Недобросовестность заказчика

Подзаконные акты

В России основным, т.е. наиболее массовым источником земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В их число входят и имеют наивысшую после Конституции и законов РФ силу указы Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства РФ, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и иных органов муниципальных образований.

Указы Президента РФ являются главными подзаконными актами и не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции). Основным видом подзаконных актов они признаются потому, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ст. 90 Конституции) и, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу». Эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по их поводу нередко выражается озабоченность граждан и возникают земельные споры.

В 1990-е гг. указы Президента РФ играли доминирующую роль в регулировании земельных отношений, что объяснялось устарелостью некоторых частей земельного законодательства, необходимостью оперативного восполнения пробелов в нем. Неполный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений создает представление об их роли в формировании земельного права в последнее десятилетие XX в., что дало повод ряду авторов говорить о возникновении «указного права».

Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали следующие Указы Президента РФ: «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.1993 № 1767; «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 07.12.1993 № 2118; «О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11.12.1993 № 2130*; «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14.02.1996 № 198′; «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от 07.06.1996 № 819″; «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16.05.1997 № 485.

В XXI в. роль Президента РФ как главы государства в регулировании земельных отношений повысилась, что связано не столько с изданием соответствующих указов как источников земельного права, сколько с активизацией и реализацией земельной политики, выстраиванием вертикали власти, инициированием, координацией и поддержкой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечением верховенства Конституции и законов РФ.

Акты Правительства РФ. Следующую ступень источников земельного права в иерархии подзаконных актов составляют постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции).

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и относящиеся к регулированию и реализации принципов земельных отношений, а именно:

Ø разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения (в бюджете предусматриваются доходы от использования земли, земельный налог, а также расходы на восстановление земель);

Ø управление федеральной собственностью (в том числе федеральной собственностью на земельные участки, реализация прав собственника);

Ø осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан (в том числе обеспечение земельного правопорядка, земельных прав физических и юридических лиц);

Ø охрана собственности (всех форм собственности на земельные участки) и общественного порядка (включающего установленный законом порядок владения, распоряжения и пользования землей).

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует приведенный ниже перечень постановлений Правительства РФ, принятых в последние годы:

Ø от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли»;

Ø от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;

Ø от 26.06.1999 № 694 «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы»»;

Ø от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»;

Ø от 11.08.2003 № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети»;

Ø «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» от 06.04.2004 № 160;

Ø от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

Президент РФ и Правительство РФ — субъекты законодательной инициативы. Как видно из приведенного перечня нормативных правовых актов, Президент РФ и Правительство РФ активно принимают оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка. Указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ составляют значительную и действенную часть источников земельного права.

Кроме того, являясь субъектами права законодательной инициативы, Президент РФ и Правительство РФ широко пользуются этим и вносят в Федеральное Собрание РФ подготовленные законопроекты. За последние годы почти три четверти принятых в Государственной Думе и одобренных в Совете Федерации законопроектов были внесены и рассмотрены по инициативе Президента РФ и Правительства РФ.

Президент РФ и Правительство РФ стимулируют, организуют и координируют разработку федеральных законопроектов подчиненными им органами и учреждениями. Администрация Президента РФ, его Управление по внутренней политике и Государственно-правовое управление взаимодействуют с палатами и фракциями Федерального Собрания РФ, производят экспертизу законопроектов и координируют законопроектную деятельность в федеральных округах.

При Правительстве РФ в течение ряда лет существовала специальная Комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений (членом которой являлся автор учебника). В подведомственных органах исполнительной власти аппаратом Правительства РФ контролируется подготовка не только федеральных законопроектов, но и иных нормативных правовых актов: проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, проектов актов федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, которые должны разрабатываться во исполнение федеральных законов и актов Правительства РФ.

От подведомственных организаций Правительство РФ требует составления и утверждения плана подготовки и принятия проектов нормативных актов одновременно с разработкой и принятием закона или акта Правительства РФ для того чтобы требования указанных актов сразу после их вступления в силу были подкреплены соответствующими подзаконными актами и таким образом всесторонне исполнены.

