Налогообложение управляющих компаний в сфере ЖКХ

Как известно, обеспечение населения коммунальными услугами, ремонт и содержание жилищного фонда являются делом хлопотным и весьма затратным. В этой связи является вполне понятным желание управляющих компаний, создаваемых, как правило, на базе бывших ЖКУ и ЖКО, применять упрощенную систему налогообложения, позволяющую законным способом минимизировать налоговые обязательства. Наш опыт налогового консультирования показывает, что управляющим компаниям следует обращать особое внимание на особенности налоговых последствий сделок, заключаемых ими в интересах граждан. Институт управления многоквартирным домом (далее по тексту – «Управление») появился в российском законодательстве в виде раздела VIII Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 01 марта 2005 года.

Его основными задачами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

📌 Реклама Отключить

Приведенные положения ясно указывают на социальную направленность института Управления: в целях максимальной защиты интересов граждан, проживающих в жилых помещениях, законодатель разграничил функции по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) в сфере ЖКХ и по организации указанных процессов между различными субъектами, поставив, по сути, «буфер» между потребителями и непосредственными исполнителями в виде Управляющей организации.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирным домом (ч.2 ст.161 ЖК РФ): непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (иным специализированным потребительским кооперативом) и управляющей компанией. Первые два из перечисленных способов находятся за рамками настоящего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь правоотношения, возникающие в рамках управления с привлечением Управляющей организации.

📌 Реклама Отключить

Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией:

1) если такой способ Управления выбран на общем собрании собственников помещений в доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ); 2) при получении от органа местного самоуправления уведомления о необходимости заключить договор управления с Управляющей организацией, признанной победителем открытого конкурса. Такое уведомление направляется, если до 01 января 2007 года собственники не приняли решение о выборе способа управления или не реализовали его на практике (ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.1 ст.18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04 г. №189-ФЗ); 3) если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления должен заключаться в письменной форме с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

📌 Реклама Отключить

По общему правилу, конкретные условия договора управления определяются общим собранием собственников. Однако в случае, если такое собрание не утвердило такие условия, либо договор управления заключается на основании уведомления органа местного самоуправления (ч.4 ст.161 ЖК РФ), последний утверждает форму договора управления своим решением.

Предмет договора управления состоит в том, что Заказчики обязуются оплачивать, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей Управления деятельность.

Таким образом, договор управления по своей правовой природе является смешанным договором с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждает и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющий исполнителя (которым может быть и Управляющая организация) как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… «надлежащее содержание общего имущества … обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией…».

В целом деятельность Управляющей организации можно разделить на две основные составляющие.

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Специфика данного вида деятельности заключается в том, что Управляющая организация самостоятельно производит либо покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги, предоставляемые потребителям (пункт 3, подпункт «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Таким образом, если Управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов, она заключает договор купли-продажи с ресурсоснабжающей организацией.

📌 Реклама Отключить

Очевидно, что при такой схеме оформления договорных отношений (обусловленной требованиями действующего законодательства) невозможно говорить о том, что Управляющая компания в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выполняет функции агента, выполняющего задание собственников жилых помещений.

Следовательно, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за надлежащее выполнение условий договора только перед Управляющей компанией.

В свою очередь, Управляющая компания в отношениях с гражданами не может ссылаться на нарушение условий договора ресурсоснабжающей организацией.

Если рассматривать налоговые последствия данного вида деятельности, необходимо отметить, что выручка Управляющей организации должна складываться из всех сумм, поступающих от жильцов, поскольку они являются доходом от реализации (ст.249 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждение Управляющей компании (ст.154 ЖК РФ). На практике это означает, что приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке (п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), то есть в распоряжении Управляющей компании после расчетов с ресурсоснабжающей организацией не остается какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В ДОМЕ.

Содержание данного вида деятельности регламентируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют состав общего имущества и требования к его содержанию, а также перечень видов работ, которые не относятся к содержанию общего имущества.

📌 Реклама Отключить

Управляющая компания может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ третьих лиц, если запрет на это не установлен договором управления.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В результате Управляющая организация выступает неким «буфером», поскольку в силу закона несет ответственность как перед жильцами – за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств субподрядчиком, так и перед субподрядчиком – за невнесение либо несвоевременное внесение оплаты гражданами (ч.3 ст.706, ст.783 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения о выборе способа управления, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.

Специфика данного вида деятельности Управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт здесь и сейчас, а фактически эти работы будут выполнены в будущем, то есть Управляющая компания аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта.

