Конвенция Россия

Семейный кодекс Финляндии на русском языке (неофициальный перевод). Закон о браке Финляндии (выдержки).

Закон о браке Финляндии (выдержки)

Ознакомление с иностранным законодательством всегда обогащает человека. Много граждан России вступают в интернациональные браки, особенно жительницы С-Петербурга.

Часть 1 заключение и расторжение брака
Глава 1 общие положения

Статья 1
Мужчина и женщина, вступающие в брак, признаются брачующимися.
Брак заключается на брачной церемонии.
Перед вступлением в брак должно быть установлено, что нет препятствий к вступлению в брак.

Статья 2
Супруги равны в браке. Будучи в браке, супруги должны выражать взаимное доверие и совместно работать на благо семьи.
Каждый супруг, он или она, имеют право выбора: работать или заниматься иной социальной деятельностью вне семьи.
Статья 3
Брак считается прекращенным, когда один из супругов скончался, или когда брак супругов расторгнут.

Глава 2 Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак
Статья 4
Гражданин, не достигший 18-и летнего возраста, не имеет право вступлению в брак
Министерство юстиции может, однако, при наличии особых причин, разрешить заключить брак до достижения 18 лет.
До того как вопрос будет решен, опекун заявителя заранее должен принять разумные меры для слушания по месту жительства жениха или невесты.

Статья 5 исключена

Статья 6
Ни он, ни она не имеют права вступить в новый брак, пока прежний брак не прекратил свое действия.

Статья 7
Ни один человек не должен вступать в брак с ее отцом, его матерью, бабушкой или дедушкой или другими прямыми родственниками по восходящей линии, ни на его или ее детях, внуках или других потомках.
Братья и сестры или не полнородные братья или сестры не должны заключать браки между собой.

Статья 8
Приемный родитель и усыновленный ребенок не имеют права заключать между собой брак.
Министерство юстиции при установлении убедительных причин может разрешить им вступить в брак.

Статья 9
Два человека, один из которых является потомком другого брата или сестры не имеют права вступать брак, если Министерство юстиции, при наличии особых обстоятельств, не разрешит им заключить брак.

ГЛАВА 3 Проверка обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

Статья 10
Должностное лицо обязано убедиться, что нет установленных законом препятствии к вступлению в брак.
Такая проверка может быть также проведена приходом Евангелисткой Лютеранской церковью или греческой православной церковью, если брачующиеся или один из них принадлежит указанному приходу.

Статья 11
Вступающие в брак лица, должны совместно выразить просьбу лицам, указанным в статье 10 проверить, нет ли препятствий для вступления в брак.
В том случае, если разрешение на вступление в брак требуется, данное разрешение, выданное министерством юстиции, предъявляется лицу.
Если вступающее в брак лицо, имеет, выданное не более чем 4 месяца назад сертификат проверки препятствии для вступления в брак, этот оригинал сертификата также передается проверяющему лицу.

Статья 12
Вступающие в брак лица, должны в письменной форме заверить лицу, проводящему проверку о том, что нет препятствии к вступлению в брак, как указано в статьях 7-9.
В то же самое время лица, желающие вступить в брак, должны указать письменно состояли ли он или она ранее в браке или зарегистрированном партнёрстве.
В том случае, если имеется в распоряжении проверяющего лица информация о том, что ранее заключенный брак или партнерство не расторгнуты, то он вправе требовать предоставления объяснений.

Статья 13
Если проверяющее лицо не обнаруживает установленного законом препятствия к вступлению в брак, лицам, желающим вступить в брак передается сертификат об отсутствии препятствии к вступлению в брак.
Сертификат выдается не ранее, чем на седьмой день после предоставления запроса для проверки препятствии к вступлению в брак.
Сертификат, однако может быть выдан ранее указанного срока при наличии к тому важных причин для вступления в брак.

ГЛАВА 4 Церемония заключения брака

Статья 14
Свадебная церемония осуществляется в присутствии родственников и свидетелей жениха и невесты, так же как религиозная или гражданская церемония.
Религиозная церемония может быть проведена в церкви евангелическо-лютеранской или в Греческая православной церкви или в другой религиозной общине, которой Министерство образование предоставило лицензию на право осуществления брачных церемоний.
Положение о регистрации лицензии на право осуществления брачных церемоний должно быть введено соответствующим приказом.

