Какие налоги платят в Германии физические лица?

Налог с зарплаты в Германии: суммы налогов и социальных сборов в 2020, 2019 году с зарплаты

На данной странице вы узнаете, какие налоги и социальные сборы удерживают с зарплаты в Германии, а также как рассчитывается нетто(чистая) зарплата.

Зарплаты в Германии по профессиям, влияющие факторы, зарплата мужчин и женщин — подробная информация на на отдельной странице нашего сайта.

  • Информация на странице:
  • Налоги в зарплате
  • Примеры расчета
  • Выплаты, не облагаемые налогами
  • Ставки налогов
  • Налоговые классы
  • Комментарии и вопросы

§ Налоги в зарплате в Германии: калькулятор brutto / netto

Зарплата, которая оплачивается работнику в Германии и размер которой записан в трудовом договоре между фирмой и работником — это брутто-зарплата (Brutto-Arbeitslohn), т.е. сумма, из которой еще не были удержаны налоги и социальные сборы. Сумма заработной платы, которую работник получает на свой банковский счет называется нетто-зарплата (Netto-Arbeitslohn). Какие налоги и сборы удерживаются из зарплаты в Германии:

  • Налог на доходы физических лиц / подоходных налог (Einkommensteuer / Lohnsteuer), ставки налога смотрите ниже на странице.
  • Церковный налог(Kirchensteuer) — если человек принадлежит к одной из церквей, которые собирают с верующих налоги, напр. Католическая церковь. (Официально выйдя из церкви, можно избежать уплаты данного налога.)
  • Налог солидарности (Solidaritätszuschlag) — 5,5%
  • Обязательное медицинское страхование
  • Обязательное пенсионное страхование
  • Обязательное страхование на случай необходимости в уходе
  • Страхование на случай безработицы

Подробнее об актуальных ставках социальных сборов из заработной платы в Германии вы можете узнать на странице Пенсии в Германии: взносы в пенсионное страхование и другие социальные сборы. Подробнее о страховках в Германии смотрите здесь.

§ Примеры расчета зарплаты в Германии: калькулятор brutto / netto

В следующей далее таблице 1 делается пример расчета нетто-зарплаты для работника, который получает 3000, 2000 или 1000 евро брутто, имеет 1 ребенка и имеет III налоговый класс, живет в Западной части Германии. В таком случае, его вычеты из зарплаты будут выглядеть следующим образом:

Таблица 1. Примеры расчета месячной зарплаты брутто/нетто

Абсолютная точность расчета не гарантируется!

§ Выплаты к зарплате в Германии, не облагаемые налогами и сборами

Кроме заработной платы в Германии фирмы могут выплачивать работнику единовременные суммы, например денежное пособие к Рождеству или к отпуску и другие. Однако, будут ли делаться такие выплатны или нет и в каком размере, зависит от самого предприятия и договора с каждым конкретным работником. Информация о том, сколько длится отпуск в Германии.

Социальные выплаты из зарплаты в Германии делает не только работник, но и фирма-работодатель. В 2017 году данные выплаты работодателя составляли в среднем 28.0 % от брутто-зарплаты работника.

Однако не все выплаты предприятия работнику облагаются социальными сборами. Со следующих выплат фирма не оплачивает социальные сборы:

  • Оплата расходов на уход за ребенком (Kindergarten или Tagesmutter)
  • Оплата проезда на работу и назад
  • Оплата фитнес-студии или оздоровительных курсов
  • Продажа продуктов собственного производства по сниженной цене работникам предприятия

§ Ставки налога на доходы физических лиц в Германии

В Германии, в отличии от России и некоторых других стран, действует прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц, т.е. чем больше человек зарабатывает, тем выше ставка налога, которую он платит. Начальная ставка налога составляет в Германии 14%, а максимальная — 45%. Таким образом, если человек в течение года начал зарабатывать выше необлагаемого налогом минимума (например, на 2018 год для холостых людей это 9000 евро, смотрите «налоговые классы» ниже на странице), он начинает платить 14% налога и чем больше зарабатывает, тем большую ставку налога платит. Однако увеличенная ставка применяется не ко всей, полученной сумме за год, а к разнице между суммой более низкой ставки и суммой более высокой ставки. В приведенном выше примере, если человек заработал 12000 евро в год, то 14% он заплатит с 3000 евро (12000-9000=3000).

