Кто назначает заместителя председателя счетной палаты РФ?

(глава 20 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435)

Статья 159
1. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации») Председатель Счетной палаты Российской Федерации (далее — Председатель Счетной палаты) и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой. Требования, предъявляемые к кандидатам на эти должности, установлены статьями 7 и 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

2. Председатель Счетной палаты и ее аудиторы назначаются на срок, установленный Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации».

(Статья 159 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435.)

Статья 1591
1. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты представляет Президент Российской Федерации. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

2. Предложения о кандидатурах для назначения на должность Председателя Счетной палаты вместе с решением фракции направляются в Совет Государственной Думы в срок, установленный Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. Совет Государственной Думы направляет поступившие предложения о кандидатурах для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президенту Российской Федерации. Если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

4. (Часть четвертая утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971.)

5. Представленная для назначения на должность Председателя Счетной палаты кандидатура предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (в ред. Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767)

(Статья 1591 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435.)

Статья 160
1. Дата рассмотрения Государственной Думой вопроса о назначении на должность Председателя Счетной палаты устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

2. Рассмотрение вопроса о назначении на должность Председателя Счетной палаты начинается с представления Президентом Российской Федерации либо по его поручению полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и доклада представителя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту о решении комитета по данному вопросу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. Кандидат на должность Председателя Счетной палаты выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций. Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность Председателя Счетной палаты устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

4. По вопросу о назначении на должность Председателя Счетной палаты Государственная Дума принимает постановление.

(Статья 160 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435.)

Статья 161
(Статья 161 утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971.)

Статья 162
1. В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» кандидатуры на должности аудитора Счетной палаты Российской Федерации (далее — аудиторы Счетной палаты) представляет Президент Российской Федерации. Кандидатуры для назначения на должность аудиторов Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Предложения о кандидатурах для назначения на должность аудиторов Счетной палаты вместе с решением фракции направляются в Совет Государственной Думы в срок, установленный Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

11. Совет Государственной Думы направляет поступившие предложения о кандидатурах для назначения на должность аудитора Счетной палаты Президенту Российской Федерации. Если какая‑либо из внесенных Советом Государственной Думы кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность аудитора Счетной палаты (часть первая1 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

2. Представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты кандидатуры предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. Дата и процедура рассмотрения Государственной Думой вопроса о назначении на должность аудитора Счетной палаты устанавливаются Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

31. Рассмотрение вопроса о назначении на должность аудитора Счетной палаты начинается с представления Президентом Российской Федерации либо по его поручению полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе кандидатуры на должность аудитора Счетной палаты и доклада представителя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту о решении комитета по данному вопросу (часть третья1 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

4. По вопросу о назначении на должность аудитора Счетной палаты Государственная Дума принимает постановление (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

5. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

(Статья 162 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 апреля 2007 года № 4513–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 19, ст. 2316.)

Статья 163
1. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты решается по представлению Президента Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает вопрос об освобождении от должности Председателя Счетной палаты в двухнедельный срок со дня получения соответствующего представления (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

2. Представление Президента Российской Федерации об освобождении от должности Председателя Счетной палаты предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. По вопросу о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты Государственная Дума принимает постановление (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

4. Государственная Дума рассматривает вопрос о назначении на вакантную должность Председателя Счетной палаты в порядке и сроки, установленные частью пятой статьи 1591 и статьей 160 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

(Статья 163 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435.)

Статья 164
1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» вопрос о досрочном освобождении от должности назначенных Государственной Думой аудиторов Счетной палаты решается по представлению Президента Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации об освобождении от должности аудитора Счетной палаты предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. По вопросу о досрочном освобождении от должности аудитора Счетной палаты Государственная Дума принимает постановление.

4. Государственная Дума рассматривает вопрос о назначении на вакантную должность аудитора Счетной палаты в порядке и сроки, установленные статьей 162 настоящего Регламента.

(Статья 164 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971.)