Статья 15
Присутствие на брачной церемонии вступающих в брак лиц обязательно.
После того, как вступающие в брак лица ответили на вопрос должностного лица о том, желает ли она или он выйти замуж за другого, должностное лицо объявляет их мужем и женой.

Статья 16
В дополнение к статье 15 Закона, другие условия и форма свадебной церемонии определяется религиозной общиной.
Положения о гражданской церемонии брака определяются Указом.

Статья 17
Религиозная свадебная церемония может быть осуществлена:
В Евангелисткой Лютеранской церкви священником;
В Греческой православной церкви священником; и в другой религиозной общине лицом, кто по правилам общины имеет право выполнять церемонию брака.
Светская свадебная церемония подлежит выполнению:
Председательствующим окружного суда; окружным судьей и окружным регистратором.

Статья 18
Церемония брака не должна быть осуществлена должностным лицом в случае, если имеется препятствие к вступлению в брак или же если он считает, что лица, вступающие в брак, очевидно, не способны понимать значения брака из-за его или ее недееспособности.
Перед началом выполнения церемонии бракосочетания должностное лицо должно убедиться, что проверка отсутствие препятствии к вступлению в брак осуществлена в соответствии с положениями, указанными в статьях 11-13, настоящего закона. Если сертификат, указанный в ст.13 настоящего закона был выдан более 4 месяцев до даты, назначенной на проведение церемонии бракосочетания, он должен отказать в проведении церемонии на данном основании.

Статья 19
Церемония бракосочетания признается недействительной, если она не была выполнена в соответствии с правилами, указанными в ст.15 настоящего закона или если церемония осуществлена лицом, не имеющим на то, соответствующих полномочий.
Президент Финской республики, учитывая веские причины имеет право признать церемонию, указанную в п.1 данной статьи действительной.
Ходатайство об этом может быть подано любым из лиц, состоящих в браке или, если один из них
мертв, его или ее наследниками.

Глава 5 Семейное посредничество

Статья 20
Споры и правовые вопросы, возникающие во время брака, должны прежде всего улажены путем переговоров между членами семьи и заключено по ним соглашение.
Для разрешения возникающих споров лица вправе привлекать семейных переговорщиков.
Посредники могут оказать помощь и поддержку по просьбе также в том случае, когда возникают споры относительно согласия с судебным постановлением или соглашением об опеке над детьми и права на доступ.

Статья 21
Посредник должен стремиться к конфиденциальной и открытой дискуссии между членами семьи.
Он или она должны стремиться к консенсусу относительно того, как решать споры в семье в лучшем виде для всех заинтересованных лиц.
Посреднику следует обратить внимание на положение малолетних детей.
Медиатор обязан оказывать помощь лицам, заинтересованным в заключении соглашения и принимать другие меры, необходимые для улаживания спора.

Статья 22
Общее планирование, мониторинг и контроль в отношении семейных посредников, является задачей провинциальных офисов, подчиненных Министерству социальных вопросов и здравоохранения.
Муниципальный орган по социальному обеспечению отвечает за организацию семейного посредничества в муниципалитете.
Министерство социальных вопросов и здравоохранения обязано издать более подробные инструкции и принципы семейного посредничества.

Статья 23

  1. Разрешение оказывать семейное посредничество может быть выдано, по заявлению общества, объединения или фонда, которые квалифицированно могут его осуществить.

Разрешение может быть выдано по заявлению также лицу, которое является компетентным в области охраны детства, семейной деятельности или знаком с семейным правом и кто, в силу его или ее предыдущего опыта и личностных характеристик, может профессионально осуществлять деятельность в качестве медиатора.

  1. Разрешение может быть предоставлено на определенный период, не превышающий пяти лет. Разрешение может быть отозвано, если для этого возникнут причины.
  2. При выдаче разрешения, Губернское правление также может издавать подробные инструкции касательно посредничества.

