Какой отраслью права регулируется порядок принятия законов?

Правовая система Российской Федерации

Правовая система Российской Федерации — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права в Российской Федерации являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Конституция является первоисточником права в РФ, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.

Несмотря на тот факт, что такое понятие, как правовая система повсеместно используется в юридической литературе, научных исследованиях, правотворчестве, в современной юридической науке нет единого подхода к определению правовой системы и ее структуры. Также существуют различные представления об этой проблеме, как на внутригосударственном, так и на международно-правовом уровнях, поэтому даже в наше время этот вопрос остается достаточно дискуссионным и актуальным для юридической теории. Вопрос понимания правовой системы активно обсуждается в отечественных ученых кругах с 60-х годов прошлого столетия. Ведутся активные споры по поводу критериев правовой системы, которые также довольно часто рассматриваются, как элементы правовой системы, соотношения правовой системы и системы права государства, предмета, объема и содержания понятия правовой системы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:4 213 891 393 1 229 609
  • ✪ Система права РФ
  • ✪ Правовая система России. Ознакомительная лекция.
  • ✪ Правовая система России
  • ✪ Система права и система законодательства Российской Федерации
  • ✪ Введение в основы правовой системы России. Первая часть.

Субтитры

  • 1 Историческая справка современной правовой системы
  • 2 Источники права
    • 2.1 Федеральный уровень
      • 2.1.1 Конституция
        • 2.1.1.1 Порядок изменения Конституции
      • 2.1.2 Законы РФ о поправках к Конституции
      • 2.1.3 Федеральные конституционные законы
        • 2.1.3.1 Порядок издания ФКЗ
      • 2.1.4 Международные договоры и соглашения РФ
      • 2.1.5 Федеральные законы
        • 2.1.5.1 Порядок принятия федеральных законов
      • 2.1.6 Акты президента РФ
        • 2.1.6.1 Порядок принятия актов президента
      • 2.1.7 Акты Правительства РФ
      • 2.1.8 Ведомственные нормативные акты
        • 2.1.8.1 Особенности принятия ведомственных актов
    • 2.2 Региональный уровень
      • 2.2.1 Конституции и уставы субъектов РФ
      • 2.2.2 Законы субъектов РФ
      • 2.2.3 Региональные подзаконные акты
      • 2.2.4 Акты органов местного самоуправления
  • 3 Отрасли права
    • 3.1 Конституционное право
    • 3.2 Административное право
    • 3.3 Гражданское право
    • 3.4 Уголовное право
    • 3.5 Гражданское процессуальное право
    • 3.6 Арбитражное процессуальное право
    • 3.7 Уголовно-процессуальное право
    • 3.8 Уголовно-исполнительное право
    • 3.9 Финансовое право
    • 3.10 Трудовое право
    • 3.11 Земельное право
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Правовая деонтология

Правовая (юридическая) этика — это научно-практическая дисциплина, которая изучает моральные закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Поскольку юрист есть главное действующее лицо в системе «человек-право», правовая этика изучает особенности проявления моральных качеств юриста при исполнении им своих профессиональных полномочий.

Правовая этика систематизирует нормы морали, оценивает их проявления в отношениях «юрист — клиент», «юрист — подследственный», «юрист — потерпевший», «юрист -свидетель» «юрист — коллеги» и др. Она исходит из того, что нравственные знания, чувства, убеждения, потребности, которые реализуются как при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей, так и в быту, должны базироваться на таких моральных ценностях, как добро, долг, честь, совесть и т. д. Такие же требования необходимо предъявлять к другой стороне, с которой юрист сталкивается в своей повседневной практической деятельности.

Назначение правами зтики проявляется в функциях:

1. обобщение этических требований, предъявляемых к юристу-профессионалу;

2. изучение юридической практики и анализ этики отношений юриста с коллегами при рассмотрении дела;

анализ этики взаимоотношений юриста и участников процесса (подсудимым, свидетелями, потерпевшим и др.);

4. выработка рекомендаций этического характера, связанных с повышением престижа профессии юриста.

