Мониторинг правоприменения в российской федерации

Мониторинг правоприменения в Российской Федерации

Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта (законодательства), в сравнении с заданными критериями. Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации утверждена постановлением Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694. Эта методика устанавливает правила и определяет показатели осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с настоящей методикой проводятся текущий и оперативный виды мониторинга правоприменения.

Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов.

Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека.

Мониторинг правоприменения включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения:

  • а) Конституции Российской Федерации;
  • б) федеральных конституционных законов;
  • в) федеральных законов;
  • г) законов Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации, постановлений Верховного Совета Российской Федерации, Съезда народных депутатов Российской Федерации, а также постановлений и указов Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
  • д) указов Президента Российской Федерации;
  • е) постановлений Правительства Российской Федерации;
  • ж) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, издающих в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты.

При осуществлении мониторинга правоприменения учитывается также практика применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих действие на территории Российской Федерации.

При осуществлении мониторинга правоприменения по вопросам выполнения решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека обобщается, анализируется и оценивается практика выполнения постановлений и определений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека.

При осуществлении мониторинга правоприменения используется:

  • а) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • б) практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов;
  • в) информация о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации, поступившая от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также из Общественной палаты Российской Федерации, государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федерального закона;
  • г) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
  • д) информация, почерпнутая из средств массовой информации;
  • е) информация, поступившая от граждан;
  • ж) информация, поступившая из иных источников.
  • 7. При осуществлении мониторинга правоприменения помимо видов информации, указанных в подп. в—ж п. 6 настоящей методики, могут быть использованы в том числе следующие виды информации:
    • а) статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти и иных государственных органов;
    • б) социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований.

При осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации

обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их

применения по следующим показателям:

  • а) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
  • б) наличие нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, а также муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
  • в) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти, государственных органов и организаций при издании нормативного правового акта;
  • г) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента РФ, Правительства РФ, а также решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта;
  • д) несоответствие нормативного правового акта Российской Федерации международным обязательствам Российской Федерации;
  • е) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
  • ж) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
  • з) коллизия норм права;
  • и) наличие ошибок юридико-технического характера;
  • к) использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
  • л) искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;
  • м) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
  • н) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • о) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов;
  • п) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;
  • р) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;
  • с) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;
  • т) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

  • а) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти, государственных органов и организаций при издании нормативного правового акта;
  • б) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
  • в) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
  • г) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах;
  • д) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом;
  • е) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;
  • ж) сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;
  • з) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
  • и) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

  • а) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
  • б) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
  • в) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;
  • г) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
  • д) наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах;
  • е) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.

При необходимости мониторинг правоприменения может быть осуществлен по дополнительным показателям, определяемым федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Оттиск печати: на каких документах ставить?

Елена ШИРИМОВА,
юрист, ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»

Еще со школьной скамьи мы усвоили: документ без печати недействителен. Вот и ставим печать чуть ли не на всех бумагах – каши маслом не испортишь. Но так ли это необходимо? На каких кадровых документах действительно нужно ставить оттиск печати, а какие могут обойтись и без него?

К нам в редакцию часто приходят письма с вопросами, которые так или иначе связаны с правильным использованием оттиска печати. «Нужна ли печать на трудовом договоре?» – спрашивает предприниматель из Самары. «Где найти перечень документов, на которых обязательно ставить оттиск печати?» – интересуется московский менеджер по персоналу. «Я случайно поставила в трудовой книжке работника печать другой организации. Что же теперь делать?» – сетует кадровик из Ставрополя. Сегодня мы разрешим эти и многие другие проблемы.

Знакомьтесь: печать

Вначале немного расскажем о том, что представляет собой печать. Это клише из твердой резины для нанесения оттисков на бумагу в целях подтверждения подлинности документа. Технические требования к гербовым печатям – их форме, размерам, размещаемому на них тексту и символам – изложены в государственном стандарте ГОСТ Р 51511-2001*.

* Государственный стандарт РФ «Печати с воспроизведением герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» (утвержден постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 г. No 573-ст).

