Как расторгнуть договор и вернуть деньги?

Содержание

Как расторгнуть договор ОСАГО и вернуть деньги

Расторжение договора ОСАГО в досрочном порядке допускается как по инициативе клиента, так и страховой конторы. Причем владелец полиса вполне может рассчитывать на возврат части средств, потраченных на покупку страховки. Правда подобное допустимо только тогда, когда намерение аннулировать договор обусловлено уважительными причинами.

Чтобы максимально снизить риск отказа в возврате денег, клиенту необходимо разбираться в регламенте самой процедуры расторжения соглашения, а также иметь представление о том, какие документы могут потребоваться в этом случае.

Суть страховки ОСАГО

По закону использование транспортного средства обязывает водителя к формированию определенного пакета документации. При этом часть бумаг обязательна к наличию на руках во время непосредственной эксплуатации авто.

Прежде всего, в число необходимых документов входят соответствующее удостоверение и регистрационные бумаги на ТС. А также каждый водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО.

Такой вид страховки заключается в страховании гражданской ответственности собственника авто. Например, если по вине водителя произойдет авария, в результате которой пострадает имущество либо здоровье второй стороны, то ущерб покроет именно страховая компания, предоставившая полис. Владелец, в свою очередь, не понесет расходов, если только размер причиненного вреда не превысит лимит по страховке. В этом случае разницу потребуется доплачивать самостоятельно.

Сейчас максимальный размер компенсации по автогражданке составляет 400 тыс. рублей в случае, если требуется ремонт машины, поврежденной при ДТП. А вот если нанесен вред здоровью людей, то ориентироваться следует на лимит, равный 500 тыс. рублей.

Важно понимать, что ОСАГО считается обязательным, тогда как, например, КАСКО оформляется по желанию водителя. Соответственно, прежде всего, автовладельцу следует своевременно приобрести полис, обратившись в соответствующую контору.

Благо последних сейчас достаточно много. Правда в обязательном порядке стоит проверить наличие лицензии на подобную деятельность, да и в целом навести справки о работе страховщика.

Законные причины для расторжения договора и возврата средств

Стандартное страховое соглашение при оформлении автогражданки заключается на 12 месяцев, после истечения которых действие полиса продляется либо клиент уходит к конкурентам. Однако допускается расторгнуть договор ОСАГО досрочно, при этом даже можно рассчитывать на возврат некоторой суммы средств.

Впрочем, надеяться на получение денег можно не во всех случаях. Если автовладелец решил аннулировать страховой контракт по причине личного желания оформить полис в другой фирме (например, его не устраивает качество обслуживания), то контора не обязана ничего возвращать. Словом, чтобы остаться хоть в каком-то выигрыше, необходимо чтобы в наличии имелись существенные причины для проведения процедуры закрытия соглашения в период его действия.

Итак, расторгнуть договор ОСАГО и вернуть деньги, получится при следующих обстоятельствах:

  1. Реализация транспортного средства, на которое был оформлен полис ОСАГО. Смена собственника ТС выступает однозначным основанием для завершения действия договора.
  2. Конструктивная гибель автомобиля в случае аварии либо при иных обстоятельствах. Договор расторгается, если машина не подлежит ремонту и восстановлению.
  3. Утилизация ТС в рамках соответствующей госпрограммы.
  4. Отзыв лицензии, допускающей страховую деятельность компании либо просрочка ее продления.
  5. Смерть гражданина, с которым был заключен контракт автогражданки. В этом случае договор аннулируется автоматически. На сумму страховой премии, начисленную за оставшийся период действия соглашения ОСАГО, могут рассчитывать родственники (преемники) покойного владельца полиса.

Также договор может быть расторгнут по причинам, когда страховщик утрачивает возможность исполнять собственные обязательства.

А именно:

  • банкротство;
  • ликвидация компании, где оформлялся полис.

Чисто теоретически, банкротство или ликвидация фирмы также выступают основанием для возврата оставшейся части внесенной страховой премии. Однако в реальности добиться получения причитающейся суммы при подобных обстоятельствах довольно сложно.

Сколько денег обязана вернуть страховая контора

По правилам страхования при досрочном расторжении соглашения ОСАГО, владелец полиса может рассчитывать на часть премии за неистекшие дни его действия.

Учитываются следующие значения:

  • 77% страховой премии, из которых формируется фонд для уплаты страхового возмещения;
  • 20% — комиссионные страховщика (расходы и обслуживание клиента);
  • 3% — взнос в РСА (союз автостраховщиков).

Сумма возврата исчисляется пропорционально неиспользованным по страховке дням. После расчета из выплаты исключается 23%. Правда существуют прецеденты, когда клиенты добивались возврата и этих процентов, хотя по закону страховщик имеет право их удерживать. Суд вполне может встать на сторону водителя, однако, разбирательства займут немало времени и потребуют дополнительных расходов.

