Общественные отношения охраняемые уголовным законом

Объект преступления

Понятие объекта преступления

Как известно, общество как система состоит из людей и связей между ними, которые именуются общественными отношениями. Наиболее значимые из них охраняются государством с помощью уголовного права от различного рода посягательств.

Объект преступления — это охраняемое уголовным правом общественное отношение, против которого прямо и непосредственно направлено одно или несколько преступлений.

Посягательство на общественные отношения возможно одним из трех способов:

  • путем причинения вреда субъекту общественного отношения (например, убийство);
  • путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (кража, грабеж и др.);
  • путем исключения себя из этого отношения (уклонение от подачи декларации о доходах и т. п.).

Круг объектов, охраняемых уголовным правом, постоянно меняется, что объясняется динамикой общественных отношений (на первый план по значимости выходят то одни, то другие отношения), а также изменениями моральной оценки тех или иных деяний. Например, лишь совсем недавно стали охраняться отношения по поводу использования и защиты компьютерной информации (ст. 272-274 УК РФ), в то время как спекуляция перестала быть преступлением.

Объект преступления нужно отличать от предмета преступления. Предмет преступления — это элемент, часть объекта преступления, воздействуя на который преступник причиняет вред общественным отношениям. Например, в случае кражи объектом преступления являются отношения собственности, а предметом — похищенное имущество. Как видно из примера, зачастую при совершении преступления предмету не причиняется никакого вреда, наоборот, вор заинтересован в сохранности вещи, в то время как общественным отношениям (объекту) наносится значительный ущерб. Человек тоже элемент общественного отношения, однако он именуется потерпевшим.

Предмет и объект нужно отличать от орудий совершения преступлений. Орудиями преступления являются вещи, непосредственно используемые преступником в процессе посягательства для достижения результата.

Понятие объекта преступления в Российском уголовном праве

Объект преступления — это те поставленные под охрану уголовного закона общественные отношения, против которых направлено преступление. Объект преступления является обязательным в составе каждого преступления. Если лицо не нарушает или не ставит под угрозу нарушения взятые под охрану уголовного закона общественные отношения, то в его действиях (бездействии) не содержится состава преступления.

Изучение задач уголовного законодательства дает основание для вывода, что под охрану его берутся наиболее значимые для интересов граждан, общества и государства общественные отношения, складывающиеся между ними по поводу удовлетворения их интересов и защиты системы ценностей.

В целях уяснения сущности объекта преступления в уголовном праве целесообразно раскрыть понятие, содержание и структуру общественных отношений. Под общественными отношениями понимаются прежде всего фактические отношения между людьми, юридическими лицами и государством по поводу реализации ими своих прав и свобод, выполнения ими своих задач, полномочий и обязанностей. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно дезорганизует либо ликвидирует сложившиеся общественные отношения, мешает успешному выполнению субъектами этих отношений своих задач и в конечном итоге наносит вред личности, юридическим лицам, обществу в целом либо государству. Содержание общественных отношений составляют деятельность его участников, реализация ими прав и свобод, удовлетворение значимых для них интересов.

В основе же любого общественного отношения лежат те или иные интересы и ценности, выступающие в качестве предпосылки их возникновения, существования и развития. Эти интересы и ценности выступают в виде прав и свобод человека, денег, вещей, социально полезной деятельности по реализации этих интересов. В литературе в качестве объекта преступления часто называются охраняемые законом интересы. Они как раз и выступают своеобразной формой бытия общественных отношений.

В целях упорядочения фактических общественных отношений они облекаются в форму правоотношений. Преступные деяния дезорганизуют (нарушают) как фактические, так и правовые отношения.

В структуре общественных отношений усматривают: а) их субъектов (участников), б) предмет, в) сами фактические отношения (связи) между субъектами по поводу соответствующих интересов и ценностей, г) правовую форму социальной деятельности людей, т.е. правоотношения. Дезорганизация (нарушение) происходит путем ограничения или лишения прав и свобод участников общественного отношения, воздействия на материальные предметы, вещи либо путем разрыва социальной связи между субъектами отношения.

