Мировые судьи относятся к федеральным судам

Судебная система включает: федеральные суды и суды субъектов РФ.

К Федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономной области и автономных округов, районные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

— Мировые судьи.

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подсудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных только к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные и иные дела.

Единство судебной системы России обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом. Размер бюджетных средств может быть уменьшен только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели.

Разбирательство дел во всех судах открытое, кроме случаев, предусмотренных законом.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ, а так же разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ.

С запросами в Конституционный Суд могут обратиться Президент РФ. Палаты Парламента РФ, члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы (пятая часть всего количества), Правительство РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы государственной власти субъектов РФ.

Президент имеет полномочного представителя в Конституционном Суде, который обеспечивает деятельность Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и представление интересов Президента РФ в Конституционном Суде.

Конституционный Суд не рассматривает уголовные и гражданские дела, трудовые споры, ему не поднадзорны действия государственных органов и должностных лиц, он не в праве отменять нормативные акты, но законы, признанные им неконституционными, не должны применяться.

Конституционный Суд рассматривает дело и принимает решение коллегиально с участием тех судей, которые присутствовали при процессе, открытым голосованием.

Решение Конституционного Суда окончательное и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отмечено. Только в одном случае решение может быть окончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, исчерпав все средства защиты правом в своей стране.

В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из них утверждается персонально Советом Федерации по представлению Президента РФ на 12 лет.

Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Каждый судья Верховного Суда назначается Советом Президента РФ.

Состав Верховного Суда РФ включает 115 судей.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, непосредственно выступает судебной инстанцией по отношению районным судам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

При Верховном Суде РФ функционирует Судебный департамент. Он является федеральным органом по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик и др.

Организационное обеспечение включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для независимого правосудия.

Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон «О судебной системе РФ».

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

Мировые судьи РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

Мировые судьи назначаются законодательными органами субъекта РФ или избираются населением судебного участка на срок не более 5 лет.

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а также органами юстиции или органами исполнительной власти субъекта РФ.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются соответствующие органы. Высшим органом судейского общества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет Судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

В Совет входят по одному представителю от каждого субъекта РФ. Совет рассматривает вопросы судебной практики, совершенствования законодательства, ресурсного и кадрового обеспечения, представляет интересы сообщества в органах законодательной и исполнительной власти.

Само судейское сообщество в лице Совета судей РФ ведет контроль, за работой судей. Никто, кроме него, не вправе привлечь судью к административной ответственности. Коллегия отрешает от должности совершивших недостойный поступок судей.

Большую помощь арбитражным судам может оказать более широкое использование третейских судов для разрешения экономических споров. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992г. №3115-1 утверждено Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров.

Третейский суд обеспечивает законность процедур добровольного исполнения обязательств по сделкам, а в случае неисполнения какой-либо стороной – принудительное исполнение по приказу арбитражного суда, который утверждает решение третейского суда без рассмотрения дела по существу.

Третейский суд финансируется за счет отчислений лицами, обращающимися за разрешением возникших споров в суд.

На страже интересов граждан выступают законы РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об основах государственной службы Российской Федерации».

(ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации». Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 4

1. Конституция РФ и комментируемый Федеральный конституционный закон определяют, какие суды в Российской Федерации вправе осуществлять правосудие как основную форму судебной деятельности.

Судебной властью наделяются только государственные органы, образуемые в установленном законом порядке. Суд представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе государственного механизма, самостоятельный и независимый от других органов государственной власти. Суд состоит из судей — носителей судебной власти, назначаемых в установленном законом порядке и действующих на профессиональной основе.

Суды различаются пределами осуществляемой ими власти. Юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определенное административно — территориальное образование (район, область, республику), на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, флотилию, военный округ, вид Вооруженных Сил), на судебный округ (не совпадающий с административно — территориальным делением).

В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенных лиц или социальную группу (рассмотрение уголовных дел по обвинению в совершении преступлений судей в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей; дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами Российской Федерации в порядке ст. 93 Конституции РФ).

2. Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ суды могут осуществлять особую государственную деятельность — правосудие. Создания судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается.

Правосудие осуществляется только в порядке установленной законом особой процедуры — уголовного и гражданского процесса, построенного на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых гарантий для защиты своих прав и интересов.

Потребность в правосудии определяется необходимостью разрешать систематически возникающие в обществе конфликты. Правосудие выступает механизмом защиты гражданского общества и отдельной личности.

