ООО требования к уставному капиталу

Уставной капитал ООО

Уставный капитал – обязательный элемент общества с ограниченной ответственностью, который должны сформировать учредители для того, чтобы ООО получило право быть зарегистрированным. В мировой экономике это важный показатель финансового анализа при установлении сотрудничества для инвесторов и контрагентов.

Начальный капитал организации в нашей стране еще не свидетельствует о ее потенциале, а только обеспечивает изначальное функционирование.

На российском рынке уставной капитал в большей степени формальность.

Для чего необходим уставный капитал, как он может быть увеличен или уменьшен, каков минимально допустимый его размер и другие вопросы, касающиеся формирования и хозяйственного значения, обсуждаем в этой статье.

Федеральное законодательство об уставном капитале

П. 1 ст. 14 Федерального закона РФ № 14-ФЗ «Об ООО» определяет гарантии учредителей юридического лица, которые выражаются в его имуществе.

Уставный фонд ООО – это те финансовые средства и материальное имущество, которое учредители внесли в фонд, регистрируя новое юридическое лицо.

ВНИМАНИЕ! Сумма капитала складывается из частей, составляющих долю каждого участника ООО.

В законодательстве четко регламентированы главные моменты, касающиеся уставного капитала:

  • ограничения по минимальному размеру;
  • способ внесения;
  • отражение в учредительной документации;
  • возможности и обязанности для изменения;
  • функции и состав.

Для чего применяется уставный капитал

Деньги и другие материальные средства, вкладываемые учредителями при организации юридического лица, несут несколько различных функций:

  • являются обязательным учредительным элементом;
  • выступают мерой ответственности и гарантийным обязательством для контрагентов;
  • определяют доли каждого участника ООО;
  • являются стартовым бизнес-капиталом;
  • могут быть употреблены в качестве оборотных средств для закупок сырья, оборудования, офисных принадлежностей и т.п.;
  • способны представлять собой фонд заработной платы наемному персоналу;
  • тратиться на другие необходимые расходы фирмы.

Где фиксируется размер уставного капитала

Уставный капитал должен быть отражен в учредительных бумагах ООО:

  • в Уставе юридического лица;
  • в учредительном договоре.

Дополнительные документы, которые нужны для создания и пользования уставным капиталом, потребуются в банке при открытии расчетного счета. Ведь средства, вносимые в учредительный фонд, должны быть положены именно туда, а информация о расчетном счете также зафиксирована при регистрационном учете.

Для банка предпринимателям потребуются:

  • проекты учредительной документации;
  • протокол (решение) собрания учредителей, посвященного созданию нового юрлица;
  • заявление или договор на открытие накопительного счета (пишется непосредственно в банке);
  • справка о внесении уставного капитала (выдается банковским учреждением).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В качестве доказательства формирования уставного капитала принимается документ, свидетельствующий о внесении средств (например, приходный кассовый ордер), а не фактическое присутствие необходимой суммы на расчетном счете в данный момент времени.

Деньги (хотя бы первую половину) в уставный фонд необходимо внести в первые 4 месяца после регистрации ООО на счет, открываемый уже после учреждения фирмы. До мая месяца 2014 года эту процедуру нужно было проводить непосредственно перед регистрацией.

Размер уставного капитала

Необходимый минимум средств для того, чтобы учредить организацию, по состоянию на сегодняшний день эквивалентна 10 000 руб. Причем на в первые месяцы после регистрации должно быть собрано и внесено в банк хотя бы 1/2 обязательной суммы, а недостающие деньги нужно будет внести в течение последующего года. В любой момент проверки финансового состояния ООО уставный капитал не может быть меньше этой суммы.

Государство установило для некоторых предпринимательских категорий другую минимальную планку стартового капитала:

  • для частной охраны – 100 000 руб.;
  • при организации тотализаторов и азартных игр – 100 000 000 руб.;
  • для учредителей банков – 300 000 000 руб.;
  • для финансовых организаций небанковского характера, в зависимости от лицензии – 90 000 000 – 180 000 000 руб.;
  • для осуществляющих медицинское страхование – 60 000 000 руб.;
  • для иных страхователей – 120 000 000 руб., умноженных на соответствующий отрасли страхования коэффициент;
  • для производителей крепких спиртных напитков – 80 000 000 руб.;
  • региональные особенности, фиксируемые в местных законодательных актах.

Максимальная планка уставного капитала законом не лимитирована, однако, она должна фиксироваться в учредительных бумагах: его размер оставляется на усмотрение самих предпринимателей-учредителей.

