Комментарии к ст 176 УК РФ

Другой комментарий к статье 176 УК РФ

Данная статья предусматривает уголовную ответственность за совершение двух деяний, которые отличаются друг от друга объективными и субъективными признаками.

Объект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, — установленный порядок предоставления кредита индивидуальному предпринимателю или организации.

О понятии банка и небанковской кредитной организации см. комментарий к ст. 172 УК РФ.

Наиболее распространенными в судебной практике являются случаи, когда виновные незаконно получают именно банковский кредит, под которым понимается обязательство, в силу которого банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Льготные условия кредитования — это наиболее выгодные, чем обычные, условия предоставления кредита. Например, льготы касаются денежной суммы кредита, процентной ставки, срока возврата, обеспечения кредита.

Порядок получения кредита регламентируется в соответствующих нормах действующего законодательства (например, получению банковского кредита посвящены ст. ст. 819 — 821 ГК РФ).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, выражается в действии — получении кредита или его льготных условий, последствии в виде крупного ущерба, причинной связи.

Под получением кредита понимают его выдачу заемщику. Например, банковский кредит может выдаваться наличным путем или безналичным перечислением денежных средств на расчетный счет заемщика.

Единственный незаконный способ получения кредита или его льготных условий указан в диспозиции ч. 1 ст. 176 УК РФ — представление банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации.

Сведения о хозяйственном положении либо финансовом состоянии включают в себя данные, которые были представлены индивидуальным предпринимателем или организацией кредитору для принятия решения о выдаче кредита. Эта информация может содержаться: в учредительных документах; протоколах о назначении исполнительных органов или об одобрении крупных сделок; реестре акционеров; гражданских и трудовых договорах; банковских гарантиях и поручительствах; бухгалтерской и налоговой отчетности; аудиторском заключении; технико-экономическом обосновании получения кредита; бизнес-планах и т.д.

Для наличия состава преступления представленные сведения должны быть заведомо ложными, т.е. не соответствовать реальной действительности в полном объеме или частично.

Деяние является оконченным в момент причинения крупного ущерба кредитору. Например, после истечения срока действия кредитного договора или нарушения сроков выплаты процентов. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным ущербом понимается денежная сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

С качественной стороны ущерб выражается в имущественных потерях кредитора (например, не возвращена сумма кредита) и упущенной выгоды (например, не уплачены проценты за пользование кредитом).

Причинение кредитору последствий неимущественного характера не является уголовно наказуемым по ч. 1 ст. 176 УК РФ (например, подрыв деловой репутации, нарушение режима нормальной работы, сокращение штатных работников).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что, представляя кредитору ложные сведения о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии, тем самым вводит его в заблуждение, предвидит возможность или неизбежность причинения кредитору крупного ущерба и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Субъект преступления по ч. 1 ст. 176 УК РФ специальный, им является индивидуальный предприниматель или руководитель организации, достигший шестнадцати лет.

Незаконное получение кредита физическим лицом (общий субъект преступления) при наличии к тому оснований необходимо квалифицировать по ст. 165 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Незаконное получение кредита, сопряженное с подкупом руководителя банка или иного кредитора, повлиявшего на решение вопроса о предоставлении кредита, квалифицируется по совокупности со ст. 204 УК РФ.

Объект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, — порядок государственного целевого кредитования.

В Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) отсутствует четкое определение государственного целевого кредита <1>. Представляется, что под государственным целевым кредитом в данной статье понимается именно бюджетный кредит, т.е. денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

При утверждении ежегодного бюджета в нем указываются цели, лимиты, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов. Данная процедура регламентирована БК РФ (ст. ст. 93.2 — 93.5).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, выражается в действии — незаконном получении государственного целевого кредита или в использовании его не по назначению, последствии в виде причинении крупного ущерба гражданам, организациям или государству, причинной связи.

Незаконное получение государственного целевого кредита — это получение кредита заемщиком с нарушением установленных нормативных правил, определяющих основания для его получения.