В федеральных законах, принимаемых в последнее время, возрастает число вопросов, связанных с земельными отношениями, которые должны решаться актами Президента РФ и Правительства РФ, занимающими все большее место среди источников земельного права. Это способствует обеспечению стабильности земельного законодательства, отнесению к его ведению наиболее значимых аспектов общественных отношений в области использования и охраны земель. С расширением компетенции Президента РФ и Правительства РФ появляется возможность более оперативно влиять на регулирование земельных отношений, поскольку процедура подготовки, обсуждения и принятия правительственных актов менее длительна и сложна, чем процедура рассмотрения федеральных законов.

Ведомственные акты. К подзаконным актам относятся также приказы, инструкции, правила, наставления и другие нормативные акты, принимаемые федеральными и региональными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Согласно требованиям административной реформы, проводимой с 2004 г. федеральными законами и указами Президента РФ, министерства, федеральные службы, агентства, учреждения принимают ведомственные акты в пределах своей компетенции. Эти акты регулируют отношения внутри ведомства, однако почти каждое из ведомств обладает надведомственными, иногда — координационными функциями в области регулирования земельных отношений, чем и обусловливается значение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти России входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: федеральные службы, федеральные агентства. Для реализации возложенных на них задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, являющиеся источниками земельного права и называемые ведомственными. Их принимают МПР России и федеральные агентства — водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Регистрация ведомственных источников права.С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и иных ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Ее цель упорядочение ведомственного правотворчества (создающего значительный массив источников права), установление законности и устранение дублирования в этой области. Государственная регистрация ведомственных источников права, в том числе земельного, возложена на Министерство юстиции РФ.

При государственной регистрации проводится проверка регистрируемого акта, в ходе которой изучается:

Ø полномочно ли данное министерство, иное ведомство издавать такой акт (обычно указанное полномочие вытекает из функций ведомства, предусмотренных положением о нем, либо из специального постановления Правительства РФ или закона РФ, уполномочивающих данное ведомство на принятие такого акта);

Ø не противоречит ли принимаемый акт нормативному правовому акту большей силы, т.е. вышестоящему по ранжированию акту (здесь вступает в действие упоминаемая выше иерархия, или пирамида, нормативных актов);

Ø не урегулирован ли данный вопрос другим, аналогичным по силе актом (в период отсутствия порядка в ведомственном правотворчестве различными ведомствами в ряде случаев принимались параллельные акты с одной и той же или близкой по значению нормой);

Ø как будут доводиться до всеобщего сведения акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15 Конституции).

После введения государственной регистрации многие ведомственные нормативные акты в области регулирования земельных отношений не прошли указанный анализ. Они были возвращены на доработку и так и не вышли в свет.

Примерами ведомственных нормативных актов, затрагивающих земельные отношения, прошедших регистрацию, ставших источниками земельного права и опубликованных для всеобщего сведения, могут служить: Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных (утв. Минсельхозпродом России № 12-04/5 и ГТК России № 0123/8667 от 08.05.1997); приказ Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»; письмо Госстроя России от 20.03.2000 № НМ-1082/2 «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации прав на недвижимое имущество, градостроительных ограничений и сервитутов».

Локальные акты. Наибольшее количество источников земельного права составляют нормативные акты, которые принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях и устанавливают обязанности для неперсонифицированных граждан или предоставляют им права. Локальные акты могут быть:

а) рассчитаны на работающих в данной организации, т.е. обращены внутрь нее;

б) направлены вовне ее.

И те и другие носят общий характер, ориентированы на неоднократное число применений. Примером нормативного акта первого вида можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия, товарищества, общества, ассоциации); утвержденный в законном порядке и в соответствии с уставом план должен действовать, исполняться и применяться всеми гражданами и юридическими лицами, пока он не будет изменен, отменен или выполнен. Сюда же относятся внутриколхозные акты, например, правила вспашки зяби, одобренные на колхозном или ином полномочном собрании. Они носят общий характер потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни проводил предусмотренные ими работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.

Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосударственной хозрасчетной организацией: они также принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, постановлений, приказов и т.п. и обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.

Не всегда возможно провести четкую границу между этими видами нормативных актов: правила внутреннего распорядка, например лесничества, обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться гражданами, обращающимися в лесничество по поводу лесных участков и лесопользования; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в актах организации, обязательны и для работников этой организации.

