Как обращаться в суде?

Обращение к судье в гражданском процессе

В любом судебном процессе существует свой определенный порядок поведения. Это касается и обращения к судье в гражданском, арбитражном, административном или уголовном процессе.

Порядок обращения к судье в гражданском процессе закреплен в ст. 158 ГПК РФ:

  1. Давать показания и объяснения на заседании нужно только стоя,
  2. К судьям обращаться со слов «Уважаемый суд». Вне зависимости от того один судья или несколько.

Примечание: если по каким-то причинам человек не способен выступать стоя — нужно спросить разрешение у судьи говорить сидя. Например, человек в силу физических недостатков или следствии полученной травмы не может стоять на ногах.

Обращение к судье в арбитражном суде

В арбитражном процессе есть аналогичные положения в ст. 154 АПК РФ:

  1. Объяснения и показания суду, вопросы другим лицам, участвующим в деле, ответы на вопросы давать стоя,
  2. К суду обращаться — «Уважаемый суд».

Обращение к судье в административном процессе

КАС РФ устанавливает следующий порядок в ст. 144:

  1. Давать свои показания и объяснения суду, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и отвечать на вопросы стоя и только после предоставления слова судьёй,
  2. Обращаться к суду со словами: «Уважаемый суд», а к судье — «Ваша честь».

Обращение к судье в уголовном процессе

В уголовном судопроизводстве обращение в судье регламентируется ст. 257 УПК РФ. В ней указано, что:

  1. Все участники судебного разбирательства обращаются к суду, дают показания и делают заявления стоя,
  2. Обращаться нужно со словами к суду — «Уважаемый суд», а к судье — «Ваша честь».

Вывод: Как видим, обращение «Ваша честь» используется только в административных и уголовных процессах. Если дело гражданское или арбитражное — используйте обращение «Уважаемый суд».

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Оно представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают три основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное и конфедеративное.

Понятие и признаки государственного устройства

Государственное устройство — это территориальная организация государственной власти, низменность ее на определенные составные части с целью наилучшего управления обществом, это взаимосвязь отдельных составных частей государства между собой и ее общими высшими (центральными) государственными органами.

За государственным устройством все государства разделяют на простые и сложные.

Простое унитарное государство — это такое государство, составные части которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Есть простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К таким государствам относятся. Украины, Испания, Италия, Португалия.

Сложные государства — это такие государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный союз суверенных государств. К сложным государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя. Формы государственного устройства: понятие, виды www.uapravo.ru

Форма государственного устройства показывает:

· из каких частей состоит внутренняя структура государства;

· каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

· как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

· в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. Форма государственного устройства www.urist-center.ru

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

· Унитарное государство — (единый, составляющий одно целое) тип государственного устройства, характеризующийся центральным управлением административно — территориальными единицами, не имеющими признаков собственной государственности, и неделимостью суверенитета. Миронюк М.Г. Современный федерализм: учебник. — М.: МГИМО, 2008, 279 с. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований. Википедия Свобоная энциклопепия — http://ru.wikipedia.org/wiki/

Образцами унитарных государств принято считать такие страны, как Франция, Великобритания и Скандинавские страны, политико — географическое строение которых исторически основано на существовании единого унитарного верховного центра. Главный признак — сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. Это целостное образование подразделяется на административно — территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Центр по своему усмотрению передает в ведение ряд функций и выделяет необходимые для их реализации ресурсы, местные власти, имеющие статус подчиненных и несамостоятельных, отвечают только за исполнение переданных центром функций.

Характерные признаки унитарного государства:

— на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

— в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

— в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства, одна денежная единица.

— в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

— характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

— объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

— государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

— государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

— государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

· Федерация — форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства субъекты федерации (республики, земли, штаты), обладают определенной политической, экономической и юридической самостоятельностью, определенными признаками государственности, включая полномочия в области исполнительной и законодательной власти. Является союзным государством, где функции распределяются между центром и субъектами федерации. Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/

Наряду с этим образуются общенациональные — федеральные — органы власти, устанавливаются единое гражданство, рынок, валюта, правовое пространство. Правительство субъектов федерации и федеральное правительство осуществляют власть в отношении граждан, составляющих один народ, на основании писанной конституции, в которой сочетаются принципы самоуправления и раздельно правления, выражающиеся в четко определенных полномочиях обоих уровней власти. Для изменения конституции федерации требуется одобрение большинства субъектов федерации и большинства в общенациональном парламенте, как правило, двухпалатном.

