Мед заключение по результатам предварительного медицинского осмотра

С января 2020 года начали действовать изменения в приказ № 302н..

Изменения по новым правилам затронули (приказ Минздрава России от 13.12.2019 № 1032н):

  • перечень работников, которых нужно направить на медосмотр;
  • документы, которые работнику нужно представить в медкомиссию;
  • содержание медзаключения;
  • перечень адресатов, кому направляют медзаключение и заключительный акт;
  • правила, по которым работников направляют в центр профпатологии.

В остальном правила медосмотров остались неизменными. В том числе не изменились документы, которые нужно оформить, чтобы направить работников на медосмотр.

Кого направить

Перечень работников, которых нужно направить на предварительный и периодический медосмотр, практически не изменился. Внесены только две правки:

  • отменили необходимость направлять всех женщин, которые должны проходить медосмотры, на ежегодное обследование акушером-гинекологом. Женщины теперь проходят акушера-гинеколога только в рамках медосмотра, а не строго один раз в год;
  • внесли техническую правку в пункт 23 приложения № 3 к приказу № 302н. Должность стюардессы, которую нужно направлять на медосмотр, заменили на должность бортового проводника воздушного судна.

Какие документы работник должен представить в медкомиссию

По новым правилам ввели обязанность для работника представлять в медкомиссию СНИЛС либо документ, который подтверждает регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в электронной или бумажной форме.

Кроме того, работник вправе представить в медкомиссию выписку из медкарты с результатами диспансеризации. Если работник проходил диспансеризацию меньше года назад, то медорганизация может учесть эти результаты при медосмотре.

Одновременно работнику больше не нужно представлять в медкомиссию паспорт здоровья. Если раньше медкомиссия оформляла работнику паспорт здоровья, а далее работник представлял его в комиссию при каждом медосмотре, то теперь паспорт здоровья потерял свое значение.

Вот как выглядит итоговый список документов, которые работник должен представить в медкомиссию, чтобы пройти медосмотр:

  • направление;
  • СНИЛС либо документ, который подтверждает регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в электронной или бумажной форме;
  • паспорт;
  • решение врачебной комиссии, которая проводила обязательное психиатрическое освидетельствование, – для отдельных работников.

Кому направляют медзаключение и заключительный акт по результатам медосмотра

Теперь заключение по результатам периодических и предварительных медосмотров выдадут не только работнику, но и направят один экземпляр работодателю и один в медорганизацию, к которой прикреплен работник. То есть работодателю не нужно ждать заключения от работника, он сможет получить его напрямую от медорганизации.

Кроме того, заключение по результатам периодического медосмотра и заключительный акт могут направить в ФСС по письменному запросу фонда и с письменного согласия работника.

Все экземпляры направят адресатам не позднее чем через пять рабочих дней после его оформления.

Кому направят заключение по результатам предварительного медосмотра (п. 14 Порядка № 302н):

  • работнику;
  • работодателю;
  • медорганизации, к которой работник прикреплен;
  • для приобщения к медкарте.

Кому направят заключение по результатам периодического медосмотра (п. 31 Порядка № 302н):

  • работнику;
  • работодателю;
  • медорганизации, к которой работник прикреплен;
  • для приобщения к медкарте;
  • ФСС по письменному запросу с письменного согласия работника.

Кому направят заключительный акт (п. 45 Порядка № 302н):

  • работнику;
  • работодателю;
  • медорганизации, к которой работник прикреплен;
  • для приобщения к медкарте;
  • ФСС по письменному запросу с письменного согласия работника.

Что напишут в медзаключении

В медзаключении теперь укажут не только сам факт того, что противопоказания выявлены или не выявлены, а дополнительно укажут вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания, и группу здоровья работника.

Определение

Что за группа здоровья

Группы здоровья указаны в пункте 23 Порядка, утвержденного приказом Минздрава от 13.03.2019 № 124н.

I группа здоровья – работники, у которых нет хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска развития таких заболеваний или есть факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске. Такие работники не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний.

II группа здоровья – граждане, у которых нет хронических неинфекционных заболеваний и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, но есть факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске, а также работники, у которых выявили одно из состояний:

  • ожирение;
  • гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более;
  • курят более 20 сигарет в день;
  • риск пагубного потребления алкоголя;
  • риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

IIIа группа здоровья – работники с хроническими неинфекционными заболеваниями, которые требуют диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на такие заболевания.

IIIб группа здоровья – граждане, у которых нет хронических неинфекционных заболеваний, но которым требуется диспансерное наблюдение или оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на такие заболевания.