Глава 6 Расторжение брака
Завершение сожительства

Статья 24

На основании совместного ходатайства супругов или заявления одного из супругов суд имеет право:

  1. Решить, чтобы супруг, который в большей степени нуждается в проживании, должен иметь право продолжить проживать в общем месте жительства.
  2. Решить, чтобы другой супруг освободил место проживания.
  3. Дать супругу право на пользование движимым имуществом, которое принадлежит другому супругу и которые составляют часть бытовых товаров, предназначенных для общего пользования

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 (ред. от 05.06.2018) «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»

Изменения, внесенные Протоколом от 05.06.2018 применяется в отношении налоговых периодов, начинающихся 01.01.2020 или после 01.01.2020.

  • Конвенция
    • Статья 1. Лица, к которым применяется Конвенция
    • Статья 2. Налоги, на которые распространяется Конвенция
    • Статья 3. Общие определения
    • Статья 4. Резидент
    • Статья 5. Постоянное представительство
    • Статья 6. Доходы от недвижимого имущества
    • Статья 7. Прибыль от предпринимательской деятельности
    • Статья 8. Международные перевозки
    • Статья 9. Ассоциированные предприятия
    • Статья 10. Дивиденды
    • Статья 11. Проценты
    • Статья 12. Роялти
    • Статья 13. Прирост стоимости капитала
    • Статья 14. Независимые личные услуги
    • Статья 15. Зависимые личные услуги
    • Статья 16. Гонорары директоров
    • Статья 17. Артисты и спортсмены
    • Статья 18. Пенсии
    • Статья 19. Государственная служба
    • Статья 20. Студенты
    • Статья 21. Другие доходы
    • Статья 22. Капитал
    • Статья 23. Устранение двойного налогообложения
    • Статья 24. Недискриминация
    • Статья 25. Взаимосогласительная процедура
    • Статья 26. Обмен информацией
    • Статья 26.1. Содействие во взыскании налогов
    • Статья 26.2. Ограничение льгот
    • Статья 27. Сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений
    • Статья 28. Вступление в силу
    • Статья 29. Прекращение действия
  • Протокол
    • В дополнение к статье 5
    • В дополнение к статье 7
    • В дополнение к статьям 7 и 9

