Начало месяца до какого числа

А. ЧТО НАДО ЗНАТЬ о БАЗОВЫХ ДОКУМЕНТАХ?

В соответствии с пунктом 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N1110, лицензионными требованиями к лицензиату, являются:

— соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

— исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;

— соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.

В соответствии с п. 7 ст.193 ЖК РФ к лицензионным относятся также иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

А что такое иные? Эти нормативно-правовые акты перечислены в постановлении Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 (c изменениями от 25 декабря 2015 N 1434).

Запомним — эти четыре основных направления

ПЕРВОЕ ТРЕБОВАНИЕ

(ч.2.3 ст.161 ЖК РФ)

2.3.При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах»

В части жилищных услуг требуется выполнение всех работ и оказание всех услуг, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества с таким качеством, которое соответствует техническим регламентам и требованиям правил содержания. В части коммунальных качество услуг должно соответствовать требованиям, установленных в Правилах.

ВТОРОЕ ТРЕБОВАНИЕ

(ч.2 ст.162 ЖК РФ)

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Сущность указанной нормы права сводится к следующему: услуги и работы оказываются в рамках заключенного договора; а в состав услуг и работ входят 4 позиции: 1)надлежащее содержание и ремонт общего имущества;2)предоставление коммунальных услуг; 3)выполнение работ и оказание услуг по управлению многоквартирным домом; 4)осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом

ТРЕТЬЕ ТРЕБОВАНИЕ

(ч.1.ст.193 ЖК РФ)

В этой норме нас интересует пункт 6 ч.1 ст. 193 ЖК РФ

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса» —

«10.Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово- хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации»

Эта норма права включает обеспечение управляющей организацией свободного доступа к информации об ее деятельности, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ

В соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее «Стандарт 731») и Федерального закона “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства” (209-ФЗ) на официальных сайтах должна быть размещена информация, раскрывающая следующие позиции

— Доходы и расходы (раздельный учет);

— Бухгалтерский баланс,

— Характеристики дома

— Площадь земельного участка

— Жилищные и коммунальные услуги

— Цена управления;

— Расчеты

— Договора ресурсоснабжения

— Выбор способа управления

— Протоколы собраний

— Условия договоров управления;

— Передача в аренду помещений;

— Информация о привлечении УO к административно-правовойответственности

ЧЕТВЕРТОЕ ТРЕБОВАНИЕ

( ч.1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом постановления Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 (c изменениями от 25 декабря 2015 N 1434) к лицензионным относятся иные требования, установленные Правительством РФ, в частности, требования, содержащихся

— в Федеральном законе №384 от 30.12.2009 г. «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений»;

— в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

— в Федеральном законе от №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

— в Постановлении Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

— в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения

— в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

— в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера …»;

— в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

— в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»

Б. КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАССМОТРЕННОЙ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ?

Пойдем по самому легкому — ПО ТРЕТЬЕМУ… Оно о раскрытии информации, в частности. Для этого приведем Стандарт раскрытия — он такой же запутанный как и все, что касается лицензирования. Итак

<pre>С Т А Н Д А Р Т раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 г. N 459; от 06.02.2012 г. N 94; от 21.08.2012 г. N 845; от 22.07.2013 г. N 614; от 25.02.2014 г. N 136; от 26.03.2014 г. N 230; от 27.09.2014 г. N 988; от 27.02.2017 г. N 232; от 27.03.2018 г. N 331) </pre> <pre> (в извлечении) </pre> <pre> 3. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: </pre> <pre>
</pre> <pre>а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); </pre> <pre>
</pre> <pre>б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; </pre> <pre>
</pre> <pre>в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; </pre> <pre>
</pre> <pre>г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; </pre> <pre>
</pre> <pre>д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 г. N 232) </pre> <pre>
</pre> <pre>е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; </pre> <pre>
</pre> <pre>ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); </pre> <pre>
</pre> <pre>з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; </pre> <pre>
</pre> <pre>и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; </pre> <pre>
</pre> <pre>к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций. (Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2014 г. N 988)</pre>

Б-и (для УК)

КОСНЕМСЯ, к примеру, ОДНОЙ ДОРОЖКИ ЭТОГО ЛАБИРИНТА — литера «И» — ОТЧЕТЫ

Убедимся, что для УК отчет требуется представить не о работе. А о чем? Об исполнении …Ой! … ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ.

