Налоговая безопасность бизнеса

«iv Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны» [рус., англ.] (Вместе с «Положением о законах и обычаях сухопутной войны») (Заключена в г. Гааге 18.10.1907)

IV КОНВЕНЦИЯ
О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ
(Гаага, 18 октября 1907 года)
(Начало — см. Конвенцию о мирном решении
международных столкновений)
Принимая во внимание, что наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот случай, когда придется прибегнуть к оружию в силу событий, устранение которых при всем старании оказалось бы невозможным;
желая и в этом крайнем случае служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации;
признавая, что для сего надлежит подвергнуть пересмотру общие законы и обычаи войны как с целью более точного их определения, так и для того, чтобы ввести в них известные ограничения, которые, насколько возможно, смягчили бы их суровость;
признали необходимым восполнить и по некоторым пунктам сделать более точными труды Первой конференции мира, которая, одушевляясь по примеру Брюссельской конференции 1874 года этими началами мудрой и великодушной предусмотрительности, приняла постановления, имеющие предметом определить и установить обычаи сухопутной войны.
Постановления эти, внушенные желанием уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, предназначаются, согласно видам Высоких Договаривающихся Сторон, служить общим руководством для поведения воюющих в их отношениях друг к другу и к населению.
В настоящее время оказалось, однако, невозможным прийти к соглашению относительно постановлений, которые обнимали бы все возникающие на деле случаи.
С другой стороны, в намерения Высоких Договаривающихся держав не могло входить, чтобы непредвиденные случаи, за отсутствием письменных постановлений, были предоставлены на произвольное усмотрение военачальствующих.
Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания.
Они объявляют, что именно в таком смысле должны быть понимаемы, в частности статьи 1 и 2 принятого ими Положения.
Высокие Договаривающиеся Стороны, желая заключить для сего Конвенцию, назначили своими уполномоченными:
(перечень уполномоченных),
каковые по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме,
согласились о нижеследующем.
Статья 1
Договаривающиеся державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей Конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны.
Статья 2
Постановления упомянутого в статье 1 Положения, а равно настоящей Конвенции обязательны лишь для Договаривающихся держав и только в случае, если все воюющие участвуют в Конвенции.
Статья 3
Воюющая Сторона, которая нарушит постановления сказанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил.
Статья 4
Настоящая Конвенция, надлежащим образом ратификованная, заменит в отношениях между Договаривающимися державами Конвенцию 29 июля 1899 года о законах к обычаях сухопутной войны.
Конвенция 1899 года остается в силе в отношениях между державами, которые ее подписали и которые не ратификуют равным образом и настоящей Конвенции.
Статья 5
Настоящая Конвенция будет ратификована в возможно скором времени.
Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.
О первой сдаче на хранение ратификаций составляется протокол, подписываемый представителями держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским министром иностранных дел.
Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.
Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, помянутых в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации немедленно передается при посредстве нидерландского министра иностранных дел и дипломатическим путем державам, приглашенным на Вторую конференцию мира, а равно другим державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.
Статья 6
Державам, настоящую Конвенцию не подписавшим, предоставляется право присоединиться к ней.
Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, передавая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.
Это Правительство немедленно передает всем другим державам, приглашенным на Вторую конференцию мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.
Статья 7
Настоящая Конвенция вступит в силу в отношении держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификации, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении держав, которые ратификуют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.
Статья 8
В случае если бы одна из Договаривающихся держав пожелала отказаться от настоящей Конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.
Этот отказ будет действительным лишь в отношении державы, сделавшей о нем оповещение, и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.
Статья 9
Список, составляемый в Нидерландском Министерстве иностранных дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статье 5, части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 6, часть 2) и об отказе (статья 8, часть 1).
Каждая Договаривающаяся держава может знакомиться с этим списком и просить о выдаче засвидетельствованных копий.
В удостоверение сего уполномоченные подписали настоящую Конвенцию.
Учинено в Гааге восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем державам, приглашенным на Вторую конференцию мира.
(Подписи)
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ
ОТДЕЛ I. О ВОЮЮЩИХ
Глава I
О ТОМ, КТО ПРИЗНАЕТСЯ ВОЮЮЩИМ
Статья 1
Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующих условиям:
1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
3) открыто носят оружие и
4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии.
Статья 2
Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками и которое не имело времени устроиться согласно статье 1 будет признаваться в качестве воюющего, если будет открыто носить оружие и будет соблюдать законы и обычаи войны.
Статья 3
Вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся. В случае захвата неприятелем как те, так и другие пользуются правами военнопленных.
Глава II
О ВОЕННОПЛЕННЫХ
Статья 4
Военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен.
С ними надлежит обращаться человеколюбиво.