Открыть полный текст документа

Новое корпоративное законодательство Великобритании: Companies Act 2006

УДК 341.9:339.9
С.Л. БУДЫЛИН
старший юрист компании Roche & Duffay
Корпоративное право Великобритании — одно из старейших в мире. Начиная с XVII века в Великобритании стали создаваться акционерные компании. В то время на организацию каждой компании требовалось разрешение парламента. В 1844 году был введен регистрационный порядок создания компаний, а в 1855 году акционеры компаний получили право на ограниченную ответственность. В 1862 году положения корпоративного права были кодифицированы в единый Закон о компаниях (Companies Act). Он и стал прародителем всех последующих версий корпоративного законодательства Соединенного Королевства, а также его многочисленных колоний и зависимых территорий, в том числе большинства ныне существующих офшорных зон.
В дальнейшем Закон о компаниях многократно пересматривался, исправлялся, дополнялся и консолидировался. В частности, при вступлении Великобритании в Европейское экономическое сообщество (сейчас — Европейский союз) в 1973 году в Закон о компаниях были внесены изменения для приведения его в соответствие европейским стандартам. В последующем в Закон о компаниях также неоднократно вносились коррективы, направленные на имплементацию европейских директив. Последняя консолидированная версия Закона о компаниях была принята в 1985 году, после чего существенные изменения были внесены в 1989 году.
Начиная с 1998 года Департамент торговли и промышленности Великобритании вел работу по подготовке реформы корпоративного законодательства. По мере разработки нового законопроекта его основные положения выносились на публичное обсуждение. В 2005 году проект закона был внесен в парламент. После одобрения обеими палатами парламента закон получил королевскую санкцию 8 ноября 2006 г.
Новый Закон о компаниях (Companies Act 2006; далее — Закон) — самый объемный нормативный акт в истории британского парламента. По настоянию общественности в него были включены не только новеллы корпоративного права, как это изначально предполагалось, но и все те положения Закона о компаниях 1985 года, которые сохранили свою силу, т. е. Закон представляет собой полный консолидированный текст; он содержит около 700 страниц и включает 1300 статей и 16 приложений.
Закон распространяется не только на собственно Великобританию (состоящую из Англии, Уэльса и Шотландии), но и на Северную Ирландию, т. е. действует на территории всего Соединенного Королевства. Однако при этом за парламентариями Северной Ирландии сохраняется право изменить или даже полностью отменить данный закон применительно к своей территории. Закон также предусматривает возможность распространения действия некоторых положений — относительно приобретения публичных компаний — на зависимые территории Великобритании: Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси и Джерси), не входящие в Соединенное Королевство.
Помимо ранее известных положений, Закон содержит ряд новелл. Кроме того, он кодифицирует ряд норм, существовавших лишь в судебных решениях, в частности, относящихся к обязанностям директоров компаний. (Как известно, Великобритания — страна общего права, в которой судебный прецедент является источником права; писаный закон стоит выше судебного прецедента, но законодатель нередко инкорпорирует сформулированные судом нормы в новые законы.) Наконец, Закон имплементирует положения новых европейских директив о приобретении компаний и об обеспечении прозрачности компаний, ценные бумаги которых обращаются на регулируемых рынках.
По замыслу разработчиков Закон написан так, чтобы облегчить жизнь прежде всего малому бизнесу. В связи с этим введен ряд существенных процедурных упрощений для частных компаний (например, отменена обязательная должность секретаря компании); кроме того, многие положения сформулированы по возможности доступным для непрофессионалов языком. В отношении публичных компаний никаких поблажек не предусмотрено, напротив, введены более жесткие требования, связанные с европейскими стандартами прозрачности. Отметим также, что Закон, следуя веяниям времени, вводит возможность предоставления разного рода уведомлений по электронной почте или через интернет-сайт.
Таким образом, Закон представляет собой существенный шаг вперед в развитии корпоративного законодательства. Рассмотрим наиболее важные его положения.
Формы компаний. Закон сохраняет в неприкосновенности весь спектр разновидностей компаний, которые могут быть созданы в Великобритании.
Прежде всего, компании делятся на компании с ограниченной и неограниченной ответственностью участников. Ответственность участников может быть ограничена либо акциями, либо гарантией участников (ст. 3; здесь и далее не обозначенные особо ссылки — на Закон).
Компания может быть частной или публичной. Тот факт, что компания публичная, отражается в ее свидетельстве о регистрации (certificate of incorporation). Для частной компании минимальный капитал не установлен, а для публичной составляет 50 тыс. фунтов. Как ясно уже из названия, только публичная компания может предлагать свои акции публично (статьи 4, 761—763).
