. коммент. к этой статье).

4. Молчание является совершением сделки, когда это прямо предусмотрено законом или соглашением сторон. Например, в силу п. 2 ст. 621 ГК, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Согласно ст. 999 ГК молчание комитента в течение 30 дней считается принятием им отчета комиссионера.

Признание молчания сделкой может предусматриваться также другими актами гражданского законодательства. В силу банковских правил незаявление плательщиком возражения против выставленного платежного требования считается его согласием на платеж (так называемый молчаливый акцепт).

Правило п. 3 ст. 158 о правовом значении молчания существенно дополняется п. 2 ст. 438 ГК применительно к акцепту оферты. Согласно этой норме акцепт в форме молчания возможен, если это вытекает также из обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

5. Для совершения устных сделок стороны вправе избрать письменную, в том числе нотариальную форму, а для письменных сделок — предусмотреть необходимость их нотариального удостоверения (п. 2 ст. 163 ГК).

Оценка заключения эксперта судом

Оценка заключения эксперта судом является этапом проведения экспертизы как процессуального действия в гражданском судопроизводстве.

Как указывалось выше, форма и содержание экспертного заключения регламентируются ст. 226 ГПК, предусматривающей также, что заключение эксперта дается в письменном виде и должно содержать подробное изложение проведенных исследований, мотивированные ответы на поставленные вопросы в форме выводов.

В соответствии с законом проверка и оценка заключения эксперта, как одного из источников доказательств, осуществляются судом в соответствии с требованиями ст. ст. 240 и 241 ГПК. Только после этого создается возможность окончательного решения о его достоверности. Несмотря на то, что заключение эксперта представляет собой результаты специально проведенного научного исследования, что дает достаточно высокие гарантии истинности установленных в нем фактов, оно не должно расцениваться судом как исключительное доказательство, имеющее особую силу перед другими средствами доказывания. Для того чтобы использовать заключение эксперта в доказывании, суду необходимо уяснить его смысл, место в системе собранных доказательств, всесторонне и критически оценить его .

Анализ заключения эксперта, проведенный судом на основании требований процессуального законодательства, должен найти свое отражение в решении суда. Выполнение перечисленных требований означает точное воспроизведение и правильное изложение в процессуальных документах смысла экспертных заключений и формулировку на этой основе собственного вывода об обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Оценивая заключение эксперта в совокупности с другими доказательствами, суд может установить противоречие между двумя заключениями экспертов по одному и тому же факту, расхождение в выводах эксперта по сравнению с другими доказательствами. Это требует выяснения причин противоречий не формально, а по существу, причем доводы, опровергающие заключение или иное доказательство, должны быть обоснованными и касаться существа вывода эксперта. Устранение противоречий возможно путем допроса эксперта и других участников процесса, назначения повторной экспертизы, проведения осмотра объекта экспертизы и проведения других судебных действий.

Имеющиеся противоречия между заключением эксперта и другими доказательствами по делу не означают, что суд должен отнестись с большим недоверием к выводам эксперта, так как расхождение собранных по делу доказательств с заключением эксперта еще не свидетельствует о его ошибочности .

Недостоверность того или иного источника доказательств устанавливается в результате критической оценки всех противоречивых доказательств с обязательным устранением противоречий.

Оценивая заключение эксперта, суд не должен допускать немотивированного его игнорирования либо переоценки выводов эксперта по отношению к остальным доказательствам по делу, принижения значения одного вида доказательств над другим. Основным содержанием оценки заключения эксперта является определение его доказательственной силы, возможности использования для установления фактических обстоятельств дела, для чего необходимо определить достоверность или недостоверность заключения эксперта, его допустимость, мотивированность.

Чтобы правильно решить все эти вопросы в процессе оценки заключения необходимо проверить соблюдение процессуального законодательства при назначении и производстве экспертизы, оценить научную обоснованность и полноту заключения, правильность примененных методов и методик, проведенных исследований и сделанных выводов, установить соответствие установленных экспертом фактов другим доказательствам.