Использование государственного целевого кредита не по назначению — это распоряжение полученными средствами на иные цели, указанные в кредитном договоре. Например, кредит получен на приобретение сельхозоборудования, однако он был потрачен на ремонт офиса.

Деяние является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Состав преступления материальный.

Количественная и качественная характеристика крупного ущерба аналогична ч. 1 ст. 176 УК РФ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает незаконный характер получения или использования государственного целевого кредита, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Субъект преступления по ч. 2 ст. 176 УК РФ — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Мотивы и цели не являются обязательными признаками преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 176 УК РФ. Умысел лица направлен на временное получение кредита с намерением в последующем возвратить взятые денежные средства. При этом, как отметила Н.А. Лопашенко, совершенно исключается цель невозвращения кредита, возникшая до его получения. Если лицо получает кредит, намереваясь его присвоить, то его действия квалифицируются как мошенничество (ст. 159 УК РФ) <1>.

———————————
<1> Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М., 2006. С. 389.

Если лицо использовало подделанный им самим официальный документ для незаконного получения кредита, то его действия необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 УК РФ (или ст. 292 УК РФ) и соответствующей частью ст. 176 УК РФ <1>.

В ст. 285.1 УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Как представляется, основное различие между этим преступлением и использованием государственного целевого кредита не по прямому назначению (ч. 2 ст. 176 УК РФ) состоит в том, что бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1 УК РФ, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности <1>.

———————————
<1> Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007. С. 351.

За получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии, не повлекшее за собой причинение крупного ущерба, предусмотрена административная ответственность (ст. 14.11 КоАП РФ).

Вот на какой документ наткнулись в картотеке — Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2019 N 309-ЭС19-16872 по делу N А34-6365/2018.

Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Курганской области о признании недействительным постановлений о производстве выемки документов и предметов, признать незаконными действия инспекции по протоколу выемки документов и предметов.

Представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве, письменных пояснениях по делу

В ходе судебного разбирательства судом в качестве свидетелей по ходатайствам сторон допрошены физлица, в ходе судебного заседания судом обозревались изъятые в ходе производства оспариваемых действий документы, часть копий документов, возвращенных налоговым органом заявителю, после обозрения возвращены сторонам.

При оценке заявленных требований суд исходил из следующего.

Согласно положениям статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ выездная налоговая проверка является одним из видов налоговых проверок.

В отношении одного налогоплательщика выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса (ст. 89 НК РФ).

Порядок проведения выемки документов и предметов установлен статьей 94 НК РФ: выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.

В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов).

В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконными постановлений, действий налогового органа заявителем указывалось на допущенные налоговым органом, по его мнению, нарушения при оформлении оспариваемых постановлений, при совершении действий по изъятию документов.

Так, в ходе судебного разбирательства представителями заявителя указывалось, что основания к вынесению оспариваемых постановлений у налогового органа отсутствовали, постановления являются немотивированными, не соответствуют положениям ст. 94 НК РФ.

Кроме того, указывали, что общество не отказывалось выдавать документы, просило продлить срок для представления в связи со значительным объемом запрашиваемых документов, до истечения продленного срока на представление документов были вынесены оспариваемые постановления.

Также обществом направлялось налоговому органу уведомление об обеспечении возможности по ознакомлению с оригиналами документов по месту нахождения плательщика. Указывали, что общество является добросовестным налогоплательщиком, проведению проверки не препятствовало, факты отказа от добровольной выдачи документов отсутствуют.

Относительно действий по производству выемки документов, оформленных протоколом первоначально Общество указывало, что понятыми указаны работники общества; в протоколе описано выявление в сейфе документов на имя Директора, не описано обнаружение документов в его кабинете; полагали, что 2 понятых не является достаточным числом; в описи изъятых документов к протоколу не указаны конкретные документы с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков; в ходе выемки были изъяты документы, которые не относятся к предмету проверки (доверенности, копии паспортов, реестры питания в столовой; журнал приема-передачи смарт-карт, скрин-шоты сведений о сетевом подключении); указывали на осмотр рабочих мест сотрудников, осмотр рабочего места директора в его отсутствие, незаконный доступ в помещения, сданные в аренду третьим лицам, опрос третьих лиц.