Неистекший период действия соглашения ОСАГО начинается с даты, следующей за днем подачи запроса. Поэтому рекомендовано направлять заявление страховщику как можно быстрее, не оттягивая процедуру. В ином случае некоторая сумма из неиспользованной части страховой премии будет утрачена.

Исключение – смерть страхователя. Здесь днем прекращения соглашения признается дата случившегося. Соответственно нет необходимости торопиться с подачей запроса, однако, и забывать о причитающейся сумме все же не стоит.

Когда страховщик вправе не возвращать деньги

Важно понимать, что страховщик, предоставивший ОСАГО, обязан вернуть деньги лишь при наличии существенных оснований. Если же за владельцем полиса будут замечены какие-либо нарушения, то договор может быть расторгнут по инициативе страховщика. В этом случае денежные средства возвращены не будут.

В частности, здесь идет речь о предоставлении клиентом документов, включающих некие неточные либо ложные сведения, влияющие на выявление степени страхового риска. Если менеджер страховой компании в период действия полиса обнаружит, что при заключении соглашения автовладелец озвучил недостоверную информацию, то контракт будет аннулирован. Водитель в этом случае ничего не получит.

Также неиспользованная часть премии не возвращается, если страхователем выступало юридическое лицо, впоследствии прекратившее свое существование.

Порядок обращения для расторжения контракта

Механизм расторжения соглашения ОСАГО разрабатывается каждой страховой конторой в отдельном порядке. Однако основные этапы процедуры регулируются нормами закона, от которых ни один страховщик отступать не вправе. Поправки в существующий порядок допускается вносить на уровне алгоритма подачи заявления.

Проще говоря, страховщик может самостоятельно отрегулировать форму запроса, назначить лицо, ответственное за работу с подобными обращениями, запросить дополнительные бумаги. Но вот отклонять заявление, изменять формулу расчета возвращаемой суммы либо отказывать в передаче денег, хотя причины уважительны, страховая компания не может.

Общий алгоритм действий страхователя заключается в следующем:

  1. подготовка документов;
  2. обращение в страховую контору и составление заявления;
  3. передача бумаг в руки ответственного сотрудника;
  4. получение оставшейся части премии (если полагается).

Формуляр заявления лучше всего взять прямо в момент обращения. Заполнять бумагу также стоит на месте, потому как в случае вопросов можно будет сразу получить консультацию менеджера.

В течение 14 дней страховщик обязан не только рассмотреть запрос, но и передать бывшему клиенту оставшуюся часть страховой премии. Если срок не соблюдается, следует обращаться к руководству конторы. А в случае отсутствия реакции можно напомнить о праве подачи иска в суд.

Подготовка документов

На этапе подготовки документов потребуется обратить внимание на причину, вызвавшую необходимость расторжения соглашения со страховщиком. От ее сути будет зависеть перечень бумаг. А, если точнее, то вместе с заявлением потребуется предоставить документ, подтверждающий реальность оснований.

Например:

  • в случае смерти страхователя следует предъявить документ, доказывающий этот факт, плюс свидетельство о вступлении в права наследника (либо справку от нотариуса о скором обретении такого права);
  • при реализации авто необходимо подготовить договор о его продаже;
  • при утилизации страховщику предъявляется соответствующий акт;
  • в случае гибели ТС потребуется предоставить заключение экспертов.

А вот бумагами, обязательными к предъявлению в любой из возможных ситуаций, считаются:

  1. паспорт лица, обратившегося с заявлением;
  2. экземпляр договора;
  3. квиток об оплате страхового платежа (если сохранился);
  4. полис ОСАГО.

Также от заявителя потребуется номер банковского счета, если страховщик не практикует выплату сумм в виде наличных средств.

В любом случае перед обращением стоит проконсультироваться у специалиста страховой компании. Сотрудник обязан разъяснить не только порядок действий, но и предоставить перечень требуемых документов.

Расторгнуть соглашение ОСАГО можно в любой момент по желанию автовладельца, однако, для возврата хотя бы части средств потребуется наличие достойных оснований. Например, продажа авто или его утилизация считаются уважительными причинами. Сама же процедура осуществляется непосредственно в офисе страховщика после подачи соответствующего заявления.

Все про периодический медицинский осмотр работников: где проводить, порядок, документы

Если вам нужно провести периодический медицинский осмотр работников, и вы хотите разобраться в деталях, кто должен направляться и как правильно подготовить список контингента работников со всеми вытекающими документами, то сейчас все как раз будет об этом.

