Не заключение договора

Статья 222. Самовольная постройка. 1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Комментарий к статье 222
1. Субъектом самовольной постройки может быть любое лицо из названных в подразд. 2 разд. I ГК, которое нарушило установленные для возведения постройки требования. Таким образом, комментируемая статья соотносится с общим правилом создания новой вещи, согласно которому изготовление (создание) новой вещи должно осуществляться с соблюдением требований закона и иных правовых актов (абз. 1 п. 1 ст. 218 ГК). Статья 222 ГК регулирует отношения, возникающие в тех случаях, когда требования закона и иных правовых актов при создании новой вещи (самовольной постройке) были нарушены.
2. Под самовольной постройкой ГК понимает жилой дом, другое строение, сооружение, а также иное недвижимое имущество. Таким образом, перечень объектов недвижимости, которые могут быть квалифицированы в качестве вышеназванной постройки, является открытым. Сюда могут быть также отнесены дачи, гаражи, фундаменты строений и проч. Однако по смыслу комментируемой статьи самовольной постройкой не могут считаться такие объекты, которые относятся к разряду недвижимости по так называемому юридическому критерию (см. комментарий к ст. 130), т.е. те, которые способны к пространственному перемещению без ущерба для их назначения, например суда внутреннего плавания. Кроме того, из оборота: «постройкой является… иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке…» явствует, что постройка представляет собой объект недвижимости, созданный в результате такой деятельности, которая может квалифицироваться как строительство. Следовательно, под действие ст. 222 ГК, к примеру, также не подпадает самовольная посадка относящихся к недвижимому имуществу леса или многолетних насаждений на не принадлежащем лицу земельном участке.
3. Пунктом 1 комментируемой статьи определен ряд случаев, при наличии одного из которых возведенный объект недвижимости будет считаться самовольной постройкой.
Во-первых, когда постройка создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Источники права, которым должен соответствовать землеотвод, в ст. 222 не конкретизированы, что представляется вполне обоснованным, поскольку они весьма многообразны и будут изменяться в условиях продолжающейся земельной реформы. На сегодняшний день основным источником в области земельно-правовых отношений, помимо ГК, является ЗК.
На практике выделение земельного участка, к примеру, в Москве завершается, как правило, актом ненормативного характера — распоряжением префекта соответствующего административного округа об установлении землепользования или, реже, основание для выделения земельного участка прямо содержится в акте субъекта РФ, например в постановлении правительства Москвы.
Выделение и последующее использование земельных участков должно носить строго целевой характер. Так, если земельный участок был отведен под благоустройство без права возведения на нем каких-либо капитальных строений, то созданная на нем постройка будет считаться самовольной. Таковой же будет считаться и постройка административного здания на земельном участке, выделенном под строительство другого недвижимого объекта — жилого дома.
Во-вторых, созданная постройка будет считаться самовольной без получения на это необходимых разрешений. ГК не указывает, что это за разрешения. Ответ на данный вопрос можно найти в специальном законодательстве. В частности, в ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» установлено, что строительство любого объекта должно осуществляться при наличии разрешения собственника земельного участка. Также необходимо получение разрешения, выдаваемого соответствующим органом архитектуры и градостроительства. Такое разрешение не требуется только в тех случаях, когда строительные работы не влекут за собой изменения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов и не затрагивают характеристики надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Указанные выше разрешения наряду с градостроительным заключением, решением по согласованию строительства органа, ведающего вопросами архитектуры и градостроительства (в Москве такое решение оформляется протоколом регламентной комиссии по рассмотрению исходно-разрешительной документации (ИРД) главным архитектором города), и прочими документами входят в комплект ИРД. Кроме того, лицо, имеющее намерение осуществить строительство архитектурного объекта, должно получить архитектурно-планировочное задание, содержащее положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования, а также выполненный в соответствии с ними архитектурный проект объекта, для строительства которого требуется разрешение. В отдельных случаях могут требоваться и другие разрешения и заключения, например органов охраны памятников истории и культуры, территориальной геологической организации и проч. (см. Примерное положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденное Приказом Минстроя России от 3 июня 1992 г. N 131).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.
В-третьих, постройка будет считаться самовольной, когда она создана с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Градостроительные нормы и правила основываются на положениях ГсК. Нарушением таких правил являются несоблюдение планировки застройки населенного пункта, осуществление надстроек, ухудшающих внешний вид здания, и т.п.
