Образец ходатайства о назначении строительно технической экспертизы

Содержание

Ходатайство о проведении строительно-технической экспертизы: образец

Чтобы принять правильное постановление в разрешении различных спорных вопросов, суду необходимо владеть достаточной доказательной базой.

Наличие дополнительных сведений может обеспечить проведение судебной экспертизы. Иногда суд не может только на основании представленной информации принять решение.

Для этого требуется мнение специалистов, их выводы, принятые после изучения объекта спора. Чтобы получить дополнительную информацию, одна из сторон спора или непосредственно представители суда инициируют проведение судебной экспертизы.

Причин для дополнительной работы судебных экспертов по спорному вопросу может быть несколько:

  • Ходатайство о проведении экспертизы, поданное в суд одной из сторон спора;
  • Необходимость проведения экспертной оценки документов и доказательств, представленных на рассмотрение суда.

Кто может выступать экспертами в проведении экспертизы, и какие требования предъявляются к данным лицам?

Совсем не обязательно, чтобы участник экспертизы был представителем государственной или частной экспертной организации.

Экспертом может выступать доверенное лицо, которое обладает всеми необходимыми знаниями для проведения данной процедуры.

Эти лица должны иметь соответствующее образование, должность, иметь достаточный стаж работы в данной сфере. Решение о составе экспертной комиссии принимает суд, учитывая при этом все обстоятельства и пожелания участников судебного разбирательства.

Как оформляется заявление о проведении судебной экспертизы?

Свое ходатайство о проведении экспертизы может подать любая сторона судебного процесса. Форма заявления может быть устной или письменной. Чаще всего, письменная форма подачи ходатайства характерна для дела, рассматриваемого в арбитражном суде.

Например, если одна из сторон процесса высказала свое заявление в устном виде во время слушания дела, во время обжалования решения суда принимается во внимание упоминание о заявлении, внесенное в протокол судебного разбирательства.

Внесение в протокол заседания информации об устной просьбе провести дополнительные исследования по делу обязательно.

Если заявитель подает ходатайство в письменном виде, он может это сделать:

  • Во время судебного разбирательства;
  • Передать ходатайство в канцелярию, находящуюся в данной судебной инстанции.

Какие сведения вносятся в ходатайство?

Форма заявления на проведение судебной экспертизы – произвольная. То есть не существует общепринятого образца. Но требования к данному документу, все же, есть.

Документ должен одержать следующую информацию:

  • Название судебного органа, реквизиты дела, сведения о лицах, выступающих участниками судебного разбирательства, дату написания заявления и личную подпись заявителя;
  • Причины и основания проведения дополнительного изучения обстоятельств дела;
  • Указываются лица, которым заявитель доверяет провести экспертизу;
  • Вопросы, на которые экспертной комиссии необходимо обратить внимание;
  • Предмет изучения экспертной комиссии, который передается на исследование.

В какой период и за кокой срок должна быть проведена экспертиза, решает суд. Если принятые судом сроки не выдерживаются, по отношению к экспертам может применено наказание в виде судебного штрафа.

Продолжение рассмотрения дела начнется только после получения дополнительной доказательной базы, представленной экспертной комиссией.

Оплату за проведенные работы производит одна из сторон рассматриваемого дела. В некоторых случаях, расходы делятся между участниками процесса.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы: образец

Образец ходатайства здесь.

В Люблинский районы суд

От: Гончаровой Оксаны Дмитриевны

по гражданскому делу № 361

по иску Гончаровой Оксаны Дмитриевны

к Студеному Ивану Алексеевичу

ХОДАТАЙСТВО

о назначении строительной экспертизы

В производстве суда находится гражданское дело № 361по иску Гончаровой Оксаны Дмитриевны (ФИО истца) к Студеному Ивану Алексеевичу (ФИО ответчика) о нарушении условий договора аренды жилого помещения(указать сущность требований).

В ходе судебного разбирательства возникли вопросы: несвоевременной выплаты арендной платы, проведение оплаты коммунальных услуг (указать, какие обстоятельства необходимо подтвердить путем проведения экспертного исследования), для разрешения которых необходимы специальные познания в строительстве.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 79 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Назначить по делу проведение судебной строительной экспертизы, на разрешение которой поставить следующие вопросы: изучение документов по коммунальным выплатам (привести перечень вопросов экспертам).
  2. Проведение строительной экспертизы поручить государственной экспертной организации г. Люблино (наименование экспертного учреждения).
  3. Обязать Гончарову Оксану Дмитриевну (ФИО владельца) предоставить возможность экспертам провести исследования документов по коммунальным выплатам (указать, какие исследования будут проводить эксперты).
  4. Оплату за проведение экспертизы возложить на Студеного Ивана Алексеевича (указать, кто должен провести оплату за экспертизу).
  5. Перечень прилагаемых к ходатайству документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):
  6. Документы, подтверждающие основания ходатайства о строительной экспертизе

Дата подачи ходатайства «12»ноября 2016 г.