Кроме того, печать в медзаключении сделали не обязательной. Ее будут проставлять, только если в медорганизации есть печать.

Вот какие данные по действующим правилам должны быть в медзаключении:

  • дата выдачи заключения;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника;
  • наименование работодателя;
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы;
  • наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы;
  • результаты предварительного осмотра: медицинские противопоказания к работе выявлены — перечислят вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания, медицинские противопоказания к работе не выявлены, укажут группу здоровья работника.

Когда и кого направить в центр профпатологии

Изменения в приказ № 302н существенно меняют правила по направлению работников в центр профпатологии. Эти правила, в отличие от других изменений, начнут действовать не с начала 2020 года, а с 1 июля 2020 года.

По новым правилам уточнили, что работников, у которых стаж работы – пять лет во вредных условиях труда (подклассы 3.1–3.4, класс 4), на первый периодический осмотр нужно направить в центр профпатологии, а затем раз в пять лет.

Пример: Когда направлять в центр профпаталогии работника, который работает во вредных условиях труда

Обходчик Иванов начал работать во вредных условиях труда в 2015 году. В 2020 году его стаж работы во вредных условиях составил 5 лет. В 2021 году у него должен пройти очередной периодический осмотр. Так как это первый периодический медосмотр для Иванова после того, как его стаж работы во вредных условиях труда составил 5 лет, его нужно в рамках этого медосмотра направить в центр профпаталогии. В следующий раз его нужно направить в центр профпаталогии не раньше, чем в 2026 году.

Работников со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве в центр профпатологии нужно направить просто один раз в пять лет.

Работников, которые получили заключения о предварительном диагнозе профзаболевания, нужно направить в центры профпатологии в течение одного месяца с момента подозрения на связь заболевания с профессией.

Если работник проходит в центре профпатологии периодический медосмотр, то работнику нужно будет предъявить врачам-специалистам выписку из своей медкарты с заключениями врачей-специалистов, результатами лабораторных и иных исследований, заключениями по результатам предварительного или периодического осмотра за предыдущие годы работы во вредных и опасных условиях труда.

Внимание: в год осмотра в центре профпатологии работника не нужно направлять на периодический медосмотр в другую медорганизацию.

Кроме того, по новым правилам работникам с трудовым стажем пять лет и более разрешат проходить периодический медосмотр в мобильных медбригадах врачей-специалистов центров профпатологии, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов.

Такое возможно:

  • в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в случае отсутствия центра профпатологии в населенном пункте, в котором расположен объект производства.

Работникам перед медосмотром в мобильной медбригаде нужно будет пройти в медорганизациях диагностические исследования.

Кого направлять на медицинский осмотр

Некоторых работников можно принять на работу только после того, как они пройдут предварительный медицинский осмотр и по его результатам им будет разрешено выполнять работу, на которую они устраиваются. Далее данные работники должны в установленном порядке проходить периодические осмотры.

Наименование работ и профессий

Основание

Вид медосмотра

Несовершеннолетние (до 18 лет)

Статьи 69 и 266 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Ежегодные обязательные

Работа на компьютере больше половины рабочего времени

Пункт 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, письма Роструда от 9 октября 2015 г. № ТЗ/20422-3-3, Минтруда России от 18 августа 2015 г. № 15-1/ООГ-4397

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда

Статья 213 Трудового кодекса РФ, перечень условий согласно приложению № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные)

Работа связана с движением транспорта

Статья 328 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные)

Работа вахтовым методом

Статья 298 Трудового кодекса РФ

Выявление противопоказаний к выполнению работ вахтовым методом

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Статья 324 Трудового кодекса РФ

Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях

Работа в строительстве и на производстве строительных материалов и конструкций

Пункт 13.1 СанПиН 2.2.3.1384-03, пункт 13.1 СанПиН 2.2.3.1385-03

Предварительные.

Периодические

Спортсмены

Статья 348.3 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические

Лица, непосредственно связанные с движением поездов и маневровой работой

Пункт 3 статьи 25 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Предварительные.

Периодические.

Предрейсовые или предсменные.

Медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества

Лица при поступлении на службу в таможенные органы

Пункт 3 статьи 6 Закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»

Медицинское заключение о состоянии здоровья (при поступлении на службу)

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований

Пункт 2 статьи 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

Медицинское освидетельствование о признании годными к работе спасателями

Судьи

Статья 4.1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Предварительное медицинское освидетельствование (для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи)

Государственные гражданские и муниципальные служащие

Пункт 4 части 1 статьи 13 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н

Диспансеризация

Работы на высоте, а также работы по обслуживанию подъемных сооружений

Пункт 1 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год

Работы в качестве крановщика (машиниста крана)

Пункт 1.1 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Работа лифтера

Пункт 1.2 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках

Пункт 2 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Работы по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов

Пункт 3 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь

Пункт 4 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением

Пункт 5 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах

Пункт 6 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год

Работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, при выполнении которых разрешено ношение оружия и его применение

Пункт 7 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год

Работы, выполняемые газоспасательной службой, добровольными газоспасательными дружинами, военизированными частями и отрядами по предупреждению и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированными горными и горноспасательными службами министерств и ведомств, пожарной охраной

Пункт 8 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год

Работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Пункт 9 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год

Работы, выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.)

Пункт 10 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Работы под водой, выполняемые работниками, пребывающими в газовой среде в условиях нормального давления

Пункт 11 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Подземные работы

Пункт 12 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, статья 330.3 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в год

Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью

Пункт 13 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта

Пункт 14 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, статья 213 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте

Пункт 15 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, статья 213 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Работы, выполняемые учащимися образовательных организаций общего и профессионального образования (студентами) перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам

Пункт 16 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год

Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных

Пункт 17 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, пункт 15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, статья 213 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Проходят профилактическую иммунизацию в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок.

Личная медицинская книжка

Работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также в детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т. п.)

Пункт 18 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, пункт 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10, статья 213 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

Личная медицинская книжка

Работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях

Пункт 19 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, статья 213 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Работы в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в том числе санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха, а также социальных приютах и домах престарелых

Пункт 20 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, пункт 1.8 СанПиН 2.4.4.3155-13, статья 213 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в год.

К работе с детьми допускаются только сотрудники, привитые против дифтерии.

Проходят гигиеническую подготовку в установленном порядке.

Личная медицинская книжка

Работы в организациях бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских, салонов красоты)

Пункт 21 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, пункт 9.29 СанПиН 2.1.2.2631-10

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Работы в бассейнах, а также водолечебницах

Пункт 22 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Работы в гостиницах, общежитиях, пассажирских вагонах (проводники), в должности стюардессы

Пункт 23 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, пункт 5.12 СП 2.1.2.2844-11

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств

Пункт 24 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей

Пункт 25 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, статья 213 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Работы, связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов

Пункт 26 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Предварительные.

Периодические один раз в год.

Личная медицинская книжка

Управление наземными транспортными средствами

Пункт 27 перечня работ согласно приложению № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, статья 328 Трудового кодекса РФ

Предварительные.

Периодические один раз в два года

Штампы и печати для нотариуса

Печать — необходимый и самый важный атрибут работы нотариуса, частного или государственного. Без нее невозможно заверить подлинность документов или подтвердить сделку, выдать доверенность. Есть особые требования для создания нотариальной печати.
В законодательстве Российской Федерации есть положение о нотариате, в котором четко расписаны все требования к печатям, а именно их размеры и технические требования. Это относится и к другим печатям, на которых воспроизводится Государственный герб. Поскольку положение регулирует все тонкости нотариальной деятельности и, в том числе, порядок приобретения, изготовления и применения печатей, то одна из его задач – защита физических и юридических лиц во время заключения договоров, сделок, подтверждения подлинности документов.
Основные требования к гербовой нотариальной печати:

  • Ее форма всегда круглая, размер печати- 44 мм (+-1 мм). ( см. п.3.2 ГОСТ).
  • По ГОСТу на печати обязательно следует указать наименование субъекта РФ, информацию о нотариусе (ФИО, ИНН, место нахождения конторы и герб).
  • Гербовая печать применяется во всех случаях, относящихся к нотариальной деятельности.
  • Для разного рода запросов, справок, финансовых документов (не нотариальные действия). используется обычная круглая печать, на которой также должен быть указан субъект РФ. Место расположения конторы, ФИО и ИНН нотариус, а также надпись «ДЛЯ ДОКУМЕНТОВ».
  • Выдача, изготовление, возврат печатей учитывается Нотариальной палатой, по каждому действию составляется соответствующий акт. Также фиксируется утеря или хищение печати, об этом следует немедленно сообщить в Нотариальную палату.
  • Еще одно важное требование — высокая четкость изображения всех линий и текста, то есть, безукоризненное качество оттиска.