Все, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остается их собственностью.
Статья 5
Военнопленные могут быть подвергнуты водворению в городе, крепости, лагере или каком-либо другом месте с обязательством не удаляться за известные определенные границы; но собственно заключение может быть применено к ним лишь как необходимая мера безопасности и исключительно пока существуют обстоятельства, вызывающие эту меру.
Статья 6
Государство может привлекать военнопленных к работам сообразно с их чином и способностями, за исключением офицеров. Работы эти не должны быть слишком обременительными и не должны иметь никакого отношения к военным действиям.
Военнопленным может быть разрешено работать на государственные установления, за счет частных лиц или лично от себя.
Работы, производимые для государства, оплачиваются по расчету цен, существующему для чинов местной армии, за исполнение тех же работ, а если такого расчета нет, то по ценам, соответственным произведенным работам.
Если работы производятся на государственные установления или за счет частных лиц, то условия их определяются по соглашению с военной властью.
Заработок пленных назначается на улучшение их положения, а остаток выдается им при освобождении, за вычетом расходов по их содержанию.
Статья 7
Содержание военнопленных возлагается на правительство, во власти которого они находятся.
Если между воюющими не заключено особого соглашения, то военнопленные пользуются такой же пищей, помещением и одеждой, как войска правительства, взявшего их в плен.
Статья 8
Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии государства, во власти коего они находятся. Всякое неповиновение с их стороны дает право на применение к ним необходимых мер строгости.
Лица, бежавшие из плена и задержанные ранее, чем успеют присоединиться к своей армии, или ранее, чем покинут территорию, занятую армией, взявшей их в плен, подлежат дисциплинарным взысканиям.
Военнопленные, удачно совершившие побег и вновь взятые в плен, не подлежат никакому взысканию за свой прежний побег.
Статья 9
Каждый военнопленный обязан на поставленный ему вопрос объявить свое настоящее имя и чин, и в случае нарушения этого правила он подвергается ограничению тех преимуществ, которые предоставлены военнопленным его разряда.
Статья 10
Военнопленные могут быть освобождаемы на честное слово, если это разрешается законами их страны, и в таком случае обязаны с ручательством личною своей честью добросовестно исполнить принятые ими на себя обязательства как в отношении собственного правительства, так и правительства, взявшего их в плен.
В этом случае их собственное правительство обязывается ни требовать, ни принимать от них никаких услуг, противных данному ими слову.
Статья 11
Военнопленный не может быть принуждаем к освобождению на честное слово; равно и неприятельское правительство не обязано давать согласие на просьбу пленного об освобождении его на честное слово.
Статья 12
Каждый военнопленный, отпущенный на честное слово, и затем вновь взятый в действиях с оружием в руках против того правительства, перед коим он обязался честью, или против союзников последнего, теряет права, предоставленные военнопленным, и может быть предан суду.
Статья 13
Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали.
Статья 14
С открытием военных действий в каждом из воюющих государств, а также и в нейтральных государствах в том случае, если они приняли на свою территорию воюющих, учреждается справочное бюро о военнопленных. Бюро это, имеющее назначением давать ответы на все запросы, касающиеся военнопленных, получает от различных подлежащих учреждений все сведения относительно водворения и перемещения, освобождения на честное слово, обмена, побегов, поступления в госпиталь, смерти, а равно другие сведения, требуемые для составления и своевременного исправления именной карточки о каждом военнопленном. Бюро обязано заносить на нее номер, имя и фамилию, возраст, место происхождения, чин, войсковую часть, день и место взятия в плен, водворения, получения ран и смерти, а равно все особые замечания. Именная карточка передается Правительству другого воюющего после заключения мира.
Справочное бюро обязано равным образом собирать и хранить в одном месте, а также пересылать по принадлежности все вещи, служащие для личного пользования, ценности, письма и проч., которые будут найдены на поле битвы или останутся после пленных, освобожденных на честное слово, обмененных, бежавших или умерших в госпиталях и полевых лазаретах.
Статья 15
Общества для оказания помощи военнопленным, надлежаще учрежденные по законам их страны и имеющие задачей быть посредниками в делах благотворения, а также и их законно уполномоченные агенты для наиболее успешного выполнения своей человеколюбивой деятельности будут пользоваться всеми облегчениями со стороны воюющих в пределах, обусловленных военными требованиями и административными порядками. Уполномоченные этих обществ допускаются для раздачи пособий в места водворения пленных, равно как и на пункты остановок военнопленных, возвращаемых на родину, под условием предъявления именного разрешения, выданного военною властью, и дачи письменного обязательства подчиняться всем ее распоряжениям, касающимся порядка и безопасности.
Статья 16
Справочные бюро освобождаются от уплаты весового сбора. Письма, переводы, денежные суммы, равно как и почтовые посылки, адресуемые военнопленным или ими отправляемые, освобождаются от всех почтовых сборов как в странах отправления и назначения, так и в промежуточных странах.
Пожертвования и вспомоществование вещами, посылаемые для военнопленных, освобождаются от всех таможенных и других сборов, равно как от провозной платы по железным дорогам, состоящим в казенном управлении.
Статья 17
Военнопленные офицеры получают оклад, на который имеют право офицеры того же ранга страны, где они задержаны, под условием возмещения такового расхода их Правительством.
Статья 18
Военнопленным предоставляется полная свобода отправления религиозных обрядов, не исключая и присутствия на церковных, по их обрядам, богослужениях, под единственным условием соблюдения предписанных военною властью мер порядка и безопасности.
Статья 19
Духовные