Как заполнять новую форму П-6 в статистику в 2020 году: бланк и образец

Форма П-6 в Росстат в 2020 году входит в список отчётов, которые необходимо сдавать некоторым юрлицам. С 2020 года многие формы статотчетности обновлены, в том числе форма П-6. Где взять актуальный бланк формы и как корректно его заполнить? Что нового увидит бухгалтер в данном бланке? Ответы на эти вопросы и образец заполненной формы П-6 в 2020 году вы найдете в нашей статье.

Новая форма П-6 с 2020 года

Форма П-6 раскрывает сведения о финансовых вложениях и обязательствах предприятия. Норматив, с которым необходимо работать при заполнении формы П-6в 2020 году, приказ Росстата от 24.07.2019 № 421. Им введен с 01.01.2020 новый бланк формы П-6 (в Приложении 11) и даны указания по ее заполнению.

Действующий бланк формы П-6 в 2020 году скачать бесплатно по прямой ссылке можно здесь:

Изменений совсем немного. Выделим их:

  • прокомментировали порядок представления отчета правопреемником после реорганизации;
  • добавили некоторые понятия, которые используют при заполнении Раздела 1 формы П-6 (например, кэш пуллинг).

Кто обязан отчитываться по форме П-6 в 2020 году

В форму П-6 вносят специфические данные, которые есть в деятельности не каждого предприятия. Поэтому, сдавать форму П-6 в 2020 году должны не все. Поэтому отразим на схеме респондентов формы П-6 и тех, кто таковыми не является:

Если у организации нет финвложений или заемных средств, предоставлять нулевую форму П-6 не нужно.

Выделим некоторые нюансы, касающиеся представления формы П-6:

  • форму П-6 заполняют в целом по юрлицу без выделения в самостоятельные отчеты данных от обособок;
  • правопреемник после реорганизации сдаёт форму П-6 с учетом данных реорганизованной фирмы, начиная с января года реорганизации.

На общих основаниях должны представлять форму П-6 юрлица:

Сроки сдачи отчета по форме П-6 в Росстат 2020

Форма статистики П-6 относится к квартальной отчетности. Это касается всех категорий респондентов, отличий нет.

Дата представления отчета едина – 20-е число месяца, идущего за отчетным периодом.

Представим в виде таблицы крайние сроки, в которые надо уложиться, отчитываясь по форме П-6 в 2020 году:

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД КРАЙНИЙ СРОК СДАЧИ В 2020 ГОДУ
январь – март 2020 года 20 апреля 2020 года
январь – июнь 2020 года 20 июля 2020 года
январь – сентябрь 2020 года 20 октября 2020 года
январь – декабрь 2020 года 20 января 2021 года

Из каких разделов состоит форма П-6

Помимо титульного листа, который входит в состав каждой статистической формы и обязателен к заполнению в любом случае, форма П-6 имеет в своем составе еще 3 раздела:

Что вносить в таблицы формы П-6

При внесении данных в форму П-6 следует опираться на показатели бухгалтерского учета.

Титульный лист

Титул необходимо заполнить данными об организации – наименование, почтовый адрес и ОКПО.

Еще один пункт для заполнения – отчетный период. Форму П-6 заполняют нарастающим итогом. Первый месяц периода – это всегда январь. В течение года меняется только последний месяц отчетного периода: март, июнь, сентябрь, декабрь в отчетах соответственно за I квартал, за полугодие, за 9 месяцев, за год.

Раздел 1

Раздел 1 формы П-6 предназначен для отражения финансовых вложений и денежных средств фирмы.

Что относится к финвложениям, а что нет – отразим на схеме:

В строке 010 отражают общую сумму финансовых вложений с разбивкой на долгосрочные (стр. 020) и краткосрочные (стр. 030). Дальше в разделе детализируют строку 010. Из нее выделяют:

Конечные строки (440-461) Раздела 1 формы П-6 отражают сумму денежных средств в кассе предприятия и на расчетных счетах – как в рублях, так и в валюте.

По столбцам Раздела 1 отражают динамику изменения финвложений в течение отчетного периода, данные на начало и конец периода, а также размер полученного дохода.