Соблюдение закона при назначении и проведении экспертиз является необходимым условием допустимости заключения эксперта как доказательства, так как в случае существенных процессуальных нарушений заключение эксперта не может быть положено в основу решения суда и признано законным и обоснованным. Оценка заключения эксперта с точки зрения законности включает в себя проверку соблюдения процессуальных норм, относящихся к порядку назначения первичных, дополнительных, повторных экспертиз, обеспечение со стороны суда реальных возможностей осуществления прав и интересов участников процесса, проведения экспертизы лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями для решения поставленной задачи.

Оценивая заключение эксперта, суд должен выяснить, нужны ли в конкретном случае специальные знания и из какой именно области — то есть, необходимость назначения экспертизы для установления имеющих значение для дела фактов; проведена ли экспертиза лицом, обладающим такими специальными знаниями, соответствующей квалификацией, компетентностью и объективностью .

При оценке квалификации эксперта суд должен на основе имеющихся материалов экспертизы установить наличие у него специального образования, практического опыта, стажа работы по данной специальности, узкой специализации в рамках данной профессии.

Далее следует установить соответствие задания и заключения эксперта его компетенции, так как вопросы, поставленные эксперту, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта (ч. 2. ст. 216 ГПК). Данная норма предполагает изучение поставленных перед экспертом вопросов и отнесение их к определенной отрасли знания, необходимость их применения для установления фактических данных по делу; установление относимости к компетенции эксперта научных положений, методов исследования, использованных при проведении экспертизы.

Судебная практика показывает, что наиболее распространенными случаями нарушения компетенции эксперта являются: выполнение сведущими лицами (экспертами и специалистами) функций других участников процесса; совершение экспертом действий по делу, не связанных с применением его специальных знаний (например, самостоятельный сбор исходного доказательственного материала, помимо направленных на исследование объектов и предоставленных для ознакомления материалов дела); решение экспертом правовых вопросов, являющихся исключительной прерогативой суда.

В настоящее время на практике неоднозначно решается вопрос о том, входит ли в компетенцию эксперта вопрос о нарушении субъектом своими действиями (бездействием) специальных правил (техники безопасности, движения транспорта). В подобных случаях без использования специальных знаний в области сложных технологий, технического состояния транспорта невозможно установить тот или иной факт, объяснить его происхождение. Поэтому не будет выходом за пределы компетенции вывод эксперта о соответствии действий лица специальным правилам и его можно рассматривать как доказательство по делу. Юридическую же оценку установленного экспертом факта дает суд .

Эксперт выходит за пределы своей компетенции, когда дает заключение не на основании исследования объектов экспертизы, а по своему усмотрению отбирает некоторые данные, относящиеся к предмету экспертизы, проводя тем самым анализ и оценку отдельного доказательства. Такое заключение не может быть использовано в качестве полноценного источника доказательств.

Превышением компетенции эксперта могут считаться случаи проведения исследований, выходящих за пределы специальных знаний, например, производство определенного вида экспертизы без соответствующей подготовки.

Одним из элементов оценки является проверка объективности эксперта, так как заключение, данное лицом, заинтересованным в исходе дела, не может рассматриваться как надлежащий источник доказательств.

В связи с этим для гарантии обеспечения объективности эксперта гражданское законодательство предусматривает целый ряд случаев, когда сведущее лицо не может выступать в качестве эксперта. Так, ГПК предусмотрены случаи возможности отвода эксперта в порядке, предусмотренном ст. 35 ГПК Республики Беларусь.

Обязательной проверке подлежит выполнение требований закона о соблюдении при проведении экспертиз прав участников процесса, гарантирующих их интересы. Необходимо также проверить соблюдение закона о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения либо дачу заведомо ложного заключения; удовлетворено ли ходатайство; соблюдение требований ГПК при проведении экспертизы, выполненной в стадии подготовки дела к слушанию либо при производстве в порядке обеспечения доказательств.