Правовое положение
Фонд представляет собой некоммерческую организацию, не имеющую членства, учрежденную физическими и (или) юридическими лицами на основании добровольных взносов, преследующую благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Его правовое положение определяется ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Закона о НО.

Учредители
Учредителями могут быть граждане и (или) юридические лица, число которых не ограничено. Возможно учреждение фонда одним лицом (ст. 1 Закона о НО).
Учредительные документы
Фонд действует на основе устава, утвержденного учредителями. Устав фонда должен содержать:
— его наименование, включающее слово «фонд»;
— цель его создания;
— cведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете;
— порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
— местонахождения фонда;
— порядок распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации.
Устав может быть изменен соответствующими органами фонда, органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда, либо по суду при возникновении непредвиденных обстоятельств. Фонд может быть ликвидирован только на основании судебного решения.
Формирование имущества
Имущество, переданное фонду учредителям и, является его собственностью. Фонд должен быть «прозрачным» в финансовом отношении и ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества.
Органы управления
Порядок управления фондом определяется его уставом (ст. 29 Закона о НО). В нем может быть предусмотрено образование коллегиального или единоличного исполнительного органа.
Предпринимательская деятельность
Допускается предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его целям. Фонды вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности.
Ответственность
Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).
1. Краткий комментарий правовых основ деятельности фондов
Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей для достижения социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных целей (п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о НО). Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Тем самым исключается и их ответственность по долгам фонда.