Раздел 2

В Раздел 2 вносят данные о заемных средствах.

Строку 500 заполняют общей суммой займов. Далее идет построчная расшифровка по их источникам:

  • кредиты банков,
  • бюджетные кредиты,
  • займы, полученные от других организаций,
  • выпущенные долговые ценные бумаги.

По столбцам отражают динамику займов в отчетном периоде аналогично Разделу 1.

Раздел 3

Раздел 3 «Капитал и резервы» заполняют лишь в отчете за январь-июнь, то есть по итогам полугодия. Сюда вносят данные не текущего, а предыдущего года: на его начало и на его конец.

В Разделе 3 отражают сведения об уставном капитале с подробной детализацией (строки 710-790) и сведения о собственных акциях, выкупленных у акционеров (стр. 800).

Цифры Раздела 3 формы П-6 можно соотнести с цифрами из бухгалтерского баланса:

СТРОКИ РАЗДЕЛА 3 ФОРМЫ П-6 СТРОКИ БУХБАЛАНСА
700 «Капитал и резервы» 1300 «Итого капитал»
710 -790 1310 «Уставный капитал»
800 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» 1320 «Собственные акции, выкупленные у акционеров»

Завершается отчет печатью, подписью должностного лица и проставлением даты подписания отчета.

Пример заполнения формы П-6 в 2020 году

Пусть ООО «Принцип» относится к тем фирмам, которые обязаны представлять форму П-6 в территориальный орган статистики и имеют показатели в I квартале 2020 года для заполнения указанного отчета.

На начало 2020 года у ООО «Принцип» были следующие данные по финвложениям, займам и денежным средствам:

  • долгосрочные финвложения – заем нефинансовой организации-резиденту в размере 2000 руб.;
  • краткосрочные финвложения – банковский вклад в банке-резиденте в размере 1000 руб.;
  • денежные средства в кассе – 10 000 руб.;
  • денежные средства на расчетном счете – 500 000 руб.;
  • беспроцентный заем от нефинансовой организации-резидента в размере 200 000 руб.

В течение I квартала в ООО «Принцип» по операциям, которые находят отражение в П-6, происходило следующее:

  • начислены проценты по долгосрочному займу – 50 000 руб.;
  • начислены проценты по вкладу – 20 000 руб.;
  • поступило/выбыло в/из кассы – 100 000 руб./95 000 руб.;
  • поступило/выбыло по расчетному счету – 900 000 руб./750 000 руб.

Далее показан образец заполненной формы П-6 в 2020 году для указанного примера, а ниже его можно бесплатно скачать.

Итоги

Отчет по форме П-6 представляют в территориальный орган статистики ежеквартально до 20-го числа следующего за кварталом месяца. Его должны сдать юрлица, у которых в отчетном периоде имели место операции, связанные с финвложениями и заемными средствами.

Виды сделок

Сделка как правомерное действие

Сделкой может считаться только правомерное действие, совершенное в соответствии с требованиями закона. Правомерность сделки означает, что она обладает качествами юридического факта, порождающего те правовые последствия, наступление которых желают лица, вступающие в сделку, и которые определены законом для данной сделки. Поэтому сделка, совершенная в соответствии с требованиями закона, действительна, т.е. признается юридическим фактом, породившим желаемый субъектами сделки правовой результат.

Наличие у всех сделок общих признаков не исключает их подразделения на виды:

а) односторонние, двусторонние и многосторонние;

б) возмездные и безвозмездные;

в) реальные и консенсуальные;

г) каузальные и абстрактные;

д) фидуциарные и не фидуциарные.

Сделки могут быть классифицированы и иным образом в зависимости от цели, которая ставится при проведении классификации. Так, по способу закрепления волеизъявления сторон сделки могут быть разделены на вербальные (устные) и литеральные (письменные). По особенностям юридического механизма действия сделок их можно разделить на сделки, совершенные под условием или без такового и т.д. По особому порядку совершения сделки, обусловленному целью предотвращения конфликтов между членами корпорации и ее исполнительными органами, пресечения злоупотреблений имущественными правами лицами, заинтересованными в совершении сделки, можно выделить крупные сделки и сделки, совершенные с заинтересованными лицами.