Задачи правосудия заключаются в охране от посягательств на права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией РФ и иными законами; на права и законные интересы предприятий, иных учреждений и организаций; на конституционный строй России; в укреплении законности и правопорядка.

Целью отправления правосудия является разрешение гражданско-правовых споров, связанных с защитой прав и интересов граждан и организаций, и дел об уголовных преступлениях для установления виновности лица в совершении преступления и применения уголовного наказания или его невиновности, за признанием которой следует оправдание.

Таким образом, правосудие можно определить как осуществление судом правоприменительной деятельности, основанной на соблюдении демократических принципов и выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения, в условиях соблюдения законности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.

Понятие «правосудие» не совпадает с понятием «судопроизводство». Судопроизводством охватывается не только деятельность судов по рассмотрению и разрешению подведомственных им дел, но и действия иных субъектов, реализующих свои права и обязанности и вступающих в различные организационные и процессуальные отношения с судом, с его аппаратом.

3. Комментируемый Закон определяет виды судов, составляющие судебную систему Российской Федерации. Это федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Определяя статус судов, Закон о судебной системе РФ относит к числу федеральных судов РФ следующие судебные органы:

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

— Эти установления, формирующие системы судов самостоятельных ветвей судебной власти, имеют особое значение для последующего утверждения их организационных и процессуальных взаимосвязей.

Особняком здесь стоит Конституционный Суд РФ, который занимает в судебной системе особое место в силу стоящих перед ним задач и отсутствия у него подведомственных ему судебных структур в субъектах Российской Федерации (см. комментарий к ст. 18 и 27).

В системе судов общей юрисдикции надзор за судебной деятельностью всех вышеперечисленных судов осуществляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Приведенный порядок перечисления федеральных судов определяет иерархию вышестоящих и нижестоящих судов. Включение в этот перечень военных и специализированных судов также имеет определенное значение. Военные суды имеют ряд особенностей в порядке их организации, структуре и компетенции. Включение их в систему судов общей юрисдикции подчеркивает их принадлежность к общим судам в части применения общих для всех этих судов норм материального и процессуального права, поднадзорности Верховному Суду РФ (см. комментарий к ст. 22).

Предусматриваемые настоящим Законом к созданию специализированные суды заранее определяются как федеральные со всеми вытекающими из этого факта последствиями, касающимися статуса этих судов, порядка их формирования, назначения судей, обеспечения судебной деятельности и финансирования.

Арбитражные суды субъектов Федерации не именуются федеральными в отличие от арбитражных судов округов. Но их включение в систему федеральных судов придает им указанный статус.

4. Впервые в законодательстве о судоустройстве выделяются суды субъектов Российской Федерации.

Включаемые в эту систему конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не поднадзорны Конституционному Суду РФ и не находятся с ним в какой-либо организационной или процессуальной связи. В некоторых республиках правовой статус этих судов определяется конституцией республики, отдельными актами (см. комментарий к ст. 27).

Законом о судебной системе мировые судьи отнесены к числу судов субъектов Федерации. Особенность их правового положения в том, что одновременно они признаются судами общей юрисдикции, т.е. будут руководствоваться при осуществлении правосудия федеральными законами. Организация работы мировых судей, обеспечение их деятельности возлагается на органы власти субъектов Федерации, хотя финансирование будет производиться из федерального бюджета (см. комментарий к ст. 28).

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Закон предусмотрел исчерпывающий перечень судебных органов.

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам Закон отнес Конституционный Суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды; арбитражные суды.

В свою очередь, к судам субъектов Федерации были отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также мировые судьи.

Подавляющая часть судов получила статус федеральных. Такой подход следует из п. «о» ст. 71 Конституции РФ о том, что судоустройство входит в предмет исключительного ведения Федерации и должно регулироваться на основе соответствующего федерального закона.

Модель судоустройства, предложенная российским законом, беспрецедентна. Ее можно было бы охарактеризовать как сильно централизованную в отличие от децентрализованной и умеренно централизованной модели, распространенной среди государств с федеративной формой устройства.

Закрепленная ныне конституционным законом судебная система России не имеет аналогов в мире.

Специализированная юстиция позволяет привлечь к разрешению отдельных категорий юридических споров наиболее компетентных специалистов, а, значит, с наибольшей степенью вероятности дать им адекватную правовую оценку и вынести справедливое решение. Другими преимуществами специализированной юстиции могут стать разгрузка судов общей юрисдикции и упрощенная процедура производства.