Характерными признаками федерации являются:

— территория федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов.

— наличие как минимум двух уровней органов власти- общенационального и регионального. Органы власти каждого уровня избираются в ходе прямого голосования граждан.

— писанная конституция, некоторые разделы которой не могут быть изменены одними только федеральными властями. Важные поправки, затрагивающие субъекты федерации, как правило требуют, согласия как с их стороны, так и со стороны центрального правительства.

— конституция, которая официально разграничивает законодательные, в том числе и бюджетные, полномочия между двумя уровнями органов власти, обеспечивая подлинную автономию каждого из уровней.

— наличие, как правило, особых структур, особенно в верхних палатах законодательных собраний, для обеспечения представительства субъектов федерации в ключевых учреждениях центральных органов власти с целью отстаивания религиозных интересов в ходе принятия решений центральными властями.

— разрешение конституционных споров между органами власти различных уровней с помощью арбитра или на основе определенной процедуры.

— отношение между органами власти различных уровней строятся на основе формальных процедур и институтов.

— субъекты федерации могут иметь собственное законодательство, судебную, налоговую системы, собственные войсковые формирования; но основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

— каждый гражданин субъекта федерации является и гражданином всей страны.

Сущность федерализма заключается в наличии двух конституционно закрепленных уровней власти, в определенной степени автономных и подотчетных в первую очередь своим соответствующим избирателем.

Более специфические особенности устройства каждого федерального государства отражает его институциональные традиции, а также желаемый уровень и тип автономии. Андерсон Дж. Федерализм: введение. — перевод с англ. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009.

В основе различия между унитарными и федеративными государствами лежит форма деления территорий и система организации органов государственной власти. Вместе с тем национальный состав населения оказывает определенное влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить административные федерации и национальные федерации.

Существуют следующие виды федераций:

— союзные, то есть основанные на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Пример — СССР, Эфиопия.

— автономные федерации (основаны на автономии), суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Пример — США, Швейцария.

— национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия.

— территориальные федерации строятся путем разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ.

— национально-территориальные федерации состоят из субъектов, построенных по территориальному принципу и субъектов, построенных по национальному принципу. Пример — Российская Федерация.

— симметричные федерации включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Пример — Бразилия, Мексика, Аргентина.

— асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. Они подразделяются на три группы:

— помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут быть федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия.

— федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Пример — РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, областей, городов федерального значения.

— в третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Пример — Германия. Государи и государства http://planetta.info/

· Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ Государства, учреждающие конфедерацию, имеют, как правило, равный статус и право выхода из ее состава. Миронюк М.Г. Современный федерализм: учебник. — М.: МГИМО, 2008, 279 с.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

Конфедерации были известны со стародавних времен и создавались преимущественно для военных целей. В качестве их образцов приводят древнегреческий Ахейский союз (280 — 146 до н.э.) времен Пелопоннесской войны, Конфедерацию новой Англии (1643; регион на Северо — Германский союз (1867). Соединенные Штаты Америки до 1789 г., когда их составные части согласились с федеративной политической структурой, в течение 11 лет представляли собой конфедеративное образование. Швейцария со времен средневековья вплоть до последней трети 19 в. Тоже была конфедерацией, позднее воспринявший более соответствующую изменившимся условиям форму федерации. Миронюк М.Г. Современный федерализм: учебник. — М.: МГИМО, 2008, 279 с.

Конфедерация в отличие от федерации не образует единого государства, поскольку государства, образовавшие конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета; цели образования конфедерации отличаются от целей образования федерации; за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет; государства, образовавшие конфедерацию, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти и управления, правосудия, имеют собственную конституцию, самостоятельные источники дохода, собственную армию.