📌 Реклама Отключить

Безусловно, сразу же возникает вопрос: каким образом Управляющая компания должна определять свою выручку?

Относительно платы за содержание жилья все ясно: она учитывается в составе доходов от реализации, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление ремонта, они также являются доходом от реализации, однако их учет в целях налогообложения зависит от применяемого Управляющей компанией метода определения дохода.

Если Управляющая организация применяет общую систему налогообложения и определяет доходы по методу начисления, у нее есть возможность отнести средства на капитальный ремонт к доходам будущих периодов в виде предварительной оплаты работ и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывать их при формировании налогооблагаемой базы.

В случае, если Управляющая организация определяет доходы кассовым методом, суммы оплаты за ремонт должны учитываться ей в том периоде, когда они фактически поступили в кассу (пункт 2 ст.273 НК РФ). Возможность отнесения на расходы данных сумм связана с моментом фактического выполнения и оплаты ремонтных работ (п.3 ст.273 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Аналогичный учет необходимо вести и Управляющим компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Поскольку в силу пункта 1 ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу (кассовый метод), плата за ремонт жилья должна учитываться в периоде ее фактического поступления от жильцов.

Представляется, что плата за ремонт не может быть признана имуществом, получаемым в рамках целевого финансирования, поскольку перечень случаев такого финансирования, приведенный в подпункте 14 п.1 ст.251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

К аналогичному выводу приходит и Минфин РФ, рассматривая в письме от 26 июня 2006 г. №03-11-04/2/128 вопрос о налогообложении платы за ремонт, получаемой ТСЖ: «…средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

📌 Реклама Отключить

Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (выделено автором).

Сторонники указанной позиции считают возможным учитывать в составе доходов Управляющей организации только сумму ее вознаграждения, то есть фактически допускают применение в сфере ЖКХ института агентирования.

📌 Реклама Отключить

Данная точка зрения представляется нам в корне неверной, поскольку она базируется на терминах и понятиях, содержавшихся в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. №1099, и утративших юридическую силу с 09 июня 2006 г. в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. №307 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, изменивших правовые подходы к толкованию понятия «коммунальные услуги».

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость включения в состав доходов Управляющей организации всех сумм, поступающих от граждан, а также высокая вероятность утраты права на применение УСН побуждают компании, управляющие многоквартирными домами, изыскивать законные способы налоговой оптимизации своей деятельности, которые, безусловно, существуют.

Жалоба на действия (бездействие) и решение следователя в порядке ст. 125 УПК РФ

Тема настоящей публикации – жалоба на следователя. В процессе производства по уголовному делу могут быть поданы:

  • жалоба на действия следователя (дознавателя), которые участники уголовного судопроизводства считают незаконными.
  • жалоба на бездействие следователя (дознавателя);
  • жалоба на решение следователя (дознавателя).

Порядок такого обжалования предусмотрен ст. 123-126 Уголовно-процессуального кодекса РФ

Ранее на страницах данного сайта мы уже публиковали советы о том, как заявить отвод судье, принести возражения на действия судьи, обжаловать действия (бездействие) и решения судьи во внепроцессуальном порядке. В настоящей публикации приведу примеры жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ на действия (бездействие) и решение следователя, в производстве которого находится уголовное дело.

Жалоба на следователя образец 1

В Центральный районный суд г. Тюмени
адвоката Тюменской межрегиональной
коллегии адвокатов Сидоров А.С.
Тюмень, ул. 30 лет Победы, 14
защиту обвиняемого
Петрова Петра Петровича

ЖАЛОБА
(в порядке ст. 125 УПК РФ)

В производстве ст. следователя СО по Центральному АО г. Тюмень СУ СК РФ по Тюменской области Ивановой И.И. находится уголовное дело № 201300005/74 по обвинению Петрова Петра Петровича в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Уголовное дело возбуждено 24.01.2013г.

Срок предварительного расследования по уголовному делу продлен до 5 месяцев, т.е. до 24 июня 2013 года.

23 апреля 2013 года срок содержания под стражей Петрова П.П. продлен также до 24 июня 2013 года.

Одним из оснований продления срока содержания под стражей Петрову П.П. явилась необходимость окончания проведения психолого-психиатрической судебной экспертизы и ознакомление сторон с заключениями биологических, дактилоскопической и медико-криминалистических экспертиз.