По своему содержанию и направленности охраняемые уголовным законом общественные отношения весьма разнообразны: одни из них складываются по поводу реализации прав и свобод личности, другие связаны с владением и распоряжением собственностью, третьи возникают в сфере государственного и муниципального управления, а также обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Поэтому указание в статьях УК на охраняемые законом интересы личности, общества или государства не подрывает теоретическое положение о том, что таковыми являются наиболее важные общественные отношения.

Вывод о том, что преступление посягает на общественные отношения, был законодательно отражен уже в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., где в п. 3 указывалось, что уголовное право имеет задачей охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, а в п. 5 этого документа преступление характеризовалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным законом.

Объекты преступлений рассматриваются в качестве основного показателя общественной опасности тех или иных преступных деяний. Так, государственная измена (ст. 275 УК) посягает на государственную независимость, территориальную неприкосновенность и целостность страны, ее военную мощь и относится к особо тяжким преступлениям, а кража чужого имущества без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 158 УК) признается преступлением небольшой тяжести.

УК в ч. 1 ст. 2 указывает как на родовые объекты преступлений: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

По значимости охраняемого законом родового объекта (его ценности) преступления в Особенной части УК группируются по соответствующим разделам, а по видовому объекту — по главам в этих разделах. Так, в разделе VII Особенной части «Преступления против личности» гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья» расположена на первом месте, затем в этом разделе помещены гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» и т.д. По этому дискуссионному вопросу в литературе имеются и другие суждения.

Общий, родовой, видовой и непосредственный объекты преступления

В отечественной теории уголовного права многие годы давалась трехчленная классификация объекта преступления — на общий, родовой и непосредственный. В доктрине ее называют классификацией объектов по вертикали. Позднее в науке стали выделять видовой объект преступления.

Общим объектом всех преступлений является вся совокупность общественных отношений, взятых под охрану уголовного закона. Выделение общего объекта преступления, наряду с родовым, видовым и непосредственным, имеет определенное методологическое и практическое значение, так как познание отдельного и особенного облегчается путем уяснения общих свойств и признаков изучаемых явлений. Выделение общего объекта позволяет глубже познать те конкретные общественные отношения, которым причиняется вред преступным деянием. Общий объект преступления конкретизируется путем установления родового, видового и непосредственного объекта преступного посягательства.

Под родовым объектом понимается совокупность однородных общественных отношений, взятых под охрану уголовного закона. Родовые объекты преступлений, как уже говорилось, определены в наименованиях разделов VII-XII Особенной части УК.

Видовым объектом преступлений является относительно узкая группа общественных отношений, интересов и ценностей одного вида. По видовым объектам преступных посягательств сформированы главы, определены их наименования в рамках соответствующих разделов Особенной части УК.

Непосредственный объект — это то охраняемое уголовным законом конкретное общественное отношение, которое терпит ушерб в результате совершения определенного преступления. Непосредственные объекты посягательства определяют специфику отдельных преступлений, направленных против одного и того же родового и видового объекта. Такие преступления против жизни и здоровья, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причиняют вред в первом случае праву человека и гражданина па жизнь, а во втором — праву на здоровье.

Иногда преступление посягает не на один, а на два или более объекта. Поэтому в науке уголовного права объекты преступления подразделяются (классифицируются) также и по горизонтали — на основной, дополнительный и факультативный. При краже, совершенной с незаконным проникновением в жилище (ч. 3 ст. 158 УК), основным объектом посягательства является право на имущество конкретного его владельца, а дополнительным — право на неприкосновенность жилища. Поэтому в УК конструируются в подобных случаях составы преступлений с двумя и более объектами.

Под факультативным объектом понимают те общественные отношения и ценности, которые при совершении соответствующего преступления в одних случаях терпят ущерб (им причиняется вред), а в других — им вреда не причиняется. При хулиганстве (ч. 1 ст. 213 УК) основным объектом посягательства является общественный порядок, а факультативным может быть здоровье, честь и достоинство личности, чужое имущество, другие охраняемые законом интересы и ценности. При квалификации содеянного решающее значение принадлежит основному объекту посягательства.