Еще одна, довольно экзотическая, корпоративная форма, впервые введенная в 2005 году, — «компания общественного интереса» (community interest company; ст. 6). Эта форма предназначена для предприятий, использующих свои активы и всю полученную прибыль для общественного блага (защита окружающей среды, общественный транспорт, социальное жилье и т. п.). Не следует смешивать компании общественного интереса с благотворительными организациями (которые имеют налоговые льготы).
Частные компании с ограниченной ответственностью можно определить по слову limited или аббревиатуре ltd. в конце их наименования, а публичные компании с ограниченной ответственностью — по словам public limited company или аббревиатуре p.l.c. Для компаний, зарегистрированных в Уэльсе, допускаются валлийские эквиваленты (статьи 58—59).
В Великобритании возможно также создание разного рода товариществ (general partnership, limited partnership, limited liability partnership), но их функционирование не регулируется Законом.
Таким образом, организационно-правовые формы юридических лиц в Великобритании существенно отличаются от тех, которые приняты в континентальной Европе, включая Россию (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.). Если публичная компания с ограниченной ответственностью близка к континентальному открытому акционерному обществу, то для частной компании с ограниченной ответственностью на континенте нет прямого аналога; можно сказать, что она сочетает различные черты закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью.
Создание компании. Согласно Закону как частная, так и публичная компания может быть создана одним или несколькими лицами (ст. 7). (Ранее для создания публичной компании требовалось не менее двух учредителей.) Для этого они подписывают учредительный договор (memorandum of association). Функции учредительного договора существенно сужены по сравнению с предыдущей версией Закона: теперь достаточно указать, что учредители желают создать компанию, став ее участниками (в случае компании с акционерным капиталом — получив по крайней мере по одной акции; ст. 8).
Учредительный договор вместе с заявкой на регистрацию подается в регистрирующий орган. Заявка должна включать сведения о капитале компании (если таковой имеется), ее первых акционерах и должностных лицах (директорах, секретаре), адресе зарегистрированного офиса. Также прилагается копия устава, если таковой имеется (ст. 9). Получив все необходимые документы, регистрирующий орган выпускает сертификат инкорпорации (ст. 15). В будущем предполагается возможность перехода на регистрацию компаний через Интернет, для чего регистрирующему органу предоставлены полномочия по определению способа доставки документов (ст. 1068).
Устав (articles of association) и некоторые виды решений или соглашений участников компании (но не ее учредительный договор, играющий теперь вспомогательную роль) составляют уставные документы (constitution) компании. Копии всех уставных документов предоставляются в регистрирующий орган (статьи 17, 29—30).
Любопытно, что компания вовсе не обязана иметь собственный устав: Закон разрешает государственному секретарю издавать модельные уставы для различных видов компаний, которые будут применяться в случае отсутствия у компании собственного устава (статьи 19—20). Если учредители (акционеры) компании хотят изменить лишь отдельные положения модельного устава, они могут включить в устав компании только те положения, которые отличаются от модельных. В результате устав может быть очень коротким либо вообще отсутствовать. В предыдущей версии Закона такой модельный устав был включен в качестве приложения непосредственно в текст закона, но теперь он будет приниматься как подзаконный акт (regulations).
Ранее важной функцией учредительного договора было указание целей деятельности компании. Теперь они обозначаются в уставе (ст. 31), однако Закон явно указывает, что сделка компании не может быть оспорена на основании ограничений, содержащихся в уставных документах компании (ст. 39). Более того, сделка с добросовестным третьим лицом не может быть оспорена и на основании предусмотренных уставом ограничений полномочий директоров (ст. 40). По существу, отказ от указания целей деятельности компании в ее документах знаменует окончательный отказ британ-ских законодателей от традиционной доктрины ultra vires, предполагающей ограничение правоспособности компании ее учредительными документами.
Таким образом, регистрационные процедуры по созданию компании весьма незамысловаты и не требуют даже разработки устава компании.