Подпись _______

Экспертиза качества строительных работ.

Как происходит экспертиза строительных материалов,

Ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы: бланк

Бланк ходатайства здесь.

В ___________________________

(наименование суда)

От: __________________________

(ФИО полностью, адрес)

по гражданскому делу № _______

по иску __________ (ФИО истца)

к ____________ (ФИО ответчика)

ХОДАТАЙСТВО

о назначении строительной экспертизы

В производстве суда находится гражданское дело № ____ по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________ (указать сущность требований).

В ходе судебного разбирательства возникли вопросы: _________ (указать, какие обстоятельства необходимо подтвердить путем проведения экспертного исследования), для разрешения которых необходимы специальные познания в строительстве.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 79 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

Дата подачи ходатайства «___»_________ ____ г.

Подпись _______

Ходатайство о назначении судебной экспертизы

Бланк ходатайства здесь.

В ___________________________

(наименование суда)

От __________________________

(ФИО полностью, адрес)

по гражданскому делу № _______

по иску __________ (ФИО истца)

к ____________ (ФИО ответчика)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о назначении экспертизы

В производстве суда находится гражданское дело № _______ по иску __________ (ФИО истца) к ____________ (ФИО ответчика) о __________ (указать сущность требований).

По делу необходимо назначить проведение судебной экспертизы для разрешения следующих вопросов __________ (перечислить обстоятельства, которые могут быть установлены по делу путем проведения экспертных исследований), другими доказательствами подтвердить указанные обстоятельства невозможно.

Оплату за проведение экспертизы прошу возложить на меня (или на другое лицо, участвующее в деле, или провести за счет средств федерального бюджета).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 79 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г.

Подпись _______

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? 1 из 1 читателей считают Запись полезной.

6. Буквальное толкование ч. 2 ст. 29 и ст. 182 УПК позволяет прийти к неверному, на наш взгляд, выводу, что только личный обыск и обыск в жилище производятся по судебному решению (ч. 3 ст. 182), а все остальные без исключения виды обыска не требуют дополнительных санкций. В то же время процессуальные нормы и гарантии надо рассматривать с учетом их целей, причем так, чтобы их буквальное или даже формально-логическое толкование не приводило к явным противоречиям (абсурду). Так, следует принять во внимание то обстоятельство, что обыск проводится по меньшим основаниям и серьезнее ограничивает права граждан, чем выемка. В то же время некоторые виды выемки требуют судебного решения (выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, — п. 7 ч. 2 ст. 29, ч. 4 ст. 183). Но в тех же случаях, если исходить из буквального толкования закона, обыск производится без всякого разрешения или согласия, к тому же не на достоверном (как это требуется для выемки), а всего лишь на вероятном основании. Тогда особое санкционирование выемки теряло бы всякий смысл. В самом деле, зачем следователю обосновывать в суде доказательствами необходимость выемки банковских документов, если он вместо этого может произвести обыск в кредитном учреждении и изъять их без какого-либо разрешения? Это явное противоречие дает основание для распространительного толкования норм, содержащихся в п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 4 ст. 183 УПК. Согласно такому толкованию принудительное изъятие (не только при выемке, но и при обыске) предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, в том числе банковскую тайну, нуждается в судебном разрешении. Такое толкование фактически совпало с правовой позицией КС РФ, изложенной в Определениях от 19.01.2005 N 10-О, от 29.05.2007 N 427-О-О. Следует учесть, что ряд федеральных законов предусматривают необходимость получения судебного решения на производство отдельных видов обыска. Эти законы имеют приоритет перед УПК, поскольку они специально предназначены для регулирования обособленных групп общественных отношений. КС РФ последовательно указывает на недопустимость проведения обыска без судебного разрешения: а) в отношении адвоката, в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых для адвокатской деятельности (Определение от 08.11.2005 N 439-О; см.: ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»); б) в отношении предметов и документов, содержащих аудиторскую тайну (Определение КС РФ от 02.03.2006 N 54-О; См.: ст. 9 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