Больше-меньше

Размер уставного фонда должен в любой момент времени соответствовать фактически заявленному. В течение первого года деятельности его оценку не учитывают, так как в это время еще может вноситься недостающие 50% первоначального капитала. Следующие финансовые года уже являются показательными: стоимость активов обязана совпадать с зафиксированными в документации цифрами. Если выявлено несоответствие, возможны следующие варианты:

  • сумма вклада выявилась меньшей, нежели минимально установленная – ООО следует ликвидировать как несостоятельное;
  • учредительный капитал не соответствует в меньшую сторону заявленной в первоначальных документах сумме, которая изначально устанавливалась больше минимальных 10 000 руб. – следует произвести процедуру уменьшения уставного фонда;
  • сумма чистых активов превысила указанный в документах уставный фонд – необходимо увеличить до фактического размера.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все изменения в обязательном порядке фиксируются в регистрирующих органах и отражаются в реестре юридических лиц.

Что может составлять уставной капитал

Какие именно ценности могут составлять уставный капитал?

Минимальная сумма может быть внесена только в денежной форме (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ). Долю, превышающую этот минимум, можно вносить и другими способами.

В качестве вклада, кроме денег, могут выступать:

  • материальные ценности;
  • ценные бумаги;
  • права собственности, которые можно оценить в деньгах.

К СВЕДЕНИЮ! Патент или другой объект интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал не принимается (Постановление Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01 июля 1996 №6/8). Но право пользования объектом авторского права, зарегистрированное по закону, является имущественным правом, допустимым для внесения в долю капитала.

Как вносить неденежный вклад

Деньги вносятся на накопительный банковский счет, а как поступать с имущественной долей капитала?

Все зависит от того, какой финансовой сумме она эквивалентна. Если вносятся неденежные средства в размере до 20 000 руб. (или 200 МРОТ), то их оценивают сами вкладчики. При этом недопустимо необоснованное завышение: сколько бы не составляла стоимость вклада на самом деле, вносящий его учредитель несет ответственность на всю заявленную им сумму.

Превышающие 200 МРОТ активы должны быть оценены специалистом – независимым оценщиком. Дальнейшая процедура внесения происходит следующим образом.

  1. Утверждение внесения неденежной доли в уставный капитал юридического лица на собрании учредителей (обязательно единогласное решение).
  2. Оформление решения или протокола общего собрания, где отражаются сведения об имущественном вкладе.
  3. Для «неодиноких» учредителей сведения вписываются в договор об учреждении.
  4. Регистрация ООО в обычном порядке.
  5. Перемещение имущественных активов на баланс юрлица с составлением акта приема-передачи.

ВНИМАНИЕ! Ни один учредитель не вправе менять вид и состав вклада, не отражая это в учредительных документах. Если участник решил покинуть ООО, он не сможет забрать свое имущество до срока, указанного в передаточных документах.

Перевозчик должен пользоваться правом возражать против погрузки на судно явно поврежденного (некондиционного) груза, т.к. он несет ответственность перед получателем за предотвращение возможных потерь.
Брюссельская конвенция о коносаменте формально не запрещает вносить оговорки в коносамент.
Банковские правила также, в принципе, исходят из возможности наличия в коносаменте оговорок перевозчика.
Позитивное отношение вызывают оговорки типа: «погрузка и подсчет отправителя», «содержимое по заявлению отправителя» или подобные этим.
Негативное отношение вызывают оговорки, прямо констатирующие дефектное состояние груза и/или упаковки. Банки обычно отказываются принимать коносамент с такими оговорками.
Гамбургские правила обязывают перевозчика включать в коносамент все данные, как они представлены отправителем. Т.е. перевозчик лишается права не включать какие-либо данные, но зато сохраняет возможность вносить оговорки в коносамент.
Несогласие отправителя с намерением перевозчика внести в коносамент оговорку может привести к расторжению им уже заключенного договора. Возмещение расходов в таком случае должно решаться сообразно обстоятельствам дела.
Оговорка возникает при приеме груза и включается в штурманскую расписку и затем переносится во все оригиналы коносамента.
Оговорка в коносаменте не освобождает перевозчика от ответственности, она требует от грузоотправителя согласия или несогласия с ней и представления своих более убедительных доказательств для ее опровержения.
Практика применения оговорок разнообразием не отличается. Так, почти повсеместно разрешено включать в коносамент оговорки общего содержания.
По просьбе отправителя в коносамент может вноситься информация, касающаяся взаимоотношений участников договора купли-продажи товара:
– запрещение реэкспорта товара из страны порта выгрузки;
– торгово-политические условия;
– базис поставки (по Инкотермс – СИФ, ФОБ, КАФ и т.д.);
– реквизиты аккредитивной сделки;
– номера инвойсов (счетов-фактур);
– реквизиты импортной лицензии;
– название страховщика и реквизиты страхового полиса, которым застрахованы товары и т.д.
Эта информация не относится к содержанию договора морской перевозки груза, не создает для него обязательств и перевозчик ах не проверяет.
Капитану, при принятии решения о внесении оговорок и по их содержанию, целесообразно получать от агента или рекомендованного им адвоката информацию о признанной в порту практике внесения оговорок в коносамент, уведомив об этом судовладельца.
Чистый коносамент.
В настоящее время выражение «чистый коносамент» (антоним – не чистый, foul, dirty, unclean, claused) прочно вошло в деловую практику.
Чистым является транспортный документ, «не имеющий дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки».
Смысл слова «пометка» (notation) в банковском понимании – краткая запись капитана ада иного представителя перевозчика на полях коносамента о фактах, имевших место в процессе приема коносаментной партии груза. Такую запись можно сделать от руки или машинописным способом при выдаче отправителю коносамента.
По чистым коносаментам часто имеют место конфликты интересов между:
1. Продавцом и покупателем;
2. Перевозчиком и отправителем;
3. Банком и лицом, в пользу которого устанавливается платежное обязательство;
4. Страхователем и страховщиком;
5. Фрахтователем и фрахтовщиком.
Анализ причин конфликтов интересов помогает понять причину жесткой позиции грузоотправителя, требующего частый коносамент.
1. Продавец – покупатель
Покупатель в большинстве случаев не может сам осмотреть товар в месте его передача перевозчику, поэтому он надеется на то, что перевозчик дает полную информацию о грузе, его состоянии, вплоть до внесения в коносамент своих оговорок. Другого средства контроля за отгруженным товаром у покупателя или банка, где покупатель открыл аккредитив в пользу продавца, нет. Оговорка перевозчика в коносаменте о фактическом состоянии груза имеет более важные последствия скорее для покупателя, чем для продавца. Но продавец первым чувствует на себе негативный эффект оговорок, когда он предъявит коносамент в банк для получения платежа. Поэтому продавец или его представители примут доступные им меры, чтобы понудить перевозчика выдать частый коносамент.
2. Перевозчик – отправитель (продавец)
Интерес перевозчика заключается в том, чтобы наиболее точно указать состояние груза в момент его приема. Ответственность перевозчика находится в зависимости от данных коносамента о грузе.
3. Банк – лицо, в пользу которого устанавливается платежное обязательство
В качестве последнего обычно выступает продавец.
Банки придерживаются возведенного в принцип правила, согласно которому банк имеет дело только с документами, а не с товарами.
Коносамент в руках банка служит обеспечением предоставленного клиенту кредита.
Банки склонны к большей решимости отклонять предложенные им коносаменты с оговорками перевозчика о дефектном состоянии груза или его упаковки.
Часты случаи, когда банки по общему согласию отказывают в просьбах о выдаче гарантий и контргарантий, необходимых для получения чистых коносаментов.
4. Страхователь – страховщик
Состояние принятого перевозчиком груза может служить доказательством того, что убыток страхователя возник прежде, чем возникло обязательство по возмещению. Страхователь не заинтересован в том, чтобы страховщик знал о возможных оговорках в коносаменте о состоянии груза, и может предложить перевозчику свое гарантийное письмо в обмен на частый коносамент.
О существовании такого письма чаще всего в первоначальный момент страховщику не известно. Таким путем страхователь скрывает истинное со стояние погруженного груза и получает возможность получать от страховщика возмещение убытков, которые страховщик не должен был возмещать.
5. Фрахтователь – фрахтовщик
Возможны следующие ситуации:
а) Чартером предусмотрено, что капитан или агент судовладельца является единственным лицом, которому разрешено подписывать и выдавать коносамент.
Неофициально фрахтователь просит капитана проигнорировать оговорки в штурманской расписке и выдать чистый коносамент. В обмен на чистый коносамент фрахтователь предлагает гарантию (устную или письменную, подтвержденную или неподтвержденную банком).
Коносамент, который не содержит оговорок о каких-либо нарушениях груза или упаковки, называется Сlean В/L – чистый коносамент. Но это упрощённое определение чистого коносамента. На практике дело обстоит гораздо сложнее и поэтому существует множество определений чистого коносамента. Но главная мысль определения чистого коносамента сводится к отсутствию оговорок, которые бы порочили груз.
Выше говорилось о том, что в большинстве случаев для грузоотправителей важно получить чистый коносамент, чтобы можно было обменять его «по усмотрению» или получить взамен него и без промедления банковское финансирование. Следовательно, в тех случаях, когда грузы не находятся в «несомненно хорошем по внешнему виду состоянии», грузоотправитель постарается предложить перевозчику гарантийное письмо или «письменное заверение», гарантирующее перевозчика от несения любой ответственности, вытекающей из подписания чистого коносамента. Гарантийное письмо неприемлемо, особенно в тех случаях, когда коносаменты были переданы по индоссаменту от одного лица к другому. Но для того, чтобы не нарушить деловые связи между грузоотправителями и судовладельцами, перевозчики часто идут на риск, подписывая чистые коносаменты в обмен на гарантийные письма, поэтому, в ряде случаев судовладельцы уточняют заявление «находится в хорошем по внешнему виду состоянии» с помощью оговорок, которые могут косвенно указывать, что коносамент не чистый. Например, груз в коносаменте был описан как «погружен в хорошем по внешнему виду со стоянии», но с дополнением – «вес, качество, состояние и объем неизвестны», что сделает коносамент не чистым. Покупатель будет возражать, утверждая, что по контракту на продажу он был должен оплатить только чистый коносамевт, и, что с коммерческой точки зрения, определением чистого коносамента могла бы послужить только его пригодность для торговли и его приемлемость для банков в целом.
Банк же решит, что в данном случае коносамент «грязный».
Пункт 16 для банков в правилах UCP Rules, сформулированных Международной торговой палатой (МТП), гласит, что «чистый отгрузочный документ – это тот, в котором не содержится наложения оговорок и пометок друг на друга, и что последнее явно свидетельствует о дефектном состоянии грузов и/или упаковок».
Оговорки перевозчика, не влияющие на чистоту коносамента
МТП рекомендовала в 1962 году участникам договора купли-продажи товара. Эти оговорки не оказывают отрицательного воздействия на чистоту коносамента. Их можно использовать при выдаче коносамента отправителю груза. В таблице приведены примеры этих оговорок.
Таблица – Оговорки перевозчика, не влияющие на чистоту коносамента
Trade – Вид товара Clauses – Оговорки
Corn-oilseeds
Зерново-масличные семена Used bags
Old used bags Мешки бывшие в употреблении
Старые мешки, бывшие в употреблении
Oil raw material, oils, fats
Маслопродукты, масляная краска, жиры Used drums Железные бочки, бывшие в употреблении
Dairy products
Молочные продукты Soiling of undamaged cases caused by old broken cases (eggs) Хорошие ящики запачканы от старых ящиков (яйца)
Poultry
Домашняя птица Some cartons dented Некоторые картонные ящики имеют вмятины
Textiles
Текстильные изделия Bales not cross hopped Кипы не перетянуты обручами
Sawn wood
Пиленое дерево Shipped wet Погружено влажным
Motor cars
Автомашины Unprotected Без упаковки
Motor tyres
Автомобильные шины Tyres deflated Шины спущены
Iron and steel
Железо и сталь Slightly rusted Слегка ржавые
Various trades
Разные товары Second hand packages
Torn bags
Dented drums
Limp sacks Упаковка, бывшая в употреблении
Рваные мешки
Тара с вмятинами
Слабые мешки
Flour
Мука … bags caked … мешки затвердели
О некоторых коносаментных оговорках имеющих место в обычной практике
Оговорки «о неизвестности количества, качества, веса, меры»
Такие оговорки не имеют абсолютного значения в том смысле, что они совсем освобождает перевозчика от ответственности за недостачу груза. Ответственность может быть снята с перевозчика только в том случае, если он не мог проверить вес, заявленный отправителем. Например, при погрузке угля или руды указывается вес, установленный на шахтах или рудниках, или железной дорогой на станции отправления.
Поэтому в коносаменте на такие грузы указывается – кем взвешен груз, и, что судну «вес не известен».
Иностранная судебная практика придает оговорке «о неизвестности» лишь то значение, что она перекладывает на грузополучателя обязанность доказывать вину перевозчика в утрате, недостаче или порче груза. Если он докажет, что груз был сдан судну к перевозке именно в том количестве и состоянии, как обозначено в коносаменте, то оговорка теряет свое значение, т.е. не снимает с перевозчика ответственности за количество и качество груза.
При наличии оговорки «о неизвестности веса груза» капитал обязан все же приблизительно определить вес по осадке судна, иначе, при большой разнице по фактическому весу с весом груза указанным в коносаменте, может возникнуть претензия к судну за непроявлении надлежащей заботливости при приеме груза к перевозке и, следовательно, наступит материальная ответственность перевозчика за недостачу.
Отметка о причине неизвестности
В тех случаях, когда в тексте коносамента оговорки «о неизвестности» нет, то такая оговорка должна быть внесена и должна быть указана причина, почему указанные в коносаменте сведения о грузе не известны перевозчику, например:
– «Вес неизвестен, поскольку он судном не проверялся» (weight unknown, not weighed by the vessel);
– «Количество (число) неизвестно, поскольку не подсчитывалось» (quantity (number) unknown, not being summed up);
– «Состояние, качество неизвестны, поскольку не поддаются определению» (Condition, quality unknown, not to be traced);
– «Маркировка неизвестна из-за нечеткости» (marks (notes, inscriptions) unknown illegible) и т.п.
Если погрузка происходила в условиях, не дающих возможности проверить количество мест и род груза (в темноте, на рейде при большом волнении, при неисправности весовых устройств элеватора, склада, причала и др.), то в коносамент может быть включена примерно такая формулировка: «Марки, количество (число мест), род и вес груза не могли быть проверены судном, так как погрузка производилась в условиях, не позволяющих производить проверку, обычную в нормальных условиях».
Груз без упаковки
В этом случае делается оговорка: «Груз без упаковки, перевозчик не отвечает за убытки или повреждения по этой причине» (unprotected cargo, ship not responsible for losses or damages by reason of this fact).
Непрочная тара
В коносаменте отмечается: «Упаковка, по мнению капитала, недостаточна, груз принят без ответственности за убытки или повреждения в результате недостаточности упаковки» (the packing of the goods is insufficient in masters option; not responsible for losses or damage by this reason).
Отметки о палубном грузе
При таком размещении груза делается пометка: «Погружено на палубе на риск отправителя» (shipped on desk at shippers risk).
Спорное количество
Если при погрузке возникает спор между перевозчиком и грузоотправителем о количестве принятых мест и нельзя его сверить, то об этом следует сделать соответствующую отметку вначале на штурманской расписке, а за тем на коносаменте. При этом следует избегать отметки: «… мест в споре», а необходимо точно указать «… (указать количество) мест недостачи в споре» или «… (количество) мест излишка в споре». Применяется и такая оговорка: «3 места недостачи в споре, если груз находится на борту, он будет выдан» (3 pieces less in dispute, if on board will be delivered).
Если счет количества мест по условиям перевозки судном не производился то а коносаменте делается пометка, что «число мест указано по заявлению отправителя» (said to be … pieces).
Коносамент, подписанный под протестом
Если спор в связи с пометками на штурманской расписке (погрузордере/ПОЭГ) о тех или иных дефектах груза или тары не удается урегулировать заменой недоброкачественной части груза доброкачественным грузом и грузоотправитель отказывается принять коносамент с отметкой о дефектах, то следует выгрузить груз. Но в некоторых случаях практикуется выдача чистого коносамента ‚ подписанного под протестом. Выдавая чистый коносамевт, капитан одновременно заявляет у местного нотариуса протест в форме, принятой в данном порту. Но прежде, чем выдать такой коносамент, об этом необходимо проконсультироваться с агентом судна, а в отдельных случаях и с юристом. Подписывать коносамент под протестом (signed under protest) следует только в исключительных случаях, когда нет другой возможности обеспечить законные интересы перевозчика.
О протесте делается отметка в коносаменте перед подписью капитана. Поскольку в дальнейшем грузоотправитель может попытаться оспорить обоснованность протеста, то, как правило, в спорных случаях относительно качества и количества груза рекомендуется привлечь присяжных или судебных экспертов для осмотра груза.
Привлекать экспертов необходимо, если:
а) предъявленный груз или тара имеют недостатки, за которые судно может нести ответственность;
б) к перевозке предъявлен груз в меньшем количестве, чем обусловлено договором фрахтования и отправитель не соглашается с тем, что на борт может быть принято большее количество груза;
в) удельная кубатура груза больше, чем обусловлено чартером, что не дает возможности полностью использовать грузоподъемность судна;
г) при подаче груза на лихтерах грузоотправитель требует выдачи штурманской расписки на количество груза, указанное в перевозочном документе лихтера, а капитан сомневается в правильности этих данных;
д) отправитель предъявляет меньшее количество прокладочного и сепарационного материала, чем обусловлено в чартере;
е) груз не отсортирован по маркам, что не дает возможности отсепарировать его на борту судна;
ж) зерно, масличные семена и др. подобные грузы имеют слишком большой процент влажности.
О привлечении эксперта и времени осмотра им груза необходимо своевременно известить отправителя, чтобы он мог присутствовать при осмотре, и при желании пригласить эксперта с его стороны. Осматривать груз следует вначале погрузки, когда груз еще не принят на судно и только началась приемка партии груза.