А его нет в помине… Все знают, что суды готовы нас привлечь и без договора. Ладно… А теперь мы выкатываем на голубом шару

«ДЫК ГДЕ ОТЧЕТ об ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ?!»

Образец гарантийного письма о выполнении работ

Как правило, для выполнения разного вида работ между юрлицами заключается договор подряда (ст. 702 ГК РФ). А иногда исполнитель (подрядчик) пишет заказчику гарантийное письмо о выполнении работ. Образец гарантийного письма о выполнении работ мы приведем в конце данной консультации.

Для чего нужно гарантийное письмо на выполнение работ

Гарантийное письмо на выполнение работ — это документ, который содержит в себе гарантию того, что взятые на себя подрядчиком обязательства по выполнению тех или иных работ будут выполнены в определенные сроки и в полном объеме.

В каких случаях может составляться гарантийное письмо на выполнение работ

Гарантийное письмо на выполнение работ может составляться:

  • до заключения договора подряда, чтобы показать заинтересованность в заказе и серьезность намерений;
  • вместо заключения договора подряда;
  • во время исполнения работ по договору подряда. К примеру, если договором подряда предусмотрено поэтапное выполнение работ, но сроки их исполнения в договоре не прописаны. Или если, например, подрядчик выбился из сроков, а в письме сообщает о том, что справится с поставленной заказчиком задачей в кратчайший сроки.

Форма гарантийного письма о выполнении работ

Гарантийное письмо на выполнение работ не имеет унифицированной формы и составляется в произвольном виде компанией-подрядчиком.

Как написать гарантийное письмо о выполнении работ

Текст гарантийного письма о выполнении работ зависит от каждого конкретного случая. Но, как мы уже сказали выше, в данном письме подрядчик обычно указывает, какие работы и в какой срок он обязуется выполнить.

Гарантийное письмо о выполнении работ подписывается руководителем организации-подрядчика и скрепляется печатью (при ее наличии).

Гарантийное письмо можно отправить по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. Кроме того, гарантийное письмо на выполнение работ можно вручить лично под роспись руководителю организации–заказчика или иному уполномоченному лицу, тогда вам понадобятся два экземпляра такого письма.

Гарантийное письмо на выполнение строительных работ (образец)

Приведем пример гарантийного письма на выполнение работ:

Пред. / След. Скачать бланк гарантийного письма на выполнение работ Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Пересчёт срока при содержании в ПФРСИ

Да,ему пересчитают срок, так как он фактически находиться в условиях следственного изолятора, что существенно хуже чем в колонии общего режима, почему собственно и делается зачет отбывания срока.

УК РФ Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания

1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей.2 и третьей.3 настоящей статьи, из расчета один день за:

а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;

б) полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;

в) два дня отбывания наказания в колонии-поселении.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

3.2. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные статьями 205 — 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, статьями 208, 209, частью четвертой статьи 211, частями второй и третьей статьи 228, статьями 228.1, 229, 275, 276, 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 — 279 и 360 настоящего Кодекса.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

3.4. Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

4. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании статьи 13 настоящего Кодекса засчитываются по правилам, установленным частями третьей и третьей.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

Размещение ТКО: кто заплатит в 2019 году?

Поводом к написанию настоящего материала стали многочисленные вопросы читателей журнала «Справочник эколога», связанные с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО). Разберем наиболее типичные из них.

Вопрос 1

Обязано ли предприятие, осуществляющее размещение (захоронение) ТКО (далее — полигон), вносить плату за НВОС при размещении (захоронении) ТКО, образовавшихся в процессе:

• жизнедеятельности населения;

• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Вопрос 2

Необходимо ли организациям, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (далее — заказчик), предоставлять полигону паспорта отходов, лимиты на их размещение или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов, представляемую субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — отчет МСП)?