Также указывали, что руководитель общества не был уведомлен о проведении выемки по адресу, выемка осуществлялась в отсутствие законного представителя общества, понятыми были привлечены лица, которые прибыли с сотрудниками полиции.

Общество указывало на нарушение порядка производства выемки, в том числе на отсутствие полномочий у работника Общества на подписание постановления о производстве выемки, отсутствие полномочий у указанного лица на присутствие при производстве выемки, изъятия документов и предметов. Также Общество указывало, что в протоколе выемки не указан точный адрес места, где производились конкретные действия; указывало на заинтересованность, либо подконтрольность понятых, прибывших совместно с проверяющими.

Определение достаточности оснований для принятия постановлений о производстве конкретных мероприятий налогового контроля согласно положениям ст. ст. 31, 82, 89, 93 НК РФ является прерогативой налоговых органов исходя из круга предоставленных им полномочий по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.

Инспекция указала, что неистечение срока на представление документов обществом в добровольном порядке, в том числе продленного налоговым органом, по мнению суда, не является безусловным основанием для признания оспариваемых постановлений незаконными, как и не может быть признано основанием для установления незаконности оспариваемых постановлений отсутствие отказа в предоставлении налогоплательщиком копий документов. Длительность срока для предоставления документов обществом, обращение общества за его продлением, в том числе могли быть расценены налоговым органом как направленные на выборочное представление документов налогоплательщиком.

Собственно объем информации, полученной налоговым органом в ходе допросов физических лиц, ее достаточность для построения предположений налогового судом оценен быть не может, как выходящий за предмет спора, пересекающийся с выводами налогового органа по результатам выездной налоговой проверки, которые могут быть оспорены в самостоятельном порядке, в том числе и в судебном.

По указанным основаниям судом также не может быть оценен довод налогоплательщика об отсутствии в акте выездной налоговой проверки выводов, для проверки которых проведены оспариваемые мероприятия на основании оспариваемых постановлений, в том числе по конкретному контрагенту.

По требованию о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Курганской области по изъятию документов по протоколу выемки документов и предметов суд полагает, что указанное требование подлежит удовлетворению на основании следующего.

Мероприятие налогового контроля в виде выемки, изъятия документов и предметов оформлено протоколом выемки документов и предметов и основано на постановлении о производстве выемки, изъятия документов и предметов, в признании незаконным которого судом в рамках настоящего дела отказано.

В силу п. 3, 4, 10 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов.

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

В соответствии с положениями ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются, в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками.

В силу положений ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно положениям статей 27, 28 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В ходе судебного разбирательства налоговый орган указывал на допуск в качестве представителя Общества при производстве действий физлица на основании доверенности.

Допрошенным в качестве свидетеля физлицом пояснено, что он является специалистом по защите информации — исполняет функции по охране, указанная доверенность у него имеется, была выдана директором в связи с необходимостью заключить договор, на взаимодействие с налоговыми органами не выдавалась. Лица, участвовавшие в производстве выемки, действовали группой, искали документы в кабинетах, представленные ему документы он подписал.

Доверенность физлица была воспринята инспекцией как надлежащая, ему разъяснены права, был представлен на подпись протокол и опись изъятого. Руководителем действий было иное лицо, при обнаружении в ходе производства выемки документов иного периода произведена съемка этих документов на сотовый телефон, сами документы не изымались, впоследствии файлы переданы иному должностному лицу.

Суд полагает, что при производстве выемки, результат которой отражен в протоколе налоговым органом допущено существенное нарушение законных прав и интересов заявителя, поскольку сведений о производстве действий по выемке документов по какому-либо адресу общества, адреса Общества, постановление, с которым ознакомлен директор общества, не содержит.