Данная классификация сделок основана на действующем законе. Согласно п. 1 ст. 154 сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними.

Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК).

Односторонние сделки можно разделить на правопорождающие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правопорождающие односторонние сделки — это сделки, служащие возникновению гражданских правоотношений. К их числу можно отнести: завещание, которое создает права и обязанности после открытия наследства (п. 5 ст. 1118 ГК); выдачу доверенности (п. 5 ст. 185 ГК); последующее одобрение сделки (п. 2 ст. 183 ГК); оферту — адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение заключить договор (п. 1 ст. 435 ГК); публичное обещание награды или денежного вознаграждения тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок (п. 1 ст. 1055 ГК); объявление публичного конкурса (п. 1 ст. 1057 ГК); принятие наследства наследником (ст. 1152 ГК) и т.п.

Правоизменяющие односторонние сделки — это по общему правилу сделки, опосредующие реализацию гражданских правоотношений, то есть сделки, связанные с осуществлением субъективных гражданских прав и исполнением субъективных обязанностей участниками гражданских правоотношений. К их числу можно отнести: передачу имущества во исполнение обязательства; принятие долга кредитором, выбор должником способа исполнения альтернативного обязательства (ст. 320 ГК); исполнение неисполненного должником обязательства кредитором своими силами за счет должника (ст. 397 ГК); удержание вещи кредитором (ст. 359 ГК) и т.п.

Правопрекращающие односторонние сделки — это сделки, влекущие прекращение правоотношений в целом или отдельных субъективных гражданских прав и обязанностей. К ним относятся: отказ участника общей долевой собственности от права преимущественной покупки (п. 2 ст. 250 ГК); отказ от права собственности (ст. 236 ГК); отказ от права пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования земельным участком, который может быть совершен землепользователем или землевладельцем (п. 1 ст. 45 и п. 3 ст. 53 Земельного кодекса); односторонний отказ от договора, допускаемый законом или договором (п. 3 ст. 450 ГК); зачет встречного одностороннего требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования (ст. 410 ГК) и т.п.

Механизм действия односторонних сделок своеобразен. В соответствии со ст. 155 ГК РФ односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами. Здесь речь идет об обязанностях активного типа — передать имущество, выполнить работу, оказать услугу.

Классическим случаем возложения обязанности путем совершения односторонней сделки является завещание, содержащее завещательный отказ. Согласно ст. 1137 ГК завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (завещательный отказ). Исполнение не исполненного должником обязательства кредитором своими силами за счет должника (ст. 397 ГК) означает возникновение у должника обязанности по возмещению исполненного кредитору. Выбор должником способа исполнения альтернативного обязательства порождает обязанность кредитора принять выбранное должником исполнение. Так, в соглашении (договоре) может быть предусмотрено, что в случае неисполнения должником до определенного срока своего обязательства по оказанию услуги кредитор вправе при наступлении этого срока потребовать от должника передачи ему картины из коллекции должника.

Для гражданского оборота характерны односторонние сделки, порождающие обязанности у лиц, совершивших их, и одновременно порождающие права для других лиц. Лицо, публично объявившее о выплате денежного вознаграждения (награды), связывает себя обязанностью выплатить обещанное денежное вознаграждение (награду) любому, кто совершил соответствующее действие. Лицо, объявившее публичный конкурс, связывает себя обязанностью выплаты обусловленной награды победителю. Оно же оказывается связанным пассивной обязанностью в форме невозможности отступления от условий конкурса в течение первой половины срока, установленного для представления работ конкурсантов (п. 1 ст. 1058 ГК).