Методическая разработка «Правовой квест»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Козульская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Д.К.Квитовича» п. Козулька

Правовой квест

«Лучше знать, чем догадываться».

Автор сценария: Лубышева Наталья Владимировна – учитель

Актуальность: Мероприятие проводилось в рамках «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных Президентом РФ в 2011 году, соответствуя основным целям и принципам основ.

Цель:формирование мотивации учащихся образовательных учреждений Козульского района к повышению уровня своей правовой компетентности.

Задачи:

  1. продемонстрировать общедоступными способами учащимся образовательных учреждений Козульского района права и обязанности, касающиеся каждого человека в повседневной жизни в сфере образования, здравоохранения, потребительских услуг;

  2. популяризировать ценность правовой компетентности учащимся образовательных учреждений Козульского района как неотъемлемое качество современного гражданина России.

  3. поддержать инициативы детей с активной гражданской позицией, осуществляющих деятельность в направлении защиты прав и обязанностей человека.

Аннотация: внеклассное мероприятие правовой квест «Лучше знать, чем догадываться»предназначен для учащихся 9-11 классов. Мероприятие позволит участникам в игровой форме продемонстрировать свои знания и узнать новое в правовой области, побывать в разных игровых ролях и ситуациях.

Данное мероприятие проводилось на базе: МБОУ «Козульская СОШ №2 им.К.Д.Квитовича», участниками мероприятия были 40 человек (9 команд), учащиеся 9-11 классов образовательных школ Козульского района. А также в проведении мероприятия принимали участие активные школьники, которые сидели на станциях. Их задача состояла в следующем: выдать задания, смотреть за ходом выполнения задания, отмечать ошибки, вносить баллы за прохождение этапа в путевой лист команды.

Ход проведения квеста:

  1. Регистрация участников.

  2. Установочная беседа.

Ведущий:Я приветствую всех, кто пришёл, приехал на наше мероприятие,сегодня мы поговорим о защите прав. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав. По условиям проведения квестов, путешествие начинается с легенды. Все готовы отправиться в путешествие…….

Легенда.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей.

В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому название нашего правового квеста «Лучше знать, чем догадываться».

(Все команды получают: флажок своего цвета, на котором написано название команды, и путевой лист (Приложение №1), где будут отмечаться баллы прохождения заданий).

Ведущий: Итак, сейчас мои помощники расскажут вам о первом испытании — квеста. Смело действуйте, включайте смекалку и сообразительность. И только тогда вы разгадаете любой пароль к любому засекреченному объекту. Желаю удачи!

(Каждой команде выдаётся первое задание – переход (Приложение №3). Все команды получают разные задания, чтобы отправится на разные станции. Остальные задания – переходы команды получат на станции выполнив основное задание. Таким образом, команды должны найти все станции и пройти основные задания станций в разной последовательности. По условиям игры все команды должны прийти по очередномузаданию – переходу в кабинет, где все начиналось.)

Рефлексия:Обсуждение, что получилось, что нет. У кого возникли, на каком этапе трудности.

Ребятам предлагается на разноцветных спикерах написать свое отношение к игре и прикрепить на их «Забор впечатлений».

Награждение: команды – победители поучают грамоты и ценные подарки (I, II, III места), все остальные команды получают грамоты за участие и утешительные призы. Также каждый участник игры получает памятку «Мои права» (Приложение №4).

Ведущий:Спасибо всем большое за проделанную работу. Желаем пользоваться своими правами, и соблюдать свои обязанности. Всем удачи!

Приложение №1

Станции — задания

( где находятся и отвечают за работу активные школьники или педагоги)

Станция №1 «Афоризмы»

Команды получают по три набора карточек, на каждой из которых написано по 1 слову. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.

1 набор: добродетели, должны, законы, и, искоренять, насаждать, пороки (Цицерон, древнеримский оратор).

2 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного (Екатерина II, русская императрица).

