Кто является субъектом естественных монополий?

Содержание

Аренда муниципальной земли

Здравствуйте!

Договор аренды муниципального имущества на новый срок в Вашем случае может быть заключен только путем проведения торгов.

Если на Вас распространяются исключения, предусмотренные ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» (п.11 ч1 ст.17.1не принимается во внимание, т.к. Вы в отношении этого объекта уже воспользовались правом аренды на срок 30 дней без проведения торгов), обратите внимание на п. 14 ст. 17.1.:

1.Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ)
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
7)для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находится только в государственной или муниципальной собственности;
14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
(п. 14 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

Как проверить, относится ли организация к естественным монополиям

Перечень естественных монополий по 44 ФЗ

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:

  • в транспортных терминалах;
  • морских и речных портах;
  • аэропортах.

На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены субъекты, работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Реестр субъектов естественной монополии — это автоматизированная база данных, которая содержит сведения о таких компаниях, занятых в различных сферах. Сюда включают следующую информацию:

  • наименование;
  • адрес;
  • ИНН;
  • номер телефона;
  • № и дата приказа о включении в реестр;
  • статистические коды;
  • о результатах деятельности;
  • сведения о лицензии на осуществление видов деятельности, которую регулирует государство;
  • данные об информационных источниках.

Обязанность по ведению массива после упразднения Федеральной службы по тарифам возложена на Федеральную антимонопольную службу (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373). Она же регулирует и контролирует работу компаний, включенных в базу, с целью установления тарифов на их продукцию.

Важно отметить, что база содержит только субъекты, занятые в таких сферах как:

  • нефтяная промышленность;
  • транспортные услуги;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергетический комплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Доступ к данным открыт на сайте fas.gov.ru. Если перед заказчиком при планировании неконкурентной закупки будет стоять выбор из нескольких компаний, работающих в разных сферах, то ответ на вопрос, что из перечисленного относится к естественной монополии, он сможет найти на сайте ФАС, проверив ИНН, и раздел реестра субъектов естественных монополий.

Также на сайте антимонопольного ведомства выложены отдельные списки субъектов естественных монополий. Скачайте их по состоянию на 01.03.2019.

Реестры субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль
В сфере захоронения радиоактивных отходов

Скачать

В топливно-энергетическом комплексе

Скачать

В сфере транспорта

Скачать

В сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры

Скачать

В сфере связи

Скачать

В сфере транспортировки нефти и(или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

Скачать

В сфере транспортировки газа по трубопроводам

Скачать

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Скачать Приказ ФАС № 1189/17 от 08.09.2017

Скачать

Отчисления за публичное исполнение фонограмм или любой труд должен быть вознагражден.

Недавно, к нам обратились наши клиенты с просьбой о помощи. Cуть заключалась в следующем: на имя генерального директора ООО пришло официальное уведомление от Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности (далее по тексту – ВОИС) о необходимости заключения с ними договора на выплату вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Клиент хотел понять, что это за «зверь» и откуда у него такие полномочия? Как с ним бороться, а главное, стоит ли? Разбирается юрист Rush Agency — Мария Скрипова.

По порядку.

Рестораны, торговые площадки или в принципе любые предприятия сферы развлечений не представляют свою деятельность без музыкального сопровождения. Но не все так просто, в частности, за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях придется заплатить.

Что понимается под «фонограммой» и «публичным исполнением фонограмм»?

По смыслу пп.2 п.1 ст.1304 ГК РФ «фонограммой» является любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. А в соответствии с пп.8 п.2 ст. 1307 ГК РФ «публичное исполнение записи исполнения» – это любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Необходимо ли получать разрешение на публичное исполнение фонограмм?

Несмотря на то, что исполнения и фонограммы в соответствии со ст. 1225 ГК РФ являются охраняемыми законом объектами интеллектуальных прав и по общему правилу ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без согласия правообладателя, в п.1 ст.1326 ГК РФ предусмотрено исключение, а именно: «публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях», а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.»

Следовательно, разрешение на публичное исполнение фонограмм не требуется, но заплатить вознаграждение правообладателям придется.