Хотя нормативные акты организации находятся в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, т.е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, они тем не менее являются самыми массовыми источниками земельного права, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных земельных отношений.

Недобросовестный заказчик: как подрядчику защитить свои интересы

Наталия Красавцева, председатель Третейского суда, руководитель Юридического бюро

E-mail: krassavtseva@mail.ru

Договоры подряда используются в предпринимательской деятельности очень и очень часто, поскольку они регулируют различные правоотношения и имеют много разновидностей. Именно по этой причине споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядных договоров, находятся в тройке наиболее часто разбираемых арбитражными судами.

Надо сказать, что действующее законодательство даёт подрядчику широкие возможности выступать в отношениях с заказчиком с позиции сильной стороны. К таким инструментам, в частности, относятся: право на изменение цены работ, право на приостановление работ, право на удержание результата работ, право на отказ от договора и право требовать компенсации убытков, вызванных простоем, и др.

Однако, выступая в суде на стороне подрядных организаций и разбирая подрядные споры в качестве третейского судьи, я часто вижу допускаемые организациями ошибки и наблюдаю, как они не соблюдают элементарных правил предосторожности в своей предпринимательской деятельности.

Правила документооборота

Итак, самым важным инструментом для защиты интересов организации от недобросовестных контрагентов я считаю внедрение в компании обязательных для исполнения правил документооборота. Почему это так важно? Потому что отсутствие данных правил существенно снизит ваши шансы на выигрыш в суде, в некоторых случаях ― до нуля.

  1. Общение строго в письменной форме, при этом подтверждение факта приёмки корреспонденции обязательно! Направляя документы по факсу или электронной почте, в большинстве случаев вы не докажете факт его вручения. Вручая документ нарочно, необходимо, чтобы на документе стоял штамп организации, должность и фамилия принимающего корреспонденцию лица.

В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26.08.2014 № Ф05-8671/2014 по делу № А40-89030/13 отражена необходимость подтверждения факта вручения корреспонденции, поскольку суды ссылались на письма подрядчика с отметками ответчика о вручении, которыми, по мнению нижестоящих судов, подтверждается своевременное уведомление ответчика о необходимости проведения дополнительных работ.

Обратная ситуация отражена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2014 по делу № А56-13139/2013, где суды, отказывая в иске о взыскании задолженности по договору подряда и удовлетворяя иск о взыскании штрафной неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по договору в размере 800 000 рублей, указали на то, что факт передачи исполнительной документации подрядчиком не доказан, несмотря на представленные в материалы дела реестры приёма-передачи документации.

  1. Полномочия представителей заказчика должны подтверждаться в письменном виде.

Почему это важно? Потому что, исходя из указанных в представленных заказчиком доверенностях полномочий, вам будет понятно, кому и как вручать или направлять акты скрытых работ, акты выполненных работ и прочую документацию по договору. Рассмотрим постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2015 г. по делу № 17АП-3529/2015-ГК. Истец обратился с иском о взыскании задолженности по договору подряда, ссылаясь на акт выполненных работ, который был вручён под роспись представителю ответчика по доверенности. Иным способом заказчик КС-2 и КС-3 не получал. Между тем, в доверенности на указанного представителя отсутствовало полномочие получать акты выполненных работ или подписывать такие акты. Суд посчитал, что обязанность по извещению заказчика о готовности к приёмке работ не исполнена и во взыскании задолженности отказал.

  1. Все изменения и дополнения стороны должны согласовывать в письменном виде согласно условиям договора. Особенно это касается дополнительных работ. Помните: если заказчик письменно не согласовал объём, виды и стоимость дополнительных работ, то вы, скорее всего, выполняете их за свой счёт.

В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2014 г. по делу № А11-5778/2012 мы видим ситуацию, когда подрядчик не смог взыскать 3 млн рублей в качестве оплаты за выполненные дополнительные работы. Суд указал, что доказательства согласования изменения твёрдой цены договора в материалах дела отсутствуют, в связи с чем оплате подлежат выполненные работы по установленной договором цене.