7. Добровольная выдача предмета до начала поисковых действий имеет юридическое значение доказательственного факта: а) деятельного раскаяния (как основания для прекращения дела по ст. 28 УПК как смягчающего обстоятельства), если выдавшее предмет лицо еще могло иначе распорядиться им (уничтожить наркотики); б) опровергающего версию о подбрасывании предмета во время обыска; в) подтверждающего осознанное владение этим предметом. Согласно примечаниям к ст. ст. 222 и 228 УК РФ (в ред. от 08.12.2003) не признается добровольной сдачей изъятие наркотиков или оружия во время производства обыска и, следовательно, не освобождает от уголовной ответственности. Однако следует учесть, что добровольная сдача может начаться раньше обыска и повлечь освобождение от уголовной ответственности вне зависимости от способа фактического изъятия оружия или наркотиков. Например, гражданин по телефону заявляет в полицию о своем желании добровольно сдать оружие, которое затем изымается в ходе обыска. Судебная практика устанавливает обязанность органов расследования предоставить возможность обвиняемому (подозреваемому) добровольно выдать оружие или наркотики с тем, чтобы он мог воспользоваться положениями уголовного закона, согласно которым лицо, добровольно выдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности;

8. При обыске дополнительно изымаются предметы, полностью запрещенные к обращению (изъятые из оборота), — ч. 2 ст. 129 ГК, а также могут быть изъяты и вещи, оборот которых ограничен (ч. 2 ст. 129 ГК). Эти предметы изымаются при отсутствии надлежащего разрешения на владение ими.

9. Особенностью производства обыска является требование обязательного обеспечения участия в нем лица, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. По смыслу УПК к участию в обыске привлекаются владелец обыскиваемого объекта (а не только помещения), либо его представитель (аналогия ч. 6 ст. 177 и ч. 15 ком. статьи), либо проживающие в жилище лица. Невыполнение этого требования при наличии возможности его выполнить является существенным нарушением процессуального закона (ч. 3 ст. 7) и влечет недопустимость полученных доказательств. В неотложных ситуациях участие владельца обеспечить невозможно. Кодекс (ч. 6 ст. 177 УПК) предусматривает лишь запись в протоколе об этом. Более удачной была аналогичная норма УПК РСФСР (ч. 2 ст. 169 УПК), допускающая приглашение представителя жилищно-эксплуатационной организации или местного самоуправления. Представляется, что на уровне рекомендации ее целесообразно использовать и в настоящее время. Следователь не вправе отказать в присутствии при производстве обыска защитнику (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК) или адвокату владельца обыскиваемого объекта. Более того, для обеспечения гарантий допустимости результатов обыска следователю целесообразно привлекать к участию в деле защитника или адвоката. При этом вполне могут быть соблюдены требования внезапности обыска (защитник приглашается в кабинет следователя в определенное время для участия в каких-то следственных действиях, лишь после начала обыска он только узнает, что это обыск). С учетом Постановления КС РФ от 27.06.2000 N 11-П по делу Маслова, лицо, в отношении которого проводится обыск с целью уличения его в совершении преступления, обладает правом на защиту, так как находится в положении подозреваемого в конституционном смысле слова. Поэтому его адвокат должен обладать всеми правами защитника.

10. Если повреждение имущества в ходе обыска породило сомнения в достоверности полученных доказательств или было средством незаконного воздействия на подозреваемого либо обвиняемого (понуждение к даче показаний под угрозой повреждения имущества), то оно влечет недопустимость полученных доказательств.

11. Особой гарантией соблюдения при обыске прав и законных интересов граждан является возможность обжалования постановления о производстве обыска и его результатов непосредственно в суд, что прямо было отмечено Постановлением КС РФ от 23.03.1999 N 5-П. Об этом см. ком. к ст. ст. 125, 165.

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (с изменениями на 27 декабря 2018 года)

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (статьи 1 — 18)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

(с изменениями на 27 декабря 2018 года)

Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Принят
Государственной Думой
21 апреля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
(Часть дополнительно включена с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ)
Комментарий к статье 1

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Комментарий к статье 2

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 3

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Комментарий к статье 4

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5_1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ.

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Комментарий к статье 5

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Комментарий к статье 6

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ.
Комментарий к статье 7

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3_1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Комментарий к статье 8

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Комментарий к статье 9

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ.
Комментарий к статье 10

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
(Часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 182-ФЗ.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (часть дополнена с 13 июля 2010 года Федеральным законом от 29 июня 2010 года N 126-ФЗ.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть дополнена с 13 июля 2010 года Федеральным законом от 29 июня 2010 года N 126-ФЗ.

