Обращение взыскания на заложенное имущество происходит

Энциклопедия решений. Порядок обращения взыскания и способы реализации заложенного имущества

Порядок обращения взыскания и способы реализации заложенного имущества

Взыскание на заложенное имущество может быть обращено в судебном или во внесудебном порядке. Если иное не предусмотрено соглашением между залогодателем и залогодержателем, применяется судебный порядок обращения взыскания. В установленных законом случаях взыскание на предмет залога может быть обращено только в судебном порядке (см. п. 1 — 3 ст. 349 ГК РФ, ст. 51, п. 5 и 6 ст. 55 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке).

Обращение взыскания на заложенное имущество в судебном порядке осуществляется путем предъявления соответствующего иска. Иск об обращении взыскания на заложенное имущество и иск о взыскании долга по обеспеченному залогом обязательству являются самостоятельными требованиями и могут быть предъявлены в суд одновременно или по отдельности (в любой последовательности) (см. п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10, п. 65 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50, Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 07.12.2011).

В связи с этим нужно отметить, что в случае удовлетворения судом иска о взыскании долга по обеспеченному обязательству взыскание в рамках исполнительного производства в пользу залогодержателя в первую очередь обращается на заложенное имущество, в том числе и в отсутствие судебного акта об обращении взыскания (ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон об исполнительном производстве)*(1).

Данное правило применяется только в тех случаях, когда залогодателем является должник по обеспеченному обязательству. В противном случае в рамках исполнительного производства в отношении должника не может быть обращено взыскание на имущества третьего лица.

При обращении взыскания на заложенное имущество в судебном порядке реализация этого имущества по общему правилу осуществляется путем его продажи с публичных торгов.

Порядок проведения публичных торгов по реализации заложенного движимого имущества определяется ст. 350, 350.2 ГК РФ и законодательством об исполнительном производстве (см., в частности, ч. 3 и 4 ст. 78, ст. 87, главу 9 Закона об исполнительном производстве). Публичные торги по реализации заложенного недвижимого имущества проводятся в соответствии с законодательством об исполнительном производстве с учетом особенностей, установленных Законом об ипотеке (см. п. 1 ст. 56 этого закона).

В части, не урегулированной соответствующими нормами, к публичным торгам по реализации заложенного имущества (как движимого, так и недвижимого) применяются положения ст. 449.1 ГК РФ.

При внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество его реализация по общему правилу осуществляется посредством торгов.

Порядок проведения торгов по реализации заложенного движимого имущества определяется ст. 350.2 ГК РФ или соглашением между залогодателем и залогодержателем (п. 1 ст. 350.1 ГК РФ). Торги по реализации заложенного недвижимого имущества проводятся в соответствии с Законом об ипотеке (см., в частности, ст. 59 этого Закона).

В части, не урегулированной соответствующими нормами, к торгам по реализации заложенного имущества (как движимого, так и недвижимого) применяются общие положения гражданского законодательства о заключении договора на торгах (ст. 447 — 449 ГК РФ) (см. п. 7 ст. 350.2 ГК РФ, абзац третий п. 2 ст. 56 Закона об ипотеке).

Законом или соглашением сторон могут быть предусмотрены также следующие способы реализации заложенного движимого имущества при обращении на него взыскания (как в судебном, так и во внесудебном порядке):

— оставление залогодержателем предмета залога за собой;

— продажа залогодержателем предмета залога другому лицу.

Применение указанных способов при внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное движимое имущество возможно при условии, что залогодателем является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (см. п. 1 ст. 350 и п. 2 ст. 350.1 ГК РФ).

Заложенное недвижимое имущество при обращении на него взыскания (как в судебном, так и во внесудебном порядке) по соглашению сторон может быть реализовано путем оставления залогодержателем предмета залога за собой. Данный способ может применяться в тех случаях, когда сторонами договора об ипотеке являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и договор заключен в обеспечение обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью (см. п. 2 и 3 ст. 55, ст. 59.1 Закона об ипотеке).

При обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество в судебном порядке это имущество по соглашению сторон может быть реализовано также на торгах, не являющихся публичными (кроме случаев, когда в силу закона взыскание на заложенное имущество может быть обращено только в судебном порядке) (п. 2 ст. 56 Закона об ипотеке).

Правилами об отдельных видах залога могут быть предусмотрены иные способы реализации заложенного имущества. Например, заложенное обязательственное право по соглашению сторон может быть реализовано путем его перевода на залогодержателя либо уступки залогодержателю или третьему лицу (см. ст. 358.8 ГК РФ).

Если соглашение об обращении взыскания на заложенное имущество предусматривает несколько способов реализации этого имущества, право выбора способа реализации по общему правилу принадлежит залогодержателю (абзац второй п. 7 ст. 349 ГК РФ).

Обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке по общему правилу осуществляется вне рамок исполнительного производства — путем совершения самим залогодержателем сделок, необходимых для реализации предмета залога применимым способом (в частности, договора с организатором торгов при реализации имущества на торгах) (п. 4 ст. 350.1 ГК РФ). В том случае, если договор залога удостоверен нотариально, внесудебное взыскание на заложенное имущество может быть также обращено на основании исполнительной надписи нотариуса (п. 6 ст. 349 ГК РФ, п. 1 ст. 55 Закона об ипотеке).

Обращение взыскания на основании исполнительной надписи нотариуса предполагает изъятие судебным приставом-исполнителем у залогодателя заложенного имущества (в предусмотренных законом случаях — арест этого имущества) и его передачу залогодержателю для последующей реализации. Однако по ходатайству залогодержателя предмет залога может быть реализован судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве (см. ч. 1.1 и 1.2 ст. 78 этого закона, п. 4.3 Методических рекомендаций, утвержденных ФССП России 08.12.2015 за N 0014/14).

______________________________

*(1) Исключением являются случаи, когда в силу указания закона взыскание на заложенное имущество может быть обращено только в судебном порядке (см. п. 3.8 Методических рекомендаций, утвержденных ФССП России 08.12.2015 за N 0014/14

формирование КС-2

К настоящему моменту арбитражная судебная практика рассмотрения споров в сфере строительства, когда идет речь о подписании или неподписании актов выполненных работ КС-2, сложилась однозначно, несмотря на что, заказчики строительных работ продолжают связывать обязательство по оплате выполненных работ с фактом подписания или неподписания акта о выполненных работах КС-2 и справки о стоимости строительных работ КС-3. Находясь в сложном финансовом положении либо по иным причинам не желая оплачивать результаты работ, заказчики строительства не подписывают указанные акты, подразумевая, что в этом случае у них появляется право оставить проведенные работы без оплаты. В данной статье я хотел бы подробно изложить процедуру сдачи работ, больше с юридической, нежели с технической стороны, основания и момент появления обязательства заказчика по расчету за выполненные работы.

Отказ от подписания акта выполненных работ заказчиком – не подписание актов КС-2 и/или КС-3

Очень часто, на практике для исполнителей становится настоящей проблемой вручение актов КС-2 и КС-3 после выполнения строительных работ:

  • заказчик уклоняется от получения актов выполненных работ, не ставит отметку на актах, всячески отрицает получение таковых
  • заказчик указывает на ненадлежащее уведомление об окончании работ
  • заказчик ссылается на несвоевременную сдачу работ
  • заказчик строительства не получает почту

Между тем, в силу статей 720 (приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком) и 753 (сдача и приемка работ) Гражданского кодекса РФ, явка на объект для приемки работ является обязанностью заказчика, получившего от подрядчика уведомление об окончании работ и акты о выполненных работах и их стоимости. Вся судебная практика арбитражных судов, включая постановления Высшего Арбитражного Суда (ныне Верховного суда РФ), сводится к тому, что выполненные подрядчиком работы считаются принятыми заказчиком в полном объеме при отсутствии своевременно направленных возражений по их объему и качеству. Срок для представления отказа от подписания актов и возражений обычно определяется договором и составляет порядка 3-10 дней (по большинству договоров строительного подряда, с которыми я работал).