Капитал и акции компании. Компании (как с ограниченной, так и с неограниченной ответственностью), обладающие уставным правом на выпуск акций, имеют акционерный капитал (ст. 545). Соответственно акции (shares) — это доли в капитале компании (ст. 540). В момент регистрации компании ее капитал складывается из номинальной стоимости акций, полученных учредителями. В дальнейшем к капиталу добавляется номинальная стоимость вновь выпущенных акций. При этом акции не обязательно должны быть полностью оплачены; неоплаченная часть является задолженностью акционеров перед компанией (статьи 10, 546). При соблюдении определенных требований компания может также уменьшить свой капитал (ст. 641). Как уже упоминалось, лишь публичные компании обязаны выполнять требования в отношении минимального капитала (в настоящее время 50 тыс. фунтов).
Все акции должны иметь номинальную стоимость, выраженную в любой валюте (при этом дифференцированные классы акций могут быть деноминированы в разной валюте) (ст. 542). Отдельным видам акций могут соответствовать особые права акционеров (на голосование, получение дивидендов и др.) (ст. 629). Передача акций осуществляется согласно уставу компании (которым могут быть определены те или иные ограничения) (ст. 544). Преду-смотрена возможность выпуска погашаемых (redeemable) акций (ст. 648).
Весьма существенным новшеством Закона является упразднение понятия разрешенного капитала (authorised capital) компании. В предыдущей версии рассматриваемого Закона так называлась указанная в учредительном договоре компании сумма, на которую компания может (но не обязана) выпустить акции. То есть в учредительном договоре мог быть указан капитал компании в 1 млн фунтов, но при этом фактически могла быть выпущена одна акция номиналом в 1 фунт. Теперь под капиталом понимается стоимость только фактически выпущенных (распределенных) акций; указывать капитал в уставе или учредительном договоре не требуется.
Таким образом, в Законе нет понятия уставного капитала (который фиксируется учредительными документами компании и должен быть выплачен акционерами), известного континентальной Европе. Акционерный капитал состоит из номинальной стоимости фактически выпущенных акций, причем Закон не предусматривает ограничений на количество выпускаемых акций и их номинал.
Участники, директора, секретарь. Высшими полномочиями в компании обладают ее участники (которые могут также именоваться акционерами в случае компании с акционерным капиталом). Они имеют полномочия на изменение устава (специальной резолюцией, т. е. большинством в 75%; статьи 21, 283), на смещение директоров (ст. 168) и др. Решения могут приниматься как на общем собрании, так и путем подписания каждым участником письменной резолюции без созыва общего собрания (ст. 281).
Коммерческие дела компании в соответствии с общей идеологией британского корпоративного права ведутся директорами компании, рассматриваемыми как единый орган (совет директоров). Публичная компания должна иметь не менее двух директоров, для частной компании достаточно одного (ст. 154). Директора могут быть юридическими лицами; однако согласно Закону хотя бы один директор компании должен быть физическим лицом (ст. 155). Минимальный возраст директора — 16 лет (ст. 157). Директора могут делегировать свои полномочия комитетам директоров, исполнительному директору и т. д.
Закон воздерживается от какого-либо описания полномочий директоров, оставляя их на усмотрение участников (полномочия директоров и любых органов компании описываются в уставе). Закон также не вводит таких понятий, как исполнительный орган или генеральный директор, обычных для континентально-европейских правовых систем. Таким образом, директор британской компании может быть как исполнительным директором, так и членом наблюдательного органа. Закон знает также понятие теневого директора, т. е. лица, указаниям которого директора «обычно следуют» (ст. 251). На такого теневого директора распространяются определенные обязанности директоров, например, он обязан декларировать заинтересованность в сделках компании (ст. 187).
Не давая перечня полномочий директоров, Закон содержит подробный перечень их обязанностей. Этот перечень, по существу, является кодификацией принципов, ранее сформулированных в судебных решениях, и именно в свете этих решений положения Закона и должны интерпретироваться (ст. 170). Директора обязаны действовать в пределах своих полномочий; способствовать успеху компании; осуществлять разумную осмотрительность, умение и старание; избегать конфликта интересов; не принимать выгод от третьих лиц; декларировать свою заинтересованность в сделках компании (статьи 171—177). Несмотря на кажущуюся расплывчатость формулировок, смысл каждой из них вполне отчетливо определен многолетней судебной практикой.
Наибольшие споры при обсуждении законопроекта вызвала обязанность способствовать успеху компании. Традиционно под успехом компании понимался экономический интерес ее участников, т. е. получение компанией максимальной прибыли и, соответственно, увеличение стоимости ее акций или распределение наибольших дивидендов. Однако Закон, следуя веяниям времени, сформулированным в судебных решениях, предлагает принимать во внимание также целый ряд других факторов, включая интересы работников, отношения с поставщиками и клиентами, воздействие на окружающую среду (ст. 172). В случае невыполнения своих обязанностей директор несет материальную ответственность как перед самой компанией, так и перед ее участниками, имеющими право на «производный иск» к директору (ст. 260).