Вместе с тем, на самом деле на момент обращения в суд ст. следователя Ивановой И.И. с ходатайством о продлении срока содержания под стражей Петрова П.П. все эти экспертизы были проведены. Не было никаких препятствий и для ознакомления сторон с заключениями экспертиз. Таким образом, полагаю, что ст. следователь Иванова И.И. ввела суд в заблуждение

7 мая 2013 года я обратился к ст. следователю Ивановой И.И. с ходатайством ознакомить меня и Петрова П.П. с заключениями судебных экспертиз, проведенных по делу, мотивируя его тем, что несвоевременное ознакомлением с ними стороны защиты нарушает прав обвиняемого на защиту и разумные сроки предварительного следствия, поскольку лишает возможности своевременного принесения ходатайства о назначении дополнительных или повторных экспертиз, если к тому возникнут основания.

7 мая 2013 года в удовлетворении ходатайства ст. следователем Ивановой И.И. было оказано. Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства мотивировано тем, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь самостоятельно направляет ход расследования уголовного дела и принимает решение о производстве следственных и процессуальных действий. В связи с эти заинтересованные лица будут ознакомлены с заключением судебных экспертиз в соответствии с утвержденным планом расследования уголовного дела.

С указанным постановлением об отказе в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с заключениями судебных экспертиз не согласен по следующим основаниям.

В соответствии с п. 11 ч. 4 ст.47 УПК РФ обвиняемый вправе знакомиться с заключением эксперта

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 53 защитник вправе знакомиться со всеми документами, которые должны были предъявляться обвиняемому.

Часть 1 статьи 206 УПК РФ обязывает следователя предъявлять заключение эксперта обвиняемому и его защитнику.

Закон не устанавливает сроков ознакомления указанных лиц с заключением эксперта. Решение этого вопроса по конкретным уголовным делам во многом предопределяется тактическими соображениями лица, производящего предварительное следствие или дознание.

Однако реализация указанного права следователю самостоятельно определять время ознакомления сторон по делу с заключениями судебных экспертиз, не должно нарушать права обвиняемого на защиту. В любом случае оно должно соотноситься с правом обвиняемого на разумные сроки уголовного судопроизводства, вытекающим из положений ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ. При этом согласно ч.4 указанной статьи обстоятельства, связанные с организацией работы органов следствия, не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства.

В данном случае несвоевременное ознакомление стороны защиты с заключениями эксперта в результате отказа ст. следователя Патрушевой К.Н. в отказе удовлетворении вышеуказанного ходатайства стороны защиты может привести к следующим негативным для обвиняемого последствиям:

  1. Ознакомление с заключениями экспертиз будет осуществлено в такой срок до объявления обвиняемому и его защитнику об окончании предварительного расследования по делу, который реально не позволит реализовать этим лицам их права, связанные удовлетворением их обоснованных ходатайств о проведении дополнительной или повторной судебной экспертизы.
  2. Если все-же такие ходатайства будут удовлетворены, следователь вынужден будет вновь продлевать срок предварительного следствия, мотивируя свое решение указанным обстоятельством, что также повлечет нарушение прав обвиняемого на разумные сроки уголовного судопроизводства.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 125 УПК РФ,

ПРОШУ

постановление ст. следователя СО по Центральному АО г. Тюмень СУ СК РФ по Тюменской области Ивановой И.И. об отказе удовлетворении ходатайства защитника Петрова П.П. – адвоката Сидорова А.С. об ознакомлении с заключениями судебных экспертиз, проведенными по уголовному делу, признать незаконным и необоснованным и обязать ее устранить допущенное нарушение.

Приложение:

  1. ордер № 2222 от 20 мая 2013г., выданный адвокату Сидорову А.С. на обжалование постановления следователя в порядке ст. 125 УПК РФ и защиту Петрова П.П.. при рассмотрении жалобы в суде.
  2. копия ходатайства адвоката Сидорова А.С. об ознакомлении с заключениями судебных экспертиз
  3. копия постановления ст. следователя СО по Центральному АО г. Тюмень СУ СК РФ по Тюменской области Ивановой И.И. об отказе удовлетворении ходатайства.

Адвокат Сидоров А.С.

Жалоба на следователя образец 2

В Центральный районный суд г. Тюмени
адвоката Тюменской межрегиональной
коллегии адвокатов Сидорова А.С.
г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 14
в защиту Николаева Николая Николаевича

ЖАЛОБА
(в порядке ст. 125 УПК РФ)

В производстве СУ при УВД Центрального АО г.Тюмени находится уголовное дело № 20080765/14, возбужденное в отношении Николаева Н.Н., защиту которого я осуществляю.