Процедура не сложная, но требует соблюдения определенных временных рамок, поэтому обо всем по порядку, а в конце этой выдержки из моего опыта, приглашаю к обсуждению материала, поделиться своим опытом, задать уточняющие вопросы, потому что только в диалоге рождается истина. ☺

Для чего нужен периодический медосмотр

Периодический медосмотр необходим для контроля и своевременного выявления изменений в состоянии здоровья сотрудников.

Если вы будете вовремя организовывать все необходимые мероприятия, то шанс выявить развитие всевозможных профессиональных заболеваний на начальных этапах увеличиваются, следовательно, и лечение можно начать своевременно.

Получив результаты пройденного периодического медосмотра, и увидев там информацию о возможных патологиях работников, вы можете перевести сотрудника на другую должность и меньшими вредными факторами.

Или предположим, работник прошел предварительный медосмотр “без сучка, без задоринки”, в течение двух лет у него происходит инфаркт миокарда.

Скрывая от работодателя этот факт, отказывается от длительного больничного листа, от третьей группы инвалидности и выходит на работу, где находится под постоянным воздействием вредных и опасных производственных факторов, к примеру, напряженность и тяжесть труда.

Семью ведь кормить нужно, считает он, не задумываясь о собственном здоровье и об ответственности, которую за него несет работодатель.

Но приходит время периодического медосмотра и по результатам ЭКГ все тайное становится явным. И оказалось, что очень вовремя было проведено обследование, потому что проявилась отрицательная динамика на фоне тяжелой работы для данного заболевания.

Все могло закончиться крайне печально для данного сотрудника, если бы непроведение периодического контроля за состоянием здоровья.

Поэтому данная профилактическая мера не просто так обязывает проверяться у врачей с конкретной для каждой должности периодичностью, а для того чтобы уменьшить риски возникновения несчастных случаев на производстве, особенно смертельных.

А вы как считаете, периодический медосмотр работников предприятия, это пустая трата времени и денег или? Напишите, пожалуйста, свое мнение в комментариях в конце заметки!

Кто должен проходить периодические медицинские осмотры

Вернемся к теории. Медосмотр проведен и оформлен верно, если у вас под рукой всегда есть приказ Минздравсоцразвития №302н и изменения вступившие в силу с выходом в свет приказ № 1032 от 13.12.2019г., в них вы может узнать о сроках, которые зависят от вредных и опасных производственных факторов на конкретном рабочем месте.

Поэтому открываем, изучаем и начинаем разбирать порядок проведения периодических медицинских осмотров работников на предприятии.

Направляются на периодический медосмотр следующие категории работников:

  • работающие с вредными или опасными производственными факторами;
  • выполняющие работы, которые указаны в Приложение № 2 приказа 302н;
  • управляющие транспортом;
  • задействованы на подземных работах;
  • трудоустроенные в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организациях и детских учреждениях;
  • спортсмены;
  • несовершеннолетние;
  • заняты работой с ПЭВМ более чем на 50 процентов рабочего времени.

Отсортируем данный персонал и начнем составлять Список.

Список контингента работников

Для того чтобы составить список контингента работников, подлежащих периодическому медосмотру, сначала вам потребуется штатное расписание, из текста которого вы должны взять следующее:

  1. ФИО сотрудников полностью;
  2. Структурное подразделение;
  3. Должность;
  4. Дата рождения;
  5. Дата поступления на работу.

Как вы видите, в него обязательно включают профессию или должность работника по штатному расписанию и вредные производственные факторы, с обязательной ссылкой на пункт Приложения к приказу № 302н.

Утверждает данный список руководитель предприятия и в течение 10 дней должен быть направлен в местное отделение Роспотребнадзора. Данный срок необходимо соблюдать, так как он регламентирован п. 21 Порядка к приказу 302н.

Направлять следует либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и опись, либо нарочно, но тогда не забудьте поставить на своем экземпляре сопроводительного письма отметку о получении.

Поименный список

И список контингента, и поименный список можно разрабатывать одновременно и параллельно, потому как второй – это симбиоз первого списка и штатного расписания.

В нем обязательно должны быть прописаны:

  • ФИО полностью и должность работника;
  • Наименование структурного подразделения;
  • Наименование вредного производственного фактора или вид работы со ссылкой на пункт Приказа №302н;
  • Кроме того, указывается год рождения и стаж работы.

Утверждается руководителем предприятия, но направляется он не в Роспотребнадзор, а в медицинскую организацию, которая будет проводить периодический медосмотр.

Где проводить периодический медосмотр

Все медицинские осмотры должны проводиться в медорганизации, имеющей лицензию на право их проведения. Платить за этот обязательный фильтр будет работодатель. (ст. 213 ТК РФ).

Поэтому ответ на мысль, где пройти или проходить периодический медосмотр работникам, возникает только такой – выбираете удобную для вас медицинскую организацию, заключаете с ней договор на оказание услуг и согласовывайте дату начала проведения периодических МО.