Строительные нормы и правила содержатся в отдельных законах (см., например, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ) и в подзаконных нормативных актах (см., например, Постановление Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» и Постановление Госстроя России от 17 сентября 2002 г. N 123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» ).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
БНА РФ. 2001. N 38.
БНА РФ. 2002. N 48.
Нарушения строительных норм и правил могут быть различными по содержанию, в том числе выражаться в снижении прочности, устойчивости или надежности постройки.
4. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правовые последствия незаконной постройки. Первым из таких последствий является то, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Законодатель счел нужным конкретизировать эту норму, указав на отсутствие у застройщика возможности совершать с объектом строительства действия распорядительного характера. Однако данное положение следует толковать расширительно: у лица, осуществившего самовольную постройку, отсутствует не только правомочие распоряжения, но и другие правомочия, составляющие содержание права собственности (см. комментарий к ст. 209). Самовольная постройка не рассматривается как объект недвижимости, и права на нее не подлежат государственной регистрации. Право собственности на материалы сохраняется за лицом, которому они принадлежали на праве собственности до возведения самовольной постройки.
Абзацем 2 п. 2 комментируемой статьи установлено второе последствие самовольной постройки — такая постройка по общему правилу подлежит сносу. С этой нормой соотносимо правило, содержащееся в п. 3 ст. 25 Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», согласно которому лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
ГК не устанавливает срока, в течение которого самовольная постройка должна быть снесена. Наиболее правильным было бы оставить решение вопроса о сносе на усмотрение суда. Однако исполнение такого решения, как и само признание осуществления постройки с нарушениями, указанными в комментируемой статье, может занять весьма длительное время. Согласно ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу . Между тем сам срок возможного предъявления исполнительных документов к исполнению по подобным делам, установленный и в АПК (ст. 321), и в указанном Законе, — три года с момента вступления судебного акта в законную силу. Проблему могло бы решить применение такого способа защиты гражданских прав, как самозащита (ст. 14 ГК). Однако, во-первых, его применение возможно только в одном из предусмотренных п. 1 комментируемой статьи случаев нарушения — при возведении объекта недвижимости на самовольно захваченном земельном участке, принадлежащем другому собственнику, а во-вторых, использование самозащиты публичным собственником способно привести и к злоупотреблению правом.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.
Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не исполняет своих обязанностей по сносу, то лицо, чье право нарушено, или иной субъект, действующий в рамках своей компетенции (только по решению суда), могут сами произвести снос за счет застройщика.
5. Пункт 3 представляет собой исключение из общего правила, предусмотренного комментируемой статьей, и устанавливает два случая признания права собственности на самовольную постройку. В абз. 1 п. 3 речь идет о признании права собственности за лицом, осуществившим самовольную постройку на не принадлежащем ему земельном участке. Право собственности в этом случае может быть признано за застройщиком только по решению суда и только при условии предоставления ему в установленном порядке земельного участка. Такое предоставление возможно прежде всего в отношении земельных участков, не принадлежащих кому-либо на праве частной собственности либо на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, т.е. земель, входящих в государственный или муниципальный фонд. Однако полностью исключать предоставление лицу, осуществившему самовольную постройку, земельного участка, находящегося в частной собственности другого лица, нельзя, к примеру после изъятия земельного участка у собственника в силу ст. 284 ГК.
6. Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи, напротив, говорит о приобретении права собственности на самовольную постройку лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок. Такое право собственности может быть признано только судом. С момента возбуждения искового производства обязанность лица, осуществившего самовольную постройку, по ее сносу приостанавливается. Более того, не являясь ее собственником, застройщик не имеет права распорядиться ею посредством сноса. В случае удовлетворения требований владельца земельного участка о признании права собственности на постройку он обязан возместить стоимость данной постройки лицу, ее осуществившему.
7. Признание права собственности на самовольную постройку как за застройщиком, так и за владельцем земельного участка возможно только в том случае, если сохранение постройки не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Речь в данном случае идет о ситуации, когда не только не совпадают фигуры владельца земельного участка и лица, осуществившего постройку, но и имеется какое-либо другое из нарушений, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи. Причем для отказа в признании права собственности на самовольную постройку это нарушение должно быть неустранимым и существенным настолько, что приводит либо способно реально привести к последствиям, указанным в абз. 3 п. 3 ст. 222.

