Как зафиксировать авторское право?

Юридическая Компания «ЮСТ.АС»

Главная / Обзоры / Как зафиксировать авторское право?

Как зафиксировать авторское право?

Авторское право мыслящей публике кажется абсолютно прозрачным и интуитивно понятным явлением. Казалось бы: вот он автор, вот его произведение, поэтому есть и авторские права на созданное интеллектуальным трудом.

Увы. Это так до той поры, пока размышления на этот счёт эфемерны и не касаются конкретики, а пуще того — денег. Обычно именно упущенный доход заставляет автора чего бы то ни было погружаться в рутину знаний и скучных правовых терминов, одновременно с тем осознавая, что за авторским правом стоит целый пласт науки юриспруденции, сотканный из законов, практики, лиц и групп лиц, сервисов, служб и организаций, так или иначе, к этому причастных.

Исторически, авторское право, в понимании правообладания результатом интеллектуального труда, сложилось вокруг литературы. От нарушений копирайта страдали и Мартин Лютер, и Пушкин, но в более-менее упорядоченную, а главное, международно признанную систему авторское право в широком, а не только окололитературном смысле, пришло с возникновением Бернской конвенции 1868 года.

Азы и принципы

Фиксация авторского права заключается в его регистрации. Ещё точнее, в регистрации факта первообладания предметом права, то есть нечто такое, что однозначно подтвердит, что

  • именно вы, как автор;
  • именно на определённую дату;
  • именно на вот такой конкретный результат своего интеллектуального труда

предъявили, и тем самым зафиксировали своё авторское право.

Видно и понятно, что для регистрации авторского права, в каком бы виде сие действие не осуществлялось, необходимо одновременное наличие субъектов, объектов и факторов:

  • самого автора;
  • субъектов будущего права, являющихся результатом интеллектуального труда;
  • намерения автора зафиксировать свои права.

Среди основополагающих принципов практическое значение имеют следующие два. Первый, об автоматической охране. Устанавливает аксиому того, авторское право возникает само по себе, автоматически с обличением результата интеллектуального труда в материальную форму или первым публичным его представлением. Никаких регистрирующих действий, обращений в разрешительные органы и иных формальностей для возникновения права при этом не требуется. И второй по счёту, но, пожалуй, главный по важности, это принцип презумпции авторства. Он гласит, что пока не будет доказано обратное, автором произведения считается тот, чье имя указано или оглашено при публичном представлении этого произведения.

А как у нас?

В России законодательно установлено преимущественное действие международных документов в вопросах регистрации и обладания авторскими правами. Помимо упоминавшейся уже Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, изменения в которую, к слову сказать, вносились семикратно, вплоть до 1971 года, к краеугольным камням международного авторского права относятся Парижская Конвенция об охране промышленной собственности, Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям и еще порядка 20 международных документов. Для администрирования и регистрационной деятельности в рамках этих соглашений, создана в 1967 году и функционирует в настоящее время Всемирная организация интеллектуальной собственности со 191 страной в составе своих членов.

В России законодательно установлено преимущественное действие международных документов в вопросах регистрации и обладания авторскими правами.

Международные соглашения, о которых мы говорим здесь, являются для России источниками авторского права, а конкретные положения и их правоприменение регламентируются 4-ой главой Гражданского кодекса. Вопросам, связанным с авторским правом, там посвящено, ни много ни мало — 326 статей (для сравнения, право собственности описывается сотней статей). Среди них, и это важно, статьёй за номером 1257 закрепляется концепция презумпции авторства, упоминавшаяся выше.

Способы фиксации авторского права

Применение на практике общих принципов международного права и конкретных определений отечественного законодательства для фиксации первообладания результатом интеллектуального труда основано на проверяемом технически факте владения предметом авторского права в какой-то конкретный момент времени. Классика жанра, вошедшая в анналы и, кстати, актуальная и на сегодня, — это отправка рукописи (классика же) самому себе почтой. Опечатанная упаковка почтового отправления с датой на штемпеле послужит отличным доказательством в любом споре, в том числе и судебном.