Наличие специализированной юстиции не нарушает принципа единства судебной системы. Деятельность ординарных и специализированных судов в равной мере подчинена Конституции РФ и рассматриваемому Федеральному конституционному закону: и первые, и последние отправляют правосудие, руководствуясь общими принципами судоустройства.

Завершает третью главу положение, посвященное правовому статусу мировых судей. Институт мировых судей — не новый в российском судоустройстве. Он был известен Судебным уставам 1864 года. Как и тогда, в основной круг вопросов, отнесенных к компетенции мирового судьи, предполагается включить уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, гражданские дела с небольшой ценой иска, о защите чести и достоинства, в сфере брачно-семейных отношений, особого производства, а также дела об административных правонарушениях.

Мировые судьи — единственный вид судов общей юрисдикции, являющийся судом субъекта Российской Федерации. Должности их создаются и упраздняются законами соответствующего субъекта, в частности, законом о выборах мирового судьи. Однако полномочия и порядок их деятельности устанавливается также на уровне федерального закона.

Порядок наделения мировых судей полномочиями будет существенно отличаться от такого порядка в отношении всех остальных судей. Они должны не назначаться государственными органами, а избираться населением участка, на который распространяется их юрисдикция. При этом если полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, то мировые судьи избираются сроком на пять лет. По истечении пятилетнего срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, будет вправе снова выдвинуть свою кандидатуру на эту должность. Предполагается, что повторное избрание гражданина мировым судьей увеличивает срок его полномочий до десяти лет. Такой порядок предопределен назначением мировых судей как суда первой инстанции, призванного реально обеспечить доступность судебной защиты прав и свобод граждан.

По причине больших судебных издержек, связанных с предполагающейся высокой загруженностью делами мировых судей, с одной стороны, и нехваткой денежных средств в местных бюджетах, с другой, финансирование их деятельности также предполагается осуществлять из федерального бюджета.

Процедура финансирования деятельности судов Российской Федерации детально урегулирована ст. 33 Закона о судебной системе.

Финансирование судов теперь осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете. Это, прежде всего, направлено на устранение опасности фактического подчинения судов представительным и исполнительным органам государственной власти на местах. Единственное исключение из этого правила составляет конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, финансирование которого, согласно п. 2 ст. 27 Закона, производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации).

Субсидиарная ответственность членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации

УДК 347.512

Страницы в журнале: 67-69

Е.В. Кротова,

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Дальневосточного федерального университета Россия, Владивосток katykatyvl@mail.ru

Рассматриваются проблемы привлечения к субсидиарной ответственности членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Автором анализируются учредительные документы существующих в Российской Федерации ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, на основании чего предлагается внести изменения в действующее законодательство.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, субсидиарная ответственность, ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Гражданское законодательство Российской Федерации, регламентируя субсидиарную (дополнительную) ответственность публично-правовых образований, предусматривает возможность привлечения к такой ответственности субъектов Российской Федерации, выступающих в качестве членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

В юридической литературе отсутствуют подробные исследования специфики привлечения к субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации в качестве членов таких ассоциаций, правоприменительная практика в этой сфере также не сформирована. Между тем особенность ответственности указанных субъектов заключается в том, что размер и порядок ее возложения устанавливается учредительными документами ассоциаций. В то же время, учитывая, что субъектами дополнительной ответственности являются публично-правовые образования в лице субъектов Российской Федерации, полагаем, что существующая правовая регламентация указанных правоотношений недостаточна. Поэтому представляется важным проанализировать учредительные документы существующих в настоящее время ассоциаций и сопоставить их положения с нормами гражданского законодательства, регламентирующими субсидиарную ответственность публично-правовых образований, в части регулирования сроков, размера и порядка привлечения к субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации.

Привлечение к субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации в качестве членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Анализ гражданского законодательства о субсидиарной ответственности показывает, что правовая регламентация рассматриваемых правоотношений не ограничивается Гражданским кодексом Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ). Ввиду многообразия случаев привлечения различных субъектов гражданских правоотношений к субсидиарной ответственности появилась необходимость издания специальных законов. Так, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 211-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 211-ФЗ ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации — это некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Частью 2 ст. 8 Закона № 211-ФЗ установлена субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации, выступающего в качестве члена указанной организации. При этом размер ответственности, а также порядок ее возложения предусмотрены учредительными документами ассоциации. Аналогичное положение установлено в ч. 4 ст. 121 ГК РФ и ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Размер и сроки привлечения к субсидиарной ответственности. Согласно Уставу Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение всего времени нахождения в составе ассоциации. В данном случае дополнительная ответственность членов ограничена размером взноса и периодом участия в ассоциации, при этом она возникает по всем обязательствам некоммерческой организации.