К негербовым клише, например, печать для ИП, также существует ряд строгих требований.
Изготовить нотариальную печать могут только профильные предприятия, занимающиеся изготовлением штемпельной продукции. Кроме печатей, нотариусы используют штампы прямоугольной формы, такие как «копия», «согласно с оригиналом», «входящий», «исходящий», «верность копии с копии», «верность копии с оригинала».
Печать может быть автоматической, ручной или же полуавтоматической. Ручная печать самая простая. Она надежная и привычная, но, ею пользуются все реже, потому что ее не так удобно носить с собой и она требует регулярной замены штемпельной подушки. Полуавтоматическая печать заправляется любыми чернилами на водной основе, а штемпельная подушка находится в крышке, то есть, всегда с собой. И, наконец, самая удобная и практичная автоматическая круглая печать. Модель значительно упрощает работу нотариуса и не требует дополнительных аксессуаров.
Много интересного можно узнать о функциональности каждого типа изделий, если заглянуть в блог о печатях и штампах, посвященный именно этой тематике.
В Интернете можно заказать шаблон печатей или создать клише в соответствии со своими потребностями и пожеланиями. Сейчас все чаще используется онлайн конструктор печатей и штампов, благодаря чему удобно выбирать внешний вид и другие характеристики изделия самостоятельно. А создав макет, остается только оплатить печать онлайн и ждать доставку.
Онлайн конструктор https://mystampready.com/ru/, один из лучших на сегодняшний день, позволяет быстро любого уровня сложности. На то, что бы заказать и купить печать уйдет всего несколько минут. Здесь же можно скачать печать, если нужно что-то доработать в шаблоне. Следующий шаг определиться с изготовителем, а затем оформить заказ и получить готовую печать!

Дата публикации 2018-05-11

О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) заявление — ходатайство лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе субъектов, рассматривающих обращения, должностных лиц, либо критика их деятельности;

1-1) видеоконференцсвязь – услуга связи с использованием информационно-коммуникационных технологий для интерактивного взаимодействия нескольких удаленных абонентов в режиме реального времени с возможностью обмена аудио– и видеоинформацией;

1-2) видеообращение – направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик в видеоформате, осуществляемое Государственной корпорацией «Правительство для граждан»;

2) анонимное обращение — обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя;

3) повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу не менее двух раз, в котором:

обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению;

сообщается о несвоевременном рассмотрении ранее направленного обращения, если со времени его поступления истек установленный срок рассмотрения, но ответ заявителем не получен;

указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения;

3-1) онлайн-прием – действие субъекта, должностного лица по принятию обращения физических и (или) юридических лиц посредством видеоконференцсвязи, осуществляемое Государственной корпорацией «Правительство для граждан»;

4) обращение — направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, видеоконференцсвязи, видеообращения, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик;

5) субъекты, рассматривающие обращения, (далее — субъекты) — государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства либо предоставляющие товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, которые вправе рассматривать и принимать решения по обращениям физических и юридических лиц в соответствии с их компетенцией, а также субъекты крупного предпринимательства по обращениям физических и юридических лиц, с которыми заключен договор на поставку (выполнение, оказание) им товаров (работ, услуг);

6) учет обращения — фиксирование сведений по приему и рассмотрению обращения и их отражение в государственной правовой статистической отчетности;

7) прием обращения — действие субъекта, должностного лица по принятию обращения физических и (или) юридических лиц;

8) рассмотрение обращения — принятие субъектом, должностным лицом в пределах своей компетенции по зарегистрированному обращению решения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

9) регистрация обращения — фиксация в учетном информационном документе кратких данных по содержанию обращения и присвоение регистрационного номера каждому поступившему обращению;

10) запрос — просьба лица о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера;

11) предложение — рекомендация лица по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

12) отклик — выражение лицом своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также к событиям и явлениям общественного характера;

13) жалоба — требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов его или других лиц, об устранении неправомерных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц со стопроцентным участием государства либо предоставляющих товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, субъектов крупного предпринимательства по обращениям физических и юридических лиц, с которыми заключен договор на поставку (выполнение, оказание) им товаров (работ, услуг), их должностных лиц, а также отмене их незаконных решений.

Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 10.02.2011 № 406-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 24.11.2015 № 419-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц

1. Законодательство Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на физических и юридических лиц, подавших обращения, на субъекты и должностных лиц, рассматривающих обращения.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

2-1. Сроки рассмотрения жалоб по вопросам оказания государственных услуг устанавливаются Законом Республики Казахстан «О государственных услугах».

2-2. Действие настоящего Закона, за исключением пункта 2 статьи 7, подпункта 12) статьи 15 и статьи 16, не распространяется на общественные отношения, связанные с обращениями физических и юридических лиц, содержащими только запросы о предоставлении информации, полученной или созданной субъектами, регулируемые Законом Республики Казахстан «О доступе к информации».

