Компенсация при увольнении по соглашению сторон НДФЛ

Содержание

Выплаты: облагается ли НДФЛ компенсация при увольнении по соглашению сторон?

Соглашением можно сократить срок, предусмотренный законом для случаев увольнения по заявлению сотрудника или по инициативе компании.

Увольняясь по своему личному решению, работник должен отработать еще две недели после подачи заявления.

Увольняя сотрудников по сокращению, работодатель должен дать им возможность трудиться еще два месяца. А при заключении соглашения стороны вправе расстаться хоть на следующий день.

Увольняемому из организации соглашение тоже выгодно, потому что может дать право на выплату отступных. Выплата устанавливается в следующих случаях:

  • если есть коллективный договор, в котором прописаны отступные;
  • если в самом трудовом договоре прописаны отступные;
  • если стороны при оформлении соглашения об увольнении согласуют отступные.

Выплата отступных при расторжении трудовых отношений: законодательные основы

Отступные при увольнении по соглашению – это самостоятельный вид компенсации увольняемому сотруднику по трудовому праву.

Законодательное регулирование этой выплаты крайне скудно.

ТК вообще содержит всего одну статью об увольнении по соглашению.

Более детальное регулирование может быть расписано в коллективном договоре, если таковой заключен между компанией и коллективом.

Возможно закрепление правил предоставления выходного пособия в других локальных документах компании, к примеру, в положении о компенсациях.

Наконец, при оформлении трудового контракта персонально с каждым сотрудником может быть внесен пункт о компенсации при его расторжении по соглашению.

Обычно такие положения попадают в договор с руководителем или другим работником, находящимся на высокой должности, который легко может потерять работу при смене собственника корпорации.

Состав и размеры выплат не оговорены в законе. Эти выплаты не стоит путать с другими средствами, которые увольняемый получает при окончательном расчете, а именно:

  • с зарплатой за истекший период;
  • с отпускными за дни отпуска, которые он не успел отгулять.

Обе эти суммы работник получает в силу законодательства, а рассматриваемая нами выплата полагается увольняемому только на основе договора.

Важно! Право на выходное пособие и его размер для случая разрыва отношений по соглашению не закреплены в законе. Выплата регулируется договором между сторонами.

Налогообложение выходного пособия при увольнении по соглашению сторон

Все деньги, которые компания уплачивает работникам, облагаются подоходным налогом, который удерживает фирма как налоговый агент. Но для отдельных видов компенсационных выплат существуют особые правила налогообложения.

Нужно рассмотреть два аспекта налогообложения выплат при увольнении по соглашению сторон:

  • начисление подоходного налога на отступные;
  • включение суммы отступных в объем расходов на оплату труда для сокращения налога на прибыль компании.

Облагается ли НДФЛ компенсация при увольнении по соглашению сторон?

Обложение НДФЛ выходного пособия при увольнении по соглашению сторон обычно не осуществляется, о чем говорит статья 217 Налогового кодекса.

Там сказано об освобождении от налога любых компенсаций увольняемым сотрудникам – законодатель не предъявляет никаких требований к причине увольнения, поэтому правило работает и в случае сокращения, и в случае разрыва контракта по соглашению.

Поэтому на вопрос о том, облагается ли налогом компенсация при увольнении по соглашению сторон, можно с точностью сказать «нет».

Статья 217 НК ограничивает только размер выплаты и по соглашению сторон при увольнении от НДФЛ освобожден. Для увольняемых директоров организаций иногда предусматриваются отступные, во много раз превышающие их заработок, — так называемые «золотые парашюты».

Законодатель не идет на то, чтобы освободить всю эту сумму от НДФЛ. От налогов освобождается только часть компенсации, отграниченная трехкратным размером зарплаты увольняемого за месяц.

Особые условия законодатель установил для организаций, находящихся на Крайнем Севере: там максимальный объем отступных, освобождаемый от налогов, поднят законодателем до шестикратного размера средней зарплаты за месяц.

Все, что работодатель заплатит сверх этой суммы, должно попадать под налогообложение НДФЛ.

Компенсация за не отгулянный отпуск не включается в состав компенсации.

Это самостоятельная денежная сумма, которая попадает под обложение НДФЛ.