Следует отметить, что этот срок не пресекательный и за его пределами заказчик также может направить возражения, но чем больше времени пройдет, тем более скептически на них будет реагировать суд.

Подписание акта выполненных работ КС подрядчиком в одностороннем порядке

При этом, Закон и арбитражный суд не придают императивного значения именно сообщению подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, все внимание уделяется соблюдению порядка направления актов выполненных работ:

  • вручение представителю заказчика лично под роспись (директору, уполномоченному доверенностью или договором представителю, состоящему в штате сотруднику организации);
  • отправка документов заказным письмом по указанному в договоре и юридическому адресам заказчика. Вопреки общепринятому мнению участников строительных взаимоотношений, суды отдают предпочтение именно этому способу передачи корреспонденции. Следует учитывать, что обеспечение подрядчиком получения направленных документов заказчиком не входит в обязанности первого, то есть ссылка заказчика на то, что он не получал направленных по его официальным адресам документов будет несостоятельной.

Выполнив указанное требование договора и Закона, подрядчик снимает с себя свои обязательства и получает право требовать оплаты выполненных работ в соответствии с положениями договора.

Нарушение срока выполнения, сдачи работ может являться основанием для начисления договорной неустойки, однако не может быть причиной отказа в приемке или оплате выполненных работ.

Отсутствие ответа от заказчика в течение установленного договором времени, является приемкой работ. Юристы по строительным спорам еще называют это: «приемка молчанием». С этого момента (как в течении установленного времени не поступил мотивированный отказ от приемки выполненных работ), работы считаются принятыми заказчиком в том объеме, в котором подрядчик указал в приемочных актах.

Заключенность договора строительного подряда имеет вторичную роль в таком деле. Когда договор не заключен, подрядчику следует доказать потребность в работах и ценность их результата для заказчика. Само по себе не подписание договора подряда также не является основанием для неоплаты выполненных подрядчиком работ.

Таким образом, мы приходим ко второму существенному моменту, предусмотренному также абзацем 2 п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ, односторонний акт сдачи-приемки работ является действительным и подлежит оплате, пока заказчик не докажет обоснованность отказа от его подписания. Из написанного видно, что Закон презюмирует надлежащее качество работ при неподписанных «молчанием» актах выполненных работ и суды полностью поддерживают эту правовую позицию.

Существует еще огромное количество нюансов и деталей строительных судебных разбирательств, т.к. сфера строительного подряда, возможно, одна из самых объемных и разнообразных из всех, с которыми мне приходится работать. Но каждый арбитражный судья, в первую очередь, будет узнавать именно те вопросы, которые я рассмотрел в этой статье и можно утверждать с большой вероятностью, что решение будет мотивировано, в основном, этими доводами.

Третейский суд: что это такое?

Для того, чтобы разгрузить судебную систему во всем мире существуют негосударственные альтернативные суды. В нашей стране с 2002 года такие суды тоже стали возможны благодаря тому, что был принят Федеральный Закон «О третейских судах в Российской Федерации».

После принятия закона прошло уже 11 лет. Но до сих пор о третейских судах широкой общественности почти ничего неизвестно.

Так что же такое – третейский суд? Чем он занимается? Чем отличается от обычного суда?

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Третейский суд – это и есть основательно забытый опыт наших предков. Многие считают, что третейские суды впервые появились в Англии и Франции в конце XVII – начале XVIII веков. Но в России третейские суды известны еще с ХII века. Именно тогда появились выборные торговые третейские суды ивановского купечества, позднее – смешанные третейские суды для рассмотрения споров между новгородскими и немецкими купцами. Древнейшим и наиболее известным нормативным актом о третейском разбирательстве считается Договорная грамота великого князя Дмитрия Донского с князем Серпуховским Владимиром Храбрым от 1362 года.

Современный третейский суд представляет собой негосударственный способ защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это не только альтернатива государственному суду, но и хорошее дополнение к системе государственного судопроизводства. Рассматривают дела в третейском суде такие же квалифицированные специалисты, как и в государственном. Из названия ясно, что это суд третьего лица, избираемого спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

В третейских судах рассматриваются гражданско-правовые и экономические споры. Но особенно эффективно в третейских судах разбираются споры «бытового» характера. Например, когда между двумя соседями возникает спор по поводу границы их земельных участков.