2-3. Порядок рассмотрения жалоб в сфере государственных закупок осуществляется в соответствии с настоящим Законом с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

2-4. Порядок рассмотрения жалоб по вопросам налогообложения и таможенного регулирования осуществляется в соответствии с настоящим Законом с учетом особенностей, установленных налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.

2-5. Рассмотрение жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг национальными управляющими холдингами, за исключением Фонда национального благосостояния, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, за исключением Фонда национального благосостояния, национальному холдингу, национальной компании, осуществляется в соответствии с настоящим Законом с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе.

3. Юридические лица, предоставляющие товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, рассматривают обращения по вопросам предоставления указанных товаров (работ, услуг) в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 15.04.2013 № 89-V (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.11.2015 № 404-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.12.2015 № 435-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 30.11.2016 № 26-VI (вводится в действие с 01.07.2017); от 26.12.2018 № 202-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Статья 4. Принципы настоящего Закона

Основными принципами регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением обращений физических и юридических лиц, являются:

1) законность;

2) единство требований к обращениям;

3) гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

4) недопустимость проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений;

5) равенство физических и юридических лиц;

6) прозрачность деятельности субъектов и должностных лиц при рассмотрении обращений.

Статья 5. Обращения, не подлежащие рассмотрению

1. Не подлежат рассмотрению:

1) анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности и которое подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией;

2) обращение, в котором не изложена суть вопроса.

2. Если условия, послужившие основанием для оставления обращения без рассмотрения, в последующем были устранены, субъект или должностное лицо обязаны рассматривать указанное обращение.

Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2014 № 227-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 6. Требования к письменному обращению, видеообращению и видеоконференцсвязи

Сноска. Заголовок статьи 6 в редакции Закона РК от 24.11.2015 № 419-V (вводится в действие с 01.01.2016).

1. Обращение должно адресоваться субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

2. В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес, юридического лица – его наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер. Обращение должно быть подписано физическим лицом или представителем юридического лица.

При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.

3. Заявителю, непосредственно обратившемуся письменно либо посредством видеообращения к субъекту, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.

4. Порядок обращения посредством видеоконференцсвязи или видеообращения физических и юридических лиц к руководителям государственных органов и их заместителям определяется уполномоченным органом в сфере информатизации.

Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 24.11.2015 № 419-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 16.05.2018 № 155-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Прием, регистрация и учет обращений физических и юридических лиц

1. Обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению.

Отказ в приеме обращения запрещается.

2. Учет обращений физических и юридических лиц, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства, осуществляется в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.

Не подлежат учету обращения физических и юридических лиц, поступившие по вопросам оказания государственных услуг, за исключением обращений, предусмотренных подпунктом 3) пункта 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

3. Личную ответственность за организацию работы с обращениями физических и юридических лиц, состояние приема, регистрации и учета несут руководители субъектов и должностные лица.

4. Обращение может вноситься через представителя физического или юридического лица. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

5. Обращения физических и юридических лиц, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.

6. Обращение, поступившее субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, в срок не позднее трех рабочих дней со дня его поступления субъекту или должностному лицу направляется соответствующим субъектам с сообщением об этом заявителю.

Требование настоящего пункта не распространяется на субъектов крупного предпринимательства.

Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 10.02.2011 № 406-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.04.2013 № 89-V (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 8. Сроки рассмотрения обращения

1. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

2. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения продлевается не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня продления срока рассмотрения.

3. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем субъекта или его заместителем.

4. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня принятия решения.

5. Законами Республики Казахстан могут устанавливаться иные сроки рассмотрения обращений.

Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 9. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц

1. Субъекты и должностные лица в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, в случае необходимости — с их участием;

2) принимают меры, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод физических и юридических лиц;

3) информируют заявителей о результатах рассмотрения их обращений и принятых мерах;

4) уведомляют заявителей о направлении их обращений на рассмотрение другим субъектам или должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

2. Акты, документы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений, за исключением тех, которые содержат государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, представляются в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления обращения субъектам или должностным лицам, непосредственно рассматривающим обращения.

Обращения об ущемлении прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, о многочисленных или грубых нарушениях закона могут проверяться с выездом на место по поручению руководителя субъекта.

3. По результатам рассмотрения обращений принимается одно из следующих решений:

1) о полном или частичном удовлетворении обращения;

2) об отказе в удовлетворении обращения с обоснованием принятия такого решения;

3) о даче разъяснения по существу обращения;

4) о прекращении рассмотрения обращения.