В целях полного, объективного и своевременного расследования уголовного дела мной было заявлено ходатайство о проведении ряда следственных действий.

28 июля 2008 года следователем СУ при УВД Центрального АО г. Тюмени Семеновой С.С. было вынесено постановление о полном удовлетворении данного ходатайства. Однако никаких следственных действий во исполнение настоящего постановления осуществлено не было.

18 сентября 2008 г. следователь СУ при УВД Центрального АО г. Тюмени Орлов О.О., принявший дело к своему производству, вынес новое постановление о частичном удовлетворении ходатайства.

Таким образом, следователь Орлов О.О. незаконно принял на себя полномочие руководителя следственного органа по отмене постановления следователя, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, что существенно нарушило право на защиту обвиняемого Николаева Н.Н.

В связи с указанным обстоятельством с постановлением следователя СО при УВД Центрального АО г. Тюмени Орловым О.О. о частичном удовлетворении моего ходатайства о проведении следственных действий по уголовному делу не согласен.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 125 УПК РФ,

ПРОШУ

  1. Признать незаконным постановление, вынесенное следователем СО при УВД Центрального АО г. Тюмени Орловым О.О. 8 сентября 2008 года о частичном удовлетворении ходатайства адвоката Сидорова А.С. незаконным.
  2. Обязать следователя Орлова О.О. устранить допущенное нарушение

Приложение:

  1. Ордер на защиту Николаева Н.Н. при рассмотрении жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ в суде.
  2. Копия постановления о частичном удовлетворении ходатайства адвоката Сидорова А.С.

Адвокат Сидоров А.С.

Разъяснение по компетенции и подведомственности

В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области регулярно поступают обращения потребителей по вопросам, которые Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1) не регулируются. Несмотря на проводимую разъяснительную работу среди населения о полномочиях Роспотребнадзора, в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области поступают обращения, не относящиеся к компетенции службы. В этой связи ещё раз разъясняем гражданам о разграничении полномочий среди контрольно-надзорных органов.Отношения, которые вытекают из безвозмездных гражданско-правовых договоров, Закон № 2300-1 не регулирует. К таким отношениям можно отнести, следующие:

• отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Например, приобретение товаров посредством интернет-торговли гражданином у другого гражданина;

• отношения, возникающие в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности;

• отношения, возникающие в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций;

• отношения, возникающие при получении призов, выигрышей, лотерей.Выигранные «денежные премии» не являются товаром, под которым в контексте правоотношений, регулируемых потребительским законодательством, согласно статям 129 и 455 ГК РФ и Закона № 2300-1 понимается любая вещь, не изъятая из оборота, реализуемая по договору купли-продажи;

• отношения, возникающие у должников с коллекторскими агентствами, так как договорных отношений у потребителей с этими организациями, как правило, нет.

Следует учитывать, что Закон № 2300-1 направлен на защиту именно интересов потребителей, и регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту и интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Не регулируются данным Законом № 2300-1 отношения:

  • вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК РФ);

  • вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В качестве примера таких отношений можно привести отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг;

  • граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т. д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг, будут регулироваться данным Законом № 2300-1.

Также можно выделить еще одни отношения, которые не регулируются Законом № 2300-1 — это отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности:

• отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия;

• отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий, за исключением деятельности нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.);

• отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).

Обращаем Ваше внимание, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется только судом по правилам гражданского судопроизводства и в административном порядке не рассматривается!

Одновременно,Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области информирует о перечне вопросов (жалоб) по видам, которые не относятся к компетенции Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области и какие органы имеют соответствующие полномочия по их рассмотрению:

Сфера вопроса

(жалобы)

Существо вопроса (жалобы)

Государственный орган, уполномоченный рассматривать данный вопрос (жалобу)

Жилищно-коммунальные услуги

Жалобы на:

 ненадлежащее предоставление коммунальных услуг, нарушение режима их оказания,

 техническую эксплуатацию жилого дома, его инженерного оборудования,

 содержание и ремонт жилых домов, жилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,

 размер и внесение платы за коммунальные услуги, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения,

 формирование фонда капитального ремонта,

 нарушение порядка установки, поверки приборов учета (счетчиков),

 порчу жилых домов, жилых помещений, их оборудования, самовольную перепланировку жилых домов и квартир либо использование их не по назначению,

 нарушение порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые,

 нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации об управлении многоквартирным домом, предоставление неполной или недостоверной информации,

 курение в местах общего пользования жилых домов (подъезды, лифте)