3 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны (Цицерон, древнеримский оратор).

Ответ. 1) Законы должны насаждать добродетели и искоренять пороки. 2) Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 3) Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.

Станция №2 «Государство»

Командам раздаются карточки с рисунками, на которых изображены символы (признаки) тех элементов, без которых государство не существует. Один важный признак отсутствует (пустая карточка). Необходимо дорисовать его и подписать. Время на размышление – 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла.

Территория

Власть

Суверенитет

Налоги

?

Ответ. Законы (законотворческая деятельность).

Станция №3 «Квалифицируй преступление»

Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.

Ответы даны курсивом во втором столбце таблицы.

Станция №4 “ПРАВОВЫЕ ПИКТОГРАММЫ”

Надо: (листы бумаги, фломастеры или маркеры )

– Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание.

Задание: Команда может по своему усмотрению выбрать две статьи из Конвенции о правах ребенка, на которые по их мнению надо обратить особое внимание, и «зашифровать» их в рисунке. После завершения Квеста другим командам-участникам будет предложено угадать, о каких статьях в рисунке идет речь. Время на размышление и работу – 6 минут. За полностью выполненное задание команда получает 2 балла, частично выполнено получает 1 или 0,5 балла по усмотрению руководителя задания.

Станция №5 «Правовой статус ребенка»

Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 0,5 балла. Всего во втором наборе 12 карточек. Таким образом максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 6 баллов.

1 набор – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».

2 набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:

  1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

  3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.

  4. Подлежит административной ответственности.

  5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).

  6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

  7. Имеет право на получение паспорта.

  8. Имеет право на вступление в брак.

  9. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

  10. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

  11. Имеет право на имя, отчество и фамилию.

  12. Приобретает право на гражданство.

Правильный ответ: А – 11, 12; Б – 10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.

Станция №6 «Права человека»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.

  1. Лягушка из сказки В Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение).

  2. Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ ( на личную неприкосновенность).

  3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища).

  4. Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд).

  5. Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________( на владение имуществом).

  6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность).

Ответы даны в скобках.

Станция №7 » КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ»

Задание: команде даны календарные числа. Задание – записать, что это за дни. Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно названную дату команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 4 даты. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команда может получить в этом задании – 2 балла.

Например:1 июня – Международный день защиты детей

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты.

4 июня — Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Станция №8 «Ответственность»

Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность

Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку правильно соотнесенную с видом юридической ответственности, команда получает 0,5 балла. Всего карточек 14. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 7 баллов.

  1. Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).

  2. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).

  3. Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).

  4. Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).

  5. Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).

  6. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).

  7. Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).

  8. Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).

  9. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (уголовная ответственность).

  10. Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).

  11. Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).

  12. Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная ответств-сть).

  13. Ученик нахамил учительнице во время урока (административная ответственность).

  14. В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правовая ответственность).

Ответы даны в скобках.

Станция №9 «ЛИТЕРАТУРНО-ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА»

Задание: команде выдается литерватурно-правовая викторина.Время на размышление – 6 минут. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 вопросов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команда может получить в этом задании – 4 балла.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста.Ст.1.)

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

5. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

6. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

7. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

Станция №10 «Президент России»

Командам предлагается текст, прочитав который игрокам необходимо выявить нарушения Конституции, совершенные Президентом в течение первого рабочего дня после победы на выборах. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждое выявленное нарушение команда получает 0,5 балла. Всего в тексте 6 нарушений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.

Текст.

А) В 6 часов утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

Б) В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.

В) В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

Г) В 8 часов — он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

Д) В 8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.

Е) В 9 ч. подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.

Ж) В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

З) В 11 часов подписывает Указ об объявлении амнистии.

И) В 11 часов 30 минут принимает решение отозвать посла России в США.

К) В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

Л) С 13 часов обедает и отдыхает.

М) В 14 часов вносит в Государственную Думу проект нового закона «Об образовании».

Н) В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей.

О) В 16 ч. едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.

П) В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

Р) С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

Ответ: Д, З, К, Н, О, П.