4. При поступлении нескольких обращений по одному и тому же вопросу в интересах одного и того же лица первое обращение регистрируется как основное обращение, а последующие приобщаются к основному обращению и рассматриваются как одно обращение с уведомлением заявителей о результатах их разрешения в пределах установленного срока, исчисляемого со дня поступления первого обращения.

Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10. Ответы на обращения

1. Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.

2. При отсутствии каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, просьб обращения принимаются к сведению и списываются в дело руководителем субъекта или его заместителем.

Статья 11. Прекращение рассмотрения обращений

1. Рассмотрение обращений прекращается, если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а в материалах предыдущего обращения имеются исчерпывающие материалы проверок и заявителям в установленном порядке давались ответы.

2. Решение о прекращении рассмотрения обращений принимает руководитель субъекта или его заместитель.

Сноска. Статья 11 с изменением, внесенным Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 12. Обжалование решений, принятых по результатам рассмотрения обращений

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения субъекта подается вышестоящему должностному лицу или субъекту в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда физическому или юридическому лицу стало известно о совершении действия либо принятии решения соответствующим субъектом или должностным лицом. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для субъекта или должностного лица к отказу в рассмотрении жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении жалобы.

При отсутствии вышестоящего должностного лица или субъекта либо несогласия заявителя с принятым решением заявление подается непосредственно в суд.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, а также на акты (решения) государственных органов устанавливается Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах».

Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 13. Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц

1. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и их заместители обязаны проводить личный прием граждан и представителей юридических лиц, в том числе работников этих органов, не реже одного раза в месяц согласно графику приема, утверждаемому руководителем соответствующего государственного органа.

2. Прием должен проводиться по месту работы в установленные и доведенные до сведения физических и юридических лиц дни и часы.

3. Если обращение не может быть разрешено должностным лицом во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением.

Статья 14. Права физических и юридических лиц при рассмотрении обращения

Физическое либо юридическое лицо, подавшее обращение, имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы в подтверждение своего обращения либо просить об их истребовании;

2) изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

3) ознакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращения, участвовать в рассмотрении обращения, если это не нарушает права, свободы других лиц;

4) получить мотивированный ответ в письменной или устной форме о принятом решении;

5) требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений;

6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц либо решение, принятое по обращению;

7) обращаться с ходатайством о прекращении рассмотрения обращения, за исключением случаев, предусмотренных налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными законами РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 30.11.2016 № 26-VI (вводится в действие с 01.07.2017).

Статья 15. Права и обязанности субъектов и должностных лиц

1. Субъекты, должностные лица имеют право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для рассмотрения обращений информацию;

2) обращаться в суд о взыскании расходов, понесенных в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

2. Субъекты и должностные лица обязаны:

1) принимать и рассматривать обращения физических и юридических лиц в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом;

2) принимать законные и обоснованные решения;

3) обеспечить контроль за исполнением принятых решений;

4) сообщать физическим и юридическим лицам о принятых решениях в письменной форме либо в форме электронного документа;

5) пресекать преследования физических лиц, в том числе выступающих в интересах юридического лица, членов их семей в связи с подачей обращения субъектам и должностным лицам с критикой их деятельности либо в целях защиты прав, свобод и законных интересов;

6) не направлять жалобу на рассмотрение должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются;

7) исключать случаи возложения проверок на лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они не заинтересованы в объективном решении вопроса;

8) не допускать обращения физических и юридических лиц во вред лицу, его подавшему, или в интересах которого оно было подано;

9) не разглашать сведения о личной жизни физических лиц, в том числе выступающих в интересах юридического лица, без их согласия или сведения, составляющие государственные секреты либо иную охраняемую законом тайну, не допускать установления данных о личности физического лица, не относящихся к обращению;

10) анализировать и обобщать обращения физических и юридических лиц, содержащиеся в них критические замечания, изучать общественное мнение в целях совершенствования работы и устранения причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц;

11) систематически проверять состояние работы по рассмотрению обращений физических и юридических лиц;

12) предоставлять государственную правовую статистическую информацию о количестве поступивших, рассмотренных обращений и результатах их рассмотрения в сроки и объемах, которые установлены государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов. Требование настоящего подпункта не распространяется на субъектов крупного предпринимательства.

Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.02.2011 № 406-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 16. Делопроизводство по обращениям физических и юридических лиц

Делопроизводство по обращениям физических лиц и делопроизводство по обращениям юридических лиц в государственных органах, органах местного самоуправления, юридических лицах со стопроцентным участием государства либо предоставляющих товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа ведутся отдельно от других видов делопроизводства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в субъектах крупного предпринимательства в соответствии с внутренним регламентом по делопроизводству.

Сноска. Статья 16 в редакции Закона РК от 10.02.2011 № 406-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц

Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 18. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 г. N 2340 «О порядке рассмотрения обращений граждан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 9-10, ст. 71).

Президент
Республики Казахстан

Обыск – следственное действие, направленное на получение новых доказательств по делу. Целью обыска являются сбор и фиксация доказательств, а также отыскание (это суть обыска) предметов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Сущность обыска как следственного действия — в отыскании перечисленных объектов. У него поисковый характер, как и осмотр места происшествия, имеющий информационную недостаточность (уже меньшую).

Обыск производится на основании постановления следователя или судебного решения при обыске жилища в соответствии со статьей 165 УПК РФ. Обыск в жилище производится на основании судебного решения. Обыск, как и любое следственное действие, не может проводиться в ночное время (с 22.00 до 6.00) кроме случаев, не терпящих отлагательств.

Основанием обыска являются сведения, дающие основания полагать, что у какого-либо лица есть предметы или сведения, важные для дела, а также в целях обнаружения лиц и трупов.

Следственное действие, носящее принудительный характер и состоящее в отыскании орудий преступления, предметов, ценностей, документов, могущих иметь значение для дела и изъятии их, а также обнаружения лиц и трупов путем обследования помещения, участка местности или каких-либо лиц.

В ходе обыска могут и должны решаться следующие задачи:

1) отыскание и изъятие орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, которые могут иметь значение для дела;

2) обнаружение разыскиваемых лиц (преступников и граждан, взятых в заложники);

3) отыскание трупа или его частей;

4) выемка имущества, на которое может быть наложен арест для обеспечения конфискации или возмещения причиненного преступлением материального ущерба;

5) поиск и изъятие предметов и документов, запрещенных к обращению (незаконно хранящиеся оружие и боеприпасы, наркотические, ядовитые вещества и др.).

Различают несколько самостоятельных видов обыска. По характеру обыскиваемых объектов можно выделить личный обыск; обыск помещений; обыск участков местности. Участки, не находящиеся во владении или пользовании граждан, не обыскиваются. Если нужно отыскать на них какие-либо объекты, проводят следственный осмотр. По последовательности производства обыск может быть первичным и повторным. Повторный обыск необходим в тех случаях, когда первичный проходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью); был проведен некачественно, например без использования технико-криминалистических средств; не дал положительных результатов, но затем были получены сведения о целесообразности повторного обыска. В зависимости от числа обыскиваемых мест возможны единичный и групповой обыски. Последний означает одновременное проведение обыска у всех подозреваемых лиц или во всех местах. Для этого создается необходимое количество оперативно-следственных групп, руководитель одной из которых назначается старшим и ответственным за всю операцию.

До начала обыска:

1) следователь предъявляет постановление или судебное решение о его производстве;

2) предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

При производстве обыска:

1) могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть;

2) следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска;

3) при производстве обыска, во всяком случае, изымаются предметы и документы, изъятые из оборота;

4) изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске.

В производстве обыска (за исключением оговоренных в законе случаев) принимают участие понятые (ст. 60, ст. 170 УПК).

Следователь вправе привлечь к участию в обыске потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Их участие обязательно оговаривается в протоколе следственного действия. При необходимости привлекаются подразделения силовой поддержки. Их сотрудники участниками обыска не являются и протокол следственного действия не подписывают.

Участвующим в обыске защитнику и (или) адвокату, которые вправе присутствовать при производстве данного следственного действия, но не требовать его отложения на неопределенное или длительное время, может быть на это время запрещено общаться с обыскиваемыми, а также покидать место производства обыска до его окончания.

В протоколе, который обязательно составляется при производстве обыска, должно быть указано:

1) в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно;

2) их точное количество, мера веса, индивидуальные признаки и по возможности стоимость;

3) имевшие место попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности и принятые в связи с этим меры.

Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск либо совершеннолетние члены его семьи.

Выемка (ст. 183) — принудительное следственное действие, направленное на изъятие определенныхпредметов, когда известно их местонахождение.

Выемка в жилище, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, требует судебного решения. Выемка документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится по постановлению следователя с санкции прокурора.