Категории сотрудников, у которых отступные не облагаются НДФЛ, законом не определены. К ним относятся:

  • рядовые сотрудники;
  • руководители компаний;
  • заместители директоров;
  • главные бухгалтеры.

Основания, по которым начисляется компенсация, также не играют роли. Будь она предписана коллективным договором, закреплена в трудовом контракте или просто определена компанией и увольняемым сотрудником в соглашении, от налогов она освобождается в любом случае.

Налог на часть выплаты, которая превышает установленный размер, должен быть удержан компанией как налоговым агентом.

Внимание! Освобождение отступных от обложения НДФЛ действует для всех работников. Количество денег, которые не облагаются налогом, ограничено тремя среднемесячными зарплатами.

Налог на прибыль для работодателя

Для компании, из которой уходит работник, также важно знать, включаются ли начисляемые ему выплаты в расходы на оплату труда в целях минимизации налогообложения прибыли.

Статья 255 НК прямо называет отступные при уходе сотрудника по соглашению сторон, оговоренные в коллективном договоре или самом соглашении увольняемого с компанией, в качестве расходов фирмы, которые засчитываются как расходы на оплату труда.

Здесь позиция законодателя отличается от подхода к обложению НДФЛ. В расходы на оплату труда включается вся сумма компенсации, начисленная работнику, а не только ее часть, не превышающая трехмесячного размера зарплаты.

Сколько бы компания ни заплатила увольняемому сотруднику, вся сумма будет освобождена от налога на прибыль. В эту же категорию попадает и компенсация за отпуск, который работник не успел отгулять.

Важно! Все деньги, которые фирма платит увольняемому сотруднику, невзирая на их размер, рассматриваются налоговиками как расходы на оплату труда. Это значит, что они не попадают под обложение налогом на прибыль.

Уплата страховых взносов с компенсации при расторжении трудового договора

С 2017 года в отношении взносов в ПФ РФ, ФСС и ФОМС с отступных при увольнении ведется единая политика. Ранее взносы регулировались разными законами, теперь же все объединено в НК РФ.

Случаи освобождения от платежей в любой из внебюджетных фондов закреплены в одной статье Налогового кодекса РФ – статье 422.

Подход к определению суммы, на которую не нужно начислять страховые взносы, тот же, что и при удержании налогов. От взносов во все три фонда избавлена часть отступных, которая составляет не более:

  • шестикратного объема средней зарплаты для тех, кто увольняется из компаний, находящихся на Крайнем Севере;
  • трехкратного объема месячной зарплаты для всех остальных россиян.

Если количество денег, перечисляемых компанией в качестве отступных, больше этой суммы, то с оставшейся части требуется уплатить взносы во все внебюджетные фонды.

С отпускных за не отгулянный ранее отпуск тоже нужно платить страховые взносы.

Страховые взносы на выходное пособие при увольнении по соглашению сторон начисляются только в той части, в которой выплата переваливает за три месячные зарплаты, а для жителей Крайнего Севера – за шесть месячных зарплат.

Должность, с которой увольняется сотрудник, на обложение отступных страховыми взносами никак не влияет. Для рядового рабочего и директора правила одни и те же.

Как мы видим, к налогообложению отступных и начислению на них страховых взносов законодатель подходит единообразно.

Выплаты освобождаются от налогов лишь в определенных законом размерах, привязанных к среднемесячному заработку. Для работодателя же вся сумма компенсации входит в число расходов на оплату труда и не облагается налогом на прибыль.

Основы правоведения

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алла Владимировна Афонина

Правоведение — наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.

3) происходящие в современном обществе государственно-правовые явления.

Предмет науки — перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.

3) право как социально-политического явления общественной жизни;

Методы — совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

a) государство и право — те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;

d) функциональный подход — изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния;

a) формально-юридический подход к изучению предмета — при этом дается необходимое определение, производится классификация общественных явлений на основе выделенных признаков;

Правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует правовую грамотность и понимание права в целом.

Общество в результате преобразований, происходящих в его среде, порождает такое общественное явление, как государство.

Общество существовало до появления государства.

Государство характеризуется следующими признаками:

Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной власти.

5) правом осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

1) внутренние — решение определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства. Они подразделяются на:

b) регулятивные — социальная, налоговая, культурная функции. Например, поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, принятие бюджета и иные функции);

Возникновение государства — сложный длительный процесс, начавшийся много тысяч лет назад в различных регионах мира.