Фонд создается по решению учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В нем помимо общих для всех юридических лиц данных должны содержаться сведения о целях деятельности фонда, его органах, в том числе о попечительском совете, и о порядке распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения поправок в устав фонда его исполнительными органами, что препятствует изменению статуса фонда вопреки воле учредителей. Изменения могут вноситься указанными органами самостоятельно лишь в тех случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний — только по решению суда при наличии условий, предусмотренных законом (п. 1 ст. 119 ГК РФ).
В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования — государство, его субъекты; административно-территориальные образования — города, поселки, селения и т.д. Учредитель может быть единственным (единоличным).
Важнейшей особенностью фонда является способ формирования его имущества и распоряжения им. Фонд может безвозмездно получать любое имущество от любых физических и юридических лиц в виде пожертвований и самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность, передавая имущество кому сочтет нужным, руководствуясь действующим законодательством.
Учредители фонда имеют право и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. Для этого ими создается попечительский совет фонда с участием учредителей или их представителей и иных авторитетных в общественном мнении лиц(п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о НО). Попечительский совет, будучи высшим органом фонда, осуществляет надзор за всей деятельностью организации, ее исполнительных органов и должностных лиц. В фонде может образовываться коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т.п.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые попечительским советом.
Фонд не может распределять полученное имущество между учредителями или сотрудниками. Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями он вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них в качестве «компаний одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 вышеназванного закона). Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о НО, п. 5 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ‚ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности, при их самоликвидации, ликвидация фонда допускается только по решению суда(п. 2 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о НО). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом фонда, или на благотворительные цели, а при невозможности использования его таким образом обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).
В связи с безвозмездным характером деятельности фондов, при котором финансовые и имущественные потоки минуют государственные структуры, очевидно отсутствие заинтересованности государства в увеличении их числа и расширении сферы деятельности. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и закон г.Москвы от 5 июля 1995 г. №11-46-ФЗ «О благотворительной деятельности» существенно ужесточили требования к ней и ограничили ее масштаб. Единственное исключение в силу объективных причин (государство не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства в необходимом объеме) сделано для негосударственных пенсионных фондов.
Существующие в настоящее время так называемые внебюджетные фонды, а именно пенсионный, медицинского страхования, фонд занятости и другие, являются государственными образованиями, что и определяет характер их деятельности. Отчисления в эти фонды являются обязательными, и платежи в них приравнены к статусу налогов (ст. 199 УК РФ).
2. Негосударственные пенсионные фонды
Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ не получило широкого распространения. В стране действует не более 300 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), число участников (вкладчиков) которых не превышает 2 млн. человек.
Правовое положение
Правовое положение и деятельность НПФ определяются специальным Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон о НПФ).
НПФ — некоммерческая организация, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу его участников (абз. 1 п. 1 ст. 2; здесь и далее в этом разд. все ссылки приведены на статьи Закона о НПФ). НПФ действует на основании лицензии (ст. 5).
Учредители, вкладчики, участники
Учредители — юридические и физические лица, вносящие имущество совокупный вклад учредителей (ст. 19).
Вкладчик — юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников (абз. 3 ст. 3).
Участник — физическое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и НПФ договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий (абз. 4 ст. 3). Вкладчик может выступать участником, внося вклады в свою пользу.
Взаимоотношения вкладчиков и участников строятся в соответствии со следующей схемой.

Учредительные документы
Специфика правового положения и регламентации деятельности НПФ определяется набором обязательных документов. Основными среди них являются не только устав и учредительный договор, но и правила фонда, пенсионные схемы и пенсионные договоры (ст. 6, 9, 11, 12).
Устав фонда должен содержать:
— полное и сокращенное наименование фонда (должны быть включены слова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении;
— положения о предмете и целях деятельности;
— сведения о структуре и компетенции органов управления, нормах представительства в них;
— положения о порядке назначения на должность и освобождения от нее должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации НПФ, распределения доходов от размещения пенсионных резервов имущества при ликвидации НПФ (п. 2 ст. 6).
В учредительный договор должны быть включены:
— полное и сокращенное наименование фонда, сведения о его местонахождении;
— положения о предмете и целях деятельности;
— сведения о составе учредителей;
— сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании НПФ;
— сведения об органах управления фонда и о порядке управления его деятельностью;
— перечень обязательств учредителей фонда по его созданию и обеспечению его деятельности, сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в формировании совокупного вклада;
— положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей (п. 3 ст. 6).
Правила фонда должны содержать (ст. 9):
— перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;
— положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками, а также условиях возникновения и прекращения обязательств фонда;
— положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд;
— положения о направлениях и порядке размещения пенсионных резервов;
— положения о порядке ведения пенсионных счетов и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;
— перечень пенсионных оснований;
— положения о порядке и об условиях выплаты негосударственных пенсий;
— положения о порядке изменения или прекращения пенсионного договора;
— перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и фонда; положения о порядке формирования пенсионных резервов;
— положения о порядке расчета выкупной суммы;
— положения о порядке представления вкладчикам и участникам информации об управляющем и о депозитарии, с которыми фондом заключены договоры на оказание услуг согласно требованиям Закона о НПФ;
— методику осуществления актуарных расчетов обязательств фонда нормативы определения размера оплаты услуг фонда, управляющего и депозитария;
— положения о порядке и об условиях внесения изменений и дополнений в правила фонда (п. 1 ст. 9).
Согласно п. 2 ст. 9, внесение изменений и дополнений в правила фонда, затрагивающие права и обязанности вкладчиков и (или) участников, возможно лишь при наличии согласия указанных лиц либо при условии их предварительного уведомления с предоставлением им права выхода из фонда с получением выкупной суммы или ее переводом а другой фонд в случае их несогласия с вносимыми в правила фонда изменениями и дополнениями.

