Какие медицинские осмотры обследования обязан проходить работник?

Содержание

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).
Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Государственная пошлина, уплачиваемая при подаче исковых заявлений по наследственным спорам

Государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче искового заявления, а также встречного искового заявления по наследственным спорам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями, составляет:

Госпошлина при признании завещания недействительным — 300 рублей

Обоснование:

Требование о признании завещания недействительным является неимущественным, то есть не подлежит оценке и облагается государственной пошлиной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Госпошлина при восстановлении срока принятия наследства — 300 рублей

Обоснование:

Требование о восстановлении срока принятия наследства является неимущественным, то есть не подлежит оценке и облагается государственной пошлиной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Госпошлина при установлении факта принятия наследства — 300 рублей и:

  • до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
  • от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

Обоснование:

Требование об установлении факта принятия непосредственным образом сопряжено с требованием о признании права собственности в порядке наследования.

Таким образом, первое требования является неимущественным, то есть не подлежит оценке и облагается государственной пошлиной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Второе требование является имущественным, то есть подлежит оценке и облагается государственной пошлиной в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Госпошлина при установлении факта родственных отношений — 300 рублей

Обоснование:

Требование об установлении факта родственных отношений является неимущественным, то есть не подлежит оценке и облагается государственной пошлиной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Госпошлина при признании наследника недостойным — 300 рублей

Обоснование:

Требование о признании наследника недостойным является неимущественным, то есть не подлежит оценке и облагается государственной пошлиной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Госпошлина при оспаривании завещания — 300 рублей

Обоснование:

Требование об оспаривании завещания является неимущественным, то есть не подлежит оценке и облагается государственной пошлиной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Важно:

  • Если поданное исковое заявление содержит требования как имущественного, так и неимущественного характера, то уплате подлежит государственная пошлина, установленная для исковых заявлений, как имущественного, так и неимущественного характера, в порядке и размере, установленном ст. 333.19 НК РФ.
  • Если поданное исковое заявление содержит несколько требований неимущественного характера, то каждое дополнительное требование подлежит уплате в размере и порядке, установленном ст. 333.19 НК РФ.
  • При требованиях имущественного характера, государственная пошлина подлежит расчету исходя из цены иска, то есть той стоимости доли имущества, на которую претендует одна из сторон.
  • От уплаты государственной пошлины освобождаются лица, поименованные в ст.ст. 333.35, 333.36 НК РФ.

Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.

В случае возникновения вопросов обращайтесь по телефону +7 (495) 741-84-78, адресу электронной почты info@nobele.ru или по указанной ниже форме обратной связи.

С уважением, юридическая компания «Nobele».

Стоимость

Кадастровая стоимость земельного участка – это его цена, зафиксированная в государственном кадастре недвижимости.

Она определяется государством на основе данных, полученным в результате проведения оценочных мероприятий.

Она зависит в первую очередь от индивидуальных параметров земельного надела: местоположения участка, площади, категории и его предназначения.

При определении этого показателя учитывается также и рыночная цена земли.

Зачем нужна кадастровая оценка земельного участка?

Под кадастровой оценкой подразумевается комплекс мероприятий, необходимых для установления кадастровой стоимости (КС) земли.

Она нужна по ряду причин:

  1. Определение КС необходимо для правильного начисления земельного налога.
  2. Этот показатель является ориентиром при совершении сделок с недвижимостью (если его значение определено верно, оно максимально приближено к рыночной стоимости землевладения).
  3. Наличие кадастровой выписки подтверждает права владельца на данное угодье. Это означает, что последний может им распоряжаться как угодно по своему усмотрению в рамках закона.
  4. Это позволит избежать в будущем возникновения ряда спорных ситуаций и связанных с ними судебных разбирательств.

Отличия стоимости выкупа от его кадастровой стоимости

Прежде всего следует разобраться, что значит понятие «выкупная стоимость земельного участка».

Это его цена, которая была определена специально для процедуры перехода арендованного надела в собственность на возмездной основе.

Проще говоря, это мера стоимости, по которой приобретается объект, ранее принадлежавший другому собственнику.

Выкупать недвижимость могут в том числе государство и муниципальные образования.

Ее нередко называют «стоимость земельного участка по кадастровой стоимости». Это связано с тем, что данная величина определяется на основе КС объекта недвижимости.