Технические требования к печатям без герба в государственном стандарте пока не закреплены. В законодательстве почти ничего не сказано о правилах использования печатей. Неясно, например, какие печати должны быть в организации, в каких случаях их нужно ставить, кто несет ответственность за их сохранность, сколько у фирмы должно быть печатей и т. п. Все эти вопросы остаются на усмотрение руководства организации.
Печати бывают трех видов: гербовые, приравненные к гербовым и простые.
Гербовые печати (с изображением герба РФ) используются только в органах государственной власти и государственных учреждениях. Кроме того, гербовую печать получают организации, которые наделены государственными полномочиями. Например, частные нотариальные конторы.

Акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и адрес

Коммерческие фирмы используют печати, приравненные к гербовым. На них изображена фирменная эмблема, логотип или просто написано название компании. Как на гербовых, так и на приравненных к ним печатях указывается ИНН юридического лица и номер свидетельства о государственной регистрации.
Есть свои печати и у частных предпринимателей. По своему статусу они считаются приравненными к гербовым. Но на такой печати вместо герба и эмблемы располагается фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также указывается его местонахождение, ИНН и регистрационный номер.

Штампы, датеры, факсимиле
Штамп – это вид печати прямоугольной формы с каким-либо текстом. Чаще всего штампы используют, чтобы нанести на документ реквизиты организации. Бывают штампы, подтверждающие определенное действие. Например «Оплачено», «Выдан вкладыш».
Датер – штемпельный прибор для автоматического проставления дат. Порядок использования штампов и датеров в законодательстве не урегулирован, поэтому организация должна определить его самостоятельно.
Факсимиле – это печать или клише, с помощью которого воспроизводится подпись человека. В соответствии со статьей 260 Гражданского кодекса факсимиле можно использовать только в установленном законом порядке. Однако такого порядка пока не существует. На кадровой и бухгалтерской документации факсимиле ставить нельзя – там нужна только собственноручная подпись должностного лица. А вот на письмах, грамотах, поздравлениях – вполне допустимо.

Гербовые и приравненные к ним печати ставят на документы, требующие особого подтверждения подлинности, – договоры, грамоты и свидетельства, трудовые книжки, служебные удостоверения и т. п.
Простыми считаются печати структурных подразделений компании, печати для отдельных видов документов, штампы. Они бывают разной формы – круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные. Ставятся на те документы, которые не требуют особого подтверждения подлинности (справки, пропуска, копии и т. п.).

Технические требования к печатям без герба в государственном стандарте пока не закреплены

Где расположить оттиск печати?

Оттиск печати должен располагаться внизу документа, рядом с подписью должностного лица. Обратите внимание: печать ставится таким образом, чтобы частично закрыть слово, которое обозначает должность, но не попасть на подпись и расшифровку подписи.

На некоторых документах стоит специальная отметка «М. П.» (место печати). Если она есть – одной заботой меньше: ставьте оттиск прямо на нее. Буквы «М. П.» присутствуют на титульном листе трудовой книжки, на бухгалтерских бумагах, бланках удостоверений.

Для чего нужна печать?

Печать придает документу юридическую силу – она подтверждает подлинность подписи должностного лица. Но далеко не все кадровые документы нуждаются в этом реквизите. К сожалению, действующее законодательство четко не определяет, на каких бумагах необходимо ставить печать и какую именно печать. На основе сложившейся практики мы составили список кадровых документов, заверяемых оттиском печати в коммерческих организациях. Он представлен в таблице на стр. 33.

Печатью заверяются не только кадровые документы, но и бухгалтерские бумаги (поручения, реестры, сметы), а также учредительные документы организации, коллективный договор, различные соглашения. Документы, не упомянутые в данном перечне, заверения печатью не требуют.