§ Налоговые классы налога на доходы физических лиц в Германии

В Германии существуют налоговые классы, которые присваиваются плательщикам налога на доходы физических лиц. Всего таких классов 6 и в зависимости от класса налога, люди платят большую или меньшую сумму налога. Какой класс получает тот или иной человек зависит от его семейного положения. Налоговыми классами устанавливаются необлагаемые налогом минимумы заработной платы. Далее в списке приводятся характеристики налоговых классов:

  • I. Лица не состоящие в браке и не имеющие детей.
  • II. Родитель, воспитывающий детей в одиночку.
  • III. и V. Семейные пары, у которых большая разница в доходах.
  • IV. Семейные пары, у которых не значительная разница в доходах.
  • VI. При наличии нескольких мест работы.

Для семейных пар наиболее выгодно применить 3 и 5 классы налогообложения, если у мужа и жены большая разница в доходах.

Необлагаемые налогом минимумы заработной платы в Германии на 2018 год приводятся в следующей далее таблице 2. Из таблицы также видно, к каким налоговым классам они применяются.

Таблица 2. Необлагаемые налогом минимумы на 2018 год

Жизненная ситуация Годовая сумма,
в евро
Налоговый класс
Основная сумма на 1 человека 9’000,00 I, II, IV
Семейная пара, двойная сумма 18’000,00 III
Без необлагаемого минимума 0,00 V, VI
Необлагаемый минимум на 1 ребенка
дополнительно к минимуму родителей
7’428,00
  • Страницы:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • Средние и минимальные зарплаты в Германии
  • Средние зарплаты в странах Евросоюза
  • Налоги и сборы с зарплаты в Германии
  • Средние зарплаты по профессиям в Германии
  • Средняя зарплата в Германии в 2020 году в месяц в рублях и евро

7. Форма правления: понятие и виды

Форма правления — это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет два вида формы правления – монархию и республику.

1. Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

Виды монархий:

— абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют (Франция при Людовике XIV);

— сословно-представительная: при монархе существует совещательный орган, в котором представлены сословия и классы (Россия при Алексее Михайловиче Романове);

— дуалистическая: власть находится в руках и монарха, и представительного или исполнительного органа, которые борются за полноту власти (Думская монархия в России при Николае II 1905 – 1906 гг.) Она характерна для переходных периодов от абсолютной монархии к ограниченной, существует непродолжительное время;

— ограниченная — конституционная и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом (современные европейские монархии – Великобритания, Испания, Голландия).

2. Республика – государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

Виды республик:

— президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчетно (США);

— парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчетно парламенту (ФРГ, Италия);

— смешанная: содержит элементы парламентарной и президентской республик (Россия);

— суперпрезидентская: президент избирается всенародно, формирует правительство, которое ему подотчетно, не входит в систему исполнительной власти и является самостоятельной ветвью власти, имеет при себе самостоятельную систему органов (Аргентина);

*советская – отсутствует разделение властей (СССР).

Таким образом, существуют различные виды монархий и республик.

8. Форма государственного устройства: понятие и виды

Государственно-территориальное устройство — это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве.

История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную.

1. Унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

Унитарное государство может иметь в своем составе автономные территориальные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка, национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления (Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).

Унитарное государство может быть однонациональным (Иран, Вьетнам) и многонациональным (Франция, Великобритания).

2. Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ); предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации.

Виды федераций можно выделять по различным основаниям:

А) по принципу формирования субъектов федерации:

— национальные федерации: территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия);

— территориальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США);

— смешанные (национально-территориаль­ные) федерации: территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами (Россия).