Здесь обращает на себя внимание информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 51 от 24 января 2000 г. «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», которое применяется судами не только к договорам строительного подряда, но и к любым другим подрядным договорам. Из п. 10 письма следует, что подрядчик, не выполнивший предусмотренной законодательством обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ даже в тех случаях, когда такие работы были включены в акт приёмки, подписанный представителем заказчика.

  1. Необходимо всегда письменно извещать заказчика о начале работ, о различных препятствующих вам обстоятельствах, о дате приёмке работ с указанием места и времени приёмки. Многие подрядчики направляют в адрес заказчика акты формы КС-2 и справку формы КС-3 на подписание, письменно не извещая заказчика о готовности к сдаче результата работ, что является распространённой ошибкой. Прежде чем направить акт выполненных работ на подписание, подрядчик должен письменно известить заказчика о готовности к сдаче результата работ, указав дату, время и место приёмки. В ряде случаев суды отказывают подрядчикам в удовлетворении их требований, если они не могут доказать, что заказчик был извещён о дате приёмки работ. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 2014 г. по делу № А56-13139/2013 суды, отказывая в иске о взыскании задолженности по договору подряда и удовлетворяя иск о взыскании штрафной неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по договору в размере 800 000 рублей, указали на то, что общество не уведомило компанию о выполнении всего объёма работ по договору и не сообщило об их готовности к приёмке. В результате суды не признали односторонние акты сдачи-приёмки надлежащим доказательством выполнения и сдачи работ.

Право на изменение цены работ

Следующий инструмент, который необходимо использовать для защиты своих интересов, это право на изменение цены работ. Можно ли требовать изменения цены договора в одностороннем порядке? Это зависит от того, какая цена ― приблизительная или твёрдая (п. 4 статьи 709 ГК РФ) ― предусмотрена соглашением сторон.

Приблизительная цена

Изменение приблизительной цены договора возможно на основании п. 5 ст. 709 и ст. 743 ГК РФ, т. е. по мотиву необходимости проведения дополнительных работ. Для применения указанного основания подрядчику важно документально соблюсти регламентированную законодательством процедуру реализации права.

В постановлении ФАС Московского округа от 26.05.2014 № Ф05-2675/2014 по делу № А40-34938/13 о взыскании неосновательного обогащения мы видим, что суды трёх инстанций указали подрядчику на ошибки, совершённые им при изменении цены договора, а именно: спорный объём договором не предусмотрен, дополнительные соглашения на выполнение указанных работ не заключались, доказательств направления заказчиками истцу оферты на выполнение спорных работ и её акцепта истцом, равно как и доказательств извещения заказчиков о необходимости проведения дополнительных работ и о приостановлении работ до получения соответствующих указаний, истцом не представлено. Обратите внимание: подрядчик выполнил дополнительные работы по устному указанию заказчика работ, оплату за которые он естественным образом не смог взыскать!

Так какую же процедуру необходимо провести для реализации своего права на изменение цены работ?

В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу № А49-8559/2013 указано, что в силу пунктов 3 и 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтённые в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на своё сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счёт заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 указанной статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

Твёрдая цена

Изменение твёрдой цены договора возможно на основании п. 6 статьи 709 ГК РФ — при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, а также на основании п. 3 статьи 744 ГК РФ — если по не зависящим от подрядчика причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Обратите внимание: дополнительные работы не являются основанием для изменения твёрдой цены договора!

В подтверждение данного вывода рассмотрим постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.08.2014 № Ф05-8671/2014 по делу № А40-89030/13, в котором суд кассационной инстанции передал дело на новое рассмотрение, поскольку нижестоящими судами не учтено то, что дополнительные работы по договору с твёрдой ценой могут быть оплачены только при наличии дополнительного соглашения сторон о согласовании таких работ или доказанности необходимости немедленных действий в интересах заказчика.

В указанном деле подрядчиком были соблюдены все необходимые процедуры для согласования дополнительных работ при приблизительной цене договора, а именно: стороны согласовывали локальные сметные расчёты, дефектные ведомости, подрядчик направлял письма о необходимости проведения дополнительных работ, заказчик в ответных письмах согласовывал данные работы, работы были приняты по актам КС-2, что подтверждается справками КС-3.