Двусторонняя сделка порождает правовой результат только при наличии волеизъявления двух сторон, преследующих собственные правовые цели. При этом каждая из сторон может быть представлена как одним, так и несколькими субъектами. Так, купля-продажа всегда остается двусторонней сделкой, несмотря на то что в ее заключении может участвовать несколько лиц на стороне покупателя или несколько лиц на стороне продавца. В таких случаях принято говорить о множественности лиц, составляющих сторону в сделке. Поэтому не следует смешивать число сторон в двусторонней сделке с числом ее участников.

Волеизъявление сторон в двусторонней сделке должно быть встречным и совпадающим. Встречный характер волеизъявлений обусловлен взаимно удовлетворяемыми интересами сторон (например, сделка аренды имущества может иметь место, если одна сторона хочет пользоваться вещью, а другая — сдать ее внаем). Совпадающий характер волеизъявлений означает их взаимную согласованность, свидетельствует о достижении соглашения между сторонами (например, такая сделка, как договор поставки, может считаться состоявшейся только в том случае, если стороны согласуют наименование и количество товара, подлежащего поставке). Благодаря взаимной согласованности встречных волеизъявлений сторон, двусторонняя сделка как соглашение сторон предстает в гражданском обороте в форме единого волевого акта. В абсолютном большинстве случаев эти единые волевые акты являются договорами. Вместе с тем в некоторых случаях они лишены договорной природы. К числу таковых можно отнести сделки по передаче денег должником кредитору по натуральному обязательству (например, суммы, проигранной в карты).

Для совершения многосторонней сделки необходимо волеизъявление трех или более сторон (п. 3 ст. 154 ГК). При многосторонней сделке правовой результат возникает при совпадающем волеизъявлении более чем двух сторон (хотя на практике встречаются многосторонние сделки с двумя сторонами). Примером многосторонней сделки служит договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), который может выступать средством достижения общей хозяйственной цели, например для финансирования и строительства туристического комплекса несколькими юридическими лицами и т.д. Разновидностью многосторонних сделок являются учредительные договоры о создании хозяйственных товариществ и обществ. Данные договоры являются многосторонними, так как число учредителей в законе не ограничено.

Деление сделок на односторонние и двусторонние или многосторонние показывает правомерность утверждения: не всякая сделка — договор, но всякий договор — сделка.

Сделки разделяются на возмездные и безвозмездные. Возмездной называется сделка, в которой обязанности одной стороны совершить определенные действия соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального или другого блага. Возмездность в сделке может выражаться в передаче денег, вещей, предоставлении встречных услуг, выполнении работы и т.д. В безвозмездной сделке обязанность предоставления встречного удовлетворения другой стороной отсутствует. Поэтому возмездными могут быть только двусторонние и многосторонние сделки. Односторонние сделки всегда безвозмездны.

Возмездность или безвозмездность сделок может предопределяться их природой или соглашением сторон. Только возмездными по своей природе являются сделки по передаче имущества в собственность, совершенные с целью товарно-денежного обмена. В свою очередь, всегда безвозмездна сделка дарения. Соглашением сторон может определяться, например, возмездность или безвозмездность договоров поручения, хранения и т.п.

Безвозмездные сделки могут совершаться без ограничения в отношениях между гражданами. В отношениях с участием юридических лиц безвозмездные сделки возможны, только если это не противоречит требованиям закона (ст. ст. 575, 576 ГК).

Двусторонние и многосторонние сделки (договоры) подразделяются на консенсуальные и реальные. Консенсуальные сделки (от лат. consensus — соглашение) — это такие сделки, которые порождают гражданские права и обязанности с момента достижения их сторонами соглашения. Последующая передача вещи или совершение иных действий осуществляется уже с целью их исполнения. Консенсуальными являются сделки купли-продажи и аренды, а также многие сделки по выполнению работ и оказанию услуг (договор подряда, договор комиссии и т.п.).

Для совершения реальной сделки (от лат. res — вещь) одного соглашения между ее сторонами недостаточно. Необходима еще передача вещи или совершение иного действия. Реальны некоторые сделки по передаче имущества в собственность или иное вещное право (например, сделки дарения и займа, не сформулированные как обещание подарить и выдать заем). Реальны отдельные сделки о временной передаче вещей (например, договоры хранения, перевозки грузов и некоторые другие).