Однако эти два понятия не следует считать тождественными. Выкупная стоимость характеризуется статичностью. На нее не оказывают влияния изменения, происходящие на рынке недвижимости, в том числе снижения цен.

Что же касается КС, то ее величина пересматривается с интервалом 3-5 лет после очередной инвентаризации земель. Более того, инициатором переоценки кадастровой стоимости может выступать и собственник участка.

Выкупная цена в определенных случаях может быть меньше кадастровой.

Дешевле всего обойдется выкуп угодий, находившихся в пользовании в течение 15 лет или на территории которых возведены капитальные постройки.

В таких случаях земли, принадлежащие муниципалитету, можно выкупить за 20% их кадастровой стоимости, а государству – за 2,5%.

Регистр государственного кадастра

Регистр стоимости земельных участков – это часть государственного земельного кадастра, в которой хранятся данные о кадастровой стоимости участков, которые были получены в результате проведения их оценки.

После проведения переоценки земли, в том числе по инициативе ее собственника, уточненные данные также подлежат внесению в этот регистр. В нем же отражаются изменения в рыночной цене недвижимости, установленные после очередной его инвентаризации (для нее также требуется процедура переоценки).

Определение публичной кадастровой стоимости различных территорий

Муниципальной

Заказчиками работ, направленных на оценку муниципальных земель, являются органы муниципальной власти районов, городских округов, поселков.

Данное мероприятие направлено на определение кадастровой стоимости земель в пределах муниципалитета.

Кадастровая оценка проводится, основываясь на рыночной информационной базе, при этом учитываются сведения о предназначении участков.

Муниципальная земля может использоваться для строительства частного дома, садоводства и огородничества, выделяться под гаражи или для возведения многоквартирных домов.

В обязательном порядке учитываются положения не только земельного, но и градостроительного кодексов, а также законодательно утвержденные нормативы.

Публичная кадастровая оценка земель поселений состоит из следующих этапов:

  • Подготовительный этап. На этой стадии проводятся мероприятия по обработке и сбору необходимой информации, прежде всего нормативных данных и актуальных сведений о рыночных тенденциях. Также собирается общая информация о поселении, его экологическом состоянии, уточняются данные по климатическим условиям, производится классификация земель.
  • Проводится функциональное зонирование территории, находящейся в черте населенного пункта. В границах поселения выделяются следующие зоны:
    1. жилая (предназначена для застройки многоквартирными и частными жилыми домами);
    2. производственная (в этой зоне размещаются промышленные предприятия, энергетические комплексы, склады, базы, а также объекты коммунального хозяйства);
    3. общественно-деловая (в ней находятся объекты культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общепита, учреждения образования, науки, административные учреждения, деловые центры);
    4. зона инженерной и транспортной инфраструктуры (предназначена для объектов и коммуникаций разных видов транспорта и связи);
    5. сельскохозяйственная (там могут располагаться пашни, сады, огороды, пастбища, а также постройки соответствующего назначения);
    6. рекреационная (в нее входят административно являющиеся частью населенного пункта леса, парки, пляжи, зоны отдыха).
  • Расчет показателей кадастровой стоимости участков. Незастроенные территории оцениваются с использованием статистического анализа рыночных цен и предполагаемых затрат на освоение этих площадей. Цена единицы площади участка, занятого постройками, определяется с помощью метода изъятия затрат на воспроизводство или замещение инфраструктуры.
  • Зонирование принадлежащих поселению территорий в соответствии с их КС.
  • Заключительный этап. На нем производится окончательное оформление данных, полученных в результате кадастровой оценки, и внесение их в Росреестр.

После завершения процедур, связанных с оценкой, определяется такой показатель, как кадастровая стоиомсть земли оценочной зоны.

Она соответствует рыночной стоимости единицы площади участка, находящегося на определенной территории с аналогичными характеристиками.

Общего пользования

Особенностью оценки земель общего пользования является использование при определении их кадастровой стоимости повышающих или понижающих коэффициентов.

Они зависят от таких факторов, как:

  • местоположение угодья;
  • его рыночная стоимость;
  • степень развитости коммуникационных систем;
  • доступность местности для разных видов транспорта;
  • степень пригодности участка для использования по назначению;
  • наличие или отсутствие на его территории жилых или нежилых строений.