Департамент жилищной политики и региональногогосударственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспортаУльяновской области

432063 г. Ульяновск, ул.Спасская, 3 (2 этаж)

Услуги связи

Жалобы на:

  • некачественное оказание услуг связи, сбои, перерывы в работе, проблемы с подключением

  • отсутствие технической возможности; проблемы с переносом абонентского номера от одного оператора связи к другому,

  • нарушение операторами связи требований, предусмотренных лицензией,

  • некачественное оказание услуг почтовой связи

Управление Роскомнадзора по Ульяновской области

ул. Карла Маркса, д. 33/2, г. Ульяновск, 432071

Условия проживания

Жалобы на:

  • Размещение септиков, надворных туалетов, мест хранения отходов на территории частных домовладений

Администрация района, поселения

Жалобы на:

  • Шумовое воздействие, вызванное поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; ремонтные работы)

УМВД России по Ульяновской области

ул. Карла Маркса, д. 31/10,

г. Ульяновск, 432071

Банки (кредитные организации)

Жалобы на:

  • оскорбления и угрозы жизни со стороны сотрудников банков, коллекторов

УМВД России по Ульяновской области

ул. Карла Маркса, д. 31/10,

г. Ульяновск, 432071

Услуги страхования

Жалобы на:

  • отказ в заключении договора ОСАГО,

  • навязывание дополнительных платных услуг при заключении договора ОСАГО

  • нарушение страховщиком сроков выплат по договору ОСАГО

  • обязательное прохождение технического осмотра у определенной организации, определяемой страховщиком в целях заключения договора ОСАГО,

  • нарушение порядка правильности расчета страховой премии при заключении договора ОСАГО

Отделение по Ульяновской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации

ул. Красноармейская, д. 2, г. Ульяновск, 432017

Медицинские услуги, лекарственное обеспечение

Жалобы на:

  • качество предоставления медицинских услуг (оказываемой медицинской помощи)

  • оказание медицинских услуг с нарушением законодательно установленных требований к условиям осуществления данного лицензируемого вида деятельности,

  • несоответствие качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения.

  • некачественные БАД в части неэффективного лечения

  • работу регистратуры медицинского учреждения,

  • ненадлежащее качество лекарственных препаратов, реализуемых в аптеках,

  • недостатки организации работы аптек

Управление Росздравнадзора по Ульяновской областиул. Красноармейская, д. 38,

г. Ульяновск, 432063

Торговля

Жалобы на:

  • Нарушение требований законодательства при торговле физическими лицами в неустановленных для торговли местах

УМВД России по Ульяновской области

ул. Карла Маркса,

д. 31/10, г. Ульяновск, 432071

Администрация города, района

Охрана общественной безопасности и правопорядка

Жалобы на:

  • хамство, оскорбительное и некорректное поведение должностных лиц, охранников,

  • несанкционированную торговлю в неустановленном месте домашними заготовками,

  • нарушение тишины в ночное время суток.

  • проведение оперативно — розыскных мероприятий с целью установления местонахождения того или иного хозяйствующего субъекта

УМВД России по Ульяновской области

ул. Карла Маркса, д. 31/10,

г. Ульяновск, 432071

Денежные расчеты

Жалобы на:

  • невыдачу платежных документов (чеков, квитанций) за оказанные услуги, оплаченный товар,

  • нарушение порядка осуществления наличных денежных расчетов с населением

Федеральная налоговая служба по Ульяновской области

ул. Кузнецова, д. 16А, г. Ульяновск, 432017

Защита персональных данных

Жалобы на:

  • раскрытие и распространение третьим лицам персональных данных (любой информации, относящейся к прямо или косвенно определенному физическому лицу) без согласия субъекта персональных данных (физического лица),

  • обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных (физического лица)

Управление Роскомнадзора по Ульяновской области

ул. Карла Маркса, д. 33/2, г. Ульяновск, 432071

Реализация топлива

Жалобы на:

  • качество и недолив бензина автозаправочной станцией

Приволжское межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования по Ульяновской области

ул. Урицкого, д. 13, г. Ульяновск, 432002

Трудовые споры

Жалобы на:

невыплату заработной платы, невыплату полного денежного расчета при увольнении, задержки заработной платы,

снижение заработной платы, принуждение работодателем работников к незаконному оформлению банковских кредитов,

  • работа за пределами рабочего времени, вне графика

Государственная инспекция труда в Ульяновской области

ул. Гончарова, д. 44, г. Ульяновск,
а/я 9812, 432011

Территория поселения, района

Жалобы на:

 наличие стихийных свалок,

слив загрязненных сточных вод в водный объект, на рельеф

Управление Росприроднадзора поУльяновской области

ул. Подлесная, д. 24, г. Ульяновск, 432030

Наибольшее количество жалоб, перенаправляемых Управлением по подведомственности в другие организации, приходятся на сферу предоставления жилищно- коммунальных услуг, поэтому среди основных проблем, затрагиваемых в обращениях граждан, решение которых относится к компетенции Роспотребнадзора можно выделить следующие:

— оказание дополнительных платных услуг, не предусмотренных договором управления и не включенных в счет-фактуры на оплату жилья;

— непредставление информации об исполнителе и порядке представления услуги;

— негативное воздействие на жителей базовой станции сотовой связи;

— неудовлетворительное санитарное содержание мест общего пользования жилого дома (в том числе неудовлетворительное содержание подвалов);

— неудовлетворительное качество воды;

— низкая температура подаваемой горячей воды;

— низкая температура воздуха в квартирах;

— нарушения требований законодательства при размещении контейнерных площадок и их неудовлетворительное содержание;

— наличие грызунов и насекомых в жилом доме и на придомовой территории;

— шум от работы инженерного оборудования;

— загрязнение территории домовладения бытовыми отходами;

— и другие нарушения по санитарному законодательству.

Помимо прочего, потребители могут получить совершенно бесплатно услуги по консультированию, обратившись в общественную приёмную Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, расположенную по адресу: г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4, кабинет 4, электронная почта: E_mail: 73rpn@73.rospotrebnadzor.ru

Личный прием граждан в рамках работы общественной приемной, по вопросам защиты прав потребителей, осуществляется без какой-либо предварительной записи:

понедельник и вторник — с 14.00 до 18.00;

среда и четверг – с 09.00 до 12.00 и с 12.45 до 18.00;

пятница — с 09.00 до 12.00 и с 12.45 до 16.45.

Также по указанному графику по телефону по «горячей линии» 88007076858, с номера городской телефонной сети 44-45-08 в Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области производятся консультации населения и организаций Ульяновской области по вопросам, относящимся к деятельности Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области. При необходимости оказывается помощь обратившимся в решении возникших у них проблем.

Также по вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов претензий, исковых заявлений, жалоб в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области потребитель может обратиться в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ульяновской области»:

(8422) 40-43-43, 40-41-91 (г.Ульяновск ул. Пушкарева, д. 5);

(842 54) 2-12-12 (Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Текстильщиков, д. 1);

(842 37 )2-34-62; (р.п.Кузоватово ул. Гвардейская, д. 20);

(842 46) 2-26-87 (р.п.Карсун, ул. Гусева, д. 55);

(84235) 2-42-92 (г.Димитровград, ул. Мелекесская, д. 39)

Нормотворчество в муниципальных образованиях

Муниципальное нормотворчество — это самостоятельный вид нормотворческой деятельности, осуществляемый населением городских, сельских поселений и других территорий и их органами самоуправления. Его результатом является правовой документ — локальный нормативный акт, принятый муниципальным органом либо непосредственно на референдуме, содержащий нормы права, изданный в соответствии с процессуальными предписаниями, обеспечиваемый принудительной силой государства, имеющий социальную направленность и определенную сферу действия.

Данный вид локального правотворчества реализуется субъектами нормотворческой деятельности посредством технологии нормотворческого процесса, так называемой парламентской процедуры рассмотрения проектов актов местного самоуправления.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет следующие стадии муниципального нормотворческого процесса:

  • • подготовка муниципальных правовых актов;
  • • вступление их в силу;
  • • отмена и приостановление действия муниципальных правовых актов.

Очевидно, что это не полный перечень.

Изучение теоретических источников и действующего законодательства позволяет выделить следующие основные стадии муниципального нормотворческого процесса, представленные на рис. 3.13.

Рис. 3.13. Стадии муниципального нормотворческого процесса

Стадии инициирования акта предшествует прогнозирование и планирование нормотворческой деятельности.

Разработка проекта правового акта возможна в виде:

  • • подготовки нового акта;
  • • изменений и дополнений действующих актов;
  • • новой редакции действующего акта.

К субъектам правотворческой инициативы на местном уровне относятся:

  • • депутаты представительного органа муниципального образования;
  • • глава муниципального образования;
  • • иные выборные органы местного самоуправления;
  • • инициативные группы граждан;
  • • иные субъекты, определенные уставом муниципального образования.

