Несчастный случай с работниками оформляется актом

Порядок оформления несчастного случая на производстве

Несчастный случай на производстве всегда сопряжен с дополнительными процедурами по его оформлению и учету. Состав документов, позволяющих документально зафиксировать несчастный случай на производстве, приведен в нашей статье.

Расследование и учет несчастного случая на производстве

Какие документы потребуется составить

Собираем дополнительные документы

Сроки оформления документов

Итоги

Расследование и учет несчастного случая на производстве

Каждый несчастный случай на производстве подлежит расследованию, учету и документальной фиксации. Порядок расследования несчастных случаев на производстве регламентирован законодательно и требует от администрации компании соблюдения всех предписанных процедур в течение определенных временных рамок.

Подробнее о том, что предпринять администрации фирмы, если с сотрудникомна работе произошло несчастье, см. статью «Несчастный случай на производстве — действия работодателя».

Администрация фирмы, на территории которой произошел несчастный случай, должна скрупулезно подойти к документальному сопровождению процедуры расследования. Оформлением всех бумаг в такой ситуации занимается назначенная руководителем фирмы комиссия.

Составленные комиссией и полученные в ходе расследования от экспертов, медиков, пострадавшего и иных причастных лиц бумаги объединяются в единое дело.

Данный комплект документов должен раскрывать все нюансы и обстоятельства несчастного случая на производстве, а также содержать ответы на ключевые вопросы о:

  • характере трудовых взаимоотношений пострадавшего и работодателя;
  • причинах наступления несчастного случая;
  • взаимосвязи поступков работника с исполнением им своих трудовых функций в момент повреждения его здоровья и (или) работоспособности;
  • степени вины работников фирмы, ответственных за недопущение производственного травматизма.

Важно! Перечень основных документов для оформления несчастного случая на производстве установлен в ст. 229.2 ТК РФ.

Какие документы потребуется составить

Чтобы не нарушить законодательно установленную процедуру по документальному сопровождению расследования несчастного случая на производстве, в комплект документов необходимо включить бумаги 3 видов:

Каждый несчастный случай на производстве специфичен и индивидуален, поэтому комплект документов может быть разным по объему и включать как обязательные, так и дополнительные (носящие вспомогательный характер) бумаги.

Первая группа документов носит информативно-уведомительный характер. Избежать их оформления не получится — такая необходимость закреплена законодательно.

Организационные документы — это внутрифирменные распоряжения, требующиеся для организации процесса расследования производственного несчастного случая.

Третья группа документов наиболее разнообразна по видам и значительно превышает первые 2 по объему. Центральное место в данной группе занимает акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1).

Важно! Акт по форме Н-1 составляется в том случае, если работник утратил работоспособность, переведен на другую работу по медпоказаниям или погиб в результате несчастного случая на производстве (ст. 130 ТК РФ).

О том, какие документы потребуется собрать дополнительно, расскажем в следующем разделе.

Собираем дополнительные документы

Помимо акта по форме Н-1, комиссии по расследованию НС потребуется оформить протокол осмотра места происшествия, приложив к нему раскрывающие обстоятельства несчастного случая фото- и видеоматериалы, всевозможные планы и схемы.

В материалах расследования, помимо объяснений пострадавших, должны содержаться результаты опросов очевидцев несчастного случая на производстве, итоги проведенных экспертиз и заключения медиков.

Дополнительно придется собрать и внутренние доказательства того, что работодатель предпринимал все предусмотренные законодательством меры по соблюдению работником требований охраны труда (о проведенных с пострадавшим инструктажах, результатах проверки его знаний по вопросам охраны труда, выданных ему средствах индивидуальной защиты и др.).

Указанный список не является закрытым и может быть дополнен, чтобы картина происшествия была максимально раскрыта. Состав дополнительных документов определяется комиссией по расследованию НС.

Сроки оформления документов

Сроки оформления документов напрямую связаны со сроками расследования несчастного случая на производстве.

Важно! Несчастный случай на производстве расследуется в сроки, установленные ст. 229.1 ТК РФ и п. 19 Положения о расследовании несчастных случаев, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.

Предусматриваются 2 вида сроков: основные и дополнительные.

Основной срок зависит от степени нанесенного в результате несчастного случая на производстве вреда здоровью и работоспособности работника. Он составляет:

  • 3 дня (при незначительном вреде здоровью);
  • 15 дней (при тяжелой степени повреждений или смерти);
  • 1 месяц (если расследование проводится по заявлению пострадавшего (или его доверенного лица) спустя какое-то время после несчастного случая).