Кому платить вознаграждение? Что такое ВОИС? РАО и ВОИС – в чем разница?

Законодатель наделяет такими полномочиями аккредитованную организацию по управлению коллективными правами – ВОИС. (в случае с коллективным управлением авторскими правами аккредитованной организацией является Российское Авторское Общество – далее по тексту – РАО).

Статьей 1242 ГК РФ предусмотрена возможность создания основанных на членстве некоммерческих организаций, способствующих реализации авторских и смежных прав, когда их осуществление обладателями авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или в случаях, когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

ВОИС – является примером организации, созданной для практической реализации смежных прав* исполнителей и изготовителей фонограмм. К тому же, с 2009 года ВОИС имеет государственную аккредитацию, предусмотренную ст. 1244 ГК РФ, а именно по пп. 5-6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, а значит и широкий спектр полномочий, в пределах, установленных законодательством РФ.

Следует отметить, что наличие государственной аккредитации у ВОИС не исключает возможности создания подобных организаций, которые напрямую сотрудничают с правообладателями и осуществляют коллективное управление их смежными правами.

Но! В силу ГК РФ, ВОИС в отличие от других организаций может представлять в судах интересы неопределенного круга правообладателей. Для этого ей не требуется заключать договоры напрямую с каждым из них.

Актуальным остается вопрос о том: кому платить – РАО или ВОИС? Ответ тут очень прост – и тем и другим. Заключать договоры нужно с двумя организациями, т.к. РАО осуществляет коллективное управление правами авторов произведений, а ВОИС правами исполнителей и изготовителей фонограмм. В нашем случае, речь идет о получении уведомления от ВОИС в части публичного исполнения фонограмм, но это абсолютно не говорит о том, что при заключении договора с ВОИС вы освобождаетесь от уплаты вознаграждения авторам используемых вами произведений.

*Смежные права – интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (легальное определение смежных с авторскими прав дается в п.1 ст.1303 ГК РФ).

Размер и распределение полученного вознаграждения.

Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС. Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм. Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.

При определении размера вознаграждения ВОИС принимает во внимание критерии, установленные в п.4 «Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, а именно:

  1. минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;
  2. является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;
  3. платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);
  4. размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Что касается распределения полученного вознаграждения, то данные полномочия так же возложены на ВОИС:

  1. 50% выплачивается исполнителям,
  2. оставшиеся 50% – изготовителям фонограмм.

При этом, между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм вознаграждение разделяется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

Ответственность за бездоговорное публичное исполнение фонограмм.

В ч.1 ст.7.12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:

  1. на физических лиц от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  2. на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  3. на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Важно! Даже в случае, если основной целью публичного использования фонограммы не является получение прибыли (иными словами, пользователь не берет плату за вход в свое заведение), то заплатить штраф все равно придется. На этот счет ВОИС дает разъяснение, что неполучение прибыли из использования фонограмм не освобождает от ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Но и это еще не все. ГК РФ регламентирует ответственность за нарушение исключительного права на объекты смежных прав. Правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере:

  1. от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
  2. в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Важно! Нужно иметь в виду, что привлечение к административной ответственности не исключает наступления гражданско-правовой. А это значит, что помимо штрафа и конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, вы можете стать ответчиком по делу, связанному с выплатой компенсации правообладателю.

Как правообладатели узнают, что вы нарушили их права?

Сложно себе представить, что исполнители и изготовители фонограмм обивают пороги заведений с целью получения вознаграждения за свой труд. А вот тем, что к нарушителям наведываются представители ВОИС с предложением о заключении договора уже никого не удивить.

В случае, если заведение не идет на так называемый «контакт» и не имеет договоров с другими аналогичными организациями, то ВОИС, как правило, поступает следующим образом: подает иск в суд о взыскании компенсации в пользу правообладателя и/или же передает информацию в правоохранительные органы, а те в свою очередь, фиксируют факт нарушения и направляют материалы в суд для привлечения к ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Судебная практика.

1) Административная ответственность.