Образец договора на юридическое обслуживание предприятия, заключаемый между юридическими лицами.

ДОГОВОР

на юридическое обслуживание предприятияг. «» 2020 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство осуществлять юридическое обслуживание Заказчика, в частности:

  • консультировать Заказчика по правовым вопросам, связанным с его текущей деятельностью;
  • выдавать заключения о соответствии документов, предоставленных Заказчиком и связанных с осуществлением его деятельности, законодательству Российской Федерации и интересам Заказчика;
  • предоставлять в письменной форме справки на письменные запросы Заказчика по решению тех или иных правовых вопросов в интересах Заказчика, возникающих в процессе осуществления деятельности Заказчика;
  • корректировать документы Заказчика с целью приведения последних в соответствие с действующим законодательством РФ;
  • разрабатывать по заявке Заказчика внутренние документы, хозяйственные и другие документы;
  • по дополнительному соглашению представлять интересы Заказчика в судебных процессахв Арбитражных судах и судах общей юрисдикции, возникающих в процессе осуществления деятельности Заказчика;
  • по дополнительному соглашению представлять интересы Заказчика в ходе исполнительных производств, стороной которых является Заказчик.

1.2. Устные консультации оказываются Заказчиком по телефону либо в офисе Заказчика илиИсполнителя.

1.3. Справки в письменной форме и документы предоставляются Заказчику в течении рабочих дней после поступления запроса (заявки) Заказчика по факсу, электронной почте, сообщения по телефону, либо получения нарочным. Более длительный срок для разработки документов или подготовки справок, обусловленный сложностью или спецификой задачи, оговаривается сторонами.

1.4. Для работы с Заказчиком Исполнитель выделяет следующих ответственных юристов: .

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязан:

2.1.1. Силами сотрудников своей организация (либо в случае необходимости, по согласованию сЗаказчиком с привлечением иных лиц) осуществить комплекс юридических действий, предусмотренных п.1.1 договора.

2.1.2. В кратчайшие сроки выполнять заявки Заказчика по предмету настоящего договора.

2.1.3. В ходе исполнения настоящего договора все действия осуществлять в интересах Заказчика.

2.1.4. Согласовать с Заказчиком выполняемые действия по предмету настоящего договора.

2.2. Заказчик обязан:

2.2.1. Выплатить Исполнителю вознаграждение, предусмотренное настоящим договором.

2.2.2. Предоставить Исполнителю достоверную информацию по предмету настоящего договора, атакже копии (а в случае необходимости подлинники) всех документов, необходимых для исполнения настоящего договора.

2.2.3. При необходимости предоставить Исполнителю надлежащим образом удостоверенную доверенность.

2.2.4. При необходимости не позднее рабочих дней, после сообщения Исполнителя, оплачивать госпошлину, рассчитанную по правилам ФЗ «О государственной пошлине» исходя из суммы исковых требований Заказчика, либо предоставить документы для отсрочки оплаты госпошлины.

2.2.5. При проведении Исполнителем действий по предмету настоящего договора за пределами г.Красноярска оплатить транспортные и командировочные расходы Исполнителя.

3. ОПЛАТА ПО ДОГОВОРУ

3.1. Заказчик оплачивает Исполнителю действия, предусмотренные п.1.1 настоящего договора в размере рублей в месяц, ежемесячно не позднее числа каждого месяца путем перечисления на расчетный счет Исполнителя.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Ответственность за последствия, связанные с предоставлением Исполнителю недостоверныхдокументов или информации, а также за непредоставление необходимых для выполнения поручения документов или информации, возлагается в полном объеме на Заказчика.

4.3. В случае несвоевременной оплаты Заказчиком, Исполнитель вправе приостановить деятельность по всем делам в рамках настоящего договора. В случае неоднократного нарушения порядка оплаты Исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор и прекратить всю деятельность по делам в рамках настоящего договора, предварительно уведомив Исполнителя.

4.4. В случае неоднократного неисполнения своих обязательств по настоящему договору Исполнителем. Заказчик вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке, предварительно уведомив Исполнителя.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течении одного года. В случае если по истечении указанного срока ни одна из сторон не заявит о прекращении действия договора, договор считается пролонгированным на тот же срок.

5.2. Вопросы, не оговоренные сторонами в настоящем договоре, решаются в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.3. Изменения и дополнения вносятся в настоящий договор по взаимному согласию сторон иоформляются путем заключения дополнительного соглашения.

5.4. Досрочное расторжение договора возможно по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

5.5. Стороны обязуются не разглашать третьим лицам сведения, ставшие известными им в связи сзаключением настоящего договора и его исполнением, в случаях не связанных с исполнением настоящего договора.

5.6. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон.

6. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ИсполнительЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК: ЗаказчикРегистрация:Почтовый адрес:Паспорт серия:Номер:Выдан:Кем:Телефон:

7. ПОДПИСИ СТОРОН

Исполнитель _________________ Заказчик _________________

Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (поглавный)

Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

В марте 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Часть положений КАС РФ уже вступили в силу, некоторые вступят в силу только с 1 января 2017 года.
Верховный Суд РФ в целях обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции положений КАС РФ принял Постановление Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 36, Постановление), в котором разъяснил некоторые положения КАС РФ.
По своей структуре Постановление схоже со структурой Кодекса, ВС РФ постарался дать разъяснения по ключевым вопросам каждой главы КАС.
К сожалению, многие положения Постановления повторяют положения КАС РФ, лишь слегка перефразируя их, но содержатся и важные интересные разъяснения.
В настоящем комментарии рассматриваются основные положения Постановления Пленума ВС РФ N 36 поглавно.

Общие положения

В п.п.1-7 рассмотрены вопросы двух групп — подведомственности дел СОЮ и ВС РФ и гласности судебных актов, принимаемых судами.

1. В частности, ВС РФ разъяснил, что по правилам КАС РФ обжалуются дела, вытекающие из административных правонарушений и иных публичных правонарушений, а именно:
— о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
— связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
Названные дела объединяются в единую группу административных дел.
Особенностью правоотношений, споры по которым рассматриваются по правилам КАС РФ, является неравенство сторон в таких правоотношениях. Один участник в таких правоотношениях реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Например, гражданке К. было отказано в принятии искового заявления к ИФНС о возложении обязанности возвратить сумму излишне взысканного в рамках исполнительного производства налога, поскольку такое заявление подлежит рассмотрению по правилам КАС РФ, в то время как К. обратилась с заявлением в порядке, предусмотренном ГПК РФ (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 14.06.2016 N 33-4156/2016).
Споры, вытекающие из правоотношений, в которых участники обладают равным статусом, автономией воли, имущественной самостоятельностью, не рассматриваются по правилам КАС. Не рассматриваются дела по оспариванию актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые порождают при исполнении гражданские права и обязанности. Например, ВС РФ указал, что не рассматриваются по правилам КАС РФ:

— служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы;
— дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав;
— дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Так, суд отказал в принятии административного искового заявления об оспаривании решения УПФ РФ об отказе включения в общий страховой стаж периода нахождения в ссылке, так как данное решение оспаривается по правилам ГПК РФ (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 24.08.2016 по делу N 33а-9498/2016).
Таким образом, оспариваемые по правилам КАС РФ акты государственных органов и органов местного самоуправления должны отвечать следующим критериям:
— Вытекают из правоотношений, в которых стороны не обладают равным статусом; отношения основаны на реализации административных и иных публично-властных полномочиях;
— Не порождают гражданские права и обязанности при своем исполнении;
— Не связаны с осуществлением экономической и предпринимательской деятельности и не отнесены напрямую к компетенции арбитражных судов;
— Не рассматриваются по иным, отличным от установленных КАС, правилам и в ином порядке в соответствии с законом.
Например, гражданину было отказано в принятии административного искового заявления об обжаловании ответа прокурора на свое заявление, поскольку суд в рамках административного судопроизводства не вправе давать оценку обстоятельствам, имевшим место при рассмотрении уголовного дела (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.03.2016 N 33а-1788/2016).
Или другому гражданину отказано в принятии административного иска об обжаловании постановления следователя, так как данное постановление подлежит обжалованию в порядке ст.125 УПК РФ (Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 25.08.2016 по делу N 33а-3535/2016).
В еще одном деле отказ в принятии заявления о признании незаконным отказа администрации о предоставлении земельного участка суд обосновал тем, что данный отказ подлежит обжалованию в порядке, установленном ГПК РФ (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 18.08.2016 N 33а-5918/2016).
В другом споре суд пришел к выводу о подсудности спора арбитражному суду в порядке, предусмотренном АПК РФ, и указал, что из текста искового заявления следует, что административный истец является субъектом экономической деятельности, с осуществлением которой привлечен к административному штрафу, который, по объективным причинам, Общество не может выплатить единовременно, при этом орган, подвергший истца административному наказанию, незаконно отказывает в рассрочке уплаты штрафа.
При этом судебная коллегия областного суда отклонила доводы частной жалобы касательно того, что предметом обжалования является процессуальное бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления истца, а потому подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ судом общей юрисдикции, поскольку в своем административном исковом заявлении истец указывает, что его заявление о рассрочке уплаты штрафа рассмотрено, в рассрочке — отказано, следовательно, бездействие отсутствует, а имеется решение, принятое по заявлению Общества. Оформление такого решения письмом, а не мотивированным определением на определение подсудности не меняет (Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 26.07.2016 по делу N 33а-2325/2016).