Анализ соблюдения процессуальных норм включает также и установление полноты представленных эксперту материалов, так как их недостаточность отрицательно сказывается на качестве экспертного заключения, что в свою очередь нередко служит основанием для отмены решения суда.

Заключение эксперта должно проверяться судом на соответствие его содержания требованиям ст. 226 ГПК.

Анализ научной обоснованности заключения эксперта является одним из сложных элементов в оценке для суда и представляет известную трудность, поскольку требует владения основами соответствующих специальных знаний. Определенную помощь в этом может оказать сам эксперт, разъяснив, в частности на допросе, смысл исследований, научной аргументации; обращение суда (судьи) к соответствующим справочникам, руководствам, а в некоторых случаях за консультацией к ученым, специалистам.

Для оценки научной обоснованности заключения эксперта необходимо установить: имеются ли у данного вида экспертизы научные основы, то есть разнообразные теоретические и практические положения, предмет, методика исследования, какие научные положения и специальные знания использовались экспертом; соответствуют ли полученные выводы проведенному исследованию и являются ли они его логическим завершением; применял ли эксперт наиболее эффективные, апробированные и современные методы исследования; достаточен ли объем исследованного материала для получения результатов, правильно ли эксперт оценил выявленные им свойства, признаки объектов.

Заключение эксперта не может быть признано обоснованным, если данный вывод экспертизы не имеет научных основ или же примененные научные положения, на которых основывается вывод, вызывают сомнение у суда, когда результаты получены на основе приблизительных данных, без учета реальных обстоятельств дела. Большое значение для оценки научной обоснованности заключения имеет, и проверка правильности научных положений, методов, методик, примененных экспертом при решении поставленных вопросов, всесторонности и полноты проведенного исследования. Следует иметь в виду, что существенная неполнота исследования, приведшая к даче необоснованного заключения, служит одним из оснований назначения повторной экспертизы.

Необоснованным считается и заключение эксперта, основанное не на его специальных знаниях, а на результатах изучения обстоятельств дела, оценке доказательств, собранных по делу, привлечении данных юридической науки, то есть в случае выхода за пределы своей компетенции. Результаты экспертного исследования отражаются в выводах, которые являются частью заключения эксперта, содержащей ответ на вопросы суда, где сообщаются установленные фактические данные .

Экспертные выводы делятся на категорические, вероятные и выводы о невозможности решить по существу поставленный вопрос.

К категорическим относятся выводы, содержащие достоверные знания эксперта об установленном факте независимо от каких-либо условий его существования. Категорические выводы означают полную уверенность эксперта в полученных результатах, основанную на всестороннем и объективном исследовании представленных объектов и материалов. Они делятся на категорические положительные, утверждающие существование факта, по поводу которого перед экспертом поставлен определенный вопрос, и категорические отрицательные, отрицающие существование подобного факта.

Категорическая форма вывода эксперта означает его достоверность сначала только в рамках экспертного заключения. Вывод может рассматриваться как доказанный, истинный лишь после его оценки судом в совокупности со всеми материалами дела.

Следует иметь в виду, что при оценке категорических выводов суду необходимо исходить из точного смысла заключения и правильно истолковывать его. Нарушение этого требования может отрицательно сказаться на обоснованности принимаемых решений по делу.

В зависимости от различных обстоятельств эксперт не всегда может разрешить в категорической форме поставленные перед ним вопросы. В таких случаях в заключении формулируются вероятные выводы, то есть обоснованные предположения (гипотезы) эксперта об устанавливаемых фактах.

Вероятный вывод (положительный или отрицательный) свидетельствует о том, что экспертом в результате исследования не установлен категорически какой-либо факт, а лишь высказано предположение о нем. Причинами вероятных выводов могут быть: неправильное или неполное собирание объектов, подлежащих исследованию; утрата или отсутствие наиболее существенных, значимых признаков следов; недостаточное количество сравнительных материалов; не разработанность методики экспертного исследования и другие.