Формирование имущества
Еще одной особенностью НПФ является разделенный правовой статус имущества фонда и установленный законом порядок распоряжения им.
Собственное имущество НПФ подразделяется на две части: имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы для пенсионных выплат участникам фонда.
Органы управления
Органами управления НПФ являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция. Органы, контролирующие деятельность НПФ, — попечительский совет и ревизионная комиссия (ст. 28).
Структура, компетенция и порядок формирования органов контроля на управления определяются законодательством РФ и уставом фонда.
Согласно абз. 2 и 3 ст. 31, в попечительский совет фонда входят полномочные представители вкладчиков и участников. При принятии решений последние располагают не менее чем половиной голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.
Ответственность
Фонд отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом (п. 3 ст. 4). Учредители, вкладчики, участники и государство не отвечают по обязательствам НПФ, равно как и фонд не отвечает по их обязательствам (п. 4 ст. 4).
НПФ не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами; отдавать в залог пенсионные резервы; выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя); выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением данных требований, признаются ничтожными (п. 2 ст. 14).

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.

Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное государство — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) — наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Федеративное государство — представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств — членов или государственных образований (субъектов федерации).

На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают:

а) Договорные и конституционные. Федерации, созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные «сверху», актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика).

б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации, созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации — все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации — объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Региональное государство — вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.

Межгосударственные образования (СНГ, Союз Европы).

В настоящее время, когда компании стали понемногу выходить из кризиса и забывать про тяжелые времена, важно не расслабляться и не забывать о такой важнейшей составляющей любого бизнеса, как налоговая безопасность.

Необоснованные налоговые претензии могут не только повлечь значительные финансовые потери, создать препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, но и привести к банкротству предприятия вплоть до его полной ликвидации. Поэтому чтобы не происходило, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде. Для этого необходимо, чтобы налоговые платежи компании были своевременно уплачены, обоснованны и правильно исчислены, заключенные сделки были законны, а контрагенты реальны.

  1. Оптимизация налоговых платежей путем законного налогового планирования.

С появлением на земле понятия «налог», сразу же появились и соответствующие «уклонисты», всевозможные схемы ухода, укрытия и сокрытия. Разработанные и прописанные схемы уклонения от налогов находят даже в виде берестяных грамот Древней Руси. Это не кажется чем-то неординарным, поскольку ни один человек по своей природе не является альтруистом и добровольно не желает отдавать заработанные деньги. Главная проблема заключается в том, что людям неясно, куда и на что пойдут эти средства. Однако стопроцентной прозрачности государственных расходов не будет никогда, а значит и стопроцентной уплаты налогов тоже. 📌 Реклама Отключить

Но времена меняются, вводятся в действие новые налоги и сборы, совершенствуется налоговое администрирование. Поэтому те механизмы сокрытия денежных средств, которые удавалось применить раньше, использовать сейчас уже вряд ли удастся.