Правовая (юридическая) этика — более объемное понятие, чем этическая культура юриста, поскольку в ее предмет входит изучение этики профессиональной деятельности нс только юриста, но и любой личности, действующей в правовом поле государства, общающейся с другим лицом, прежде всего с юристом, по правовым вопросам. Посвященная обобщенному анализу деятельности граждан в сфере права, главным образом юристу при решении конкретных юридических дел, его этической культуре в целом, правовая этика изучает моральный аспект преодоления ошибок в юридической практике, включая профессиональные деформации.

Этическая культура юриста — основа правовой этики. Термин «профессиональная этика » не может быть заменен термином «профессиональная мораль» или «профессиональная нравственность», поскольку профессиональная этика выясняет место профессиональной морали в системе других отношений юриста в обществе, теоретически обосновывает систему его профессиональной нравственности.

Нельзя говорить о каких-то особых моральных нормах судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, юрисконсультов и др., т.е. о таких нормах, которые были бы присущи лишь одной профессии или специальности. Этическая культура юриста включает общие нормы морали, характерные для каждой юридической профессии. Вместе с тем понятия «этическая культура» и «моральная культура» — взаимозаменяемы.

Этическая культура юриста — система моральных требований (принципов и норм), сформировавшихся как резуль-^ тат знаний, потребностей, убеждений, проявляющихся в глубоко осознанном моральном поведении юриста при выполнении профессиональных полномочий.

От уровня этической культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь;, престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом.

Уровни моральных требований, предъявляемые к юристу-профессионалу:

1. отношение юриста к своей профессиональной деятельности и ее результатам,

2. отношения с коллегами по работе;

3. отношения с клиентом, подсудимым, подследственным и другими людьми, когда решая юридическое дело, он -выступает как представитель власти.

В качестве примера рассмотрим этические начала во взаимоотношениях следователя с участниками процесса при решении юридического дела.

Эти начала выражаются в таких аспектах:

1. моральное состояние следователя в общении с обвиняемым, подозреваемым, свидетелем, потерпевшим и т.д., характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и конфронтационным характером (цели общения не совладают), поскольку поводом к такому общению является, в основном, совершенное преступление;

2. моральное состояние следователя во взаимоотношениях с участниками процесса, характеризующееся повышенным нервным напряжением в связи с высокой ответственностью за результаты.

Следователь находится как перед правовым, так перед нравственным выбором, когда, например, необходимо:

а) использовать принудительные меры к участникам процесса — не только к лицам, которым предъявлено обвинение, но и к свидетелю, к потерпевшему, что оправдано с точки зрения изобличения виновных, но не с позиции этики;

6) применить заключение под стражу человека, вина которого еще не признана судом;

3. морально-психологическое состояние следователя во время очной ставки, проводимой с целью устранения противоречий в показаниях допрашиваемых лиц, характеризуется повышенной эмоциональной напряженностью, поскольку требует осторожности, взвешенности, правильной постановки вопросов (без психологического принуждения в отношении участника очной ставки).

Соблюдение следователем принципа презумпции невиновности при доказывании виновности лица — основной моральный принцип, требую-здий от него действий в строго морально-этических рамках: законными средствами создавать доказательную базу (без использования психического или физического насилия).