Письма, выполняемые на бланках (кроме гарантийных), заверять печатью не нужно

На каких документах какие печати ставить

ДОКУМЕНТ

ВИД ПЕЧАТИ

Трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, договоры о полной материальной ответственности, гражданско-правовые договоры Приравненная к гербовой
Акты (списания, экспертизы, приема-передачи дел и т.п.) Приравненная к гербовой
Командировочные удостоверения Печать отдела кадров или приравненная к гербовой
Справки и характеристики с места работы Печать отдела кадров, бухгалтерии (если это справка о зарплате), структурного подразделения, где работает сотрудник
Представления и ходатайства (о награждении орденами, медалями, премиями) Печать структурного подразделения, где работает сотрудник
Грамоты и свидетельства, выдаваемые работникам Приравненная к гербовой
Служебные удостоверения Приравненная к гербовой
Архивные копии и архивные справки Приравненная к гербовой
Доверенности (на получение материальных ценностей, ведение дел в арбитраже и суде и т.п.) Приравненная к гербовой
Гарантийные письма (на выполнение работ, услуг и т.п.) Приравненная к гербовой
Штатные расписания, инструкции, правила, положения и другие локальные акты организации Приравненная к гербовой
Трудовые книжки Приравненная к гербовой или печать отдела кадров

Заверяем документы по правилам

Конечно, ничего страшного не произойдет, если вы по ошибке поставите печать на кадровом приказе или письме. Но если вы не заверите печатью документ, который действительно в этом нуждается (например, договор), последствия могут быть весьма плачевными. Такой договор не будет иметь юридической силы, а суд скорее всего не станет рассматривать его как доказательство.
Чтобы избежать подобных неприятностей, советуем вам четко прописать порядок использования печати на локальном уровне. Сначала нужно определить перечень документов компании, на которых вы будете в обязательном порядке ставить печать. Затем необходимо составить инструкцию по использованию печатей, в которой написать, когда ставится печать, приравненная к гербовой, а когда – простая, как используются штампы, если они есть в организации. Отдельно оговорите, где будет храниться печать и кто назначается ответственным за ее хранение (обычно этот вопрос решает руководитель организации).

Эту инструкцию вместе с перечнем целесообразно сделать приложением к общей инструкции по делопроизводству вашей компании, а если таковой нет – самостоятельным документом или дополнением к уставу. В дальнейшем, если понадобится заверить печатью документ, не указанный в локальном акте, руководитель организации издает об этом специальный приказ. Список документов, заверяемых печатью, можно со временем дополнять.

В инструкции по использованию печатей необходимо прописать порядок уничтожения устаревших печатей

Печать в трудовой книжке

Отдельно нужно сказать об оттиске печати в трудовой книжке работника. Порядок заполнения трудовых книжек четко прописан в двух нормативных актах – Правилах ведения и хранения трудовых книжек* и Инструкции по заполнению трудовых книжек**, которые нужно соблюдать неукоснительно. Изучив эти документы, делаем вывод: существует всего три случая, когда в трудовой книжке сотрудника ставится печать организации или кадровой службы (можно использовать любую из них):

  • при первичном оформлении книжки – на титульном листе;
  • при изменении анкетных данных сотрудника – на внутренней стороне обложки;
  • при увольнении – после записи об увольнении в разделе «Сведения о работе».

* Утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. No 225.
** Утверждена постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 октября 2003 г. No 69.

Кроме того, есть один случай, когда в трудовой книжке нужно поставить штамп – если работнику выдан вкладыш. Проставляется этот штамп на внутренней стороне обложки книжки или на титульном листе и представляет собой прямоугольный оттиск со словами «Выдан вкладыш».

Лариса САНКИНА,
доцент кафедры документоведения Российского государственного гуманитарного университета:

– К сожалению, ни один из нормативных актов, регламентирующих работу с трудовой книжкой, не говорит о том, как аннулировать неверно поставленную печать (например, печать другой организации). А между тем такая ошибка может вызвать вопросы у органов Пенсионного фонда при назначении работнику пенсии. Полагаем, что исправить ее можно в том же порядке, что и неправильную запись в разделе «Сведения о работе» трудовой книжки. После последней записи поставьте следующий порядковый номер и напишите, что печать такой-то организации поставлена ошибочно. Например: «Печать открытого акционерного общества «Глория» поставлена ошибочно». Затем поставьте рядом с этой печатью правильную.
Не исключено, что сотруднику с такой отметкой в трудовой книжке все-таки придется подтверждать период работы в вашей организации копиями приказов. Поэтому выдайте сотруднику необходимые копии, когда он будет увольняться.