Например, постановление по делу об административном правонарушении № 5-692/2017 Серпуховского городского суда МО от 28 ноября 2017 года. Юридическое лицо, являющееся рестораном, проигрывало в своем зале фонограммы, не имея договора на выплату вознаграждения правообладателям с ВОИС, за что и было оштрафовано на 30 000 рублей с конфискацией технических средств, с помощью которых осуществлялось неправомерное публичное исполнение фонограмм.

Другой случай – постановление по делу об административном правонарушении № 5-564/2017 Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 апреля 2017 года. Оштрафовали должностное лицо – генерального директора бара на 10 000 рублей, неправомерно осуществляющего публичное исполнение фонограмм в своем заведении. Доводы нарушителя о том, что он не знал о необходимости выплаты вознаграждения и о том, что на момент рассмотрения дела он уже заключил необходимый договор с ВОИС не явились поводом для освобождения от административной ответственности.

2) Гражданско-правовая ответственность.

Например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 3 февраля 2015 г. по делу N А56-61362/2013. Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-61362/2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014. Суть заключалась в следующем: с юридического лица, являющегося владельцем кафе-бара было взыскано в пользу ВОИС 325 000 рублей за нарушение прав исполнителей на 12 исполнений фонограмм и за нарушение прав 12 изготовителей фонограмм из расчета по 15 000 рублей за каждое нарушение. Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что 21 октября 2012 года в кафе-баре без разрешения правообладателя осуществлено публичное исполнение музыкальных произведений без заключения соответствующего договора на выплату вознаграждения с ВОИС. (в частности, звучали следующие записи исполнения: «Девочка пай», исполнитель – Михаил Круг (Михаил Владимирович Воробьев), изготовитель фонограммы – Си Ди Лэнд Медиа, Master Sound Records; «Если бы не ты», исполнитель – Ирина Круг (Ирина Викторовна Воробьева) Алексей Брянцев (Алексей Матвеевич Брянцев), изготовитель фонограммы – Artur Music).

Интересный момент: что и кому надо доказать в суде.

По смыслу п.14 постановления Пленума Верховного суда РФ «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 2006 г. N 15 стороны доказывают обстоятельства, имеющие значения для дела в следующем порядке:

1) Истец (правообладатель) должен подтвердить:

  1. Факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту;
  2. Факт использования данных прав ответчиком.

2) Ответчик (тот, кто использует авторские/смежные права) должен подтвердить:

  1. Факт выполнения им требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений и (или) объектов смежных прав.

В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ.

А может быть есть альтернатива? Как не платить ВОИС?

Да, конечно, «принудить» заключить договор именно с ВОИС вас никто не обяжет. Нужно понимать, что:

  1. Во-первых, есть множество аналогичных организаций, которые сотрудничают с правообладателями напрямую, иными словами занимаются музыкальным оформлением с точки зрения бизнеса – можно заключить договор с ними.Существенным минусом выступит только тот факт, что вы будете ограничены в подборе музыки, придется выбирать «из того, что есть». В этом плане у ВОИС определенное преимущество, ведь в силу закона данная организация может по умолчанию представлять интересы любых правообладателей пока те сами от этого не откажутся.
    Из этого следует, что перечень фонограмм** у них внушающий.** Проверить наличие фонограммы того или иного исполнителя можно на официальном сайте ВОИС в разделе «Реестр» заполнив предложенные поля формы.
  2. Во-вторых, можно использовать фонограммы, перешедшие в статус общественного достояния. Переход происходит в тот момент, когда заканчивается срок действия исключительного права на них. В таком случае вознаграждение платить не придется. Исключительное право на запись исполнения в соответствии с ГК РФ действует в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.
  3. В-третьих, можно напрямую сотрудничать с исполнителями и изготовителями в части создания музыкального контента именно для вашего бизнеса. В этом случае платить вознаграждение ВОИС и аналогичным организациям не придется, но затраты на создание фонограммы в разы превысят ежемесячные ставки за использование уже существующих записей исполнения.

И напоследок.