Раньше можно было проводить медосмотры на территории предприятия, для этого мы заключали договор с медорганизацией, у которой есть специально оборудованная техника, они выезжали к нам и всех по списку осматривали.

Очень было удобно, так как не было длительного отрыва от рабочего процесса! Но в настоящее время это недопустимо (п.8 ст.3 ФЗ № 99).

Хочу обратить ваше внимание, на то, что сотрудники ни при каких обстоятельствах не должны проходить периодический медицинский осмотр по месту прописки, вместо организации, с которой у предприятия заключен договор!

Важно это потому, что в случае проверки, должно быть не только заключение о прохождении периодического медосмотра, но еще и заключительный акт, в котором фигурируют все сотрудники, которым нужно пройти периодический медосмотр в текущем году.

Если акта не будет, или он будет некорректен, и это выяснится при проверке, то “прилетит” штраф за несоблюдение норм трудового законодательства в области охраны труда от 50000 до 80000 рублей.

Все что касается сроков прохождения периодического медосмотра на предприятии

  1. За 2 месяца до даты начала проведения периодических вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение.
  2. В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование.
  3. Не менее чем за 30 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован.
  4. Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.

Направление на периодический медосмотр

Для того, что ваш сотрудник отправился проходить осмотр необходимо выписать направление на периодический медосмотр.

Направление заполняет уполномоченный представитель работодателя. Если есть медработник, то это он, если нет, то это представитель службы охраны труда либо отдела кадров.

Все выданные направления фиксируются в журнал выдачи направлений на периодический медосмотр, в котором сотрудник расписывается о получении направления.

Кроме, направления на медосмотр будущий работник должен взять с собой:

  1. паспорт;
  2. полис обязательного медицинского страхования;
  3. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  4. военный билет (его просят предоставить некоторые из медицинских учреждений);
  5. выписка из поликлиники по месту регистрации / результаты диспансеризации;
  6. результаты обязательного психиатрического освидетельствования, если ранее проводилось.

Заключительный акт по результатам проведенного периодического медосмотра

Как только работник успешно закончит прохождение медосмотра, больница оформляет заключение в пяти экземплярах.

С 2020 года количество заключений, которое выписывает медучреждение по окончании периодического медосмотра увеличилось и теперь они направляются:

  1. Работнику
  2. Работодателю
  3. ЛПУ, где был пройден медосмотр
  4. ЛПУ, по месту регистрации работника
  5. ФСС.

Направляется заключение о прохождении периодического медосмотра в течение пяти рабочих дней.

Какие еще изменения коснулись заключения о прохождении медосмотров, можете прочитать в этой заметке.

По итогам прохождениям периодического медосмотра всеми сотрудниками по списку, медицинская организация должна свести все результаты «в кучу». На это выделено 30 календарных дней, далее составляется заключительный акт.

Заключительный акт периодического медосмотра – это сводная информация по всем сотрудникам, проходившим периодический медосмотр, где указываются пригодность работников для работы с вредными или опасными условиями труда.

Заключительный акт будет подготовлен в пяти экземплярах, утвердит его председателем врачебной комиссии, далее заверяется печатью ЛПУ, подписывается руководителем работодателя и представителем территориального органа Роспотребнадзора.

В течение 5 дней с момента утверждения документа, он должен быть направлен медорганизацией:

  • работодателю;
  • в территориальный Роспотребнадзор;
  • ФСС;
  • в центр профпатологии субъекта РФ.

Один экземпляр больница оставляет себе, и он должен храниться там в течение 50 лет, тот же самый срок хранения и у работодателя.

Так вот, если это происходит, то заключительный акт также будет изъят из архива и приобщен к материалам дела.

Ответственность работодателя и работника

Если работодатель не организует периодический медосмотр сотрудников или направит не всех работников и это станет известно инспектору, то грозит штраф.

Размеры штрафов:

  1. для должностных лиц – от 15000 рублей до 25000 рублей;
  2. для ИП – от 15000 рублей до 25000 рублей;
  3. для юридических лиц – от 110000 до 130000 рублей.

Работник же, в свою очередь, обязан пройти периодический медосмотр. Эта обязанность закреплена ст. 214 ТК РФ. Если же медицинский осмотр сотрудником не пройден, то он может быть отстранен от работы (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Хочу заметить, что период отстранения оплате не подлежит.

Основные выводы

Работники очень часто пренебрегают важностью медосмотра, считая, что это пустая трата времени и формальность. На самом же дело есть масса примеров, когда именно во время прохождения периодического медосмотра выявлялись заболевания, которые можно успешно вылечить, если диагностировать их на начальной стадии. К примеру, тот же инфаркт миокарда, если выявить крайне высокий уровень холестерина в крови, то можно начать принимать соответствующие препараты для снижения риска возникновения холестериновых бляшек и закупорки сосудов, тем самым может быть спасена жизнь сотрудника.