Третейские суды бывают постоянно действующие и созданные для разрешения конкретного спора, причем на основании действующего законодательства. Самой распространенной формой существования третейских судов являются постоянно действующие третейские суды, созданные при организациях, в которые могут обратиться как граждане, так и юридические лица по соглашению между спорящими сторонами. Решения третейских судов являются обязательными для исполнения, а также обеспечиваются силой принудительного исполнения государством, если участник спора отказывается исполнить его добровольно. Хотя такое бывает крайне редко.

Третейский суд позволяет быстро, справедливо и эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации. При этом участники спора часто сохраняют нормальные отношения друг с другом. Основной метод разрешения споров в третейском суде – достижение сторонами мирового соглашения. Около 80 процентов дел, которые проходят через третейский суд, заканчиваются мировыми соглашениями!

Процедура рассмотрения споров в третейских судах значительно упрощена, что позволяет экономить время, силы и, что немаловажно, деньги. Рассмотрение дела длится не несколько месяцев, как в обычных судах, а в течение месяца. Госпошлины нет, только третейский сбор. Да и дорогостоящих адвокатов к процессу не всегда надо привлекать.

Третейским судьям стороны должны доверять. Поэтому звание третейского судьи – это, прежде всего, категория моральная. А доверять право на разрешение спора стороны будут тому, кого считают справедливым и честным. В этом особенность третейского процесса.

Третейское рассмотрение спора имеет место, только когда обе стороны добровольно соглашаются, что их спор будет рассмотрен третьим лицом. Обращение к третейскому суду – это, прежде всего приход к согласию о доверии конкретному третейскому судье.

Если же третейский судья будет уличен во взяточничестве (или у него будет какая-то другая дурная слава), то доверие к такому суду пропадет, и стороны обратятся в другой суд. Это заставляет сами третейские суды очень ревностно следить за своей репутацией, которая у них должна быть безупречной. Иначе они просто лишатся клиентов. Поэтому взятки в третейских судах экономически не выгодны.

Вообще данная категория судов развиваются тогда, когда развивается гражданское общество. Чем большее количество споров рассматривается, не прибегая к государственным судам (то есть при помощи третейских судов), тем уровень самоорганизации общества выше. По состоянию третейских судов можно судить об уровне демократичности страны.

К тому же там, где третейские суды нормально работают, существенно снижается нагрузка на государственные суды. Ведь, чем больше споров рассматривается вне государственной судебной системы, тем меньше нагрузка на обычных судей. Поэтому институты третейского рассмотрения активно используются во всех странах мира!

Десять лет назад, в 2003 году, в Смоленске появился первый постоянно действующий Третейский суд. Он, как и все российские третейские суды, тоже вначале испытывал серьезные трудности в работе. По мнению председателя Смоленского Третейского суда Людмилы Зайцевой, в нашей стране не все так гладко с реализацией Закона «О третейских судах», и зачастую третейским судам мешают работать другие коллеги-юристы. Например, Арбитражные суды опасаются, что, если третейские суды встанут на ноги, то государственный арбитраж окажется ненужным.

«Мы мешаем государственным органам в создании монополии и создаем сильную конкуренцию обычным судам: ведь третейский суд рассматривает дела с недвижимостью во много раз быстрее, чем они, – объясняет Людмила Зайцева. – И мы это делаем не менее качественно. То есть у нас граждане и организации быстрее и дешевле решают свои проблемы, поэтому людям выгоднее обращаться в третейский суд.

Поэтому некоторое время назад на нас оказывалось сильное давление. Целью этих нападок являлось желание определенных кругов значительно уменьшить компетенцию третейских судов. К тому же мы сужаем поле коррупции, потому на нас и давили».