Депонирование, или иначе, регистрация произведения тоже имеет исторические корни. Но если раньше предмет авторского права в виде копии вручался авторитетному гражданину или учреждению с непререкаемой репутацией, то теперь под депонированием понимается вручение копии произведения специализированной на такой деятельности организации. Самыми респектабельными в этой сфере учреждениями считаются РАО (Российское авторское общество), Российская (бывшая Ленинская) государственная библиотека, Российское авторско-правовое общество «Копирус». Взамен на передачу им оригиналов, копий, первых экземпляров произведений, регистраторы вносят запись в соответствующие реестры и выдают автору свидетельство о свершении такого факта, где отражается коротко информация о содержании произведения, дата, имя автора. Нюанс депонирования заключается в том, что подлинность информации о произведении, приведённой в заявлении на депонирование, регистратором не проверяется. Следовательно, всей этой процедурой удостоверяется лишь то, что в определённый момент времени автор указал себя владельцем некоего предмета авторского права.

При нотариальном заверении произведения нотариусом подтверждается дата представления материалов, претендующих на фиксацию авторского права, при наличии копий удостоверяется их тождественность оригиналу, идентифицируется с гражданином и заверяется подпись автора. В целом, юридический результат нотариального заверения такой же, как и у депонирования. Разница лишь в доступности регистратора, а зафиксировать авторство можно у любого нотариуса, и в отсутствии свидетельства о регистрации.

В качестве приметы современности отмечаем, что при помощи нотариуса можно получить протокол осмотра интернет-страницы. Такой документ будет документальным подтверждением нахождения определённого контента по конкретному интернет-адресу в момент времени, соответствующий дате осмотра. И не зависимо от наличия в дальнейшем этой информации в сети, факт её нахождения будет удостоверен и зафиксирован.

К современным отнесём такой способ фиксации авторского права, как публикация произведения или информации о нём в виде статьи под своим собственным именем в электронных СМИ. Это могут быть и сетевые версии обычных журналов, и специализированные сервисы от глобального «Amazon.com» до различных самиздатовских порталов Рунета. Факт регистрации на таком сервисе и нахождения там авторского контента сам по себе будет доказательством прав автора.

Как видите, заявить о своем праве на результат интеллектуального труда совершенно не сложно и не затратно ни по усилиям, ни по финансам — стоимость описанных здесь способов фиксации не превысит на сегодня 3000 рублей. Важно лишь, уяснив суть презумпции авторства, не медлить и зафиксировать своё право доступным, или удобным лично вам способом. И вместе с пожеланием творческих успехов уместно пожелать авторам произведений и расторопности в вопросе обеспечения своих, авторских прав.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»

