Как исправить ошибку в трудовом договоре?

Как исправить ошибку в трудовом договоре после его подписания, и чем грозят такие исправления?

Работать без ТД нельзя в соответствии с законодательством РФ. Потому важно грамотно и правильно его оформить. Практика трудовой инспекции показывает, что со стороны работодателей нарушения правил оформления трудовых договоров – достаточно частое явление.

И если есть некоторые ошибки, которые могут допускаться, хотя и остаются нежелательными, то некоторые являются критичными. Итогом таких нарушений становится наложение административных взысканий.

Нормативное регулирование

ГИТ показывает статистику, в которой отражается наиболее частое отсутствие одних из наиболее важных данных. Так, например:

  • По ст.57 ТК РФ нет в ТД обязательных условий;
  • По ст.61 и ст.67 ТК РФ в ТД нет подписи работника;
  • По ст. 67 ТК РФ нет подписи работника, которая свидетельствует о получении дубликата-экземпляра.

При таких грубых нарушениях организацию могут заставить выплатить штраф вплоть до 50 тысяч рублей, за что отвечает ст.5.27 КоАП РФ. Также такого рода неточности и нарушения рассматриваются в ГК РФ:

  • Ст.168, по которой видно, что в условиях ТД присутствует явное несоответствие нормативно-законодательным актам;
  • Ст.173, по которой видно, что в ТД условия превышают любой лимит правоспособности обоих либо одного участника;
  • Ст.174, по которой отмечено, что сотрудник, осуществивший подписание документа, не наделен для этого соответствующими полномочиями.

Стоит отметить, что при преднамеренном внесении неточностей одной из сторон у другой стороны или третьих лиц есть шанс обращения в суд с предъявлением соответствующих доказательств.

Какие помарки допускаются

Примечательно, что наличие ошибок такого рода, как отсутствие условий обязательного характера в ТД любого вида недействительным его после подписания не делает. Вносить соответствующие данные при этом можно. Если отсутствуют обязанности в данном документе, то их можно внести под роспись обеих сторон в должностную инструкцию.

Если говорить об ошибках в целом, то их достаточно много, но по законодательным нормам выделяются три:

  • Неточности, приводящие в заблуждение, то есть тип ошибок, который является отягощающим обстоятельством;
  • Непосредственно ошибки;
  • Опечатки.

Если говорить о первом варианте, доказать их наличие именно в контексте предумышленного введения в заблуждение достаточно непросто. А вот второй вариант считается наиболее распространенным. Примечательно, что если обнаруживаются непосредственно ошибки, то в идеале обеим сторонам следует воздержаться от подписания подобного документа. Исправление ошибок может и не производиться в последнем случае, когда присутствуют опечатки, но только если они не вызывают двойственного чтения содержимого ТД.

Основными ошибками, которые довольно часто допускаются организациями в ТД, это:

  1. Отсутствие необходимых данных о сторонах;
  2. Искажающие содержимое ошибки технического характера;
  3. Отсутствие условий обязательного типа, например, данных о:
    1. Конкретном месте трудовой деятельности;
    2. Трудовой функции;
    3. Даты начала рабочего процесса;
    4. Условий по оплате работы конкретного сотрудника;
    5. Режима работы с отдыхом;
    6. Условий о соцстраховании трудящегося;
    7. Компенсациях за труд с особыми условиями;
    8. Условиях, которые определяют тип и характер труда в предприятии;
    9. Сроки и вероятные причины окончания действия ТД (если срочный), а также сроки уведомления о таком;
    10. Случаи прекращения для ТД без установленного срока действия.

Но несмотря на отсутствие таких условий или наличие других ошибок, исправлять их в документе необязательно. С другой стороны существуют ошибки, которые требуют исправления, например опечатки и неправильное написание данных, реквизитов. В таком случае ТД могут даже посчитать недействительным.

То есть, если говорить простым языком, неточную формулировку исправить можно в отдельных документах, а вот опечатки, которые существенно искажают реальность, например, неточное отражение фамилии, должны исправляться непосредственно в документе.

Как исправить ошибку в трудовом договоре после его подписания

Согласно ст.68 ТК еще до факта подписания ТД обе стороны должны быть с ним ознакомлены. Это же относится и к внутренним правилам распорядка. Когда ошибки найдены до оформления с подписанием договора, то его просто исправляют, а потом распечатывают снова. Соответственно работник обязан повторно ознакомиться с документами с изменениями.

Стоит отметить, что любые ошибки и неточности не делают трудовой договор недействительным, незаключенным. Если говорить об отсутствии ряда положений или иные неточности, то здесь можно решить проблему соответственно:

  1. Издать соответствующий документ (приложение либо дополнение);
  2. В ТД на полях от руки прописать реквизиты этого документа;
  3. Приписать также данные того, кто вносит изменения, подпись с датой.

Необходимо понимать, что исправления обязаны привноситься в оба ТД под роспись обеих сторон об ознакомлении с новым вариантом. Опечатки, пунктуационные и иные ошибки исправляются по такому же принципу. Важно понимать, что ряд таких нарушений может привести к неисполнению обязанностей одной из сторон. В результате в суде можно будет оспорить действия другой стороны именно на основании отсутствия или неправильного внесения определенных данных.

Способы исправления ошибок в ТД

Аудит трудового договора: сколько ошибок и какова их цена? Смотрите видео ниже:

С 01.07.2018 года вступил в силу федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который ввел не только электронные процедуры закупок, но и единый порядок заключения контрактов по их итогам в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). С 1 января 2019 года контракты по результатам всех электронных процедур заключаются с использованием ЕИС в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ. В этой статье эксперты Кредитно-Страхового агентства расскажут, что представляет собой процедура заключения контракта в соответствии с требованиями закона «О контрактной системе» (44-ФЗ).