Важно! Отсчет длительности промежутка, в течение которого расследуется несчастный случай на производстве (в том числе документально оформляется), ведется в календарных днях от даты составления приказа о создании комиссии по расследованию (абз. п. 19 Положения № 73).

Дополнительные сроки предусмотрены для ситуаций, когда расследование не укладывается в регламентированное время по объективным причинам. Такое возможно, если требуется уточнение обстоятельств НС или необходимо получить экспертные заключения. Председателю комиссии в этом случае законодательно позволено продлить срок на 15 дней. Если к расследованию подключены органы дознания, следствия или суд, продление срока согласовывается с указанными инстанциями.

Важно! Председатель комиссии обязан сообщить об изменении сроков пострадавшему или его доверенному лицу (п. 20 Положения № 73).

Продление сроков придется оформить приказом, в котором указать причины и дату окончания расследования.

Такое пристальное внимание к соблюдению сроков поможет работодателю избежать наказания по ст. 5.27 КоАП РФ.

Что грозит работодателю за нарушение требований охраны труда, см. в статье «Виды ответственности за нарушение требований охраны труда».

Итоги

Документальное оформление несчастного случая на производстве сопровождает все этапы его расследования.

Потребуется сформировать полный комплект документов: составить приказ о создании комиссии по расследованию, зафиксировать все обстоятельства НС, собрать результаты опроса свидетелей и экспертиз, а также письменно информировать госорганы и заинтересованных лиц.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как получить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в России?

Понятие и значение

Если осужденный раскаялся и начал исправляться, то его возможно освободить раньше срока или изменить условия отбывания наказания на более мягкие.

Наиболее часто условно-досрочное освобождение применяется при освобождении от отбывания наказания, чтобы его назначить необходимо обратиться в суд.

Для того, чтобы получить положительное решение суда необходимо предоставить пакет документов, а также за время отбывания наказания проявить себя с лучшей стороны.

Часто люди, которые имеют право на условно-досрочное освобождение не подают на это ходатайство. Подать прошение о назначении УДО имеет право сам осужденный или его законный представитель.

Сделать это может тот человек, который искупил свою вину и может это доказать. Допустим, если он возместил ущерб, который применен преступлением.

Право на освобождение раньше срока имеет право любой осужденный, как отбывающий реальное наказание, так и условное.

В ныне действующем Уголовном Кодексе условно-досрочное освобождение в России применяется только к осужденным, отбывающим срочные наказания, а также зависит от того к какой категории относится преступление.

Наиболее важным условием для назначения считается непосредственное отбытие части наказания.

Существующие условия условно-досрочного освобождения в РФ:

  1. Необходимый реальный срок зависит от того, какого типа преступление было совершено.
  2. Достаточно фактически отбыть треть срока в случаях, если преступление не превышает среднюю степень по тяжести;
  3. При более высокой степени тяжести необходимо отбыть больше половины срока.
  4. Особо тяжкие преступления, а равно с ними и случаи, когда УДО ранее назначалось, требуют наиболее долгого срока отбывания – более 2/3.

В любом случае фактическое отбывание не может быть менее 6 месяцев. Также необходимо соблюсти еще несколько условий: полное или частичное возмещения вреда, раскаяние.

Самое важное условие для того, чтобы было назначено условно-досрочное освобождение – признание судом, что осужденный начал исправление и дальнейшее его пребывание в исправительном учреждении не нужно.

Виды

Суд может назначить один из видов условно-досрочного освобождения от наказания, который ему покажется наиболее приемлемым в данной ситуации.

Это может быть:

  • замена наказание на более мягкое;
  • назначение испытательного срока, который обыкновенно имеет ту же длительность, то и реальный.

При освобождении суд может возложить на осужденного дополнительные обязанности, которые совпадают с обязанностями отбывающих условный срок.

Обязанности возлагаемые на осужденного при условно досрочном освобождении от наказания. Например, это может быть соблюдение режима, запрет на смену места жительства без предварительного уведомления и прочие.

Основания

Основанием для вынесения судом решения об условно-досрочном освобождении являются собранные доказательства об исправлении осужденного.

Такими доказательством может быть характеристика с места заключения, в которой отражено отношение осужденного к труду, учебе, окружающим.

Еще одной положительной стороной может стать соблюдение режима дня и прилежный труд.

Суд должен удостоверится, что цели, которые преследовало в себе наказание успешно выполнены и дальнейшее ограничение свободы не требуется.

Сроки

Многие считают, что документы на УДО рассматриваются в исправительных органах автоматически по истечению обязательной к отбыванию части срока, но на самом деле это не так.