Считать выданную доверенность с формулировкой о представлении им интересов Общества с правом подписания актов, протоколов, договоров, а также правом на получение всех видов документов в правоохранительных, следственных, судебных органах и УФССП подавать заявления, знакомиться с материалами уголовных дел, исполнительных производств получать справки и другие документы, а также их копии и дубликаты, в том числе на представление интересов заявителя в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, у суда не имеется.

В связи с чем оснований считать предъявление постановления надлежащим образом уполномоченному представителю, произведение налоговым органом действий по выемке, изъятию документов, зафиксированных протоколом, с участием надлежащим образом уполномоченного представителя налогоплательщика у суда не имеется.

Ссылка представителя налогового органа на общий характер доверенности, отнесение налоговых органов к правоохранительным органам судом отклоняется как противоречащая приведенным выше положениям Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретная норма законодательства, позволяющая отнести налоговые органы к правоохранительным не приведена.

При этом положениями ст. ст. 36, 37 НК РФ определены полномочия органов внутренних дел, следственных органов, не являющиеся равнозначными полномочиям налоговым органам (главы 5, 6 НК РФ).

Таким образом, довод заявителя о нарушении налоговым органом процедуры выемки документов и предметов, поскольку с постановлением о производстве выемки, с протоколом выемки документов было ознакомлено лицо, не наделенное Обществом полномочиями на представление интересов в налоговых органах, в том числе на получение каких-либо документов налоговых органов и ознакомление с ними, а также на внесение в соответствующие протоколы каких-либо замечаний, суд считает обоснованным.

Исходя из изложенного суд считает, что действия по выемке документов, оформленные протоколом выемки документов и предметов произведены налоговым органом с нарушением требований пунктов 3, 4, 10 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сведения об изготовлении должностными лицами налогового органа в ходе производства оспариваемых действий фотокопий документов, не включенных в опись изъятого — приложение к протоколу N 2 от 19.04.2018 в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение. При этом фактическое изъятие данных документов с места производства действий судом установлено не было.

Последующее присвоение налоговым органом какого-либо статуса данным фотокопиям (файлам, либо перенесенным на бумажный носитель образам) с точки зрения оценки законности данных действий в предмет настоящего спора не входит.

Страны-члены и Стратегия расширения ОЭСР

На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:

  • 17,7% населения Земного шара
  • Более 60% мирового ВВП.

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

Австралия

7 июня 1971 г.

Канада

10 апреля 1961 г.

Словения

21 июля 2010 г.

Австрия

29 сентября 1961 г.

Корея

12 декабря 1996 г.

США

12 апреля 1961 г.

Бельгия

13 сентября 1961 г.

Латвия

1 июля 2016 г.

Турция

2 августа 1961 г.

Великобритания

12 апреля 1961 г.

Литва

30 мая 2018 г.

Финляндия

28 января 1969 г.

Венгрия

7 мая 1996 г.

Люксембург

7 декабря 1961 г.

Франция

7 августа 1961 г.

Германия

27 сентября 1961 г.

Италия

29 марта 1962 г.

Чехия

21 декабря 1995 г.

Греция

27 сентября 1961 г.

Мексика

18 мая 1994 г.

Чили

7 мая 2010 г.

Дания

30 мая 1961 г.

Нидерланды

13 ноября 1961 г.

Швейцария

28 сентября 1961 г.

Израиль

7 сентября 2010 г.

Новая Зеландия

29 мая 1973 г.

Швеция

28 сентября 1961 г.

Ирландия

5 июня 1961 г.

Норвегия

4 июля 1961 г.

Эстония

9 декабря 2010 г.

Исландия

5 июня 1961 г.

Польша

22 ноября 1996 г.

Япония

28 апреля 1964 г.

Испания

3 августа 1961 г.

Португалия

4 августа 1961 г.

Италия

29 марта 1962 г.

Словакия

14 декабря 2000 г.

Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработанаСтратегия расширения ОЭСР(Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР — так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:

  • Общность подходов (Like-mindedness)
  • Значимость на международной арене (Significant player)
  • Взаимовыгодность (Mutual benefit)
  • Глобальность (Global considerations)

В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г., определены две основных «волны расширения»:

o В «первую волну» вошли пять стран — Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения — которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);

o Во «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства

Члены ОЭСР

Страны «первой волны» расширения

Страны «второй волны» расширения

Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР

Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП)

На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), — Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс. Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:

o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;

o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;

o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;

o Содействие развитию, прежде всего в Африке.

Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.

На саммите «Группы восьми» в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП), итоги которого будут представлены на саммите «большой восьмерки» во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda).
Возможные темы для продолжения диалога:

o Свобода взаимовыгодных инвестиций;

o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;

o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;

o Помощь наиболее уязвимым государствам;

o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;

o Энергетика;

o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.

Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.

Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от «Группы восьми» и одна из стран от «Группы пяти». Заседания комитета проходят поочередно в стране, входящей в «восьмерку» или в «пятерку».

Об утверждении правил проведения эндоскопических исследований

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 декабря 2017 года N 974н

Об утверждении правил проведения эндоскопических исследований

приказываю:

1. Утвердить Правила проведения эндоскопических исследований согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Министр

В.И.Скворцова

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

13 апреля 2018 года,

регистрационный N 50766

Приложение. Правила проведения эндоскопических исследований

Приложение

к приказу Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 6 декабря 2017 года N 974н

Правила проведения эндоскопических исследований

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения эндоскопических исследований в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по эндоскопии (далее — медицинская организация).

2. Эндоскопические исследования проводятся с целью:

диагностики;

своевременного выявления социально значимых и наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

выявления скрытых форм заболеваний.

3. Эндоскопические исследования включают в себя следующие виды исследований:

эзофагоскопия;

эзофагогастроскопия;

эзофагогастродуоденоскопия;

дуоденоскопия;

ретроградная холангиопанкреатография;

холангиоскопия;

панкреатоскопия;

колоноскопия;

интестиноскопия;

ректоскопия;

сигмоскопия;

эндоскопическая ультрасонография (эндосонография);

капсульная эндоскопия;

трахеоскопия;

бронхоскопия.

4. Эндоскопические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании:

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

паллиативной медицинской помощи;

медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.

5. Эндоскопические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях:

вне медицинской организации (в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи);

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

6. Эндоскопические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой формах.

7. Эндоскопические исследования при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи проводятся в соответствии с приложениями N 9-11 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353) и от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283).

8. Организация деятельности медицинских организаций, проводящих эндоскопические исследования в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, осуществляется в соответствии с приложениями N 1-6 к настоящим Правилам.

9. Эндоскопические исследования проводятся по направлению лечащего врача либо фельдшера, акушерки в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача с учетом права пациента на выбор медицинской организации.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 г., регистрационный N 23971).

Статья 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 27, ст.3477).

10. Эндоскопические исследования проводятся врачом-эндоскопистом.

11. Для проведения эндоскопических исследований в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и медицинской помощи при санаторно-курортном лечении:

при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях лечащий врач (фельдшер, акушерка) оформляет направление на эндоскопическое исследование на бумажном носителе, которое заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью и печатью лечащего врача (фельдшера, акушерки), и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лечащего врача (фельдшера, акушерки) (далее — Направление);

при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара, стационарных условиях лечащий врач (фельдшер, акушерка) делает запись в листе назначений и их выполнения, содержащемся в медицинской карте стационарного больного (далее — лист назначений), о виде необходимого эндоскопического исследования или, в случае направления в другую медицинскую организацию, оформляет Направление;

при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении лечащий врач делает запись в листе назначений, содержащемся в медицинской карте пациента, о виде необходимого эндоскопического исследования или, в случае направления в другую медицинскую организацию, оформляет Направление.

12. Направление для проведения эндоскопического исследования в медицинской организации, в которой оно выдано, содержит:

наименование медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, направляющей пациента на эндоскопическое исследование, адрес ее местонахождения;

фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения;

номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или медицинской карты стационарного больного;

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160).