Хотя, вы знаете, что по данным статистики, если работникам выдать рекомендации по результатам прохождения периодического медосмотра то:

  • только 15% их придерживаются и выполняют (цифра, как видим, ничтожно мала);
  • 20% считают, что все это врачебные ошибки из-за большого потока людей;
  • а остальные 65% считают, что все пройдет само, без лишних усилий и затрат.

Показатели ужасают тем насколько пренебрежительно люди относятся к своему здоровью. Понятно, что при том темпе жизни, в котором мы с вами живем выпадать из общей гонки совсем не хочется, но лучше профилактики в этом случае ничего нет.

К тому же в мире постоянных стрессов, перенапряжения и перегрузок людям так важно беречь свое здоровье и на работе этому способствует периодический медосмотр. Дабы вы не забывали о себе, не только думая постоянно о работе.

Лучше предупредить, чем потом долго и упорно лечить!

А работодатель, конечно же, в свою очередь, обязан организовывать и оплачивать периодический медицинский осмотр, а работник должен его своевременной проходить. То есть все по-честному!

А вы как считаете?

Таким образом, резюмируем, если одна из сторон не выполняет свою обязанность, то может быть привлечена к ответственности, поэтому налаженное информирование всех участников процесса – руководства, собственников бизнеса и подчиненных, безусловно, даст нужные результаты в охране труда на предприятии. ☺

Желаю вам эффективной, безопасной и без всяких эксцессов работы и наказаний со стороны государства.

____________________________________________________________________________________

Если у вас возникли сложности с оформлением необходимых документов, обращайтесь за консультацией. Кроме того, могу полностью подготовить вашу компанию к прохождению периодического медосмотра.

Новый законопроект о нотариате: старые проблемы на новый лад?

Принятые Госдумой 11 февраля 1993 года Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) произвели на тот момент своего рода революцию. Впервые за многие годы в России было провозглашено создание частного нотариата, правда, существующего наряду с государственным, но выполняющего некоторые публично-правовые функции.

Но учитывая, что на сегодняшний день этому документу уже больше 20 лет, время от времени предпринимаются попытки принятия нового отраслевого закона. К примеру, осенью 2013 года свой проект1 закона предлагал к рассмотрению Минюст России, однако инициатива тогда так и не была реализована. А в декабре этого же года в нижнюю палату парламента поступил аналогичный законопроект за подписью председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова. Правда, документ тогда получил отрицательный отзыв правительства и был возвращен инициатору для доработки.

25 мая текущего года обновленный вариант2 законопроекта «О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект о нотариате) был повторно внесен группой депутатов во главе с Павлом Крашенинниковым. Как поясняют авторы документа, инициатива продиктована необходимостью приведения законодательства о нотариате в соответствие с современными потребностями экономики и общества, а также противоречиями между текстом действующих Основ и других важных законов и кодексов. Разработчики законопроекта имеют свое мнение по целому ряду моментов, и документ при этом получил неоднозначные оценки профессионального сообщества нотариусов.

Рассмотрим, какие изменения ожидают нотариусов и их клиентов, если проект все же будет принят в его нынешнем виде.

Узнайте, каковы последствия признания завещания недействительным,
из раздела «Наследование»
Домашней правовой энциклопедии
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Меньше – лучше?

Первым обращает на себя внимание предложение законодателей об упразднении государственных нотариальных контор. По данным Минюста России, с 1993 по 2005 годы численность государственных нотариусов сокращалась ежегодно в среднем в два раза и более, что объяснялось ускоренным переходом государственных нотариусов в сферу небюджетного нотариата. С 2005 года тенденция уменьшения численности государственных нотариусов приобрела более замедленный характер. Ведомство отмечает, что в последнее время количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, сокращается примерно на 5-10 нотариусов в год. На конец 2013 года в России действовали 7730 частных нотариусов и только 21 государственный. При этом в 34 нотариальных округах все должности государственных нотариусов были вакантными.

Очевидно, что государственные нотариусы принципиального значения в деятельности нотариата в целом не играют и даже не покрывают возникающего в некоторых местностях дефицита специалистов. В то же время, на российский нотариат оказывают влияние огромная территория России, неравномерная плотность населения и различия в экономическом развитии субъектов федерации. Поэтому полный отказ от финансируемых за счет бюджета нотариусов чреват утратой гражданами гарантированной возможности получать квалифицированную юридическую помощь.