Б) по разграничению предметов ведения и полномочий:

— кооперативные федерации: имеют три сферы предметов ведения и полномочий — сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий (ФРГ, Россия);

— дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий (США).

В) по роли федерального центра:

— относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр — большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);

— относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр — большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).

Г) по статусу субъектов федерации:

— симметричные федерации: субъекты федерации равноправны (Бразилия, Австралия);

— асимметричные федерации: субъекты федерации не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто).

Конфедерация не является формой государственного устройства, так как имеет в своем составе суверенные государства. Это форма межгосударственного союза.

Таким образом, унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство имеет различные виды.

Кадастровая стоимость превышает рыночную, но имеет ли смысл ее оспаривать? – вот вопрос который сразу возникает в голове, как только получаешь налоговое уведомление о необходимости оплатить земельный налог или налог на имущество.

И на этот вопрос есть два ответа:

Если кадастровая стоимость выше рыночный, значит налог экономически не обоснован, и ты платишь налог с того, чего у тебя нет. Ты переплачиваешь! Тебя обманули!! Кадастровая стоимость несправедлива!!! Для некоторых уже в этом есть смысл оспаривать несправедливую кадастровую стоимость. Есть такие люди, которые где встречаются с несправедливостью, там с ней и борются. Независимо от какой то экономической выгоды, не считаясь с потерями времени, нервов, сил и средств, своих и чужих. Есть такие люди…Для них борьба за справедливую кадастровую стоимость, за справедливость, за правду — есть дело чести, дело доблести и славы. Но таких людей прямо скажем немного.

У остальных и помимо борьбы за справедливость есть еще интересы в жизни — семья, дети, друзья, рыбалка, любимый футбольный клуб «Спартак». И для них смысл оспаривать завышенную кадастровую стоимость имеется лишь если это экономически обосновано, если овчинка стоит выделки, если есть выхлоп. А экономически выгодно это тогда, когда экономия на налогах вследствие снижения кадастровой стоимости превысит ваши расходы на ее снижение.

Как рассчитать экономию?

  1. Чтобы рассчитать экономию нужно прежде всего узнать кадастровую стоимость вашего имущества. Сделать это можно , или . Или в МФЦ.
  2. После этого нужно определить – сколько налогов вы заплатите при текущей кадастровой стоимости. Для определения суммы налога в год есть полезный сервис на сайте Федеральной налоговой службы. Ставки налога можно узнать там же. Узнав сумму налога в год нужно умножить ее на количество лет, в течение которых ее придется платить. И тут есть некоторая неопределенность. Платить нужно до новой кадастровой оценки. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. О том, когда проводилась кадастровая оценка в вашем региона и когда планируется очередная – можно узнать . При расчете суммы налогов на имущество физических лиц не забудьте применить поправочные коэффициенты. Наши законодатели, дай им бог здоровья, при переходе на расчет налога с кадастровый стоимости дабы избежать шоковой терапии предусмотрели понижающе/повышающие коэффициенты. Налог каждый год увеличивается на 20% в течение 5 лет. В регионах переход на новую эту систему осуществлялся в разные годы, поэтому чтобы понять где какой коэффициент использовать — смотрите законы своего субъекта РФ. Вот тут сделал вам табличку. Законы субъектов РФ о переходе на КС
  3. Теперь нужно хотя бы приблизительно определить рыночную стоимость вашего имущества. Хорошо если вы сам – оценщик, или дружите с таковым. Тогда у вас не возникнет вопроса как это сделать. А если нет? Грубую прикидку можно сделать на Domofond, или подобных ресурсах, посмотрев цены на продажу в вашем районе на сходные квартиры/участки. Но это лишь самая грубая прикидка, во-первых, это цены предложения, и они могут отличаться от окончательных. И, во-вторых, это актуальные цены. А вам требуются рыночные цены на дату, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость вашего объекта недвижимости. Потому что в случае оспаривания вы и оценку рыночной стоимости должны будете делать по состоянию на дату, на которую определялась кадастровая стоимость. Такие сведения можно получить в разделе «просмотр сделок и объектов» Мониторинга рынка недвижимости Росреестра. Выбрав регион, тип объекта недвижимости и период времени (рекомендую выбирать период 1-3 месяца до даты, на которую определялась кадастровая стоимость) можно получить сведения о реальных сделках с указанием реальных цен. Определив приблизительную рыночную стоимость на дату определения кадастровой стоимости нужно опять посчитать налоги исходя из этой рыночной стоимости (повторяем п.2)
  4. Путем простого вычитания из суммы налогов, подлежащих уплате исходя из кадастровой стоимости, суммы налогов, уплаченных бы при определении рыночной стоимости вы и получаете искомую экономию.