диагноз основного заболевания, код диагноза в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;

дополнительные клинические сведения (основные симптомы, результаты проведенных лабораторных, инструментальных и иных видов исследований, описание медицинских вмешательств (манипуляций, операций) (при необходимости);

вид необходимого эндоскопического исследования;

фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лечащего врача (фельдшера, акушерки).

13. Направление в другую медицинскую организацию, помимо сведений, указанных в пункте 12 настоящего Порядка, содержит:

наименование медицинской организации, в которую направляется пациент для проведения эндоскопического исследования;

контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) лечащего врача (фельдшера, акушерки).

14. Эндоскопическое исследование проводится в медицинской организации на основании записи в листе назначений или Направления.

15. По результатам эндоскопического исследования в день его проведения составляется протокол эндоскопического исследования (далее — Протокол).

Протокол оформляется на бумажном носителе, заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью врача-эндоскописта, проводившего эндоскопическое исследование, и (или) с согласия пациента или его законного представителя оформляется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача-эндоскописта, проводившего эндоскопическое исследование.

16. Протокол по результатам эндоскопического исследования, которое проводилось в медицинской организации, направившей пациента на эндоскопическое исследование, содержит:

наименование медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, в которой проводилось эндоскопическое исследование, адрес ее местонахождения;

дату и время эндоскопического исследования;

фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения;

характер выявленных изменений исследуемого органа (ткани);

информацию о патологических процессах (заболеваниях, достоверно выявляемых при эндоскопическом исследовании), которые могут обуславливать обнаруженные изменения исследуемого органа (ткани);

заключение по результатам эндоскопического исследования;

фамилию, имя, отчество (при наличии) врача-эндоскописта, проводившего эндоскопическое исследование, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии).

17. Протокол по результатам эндоскопического исследования, которое проводилось в медицинской организации по Направлению из другой медицинской организации, помимо сведений, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, содержит наименование медицинской организации, выдавшей Направление.

18. К Протоколу прилагаются эндоскопические изображения (в том числе цифровые фотографии, видеофильмы на электронном носителе), полученные при проведении эндоскопического исследования.

19. При проведении эндоскопического исследования в рамках оказания медицинской помощи в экстренной форме Протокол составляется непосредственно после проведения эндоскопического исследования и немедленно передается лечащему врачу (фельдшеру, акушерке).

20. В диагностически сложных случаях врач-эндоскопист в целях вынесения заключения по результатам эндоскопического исследования может привлекать для проведения консультаций других врачей-специалистов медицинской организации, проводящей эндоскопическое исследование, либо врачей-специалистов, направивших пациента, а также врачей иных медицинских организаций, в том числе с применением телемедицинских технологий.

При проведении консультаций (за исключением случаев применения телемедицинских технологий) Протокол также подписывается врачом-специалистом, осуществлявшим консультирование.

Организация и проведение консультаций с применением телемедицинских технологий осуществляется в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49577).

21. Протокол оформляется в двух экземплярах, один из которых вносится в медицинскую документацию пациента, оформленную в медицинской организации, проводившей эндоскопическое исследование, а второй выдается пациенту либо его законному представителю.

22. В случае если Направление выдано для проведения эндоскопического исследования в другой медицинской организации в форме электронного документа, то в медицинскую организацию, направившую пациента на эндоскопическое исследование, направляется копия Протокола, оформленная в форме электронного документа.

23. Копия Протокола по запросу пациента либо его законного представителя, направленному в том числе в электронной форме, выдается указанному лицу медицинской организацией, проводившей эндоскопическое исследование.

Приложение N 1. Правила организации деятельности эндоскопического кабинета

Приложение N 1

к Правилам проведения

эндоскопических исследований,

утвержденным приказом Министерства

здравоохранения Российской Федерации

от 6 декабря 2017 года N 974н

Правила организации деятельности эндоскопического кабинета

1. Настоящие Правила определяют правила организации деятельности эндоскопического кабинета (далее — Кабинет).

2. Кабинет создается в качестве структурного подразделения медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация), или в качестве структурного подразделения эндоскопического отделения медицинской организации.

