Кассационное определение ГПК

  • § 1. Производство в кассационном суде общей юрисдикции
  • Статья 376. Право на обращение в кассационный суд общей юрисдикции
  • Статья 376.1. Срок подачи кассационных жалобы, представления
  • Статья 377. Порядок подачи кассационных жалобы, представления
  • Статья 378. Форма и содержание кассационных жалобы, представления
  • Статья 378.1. Принятие кассационных жалобы, представления к производству суда
  • Статья 378.2. Оставление кассационных жалобы, представления без движения
  • Статья 379. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 330-ФЗ.
  • Статья 379.1. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу
  • Статья 379.2. Обжалование определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления
  • Статья 379.3. Приостановление исполнения судебных актов судом кассационной инстанции
  • Статья 379.4. Срок рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационным судом общей юрисдикции
  • Статья 379.5. Порядок рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции
  • Статья 379.6. Пределы рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции
  • Статья 379.7. Основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции
  • Статья 380. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 330-ФЗ.
  • Статья 380.1 — 388. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.
  • Статья 389. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ.
  • Статья 390. Полномочия кассационного суда общей юрисдикции
  • Статья 390.1. Определение кассационного суда общей юрисдикции
  • § 2. Производство в судебной коллегии верховного суда российской федерации
  • Статья 390.2. Право на обращение в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.3. Срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.4. Порядок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.5. Форма и содержание кассационных жалобы, представления
  • Статья 390.6. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу
  • Статья 390.7. Рассмотрение кассационных жалобы, представления
  • Статья 390.8. Срок рассмотрения кассационных жалобы, представления
  • Статья 390.9. Определение судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
  • Статья 390.10. Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
  • Статья 390.11. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.12. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.13. Пределы рассмотрения дела судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.14. Основания для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке
  • Статья 390.15. Полномочия судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.16. Определение судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.17. Вступление в законную силу определения судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенного по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления
  • Статья 391. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

Односторонний акт выполненных работ

По договору подряда или по договору возмездного оказания услуг акт выполненных работ (оказанных услуг) может быть единственным доказательством, подтверждающим исполнение обязательства надлежащим образом. Однако в ситуации уклонения контрагента от подписания данного документа, что еще остается как не составить акт в одностороннем порядке и подписать его?

Именно так и поступил герой нашей истории и вот, что получилось из этого.

Итак. Постановление ФАС Уральского округа от 12 декабря 2013 по делу № А34-1297/2013.

Фабула этого арбитражного дела прозаична. Между истцом и ответчиком заключен договор, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался поставить, а заказчик принять и оплатить товар согласно накладной, которая является неотъемлемой частью договора. Также между ними же заключен договор, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался выполнить по заданию заказчика доставку и монтаж конструкции из ПВХ профиля на объекте. В соответствии с п. 5.1, 5.2 договора прием выполненных услуг осуществляется после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных договором, в соответствии с порядком, установленным на дату подписания договора. Прием выполненных услуг и подписание акта производится в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, указанного в п. 1.3 договора. В случае, если заказчик в течение трех рабочих дней после истечения срока, указанного в п. 5.2 договора, не произвел прием выполненных услуг, не составил акт о наличии дефектов и не дал иного мотивированного отказа в приеме услуг, услуги считаются выполненными в объеме и принятыми.

Ответчик не оплатил работы. Истец пришел в суд. Первая и апелляционная инстанция отказали истцу в виду отсутствия доказательств оказания выполнения работ.

Кассация пришла к иному выводу.

Выводы кассации:

  • В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
  • В материалах дела есть доказательства, подтверждающие передачу акта ответчику.
  • Также суды не учли, что в материалах есть доказательства, подтверждающие, что работы по объекту, на котором субподрядчиком фактически выступал истец (комментарий автора) выполнены в полном объеме и приняты заказчиком полностью.
  • В связи с этим, судебные акты отменить и отправить дело на новое рассмотрение.

Что я думаю по этому поводу:

  • Истец, на мой взгляд, сделал возможное в текущей ситуации:
    а) передал акт и сохранил доказательства передачи акта;
    б) доказал, что работы были выполнены путем представления доказательств выполнения всех работ на объекте, а не только в его в части.
  • Правда, и этого в двух инстанциях оказалось недостаточно. Поэтому нужно больше доказательств. Либо включение в договор условий, представляющих больше возможностей по доказыванию подрядчиком выполненных работ. Например, условия, определяющие возможность составления актов в одностороннем порядке не только и не столько в связи с отказом другой стороны от его подписания.

Шатилова Е.С., ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «КСК групп»

Изначально следует отметить, что понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент» в российском законодательстве не являются идентичными. И если статус налогового резидента имеет значение для определения обязательств физического лица по уплате налогов, то признание валютным резидентом накладывает на физическое лицо определенные обязанности в части использования им счетов, открытых в зарубежных банках.

Налоговое резидентство

На основании п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, формально в РФ действует принцип определения налогового резидентства по количеству дней нахождения на территории РФ.