Теперь о грустном. О расходах, которые придется понести при оспаривании кадастровой стоимости.

Все цифры приблизительные и могут значительно различаться в различных регионах.

Прежде всего необходимо потратиться на получение оценки рыночной стоимости объекта недвижимости. В зависимости от вида объекта, региона, квалификации оценщика сумма может меняться, но в среднем можно за 40 тыс.рублей сделать нормальную оценку. Юридические услуги, представительство в суде, обойдутся вам в среднем еще в 50-70 тыс.рублей. Если в суде встанет вопрос о проведении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости, а он, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев обязательно встанет, нужно быть готовым заплатить еще 30-50 тыс.рублей. Но тут вам может повезти и суд возложит оплату экспертизы на административных ответчиков. Госпошлина и нотариальное заверение доверенности по суммам несравненно меньше других расходов, но и их придется выложить. Итого набегает примерно 150 тыс.рублей. И лучше изначально не рассчитывать на возможность возврата этой суммы как судебных расходов (но об этом как-нибудь после расскажу).

Сравнив сумму экономии на налогах и сумму предполагаемых расходов можно понять – стоит ли овчинка выделки. И на первый взгляд для владельцев квартир, дачных участков картина то безрадостная. Сумма экономии на налогах для них не превысит сумму предполагаемых расходов. Явная несправедливость. Вроде получается, что только владельцы больших объектов недвижимости с огромной стоимостью могут позволить себе путем снижения кадастровой стоимости сэкономить на налогах, а простые граждане должны терпеть и платить экономически необоснованный налог.

Но выход есть, и сейчас я расскажу, что надо делать.

Если у вас рыночная стоимость отличается от кадастровой не более чем на 30%, лучше обращаться в Комиссии, а не суд. В том, что кадастровая стоимость превышает рыночную примерно на 30% не сомневается даже государство, об этом прямо свидетельствует содержание п.5 ст.217.1 части 2 Налогового кодекса РФ. Существует вероятность, что Комиссия удовлетворит ваше заявление. Так, за 2017 года Комиссиями удовлетворены заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении 49 319 объектов недвижимости, и отказано в отношении 45 306 объектов недвижимости. То есть удовлетворено более половины заявлений.

Правда в среднем кадастровая стоимость снижена всего на 14,6%. Обратившись в комиссию, вы понесете расходы только на определение рыночной стоимости объекта недвижимости (примерно 40 тыс.рублей).

Но что делать, если комиссия отказала и нужно обращаться в суд и нести дополнительные расходы, или даже 40 тыс.рублей для вас не делают эффективным оспаривание кадастровой стоимости? Выход есть и тут. Нужно объединяться. Объединяться в рамках СНТ, дачного товарищества, в рамках многоквартирного дома. Для оценки рыночной стоимости все ценообразующие факторы для дачных участков, расположенных в одном СНТ, для квартир в одном доме, за исключением площади, будут одинаковыми. И оценщику все равно – оценивать один участок или сто. То же самое и для квартир в одном доме. Ну может введет еще поправку помимо площади и на первый/последний этаж. Объединившись, вы разложите расходы на определение рыночной стоимости, на юридические услуги (те же самые примерно 150 тыс.рублей), на всех, заинтересованных в снижении налогового бремени.

И чем больше вы наберете желающих, тем меньше будут относительные расходы на каждого.

Удачи Вам в деле оспаривания несправедливой кадастровой стоимости.