Одним из самых опасных моментов для налоговой безопасности бизнеса как раз и является применение так называемых «черных» или «серых схем». Почти все из них уже знакомы работникам налоговых органов. Если, к примеру, брать во внимание всем известные «однодневки», то сейчас по таким спорам в судах все чаще выигрывают налоговики, а 5-8 лет назад ситуация складывалась абсолютно иначе. Таким образом, если вы хотите обезопасить свой бизнес, то не стоит пользоваться такими схемами. Не верьте всевозможным компаниям, которые обещают вам светлое будущее, безопасный уход от налогов, готовые «липовые» фирмы, печати, подписи и т.д. Такие понятия как «уход от налогов» и «безопасность» никак не могут существовать рядом. В СМИ сейчас появляется большое количество всевозможных статей, а также выпускаются различные книжные издания с привлекательными названиями вроде «Схемы ухода от налогов», где с картинками и примерами прописаны схемы. Такие материалы если и возможно прочитать и запомнить, то только для того, чтобы никогда в жизни их не использовать. Ведь если эту книгу, журнал прочитали вы, значит, она также доступна и известна работникам налоговых органов, которые завтра придут проверять вашу компанию.

📌 Реклама Отключить

Конечно, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам. В скором будущем ситуация может еще больше осложниться, когда ставка страховых взносов с 2011 года вырастет до 34%. Однако не стоит забывать, что помимо «черных» схем существую и «белые», т.е. весьма законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

Налоговый кодекс РФ, бухгалтерское законодательство и прочие законодательные акты дают огромный простор для действия налогоплательщиков и возможность выбора путей уплаты и исчисления «злополучных» налогов и сборов. Помимо представленных вариаций существует и множество пробелов в законодательстве. Поэтому именно такими лазейками и необходимо пользоваться, чтобы оптимизировать налоговые платежи, не привлекая внимание контролирующих органов.

Для этого нужно разработать грамотную налоговую политику предприятия, причем лучше, если она будет составлена на относительно долгосрочный период (1-3 года). Учесть при такой разработке необходимо все нюансы деятельности именно вашей компании: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой налоговой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

📌 Реклама Отключить

Так, допустим, приняв решение, что имущество будет браться в аренду у компаний, находящихся в низконалоговых регионах, необходимо не забывать, что фирмы не должны быть взаимозависимыми или аффилированными.

  1. Проверка контрагентов на добросовестность

Второй проблемой российского бизнеса являются, конечно же, недобросовестные контрагенты. И лишь примерно в 70 % случаев, сотрудничая с «однодневками», компании знают, на что идут. А ведь в настоящее время в почти 90% случаев при рассмотрении споров по НДС и налогу на прибыль выигрывают налоговики, ссылаясь на то, что контрагент «недобросовестный», не осуществляет деятельность и его подпись недействительная и т.д. Поэтому, заключая новые контракты и договоры, на самом первоначальном этапе необходимо себя максимально обезопасить. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени и средств, чем на проверку на первоначальном этапе. 📌 Реклама Отключить

Выясним, что в этом случае необходимо предпринять налогоплательщику. Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего разработать и утвердить соответствующим положением или приказом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить и сумма контракта, и периодичность сделок с контрагентом.

Следующим и самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше. Во-первых, необходимо собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить средства массовой информации, интернет (хорошо, если удастся найти сайт контрагента), «пробить» компанию по всем интернет-сайтам судов (вполне возможно, что окажется, что компания находится на стадии банкротства).

📌 Реклама Отключить

Также информацию о судебной истории контрагента можно узнать и с помощью справочно-правовых систем, в которых опубликована большая часть судебных решений. Это позволит не только получить представление о статусе и добросовестности контрагента, но и предоставит возможность узнать, лежит ли на нем клеймо «недобросовестности».

Также необходимо проверить на сайте ФНС РФ регистрационные данные контрагента. Здесь можно посмотреть полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес регистрации и т.п. Все эти данные необходимо сравнить с данными, предоставленными контрагентом. Адрес компании не должен быть адресом массовой регистрации либо местом, где не может находиться организация, — нежилое здание, строение, церковь и т.д. Всю найденную информацию о контрагенте необходимо распечатать, сделать вырезки и т.д. и собрать в отдельное дело.