Субъект нормотворческой инициативы, разрабатывающий проект, вправе создать рабочую группу или комиссию по его подготовке, в которую наряду со специалистами-практиками могут входить ученые, депутаты и другие заинтересованные лица.

Подготовка проекта акта требует определения его назначения. При этом необходимо помнить о возможных последствиях, результатах действия акта, о связи между его целью и назначением.

Подготовленный проект вносится в нормотворческий орган вместе с финансово-экономическими расчетами, статистическими данными и иными сведениями, необходимыми для обоснования вносимых предложений.

Порядок внесения проекта акта, перечень и форма прилагаемых к нему документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления.

В юридической литературе рассматриваются различные требования к подготовке проектов нормативных правовых актов, наиболее общими из которых являются представленные на рис. 3.14.

С учетом указанных требований субъект нормотворческой инициативы вносит проект в представительный орган.

К проекту прилагается:

  • — пояснительная записка с указанием целевого назначения акта и изложением его концепции;
  • — финансовое и экономическое обоснование;
  • — наименование муниципальных правовых актов, которые в последующем утратят силу либо подлежат изменению, дополнению, а также появятся впервые.

Рис. 3.14. Требования, предъявляемые к подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов

Важнейшая стадия муниципального нормотворческого процесса — рассмотрение проекта и принятие муниципального правового акта. Наиболее полно эта стадия проявляется в местном представительном органе, отражаясь в его регламенте.

Основные гарантии, направленные на принятие муниципального правового акта, отражены на рис. 3.15.

Среди перечисленных гарантий необходимо выделить рассмотрение проекта в двух чтениях. Как правило, два чтения обязательны при обсуждении решений нормативного характера но вопросам исключительного ведения представительного органа. Иные проекты решений рассматриваются в двух чтениях по его решению. При этом в первом чтении обсуждается концепция,

заслушивается заключение постоянной комиссии, а также мнения экспертов и руководителей подразделений администрации, обсуждаются основные положения проекта и высказываются предложения и замечания. Причем при необходимости возможно возвращение отдельных статей или проекта в целом на доработку авторам, постоянному комитету или рабочей группе. Представительный орган может принять решение о голосовании сразу по проекту в целом, или на голосование ставится каждый раздел, глава. Если раздел, глава в целом не приняты, проводится постатейное голосование, а также голосование но каждой внесенной поправке. При внесении альтернативных проектов но одному и тому же вопросу представительный орган одновременно обсуждает их в ходе первого чтения и принимает решение о том, какой из рассматриваемых проектов принять за основу для подготовки ко второму чтению.

Рис. 3.15. Гарантии принятия качественного муниципального

правового акта

Если в ходе первого чтения будет признано, что проект не требует поправок, он может быть принят без второго чтения, если за него проголосовало необходимое количество от численного состава депутатов, установленное регламентом для принятия решения по данному вопросу.

Поправки к обсуждаемому проекту вносятся в письменном виде и передаются не позднее чем за 10 дней до начала второго чтения.

Второе чтение начинается с доклада представителя соответствующего постоянного комитета о результатах рассмотрения проекта, поступивших поправках и результатах их обсуждения. Процесс обсуждения проекта во втором чтении аналогичен обсуждению проекта в первом чтении. Устные поправки при втором чтении проекта не рассматриваются. В результате второго чтения представительный орган принимает обсуждаемый акт, отклоняет его либо возвращает на доработку.

Рассмотренные стадии муниципального нормотворческого процесса дополняет не менее важная стадия — подписание и обнародование. Нормативный акт, принятый представительным органом, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования, который, в свою очередь, имеет право его отклонить. В этом случае указанный акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений и вновь рассматривается. Если при повторном рассмотрении акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Порядок обнародования муниципальных актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан .

Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования (опубликования), иные — в порядке, установленном уставом, за исключением норм о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Официальным опубликованием признается опубликование в муниципальном периодическом издании .

Представительный орган муниципального образования либо его председатель могут принять решение о немедленном обнародовании муниципального правового акта через СМИ (радио, телевидение) и издательства.

После обнародования муниципальный правовой акт вступает в силу и подлежит соблюдению на территории муниципального образования всеми участниками правоотношений. За неисполнение муниципальных правовых актов предусмотрена ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Приведение муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством осуществляется посредством дачи экспертных заключений органам местного самоуправления и внесением их в муниципальный регистр.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие приостановлено:

  • — органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий акт;
  • — судом;
  • — законами субъектов РФ, в том случае, если правовые акты регулируют осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
  • — уполномоченным органом государственной власти РФ (субъекта РФ).