Так как рыночная цена на земли общего пользования со схожими характеристиками в разных местностях неодинакова, то, соответственно, и их кадастровая стоимость будет различаться, причем иногда на весьма значительную величину (например, в Москве КС на землю может быть намного выше, чем на такой же участок в Московской области).

Населенных пунктов

В общих чертах она определяется так же, как и стоимость муниципальной земли, с учетом особенностей, присущих населенным пунктам.

Особое внимание уделяется уточнению границ поселения и условному разделению его территории на зоны в соответствии с их предназначением.

Такая оценка выполняется в целях:

  • формирования налогооблагаемой базы земель, находящихся на территории поселений;
  • составления более точной схемы зонирования по территориально-экономическим параметрам;
  • утверждения ставок арендной платы за землю;
  • установления базовой стоимости, по которой недвижимость можно продавать или сдавать в долгосрочную аренду;
  • уточнения суммы компенсаций, подлежащих выплате лицам, у которых землевладение изымается для нужд муниципалитета;
  • максимально объективного определения наиболее перспективных направлений ведения застройки и иного освоения неиспользуемых территорий.

Садового надела и дачи

Для получения объективного результата учитываются следующие особенности:

  • расположение землевладения (дачный участок, находящийся в отдаленном районе, будет оценен дешевле аналогичного, но находящегося вблизи города или важных объектов транспортной инфраструктуры);
  • площадь угодья;
  • наличие коммуникаций;
  • к какой категории отнесена земля на участке;
  • оснащен ли земельный надел коммуникациями (электричество, водопровод, газ и т.д.);
  • экологическое состояние местности.

Если известна рыночная стоимость угодья, то КС устанавливается в ее размере.

В первом полугодии 2018 г. кадастровая стоиомсть садовых участков и дач значительно выросла.

Лесного участка

Оценка кадастровой стоимости территорий лесных массивов проходит в 3 этапа, на каждом из которых ее значение устанавливается для определенной территории, которая становится все меньше:

  1. в пределах оценочных зон и площадей субъектов РФ;
  2. в пределах территорий, занятых лесхозами;
  3. на территориях участков, принадлежащих лесхозам, занятых лесными массивами.

Кадастровая стоимость площадей, находящихся под лесами, определяется с учетом капитализации расчетной величины годового дохода по ренте, который выплачивается за использование лесных угодий для ведения хозяйственной деятельности. При этом принимаются во внимание показатели заготовки древесины.

Процесс расчета и утверждения

Показатели

Для корректного определения величины кадастровой стоимости необходимо учитывать ряд важных показателей.

Рассмотрим наиболее значимые из них.

Коэффициенты

В процессе кадастровой оценки земель применяются так называемые поправочные коэффициенты. Их использование позволяет нивелировать влияние отдельных нестабильных (подверженных постоянным колебаниям) факторов, влияющих на формирование цен.

Так, если на территории участка располагаются сооружения, признанные ветхими, либо территория регулярно подвергается подтоплениям вследствие паводков, может применяться коэффициент, уменьшающий кадастровую стоимость.

В других ситуациях возможно использование коэффициентов, увеличивающих ее значение.

О размере значения поправочного коэффициента уполномочен принимать решение оценщик.

Прочие значения

Еще одним важным фактором является удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС). Значение этой величины определяется для площади, равной 1 м2. УПКС устанавливают поквартально в зависимости от вида разрешенной эксплуатации.

Чтобы определить УПКС, выполняется такая последовательность действий:

  1. Выявляются факторы, влияющие на формирование цен.
  2. Определяется эталонный участок (обладающий наиболее характерными для своей группы свойствами и параметрами).
  3. Формируется подгруппа, состоящая из эталонных объектов со схожими основными показателями.
  4. Для каждой подгруппы осуществляется сбор рыночной информации и затем проводится ее анализ.
  5. Выполняется статистическое моделирование и определяется, как именно ценообразующие факторы влияют на рыночную цену объекта недвижимости.
  6. Выполняется расчет УПКС для эталонного объекта.

После выполнения данных шагов производится расчет КС всех участков эталонной группы методом умножения УПКС на площадь надела.

Таким образом, на величину КС также влияют площадь угодья, его категория и рыночная стоимость.

Принятие постановления об утверждении КС

Не позже, чем через 20 рабочих дней после получения отчета об определении КС заказчик работ обязан принять акт об утверждении кадастровой стоимости. Данный документ обладает юридической силой со дня его официального обнародования.