Одновременно, следует отметить, что в проекте практически не предусмотрена система льгот и гарантий для нотариусов, работающих в сложных географических и климатических условиях. Введение таких мер позволило бы в определенной степени смягчить эффект от упразднения государственных нотариусов в труднодоступных местностях. Предлагается лишь однократно предоставлять преимущественное право на замещение вакантной должности нотариуса тем из претендентов, которые более трех лет работали нотариусами в малонаселенных или труднодоступных местностях, входящих в специальный перечень (ч. 4 ст. 10 законопроекта о нотариате). Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает ряд мер поддержки нотариата. Так, нотариусы пользуются льготами по заключению договоров аренды помещений, необходимых для осуществления нотариальной деятельности и находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 11.1 Основ). Кроме того, предусмотрены меры материальной поддержки нотариусов, работающих в малонаселенных и труднодоступных местностях (ст. 11.2 Основ).

В то же время, как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ член Комиссии по законодательной и методической работе Федеральной нотариальной палаты, нотариус г. Москвы Александра Игнатенко, предложения депутатов о фактической ликвидации государственных нотариальных контор не учитывают закрепленные Конституцией РФ полномочия регионов по организации деятельности нотариата. Так, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к совместному ведению РФ и ее субъектов. Поэтому, законопроект, как считает эксперт, не допускает какой-либо альтернативы в регулировании вопросов организации нотариата с учетом потребностей субъектов федерации.

Банкротов не возьмут в нотариусы

Требования к кандидатам и порядку приобретения статуса нотариуса, закрепленные в документе, в целом соответствуют действующим, однако стали менее строгими в части необходимого стажа работы кандидата по юридической специальности: претендент должен будет отработать юристом не пять лет, как это предусмотрено действующим законодательством, а три года (п. 2 ч. 1 ст. 2 Основ, ч. 1 ст. 8 законопроекта о нотариате). Предлагается также уточнить обстоятельства, при которых такой стаж был получен. К примеру, в соответствии с внесенными предложениями на должность нотариуса смогут претендовать только бывшие судьи, государственные служащие, сотрудники юридических служб коммерческих организаций, преподаватели юридических дисциплин, помощники нотариусов, адвокаты и их помощники и т. д. (ч. 2 ст. 8 законопроекта о нотариате). В то же время, в случае принятия проекта, граждане, признанные судом банкротами, не смогут стать нотариусами в течение пяти лет с момента вынесения судебного решения об этом (п. 5 ч. 3 законопроекта о нотариате).

Нотариальные округа предлагается формировать на основе новых принципов, с учетом необходимости обеспечения территориальной доступности нотариальных услуг и доходности деятельности нотариусов (п. 1-2 ч. 2 ст. 17 законопроекта о нотариате). Одновременно депутаты предлагают применять к нотариусам меры дисциплинарной ответственности за совершение нотариальных действий вне своего округа – однако результаты такого нотариального действия останутся действительными (ч. 1 ст. 17 законопроекта о нотариате).

В проекте значительно переработаны нормы о правах нотариусов. В частности, их полномочия в сфере взаимодействия с органами власти по сбору необходимых документов могут получить законодательное закрепление (п. 2 ч. 1 ст. 10 законопроекта о нотариате). Правда, порядок такого взаимодействия, как и пределы прав нотариусов, в документе не прописаны. Отметим, что законодательство о нотариате и сегодня движется в этом направлении – к примеру, если для совершения нотариального действия нужны сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, нотариусы не вправе требовать представления таких сведений от своих клиентов (ст. 47.1 Основ).

Авторы законопроекта предлагают также обеспечить доступ нотариусов и к другим государственным реестрам – ЕГРЮЛ, ЕГРИП, единому федеральному реестру сведений о банкротстве и т. д. (ч. 1 ст. 26 законопроекта о нотариате). Помимо этого, в проекте закреплены необходимые для обеспечения нотариальной деятельности полномочия в банковской и договорной сферах. К примеру, предусматривается возможность нотариуса открывать банковские счета, в том числе счета эскроу (п. 5 ч. 1 ст. 10 законопроекта о нотариате).

НАША СПРАВКА

Счет эскроу – это специальный счет, на который зачисляются денежные средства от владельца счета, а затем блокируются. Снятие такой блокировки и передача денег бенефициару происходят только после того, как депонент и бенефициар выполнят свои обязательства по основному договору (п. 1 ст. 860.7 ГК РФ).

Подстелить еще больше соломки

Несколько по-иному, чем сегодня, в документе изложены нормы о возмещении причиненного нотариусами вреда. Действующее законодательство предусматривает приоритетное покрытие причиненного ущерба за счет имущества нотариусов, и только в случае его недостаточности – за счет коллективного страхования ответственности нотариусов той или иной нотариальной палаты или за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты (ч. 3 ст. 17 Основ). Проект же предусматривает возможность возмещения причиненного ущерба за счет имущества нотариуса лишь в последнюю очередь, после исчерпания всех иных источников – выплат по договорам индивидуального и коллективного страхования ответственности, а также средств гарантийного фонда Федеральной нотариальной палаты (ч. 3 ст. 43 законопроекта о нотариате).