3. В Кабинете выполняются эндоскопические исследования в соответствии с технологическими возможностями установленного оборудования.

4. Руководство деятельностью Кабинета осуществляет врач-эндоскопист, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в структуре которой он создан.

На должность врача-эндоскописта Кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» по специальности «эндоскопия».

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

5. На должность медицинской сестры Кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности «сестринское дело».

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).

6. Штатную численность Кабинета устанавливает руководитель медицинской организации, в структуре которой он создан, исходя из объема лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением N 2 к Правилам проведения эндоскопических исследований, утвержденным настоящим приказом.

7. Кабинет оснащается оборудованием в соответствии с приложением N 3 к Правилам проведения эндоскопических исследований, утвержденным настоящим приказом.

8. Основными функциями Кабинета являются:

проведение эндоскопических исследований с целью диагностики заболеваний;

выявление скрытых форм заболеваний посредством проведения эндоскопических исследований;

проведение эндоскопических исследований своевременного выявления социально значимых и наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

участие в организации и проведении диспансеризации прикрепленного населения;

организация и проведение консультаций с применением телемедицинских технологий;

обеспечение взаимосвязи и преемственности в работе с другими лечебно-диагностическими подразделениями медицинской организации при проведении эндоскопических исследований;

методическая работа с врачами лечебно-диагностических подразделений медицинской организации по вопросам правильности и обоснованности выдачи направлений на эндоскопические исследования;

выявление и анализ причин расхождения заключений по результатам эндоскопических исследований с результатами других диагностических исследований, клиническим и патолого-анатомическим диагнозом;

предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

9. В Кабинете рекомендуется предусматривать:

кабинет врача;

раздельные эндоскопические манипуляционные (в зависимости от видов проводимых вмешательств) для проведения:

— бронхоскопии,

— исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта,

— исследований нижних отделов желудочно-кишечного тракта;

моечно-дезинфекционное помещение;

вспомогательные помещения.

10. Кабинет для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он создан.

Приложение N 2. Рекомендуемые штатные нормативы эндоскопического кабинета

Приложение N 2

к Правилам проведения

эндоскопических исследований,

утвержденным приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 6 декабря 2017 года N 974н

Рекомендуемые штатные нормативы эндоскопического кабинета

Наименование должности

Количество должностей в одну смену

Врач-эндоскопист

Медицинская сестра

Примечание:

Настоящие рекомендуемые штатные нормативы эндоскопического кабинета не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

Приложение N 3. Стандарт оснащения эндоскопического Кабинета

Приложение N 3

к Правилам проведения

эндоскопических исследований,

утвержденным приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 6 декабря 2017 года N 974н

Стандарт оснащения эндоскопического Кабинета

Наименование

Требуемое количество, шт.

Эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка); течеискатель

не менее 1

Монитор

1 при наличии видеоэндоскопической системы

Видеопроцессор

1 при наличии видеоэндоскопической системы

Эндоскоп (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреато-дуоденальной зоны и/или для нижних дыхательных путей)

не менее 1

Видеокапсульная система

по требованию

Ультразвуковой аппарат

по требованию

Ультразвуковой эндоскоп (с радиальным датчиком)

по требованию

Ультразвуковой эндоскоп (с конвексным датчиком)

по требованию

Эндоскопический ультразвуковой датчик

по требованию

Электрохирургический блок

по требованию

Эндоскопический стол (кушетка)

не менее 1

Аптечка для оказания неотложной помощи

Автоматизированное рабочее место врача-эндоскописта

не менее 1

Приложение N 4. Правила организации деятельности эндоскопического отделения

Приложение N 4

к Правилам проведения

эндоскопических исследований,

утвержденным приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 6 декабря 2017 года N 974н

Правила организации деятельности эндоскопического отделения

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности эндоскопического отделения (далее — Отделение).

2. Отделение создается в качестве структурного подразделения медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация).

3. В составе Отделения могут создаваться эндоскопические кабинеты.