Станция №11 «КРОССВОРД»

Задание: командам выдается кроссворд. Который нужно выполнить за 6 минут, за кждый правильный ответ команда получает 0,5 баллов. Всего 10 вопросов, значит в этом задании команда может заработать 5 баллов.

Ответы: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь. 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10.ООН.

По вертикали:

1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его……

2. Ст. 31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и….

5. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка?

6. Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?

8. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции?

По горизонтали:

3.Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка?

4. Вставьте пропущенное слово в ст.29: «Государства-участники соглашаются в том, что воспитание ребёнка должно быть направлено на воспитание…. К окружающей природе».

7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и …(каким?)

9. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и … (какого?) насилия.

10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка?

Приложение №2

Путевой лист

Название команды, образовательного учреждения: _______________________________

Руководитель

задания

Примечание

Задание «Афоризмы»

Задание «Государство

Задание «Квалифицируй преступление

Задание “Правовые пиктограммы”

«Правовой статус ребенка»

задание «Права человека»

Задание КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

задание «Ответственность»

Литературно-правовая викторина.

задание «Президент России

Задание Кроссворд

Приложение №3

Задания – переходы

(Выдаются командам, для того, чтобы разгадав задание, команда могла продолжить свой путь в правильном направлении, выйдя на следующую станцию).

е

в

о

с

и

ш

ь

т

ь

д

и

ь

п

д

я

п

к

н

л

о

ь

с

о

в

и

р

н

Найдите слова-цифры, составьте их так

чтобы получился номер кабинета, где

Вас уже ждут.

е

в

о

с

и

ш

ы

т

ь

д

и

ь

п

д

я

п

к

н

л

о

ь

с

о

в

и

р

н

Найдите слова-цифры, составьте их так

чтобы получился номер кабинета, где

Вас уже ждут.

е

в

о

с

и

ш

ы

т

ь

д

и

ь

п

д

я

п

к

н

л

о

ь

с

о

в

и

р

н

Найдите слова-цифры, составьте их так

чтобы получился номер кабинета, где

Вас уже ждут.

е

в

о

с

и

ш

ы

т

ь

д

и

ь

п

д

я

п

к

н

л

о

ь

с

о

в

и

р

н

Найдите слова-цифры, составьте их так

чтобы получился номер кабинета, где

Вас уже ждут.

е

в

о

с

и

ш

ы

т

ь

д

и

ь

п

д

я

п

к

н

л

о

ь

с

о

в

и

р

н

Найдите слова-цифры, составьте их так

чтобы получился номер кабинета, где

Вас уже ждут.

Переставьте в выделенном слове буквы и вы поймете куда Вам идти дальше тибоакибле

Переставьте в выделенном слове буквы и вы поймете куда Вам идти дальше тибоакибле

Переставьте в выделенном слове буквы и вы поймете куда Вам идти дальше тибоакибле

Переставьте в выделенном слове буквы и вы поймете куда Вам идти дальше тибоакибле

Переставьте в выделенном слове буквыи вы поймете куда Вам идти дальше тибоакибле

Переставьте в выделенном слове буквы и вы поймете куда Вам идти дальше тибоакибле

Переставьте в выделенном слове буквы и вы поймете куда Вам идти дальше тибоакибле

Переставьте в выделенном слове буквы и вы поймете куда Вам идти дальше тибоакибле

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

Ответы: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.

Правильно ответив на этот вопрос,Вы узнаете, куда вам идти дальше,сложив и подставив цифру в данныйкод 2-0.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

Ответы: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.

Правильно ответив на этот вопрос,Вы узнаете, куда вам идти дальше,сложив и подставив цифру в данныйкод 2-0.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

Ответы: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.

Правильно ответив на этот вопрос,Вы узнаете, куда вам идти дальше,сложив и подставив цифру в данныйкод 2-0.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

Ответы: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.

Правильно ответив на этот вопрос,Вы узнаете, куда вам идти дальше,сложив и подставив цифру в данныйкод 2-0.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

Ответы: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.