В обязанности секретаря компании входит ведение разного рода корпоративной документации. Новшеством является то, что частная компания (в отличие от публичной) теперь не обязана иметь секретаря: его функции могут исполняться директором или любым назначенным директорами лицом (ст. 270).
Таким образом, наиболее важными действующими лицами в британской компании являются участники (акционеры) компании, ее директора и секретарь.
Обязательная документация и отчетность. Компания обязана вести целый ряд предусмотренных Законом документов. В частности, компания ведет реестры своих участников, директоров и секретарей, а также уведомляет регистрирующий орган об изменениях в составе директоров и секретарей (статьи 113, 162, 167, 275—276). Акционерам должны (с некоторыми исключениями) выписываться сертификаты акций (статьи 769, 776). Кроме того, компания должна ежегодно предоставлять в регистрирующий орган отчет, содержащий сведения о директорах, секретарях, капитале и участниках компании (статьи 854—856).
Компания обязана вести бухгалтерскую документацию (ст. 386). По результатам года готовится бухгалтерская отчетность (ст. 394), которая вместе с отчетом директоров и некоторыми другими документами предоставляется в регистрирующий орган (ст. 441 и последующие). По общему правилу отчетность должна быть заверена аудиторами (ст. 475), но для малых компаний при выполнении определенных условий предусмотрено освобождение от обязательного аудита (ст. 477). Малые компании определяются в терминах их годового оборота, суммы баланса и численности сотрудников (ст. 382).
Закон разрешает вести документацию компании в электронной форме при условии, что ее возможно воспроизвести в печатном виде (ст. 1135). Компания вправе пересылать разного рода документы (например, уведомления о собрании акционеров) своим участникам в электронной форме, если получатель на это заранее согласился (ст. 1144, приложение 5).
За нарушения, связанные с несоблюдением требований к ведению документации, несвоевременным предоставлением информации регистрирующему органу, предъявлением ложной информации и т. д., компания и ее должностные лица несут ответственность, включая штрафы и даже тюремное заключение (статьи 167, 276, 1250). Эта ответственность может распространяться и на теневого директора.
Таким образом, Закон предусматривает довольно жесткие правила администрирования компаний, невыполнение которых чревато неприятными последствиями.
Ликвидация и восстановление компаний. Закон предусматривает возможность упрощенной ликвидации компаний в определенных случаях (в других случаях применяются процедуры, описанные в законодательстве о несостоятельности).
Если регистрирующий орган «имеет разумные основания полагать», что компания не ведет никакой деятельности (очевидно, прежде всего имеется в виду неподача отчетности), он может после высылки трех уведомлений и предупредительной публикации в официальном издании исключить компанию из государственного реестра. После публикации уведомлений компания считается распущенной. Однако любая ответственность (если она имела место) директоров, должностных лиц и участников компании сохраняется в неприкосновенности (ст. 1000).
Компания также может подать заявку на добровольное исключение из реестра. Копии заявки направляются участникам, директорам, сотрудникам, кредиторам и др. После этого также осуществляется предупредительная публикация, предлагающая всем желающим (прежде всего возможным кредиторам компании) указать причину, почему компанию не следует исключать из реестра. Затем (если такой причины не выявлено) компания исключается из реестра. После публикации соответствующего уведомления компания считается распущенной. Ответственность директоров и прочих лиц также сохраняется (статьи 1003, 1006).
Добровольное исключение из реестра невозможно, если компания вела деятельность в течение трех предшествующих месяцев. Оно также невозможно, если компания находится в процессе ликвидации по законодательству о несостоятельности (внешнее управление и т. д.) и предусмотренные законодательством процедуры еще не завершены. В этом случае исключение из реестра производится лишь по окончании соответствующих процедур (статьи 1004—1005).
Если компания распущена, но у нее остались нераспределенные активы, они переходят в собственность государства как бесхозное имущество (ст. 1012).
При определенных условиях вычеркнутая ранее из реестра компания может быть восстановлена в административном или судебном порядке.
Компания, исключенная из реестра как бездействующая, в течение 6 лет может быть восстановлена по заявлению ее бывшего директора или участника в административном порядке (самим регистрирующим органом). Восстановление правомерно, если компания фактически являлась действующей в момент исключения (при условии предоставления просроченной отчетности и уплаты соответствующих штрафов), а также если у государства нет возражений в связи с переданным ему имуществом компании. После восстановления компания считается никогда не исключавшейся из реестра (статьи 1024—1025).