Статьей 16 Устава Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная» предусмотрено, что член ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации по окончании финансового года и несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. При таких обстоятельствах члены ассоциации, даже вышедшие из нее, в течение двух лет могут быть привлечены к дополнительной ответственности.

Приведем еще несколько примеров формулировки конструкции субсидиарной ответственности членов ассоциаций экономического взаимодействия. Согласно ст. 5 Устава Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально размеру участия в принятых для производства программах ассоциации, в ходе реализации которых возникли обязательства ассоциации. Члены ассоциации, вышедшие из ее состава, несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в указанном порядке и размере в течение двух лет с момента подачи заявления о выходе из состава ассоциации.

Аналогичный порядок предусмотрен Уставом Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России» . В рассмотренных случаях размер ответственности не связан с членскими взносами, а исчисляется исходя из размера участия в программах ассоциации.

Исходя из буквального толкования положений уставов, ответственность возникает по обязательствам ассоциации, возникшим в ходе реализации программ такого юридического лица. Следовательно, по другим обязательствам, не связанным с реализацией запланированных программ, ассоциация отвечает самостоятельно. В принципе, такая формулировка порядка привлечения члена ассоциации к субсидиарной ответственности и определения ее размера не противоречит положениям ст. 11 Закона № 7-ФЗ, а также ст. 8 Закона № 211-ФЗ, однако можно предположить, что в случае возникновения судебного спора, связанного с возложением субсидиарной ответственности на члена ассоциации по иным обязательствам, суд будет руководствоваться вышеприведенными правовыми нормами, которые не предполагают дифференциацию обязательств ассоциации.

Следует обратить внимание на особенности исчисления сроков, в течение которых членов ассоциаций правомерно привлечь к дополнительной ответственности. Принципиальное значение имеют следующие формулировки: «в течение двух лет с момента подачи заявления о выходе из состава ассоциации» и «в течение двух лет с момента выхода из ассоциации». Видится, что приведенные временные моменты исчисления сроков не совпадают, поскольку логично, что дата подачи заявления о выходе из состава ассоциации не является датой непосредственного выхода, которой предшествует определенная процедура согласования и принятия решения о таком выходе.

Указанные формулировки в учредительных документах ассоциаций могут принципиально повлиять на правомерность привлечения субъектов Российской Федерации к субсидиарной ответственности. Таким образом, уставами ассоциаций предусмотрен в целом соответствующий федеральным законам порядок и размер субсидиарной ответственности членов ассоциаций с существенными особенностями, принципиально влияющими как на размер, так и на срок возможного привлечения к субсидиарной ответственности.

Порядок привлечения к субсидиарной ответственности. С точки зрения гражданско-правового исследования представляется интересным вопрос о процедуре возложения такой ответственности. Поскольку Законом № 211-ФЗ на этот счет не приведено каких-либо оговорок, в анализируемых учредительных документах указанная процедура также не прописана, полагаем возможным применение общего порядка возложения субсидиарной ответственности в соответствии с требованиями ст. 399 ГК РФ.

С другой стороны, следует учитывать статус субсидиарного должника, которым является публично-правовое образование в лице субъекта Российской Федерации, а также правоспособность ассоциации как некоммерческого юридического лица. Так, ст. 121 ГК РФ установлено, что ассоциация не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Однако, если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, установленном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Вместе с тем доходы от своей деятельности ассоциация не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды объединения. Имущество ассоциации первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации не приобретают на это имущество никаких прав (ч. 3 ст. 48 ГК РФ). Имущество ассоциации является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами. При таких обстоятельствах правоспособность и деликтоспособность ассоциации весьма ограничена.

В этой связи законодатель предусмотрел конструкцию дополнительной ответственности членов ассоциации для покрытия долгов перед кредиторами, что является существенной особенностью ее гражданско-правового статуса.

Помимо этого, учитывая гражданско-правовой статус субсидиарного ответчика в лице публично-правового образования — субъекта Российской Федерации — и в этой связи специфику привлечения к такой ответственности и исполнения судебных актов по взысканию долга, можно прийти к выводу о возможности возложения на субъекты Российской Федерации субсидиарной ответственности с особенностями, обозначенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации». Во-первых, кредитору необходимо предъявить исковые требования к основному должнику. Во-вторых, в случае недостаточности имущества у первоначального ответчика требования могут быть предъявлены к субъекту Российской Федерации, являющемуся или являвшемуся членом такой ассоциации, как к дополнительному ответчику.