4. В Отделении выполняются эндоскопические исследования в соответствии с технологическими возможностями установленного оборудования.

5. Руководство деятельностью Отделения осуществляет заведующий отделением — врач-эндоскопист, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в структуре которой оно создано.

6. На должность заведующего отделением — врача-эндоскописта назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее — Квалификационные требования), по специальности «эндоскопия».

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

7. На должность врача-эндоскописта Отделения назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям по специальности «эндоскопия».

8. На должность медицинской сестры Отделения назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности «сестринское дело».

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).

9. Штатную численность Отделения устанавливает руководитель медицинской организации, в структуре которой оно создано, исходя из объема лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением N 5 к Правилам проведения эндоскопических исследований, утвержденным настоящим приказом.

10. Отделение оснащается оборудованием в соответствии с приложением N 6 к Правилам проведения эндоскопических исследований, утвержденным настоящим приказом.

11. Основными функциями Отделения являются:

проведение эндоскопических исследований с целью диагностики заболеваний;

выявление скрытых форм заболеваний посредством проведения эндоскопических исследований;

проведение эндоскопических исследований своевременного выявления социально значимых и наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

оказание специализированной медицинской помощи, путем выполнения эндоскопических исследований, комбинированных эндоскопических методов диагностики и лечения;

организация и проведение консультаций с применением телемедицинских технологий;

обеспечение взаимосвязи и преемственности в работе с другими лечебно-диагностическими подразделениями медицинской организации при проведении эндоскопических исследований;

методическая работа с врачами лечебно-диагностических подразделений медицинской организации по вопросам правильности и обоснованности выдачи направлений на эндоскопические исследования;

выявление и анализ причин расхождения заключений по результатам эндоскопических исследований с результатами других диагностических исследований, клиническим и патолого-анатомическим диагнозом;

предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

12. В Отделении рекомендуется предусматривать:

кабинет врача;

раздельные эндоскопические манипуляционные (в зависимости от видов проводимых вмешательств) для проведения:

— бронхоскопии,

— исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта,

— исследований нижних отделов желудочно-кишечного тракта;

моечно-дезинфекционное помещение;

вспомогательные помещения.

13. Отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он создан.

Приложение N 5. Рекомендуемые штатные нормативы эндоскопического отделения

Приложение N 5

к Правилам проведения

эндоскопических исследований,

утвержденным приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 6 декабря 2017 года N 974н

Рекомендуемые штатные нормативы эндоскопического отделения

Наименование должности

Количество должностей в одну смену

Заведующий отделением — врач-эндоскопист

Врач-эндоскопист

в соответствии с выполняемым или планируемым объемом работ на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования и процедуры

Старшая медицинская сестра

Медицинская сестра

1 на 1 должность врача-эндоскописта (в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детскому населению, — 2 должности на 1 должность врача-эндоскописта)

Примечание:

Настоящие рекомендуемые штатные нормативы эндоскопического отделения не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

Приложение N 6. Стандарт оснащения эндоскопического отделения

Приложение N 6

к Правилам проведения

эндоскопических исследований,

утвержденным приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 6 декабря 2017 года N 974н

Стандарт оснащения эндоскопического отделения

Наименование

Требуемое количество, шт.

Эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка); течеискатель

не менее 2

Монитор

1 при наличии видеоэндоскопической системы

Видеопроцессор

1 при наличии видеоэндоскопической системы

Эндоскоп (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреато-дуоденальной зоны и/или для нижних дыхательных путей)

не менее 4

Видеокапсульная система

по требованию

Ультразвуковой аппарат

по требованию

Ультразвуковой эндоскоп (с радиальным датчиком)

по требованию

Ультразвуковой эндоскоп (с конвексным датчиком)

по требованию

Эндоскопический ультразвуковой датчик

по требованию

Электрохирургический блок

по требованию

Эндоскопический стол (кушетка)

не менее 2

Аптечка для оказания неотложной помощи

не менее 2

Автоматизированное рабочее место врача-эндоскописта

не менее 2

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации