Обязанности лиц допущенных к государственной тайне

Обязанности лиц, допущенных к секретным сведениям

1.Законодательство Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации по основам защиты государственной тайны

Вопросы государственной тайны нашли отражение в Законах:

· «Об основах государственной службы в Российской Федерации «;

· «Об органах Федеральной службы безопасности»;

· «О федеральных органах правительственной связи и информации»;

· «Об участии в международном информационном обмене»;

· «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» и ряде других.

Министерство обороны Российской Федерации по основам защиты государственной тайны

Вопросы, касающиеся защиты государственной тайны раскрыты в приказе Министра Обороны № 010 от 7 августа 1990г. «О введение в действие наставления по защите государственных секретов в Вооруженных Силах и Инструкции по обеспечению режима секретности в режимных частях вооруженных сил РФ».

Настоящее Наставление разработано на основе инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и определяет единый порядок и основные требования по защите государственных секретов в Вооруженных Силах РФ.

2.Обязанности лиц, допущенных к секретным работам, документам, изделиям

Лица, допущенные к секретным работам, документам и изделиям обязаны:

· знать и строго выполнять требования приказа МО РФ по обеспечению режима секретности,

· хранить в тайне секретные сведения, ставшие им известными по службе (работе) или иным путем,

· пресекать действия других лиц, которые могут привести к разглашению секретных сведений или утрате (хищению) секретных документов (изделий).О причинах или условиях возможной утечки секретных сведений немедленно докладывать своему непосредственному начальнику;

· соблюдать установленный порядок выезда за границу. В случае попыток со стороны иностранных граждан получить секретную информацию, компрометации или установления контакта, который не был предусмотрен программой пребывания, по возращении из заграничной поездки доложить своему непосредственному начальнику;

· выполнять секретные работы и знакомиться с секретными сведениями, документами и изделиями только в объеме своих служебных обязанностей; знать степень секретности выполняемых работ; правильно в соответствии с перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах РФ, определять гриф секретности разрабатываемых документов (изделий); соблюдать правила пользования, порядок учета и хранения секретных документов и изделий;

· немедленно учитывать все полученные секретные документы (изделия) в описи (форма № 7), хранить их только в сейфах, металлических шкафах, ящиках или рабочих папках (чемоданах) и ежедневно перед окончанием рабочего дня проверять их наличие. Сейфы с секретными документами после каждого вскрытия закрывать, по окончании рабочего дня опечатывать и сдавать под охрану (наблюдение). Не допускать совместного хранения в сейфе (рабочей папке) секретных и несекретных документов. Если последние не являются приложением к секретным документам. Переносить секретные документы внутри штаба (учреждения) только в папках, обеспечивающих их сохранность;

· разрабатывать секретные документы, производить записи секретного характера только в рабочих тетрадях (блокнотах) или на листках бумаги, учтенных в секретном органе.

· Определять количество экземпляров секретных документов в строгом соответствии с действительной служебной необходимостью и не допускать рассылки их адресатам, не имеющим к ним прямого отношения;

· ознакомлять с секретными документами и передавать их другим исполнителям под роспись только с разрешения своего непосредственного начальника: требовать от них росписи на документах, с которыми ознакомились;

· при личной переписке с гражданскими организациями, при производстве записей в книгах жалоб и предложений предприятий торговли, общественного питания, транспорта и т.п., в книгах отзывов музеев, выставок,театров и других учреждений указывать свои почтовые адреса по месту прописки. При этом военнослужащие срочной службы указывают почтовые (телеграфные) адреса, устанавливаемые командирами воинских частей по согласованию с предприятиями связи; при регистрации в гостиницах, санаториях, домах отдыха, туристических базах и т.п. военнослужащие указывают фамилию, имя, отчество, год и место рождения, серию и номер удостоверения личности (военного билета) и номер войсковой части, его выдавшей;

· немедленно сообщать своему непосредственному начальнику и в режимно-секретный орган об утрате или недостаче секретных документов и изделий, удостоверений, пропусков, ключей от помещений, хранилищ, сейфов, где хранятся секретные документы, личных печатей, а также о фактах обнаружения излишних и неучтенных секретных документов и изделий;

· при увольнении, перед уходом в отпуск, на лечение, отъездом в командировку (сроком более 15 суток) своевременно сдать или отчитаться перед секретным органом за все числящиеся за ними документы и изделия, а также сдать в соответствующие библиотеки секретные издания, научно-техническую документацию и другие документальные материалы;

· своевременно сдавать в секретный орган секретные документы, надобность в которых миновала;

· предъявлять работникам режимно-секретного органа для проверки все числящиеся и имеющиеся секретные документы и выполнять требования режимно-секретных органов по соблюдению режима секретности, представлять устные или письменные объяснения по фактам разглашения секретных сведений, утрат документов (изделий), других нарушений режима секретности;

· своевременно сообщать в кадровые органы штаба (учреждения) о любых изменениях анкетных и автобиографических данных;

· докладывать непосредственному начальнику о внеслужебных связях с иностранцами, с родственниками, проживающими за границей, а также о родственниках, выезжающих за границу на постоянное жительство.

Лицам, допущенным к секретным работам, документам и изделиям, запрещается:

· посещать посольства, консульства и другие представительства иностранных государств, частных компаний и фирм, устанавливать и поддерживать непосредственно или через других лиц связь с иностранными гражданами, если это не входит в круг их служебных обязанностей; лица которые в связи со служебными обязанностями или по специальным поручениям должны общаться с иностранными гражданами, руководствуются при этом требованиями соответствующих нормативных актов;

· вносить кино и фотосьёмочную, звуко и видеозаписывающую, радиопередающую и принимающую, а также множительно-копировальную аппаратуру личного пользования в здания воинских частей и в помещения, где проводятся секретные работы;

· сообщать устно или письменно секретные сведения о характере выполняемой работы, имеющихся изделиях, системе охраны и пропускном режиме, проводимых штабом (учреждением) мероприятиях, действительные наименования и пункты дислокации воинских частей лицам, не имеющим породу службы, (работы) отношения к этим сведениям;

· вести переговоры по секретным вопросам, а также передавать секретные телеграммы по открытым каналам связи;

· сообщать какие либо сведения о проводимых секретных работах при обращении по личным вопросам, с предложениями, заявлениями и жалобами в органы военного управления, государственные и общественные организации;

· выносить из штаба (учреждения) секретные документы без разрешения начальника штаба, а также пользоваться городским и личным транспортом для их перевозки и заходить с ними в места, не связанные с выполнением задания;

· выполнять секретные работы и хранить секретные документы в квартирах, санаториях, домах отдыха, госпиталях и других местах, не предусмотренных для этих целей;

· передавать секретные документы и изделия кому бы то ни было, и принимать их без росписи;

· снимать копии с секретных документов без письменного разрешения начальника штаба (учреждения);

· держать во время работы секретные документы в удобном для обозрения посторонними лицами положении (в том числе и допущенными к таким документам, но не имеющим к ним прямого отношения);

· оставлять секретные документы на столах (в том числе и в опечатанных рабочих папках), в ящиках столов и в открытых сейфах при выходе (независимо от продолжительности) из рабочей комнаты;

· хранить секретные документы в сейфах, от которых утеряны рабочий или резервный ключи, а также передавать другим лицам ключи от сейфов, жетон на получение рабочих папок и личные номерные печати;

· использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке, несекретных диссертациях и технических изданиях, в открытых статьях, докладах и выступлениях; публиковать научные, научно-технические и другие работы, которые могут находиться на уровне изобретений, открытий, опубликование которых запрещено в установленном порядке.

В целях повышения личной ответственности за сохранение государственной и военной тайны эти требования доводятся под роспись до каждого военнослужащего, рабочего и служащего, допущенного к секретным работам и документам, в том числе и до вновь прибывших для прохождения службы и принятых на работу в штаб (учреждение). До военнослужащих, рабочих и служащих, не связанных с секретными работами и документами эти требования доводятся устно в части, их касающейся. В дальнейшем, эти требования ежегодно доводятся под роспись до всех военнослужащих, рабочих и служащих, связанных с секретными работами и документами.

3. Понятие разглашения сведений, составляющих государственную тайну, и утраты носителей, содержащих такие сведения

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну (секретных сведений) — это предание огласке сведений лицом, которому эти сведения были доверены по службе, работе или стали известны иным путем, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц. Утрата документов, содержащих секретные сведения — это выход (в том числе и временный) документов из владения ответственного за их сохранность лица, которому они были доверены по службе или работе, являющийся результатом нарушения установленных правил обращения с ними, в следствии чего эти документы стали либо могли стать достоянием посторонних лиц. За разглашение сведений, содержащих государственную тайну, и утрату документов, содержащих такие сведения, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации ст.283 Разглашение государственной тайны.

1.Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены — наказывается арестом на срок от четырёх до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия,

— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ст.284. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий;

— наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Цена вопроса специалиста на территории Российской Федерации

Индексация заработных плат судей в 2018-2019 году произведена не будет.

Таким образом, их жалованье останется на прежнем уровне.

В среднем государственный служащий с незначительным уровнем квалификации имеет месячный доход на уровне 100 тыс. рублей.

Структура прибыли специалиста данного профиля имеет следующую картину, а именно:

  • стабильное начисление (оклад). Выручка исполнителя, как правило, привязана к заработной плате председателя военной инстанции. Примерно 60% от оклада судьи будет получать чиновник низший по рангу;
  • персональная надбавка, которая выдается за квалификацию. Раз в 3 года профессионал обязан проходить профильное обучение в уполномоченных структурах. Переподготовка подразумевает назначение нового класса (до 80 тыс. рублей);
  • прибавка за выслугу лет. Стаж специалиста влияет на его конечный заработок. Так, например, свыше 20 лет работы в данном органе судья может рассчитывать на 70 тыс. рублей дополнительных начислений;
  • систематические поощрения. Работая в системе, специалист должен быть готов к 100% выполнение поставленных задач. Месячные и квартальные премии рассчитываются, исходя из результатов выполнения плана (до 35 тыс. рублей);
  • доплаты специального типа. Так, например, военный судья, имеющий ученую степень или профессорское звание, получает до 60 тыс. рублей. При этом государство поощряет в денежной форме знание и практическое использование в работе иностранных языков.

Публикация доходов военных судей в России осуществляется неохотно.

С чем это связано?

В первую очередь с неготовностью общества воспринимать данную информацию о тарификации труда высокопоставленных лиц.

Ведь зарплата представителя Фемиды в несколько десятков раз больше жалованье среднестатистического гражданина.

Высшая коллегия Верховного суда РФ является вышестоящей инстанцией по отношения ко всем судам военного типа в стране.

Именно сюда стремятся попасть на работу квалифицированные эксперты.

Для наглядности рассмотрим доходы высших чиновников органа:

  • Хомчик Владимир – 9,5 млн. RUB. Действующий заместитель руководителя Коллегии. Военный судья располагает рядом активов недвижимого типа общей площадь в 3033,8 м2. На балансе «законника» имеются земельные участки, жилые дома, квартиры и 1 гараж. Служащий также располагает 2 легковыми автомобилями;
  • Анатолий Петроченков – 4,5 млн. RUB за 2011 год. Среди активов судьи выделяется несколько земельных участков, 1 квартира и дача. Автотранспортное средство Toyota RAV 4 приобретено совместно с супругой. Сотрудник государственного органа имеет звание генерала-полковника юстиции.

Гарнизонный военный судья назначается непосредственно Президентом Российской Федерации.

Руководитель данного уровня имеет право:

  • принимать участие в судебных делах;
  • организовывать деятельность органа;
  • распределять обязанности между профессиональными работниками;
  • контролировать функционирование аппарата.

Гарнизонный судья получает в среднем 160-180 тыс. рублей в месяц (около 2758-3100 американских долларов).

На какую сумму работают в европейских и других странах?

Европейские чиновники военных ведомств убеждены, что вознаграждение работников судов должно быть ровно таким, чтобы компенсировать все профессиональные качества исполнителя.

Это позволит защитить государственных служащих от соблазна получить взятку.

Рассмотрим годовые оклады судей в т.ч. военных ведомств некоторых стран:

Особого внимания заслуживает военный суд США.

Брэдли Мэннинг

Именно здесь происходили всемирно известные процессы над шпионами и информаторами.

Чего стоит только истории Мэннинга с Викиликсом.

Вот и подбор судей сюда ведется на профессиональном уровне.

Оклады высших чиновников составляют в год до 258 тыс. долларов.

Судья среднего звена может рассчитывать на доход в 10-12 тыс. баксов.

Финансирование представителей Фемиды в Украине, Белоруссии и Казахстане

Наличие военных действий на востоке Украины спровоцировало дискуссии о необходимости введения государственных военных судов.

До 2010 года данные инстанции успешно функционировали.

Однако на пути становления «правовой страны» нормы и полномочия структур были упразднены.

Таким образом, руки людей в особых погонах стали развязанными.

Ранее прибыль чиновников достигала 30 тыс. гривен / 3529 баксов (при курсе 8,50 грн / 1 у.е.).

Такая же ситуация возникла и в Белоруссии.

Сначала была ликвидирована высшая инстанция, а затем уже упразднены и нижестоящие органы.

Функционирование военной Коллегии было упразднено личным декретом Президента страны.

Ранее специалисты гарнизонных судов зарабатывали до 1500 долларов в месяц.

Военный суд в республике Казахстан отпраздновал в 2017 году свое 25-и летие.

Высшие чиновники государственного органа получили персональные премии и награды.

Сколько зарабатывает профессионал здесь?

Председатель структуры Абдолла Сакен имеет месячный доход в размере около 500 тыс. тенге (примерно 1550 баксов).

Его заместитель получают от 75 до 80% оклада.

Таким образом, прибыль специалиста второго ранга в военном суде не превышает 1200 баксов.

Сколько получает военный судья в России и других Странах 4 (80%) проголосовало 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

Государственное (конституционное) право— это отрасль пра­ва, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государ­ственной власти, правовое положение граждан.Основным источ­ником Государственного права служит конституция. Ныне дей­ствующая Конституция РФ была принята референдумом (всена­родным голосованием) 12 декабря 1993 г.

Предмет Конституционного права составляют:

1) основы конституционного строя;

2) права, свободы и обязанности личности;

3) вопросы федеративного устройства России;

4) порядок формирования и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов местного самоуправления.

Конституционное право выступает основным среди всех от­раслей системы права. На основе Конституции принимаются все остальные законы. Нормы Конституцииотличаются от норм дру­гих отраслей права направленностью на регулирование обществен­ных отношений различного вида, наличием множества норм-прин­ципов и норм-деклараций, особым субъектным составом (субъекты Конституционного права: народ, государство, государственные органы и др.), особой структурой (имеется гипотеза и диспози­ция, но часто отсутствует санкция).

Глава I Конституции РФ посвящена основам конституционно­го строя.

Конституционный строи — это такая организация государствен­ной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет де­мократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение и за­шита — обязанностью государства.

Принципы основ конституционного строя можно классифици­ровать следующим образом.

1. Принципы организации государственной власти. В соответствии со статьей 1 Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким обра­зом, четко определена форма государства. Российская Федерация обладает суверенитетом, означающим ее независимость на меж­дународной арене и целостность и неприкосновенность ее терри­тории (ст. 4). Провозглашаются принцип федерализма, выражаю­щийся в равноправии субъектов Российской Федерации, равно­правии и самоопределении народов России (ст. 5); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную (ст. 10, 11); принцип верховенства Конституции РФ и фе­деральных законов (ст. 15).

2. Принципы взаимоотношений государства и гражданина. К ним
относится принцип народовластия, выражающийся в непосред­ственных формах (выборы, референдум) и в осуществлении вла­сти народом через органы государственнойвласти и органы мест­ного самоуправления (ст. 3). Человек, его права и свободы про­возглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и зашита — обязанностьюгосударства (ст. 2). Статья 6 провозглашает
принцип единого и равного гражданства независимо от его приоб­ретения. В России гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти (ст. 12).

3. Принципы организации жизни гражданского общества. Консти­туция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются различные формы собственности, провозглашается право иметь в частной собственности землю (ст. 8, 9). В России признается политический и идеологический плюрализм (многообра­зие) и многопартийность (ст. 13). Это означает не только право со­стоять в той или иной партии, но и право быть беспартийным. Ста­тья 14 признает Россию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

Глава 2 Конституции РФ устанавливает содержание прав и сво­бод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.

Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.

1. Государственная целостность России.

2. Единство системы государственной власти.

3. Равноправие субъектов РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и ее субъектов.

Признаки российского федерализма следующие.

1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и
федеральных законов.

2. Верховенство федеральных органов государственной власти.

3. Единая государственная территория.

4. Единое гражданство РФ.

5. Единый государственный язык.

6. Единые вооруженные силы.

7. Государственные символы и столица РФ.

8. Единое экономическое пространство.

9. Единая денежная единица. Денежная эмиссия осуществляет­ся исключительно Центральным банком РФ.

10. Единые принципы налогообложения.

В состав Российской Федерации входят 89 субъектов: 21 рес­публика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значе­ния, одна автономная область, 10 автономных округов. Республи­ки и автономии сформированы по национальному принципу, а остальные субъекты федерации — по территориальному.

Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ содержат перечень сфер ведения и полномочий федерации и се субъектов. В ведение Рос­сийской Федерации входят принятие и изменение Конституции и федеральных законов, установление системы федеральных орга­нов государственной власти, управление федеральной собствен­ностью, финансовая политика, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, энергетика, судоустройство, прокурату­ра и др.

В совместном ведении находятся защита прав и свобод граж­дан, вопросы владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами, вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, спорта, отраслевого законодательства и др.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного веления Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти. Например, они могут формировать свои органы госу­дарственной власти, утверждать свой бюджет и т.д.

Государственную власть в Российской Федерации осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Рассмотрению вопросов их формирования и деятельности посвящены главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации выступает главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти. Он определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямою избирательного права при тайном голосова­нии. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Пре­зидентом РФ может быть избран гражданин Российской Федера­ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не ме­нее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Выборы Президента Рос­сийской Федерации 14’марта 2004 г. проходили на основе избира­тельного закона, принятого в декабре 2002 г.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и складывает их с себя с момента прине­сения присяги вновь избранным Президентом. Предусматривают­ся варианты досрочного прекращения полномочий Президента

1) отставка — добровольный уход от должности. Примером мо­жет служить отставка Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществ­лять принадлежащие ему полномочия. Механизм такого способа
досрочного прекращения полномочий пока еще остается неясным;

3) отрешение от должности (импичмент).

Во всех этих случаях выборы нового Президента должны со­стояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекра­щения исполнения полномочий. В течение этих трех месяцев и в иных случаях, когда Президент не может исполнять свои полно­мочия (например, при проведении хирургической операции), обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ, однако не все: он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум, внести предложение о пересмотре Кон­ституции РФ.

Порядок отрешения Президента РФ от должности предусмот­рен статьей 93 Конституции РФ. С инициативой отрешения Пре­зидента выступает Государственная Дума, которая на основании заключения специальной комиссии выдвигает против Президен­та обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. За выдвижение обвинения должно прого­лосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Обвинение подтверждается заключением Верхов­ного Суда РФ о наличии состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности при­нимает Совет Федерации числом не менее двух третей голосов от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок, иначе обвинение будет считаться отклоненным.

Президент РФ имеет широкие полномочия по управлению раз­личными сферами государственной и общественной жизни. В от­ношении органов исполнительной власти Президент с согласия Го­сударственной Думы назначает Председателя Правительства, при­нимает решение об отставке правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших судов и т.д.

В области законодательной власти Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, в некоторых случаях может ее распустить, назначает референдум, вносит законопроекты в Го­сударственную Думу, подписывает и обнародует федеральные за­коны, обращается к Федеральному Собранию с ежегодным по­сланием о положении в стране и об основных направлениях внут­ренней и внешней политики.

В области обороны и безопасности Президент РФ выступает Вер­ховным главнокомандующим Вооруженными силами России, может ввести военное положение с незамедлительным сообще­нием об этом Совету Федерации и Государственной Думе

В области внешней политики Президент РФ ведет переговоры, подписывает международные соглашения, ратификационные гра­моты.

В сфере прав конкретной личности Президент РФ решает во­просы гражданства и предоставления политического убежища, на­граждает государственными наградами и почетными званиями, осуществляет помилование.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществля­ет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта РФ: один от исполни­тельного, один от законодательного органа. В большинстве случа­ев представителем исполнительной власти субъекта РФ выступает его глава (президент республики, губернатор), а представителем законодательной власти — председатель законодательного собра­ния субъекта РФ (парламента, областной думы).

Государственная Дума избирается сроком на четыре года и со­стоит из 450 депутатов. 225 из них избираются на основе мажори­тарной системы, а другие 225 — на основе пропорциональной (по спискам избирательных объединений). Чтобы пройти в состав Го­сударственной Думы, избирательному объединению надо набрать более 5 % голосов избирателей.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражда­нин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в вы­борах. Депутаты не могут заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Де­путаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью.

Государственная Дума может быть досрочно распущена Прези­дентом в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председа­теля Правительства и в случае, если Государственная Дума по­вторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству. Но в последнем случае Президент может не распускать Государ­ственную Думу, а отправить в отставку Правительство.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ дол­жен назначить выборы с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, во время процесса отрешения Президента 01 должности, в период действия на всей территории России воен­ного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Основная функция Федерального Собрания — принятие зако­нов по предметам ведения Российской Федерации и по предме­там совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральное Собрание не может пересматривать I, 2 и 9 главы Конституции РФ. К остальным главам могут приниматься поправки с одобрения двух третей субъектов Российской Федерации. Зако­нопроекты, внесенные в Государственную Думу высшими орга­нами власти, рассматриваются и принимаются ею, одобряются Советом Федерации и затем подписываются и обнародуются Пре­зидентом. Президент может отклонить принятый закон и отпра­вить его на повторное рассмотрение.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществля­ет Правительство РФ. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президен­том по представлению Председателя Правительства.Правитель­ство слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Пра­вительства. Оно может само подать в отставку. Решение об отставке Правительства может принять сам Президент. Отставка может быть вызвана выраженным Государственной Думой недоверием Пра­вительству. Возможна и персональная отставка членов Прави­тельства.

Правительство имеет широкие полномочия по управлению все­ми сферами жизни страны. В своей деятельности Правительство несет ответственность перед Президентом и Государственной Думой.

Принципы организации судебной власти содержатся в главе 7 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществ­ляется только судом и на основе закона. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане России, до­стигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи не­зависимы, несменяемы, неприкосновенны. Судебное разбиратель­ство во всех судах открытое, проходит на основе состязательности и равноправия сторон. Финансирование судов производится толь­ко из федерального бюджета, что обеспечивает независимость правосудия.

Высшую судебную власть в России осуществляют Конституци­онный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Судьи этих су­дов должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж работы по юри­дической профессии не менее 10 лет. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов, решает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан, проверяет конституционность закона, применен­ного в конкретном деле, дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления, по запросам высших органов государственной власти дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществля­ет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор­мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — это выс­ший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в пре­дусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и даст разъяснения по вопро­сам судебной практики.

В главу о судебной власти включена статья о Прокуратуре РФ (ст. 129). Органы прокуратуры представляют собой единую центра­лизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры осуществляют над­зор за исполнением законов органами власти и должностными липами, выступают в суде в качестве государственного обвините­ля, осуществляют расследование преступлений, опротестовыва­ют противоречащие закону юридические акты, выносят представ­ления об устранении нарушений закона.

В состав Конституции входят и положения о местном самоуп­равлении (ст. 12, глава 8). Местное самоуправление — это самосто­ятельная и под свою ответственность деятельность населения оп­ределенной территории по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется с учетом местных тра­диций. Органы самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти. Структура органов самоуправления опреде­ляется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют свой бюджет, осу­ществляют охрану общественного порядка и др. Им могут быть переданы отдельные государственные полномочия с передачей для их осуществления необходимых средств. Конституция запрещаем ограничение прав самоуправления. Права самоуправления защи­щаются в судебном порядке.

Формами народовластия в местном самоуправлении выступают местный референдум, муниципальные выборы, собрания и схо­ды граждан. Последние могут существовать как наряду с органами местного самоуправления, так и на уровне более мелких террито­риальных единиц (квартала, дома, подъезда).

Последняя 9 глава Конституции РФ включает вопросы ее пе­ресмотра и изменения. Предложения о пересмотре Конституции могут вносить представители высших органов государственной власти Российской Федерации. Если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание (федерального конституционного закона о нем еще нет). Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой, который принимается Конституционным Собранием двумя тре­тями голосов от общего числа его членов или выносится на всена­родное голосование.

Вопросы и задания

1. Какие отношения регулирует отрасль Конституционного права? В чем ее отличие от других отраслей права?

2. Раскройте содержание главы I Конституции РФ. Какие принципы конституционного строя существуют?

3. Вспомните содержание прав и свобод человека и гражданина. Озна­комьтесь с содержанием главы 2 Конституции РФ. Выделите принципы и гарантии прав и свобод, обязанности граждан.

4. В чем состоят принципы и признаки российского федерализма?

5. Охарактеризуйте состав субъектов Российской Федерации. Как рас­пределяются полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Какое место в системе государственной власти занимает Президент РФ? Как заметается эта должность?

7. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Прези­дента РФ?

8. Каковы полномочия Президента РФ?

9. Охарактеризуйте состав Федеральною Собрания и порядок форми­рования его палат.

10. В каких случаях Государственная Дума может быть распущена до­срочно?

11. Ознакомьтесь со статьями 104—108 Конституции РФ. Выделите этапы законодательного процесса.

12. Каков порядок формирования Правительства РФ? Каковы его пол­номочия?

13. Каков состав органов судебной власти РФ, и каковы принципы их деятельности?

14. Какую роль в системе государственной власти РФ играет прокуратура?

15. В чем состоят особенности местного самоуправления?

16. Ознакомьтесь с содержанием главы 9 Конституции РФ. Выделите этапы процесса пересмотра Конституции.

17. Прочитайте главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ. Определите место каждого органа власти в системе государственной власти Российской Федерации. Определите степень влияния каждого из органов власти на другие органы государственной власти.