Муниципальные нормативные акты образуют единую систему, в которую входят:

  • • устав муниципального образования;
  • • правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  • • нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  • • правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Это не только единая, но и целостная иерархическая система.

Устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Он имеет вид кодифицированного акта и призван закреплять организацию, устройство местного сообщества, устанавливать правовые основы его функционирования, его правовой статус, обладает признаками учредительного документа. Исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций, самостоятельно и независимо от государства определяет саму систему самоуправления, структуру его органов.

Устав принимается представительным органом при непосредственном участии населения (в форме обсуждения проекта устава), поэтому обладает повышенной легитимностью, являясь основой дальнейшего местного нормотворчества и обладая высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам.

Важнейшим требованием к уставу является наличие в нем четких норм прямого действия и механизмов их реализации.

Уставом муниципального образования определяются:

  • — наименование муниципального образования;
  • — перечень вопросов местного значения;
  • — формы, порядок и гарантии участия населения в решении местных вопросов, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  • — структура и порядок формирования муниципальных органов;
  • — наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
  • — виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • — срок полномочий представительного органа, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
  • — виды и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • — порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за его исполнением;
  • — порядок внесения изменений и дополнений в устав местного самоуправления и др.

Порядок разработки, принятия и изменения устава муниципального образования находится в ведении муниципального образования.

Устав муниципального образования, а равно правовой акт о внесении в него изменений и дополнений подлежат государственной

регистрации, которая, как правило, не проводится без правовой экспертизы. Правовая экспертиза необходима для решения основного вопроса, — соответствует ли устав муниципального образования действующему законодательству? Таким образом, государственная регистрация здесь выступает как институт по защите прав и свобод человека и гражданина.

Государственная регистрация осуществляется в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования могут быть:

  • — противоречие устава Конституции РФ, федеральным и региональным законам;
  • — нарушение установленного порядка принятия устава.

После государственной регистрации устав официальным образом публикуется, после чего вступает в силу.

Особенности принятия нормативных актов на местном референдуме. Прямое волеизъявление граждан выражается в непосредственном их участии в управлении делами не только государства, но и местного сообщества. Это и есть прямая (непосредственная) демократия.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан, называет прежде всего решение, принятое па местном референдуме.

Важное значение имеет вид референдума: общеобязательный либо факультативный. Обязательным признается референдум, проводимый по тем вопросам, решения по которым (в соответствии с уставом муниципального образования или федеральным и региональным законодательством) вправе принимать только члены местного сообщества непосредственно. Результаты такого референдума имеют обязательный характер. Что же касается факультативного местного референдума, то его проведение необязательно.

Инициаторами проведения местного референдума могут быть:

  • — население;
  • — представительный орган муниципального образования по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в референдумах;
  • — местный представительный орган и глава администрации по собственной инициативе совместно.

Круг вопросов, решаемых на местном референдуме, определяется в законах субъектов РФ, однако п. 1 ст. 22 Федерального

закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничивает их перечень, определяя, что это вопросы местного значения.

В законах субъектов о референдумах закрепляется положение о том, что референдум признается состоявшимся в том случае, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.

Порядок принятия решения на местном референдуме следующий:

  • 1) решение принимается путем голосования;
  • 2) проведенный подсчет голосов оформляется протоколом участковыми комиссиями по проведению референдума;
  • 3) итог голосования устанавливает избирательная комиссия муниципального образования путем составления протокола с указанием в нем необходимых данных, подписанного всеми членами комиссии, в трех экземплярах;
  • 4) избирательная комиссия по проведению референдума определяет его результаты путем суммирования данных, представленных в протоколах. К протоколу о результатах голосования, подписанному всеми присутствующими членами комиссии, прилагается сводная таблица;
  • 5) принятое решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию по истечении 10 дней после определения результатов. Принятое решение вступает в силу со дня опубликования.

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

  • Регламенты представительных органов муниципальных образований предусматривают положение о том, что для принятия решения представительным органом необходимо либо квалифицированное большинство голосов депутатов, либо их большинство. Как правило, квалифицированное большинство голосов депутатов требуется для принятия решений, утверждающих устав муниципального образования, решений о внесении в него изменений и дополнений.
  • За исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено законом.
  • Это может быть местная газета либо сборники муниципальных правовых актов.