Вместе с тем, в связи с введением в действие с 01 января 2015 г. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» контролирующие органы скорректировали свою позицию в отношении применения критериев при определении налогового резидентства физического лица. ФНС России были выпущены разъяснения (см. письма ФНС РФ № ОА-3-17/87@ от 16.01.2015 года, № СА-4-14/460 от 12.02.2015 года), из которых следует, что нахождение физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ.

В своих разъяснениях ФНС РФ ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых, по мнению налоговой службы, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет в ней центр жизненных интересов. Наличие постоянного жилища подтверждается наличием права собственности на объект жилой недвижимости либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

Таким образом, с наибольшей долей вероятности, концепция центра жизненных интересов будет применяться и российскими налоговыми органами. Соответственно, указанный подход к определению налогового резидентства может приводить к возникновению ситуаций, когда физическое лицо одновременно будет признаваться налоговым резидентом РФ и иметь статус налогового резидента в иной юрисдикции. Указанная ситуация может приводить к двойному налогообложению. В данном случае будут действовать соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные с участием РФ.

Указанные соглашения базируются на Модельной конвенции ОЭСР, согласно которой при разрешении проблемы двойного резидентства отдается предпочтение признаку постоянного жилища. Если лицо в силу законодательства одного государства признается его резидентом, поскольку имеет там постоянное жилище, а другого — поскольку пребывает в нем свыше установленного срока, то согласно международному договору об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, принятого на базе Модельной конвенции ОЭСР, оно будет признаваться резидентом только первого государства.

Если лицо располагает постоянным жилищем в обоих государствах, то предпочтение отдается тому, в котором у лица установлены наиболее тесные личные и экономические отношения.

Если лицо имеет жилища одновременно в нескольких государствах и невозможно определить, в котором из государств центр его жизненных интересов, Модельная конвенция ОЭСР рекомендует признать лицо резидентом того из государств, в котором оно обычно проживает. При этом учитывается проживание в стране по любым адресам, а не только в месте постоянного жилища.

В некоторых случаях проблема двойного налогового резидентства не может быть разрешена на основе критерия обычного проживания, например, когда лицо не проживает ни в одной из стран, признающих его резидентом, или признается обычно проживающим в обеих странах. В такой ситуации лицо будет признаваться резидентом того из договаривающихся государств, гражданином которого оно является.

Валютное резидентство

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном регулировании) валютным резидентом признается физическое лицо являющиеся гражданином РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.

Как следует из указанного выше определения, утрата ФЛ российского валютного резидентства возможно в случаях:

  1. утраты ФЛ российского гражданства;
  2. нахождения ФЛ за пределами РФ в течение срока, превышающего один год.

При этом ранее Росфиннадзором была высказана широко используемая позиция, согласно которой при въезде обратно на территорию РФ гражданин РФ, получивший статус нерезидента, утрачивает такой статус. Восстановление статуса нерезидента возможно только при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года (http://www.rosfinnadzor.ru/work/valutnii_control/vopros_otvet/3971422/).

Таким образом, даже краткосрочный визит на территорию РФ фактически «обнуляет» течение годичного срока.

Статус валютного резидента предполагает наличие определенных прав и обязанностей.

Резиденты (за исключением отдельных категорий лиц, к которым, относятся лица, занимающие государственные должности, а также члены их семей) открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (ч.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Физическое лицо-валютный резидент РФ обязано уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч . 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

За предоставление уведомления с нарушением установленного срока, с нарушением установленной формы устанавливается административный штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). За непредставление уведомления штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Валютные резиденты обязаны совершать операции по зачислению денежных средств на указанный счет согласно разрешенному перечню. Перечень установлен ст.ст. 9, 12 Закона о валютном контроле. При этом расходные операции осуществляются лицом без ограничений.

С 01.01.2015 г. физические лица-валютные резиденты обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ (ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

Однако на настоящий момент в отношении физических лиц – валютных резидентов:

  • не установлен порядок предоставления отчета о движении средств;
  • не установлена форма отчета о движении средств;
  • не установлена ответственность за непредоставление указанного отчета.

Согласно информации ФНС РФ физические лица — резиденты имеют право предоставлять информацию о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ в налоговые органы, однако обязанность до утверждения его формы и порядка представления Постановлением Правительства РФ не возникает.

К сведению: в настоящее время в процессе разработки находится проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (идентификационный номер проекта: 00/03-24539/04-15/21-14-3); информация о ходе разработки указанного проекта размещена на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (официальный сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Как видим, подход к определению понятия «налоговый резидент» в связи с введением «деофшоризационного» закона претерпевает существенные изменения, а в отношении владельцев иностранных счетов прослеживается тенденция по усилению контроля путем введения новых обязанностей.

Соответственно, следует всесторонне, с учетом конкретных обстоятельств, оценить степень влияния указанных изменений. Каков риск применения весьма оценочной по своей сути концепции центра жизненных интересов? Возможно ли признать физическое лицо российским налоговым резидентом, если оно является налоговым резидентом иного государства? Какие сложности могут возникнуть при использовании иностранного счета? На данные вопросы смогут ответить квалифицированные консультанты.