Осужденному необходимо самостоятельно или вместе с адвокатом обратиться к руководству исправительной организации и попросить рассмотреть возможность и подготовить необходимые с их стороны документы. Они должны их отправить в суд не позднее чем через 10 дней после обращения осужденного.

Срок принятия решения зависит от загруженности суда на этот момент времени. На практике многие сталкиваются с ситуацией, когда на получение УДО затрачивается до 2 месяцев.

Процедура получения

Для того, чтобы было назначено условно-досрочное освобождение необходимо собрать необходимые документы, а также обратиться к администрации исправительного учреждения для подачи ходатайства.

Ходатайство подается непосредственно в суд по месту жительства осуждённого адвокатом или через администрацию исправительного учреждения или контролирующей организации.

Вместе с этим заявлением сдается различная документация, которая может характеризовать осужденного с лучшей стороны, а также может быть полезна суду.

Скачать образец ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания.

Правовое регулирование

Порядок и основания для условно-досрочного освобождения регулируются статьей 79 УК РФ.

В них полностью описаны действия сотрудников исправительных учреждений в случае, если возникла необходимость подачи ходатайства.

Необходимые документы

Это заявление на условно-досрочное освобождение от наказания.

Самым основным документом для назначения судом УДО является заявление от осужденного на его предоставление.

В нем необходимо перечислить все доводы в пользу осужденного: доказательства раскаяния или подтверждение частичного, или полного возмещения ущерба.

Заявление могут написать также и члены семьи, которые будут ручаться за осужденного. Заверять его не обязательно, а вместе с другими документами оно не будет и может повлиять на решение суда.

Кроме того, подготовьте копию приговора, заключение о состоянии здоровья. Если вина при вынесении приговора не была признана, то необходимо составить заявление о признании её.

При причинении ущерба и в случае, когда в приговоре он отражен, необходимо предоставить исполнительный лист.

Также можно собрать дополнительные документы: о трудном материальном положении, беременности или наличии несовершеннолетних детей (копии свидетельств о рождении), справка о трудоустройстве, выписка с домовой книги по месту жительства или прописки, свидетельство о браке, характеристики с работы и от соседей.

В самом исправительном учреждении оформляют: справку о доходах, результаты психологического тестирования и характеристику.

Как получить УДО несовершеннолетним?

Как происходит условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания?

В случае, если преступил закон несовершеннолетний, процедура назначения УДО УК РФ несколько изменяется.

Прежде всего подать ходатайство за него может его законный представитель (родитель, опекун).

Особенности процедуры в данном случае:

  1. Подать ходатайство возможно, если прошел определенный срок фактического отбывания. Эти сроки одинаковы для всех возрастных категорий.
  2. Также, как и в случае с совершеннолетними преступниками, должно пройти не менее 6 месяцев с начала отбывания наказания. Несовершеннолетние имеют право подать на УДО при наказании в виде исправительных работ или фактического отбывания наказания.
  3. Обыкновенно несовершеннолетним назначается более мягкое наказание, которое в зависимости от тяжести деяния снижается на определенную часть, так как не достижение совершеннолетнего возраста – смягчающее обстоятельство. Эти нормы отражены в УПК РФ и оглашаются при вынесении приговора.

Проблемы применения

УДО оформляется по месту отбывания наказания и в этом кроется основная сложность.

Дело в том, что отбывающих наказание намного больше чем сотрудников их контролирующих и автоматической подготовки документов кандидатов на освобождение не происходит.

Также серьезной проблемой является нежелание со стороны руководства исправительных учреждений заниматься подготовкой документов для суда.

Кроме того, система наказаний в нашей стране несовершенна и процедура условно досрочного освобождения требует иного подхода.

Часто необходим период социализации, который поможет отбывавшим фактическое наказание адаптироваться в обществе.

Отмена

Суд может отказать в условно-досрочном освобождении в случае, если осужденным было совершено новое преступление в период испытательного срока. Также основанием для отмены УДО является неисполнение предписаний суда, если таковые имелись.

Также освобождение может быть отменено, если выпущенный на свободу, был привлечен к административной ответственности по статье, предусматривающей наказание в виде ареста.

Подводя итоги

Осужденному важно знать свои права, чтобы не отбывать полный срок в случае, если вина признана и искуплена.

Часть документов рекомендуется собирать заранее, чтобы сразу после отбывания минимума наказания можно было приступить к оформлению УДО.

Кроме того, важно понимать, какие требования необходимы для получения условно-досрочного освобождения.

Во-первых, осужденный должен раскаяться и отличаться особенно примерным поведением в местах лишения свободы. При этом отбывание срока может происходить как в реальном времени, так и условно.

Во-вторых, не маловажным является время уже проведенного срока лишения свободы. В этом случае все определяется сугубо степенью тяжести совершенного преступления.