Все сделки подразделяются также на каузальные и абстрактные. Каждая сделка имеет правовое основание — правовую цель, к достижению которой стремятся субъекты. Из каузальной сделки видно, какую правовую цель она преследует. Так, из договора купли-продажи всегда можно определить, на какое имущество хочет прибрести право собственности покупатель и в связи с продажей какого имущества у покупателя возникает право требования оплаты.

Права и обязанности субъектов, вытекающие из каузальной сделки, должны соответствовать ее основанию — правовой цели, опираться на нее. Поэтому реализация правоотношения, возникающего на основании каузальной сделки, то есть осуществление субъективных прав и обязанностей, составляющих содержание этого правоотношения, возможно только в соответствии с условиями сделки. Поэтому в нашем примере действительность права требования оплаты проданного имущества будет напрямую зависеть от действительности самого договора купли-продажи и соответствия этого права требования цели договора купли-продажи. Возможность реализации требования по оплате будет находиться в жесткой зависимости от выполнения продавцом либо обязательства по передаче проданного имущества, либо иного обязательства в соответствии с условиями сделки.

Абстрактные сделки — это сделки, порождающие права и обязанности, как бы оторванные от основания сделки (от лат. abstrahere — отрывать, отделять). Пример абстрактной сделки — выдача векселя. По действующему гражданскому законодательству все сделки по выдаче и передаче ценных бумаг отнесены к разряду абстрактных сделок. Согласно п. 2 ст. 147 ГК отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства либо его недействительность не допускается. Только владелец ценной бумаги, обнаруживший подлог или подделку ценной бумаги, вправе предъявить к лицу, передавшему ему бумагу, требования о надлежащем исполнении обязательства, удостоверенного ценной бумагой, и о возмещении убытков.

По особому характеру взаимоотношений участников сделки их можно разделить на фидуциарные и не фидуциарные. Фидуциарные сделки (от лат. fiducia — доверие) — это сделки, основанные на особых, лично-доверительных отношениях сторон. Утрата такого характера взаимоотношениями сторон дает возможность любой из них в одностороннем порядке отказаться от исполнения сделки (например, в договоре поручения как поверенный, так и доверитель вправе в любое время отказаться от его исполнения без указания мотивов). Участник полного товарищества вправе в любое время без согласия других участников выйти из товарищества, что означает свободный выход из учредительного договора. Подобные сделки редки и в целом не характерны для имущественного оборота.

Существенные особенности имеет механизм возникновения гражданских прав и обязанностей из сделок, совершенных под условием.

Условной называется сделка, стороны которой ставят возникновение или прекращение прав и обязанностей в зависимость от какого-то обстоятельства, которое может наступить или не наступить в будущем.

В качестве условия могут выступать как события, так и действия граждан и юридических лиц. При этом в качестве условия могут рассматриваться как действия третьих лиц, так и действия самих участников сделки (например, женитьба покупателя имущества, договорившегося с продавцом о том, что право собственности на проданное имущество перейдет к покупателю только с момента его женитьбы). Действующее российское законодательство не содержит прямого запрета на признание условиями действий самих участников сделки. Вместе с тем в некоторых законодательных системах имеют место запреты подобного рода. Так, например, в соответствии со ст. 134 ГК Японии не может считаться условием действие, всецело зависящее от воли должника.

События и действия, относимые к условиям, должны обладать определенными признаками.

События и действия в качестве условия должны характеризоваться тем, что в момент совершения сделки ее участникам не должно быть известно, наступит или не наступит в будущем обстоятельство, включенное в сделку в качестве условия. Именно неопределенность относительно того, наступит или не наступит то или иное обстоятельство, позволяет субъектам придать мотиву сделки значение условия. Например, гражданин обязуется предоставить в аренду свою дачу, если он приобретет или построит новую.