Для координации совместных действий государства-члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях. Право сетевой источник http://www.pravo-web.com/

Традиционно считалось, что конфедерации, создающиеся, как правило, для достижения ограниченных целей, являются неустойчивыми образованиями, которые в силу институциональных особенностей склонны к распаду, либо к преобразованию в федерацию, гораздо реже — в унитарное государство. Ныне «чистых» конфедераций не существует, хотя само это слово сможет присутствовать в официальном названии государства (Швейцария), что не меняет сущности его федеративного устройства. К конфедерации можно отнести Государственное сообщество Сербии (бывшая Югославия), прекратившее свое существование в 2006 г.

Вместе с тем показательно, что присущие конфедерализму критерии и походы к политическим взаимоотношениям в том или ином виду воспроизводятся в структуре устойчивых международных организаций, где применяются два основных правила — равенство участников и единогласное принятие решений (ООН). Миронюк М.Г. Современный федерализм: учебник. — М.: МГИМО, 2008, 279 с.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

— конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

— конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

— сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

— государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Главное свойство конфедерации — центр не является носителем верховной власти, а наделен полномочиями по усмотрению образующих ее суверенных политических субъектов. Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.

Акт сверки взаимных расчетов — один из первичных документов бухгалтерского учета.

Суть такого документа в том, чтобы на определенный момент зафиксировать состояние взаимных расчетов между двумя контрагентами.

Так, акт сверки может быть подписан между покупателем и поставщиком, плательщиком и Пенсионным Фондом, между двумя предприятиями одного холдинга и даже между двумя структурными подразделениями одного предприятия.
К причинам подписания акта сверки можно отнести следующее:

  • долгосрочное сотрудничество между двумя контрагентами;
  • возможность отсрочки оплаты за товар;
  • когда предприятие работает с широким ассортиментом товаров;
  • когда товары обладают очень высокой стоимостью;
  • инвентаризация состояния взаиморасчетов с контрагентами;
  • потребность в подтверждении дебиторской или кредиторской задолженности перед контролирующими органами или высшим руководством и т.д.

Акт сверки взаиморасчетов может быть составлен за месяц, квартал, год или даже за весь период работы. Строгих требований, как к его оформлению, так и периодичности нет. Единственное, что необходимо соблюдать при составлении этого документа — это разделение данных по договорам.

К примеру, одна и та же организация выступает для вас покупателем по одним товарам, а поставщиком по другим товарам, то акта сверки лучше сделать два, по кредиторской задолженности (и соответствующему договору поставки) отдельно, по дебиторской — отдельно.

Оформление акта сверки взаимных расчетов

Законодательство не устанавливает единых правил составления и оформления акта сверки, однако есть базовые принципы, соблюдать которые просто необходимо. Как и любой первичный документ, акт сверки должен содержать такие обязательные реквизиты:

  • название документа, а также дата его составления;
  • название организации составителя и наименование контрагента, с которым подписывается акт;
  • указание должностных лиц, уполномоченных подписывать акты сверки их фамилии и инициалы, а также подписи.

Сам акт сверки обычно оформляют в виде реестра документов, упорядоченных по дате их создания. Иногда вместо документов указывают суть операции (продажа, покупка, оплата и т.п.).

Для того чтобы акт сверки был актуальным, лучше составлять его с начала сотрудничества или же с момента подписания последнего акта сверки. Кроме составителя на этом документе обязательно должен подписаться директор предприятия.

Юридическую силу имеет оригинал акта сверки, подписанный директорами предприятий-контрагентов и заверенный их мокрыми печатями.

Подписание акта сверки и его юридическая сила

Помните, что контрагент (особенно ваш должник) может отказаться подписать акт сверки взаимных расчетов, и законодательно вам не удастся повлиять на его решение. А потому стоит прописать обязательную сверку взаимных расчетов и периодическое подписание соответствующих актов в договоре, с указанием сроков и порядка проведения такой сверки. Также стоит предусмотреть ответственность за отказ или уклонение от сверки.

При разрешении споров судьи неоднократно высказывали мнение о том, что акт сверки не является однозначным доказательством существующей задолженности, однако он может стать хорошим подкреплением имеющихся первичных документов, подтверждающих ее наличие.

Также подписанный акт сверки позволяет «отодвинуть» срок исковой давности. Новая исковая давность отсчитывается от даты подписания акта, независимо от даты совершения самой спорной операции.

Образец заполнения акта сверки взаимных расчетов

Бланк акта сверки

Чистый бланк акта сверки взаимных расчетов для Excel вы можете скачать по ссылке