Перечень альтернатив, описанных выше, далеко не исчерпывающий. Но у каждой из них есть свои минусы – ограниченность в выборе контента, временные и денежные затраты, превышающие ежемесячные ставки ВОИС и пр. Тем, кто еще не урегулировал взаимоотношения с ВОИС и РАО необходимо легализовать использование музыки в своем заведении. Таким образом вы застрахуете себя от рисков, связанных с судебными тяжбами, уплатой штрафов и выплатой компенсаций правообладателям. Отмечу, что имеющаяся судебная практика складывается не в пользу нарушителей.

Но если вы все таки не хотите обременять себя решением данного вопроса, то помимо незапланированной встречи с представителями ВОИС будьте готовы к проверке со стороны сотрудников правоохранительных органов, исход которой вряд ли сложится в вашу пользу.

Мария Скрипова, юрист Rush Agency

Как написать жалобу в суд

Обращаясь к органу правосудия, граждане рассчитывают на справедливое, всестороннее и беспристрастное рассмотрение спорной ситуации или установление юридически значимого факта. Но случается, что ввиду недостаточно объективного разбирательства или возникновения новых обстоятельств по делу решение суда нельзя назвать правомерным. Такие ситуации законодательством предусмотрены.

Сторона, неудовлетворённая исходом судопроизводства, вправе подать жалобу на неверное судебное решение, постановление или определение в компетентный по этим вопросам суд. Но перед тем, как сделать это, рекомендуется ознакомиться с порядком обжалования, видами жалоб и иерархией инстанций в судебной системе РФ.

Кто может пожаловаться

Согласно действующему процессуальному законодательству, правом обжалования судебных актов обладают все стороны и участники процесса, а также иные лица, законные права и интересы которых были затронуты оспариваемым решением (определением, постановлением). В их число входят:

  • истец (потерпевший, заявитель);
  • ответчик (обвиняемый, оправданный);
  • частный обвинитель;
  • представители сторон;
  • прокурор (с представлением о пересмотре решения).

Порядок и сроки обжалования

Жалоба на вынесенный судьей акт подаётся с учётом особенностей судопроизводства и положения рассматривающего его суда в системе органов правосудия.

Частная и апелляционная жалоба

Различия данных жалоб заключаются в предмете оспаривания. Для частной это определения суда, препятствующие дальнейшему ходу дела, и другие, установленные процессуальным законодательством судебные действия. В их число входят постановления:

  • об отказе в возбуждении уголовного дела или принятия иска;
  • о приостановлении рассмотрения дела;
  • о наложении штрафа за нарушение порядка судопроизводства и порядок взыскания иных судебных расходов;
  • об отказе в обеспечении доказательств;
  • об оставлении жалобы (заявления, иска) без движения и т. п.

Этот вид жалобы подаётся до вынесения судом окончательного решения — в ходе судопроизводства первой инстанции. В ходе апелляции можно оспорить судебное решение, принятое по первой инстанции, но еще не вступившее в действие.

Порядок их подачи идентичен и может совершаться одновременно, если определение не относится к категории обжалуемых отдельно (препятствующих допуску гражданина к правосудию, нарушающих разумные сроки рассмотрения дела и оставляющих его без движения).

Частная/апелляционная жалоба направляется в судебный орган второй инстанции, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение или постановление. На акт, принятый мировым судьей, заявление об оспаривании подается в суд, закрепленный за районом населенного пункта, где осуществляет свои полномочия мировой судья. В свою очередь, определение районного суда правомочен рассматривать областной или верховный в пределах субъекта, так как в судебной системе именно эта инстанция — высшая по иерархии.

Подсудность дел, связанных с разрешением экономических споров, определяется по отдельной схеме. Для их пересмотра по второй инстанции существует отдельная судебная инстанция — арбитражный апелляционный суд. Акты, принятые в ходе или по окончанию судопроизводства по делам военнослужащих, оспариваются в окружном или флотском военном суде.

Решения и определения, вынесенные Судебными коллегиями Верховного судебного органа, также могут быть обжалованы. Полномочиями в этих вопросах наделена специализированная Апелляционная коллегия того же Верховного суда. При этом, заявление об апелляции решения/определения подаётся не компетентную в их обжаловании инстанцию, а через суд, принявший неправомерный акт.