4_1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
(Часть дополнительно включена с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ)

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(Часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 182-ФЗ.

5_1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
(Часть дополнительно включена с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ)

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Комментарий к статье 11

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1_1 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ.

1_1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ)

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Комментарий к статье 12

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.
(Часть дополнительно включена с 15 ноября 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 305-ФЗ)
Комментарий к статье 13

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Комментарий к статье 14

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 15

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Комментарий к статье 16

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст.144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст.237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-Х «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст.192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-Х «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст.540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст.94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст.361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Комментарий к статье 17

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Обыск: самые часто задаваемые вопросы

Тема обыска никогда не теряет своего значения ни для предпринимателей, ни для обычных граждан. Об этом свидетельствует огромное количество тематических вопросов, задаваемых нашим адвокатам. Поэтому мы решили ответить на наиболее актуальные их них.

Какие документы должны предъявить правоохранители для проведения обыска?

Представитель правоохранительных органов должен предъявить служебное удостоверение, постановление суда или следователя (дознавателя) о производстве данного действия. Обратите внимание: если с обыском прошло не то лицо, которое вынесло постановление, то оно обязано предоставить поручение о производстве рассматриваемого следственного действия. Копии указанных документов следователи (дознаватели) предоставлять лицу, у которого проводится обыск, не обязаны, но можно вежливо попросить дать сфотографировать бумаги.

Помните о нескольких моментах:

  1. В постановлении обязательно указывается номер уголовного дела, в рамках которого проводится обыск, а также точный адрес помещения. В нем также прописываются данные лица, составившего документ, ставится его подпись.
  2. Технические ошибки, описки не препятствуют проведению обыска. А вот если в постановлении указан другой адрес, то следственное действие в вашем офисе или квартире проводить запрещено.

Можно ли не открывать дверь сотрудникам правоохранительных органов, пришедших для проведения обыска в квартиру или офис?

Согласно ч.6 ст.182 УПК РФ, если гражданин, у которого планируется совершить обыск, отказывается добровольно открыть дверь, правоохранители имеют полное право ее взломать. В одних случаях силовики справляются с этой задачи самостоятельно, в других – вызывают МЧС. Поэтому нет никакого смысла «держать оборону», тем более, что за это предусмотрена административная ответственность по ст.19.3 КоАП РФ.

Однако иногда гражданам удается договориться со следователем о предоставлении 15-30 минут на то, чтобы, например, одеться и вызвать адвоката. Это достаточно короткий промежуток времени, поэтому если вы находитесь в группе риска, то найдите квалифицированного защитника и договоритесь с ним обо всем заранее. Естественно, прибывшая группа не будет ждать презда адвоката часами.

К сожалению, в случаях, не терпящих отлагательств, оперативники могут и не дать времени гражданину. Например, такое возможно, если обыск проводится по уголовным делам о наркотиках (если не проникнуть в помещение немедленно, гражданин может уничтожить следы преступления).

Могут ли оперативные сотрудники обыскивать не только помещение, но и находящихся в нем лиц?

Да, такое возможно: представители правоохранительных органов могут обыскивать любых лиц, находящихся в помещении, если посчитают, что у них могут находиться предметы, имеющие отношение к уголовному делу. Составление отдельного протокола не требуется. При этом, конечно, должны соблюдаться правила личного обыска (обыскиваемый и обыскивающий должны быть лицами одного пола и т.д.).

Помимо этого, нет препятствий к обыску сумочек, портфелей, рюкзаков и т.д.

Следовательно, прятать улики на себе или в сумках нет никакого смысла: с огромной долей вероятности они будут обнаружены. Опытному следователю, участвовавшему в сотнях обысков, прекрасно известны наиболее типичные тайники граждан.

Можно ли снимать на телефон процесс обыска?

Закон не запрещает снимать процесс обыска, однако, скорее всего, мобильный телефон у гражданина изымут как предмет, который может иметь отношение к совершенному преступлению. Между тем, оперативные сотрудники сами могут вести фото- и видеосъемку происходящего. Если помощь при обыске будет оказывать адвокат, он может снимать процесс на свои устройства – изъять их правоохранители не имеют права.

Могут ли оперативные сотрудники взламывать сейфы, шкафы, тумбы? Кто будет возмещать ущерб?