Деятельность юриста характеризуется ежедневным общением с различными людьми, которые находятся в зависимом от него положении, а потому нуждаются в его бережном отношении. Эти отношения строятся на нравственных началах, выражающихся в моральном сознании и моральном поведении

юриста. Только при высоком уровне морального сознания как результата нравственных знаний, убеждений, потребностей, и при действительно высоко моральном поведении можно говорить об этической культуре юриста. л

Проанализировав различные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность юриста в сферах его деятельности, а также морально-этические кодексы и положения, закрепляющие моральные нормы поведения юристов за рубежом, можно выделить систему конкретных этических требований, предъявляемых к юристам:

1. относиться к человеку, к его жизни и здоровью, чести и достоинству, как высшей социальной ценности демократического правового государства;

2. осознавать свою роль, как представителя государства, в деле создания условий для реального осуществления основных прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, а также их юридической охраны и защиты;

3. быть требовательным к себе и коллегам, уметь признавать допущенные ошибки, оказывать помощь другим, с целью достижения положительных результатов при рассмотрении юридического дела;

4. использовать предоставленные государством полномочия разумно, строго в рамках закона, с учетом общечеловеческих ценностей. Так, нормы морали обязывают следователя в ходе обыска бережно относиться к имуществу обыскиваемых. Использование специалистом научно-технических средств может предотвратить в ряде случаев повреждение имущества;

5. не терять выдержки и самообладания, уважать права лиц, совершивших преступление;

6. держать в строгой тайне информацию конфиденциального характера, если раскрытие этих данных не потребуется для установления истины по делу;

7. исполнять долг руководителя — защищать своих подчиненных от угроз, насилия, клеветы, -оскорбления, жертвами которых они становятся при исполнении служебных обязанностей, а также заботиться о здоровой морально-психологической атмосфере в рабочей группе (коллективе).

Этические требования, характеризующие этическую культуру юристов всех специальностей, должны найти практическое применение в их профессиональной деятельности. В условиях построения правовбго государства профессия юриста призвана олицетворять собой добро, справедливость, законность и другие общечеловеческие ценности.

Вопрос 50. Закон как вид нормативно-правового акта: понятие

И виды. Иерархия законодательства в Российской Федерации

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом или путем референдума, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни.

Признаки законов в Российской Федерации:

1. принимаются только органом законодательной власти или референдумом;

2. закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать (не противоречить) ему, в случае противоречия или если подзаконный акт издан не на основании или не во исполнение закона, то такой подзаконный акт отменяется;

5. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;

6. имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял. Конституционный Суд вправе признать закон не соответствующим Конституции и объявить его недействующим.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе: основной закон (Конституция РФ), федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

по субъектам законотворчества: законы, принятые в результате референдума и законы принятые законодательным органом;

по предмету правового регулирования (в зависимости от того, отношения какой отрасли права регулируют). Например, уголовный, уголовно-процессуальный закон;

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодексы (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Жилищный кодекс и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обычные);

Основываясь на нормах Конституции РФ можно следующим образом расположить различные виды законов, действующие в Российской Федерации в зависимости от их юридической силы (в порядке убывания):

I. Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу… Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»).

II. законы о поправках к Конституции РФ (принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных конституционных законов, но с условиями, предусмотренными ст. 136 Конституции РФ)

III. федеральные конституционные законы (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ: «Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации»);

IV. федеральные законы (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»);

V. законы и равные им по юридической силе правовые акты СССР и РСФСР (правовые акты президиумов Верховных Советов и Верховных Советов СССР и РСФСР, основы законодательства) законы Российской Федерации (законы, принимавшиеся после 25 декабря 1991 г. (когда РСФСР стала именоваться «Российская Федерация (Россия)») и до принятия Конституции РФ 1993 г.) (ч. 2 Раздела второго Конституции РФ: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации»);

VI. законы субъектов РФ (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам»).

Вопрос 51. Действие нормативно-правовых актов во времени,

В пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов различают по времени, в пространстве и по кругу лиц.

1. По времени: охватывает комплекс правил, определяющих вступление в силу принятого акта, механизм введения его в действие, пределы действия акта.

а) Момент вступления нормативно-правового акта в юридическую силу определяется следующим образом:

— с момента принятия его правотворческим органом, то есть. вступление в действие немедленно после его принятия и официального опубликования;

— с момента истечения определенного, заранее предусмотренного срока (обычно по истечении 10 дней после официального опубликования);

— с момента времени, указанного в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте о введении его в действие, то есть вступает в действие с определенной даты, в нем же самом и оговоренной;

— в случае рассылки нормативно-правового акта – с момента получения адресатом (если в акте не указано иное).