Вопрос 3

Кто будет вносить плату за НВОС при размещении ТКО с превышением установленных лимитов на их размещение или в случае превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП — заказчик или полигон?

В случае если заказчик не предоставит паспорта отходов, лимиты на их размещение, отчет МСП либо предоставит заведомо ложные документы (в результате чего фактически могут быть превышены установленные заказчику лимиты), может ли полигон не вносить плату за НВОС при размещении принятых от заказчика отходов в полном объеме? На кого тогда будет возлагаться ответственность по внесению платы?

Вопрос 4

Можно ли в договоре на размещение (захоронение) ТКО прописать, что плату за НВОС при размещении (захоронении) ТКО вносит заказчик?

Несмотря на индивидуальный характер предмета постановленных вопросов, ответы на них актуальны для широкого круга операторов, региональных операторов по обращению с ТКО. В связи с этим представим обозначенную проблематику в обобщенном виде (не забывая в ответах делать акцент на нюансы обозначенных вопросов). При таком подходе информация, изложенная ниже, может оказаться более универсальной и полезной для многих читателей.

Отправными законодательными положениями, на толковании которых по большей части основан настоящий материал, являются:

• абзац 2 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017):

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

• пункт 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017):

5. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, напомним, что 31.12.2017 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была дополнена ч. 10 следующего содержания:

10. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Следовательно, плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не взимается:

• ни с региональных операторов;

• ни с операторов по обращению с ТКО;

• ни с лиц, в процессе деятельности которых образовались ТКО, переданные на размещение.

Наибольшую актуальность вопросы, связанные с внесением платы за НВОС при размещении ТКО, приобретут в марте 2019 г. — при исчислении платы за НВОС, оказанное в 2018 г.

Кто платит за размещение ТКО, образованных в процессе:
• жизнедеятельности населения;
• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Ответ на данный вопрос нам уже известен: обязанность по внесению платы за НВОС при размещении ТКО начиная с 01.01.2016 возложена на операторов, региональных операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по их размещению (с учетом введенной «отсрочки» указанные субъекты впервые внесут плату за размещение ТКО в 2019 г. по итогам 2018 г.).

При этом с 01.01.2016 ни образователи отходов, ни собственники отходов, ни иные лица не обязаны вносить плату за НВОС при размещении ТКО (если только такие лица не являются «по совместительству» операторами, региональными операторами по обращению с ТКО).

Обратите внимание: обязанностью по внесению платы за НВОС при размещении ТКО также не обременены управляющие компании, товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости и прочие организации и объединения, созданные и отвечающие целям управления общим имуществом в многоквартирном доме, имуществом собственников помещений, имуществом собственников нескольких жилых домов и т.д.

Таким образом, начиная с 01.01.2016 законодательство указывает лишь на два субъекта правоотношений, которые являются плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО, — операторы и региональные операторы по обращению с ТКО.

Данное правило определения плательщика платы за НВОС при размещении ТКО справедливо и применяется к случаям размещения ТКО, образованных как в процессе жизнедеятельности населения, так и в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Дополнительно подчеркнем, что законодательство Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих, что:

• размещение ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения, не является платным видом НВОС;

• операторы, региональные операторы по обращению с ТКО освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения;

• операторы, региональные операторы по обращению с ТКО являются плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО (за исключением ТКО, образованных в процессе жизнедеятельности населения).

В связи с этим начиная с 2018 г. (срок внесения — до 01.03.2019) отсутствуют какие-либо основания для невнесения операторами, региональными операторами по обращению с ТКО платы за НВОС при размещении ТКО, образованных в процессе:

• жизнедеятельности населения;

• деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обязаны ли лица, передающие ТКО для размещения, предоставлять оператору, региональному оператору по обращению с ТКО паспорта отходов, лимиты на их размещение или отчет МСП?