Кроме этих аспектов, никогда не стоит забывать и о том факте, что даже при вынесении решения о досрочном освобождении при несоответствующем поведении осужденного оно в любой момент может быть отменено.

НДС в госзакупках: Может ли Заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС, если вы на “упрощенке”?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”. Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в государственных закупках. И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью. (Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.).

1. Что такое НДС?
2. НДС при заключении госконтракта
3. Госконтракт с поставщиком на УСН
4. Госконтракт с физическим лицом
5. Выводы

1. Что такое НДС?

НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — http://www.ndscalc.ru/.

2. НДС при заключении госконтракта

При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.

Согласно ч.1 ст.34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ). По мнению Минфина, представленному в Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300, Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

3. Госконтракт с поставщиком на УСН

Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.

Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В такой ситуации сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этого мнения придерживается Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173, Минфин России в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02, Минэкономразвития России в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741, а также ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

Письмо ФАС

В письме ФАС РФ от 06.10.2011 г. №АЦ/39173 говорится следующее:

“…Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством Заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога…”

Исходя из содержания данного письма следует, что организации или ИП, применяющие УСН, находятся в более выгодном положении, нежели участники на ОСНО.

Пример:

Представьте себе такую ситуацию, поданы две заявки на участие в запросе котировок. Одна заявка подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 000 рублей, а вторая подана участником на ОСНО с ценой 120 000 рублей. включая НДС.

Победителем запроса котировок признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, то есть участник на УСН с ценой контракта — 110 000 рублей.

Однако если бы не НДС, то цена второго участника была бы ниже, чем цена, предложенная первым участником. Без учета НДС цена второго участника составляет 100 000 рублей.

Стоит отметить, что сравнение цен без учета НДС является широко распространенной практикой среди Заказчиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Письмо Минфина

В письме Минфина России от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02 отражена следующая позиция:

“…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…”.

Письма Минэкономразвития

В письмах Минэкономразвития России от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741 говорится следующее:

“…контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере…”

Письмо ФНС

«В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Изложенная позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4.1 постановления от 03.06.2014 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Камснаб».

В связи с этим в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «с НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает.»

Мнение судей по вопросу НДС

Однако мнения судей с вышеприведенными решениями не совпадают. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановление ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановление ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 были приняты решения в пользу Заказчика, оплатившего поставщику (подрядчику, исполнителю) работы в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот небольшая выдержка из этого решения:

“…Постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 № ВАС — 1045/12 и п.5 ст. 173 НК РФ, установлено, что сумма НДС обязательна к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации в независимости от применяемой системы налогообложения. Недопустимость исключения НДС из условий контракта при его наличии в аукционной документации также поддержана Верховным судом Российской Федерации (в определении от 26.06.2015 по делу № 306-КГ-7929). Включение НДС в аукционную документацию является правом Заказчика, которое он реализовал при составлении аукционной документации…”

Аналогичное решение также отражено и в решении Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6052/2015.

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения — Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

4. Госконтракт с физическим лицом

Согласно п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт заключается с физическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Заказчик оплачивает физическому лицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Этот налог перечисляется Заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу (ст. 226 НК РФ).

Хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

5. Выводы

  • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  • контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • применение победителем аукциона “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка Заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается.

Но вот мнения судей по данному вопросу диаметрально противоположные. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН. А другая часть становится на сторону Заказчика.

Какие действия нужно предпринять участнику закупок?

  1. Изучите документацию и проект контракта ДО подачи заявки. Если Заказчик прямо не указал в документации возможность заключения контракта «Без НДС», то направьте ему запрос на разъяснение положений документации, попросите уточнить этот момент и внести соответствующие изменения. Важный момент! Если закупка осуществляется Заказчиком за счет собственных, а НЕ бюджетных средств, и это прописано в проекте контракта, то требование Заказчика о заключения контракта с НДС законно. В настоящее время суды придерживаются именно этой точки зрения.
  2. Если закупка уже состоялась и Заказчик прислал вам проект контракта с НДС, направьте ему протокол разногласий и попросите указать цену «Без НДС», т.к. вы находитесь на УСН.
  3. Если контракт подписан с НДС, не направляйте Заказчику счет-фактуру.
  4. Указывайте в своей заявке, что вы находитесь на УСН и не являетесь плательщиком НДС. Дополнительно можно прикладывать к заявке Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой ФНС.
  5. Если Заказчик проводит закупку на собственные средства и указывает цену с НДС, то хорошо взвесьте все «за» и «против» участия в ней. Чаще всего для упрощенцев участие в такой закупке будет невыгодно.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.