Однако данные действия не имели никакого значения в отсутствие дополнительного соглашения к договору об изменении перечня работ. Правовая суть норм кодекса о твёрдой цене состоит в следующем: согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ, подрядчик не вправе требовать увеличения твёрдой цены, а заказчик — её уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объём работ или необходимых для этого расходов.

Положительный для подрядчика эффект от реализации указанной нормы права может дать следующая часть статьи: заказчик не вправе требовать уменьшения твёрдой цены. Конечно, если работы выполнены качественно и в полном объёме. Это особенно важно помнить подрядчикам, которые работают с государственными и муниципальными заказчиками.

Часто исполнители сталкиваются с проблемой, когда заказчик отказывается согласовывать акты выполненных работ, мотивируя это тем, что затраты подрядчика в них завышены, и предлагают подписать акты на меньшую сумму.

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 № 09АП-16270/2014-ГК по делу № А40-144586/13 мы видим ситуацию, когда подрядчиком по заданию истца были выполнены обусловленные контрактом работы на сумму 8 005 958 руб. 70 коп., которые приняты истцом без каких-либо оговорок и претензий и оплачены в полном объёме. Однако впоследствии заказчика проверял контролирующий орган и актом проверки установил завышение стоимости и объёмов работ.

Заказчик, мотивируя свой иск Актом проверки Главного контрольного управления города Москвы, требовал взыскать с подрядчика неосновательное обогащение в размере 1 244 565 руб. 22 коп.

Суд отказал заказчику в удовлетворении требования со ссылкой на твёрдую цену контракта и пункт 4.1 статьи 9 ФЗ № 94-ФЗ, действующего на дату исполнения контракта.

Итак, вернёмся к правам подрядчика. В сфере строительства подрядчик вправе требовать в судебном порядке пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 % (п. 3 ст. 744 ГК РФ).

Что же делать в случае, если заказчик отказывается от пересмотра сметы по данному основанию? Очень показательно иллюстрирует данную ситуацию постановление ФАС Центрального округа от 03.12.2008 г. № Ф10-5572/08 по делу № А35-799/08-С5, в котором подрядчик обратился к заказчику с иском о расторжения договора в связи со значительным увеличением сметной стоимости строительства. Однако суд пояснил, что п. 3 статьи 744 Кодекса не даёт подрядчику права на расторжение договора. Однако право требовать пересмотра сметы (изменения договора) в судебном порядке на основании ст. 450 ГК РФ есть.

Право на приостановление работ: как правильно приостановить работы и не получить в дальнейшем претензии о срыве сроков выполнения работ

Наиболее распространённая проблема, с которой сталкиваются подрядчики, ― это задержка исполнения встречных обязательств со стороны заказчика. Например, заказчик поздно предоставляет строительную площадку, оборудование, техническую документацию, задерживает выплату аванса и так далее. Всё это приводит к тому, что подрядчик не укладывается в сроки выполнения работ.

Так в каких случаях можно и нужно приостановить выполнение работ?

Основание № 1 — согласно ст. 716 ГК РФ, в случае обнаружения подрядчиком обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность её завершения в срок, подрядчик ОБЯЗАН приостановить работу.

В постановлении ФАС Московского округа от 01.08.2014 № Ф05-7522/2014 по делу № А41-39905/13 суд удовлетворил иск о взыскании с подрядчика неустойки по договору подряда, поскольку подрядчиком не представлено доказательств приостановления выполнения работ по договору в порядке статьи 716 ГК РФ в сроки выполнения работ, согласованные в договоре.

Обратная ситуация изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.08.2014 по делу № А32-3756/2013, где суд встал на сторону подрядной организации, отказал заказчику в удовлетворении требования о расторжении муниципального контракта, взыскании неустойки, поскольку истец не доказал нарушения сроков окончания работ по вине Общества. При этом суд удовлетворил встречное требование подрядчика о взыскании задолженности по контракту, так как Общество известило администрацию о невозможности выполнения работ, поскольку не согласованы места установки и подключения средств оповещения (сирен), объём и стоимость выполненных работ подтверждены заключением эксперта.