Однако в данном случае появляется дополнительное условие — недостаточность имущества основного должника, которое не установлено нормативными правовыми актами, регламентирующими субсидиарную ответственность членов ассоциаций. В этой связи считаем целесообразным внести соответствующие дополнения в положения Закона № 211-ФЗ и Бюджетного Кодекса Российской Федерации 1998 года.

Подводя итоги, следует отметить, что возможность привлечения к субсидиарной ответственности членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации предусмотрена Законом № 211-ФЗ. Так, законодатель отнес к самостоятельному регулированию ассоциаций экономического взаимодействия вопрос о размере субсидиарной ответственности членов таких ассоциаций, а также порядок ее возложения, который предусмотрен их учредительными документами. При этом специфика таких субъектов гражданско-правовой ответственности, как субъекты Российской Федерации, не позволяет им свободно определять процедуру привлечения к дополнительной ответственности, в связи с чем предлагаем императивно регламентировать такой порядок путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Список литературы

1. Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России». URL: http://skachate.ru/geografiya/50331/index.html#1016835

2. Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная». URL: http://www.chernozem.ru/about.phtml

3. Устав Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». URL: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/assocustav.htm#4

B) Унитарное государство, федерация и конфедерация

Современные страны объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп, разных территорий и местных традиций. В связи с этим каждое сообщество людей должно договориться о степени самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Иными словами, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. В зависимости от этого различают три основных типа государств.
Наиболее простым из них является унитарное государство. «Простота» его (иногда кажущаяся) в том, что это единое, составляющее одно целое, в котором на всей территории действуют единые конституция и гражданство, единая система права, органов государственной власти и управления.

Основные типы государств по национально-территориальному устройству

В таком государстве нет внутренних государственных образований (наподобие штатов или республик). Оно обычно делится лишь на административно-территориальные единицы типа губерний, областей, районов. Примеры унитарных государств — Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Япония.
В отличие от унитарного федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio — объединение, союз), объединяет относительно самостоятельные государственные образования — земли (как, например, в ФРГ), штаты (Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и другие регионы. Эти региональные единицы (субъекты федерации) могут иметь собственную конституцию и внутреннее административно-территориальное деление, свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство.
Наряду с этим в федерации осуществляется взаимоприемлемое разделение власти между федеральными (центральными) и региональными государственными органами. Скажем, вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других решаются на федеральном уровне; внутрирегиональные, местные проблемы — на уровне каждого субъекта федерации.
Первым в истории федеративным государством стали США (по Конституции 1787 г.). Сегодня в мире множество таких государств — Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Пакистан, Швейцария и многие другие.
Особая государственная форма — конфедерация (от лат. confoederatio — объединение, союз). Сама она, строго говоря, не является государством, поскольку объединяет в себе независимые, самостоятельные государства. Подобные союзы обычно создаются для достижения тех или иных (военных, политических) общих целей и отличаются неустойчивостью. В итоге они либо распадаются (как, например, Норвегия и Швеция в 1905 г. после почти векового союза или как два западноафриканских государства Гамбия и Сенегал, объединившиеся в 1982 г в Сенегамбию), либо перерастают в федерацию .
Растущая глобализация жизни современных людей рождает все новые формы объединений, альянсов, содружеств государств. Наиболее впечатляющий прогресс в межгосударственной интеграции демонстрирует Европейский Союз — ЕС (или по-английски — European Union).
Свои пути взаимодействия ищут и бывшие союзные республики рухнувшего в 1991 г. СССР. Большинство из них объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ), которое пока, к сожалению, дает мало практической пользы. Кроме того, эти страны «пробуют себя» и в различных двух- и многосторонних альянсах (например, Таможенный союз Белоруссия — Казахстан — Киргизия — Россия — Таджикистан или Союз Белоруссии и России).

Статья 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

См. предыдущую редакцию

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 333 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 20 октября 2015 г. N 27-П

3. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, о принудительном исполнении или об отказе в принудительном исполнении решения иностранного суда, о признании или об отказе в признании решения иностранного суда, о признании и исполнении или об отказе в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей), об отмене решения третейского суда или отказе в отмене решения третейского суда, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.

С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора и возражений относительно них суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.