В судебном порядке разрешено восстанавливать компании, как ликвидированные по законодательству о несостоятельности, так и исключенные из реестра в упрощенном порядке по заявлению заинтересованных лиц (например, намеренных предъявить иск компании) (ст. 1029).
Таким образом, компания может быть ликвидирована в административном порядке ввиду бездействия или добровольно. Законодательство о несостоятельности предусматривает иные, более сложные процедуры. В определенных случаях после ликвидации возможно восстановление компании в реестре.
Публичные компании. Не обсуждая подробно положений Закона, относящихся к публичным компаниям, остановимся лишь на некоторых касающихся таких компаний нормах. В целом новые положения Закона направлены на большее участие акционеров в делах компаний. Некоторые положения относятся не ко всем публичным компаниям, а лишь к тем, акции которых котируются на бирже (в основном списке Лондонской фондовой биржи или на некоторых других европейских или американских биржах) (ст. 385).
Все публичные компании обязаны проводить ежегодные общие собрания акционеров (для частных компаний это требование отменено; ст. 336). К котируемым компаниям предъявляются некоторые дополнительные требования, такие как публикация результатов голосования на общем собрании на интернет-сайте компании (ст. 341). Котируемые компании также должны предоставлять ежегодную отчетность по расширенной форме, включая, например, информацию о влиянии своего бизнеса на окружающую среду (ст. 417).
Как уже упоминалось, по общему правилу владение акциями компаний удостоверяется документально. Однако предусмотрено исключение, предназначенное, очевидно, в основном для котируемых компаний: государственный секретарь или казначейство могут издать подзаконный акт, предусматривающий бездокументарную форму оформления владения акциями и их передачи (статьи 784—785). Причем такой акт может не только разрешать безбумажную форму, но и в тех или иных случаях даже предписывать ее (последнее — юридическое новшество Закона).
Закон имплементирует положения упоминавшейся выше директивы Европейского союза о требованиях к прозрачности компаний, ценные бумаги которых обращаются на регулируемых рынках. Компетентным органам дано право выпустить правила, предусматривающие в соответствии с директивой требования к таким компаниям в части финансовой отчетности: раскрытие информации о приобретении крупных пакетов акций компании, о планируемых изменениях в уставе компании и др. (ст. 1266).
Закон также содержит положения, соответствующие директиве Европейского союза о приобретении компаний, акции которых обращаются на регулируемых рынках. Помимо прочего, Закон описывает функции регулирующего соответствующие отношения органа (Panel on Takeovers and Mergers), созданного во исполнение данной директивы. Закон устанавливает и ряд материально-правовых норм, такие как право покупателя, приобретшего 90% акций компании, принудительно выкупить и оставшийся пакет у миноритарных акционеров (ст. 979), а также право миноритарного акционера потребовать выкупа его пакета таким покупателем (ст. 983). Подобные нормы действовали и ранее, но теперь они даются в несколько усовершенствованной редакции.
Таким образом, к публичным и котируемым компаниям Закон предъявляет более жесткие требования в части администрирования, раскрытия информации, правил приобретения пакетов их акций и др.
Итак, Закон представляет собой важный шаг в развитии корпоративного права Великобритании. Консолидируя ранее действующие положения, он также вводит много новых норм, часть из которых является кодификацией прецедентного права, а часть — имплементацией директив Европейского союза. К наиболее примечательным новшествам можно отнести следующие: резкое сужение функций учредительного договора компании; окончательный отказ от традиционной доктрины ultra vires (предполагающей ограничение правоспособности компании ее учредительными документами); отказ от концепции разрешенного (уставного) капитала компании; кодификация норм общего права относительно ответственности директоров компании; облегчение административных требований к частным компаниям (отмена требований об обязательном наличии секретаря, о проведении ежегодных собраний акционеров); предъявление более жестких требований к публичным компаниям в части их прозрачности.
Библиография
1 См.: Directive 2004/25/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on takeover bids. OJ L 142. 30.04.2004. Р. 12—23.
2 См.: Directive 2004/109/EC of the European Parliament and of the Council of 15 December 2004 on the harmonisation of transparency requirements in relation to information about issuers whose securities are admitted to trading on a regulated market and amending Directive 2001/34/EC. OJ L 390. 31.12.2004. Р. 38—57.
3 См: Будылин С. Почти как люди (Доктрина ultra vires в зарубежном и российском праве) // Корпоративный юрист. 2006. № 1. С. 13—18.