Сначала правоохранители должны предложить гражданину добровольно открыть замок. Если гражданин не желает делать этого, замок взламывается. Если взломать дверь подручными средствами у оперативников не вышло, они могут забрать, к примеру, сейф в отдел, чтобы его вскрыл специалист.

Гражданин может потребовать возмещения причиненного ущерба, но только в судебном порядке и при условии, что обыск был незаконным. Кроме того, также в судебном порядке можно требовать компенсации морального вреда. Однако на практике добиться компенсации может только квалифицированный адвокат из-за большой сложности подобных дел, а также ввиду того, что суды негласно встают на сторону правоохранителей.

Может ли полицейский зайти в соседний офис, если ему покажется, что доказательства могут быть спрятаны там?

Нет, поскольку обыск производится только по адресу, указанному в постановлении о производстве данного следственного действия.

Однако тут есть свои нюансы, более подробно об этом мы расскажем Вам на консультации

Что могут забрать при обыске (технику, мебель, одежду, еду, телефон)?

Правоохранители могут забрать абсолютно любой предмет, который, предположительно, может относиться к рассматриваемому делу. Если впоследствии выяснится, что предмет изъят ошибочно, то он возвращается своему владельцу.

Обязаны ли вам дать скопировать информацию при изъятии компьютерной техники?

В конце декабря 2018 года в УПК РФ появилась новая статья 164.1, запрещающая изъятие компьютерной техники, если расследуемое преступление совершено в сфере предпринимательской деятельности. Вместо изъятия правоохранители должны скопировать информацию на свои носители. Однако в некоторых случаях (например, если есть судебный акт об изъятии носителей информации) техника все же может изыматься.

Гражданин может ходатайствовать перед следователем о копировании информации на свои носители, однако удовлетворят или нет такое прошение – большой вопрос.

Как лучше всего фиксировать нарушения при обыске?

Гражданин, считающий, что процесс проходит с нарушениями, может внести свои замечания в протокол обыска, который ведет следователь (дознаватель). Отказать представители правоохранительных органов в этом не в праве, однако без присутствия адвоката как правило сделать это не удается.

Можно ли сослаться на плохое самочувствие и вызвать врача, чтобы покинуть место обыска? Мог ли вас задерживать на месте обыска?

Гражданин, в помещении которого проводится обыск, разумеется, может требовать вызова «скорой помощи», если почувствует себя плохо. Если врач сочтет, что лицу необходима госпитализация, правоохранители не могут насильно удерживать гражданина. Обыск будет продолжен при участии совершеннолетних членов семьи обыскиваемого, представителей организации (если мероприятие проходит в офисе компании).

Задержание лица, у которого осуществляется обыск, также возможно при наличии оснований, перечисленных в ст.91 УПК РФ (например, в жилье обыскиваемого обнаружены следы преступления).

Если электроника зашифрована, может ли требовать полицейский пароль, и что будет, если пароль не дать?

Гражданин вправе не давать никаких комментариев относительно находящихся в офисе или квартире предметов. В том числе он может не сообщать пароли. Никакой ответственности за это не предусмотрено.

Что будет если, полицейский увидит, как гражданин уничтожает доказательства (документы, носители данных, наркотики, орудия преступления). Будет ли это иметь значение для дела?

Если представитель увидит, как в процессе обыска гражданин пытается уничтожить какие-либо предметы, он должен воспрепятствовать этому. Действия гражданина должны быть отражены в протоколе.

Сам по себе факт уничтожения предметов не является доказательством вины гражданина в преступлении, доказательством является протокол обыска.

Может ли полицейский применить силу при обыске?

Необоснованно применять физическую силу правоохранители не вправе. Но если гражданин, у которого проводится обыск, оказывает активное сопротивление, представитель правоохранительных органов может применить физическую силу, использовать оружие или спецсредства. Перед тем, как использовать их, сотрудник предупреждает о своих намерениях гражданина.

Можно ли вызвать адвоката на обыск?

Адвокат имеет право присутствовать на производстве данного следственного действия, однако откладывать обыск до того момента, пока защитник не явится по нужному адресу, следователь тоже не обязан.

Самый лучший момент для вызова адвоката – это время, которое следователь дает гражданину на то, чтобы отрыть дверь добровольно (как мы уже указали выше – 15-30 минут). Если защитник успеет прибыть до начала обыска, то следователь обязан его допустить к участию в мероприятии, если опоздает – вполне возможно, что адвоката просто не допустят к доверителю.

Если вы не нашли ответа на свой вопрос или хотите получить более развернутую информацию – обращайтесь к адвокатам компании «СКП».