С самого начала развеем возможные заблуждения: не существует правовых норм, обязывающих лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (в т.ч. ТКО), предоставлять оператору, региональному оператору по обращению с ТКО (равно как и любому другому лицу, оказывающему услугу по размещению отходов):

1) паспорта отходов I–IV классов опасности, лимиты на размещение отходов (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; далее — НООЛР) или отчет МСП;

2) копии паспортов отходов I–IV классов опасности, лимитов на размещение отходов (документа об утверждении НООЛР) или отчета МСП;

3) сведения о наличии паспортов отходов I–IV классов опасности, лимитов на размещение отходов (документа об утверждении НООЛР) или о представлении в уполномоченный орган исполнительной власти отчета МСП.

Разумеется, заинтересованность операторов, региональных операторов по обращению с ТКО в ознакомлении как минимум с паспортами принимаемых отходов объяснима: до настоящего времени между субъектами отношений по обращению с ТКО и администратором платы за НВОС продолжается дискуссия на тему «Какие отходы являются ТКО?».

При этом попытка операторов, региональных операторов по обращению с ТКО «заглянуть» в паспорта принимаемых отходов преследует цели:

• удостовериться в том, что принимаемые отходы (по несуществующим критериям) могут быть идентифицированы как ТКО;

• убедиться в классах опасности принимаемых отходов (если речь идет об отходах I–IV классов опасности), знание которых необходимо для выбора ставки платы за НВОС при размещении отходов (в т.ч. ТКО).

Интерес плательщиков платы за НВОС при размещении ТКО к наличию у образователя ТКО лимитов на размещение отходов тоже объясним: до настоящего момента в среде операторов, региональных операторов по обращению с ТКО бытует мнение, что лимиты на размещение ТКО имеют значение для определения размера платы за НВОС при размещении ТКО.

Поддерживается такое убеждение тем, что формула исчисления размера платы за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП (установлена п. 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 225; далее — Правила) на сегодняшний день:

• не учитывает особенности исчисления платы за размещение ТКО;

• предусматривает необходимость применения повышающего коэффициента 5 без каких-либо оговорок в отношении операторов, региональных операторов по обращению с ТКО.

Тем не менее, несмотря на объяснимый интерес лиц, осуществляющих размещение ТКО, к наличию у образователей ТКО:

• паспортов отходов;

• установленных лимитов на размещение отходов;

• своевременно представленного отчета МСП,

операторы, региональные операторы по обращению с ТКО не могут воспользоваться какими-либо нормативными положениями, обязывающими образователей ТКО предоставить соответствующую информацию.

Гипотетически, если бы такие требования существовали, они могли быть предусмотрены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами или формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Постановление № 1156). Однако указанное Постановление не содержит подобных положений.

Вправе ли оператор, региональный оператор по обращению с ТКО не вносить плату за размещение принимаемых ТКО в случаях, если:
• образователь ТКО не представил паспорта отходов, лимиты на их размещение, отчет МСП (однако соответствующая документация в природе существует);
• у образователя ТКО отсутствуют паспорта отходов, лимиты на их размещение, не представлен отчет МСП?

Вероятно, читатели уже предугадывают ответ на поставленный вопрос — обязанность операторов, региональных операторов по обращению с ТКО по внесению платы за НВОС при размещении ТКО не зависит от перечисленных обстоятельств.

Иными словами, как бы ни соблюдал/нарушал образователь отходов возложенные на него обязанности, связанные с образованием и обращением с отходами, оператор, региональный оператор по обращению с ТКО, осуществившие размещение ТКО (начиная с 01.01.2018), обязаны вносить плату за размещение ТКО, образованных как в процессе жизнедеятельности населения, так и в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом указание на ненадлежащее исполнение образователем отходов возложенных на него обязанностей никак не повлияет на необходимость внесения указанной платы операторами, региональными операторами по обращению с ТКО.

Также отметим, что законодательство не содержит норм, освобождающих операторов, региональных операторов по обращению с ТКО от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО (разумеется, речь идет о размещении ТКО начиная с 01.01.2018).

Зависит ли размер платы за размещение принимаемых ТКО (в части применения повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов), вносимой оператором, региональным оператором по обращению с ТКО, от факта:
• наличия у образователя ТКО паспортов отходов;
• наличия у образователя ТКО (соблюдаемых/превышаемых) лимитов на размещение отходов;
• представления образователем ТКО отчета МСП?