2. Суды должны предпринимать меры по обеспечению гласности судебного процесса, в частности, обеспечить право на ознакомление со вступившими в законную силу судебными решениями, в т.ч. путем размещения судебного акта в сети «Интернет».
Законом могут быть введены ограничения доступа к тексту судебного акта посторонних лиц, не участвовавших в деле, в частности, может быть ограничен доступ к тексту в следующих случаях:
— Дело рассмотрено в закрытом судебном заседании;
— Решение суда затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних. В этом случае оглашается только результативная часть независимо от открытости/закрытости судебного заседания;
— Законом установлено ограничение на доступ к судебному решению.
Ограничения на ознакомление с материалами дела и судебными решениями могут быть связаны с необходимостью защиты прав и законных интересов участников спора, иных лиц. В частности, если дело рассматривалось в закрытом судебном заседании, то ознакомление лиц, участвующих в деле, с записями, сделанными в ходе аудио- и (или) видеопротоколирования судебного заседания, их воспроизведение осуществляется в условиях, при которых невозможно скопировать записи или передать другим лицам.
Особенности размещения судебных актов в сети «Интернет» указаны в ст.15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в части 5 названной статьи установлен перечень случаев, в которых текст не размещается в свободном доступе в Интернете.

Подсудность административных дел

Частично повторяются положения КАС РФ о подсудности дел. Установлен принцип определения подсудности в случаях, когда полномочия государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица распространяются на несколько районов. В таких случаях административное исковое заявление подается:
— По месту исполнения оспариваемого решения;
— По месту возникновения или потенциального возникновения правовых последствий оспариваемого акта.
Данное разъяснение в принципе уже реализуется на практике судами. Например, в одном деле суд пояснил, что исходя из предмета административного иска о заявленном ненадлежащем исполнении должностных обязанностей должностными лицами УФССП по НСО, в частности должностными лицами ОСП по Ленинскому и Калининскому району г.Новосибирска, административное исковое заявление М. подлежит рассмотрению по месту исполнения в настоящее время судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей в рамках конкретного исполнительного производства, то есть в Калининском районном суде г.Новосибирска. (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.07.2016 по делу N 33-7565/2016).
Между тем в Постановлении содержится и указание на право административного истца обращаться в суд по месту жительства или месту нахождения организации-истца при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов, органов местного самоуправления и др.

Состав суда

Данный раздел Постановления повторяет положения статьи 28 КАС РФ о неизменности состава суда при рассмотрении административного дела. Замена судьи или нескольких судей возможна в случаях, указанных в ч.3 ст.28 КАС РФ, и осуществляется путем вынесения специального определения в виде отдельного судебного акта без проведения судебного заседания. Определение о замене судьи (ей) могут выносить:
— Председатель суда;
— Заместитель председателя суда;
— Председатель судебного состава.

за подписью

Смотреть что такое «за подписью» в других словарях:

  • скрепивший подписью — прил., кол во синонимов: 8 • подмахнувший (11) • подписавший (22) • подписавшийся … Словарь синонимов

  • скрепивший своей подписью — прил., кол во синонимов: 9 • зарукоприкладствовавший (2) • подмахнувший (11) • … Словарь синонимов

  • скрепление подписью — рукоприкладство Словарь русских синонимов. скрепление подписью сущ., кол во синонимов: 1 • рукоприкладство (17) Словарь синонимов A … Словарь синонимов

  • скреплявший подписью — прил., кол во синонимов: 8 • подмахивавший (13) • подписывавший (22) • подписывав … Словарь синонимов

  • скреплявший своей подписью — прил., кол во синонимов: 8 • подмахивавший (13) • подписывавший (22) • подп … Словарь синонимов

  • скрепить подписью — поставить подпись, приложить руку, скрепить своей подписью, подписать, расписаться, подписаться, подмахнуть, поставить свою подпись Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

  • скреплять подписью — подписывать, расписываться, подписываться, ставить свою подпись, ставить подпись, подмахивать, скреплять своей подписью, прикладывать руку Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

  • одостоверявший подписью — прил., кол во синонимов: 1 • удостоверявший (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • снабженный подписью — прил., кол во синонимов: 2 • подписанный (11) • подписной (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • СКРЕПЛЕНИЕ ПОДПИСЬЮ — В страховых операциях: требование о наличии подписи агента или представителя страховщика на страховом полисе. Скрепление подписью необходимо для подтверждения того, что договор страхования действует … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

  • канал обмена сообщениями с подписью — — Тематики защита информации EN signature channel … Справочник технического переводчика