б) Второй критерий действия нормативно-правовых актов во времени – это момент утраты ими своей юридической силы, то есть момент окончания срока действия акта:

— нормативно-правовые акты без указания срока их действия. Таких актов большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом или до принятия нового аналогичного акта;

— нормативно-правовые акты с указанием срока их действия (такой срок устанавливается, как правило, в самом нормативно-правовом акте);

— признание акта неконституционным. В этом случае нормативно-правовой акт утрачивает силу с момента провозглашения соответствующего решения Конституционного (уставного) суда.

По общему правилу, законы обратной силы не имеют, но существуют исключения из этого правила.

Обратная сила нормативно-правового акта означает: может ли распространяться действие нормативно-правового акта на прошедшее время, то есть со дня вступления нормативно-правового акта на все случаи «вперед» и «назад». Эти случаи характеризуют понятие «обратной силы» нормативно-правового акта, свойственны прежде всего для правоохранительной деятельности компетентных органов и должны быть строго регламентированы:

1) в самом нормативно-правовом акте указано, что он распространяет свое действие на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) нормативно-правовой акт смягчает ответственность;

3) нормативно-правовой акт отменяет ответственность.

Например, в уголовном праве закон имеет обратную силу (то есть распространяется и на правоотношения, возникшие до его принятия) только если им устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание.

Существует еще один критерий – так называемое «переживание» старого нормативного акта, когда утративший юридическую силу нормативно-правовой акт в целом не применяется, но отдельные его положения могут применяться к длящимся правоотношениям, возникшим или существовавшим во время действия этого акта и не прекратившимся на момент его отмены (например, Уголовный кодекс 1961 года действует по преступлениям, совершенным до 1991 года (до принятия Уголовного кодекса РФ) по неистекшим срокам давности, если за них предусмотрено наказание более мягкое, чем в УК РФ).

2. Действие нормативно-правового акта в пространстве. Оно очерчено территорией государства, в пределах которой действуют его предписания, и государственным суверенитетом.

Пространственные пределы действия нормативно-правового акта зависят, как правило, от юрисдикционных полномочий органа, его издавшего. Поэтому различают:

а) акты общего действия на всей территории РФ. Например, акты органов федеральной исполнительной власти (за исключением случаев, когда их территориальность определена в самом нормативно-правовом акте).

В понятие «территория государства» включаются:

1) территории субъектов, то есть суша с недрами и континентальный шельф, воздушное пространство над ними (20 км);

2) внутренние воды и территориальное море (12 морских миль);

3) территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша);

4) кабели, трубопроводы и различные сооружения;

5) морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны.

б) нормативно-правовые акты, действующие на ограниченной территории. Например, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют уже на части территории РФ – в пределах территории ее конкретного субъекта. А вот акты органов местного самоуправления действуют лишь на территории муниципального образования, где они были изданы.

Существует и такое понятие как «экстерриториальный принцип» когда на территории государства допускается применение нормативно-правового акта иных государств и международных документов, то есть распространение действия нормативно-правового акта субъекта правотворчества за пределами его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом споров по внешнеторговым сделкам, а также по некоторым делам, вытекающим из наследственных правоотношений, допускается использование иностранного законодательства.

3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц:

— нормативно-правовые акты общего характера распространяются на всех граждан РФ, находящихся на территории РФ, включая иностранцев (если международным договором или внутренним законодательством не предусмотрено иное);

— распространяется на лиц, проживающих на определенной территории;

— лиц, обладающих специальным правовым статусом, то есть на определенные категории граждан (пенсионеры, инвалиды и др.). Круг этих лиц должен быть оговорен самим нормативно-правовым актом.