Правильно ответив на этот вопрос,Вы узнаете, куда вам идти дальше,сложив и подставив цифру в данныйкод 2-0.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

Ответы: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.

Правильно ответив на этот вопрос,Вы узнаете, куда вам идти дальше,сложив и подставив цифру в данныйкод 2-0.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Зимой — звезда,
Весной — вода.

Советы самому внимательному!

(расшифруйте номер кабинета и продолжите свой путь)

Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше…. больше!

Мечтает парень закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Ноль, и …марш!»

Однажды поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать…
Ну что ж, друзья, теперь вы в праве

И дальше путь свой продолжать.

Роботы VS Киборги

Вы наверняка отличаете роботов от киборгов. Фильмы про Терминатора и Робокопа смотрели все. Киборги отличаются от роботов именно 100% наличием человеческого интеллекта. Даже если всё остальное кроме мозга — искусственное. Про ИИ и своё отношение к нему я уже писала в посте про виртуального помощника. Там же поведала вам о разнице между искусственным интеллектом и виртуальным.

Ладно, с роботами все понятно — людям нужны помощники и машины, которые будут заменять человеческий труд в тех или иных сферах. Зачем миру киборги?

«Киборг» вообще (спасибо поп-культуре) слово очень громкое. Так и видишь получеловека-полумашину. Существо, возможности которого превосходят человеческие. Встретишь такого в реальной жизнь — заплачешь и убежишь.

Однако, современная жизнь и современные «киборги» показывают, что они просто обычные люди, которые просто хотят жить как все. А механизированные и компьютеризированные части тела для них — это протезы. Просто высокотехнологичные заменители уходящих в прошлое деревянных ног и пластиковых рук.

Несколько недель назад я посмотрела интересный документальный фильм, где рассказывается о high-tech разработках для инвалидов. В сравнение приводят компьютерную игру Deus Ex:Human Revolution. Там вы можете видеть и механизированные руки, которые подчиняются импульсам головного мозга, и ноги, которые уже научились «эмулировать» (беру в кавычки, т.к. этот термин не совсем верен в отношении нервной системы человека) естественную работу человеческих конечностей, и глаза-камеры, которые помогают инвалидам по зрению видеть.

Как быстро разрушаются мифы, да? Монстры-киборги в головах исчезли. А им на смену пришли обычные люди, которые просто хотят жить обычной жизнью. Что ж, при такой постановке вопроса, вопрос этичности даже не возникает.

Я помню серию Futurama, где Гермес шаг за шагом заменил себе все части тела на роботизированные. Тогда ему основательно снесло крышу и он наслаждался сверхвозможностями, которые дают ему искусственные конечности. В итоге сделал из себя робота. Которые, как мы помним, вопросами морали не озабочены. Искусственный интеллект же.

Современные разработки протезов также, да, имеют такое свойство превосходить человеческие конечности. Ноги киборгов быстрее, руки — сильнее. И поранить их невозможно. Есть инвалиды, которые сами же занимаются разработкой новейших механизированных конечностей, тестируя всё на самих себе. Привет Гермесу. Подобные разработки в большей степени делаются в армейских исследовательских центрах. По понятным причинам, армии больше всех хочется заполучить «сверхчеловеков».

Вообще, интересный момент. Роботы-андроиды (или гуманоиды) людей умиляют, а киборги — пугают. Первый закон роботехники? Ну.. Да, в этом плане, конечно, меньше шансов получить вред от робота, чем от человека. Особенно, если его апгрейдили, наградив супервозможностями. Но киборг, как по мне, не более «опасен», чем обычный человек с оружием. Ими управляют такие же душевные порывы и разум, как и нами. Я вот сейчас не про ребят с протезами, а про суровых таких армейских киборгов. 😀

У меня нет в планах давать этичную оценку cyber-разработкам в области протезирования. Хотя бы потому, что я практик. И считаю, что использование роботехники — это естественная часть развития человечества. Это делает жизнь людей, в первую очередь, инвалидов — проще. Ну, а если разработки пойдут дальше, это тоже неплохо. Робокоп же — хороший, сильный и добрый! ♥