В то же время минимальный размер страхового покрытия по договорам страхования ответственности нотариусов предлагается существенно увеличить, он может составить 30 млн руб. (ч. 4 ст. 44 законопроекта о нотариате). Напомним, сегодня нотариусы, работающие в городах, обязаны застраховать свою ответственность на сумму не менее 2 млн руб., а их коллеги из сельских местностей – минимум на 1,5 млн руб. (п. 1-2 ч. 6 ст. 18 Основ).

По-новому планируется определять и нотариальные тарифы. Так, в их состав может войти вознаграждение за все элементы совершаемого нотариусом действия, в том числе за консультирование в связи с совершением нотариального действия, изготовление текстов и их копий, а также аудио- или видеозапись нотариального действия (ч. 2 ст. 23 законопроекта о нотариате). Предполагается, что это сделает формирование платы за нотариальные услуги более прозрачным и снизит тем самым расходы клиентов нотариусов. Дело в том, что действующим законодательством предусмотрено право нотариусов взимать плату не только за осуществление нотариальных действий, но и за оказание сопутствующих им технических и правовых услуг, размеры которых ничем не ограничены (ч. 1 ст. 23 Основ). При этом на практике стоимость таких услуг нередко конкурирует с самими нотариальными тарифами.

В соответствии с законопроектом размеры нотариальных тарифов будут определяться Правительством РФ, при этом предусмотрена ежегодная их индексация (ч. 2 ст. 23 законопроекта о нотариате).

Не болтай!

Законопроект четко определяет, какая информация, полученная нотариусом от клиента, относится к нотариальной тайне. В ее состав предлагается включать любые сведения, ставшие известными нотариусу и его сотрудникам, в том числе о фактах обращения к нотариусу, о содержании оказанных нотариальных услуг и т. д. К защищаемым также планируется относить сведения, полученные из единой информационной системы нотариата (ч. 1 ст. 5 законопроекта о нотариате).

При этом предполагается, что данные, составляющие нотариальную тайну, могут быть раскрыты только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (ч. 2 ст. 5 законопроекта о нотариате). Какие-либо конкретные случаи в законопроекте не приводятся, тогда как сегодня Основы более конкретны: нотариусы обязаны предоставить конфиденциальную информацию по запросу суда, прокуратуры, органов следствия, приставов, а также налоговых инспекций (ч. 4 ст. 5 Основ).

Нотариус – не только бесстрастный свидетель, но и друг и помощник

Авторы инициативы предлагают пересмотреть перечень совершаемых нотариусами нотариальных действий, а также порядок их осуществления. Законопроект включает в себя более 40 различных видов нотариальных действий, примерно треть из которых составляют новые виды. Так, существующий перечень может пополниться такими видами нотариальных действий, как удостоверение торгов, предоставление нотариусами от имени клиентов заявлений в государственные регистрирующие органы, осуществление расчетов между сторонами по сделкам и т. д. (п. 3-5 ч. 1 ст. 53 законопроекта о нотариате). В то же время, отмечает Александра Игнатенко, в законопроекте необоснованно «зарегулирована» процедура совершения нотариальных действий за счет процессуальных норм, характерных скорее для судопроизводства или органов следствия. К примеру, детально регламентирован порядок подготовки к совершению нотариального действия – вплоть до обязанности нотариуса направить запросы о предоставлении правовой помощи, если в этом возникнет необходимость. На практике, прогнозирует эксперт, это приведет к значительным временным потерям лиц, обратившихся к нотариусу для совершения простейших нотариальных действий.

Результаты совершения нотариальных действий разработчики законопроекта предлагают фиксировать путем составления нотариальных актов или проставлением нотариальной надписи, аналоги которых давно существуют в странах латинского нотариата (Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Италия, Япония, Англия, США и др.). В соответствии с законопроектом нотариальный акт и нотариальная надпись будут придавать соответствующим документам статус официальных, а нотариальное действие будет считаться совершенным и порождающим установленные законом последствия до тех пор, пока нотариальный акт или нотариальная надпись не признаны недействительными в судебном порядке (ст. 62, ч. 1, ч. 6 ст. 64 законопроекта о нотариате). Кроме того предполагается, что нотариальный акт, помимо совершения самого нотариального действия, должен будет фиксировать еще и обстоятельства совершения нотариальных действий, такие, как место и время совершения нотариального действия, заявления участвующих лиц и т. д. (ч. 2 ст. 64 законопроекта о нотариате). В настоящее время факт осуществления нотариальных действий подтверждается нотариусами путем совершения удостоверительных надписей и выдачи свидетельств (ст. 46 Основ).