Личный обыск (статья 184 УПК РФ) -это следственное действие, направленное на отыскание и изъятие предметов, документов, ценностей, могущих иметь значение для уголовного дела и находящихся при обыскиваемом лице, в том числе в принадлежащих ему сумках, портфелях, свертках и т.п.

Он производится на основании судебного решения, которое может быть вынесено по ходатайству следователя. В случаях, не терпящих отлагательства, производство личного обыска допускается по постановлению следователя

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

Для осмотра не требуется постановления, а для обыска — необходимо (также для обыска и осмотра жилища — решение суда).

Цель обыска — отыскание орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для дела. Также обнаружение разыскиваемых лиц и трупов. (по УПК).

Задачи: изъятие также предметов и документов, изъятых из оборота.

Частные задачи — в каждом конкретном случае (орудия, следы преступления, например, гильзы, наборы боеприпасов (устанавливается наличие или отсутствие)).

Виды обыска — исходя из УПК и криминалистических рекомендаций:

· обыск помещений (в служебном, в жилом)

· обыск на местности (участок территории, например садовый участок

· обыск личного автотранспорта — он же досмотр

Психологические особенности обыска:

1. принудительный характер следственного действия — один из доминирующих признаков, ибо обыск есть вторжение на территорию, жилище, частную собственность, что всегда вызывает негатив и напряженность.

2. поисковый характер — как правило, точно неизвестно, что и где искать, имеются лишь предположения. Для того, чтобы это следственное действие было эффективным и были достигнуты цели, надо соблюдать рекомендации для поддержания целенаправленности обыска, устойчивости внимания на высоком уровне:

◦ последовательное, планомерное проведение

◦ прибегать к изменению характера поисковой деятельности — через час-полтора монотонной работы меняться местами

◦ при очень длительном и трудоемком обыске необходимо устраивать небольшие перерывы (1-1,5 часа обыска — 10 мин перерыва)

Среди нравственно-этических требований проведения обыска выделяются: соблюдение требований вежливости и корректности поведения, а также особое отношение к детям и пожилым людям.

Виды обыска по кратности (криминалистическое деление):

1. первоначальный (тщательное обследование всех элементов обыскиваемого объекта)

2. повторный (повторное изучение и отыскание обстоятельств — в полном объеме. Основания для производства — как поверхностный и некачественный первичный обыск, так и психологическая ловушка со стороны следователя.)

3. дополнительный — если выясняется, что в помещении есть тайники (то есть при появлении новых данных)

По количеству участников — индивидуальный и групповой.

Вопрос № 2. Подготовка и планирование обыска.

Необходимо изучить личность обыскиваемого — на выбор мест сокрытия влияет множество факторов, начиная от пола и заканчивая профессией. Мужчина, к примеру, при выборе места использует либо свои профессиональные знания и навыки (превалирует в 70% случаев), либо хобби, либо физическую силу применяют. Женщины же используют социально-психологические роли, выполняемые всю свою жизнь — на кухне (емкости с мукой, сахаром, вареньем) и т.п. Они более эмоциональны и рассчитывают на эмоционально-психологическое воздействие на лиц (постель детей, больных, стариков; детские игрушки).

Возраст влияет также — несовершеннолетние в силу недооценки реальных последствий либо вовсе не прячут улики, либо прячут в легкодоступных местах. Иногда они проявляют изобретательность — прячут вещи вне дома (заброшенные дома, пустыри, стройки, подъезд) — если у ребёнка нет своей комнаты.

Есть синдром привыкания к опасности — если прошло много времени с момента совершения преступления, чувство опасности притупляется, и вещь более не прячут.

Влияет преступный опыт — характерно, что они почти ничего не прячут дома. 20% — прячут на работе, 27% — у родственников, знакомых, остальные — в труднодоступных местах (как изобретательные дети), хотя, учитывая дерзость и циничное отношение преступника к правоохранительным органам, возможно найти искомый объект на самом видном месте.

Нужно также иметь информацию о расположении места обыска: план квартиры из БТИ; топографическая карта для обыска местности с обозначением ручьев, кустарников и прочего; оперативная информация о расположении мебели в квартире, чтобы по прибытии на место обнаружить перестановку мебели и предметов обихода). Оперативная информация о посаженных деревьях, грядках, либо наоборот, завядших растениях.

Научно-технические средства — набор их зависит от того, что мы ищем (металлоискатели, приборы для обнаружения пустот) и соответствующие специалисты.

В обязательном порядке лицом, проводящим данное следственное действие, должны рассматриваться и предотвращаться негативные последствия следственного действия, такие обстоятельства как: возможность оказания сопротивления со стороны обыскиваемого: состав участников обыска; план проведения обыска