📌 Реклама Отключить

Теперь, собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к следующему этапу – сбору информации у официальных органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую организация удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местоположением потенциального поставщика. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что компания проявила должную осмотрительность (Постановления ФАС ПО от 15.07.2008 № А57-579/08, ФАС ЗСО от 30.04.2008 № Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после него. В органах статистики можно получить выписку из отчетности, чтобы оценить финансовое состояние контрагента.

📌 Реклама Отключить

Далее необходимо перейти к следующему этапу – получению данных от самого контрагента. У компании необходимо запросить:
— приказы о праве подписи документов (договоров, счетов-фактур);
— копии лицензий, если контрагент занимается лицензируемым видом деятельности;
— сведения о наличии ресурсов и возможностей, необходимых для выполнения условий договора (основных средств, штата сотрудников). Такая справка от имени контрагента составляется в произвольной форме и свидетельствует об имеющихся на праве собственности и на праве аренды производственных и торговых мощностях (оборудование, складские и производственные помещения, транспорт и т.д.), а также о численности работников контрагента на момент совершения сделки, в т.ч. занятых в сферах деятельности, непосредственно связанных с исполнением сделки.
— объяснения в случае несоответствия информации, полученной из внешних источников и от самого контрагента;
— копии деклараций с отметкой о приеме или хотя бы копии титульного листа;
— копию годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметкой налогового органа о принятии;
— выписку из книги продаж о сделке между компаниями, свидетельствующую о том, в какой сумме сделка отражена в налоговых регистрах. Выписка может быть выдана свободным способом, например как копия книги продаж, но с сортировкой по единственному покупателю;
— заверенную копию устава.

📌 Реклама Отключить

Конечно же, шанс на получение каких-либо документов от контрагента не очень велик, но попытаться все же стоит. Ведь даже в случае отказа само собой общение с контрагентом – это дополнительное доказательство его реального существования, наличия отношений с ним и ведения им деятельности. Поэтому все общение с контрагентами должно происходить в письменной форме и оформляться должным образом (на бланке организации, с наименованием организации, наличием должностей, подписей и т.д.).

  1. Проверка договоров с целью выявления налоговых рисков и работы сотрудников бухгалтерии.

Бывают ситуации, когда компания не пользуется схемами ухода от налогов, законно оптимизирует налоговые платежи, уплачивает все налоги своевременно, проверяет контрагентов на «добросовестность», но приходит налоговая проверка, доначисляются налоги и выставляется требование об уплате налогов, штрафов и пени. 📌 Реклама Отключить

А дело все в том, что изначально, договор, который был заключен с контрагентом, был составлен со скрытыми налоговыми последствиями, или, проще говоря, некорректно. А общество, понадеявшись на «хорошего» поставщика/покупателя договор не проверило. Поэтому ни в коем случае не следует упускать такие детали. Необходимо быть крайне внимательным к содержанию представляемых вам договоров, следует проводить их полный и всесторонний анализ как со стороны гражданского, так и налогового законодательства. А также и свои собственные договоры нужно составлять так, чтобы в дальнейшем ни у компании, ни у ее контрагентов не возникло нежелательных налоговых последствий.

Работу по составления и анализу договора необходимо поручить самым квалифицированным сотрудникам компании (юристам, налоговым консультантам). Если таковых штат компании не содержит, то стоит обратиться в специализированные компании.

📌 Реклама Отключить

Помимо этого, пристальное внимание необходимо уделить и работе внутри компании, а именно внутри бухгалтерии. В аудите это называется «система внутреннего контроля компании». Зачастую глобальные ошибки происходят именно по вине бухгалтера, причем из-за невнимательности или банальной некомпетентности. В связи с этим в организации нужно установить контроль за деятельностью бухгалтерии, возможно, взять в штат внутреннего аудитора или хотя бы раз в год проводить инициативный аудит, который выявит текущие ошибки и погрешности и даст руководству ясную картину работы бухгалтерии.

И в заключение всего вышесказанного хотелось бы отметить, что налоговая безопасность бизнеса – важнейшее звено работы любой компании, поэтому и забывать о ней никогда нельзя. Подходите к вопросу безопасности обдуманно, ответственно и осознавая все возможные последствия.