При внесении первоначального варианта законопроекта в декабре 2013 года его разработчики предлагали ввести обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, осуществляемых с участием физических лиц. По задумке, такая мера должна уберечь граждан от рейдеров и «черных» риелторов. Однако это предложение вызвало масштабную критику как профессионального сообщества, так и обычных граждан, опасающихся дополнительных расходов на услуги нотариуса. Поэтому в майский вариант законопроекта о нотариате данная норма уже не вошла.

Такая же ситуация сложилась и с предложением предоставить нотариусам право давать клиентам консультации по налогам и сборам, заполнять декларации и направлять их в налоговые инспекции.

Достались по наследству перья после бабушки Лукерьи

Авторы законопроекта о нотариате предлагают произвести кардинальные изменения в области оформления наследственных прав. Напомним, сейчас Основы возлагают на нотариуса обязанность подтверждать факт смерти наследодателя, круг наследников, размер наследственной доли каждого из них, состав наследства и место его нахождения (ст. 72-73 Основ). То есть нотариусы при оформлении наследственных прав проводят своего рода правовую экспертизу, итогом которой становится выданное свидетельство – документ, подтверждающий принадлежность наследственного имущества наследодателю и его состав, а также законность перехода этого имущества наследникам.

Депутаты предлагают упростить эту процедуру и выдавать свидетельства о праве наследования без подтверждения нотариусом состава и стоимости наследственного имущества (ст. 78 законопроекта о нотариате).

Практикующие нотариусы обращают внимание на противоречие между предлагаемыми изменениями и существующей в России системой наследования. Так, член правления Московской городской нотариальной палаты, нотариус города Москвы Илья Радченко полагает, что эти поправки повлекут за собой массовые нарушения прав супругов и особенно бывших супругов состоятельных наследодателей, связанные с исчислением и выделением обязательной доли в наследстве. Эксперт добавляет, что побочным следствием реформы наследственного права станет полное уничтожение сельского нотариата в России, так как нотариусы в удаленных округах не имеют никакого другого стабильного дохода, кроме платы за оформление наследственных прав. Кроме того, принятие законопроекта в нынешнем виде привело бы к резкому возрастанию количества судебных споров по поводу раздела наследства и, соответственно, повысило бы нагрузку на суды и потребность в услугах адвокатов, комментирует эксперт.

Следует отметить, что законопроект3 об изменении правил наследования, сопутствующий законопроекту о нотариате и содержащий аналогичные поправки, получил в июле отрицательный отзыв правительства.

МНЕНИЕ

Александра Игнатенко, член Комиссии по законодательной и методической работе Федеральной нотариальной палаты, нотариус г. Москвы:

«Предлагаемая реформа в области оформления наследственных прав сделает неосуществимой реализацию ряда положений, закрепленных в ГК РФ. Так, невозможно станет рассчитать и выделить обязательную долю в наследстве в бесспорном порядке в отношении такой социальной незащищенной группы наследников, как нетрудоспособные супруги, родители, дети и иждивенцы наследодателя (ст. 1149 ГК РФ). Кроме того, законопроект ставит под вопрос реализацию интересов России, субъектов федерации и муниципальных образований при наследовании в бесспорном порядке выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ).

Такой порядок оформления наследственных прав в большинстве случаев сделает невозможным определение в бесспорном порядке доли пережившего супруга в имуществе, нажитом в период брака с наследодателем (ст. 1150 ГК РФ), и подтверждение фактического принятия наследства наследником, пропустившим срок для подачи нотариусу заявления о принятии наследства (ст. 1153, ст. 1155 ГК РФ). Отсутствие у нотариуса сведений о составе наследства и его стоимости не даст возможности наследникам оценить правовые последствия принятия наследства и реализовать свое право на отказ от него (п. 2 ст. 1157 ГК РФ) либо заключить соглашение о разделе движимого наследственного имущества без получения свидетельства о наследстве (ст. 1165 ГК РФ), а кредиторам – оценить правовые перспективы на удовлетворение своих требований.

При оформлении наследственных прав в порядке, предлагаемом законопроектом, невозможна также реализация нотариусом обязанностей, предусмотренных законодательством о банкротстве (ст. 223.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

***

Несмотря на заявленные разработчиками законопроекта благие цели, не все эксперты отнеслись к документу положительно. Так, Александра Игнатенко отмечает отсутствие в инициативе депутатов принципиальных существенных новшеств в области регулирования нотариальной деятельности по сравнению с действующими Основами, за исключением предложений в области порядка наследования. Она констатирует также отсутствие в законопроекте ожидаемой концепции управления предприятиями после смерти их собственников. Илья Радченко, добавляет, что законопроект в части реформирования наследственного права и вовсе носит антисоциальный характер.

Можно ожидать, что до облечения документа в форму закона, если это случится, он претерпит ряд серьезных изменений и доработок.