Основание № 2 — статьёй 719 ГК РФ подрядчику предоставлено ПРАВО не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Для примера приведу совсем свежее и очень наглядное решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу от 15 мая 2015 г. № А32-35041/2014, где ответчик (подрядчик) снизил размер неустойки с 4 млн до 85 тыс. руб., поскольку представил суду доказательства того, что истцом неоднократно были нарушены обязательства по договору, а именно строительная площадка передана с опозданием и в непригодном для выполнения работ состоянии, несвоевременно приняты меры по устранению зависящих от истца препятствий к выполнению работ, а именно: письма, где ответчик неоднократно обращался к истцу с требованием передать строительную площадку, при этом уведомляя последнего о возможности срыва сроков строительства объекта, претензионные письма о невозможности выполнения работ в связи с непригодностью строительной площадки для строительства объекта, а также уведомления о необходимости разрешения вопросов о проведении и финансировании дополнительных работ, обусловленных недостатками переданной строительной площадки.

Данное основание является самым мощным инструментом в защите прав подрядчика, поскольку при заключении договора подряда мы можем предусмотреть дополнительные обязательства заказчика, без которых выполнение договора со стороны подрядной организации невозможно (например, оплата аванса или отсутствие на площадке производства работ третьих лиц – иных производителей работ).

Основание №3 — подрядчик ОБЯЗАН приостановить работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счёт заказчика (абзац 2 пункта 3 статьи 743 ГК РФ) при неполучении от заказчика ответа на своё сообщение о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтённых в технической документации, которые увеличивают сметную стоимость строительства объекта (п. 5 статьи 709 ГК РФ и п. 3 статьи 743 ГК РФ).

В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу № А70-12085/2012 судом удовлетворено требование о взыскании с заказчика задолженности по государственному контракту, поскольку истец, полагая, что в процессе строительства возникла необходимость в выполнении дополнительных работ, направил в адрес ответчика необходимые документы. Данные документы (акты) ответчиком были утверждены, что свидетельствует о согласовании сторонами вопроса о проведении работ, не предусмотренных ранее заключённым контрактом, в том числе в части их объёма. Таким образом, суд посчитал, что обязательства подрядчиком выполнены надлежащим образом, и удовлетворил иск.

Однако данное дело является, скорее, исключением из правил. Подавляющее большинство решений арбитражных судов указывает на то, что подрядчики не соблюдают требований законодательства, установленных нормами статьи 743 Кодекса (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 по делу № А33-3002/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2014 по делу № А66-12350/2012, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.08.2014 по делу № А32-11618/2012 и пр.).

Итак, как правильно приостановить работы, чтобы в будущем это помогло вам отклонить претензии заказчика по поводу просрочки сроков выполнения работ?

  1. Включить в договор подряда условия о праве приостановить работы в случае просрочки выплаты аванса, а также в случае работы на объекте мешающих Вам иных подрядных организаций.

  2. Письменно извещать заказчика (с отметкой о вручении — помните правила документооборота?) о необходимости исполнения им встречных обязательств со ссылкой на возможный срыв срока выполнения работ. Важно указывать, какие именно обязательства должен исполнить заказчик!

  3. Документально фиксировать дату исполнения заказчиком встречных обязательств.

  4. Возобновлять работы только после письменного указания заказчика! Очень частое нарушение подрядчиков. Если вы в результате выполните работы некачественно, то взыскать их стоимость с заказчика не получится, если вы не представите суду уведомление о приостановлении и письменных указаний заказчика о выполнении указанных работ.

Продолжение (часть 2):

  • право на удержание результата работ;

  • «правильная» сдача-приёмка работ: необходимый минимум действий для последующего взыскания задолженности по оплате работ;

  • односторонний отказ или расторжение: каким образом прекратить договорные отношения с недобросовестным заказчиком без риска взыскания им убытков.

Красавцева Наталия, председатель Третейского суда, руководитель Юридического бюро

Подзаконные нормативно-правовые акты

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

  • издаются в соответствии с законом;
  • регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

  • на указы и распоряжения Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты федеральных министерств и ведомств;
  • акты исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты.

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат нормы права;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  • постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  • акты поселковых и сельских сходов (собраний);
  • акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).