Так как заказчиком является государство или муниципалитет, соответствующий документ принимается их органами исполнительной власти. Он может иметь форму постановления.

С образцом такого постановления можно ознакомиться, загрузив его, например, здесь.

А вот так выглядит приложение к данному нормативному акту.

Изменение кадастровой цены земли по годам

Кадастровая стоимость земли подлежит периодической переоценке.

Она может проводиться по годам с интервалом от 3 до 5 лет.

Новая цена определяется в зависимости от результатов проведенной ревизии.

Она может становиться как больше (чаще всего так и происходит), так и меньше по отношению к прежней ее величине.

Увеличение значения

Многие землевладельцы после очередной переоценки их угодий сталкиваются с увеличением их кадастровой стоимости. Это приводит к тому, что возрастает сумма платежей, взимаемых в качестве земельного налога.

Резкий рост КС земельных участков произошел в декабре 2016 г. Некоторые из них внезапно подорожали в сотни и даже тысячи раз.

Но из этого вовсе не следует, что землю стало возможным выгодно продать, обогатившись при этом в одно мгновение: ведь качество земель не стало автоматически лучше, скорее наоборот, многие участки к этому времени пришли в плачевное состояние.

Мало кто захочет их приобретать на столь невыгодных условиях. Налоги же при таких ценах придется платить просто баснословные.

Переоценка земли фактически была проведена заочно, и не все могли узнать сколько она теперь стоит. В результате наделы с равными площадями, но значительно различающиеся по своим характеристикам, стали стоить одинакового дорого.

Снижение

Летом 2016 г. начал действовать мораторий, по которому 1 января 2017 г. кадастровая стоимость всех видов недвижимого имущества «замораживается» сроком на 3 года.

В этот период должна была действовать КС, являющаяся актуальной на начало года, в котором она стала применяться для налогообложения в регионе, но не ранее 2014 г. В случае же ее снижения подлежала применению ее пониженная величина.

Примерно в это же время приняли закон 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на положения которого ссылок в тексте моратория не содержится.

Получается, что регионы вправе руководствоваться не мораторием, а вступившим в действие законом об оценке. Эксперты так и не пришли к единому мнению, подлежит ли «заморозке» кадастровая стоимость, которая была определена в соответствии с новым законом. Такая ситуация может породить немало судебных споров.

Возможность определения по ИНН

По одному номеру ИНН это сделать нельзя. Подобные услуги могут предлагаться только на сомнительных сайтах с целью получения конфиденциальной информации об определенных лицах.

На некоторых ресурсах за «услугу» могут еще и взиматься платежи. Вестись на это не стоит, если какая информация и будет выдана, она будет скорее всего недействительной.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается что такое кадастровая стоимость и как её можно узнать.

Кадастровая стоимость земельного участка – оценочная величина, полученная в результате оценки недвижимости государством и закрепленная в ГКН. Она определяется с учетом его значимых характеристик. Ее значение приравнивается к рыночной стоимости объекта на момент оценки.

Определению кадастровой стоимости земель разных категорий присущи свои особенности, связанные с их спецификой.

Данная величина подлежит пересмотру не реже, чем 1 раз в 5 лет, но не чаще, чем 1 раз в 3 года.

В 2016 году был принят закон «О государственной кадастровой оценке». К настоящему моменту он начал работать уже во всех субъектах РФ. Теперь организация работ по проведению оценочных мероприятий возложена на государственные структуры.

Срок давности по налогам

Обязанность каждого гражданина — своевременная уплата налогов.

Неисполнение этого обязательства влечет наступление ответственности. Немаловажно знать, что предусмотрен срок давности по неуплаченному сбору, в течение которого ИФНС может назначить штраф неплательщику.

Какой срок давности по налогам в 2018 году?

Правильно вести речь о сроке давности взыскания налога. Поскольку важно то, на протяжении какого периода с налогоплательщика имеют право потребовать неуплаченную сумму сбора.

В России имеются следующие категории налогоплательщиков, на которых законодателем возложена обязанность вовремя вносить деньги в казну:

  • физлица;
  • организации (юрлица) и ИП.

Определен срок уплаты задолженности — три года

Для физических (частных) лиц

Срок исковой давности по налогам для физических лиц предусмотрен ст. 48 НК РФ. Изучив действующие нормы российского законодательства, можно сделать вывод, что задолженность в области налогообложения бессрочна. При этом этот отрезок времени по отчислениям в бюджет имеет определенные пределы. Но это относится не ко всем взимаемым платежам, а только к следующим сборам:

  • на имущество физлиц;
  • на транспорт.