б) другая теория видит волю Божию в покорении слабых индивидуумов сильными;

Форма государства — система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы:

2) форма государственного устройства — территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти. Основные виды форм государственного устройства:

б) федерация — такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

3) политический режим — методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

1) монархия — верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия,

2) республика — такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

б) парламентская — президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.

5. Формы государственного устройства

Основные виды форм государственного устройства:

б) унитарное государство с отдельными элементами федерализма — государственная единица делится на области, в которых действуют выборные органы власти, советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции;

а) территориальные — государства делятся на части по территориальному принципу. (США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия; в состав Мексики входят 31 штат и столичный федеральный округ);

Механизм государства — единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть.

2) единство — при различии в полномочиях государственных органов они все объединены наличием общей системы;

4) наличие органов государственной власти — управляют обществом, при этом, обособлены от него, обладают властными полномочиями и подчинены в порядке иерархичности вышестоящим органам.

1) создаются и действуют от имени государства;

1) федеральные — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные органы исполнительной власти;

1) органы законодательной власти — обладают правом принятия законодательных актов;

4) органы контрольной власти — осуществляют проверку государственных органов и должностных лиц по соответствию их деятельности действующему законодательству.

2) народовластие — именно народ обладает правом наделять конкретные органы властью и соответствующими полномочиями;

4) разделение властей — все органы государственной власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные;

Право — совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением.

2) право — неотъемлемая принадлежность индивида (примером могут послужить конституционные права — право на труд, право на жилище и т. д.);

1) нормативность;

1) равенство всех перед законом и судом — независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д.;

6) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе права на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права;

Право — единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Существует ряд теорий, связанных с происхождением права, а именно:

1) государство в процессе своего существования создает нормы права; путем применения в необходимых случаях меры принуждения государство гарантирует реализацию норм права;

1) как деятельность государства по созданию правовых предписаний;

2) идеальные источники права — состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

1) материальные — условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права;

3) формально-юридические — форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле.

1) издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов;

3) нормативный договор — соглашение сторон, содержащее нормы права. Он может быть:

б) международным; в) учредительным;

Некоторые правоведы считают возможным относить к категории источников арбитражную практику, общие принципы права, политический обычай.

Нормативно-правовой акт — официальный документ, изданный в установленном законодательством порядке уполномоченным органом, и содержащий нормы права.

2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт.

2) соответствующие форма и реквизиты (наименование органа, принявшего его, номер, дата и т. д.);

6) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.

2) пространством — в зависимости от органа, принявшего его, и от юридической силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территории, указанной в законе;

2) прекращение путем принятия нового нормативно-правового акта, который автоматически прекращает действие старого акта;

1) законы — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

1) принятие уполномоченным органом или путем народного голосования (на референдуме);

4) обладание высшей юридической силой, так как законы занимают второе место после Конституции РФ в пирамиде нормативно-правовых актов;

2) закону подчинены в своей деятельности органы государственной власти — в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом;

4) в пределах собственного правового регулирования субъекта Федерации закон занимает такое же положение в системе источников права, как и федеральный закон в федеральной правовой системе.

а) федеральные конституционные законы;

Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются именно федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.;

1) наименование органа, его принявшего, и самого закона;

3) дата издания и вступление в законную силу; 4) преамбула;

7) порядок опубликования и вступления в силу;

Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки:

4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.

в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов;

а) акты органов субъектов Федерации,

в) уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.

Юридическая коллизия — возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу. Причины появления коллизий:

3) между федеральным актом и актом субъекта Федерации — разрешаются в пользу актов субъектов Федерации.

2) если разными органами, применяется тот, который издан вышестоящим органом;

13. Норма права

Нужно выделять нормы права из системы общественных отношений, представленных в виде технических (регулирующих отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой) и социальных норм (они регулируют отношения между людьми и их объединениями, социальную жизнь).

Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений.

1) это единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли;

4) является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;

6) независимо от того, в какой формулировке выражена юридическая норма, она всегда есть властное предписание государства;

а) правил поведения;

Правила поведения — это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения.

2) условия, при которых содержание правовой нормы может и (или) должно осуществляться;

Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют единое целое.