Сроки

Сроки, отведенные на подачу частной/апелляционной жалобы по гражданским, административным делам и экономическим спорам, составляют 15 дней для оспаривания определения и 30 — для апелляции. На те же действия в уголовном судопроизводстве устанавливается 10 дней, не зависимо от типа обращения.

Срок обжалования исчисляется со дня вынесения оспариваемого акта и восстанавливается по ходатайству заинтересованного лица при наличии веских причин пропуска. Отказ суда при этом может быть также обжалован в вышестоящей инстанции.

Период рассмотрения частных/апелляционных жалоб судами по гражданским, административным делам и экономическим спорам (уголовным делам):

  • районным, верховным судом субъекта, окружным (флотским) военным судом — 60 дней (15 — районным и 30 — верховным);
  • ВС РФ — 90 дней (45).

Срок начинает течь с момента подачи заявления об оспаривании. Для всех дел, кроме уголовных — это общий срок принятия заявления, открытия судопроизводства и вынесения решения. По Уголовно-процессуальному кодексу указанный период устанавливается только для начала рассмотрения, а, следовательно, окончательный акт может быть принят позже.

Кассационная

Потребность в кассации возникает при оспаривании неправомерных судебных актов после их вступления в законную силу. Кассационное производство является третьей инстанцией и может быть открыто только вследствие неудовлетворительного для заявителя апелляционного обжалования.

Суды третьей инстанции и подсудные им дела:

  1. Президиум верховного суда субъекта, окружного (флотского) военного суда. Правомочны принимать заявления об оспаривании действующих решений районных, военных гарнизонных и мировых судей, апелляционные определения районных, окружных (флотских) и верховных судов в субъектах.
  2. Арбитражный суд округа. Осуществляет кассационное судопроизводство в отношении актов, изданных арбитражным и арбитражным апелляционным судом.
  3. Судебные коллегии Верховного суда РФ. Компетентны в вопросах оспаривания вступивших в действие решений районных (военных гарнизонных) судов, обжалованных по второй инстанции президиумом верховного судебного органа субъекта, а также апелляционных определений верховных судов и постановлений их президиумов.

Промежуток времени, в течении которого заинтересованный участник процесса вправе подать заявление о кассации, устанавливается процессуальными кодексами по отдельным категориям дел:

  • по гражданским и административным — полгода с момента вступления я в силу обжалуемого акта;
  • по уголовным — не ограничен;
  • по экономическим спорам — 2 месяца.

Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен на основании ходатайства заинтересованного лица, поданного не позднее, чем через полгода со дня вступления в силу акта.

Ну рассмотрение кассационной жалобы уходит:

  • 1 месяц — при рассмотрении судом соответствующей инстанции без необходимости истребовать дело;
  • 2 месяца — кассационным судом, если дело подлежит истребованию, арбитражным, а также ВС РФ, без истребования;
  • 3 месяца — ВС РФ, когда дело истребуется у хранящего его органа.

Согласно п. 3 ст. 382 ГПК РФ, период рассмотрения особо сложных кассационных жалоб может быть продлен Председателем ВС РФ или его заместителем не более, чем на 2 месяца.

Течение срока, отведённого на кассационное судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, начинается со дня поступления жалобы. Время, потраченное на истребование дела, при этом из него исключается.

Арбитражный суд округа считает началом срока рассмотрения заявления момент его поступления вместе с делом, но не раньше окончания 2х месяцев со дня вступления обжалуемого решения в законную силу.

Надзорная

Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, осуществляет Президиум ВС РФ в порядке надзора.

К надзорным относятся жалобы на решения и определения:

  • принятые верховным судом субъекта или окружным (флотским) военным, предварительно рассмотренные в порядке апелляционного судопроизводства ВС РФ;
  • Судебной коллегии по экономическим спорам ВС, прошедшие апелляционное обжалование;
  • ВС РФ после апелляции;
  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • вынесенные в результате рассмотрения Судебной коллегией ВС по второй инстанции;
  • рассмотренные по третьей инстанции Судебной коллегией ВС.