НК РФ определяет возможность списания долга по транспортному сбору в ситуации, если инспекция за 3 года не получила с налогоплательщика необходимый размер суммы.

Срок давности, который равен 3 годам, определен и при взыскании суммы долга при оплате НДФЛ. Фискальные органы зачастую требуют от частного лица заплатить недоимку за указанный период. Если имеется задолженность по неуплате НДФЛ за пять лет, то с физлица могут взыскать неуплаченную сумму только за последние три года.

Налоговая служба имеет право подать иск в суд на неплательщика, потребовав уплатить не только задолженность, но штрафы и пени

Нетрудно понять, что сумма долга, требующая погашения, значительно вырастет.

Для юридических лиц и ИП

Процесс взимания недоимки с юрлиц и ИП регламентируется ст. 46, 47 НК РФ. Если инспекция взыскала с предприятия (предпринимателя) лишнюю сумму сбора, штрафа, пени, налогоплательщик может подать заявку о возврате переплаты. Это можно сделать в течение 30 дней с момента, когда:

  • его уведомили об излишней уплате налога;
  • решение суда о том, что инспекция взыскала большую сумму, чем нужно, вступило в силу.

Если же указанный период уже истек, можно обратиться в судебный орган. В этом случае отрезок времени по налогам юрлиц и предпринимателей составит 3 года с момента, когда их известили о переплате суммы налога, либо когда должник узнал об этом. Налогоплательщик при переплаченном налоге может пропустить стадию обращения в инспекцию и сразу писать заявление в судебную инстанцию.

Во время взыскания налоговой задолженности с ИП и предприятий через суд срок давности составляет:

  • при оплате долга за счет средств на расчетных счетах — 6 мес.;
  • при обращении взыскания на прочее имущество налогоплательщика — два года.

Применение такого понятия, как срок исковой давности по налогам для юридических лиц, является аналогичным, как и по отношению к частным лицам.

Обратите внимание!

Стоит отметить, что во время ревизии предприятия рассматривают документы только за последние 3 года. Исключение составляет ситуация, если ранее были препятствия для осуществления контролирующих действий инспекции.

В случае, если доходы физлица получены в ходе предпринимательской деятельности, действуют те же положения, которые регулируют и деятельность юрлица. С другой стороны, они попадают под те же правила, которые относятся и к физическим лицам. Особых норм, которые подходят только для ИП, не установлено.

Долг ИП списывается лишь в следующих ситуациях:

  • смерть;
  • признание финансово несостоятельным.

Истекший срок давности по налогам в 2018 году

Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если со дня совершения налогового нарушения прошло более 3-х лет. К исключению относят ситуации, когда лицо активно препятствовало проведению проверки со стороны налоговиков.

Обратите внимание!

ИФНС может обратиться в суд при сумме долга частного лица по налогам (пени, сборам, штрафам), который превышает 3 тыс. руб., в течение полугода с момента, когда истек период исполнения соответствующего требования НК РФ.

Если долг не превышает 3 тыс. руб., контролирующий орган может обратиться в судебный орган на протяжении шести месяцев после истечения 3-летнего периода. При этом судья вправе возобновить пропущенные сроки давности.

Резюме

Таким образом, налогоплательщик, который заплатил в бюджет больше положенного, имеет право на письменное обращение к налоговикам о возврате переплаченных средств на протяжении 3-х лет. Срок исковой давности, в том числе и по налогам, заканчивается совершением налогоплательщиком действий, которые свидетельствуют о признании задолженности.

Сроки обращения в суд сокращаются для налоговиков до полугода в ситуациях, если должник-физлицо не является ИП.

Как видим, в области налогообложения временные отрезки имеют большое значение. Но здесь также имеется много особенностей, которые могут затянуть разбирательство на долгое время. Конечно, лучше не допускать никаких просрочек и недоимок по платежам в налоговую, добросовестно исполнять все имеющиеся обязательства.

Можно сделать вывод, что вопрос определения сроков давности, действующих при неуплате налогов, характеризуется как запутанный и довольно сложный. В той ситуации, если выставленные налоговой службой требования о выплатах кажутся некорректными, рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным юристам портала Правовед.ru.