И получается, что с одной стороны, государство приняло Закон «О третейских судах в Российской Федерации», то есть проявило волю и желание иметь такие суды в нашей стране, а, с другой стороны, само же теперь не дает им нормально работать. Обычная российская история…

Дмитрий ТИХОНОВ

Примеры нормативно правовых актов

В данной статье подробно рассказывается про примеры нормативно правовых актов, и все что об этом надо знать. В настоящее время в России принимается большое количество нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность органов власти, предпринимателей, физических лиц. Они необходимы для обеспечения законности совершаемых действий. Во все времена их существование было неотчуждаемым в любом государстве, в том числе и российском. Без них мир наполниться беззаконностью, самоуправством и беспринципностью, которые пагубно скажутся на развитии общества в целом.

Что такое нормативно правовой акт

Знание основных законов и актов необходимо любому человеку. Учиться основам юриспруденции никогда не поздно. Это поможет избежать спорных ситуаций, когда одна сторона считает себя правой, но не имеет на это веских обстоятельств. Так же, знание юридических терминов и основных понятий, поможет не совершить какое-либо противоправное деяния. Что же такое нормативно правовой акт? Этот вопрос не так уж и сложен, поэтому и ответ на него весьма прост.

В настоящее время нормативно правовым актом называют документ, который регламентирует отношения общества. В России существует несколько видов НПА, которые имеют свою классификацию. Их различают согласно некоторым признакам, к которым относятся:

Временной. В зависимости на какое время был принят тот или иной акт, например краткосрочный, на определенный период и долгосрочный, предназначенный для внедрения на неопределенное время;

Субъективный. Он представляет собой такой признак, когда НПА принимаются для определенного круга лиц, например федеральные, для всей России, региональные, для отдельных областей и регионов, административные, для каких-либо муниципальных образований, локальные создаются для отдельных предприятий;

Инициативный. Этот признак определен кругом органов власти, кем был создан НПА, например федеративный, органами гос. власти, административными образованиями и после проведения народного референдума.

Надо заметить, что нормативно правовые акты, созданные высшими органами власти имеют большую юридическую силу, чем законы административных округов и тому подобное.

Основные виды нормативно правовых актов

НПА могут быть созданы в разных видах и разные по юридической силе. Самыми сильными считаются Законы. К ним относятся:

Конституция РФ, которая является самым главным российским законом. Ее несоблюдение влет за собой соответствующую ответственность. Она всегда неотчуждаема и создана на долгосрочный период пользования;

Федеральные законы. Они представляют собой такие НПА, которые регламентируют общественные отношения во всех сферах жизни. Так же к ним относятся конституционные федеральные законы, которые призваны обеспечивать исполнение конституции РФ. Кроме того, федеральным законом можно назвать и различные кодексы РФ, такие, как административный, уголовный, гражданский и другие;

Региональные НПА, к которым относятся субъективные законы регионов России. Их исполнение обязательное, но они не должны противоречить Конституции РФ, а так же другим федеральным законом РФ.

Так же на территории Российской Федерации принимается множество подзаконных актов, которые не должны противоречить основным законам. К ним могут относиться:

  • Различные Постановления Президента, его указы;
  • Распоряжение правительства Российской Федерации, его постановления;
  • Решения органов местного самоуправления;
  • Приказы Министерств. Любых, которые существуют в России;
  • Локальные акты, которые принимаются в организации, например для организации трудовой дисциплины.

На что обращены НПА

Нормативно правовые акты имеют свое призвание и обязаны обеспечить законность всех действий, совершаемых любыми лицами на территории Российской Федерации. Например, Конституция РФ, должна обеспечить права и обязанности человека, личности. Она защищает сохранность его личной, семейной тайны.

Кодексы Российской Федерации направлены на квалифицированнее преступлений и предъявление наказаний в отношении какого-либо преступления. Например, уголовный кодекс РФ призван обеспечить законную ответственность всех уголовных преступлений, к которым относятся, тяжкие по своему составу деяния. Административный кодекс РФ предусматривает ответственность за слабые нарушения.

Принятые федеральные законы не обеспечивают ответственности за преступление, но регламентируют деятельность того или иного лица. Они всегда обязательны для исполнения, но наказание за их игнорирование предусмотрено кодексами РФ.