17.06.2015

Мы часто сталкиваемся с вопросами про ставки НДС в странах Европе и по их применению, поэтому мы свели всю информацию в общую таблицу. При этом следует различать НДС в странах, входящих в ЕС, и НДС в остальных европейских странах.

Разница заключается в том, что законодательство по НДС в странах Евросоюза должен быть гармонизирован с Директивой ЕС по НДС 2006/112/EC От 28.11.2006. Данная директива строится на следующих принципах:

  • налогом на добавленную стоимость облагаются операции с участием плательщика НДС на территории страны члена ЕС, а также импорт товаров на территорию ЕС. Импорт товаров из страны-члена ЕС в другую страну-член ЕС облагается НДС в стране, где этот товар будет использован;
  • местом поставки товара при продажах внутри ЕС признается страна, где находится покупатель товара. При поставке из стран, не входящих в ЕС, НДС по импорту взимается в стране, где произошла таможенная очистка и выпуск товара в свободное обращение;
  • момент возникновения обязанности по начислению НДС — момент, когда покупатель фактически получил товар или услуги. Момент выпуска коммерческого инвойса от поставщика не считается таким моментом;
  • ставка НДС в странах Евросоюза должна быть не менее 15% и не имеет ограничения по максимуму. В настоящий момент минимальная ставка НДС в Евросоюзе — в Люксембурге (17%), а максимальная — в Венгрии (27%). При этом страны могут иметь 2 специальные пониженные ставки VAT для ограниченного перечня товаров и услуг, перечисленных в Директиве, и минимальная из них должна быть не менее 5%, исключения по этому пункту действуют только для Испании, Италии и Люксембурга;
  • Директива предусматривает случаи, при которых определенные типы товаров и услуг полностью освобождаются от НДС. По умолчанию любой экспорт из страны ЕС независимо от места назначения подлежит возврату ранее уплаченного НДС в связи с производством товаров, отправленных на экспорт;
  • возмещение НДС в ЕС — наиболее объемный пункт Директивы, который предусматривает возможность возместить в стране регистрации НДС, который был оплачен в другой стране-члене ЕС;
  • дистанционная продажа из ЕС через интернет или каталог облагается НДС в стране, откуда отправляется товар. При этом если такие продажи в определенную страну достигают установленного этой страной лимита, то возникает необходимость зарегистрироваться плательщиком VAT в этой стране. Например, в Бельгии такой лимит — 35,000 евро. Если объем дистанционный продаж в Бельгию превышает этот лимит, то компания-отправитель должна получить бельгийский номер VAT.

ЕС позволяет проверить номер VAT европейской компании. Это можно сделать через специальный сервис на официальном сайте ЕС, указан страну получения номера VAT и сам номер VAT.

VAT number — что это?

Value Added Tax Number — уникальный номер, который присваивается юридическому лицу при регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. В странах ЕС начинается с двух букв-кода страны, остальные символы — цифры, причем в разных странах может быть разное количество цифр.

Возврат НДС в Европе

Зачесть или вернуть НДС в денежном виде могут не только юридические или физические лица, являющиеся резидентами стран ЕС, но и резиденты других стран. Например, если юридическое лицо-резидент России проводило тренинг для своих сотрудников в Италии, то из общей оплаченной суммы поставщику услуг можно вернуть 22% (НДС в Италии). Это не является сложной процедурой, и наша компания может помочь вам в возмещении уплаченного НДС.

Актуальные ставки налога на добавленную стоимость (VAT) в странах Европы (обновлено по состоянию на 01.05.2018, регулярно обновляется)

Чтобы получить консультацию по возмещению НДС в Европе, регистрации и получению номера VAT в ЕС, обратитесь в компанию «Нимандс» по телефону +7 495 960 9672, напишите нам на электронную почту orders@niemands.ru или заполните онлайн-форму.