2) одна норма права содержится в нескольких статьях, она разделена по разным статьям закона и даже по разным законам, в содержании статьи может быть сформулировано несколько правовых норм.

2) упорядочивается структура норм и правовая система в целом.

1) гипотеза — содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.

— альтернативная — указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы. В этом случае при наступлении одного из них норма является действующей;

Гипотеза — необходимый элемент структуры юридической нормы. Она конкретизирует обстоятельства, при которых вступает в действие диспозиция нормы права;

а) простая — называет вариант поведения, но не раскрывает, не разъясняет его;

3) санкция — завершающий элемент нормы права. В санкции содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции. Виды санкций:

б) меры предупредительного воздействия — привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.;

По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий можно выделить следующие виды санкций:

2) относительно определенные — границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального;

В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права делятся:

2) правоохранительные нормы — устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы УК

РФ;

3) специализированные нормы права — содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. В свою очередь они делятся на:

б) нормы-принципы — в них закреплены основы общественно-политического строя, политической системы, права и свободы граждан;

По методу правового регулирования:

По объему регулирования общественных отношений выделяют:

1) нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой;

2) действующие на определенной части территории государства — действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц.

2) распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

По отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.

Юридическая наука выделяет следующие нормы:

3) политические;

Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны. По мнению ученых-правоведов:

Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни. Система права при этом выражала интересы господствующего класса. Мораль господствующего класса поддерживает те правовые нормы и принципы, которые соответствуют ей, а мораль угнетенных классов противоборствует закрепленным в праве собственности и политической власти господствующего класса.

Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права — одно из важных условий его эффективности.

Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).

Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.

Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.

Толкование — уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.

В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и изложение его для остальных лиц. Результат толкования излагается в акте толкования — документ, содержащий разъяснение нормативно-правового акта. Данный документ имеет юридическую силу только во взаимосвязи с нормой права.

Сам себе юрист, часть 3: Процент за пользование чужими денежными средствами

В статье Досудебная претензия, о взыскании долга по расписке.. Я рассказал о первом шаге, пред подачей иска в суд.

В этой статье мы поговорим, о расчете процента за пользование чужими денежными средствами.

Расчет процентов

Согласно «Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)

ГК РФ Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства

1. В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ 22 сентября 2009 года №5451/09

Согласно судебной практике проценты годовые начисляются на всю сумму денежного долга, включая НДС

При составлении искового заявления, необходимо произвести расчет.

Для самостоятельного расчета, можно использовать-«Калькулятор для расчета процентов по ст. 395 ГК РФ»

Калькулятор предельно понятен и очень прост.

В этом Вы можете убедиться, перейдя по ссылке http://395gk.ru/.

Распечатанный расчет, Вы прикладываете к исковому заявлению.

Пример из моей практики

Вот так выглядит расчет

В нижней части расчета указывается Ф,И,О и подпись

При составлении искового заявления, в цене иска указываете. В исковом заявлении выглядит, это так:

В ___________ городской суд

Истец: Иванов

адрес:

улица

телефон:

Ответчик Сидоров

адрес:

телефон:

Стоимость иска:

материальный ущерб 1023849 руб.49 коп.

сумма процентов 777701 руб. 55 коп.

моральный вред 1000000 руб 00 коп.

В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составила 777701 рублей. 55 копеек (согласно прилагаемому к заявлению расчетом).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 151,395, 1064 Гражданского кодекса РФ, статьей 131, 132 ГПК РФ.

ПРОШУ:

1. Взыскать в мою пользу с Сидорова компенсацию за причиненный мне материальный ущерб в размере 1023849 руб. 49 коп.;

2. Взыскать сумму процентов за пользование чужими денежными средствами составила 777701 рублей. 55 коп

3. Взыскать в мою пользу с Сидорова компенсацию за причиненный мне моральный вред в размере 1000000 руб. 00 коп.

Приложения:

1. Копия ________________________________;

2. Копия____________________________________

3. Копия _____________________________________;

4. Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами

5. Копия ________________________________

Как видите, расчет суммы процентов за пользование, чужими денежными средствами не сложная задача. Все делается с помощью онлайн калькулятора и Вам остается, только распечатать результат.

Так же хочу пояснить, что по иску, который приведен пример, принято положительное решение и расчет делалался с помощью онлайн калькулятора.