  • Федеральный конституционный закон
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Референдум Российской Федерации
      • Статья 2. Принципы проведения референдума
      • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме
      • Статья 4. Основные термины и понятия
      • Статья 5. Право на участие в референдуме
      • Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
      • Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
      • Статья 8. Язык проведения референдума
      • Статья 9. Финансирование референдума
      • Статья 10. Подготовка и проведение референдума комиссиями референдума
      • Статья 11. Гласность при подготовке и проведении референдума
      • Статья 12. Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»
      • Статья 13. Участие в референдуме иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений
    • Глава 2. Инициатива проведения референдума. Назначение референдума
      • Статья 14. Инициатива проведения референдума
      • Статья 15. Порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации
      • Статья 16. Подписной лист
      • Статья 17. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума
      • Статья 18. Представление подписных листов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации
      • Статья 19. Проверка соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах
      • Статья 20. Принятие Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о результатах выдвижения инициативы проведения референдума
      • Статья 21. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации
      • Статья 22. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации
      • Статья 23. Назначение референдума
    • Глава 3. Комиссии референдума
      • Статья 24. Система и статус комиссий референдума
      • Статья 25. Порядок формирования специальных территориальных комиссий
      • Статья 26. Порядок и сроки формирования участковых комиссий
      • Статья 27. Порядок назначения и срок полномочий членов комиссий референдума с нравом совещательного голоса
      • Статья 28. Организация деятельности комиссий референдума
      • Статья 29. Статус членов комиссий референдума
      • Статья 30. Полномочия Центральной избирательном комиссии Российской Федерации
      • Статья 31. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
      • Статья 32. Полномочия территориальной и специальной территориальной комиссий референдума
      • Статья 33. Полномочия участковой комиссии
      • Статья 34. Гласность в деятельности комиссий референдума
      • Статья 35. Содействие комиссиям референдума в реализации их полномочий
    • Глава 4. Статус наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации
      • Статья 36. Наблюдатели
      • Статья 37. Иностранные (международные) наблюдатели
      • Статья 38. Представители средств массовой информации
    • Глава 5. Округ референдума. Образование участков референдума
      • Статья 39. Округ референдума
      • Статья 40. Образование участков референдума
      • Статья 41. Порядок доведения до участников референдума сведений об образовании участков референдума
    • Глава 6. Списки участников референдума
      • Статья 42. Порядок составления списков участников референдума
      • Статья 43. Порядок включения в список участников референдума и исключения из списка участников референдума граждан Российской Федерации
      • Статья 44. Ознакомление участников референдума со списками участников референдума
    • Глава 7. Финансовое обеспечение референдума. Фонды референдума
      • Статья 45. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума
      • Статья 46. Финансовое обеспечение комиссии референдума
      • Статья 47. Контрольно-ревизионные службы
      • Статья 48. Фонды референдума
      • Статья 49. Уполномоченные представители по финансовым вопросам
      • Статья 50. Специальный счет фонда референдума
      • Статья 51. Добровольные пожертвования в фонд референдума
      • Статья 52. Отчетность по средствам фонда референдума
      • Статья 53. Возврат средств инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой
    • Глава 8. Информационное обеспечение референдума
      • Статья 54. Информационное обеспечение референдума
      • Статья 55. Информирование участников референдума
      • Статья 56. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения
      • Статья 57. Опубликование текста проекта новой Конституции Российской Федерации, проекта нормативного акта, вынесенных на референдум
      • Статья 58. Участие комиссий референдума в информационном обеспечении референдума
      • Статья 59. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения референдума
      • Статья 60. Агитация по вопросам референдума
      • Статья 61. Порядок создания инициативной агитационной группы
      • Статья 62. Агитационный период
      • Статья 63. Условия проведения агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий
      • Статья 64. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
      • Статья 65. Общие условия проведения агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
      • Статья 66. Условия проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио
      • Статья 67. Условия проведения агитации по вопросам референдума через периодические печатные издания
      • Статья 68. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации по вопросам референдума.
    • Глава 9. Голосование
      • Статья 69. Помещение для голосования
      • Статья 70. Бюллетень
      • Статья 71. Открепительное удостоверение
      • Статья 72. Порядок использования ГАС «Выборы» при установлении итогов голосования и определении результатов референдума
      • Статья 73. Досрочное голосование
      • Статья 74. Порядок голосования
      • Статья 75. Порядок голосования вне помещения для голосования
    • Глава 10. Подсчет голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума
      • Статья 76. Протокол участковой комиссии об итогах голосования
      • Статья 77. Порядок подсчета голосов участников референдума, составления протокола участковой комиссии об итогах голосования
      • Статья 78. Установление итогов голосования территориальной комиссией
      • Статья 79. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации
      • Статья 80. Определение результатов референдума
      • Статья 81. Повторное голосование на референдуме
    • Глава 11. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума. Вступление в силу решения, принятого на референдуме
      • Статья 82. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума
      • Статья 83. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме
    • Глава 12. Хранение документов референдума
      • Статья 84. Порядок и сроки хранения документов референдума
    • Глава 13. Рассмотрение обращений о нарушениях законодательства Российской Федерации о референдуме. Осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме
      • Статья 85. Порядок рассмотрения комиссиями референдума обращений о нарушениях законодательства Российской Федерации о референдуме
      • Статья 86. Осуществление комиссиями референдума контроля за установлением итогов голосования нижестоящими комиссиями референдума
      • Статья 87. Обжалование в суд решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме
      • Статья 88. Основания для отмены судом решения комиссии референдума об итогах голосования
    • Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдуме
      • Статья 89. Основания прекращения деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы
      • Статья 90. Ответственность за нарушение права на участие в референдуме
    • Глава 15. Заключительные и переходные положения
      • Статья 91. Порядок исчисления сроков в настоящем Федеральном конституционном законе
      • Статья 92. Переходные положения
      • Статья 93. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
  • Приложение 1. Подписной лист референдума Российской Федерации
  • Приложение 2. Контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования

Открыть полный текст документа