В первую очередь кратко констатируем, что наличие/отсутствие паспортов отходов (в т.ч. при исчислении платы за НВОС при размещении ТКО) не влияет на необходимость применять повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов.

Более пристального рассмотрения заслуживает вопрос исчисления платы за НВОС при размещении ТКО в отсутствие/с превышением установленных лимитов на их размещение, в отсутствие/с нарушением отчета МСП.

Как указано выше, формула исчисления размера платы за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП на сегодняшний день:

• не учитывает особенности исчисления платы за размещение ТКО;

• предусматривает необходимость применения повышающего коэффициента 5 без каких-либо оговорок в отношении операторов, региональных операторов по обращению с ТКО.

Данное обстоятельство наводит операторов, региональных операторов по обращению с ТКО на мысль о неотвратимости применения повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение ТКО, переданных их образователями:

• в отсутствие лимитов на размещение отходов;

• с превышением лимитов на размещение отходов;

• в случае непредставления отчета МСП;

• с превышением фактического количества размещенных отходов над количеством отходов, указанным в отчете МСП.

Однако если обратиться к Приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы», мы увидим, что раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов» декларации о плате и указания к ее заполнению не предусматривают необходимость учитывать при исчислении платы за размещение ТКО лимиты на размещение отходов и отчет МСП.

Очевидно, что данное обстоятельство не решает проблему изложения п. 20 Правил, в связи с чем Регулятор недавно обнародовал свое намерение исправить ситуацию.

Так, 14.06.2018 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255», которым предлагается в числе прочего:

1) установить специальную формулу исчисления платы за размещение ТКО (которая не предусматривает применение повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение ТКО);

2) исключить возможность применения формулы, предусмотренной п. 20 Правил, в случае исчисления платы за размещение ТКО.

Кто вносит плату за НВОС при размещении ТКО в случае, если такие отходы переданы их образователем на размещение с превышением установленных лимитов или с превышением фактических значений размещенных отходов над указанными в отчете МСП?

Вне зависимости от:

• наличия/отсутствия у образователя ТКО установленных лимитов на размещение отходов;

• соблюдения/нарушения образователем ТКО установленных лимитов на размещение отходов;

• представления/непредставления образователем ТКО отчета МСП;

• соответствия/несоответствия фактического количества переданных на размещение ТКО сведениям, указанным в отчете МСП,

плату за НВОС при размещении ТКО вносит оператор, региональный оператор по обращению с ТКО.

Вправе ли стороны договора об оказании услуг по размещению ТКО самостоятельно определить плательщика платы за размещение ТКО?

Прежде всего необходимо учитывать, что в настоящее время осуществляется переход на новую систему отношений в области обращения с ТКО, в т.ч. в части оформления договорных отношений между собственниками ТКО и лицами, оказывающими услуги по обращению с такими отходами (операторами, региональными операторами по обращению с ТКО).

Отметим по касательной, что заключаемые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО должны будут соответствовать форме типового договора, утвержденной Постановлением № 1156.

Форма типового договора не предусматривает условие о возложении на какую-либо из сторон договора обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО (что, разумеется, было бы излишне, учитывая исчерпывающие указания в законе на этот счет).

Вместе с тем в ситуации, когда законом однозначно определены плательщики платы за НВОС при размещении ТКО, заключение субъектами отношений в области обращения с ТКО договора, условия которого возлагают соответствующую обязанность на лицо, не являющееся оператором, региональным оператором по обращению с ТКО:

• может быть квалифицировано как совершение сторонами недействительной сделки (в рассматриваемой части);

• не освобождает оператора, регионального оператора по обращению с ТКО от обязанности по внесению платы за НВОС при размещении ТКО.

В завершение следует подчеркнуть, что отсутствие у образователей ТКО обязанности по внесению платы за размещение ТКО не зависит от того, соблюдает или не соблюдает оператор или региональный оператор по обращению с ТКО возложенную на него законодательством обязанность по внесению платы за НВОС при размещении ТКО.