Несмотря на неопределенность относительно того, наступит или не наступит действие или событие, предусмотренное участниками сделки в качестве условия, оно должно быть возможным как юридически, так и по объективным естественным законам. Иначе говоря, должна иметь место реальная осуществимость обстоятельства,противоположная той, когда некто продает автомобиль под условием, что автомобиль будет передан во владение и пользование покупателя, если продавец придумает «вечный» двигатель к нему.

Субъекты могут придать характер условия различным жизненным обстоятельствам (переезд на новое место жительства, изменение места службы, улучшение жилищных условий и т.д.). Поэтому условие обладает таким признаком, как произвольность его установления.

Обстоятельство, произвольно избранное участниками сделки в качестве условия, не должно противоречить закону, основам правопорядка и нравственности. Поэтому недействительна сделка, если в нее в качестве условия включается, например, требование причинения вреда третьему лицу.

Условие в сделке — элемент случайный, но он должен быть неразрывно связан с основным содержанием сделки и не может рассматриваться изолированно.

Покупка квартиры супругами иногда становится затратной, то есть в том случае, когда без нотариуса в сделке не обойтись, вас ждут дополнительные расходы на оплату услуг юридического и технического характера нотариусу и оплату госпошлины за удостоверение договора.

Статья обновлена 26.12.2019 г

Покупка квартиры супругами

Если подойти к этому вопросу разумно можно избежать этих дополнительных и весьма немалых затрат.
Дело в том, что не каждая сделка покупки недвижимости супругами, подлежит обязательному удостоверению у нотариуса.

Как супругам оформить покупку квартиры

Существует три варианта:

  • Оформить на одного из супругов. Росреестр зарегистрирует право единоличной собственности.
    Недвижимость, купленная в браке, является совместно нажитым имуществом. При продаже квартиры или дарении от другого супруга потребуется нотариально заверенное согласие.

В случае развода доля в праве собственности на другого супруга выделяется нотариальным соглашением о разделе имущества или, в случае недостижения компромисса, по решению суда.

  • Оформить общую долевую собственность в равных (1\2) или неравных долях (например 1/6 и 5/6). Росреестр зарегистрирует право общей долевой собственности.
    Такая сделка подлежит обязательному удостоверению у нотариуса.
    Нужно будет удостоверить договор купли-продажи у нотариуса или к договору купли-продажи в простой письменной форме прилагается нотариальный брачный договор в котором будет описан режим собственности на имущество, купленное в браке. Брачный договор передается в Росреестр(копия) с договором купли-продажи в простой письменной форме.

Каждый из супругов сможет продать свою долю третьему лицу, получив отказ от преимущественного права покупки другим супругом.

Каждый из супругов может подарить свою долю без уведомления другого.
В случае развода, каждый остается при своей доле.

Читайте свежую статью: Покупка квартиры в долевую собственность

Росреестр отклоняет заявления о регистрации общей долевой собственности на супругов по договорам в простой письменной форме , со ссылкой на Семейный кодекс ( ст. 33-35)

  • Оформить общую совместную собственность. Такая сделка оформляется в простой письменной форме. Общая совместная собственность оформляется на законных супругов.
    В случае развода доли выделяются по нотариальному соглашению сторон или решению суда.

Если вы состоите в гражданском браке — вы можете купить квартиру в общую долевую собственность и оформить сделку в простой письменной форме.

Согласие супруга на покупку квартиры

О необходимости согласия супруга на покупку квартиры читайте в специальной статье:
Согласие супруга на покупку недвижимости

Вычет при покупке квартиры супругами

Налоговый вычет супруги могут получить с разных сумм, конечно в пределах 2 000 000.0 рублей.

Подробнее о налоговом вычете читайте в статье:
Как получить налоговый вычет при покупке квартиры

Другие причины для нотариальной сделки

Причиной для удостоверения сделки у нотариуса является не только оформление супругами долевой собственности, но и долевая собственность у продавцов. А так же если продавцом недвижимости является несовершеннолетний или недееспособный.

Подробнее читайте в статье:
Нотариус в сделках с недвижимостью