Вопрос допустимости вероятных выводов эксперта на протяжении многих лет является дискуссионным, так как одни авторы считают, что заключение эксперта всегда должно быть выражено в категорической форме, другие допускают предположительную, вероятную форму выводов, обосновывая это тем, что они приносят пользу, помогая суду выбирать направление и строить версии рассматриваемого дела.

Вероятное заключение эксперта в ряде случаев может играть положительную роль в ходе расследования и (или) судебного разбирательства, что является его специфической чертой, но вероятное заключение не имеет доказательственного значения, так как из смысла закона следует, что доказательством являются фактические данные, а не предположение. Это означает, что источником доказательства может служить заключение эксперта, устанавливающее какой-либо факт только в категорической форме.

Если в результате экспертного исследования не удалось прийти к единственному варианту решения вопроса, эксперт формулирует альтернативный вывод, который предполагает существование любого из перечисленных в нем взаимоисключающих фактов. Выбор в этом случае делает лицо или орган, назначивший экспертизу (в нашем случае суд или судья). Условный вывод эксперта предполагает зависимость решения вопроса от какого-либо условия.

Если же эксперт не может по каким-либо причинам ответит по существу на поставленный вопрос, он воздерживается от дачи заключения в отношении какого-либо факта. В случаях, если представленные эксперту материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за пределы специальных познаний эксперта, он сообщает суду о невозможности дать заключение (ч. 1 ст. 98 ГПК).

Вывод о невозможности решения вопроса или сообщение о невозможности дачи заключения из-за недостаточности исходных данных может быть сделан лишь после того, как орган, назначивший экспертизу, уведомит эксперта об отказе или невозможности представления требуемых материалов по заявленному ходатайству. Несмотря на то, что в этих выводах отсутствуют фактические данные, то есть они не имеют доказательственного значения, их следует оценивать по общим правилам.

В настоящее время происходит интенсивная разработка и внедрение в экспертную практику современных автоматизированных методов исследования. Суды должны наиболее тщательно подходить к оценке заключения эксперта, выполненного с помощью ЭВМ. При таком анализе важным элементом оценки должен стать анализ научной обоснованности примененных программ, полноты, точности выбора исходных данных, вводимых в ЭВМ экспертом. Определенную помощь суду в оценке сущности, правильности примененных автоматизированных методов исследования могут оказать консультация специалистов, знакомство с соответствующей литературой, допрос эксперта .

Правительство Российской Федерации. Полномочия и структура

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым подало в отставку. Президент Владимир Путин внес в Госдуму кандидатуру главы Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ о полномочиях и структуре правительства.

Общие сведения

Правительство Российской Федерации — высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.

Полномочия

— организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

— руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;

— разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;

— проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Согласно ст. 115 Конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.

В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Государственной думе.

Структура

Правительство состоит из председателя, его заместителей (с мая 2018 г. — 10 человек) и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Государственной думы. Вице-премьеры и министры кабинета также назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум. В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на январь 2020 г. — 22 министерства, а также 50 федеральных служб и агентств).

Согласно ст. 112 Конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые тот направляет в течение недели после своего назначения на пост.

Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве.

Аппарат правительства

Аппарат правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности кабинета министров и его председателя. Среди задач структуры контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых правительством решений, а также поручений премьера и его заместителей. Кроме того, Аппарат правительства готовит экспертные заключения на поступившие в кабинет министров проекты законов, организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судами, рассматривает обращения граждан и др.

Аппарат правительства работает под руководством премьер-министра. Его возглавляет один из вице-премьеров или министров. В структуре — 36 подразделений, в том числе 11 секретариатов (премьер-министра и 10 вице-премьеров), 24 департамента (контроля и проверки выполнения решений правительства, промышленности и инфраструктуры, по формированию системы «Открытое правительство» и др.), а также аппарат коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

По данным Росстата, в конце 2018 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 437 человек, их средняя ежемесячная заработная плата составляла 240 тыс. руб.

Совещательные органы, организации при правительстве

При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.

Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений. Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр «Артек» и др.

Премии и награды правительства

Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.

Среди правительственных наград — медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.