Надзорная жалоба направляется в ВС РФ не позднее, чем через три месяца с момента обретения обжалуемым решением законной силы. Это касается актов по всем делам кроме уголовных — по УПК заявление об их оспаривании подается без ограничений по времени.

Пропущенный ввиду уважительных причин срок может быть восстановлен, если соответствующее ходатайство будет подано заинтересованным лицом не позднее, чем через полгода после вынесения оспариваемого акта.

На пересмотр судебного акта Президиумом отводится 2 месяца без истребования дела и 3 месяца с истребованием (1–2 месяца по УПК). При этом Председатель ВС РФ или его заместитель вправе продлить срок еще на 2 месяца, если в этом возникнет объективная необходимость.

Конституционная

Предметом обращения является нарушение конституционных прав и свобод граждан при разрешении конкретного дела в порядке судебного производства.

Иными словами, если судебный акт был принят на основании закона, идущего в разрез с положениями Конституции РФ, он может быть оспорен в КС РФ по заявлению заинтересованного лица. Но сделать это можно только в течение одного года со дня принятия неконституционного решения.

УПК, ГПК, АПК и КАС РФ сходятся в определении содержания жалоб. В них должна быть включена следующая информация:

  1. Наименование судебной инстанции, принимающей заявление на рассмотрение.
  2. ФИО адрес сторон процесса.
  3. Предмет и название, например, «Апелляционная жалоба на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ» (пишется посередине строки, сразу под вводной частью).
  4. Номер, дата обжалуемого акта и полное наименование органа, вынесшего его.
  5. Основания для оспаривания.
  6. Требования заявителя и законодательные положения, подкрепляющие их правомерность.
  7. Перечень приложений.

К заявлению должны прилагаться:

  • копия обжалуемого решения;
  • квитанция об оплате госпошлины (ходатайство о рассрочке или отсрочке платежа, документ, подтверждающий льготу);
  • бумага, свидетельствующая о получении копии жалобы и недостающих документов остальными участниками судебного процесса (почтовое уведомление о вручении, расписка);
  • акт, подтверждающий правомочия на подписание жалобы.

Образцы

Структура и содержание заявлений идентична, но для удобства ниже представлены примеры каждого из них.

Апелляционная жалобаКассационная жалоба
Надзорная жалобаКонституционная жалоба

Как подать

Заявление о пересмотре дела в Федеральные суды общей юрисдикции и Федеральные арбитражные инстанции подаются в письменном виде лично в приемную органа либо заказным письмом по почте. Все необходимые контактные данные рабочие графики можно найти на официальных сайтах судов. Их полный перечень со ссылками представлен по следующему электронному адресу:

В Верховный суд РФ направить жалобу можно двумя способами:

Конституционный суд принимает заявления:

  1. Почтовым отправлением по адресу — 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
  2. Лично от заявителя — г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 (в будние дни с 10:00 до 17:00, в пятницу и предпраздничные дни до 16:00, перерыв с 12:00 до 13:00).
  3. На электронный ящик — ksrf@ksrf.ru (при наличии усиленной квалификационной электронной печати — КЭП).
  4. Через официальный сайт — https://petition.ksrf.ru (требуется регистрация с обязательным прикреплением цифровой копии паспорта).

Подаче жалобы должна предшествовать оплата государственной пошлины: за апелляцию или кассацию — 150 руб., надзорную — 300 руб. (в порядке арбитражного судопроизводства— 3000 руб. и 6000 руб. соответственно), конституционную — 450 руб.

Законодательная база

Актуальное законодательство по составлению и подаче жалоб в суд:

  1. ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 N 1-ФКЗ.
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
  3. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
  4. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
  5. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
  6. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
  7. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Грамотное составление жалобы в суд важно для дальнейшего ее рассмотрения. Сделать это в соответствии с правилами и требованиями законодательства, с учетом всех юридических тонкостей помогут наши специалисты. При необходимости опытные юристы проконсультируют и по другим вопросам.