Итак, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем, а в отдельных случаях, с иным участником этой процедуры, заявка которого была признана соответствующей требованиям закупочной документации и извещения о закупке (ч. 1 статьи 83.2).

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой победителя и его окончательным предложением (ч. 1 статьи 34).

Процедура подписания контракта состоит из нескольких шагов:

— заказчик готовит проект контракта для подписания, внося в него сведения о победителе закупки, а также условия исполнения, предложенные победителем;

— заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке (ЭП) проект контракта;

— победитель закупки подписывает в ЕИС проект контракта и размещает на ЭП подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке;

— заказчик после проверки предоставленного обеспечения исполнения контракта подписывает контракт и размещает его в ЕИС и на ЭП.

Остановимся более подробно на каждом из этих шагов, а также рассмотрим отдельные нюансы процедуры подписания контракта.

Подготовка проекта контракта для подписания

Как мы уже говорили, перед публикацией заказчик должен включить в проект цену контракта, информацию о товаре, товарном знаке или конкретных показателях товара, указанные в заявке или окончательном предложении победителя закупки.

Если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги (ч. 2.1 статьи 83.2).

Кроме того в проект контракта вносятся сведения о победителе закупки.

При этом за основу берется проект контракта, прилагавшийся к документации или извещению о закупке (ч. 2 статьи 83.2).

Размещение проекта контракта заказчиком

Заказчик обязан разместить проект контракта в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки. Подпись заказчика на проекте контракта не требуется (ч.2 статьи 83.2).

Подписание контракта победителем закупки

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта победитель закупки обязан подписать проект и разместить его на электронной площадке вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта (если оно предусмотрено). Оба документа подписываются усиленной электронной подписью (ч. 3 статьи 83.2).

А что делать, если победитель закупки не согласен с подготовленным заказчиком проектом контракта? В этом случае размещается протокол разногласий, о чем мы расскажем ниже.

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

Подписание контракта заказчиком

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем закупки. Обязательным условием подписания контракта заказчиком является предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном извещением о закупке и законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Контракт подписывается заказчиком усиленной электронной подписью и размещается в ЕИС и на ЭП (ч. 7 статьи 83.2).

Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта (ч. 8 статьи 83.2).

Протокол разногласий

Как мы уже отмечали выше, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком, победитель закупки в свою очередь может разместить на электронной площадке протокол разногласий. Сделать это необходимо в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. Протокол разногласий подписывается усиленной электронной подписью. В протоколе указываются замечания к конкретным положениям проекта контракта, не соответствующим закупочной документации или извещению о закупке. Необходимо учитывать, что по каждой закупке можно подать только один протокол разногласий (ч. 4 статьи 83.2).

Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий и в течение 3 рабочих дней с момента размещения его на ЭП разместить в ЕИС и на ЭП доработанный проект контракта. Если же заказчик не согласен с претензиями победителя закупки, то в эти же сроки он повторно размещает в ЕИС и на ЭП первоначальный проект контракта, а также документ, в котором указывает причины, по которым он отказывается учесть замечания, изложенные в протоколе разногласий (ч. 5 статьи 83.2).

После этого победитель закупки в течение 3 рабочих дней должен подписать проект контракта и разместить его на ЭП вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта, если оно предусмотрено (ч.6 статьи 83.2).

Общий срок заключения контракта

Закон «О контрактной системе» также определяет минимальный общий срок заключения контракта по результатам электронной процедуры. В соответствии с законом контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронной форме запроса котировок или запроса предложения – не ранее чем через 7 дней (ч. 9 статьи 83.2).

Несложно подсчитать, что максимальный срок, отводимый законом на подписание контракта при отсутствии протокола разногласий по результатам аукциона или конкурса составляет 10 календарных дней плюс 3 рабочих дня, а по результатом запроса котировок или запроса предложений — 7 календарных дней плюс 3 рабочих дня.

При этом необходимо учитывать, что для сроков, исчисляемых в календарных днях, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока, приходящееся на нерабочий день, переносится на ближайший за ним рабочий день.

В случае подачи победителем закупки протокола разногласий максимальный срок заключения контракта может увеличиться еще на 6 рабочих дней.

Нередко поставщики используют протокол разногласий для того, чтобы увеличить срок, отведенный на подписание контракта. Обычно это делается в случаях задержки с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Внесение изменений в контракт

Коротко расскажем, в каких случаях когда заказчик может внести изменения в контракт в процессе его подписания. Закон предусматривает такую возможность.

При заключении контракта, по согласованию с победителем закупки, заказчик может увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта. Такое право заказчика должно быть предусмотрено документацией о закупке, а цена единицы товара при этом не должна увеличиться (ч. 18 статьи 34).

Приостановление процедуры подписания контракта

Законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) предусмотрено право Федеральной антимонопольной службы (контрольный орган в сфере закупок) приостанавливать процедуру заключения контракта до рассмотрения по существу жалобы любого из участников закупки на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и других должностных лиц, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В этом случае ФАС обязана направить заказчику и оператору электронной площадки требование о приостановлении процедуры, которое является для них обязательным к исполнению. После этого контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. Срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если при этом контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков его исполнения с указанием новых сроков исполнения этих обязательств (ч.7 статьи 106).

Одновременно законом предусмотрена возможность приостановления заключения контракта в случае наличия принятых судебных актов либо при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки. Эта сторона обязана уведомить об обстоятельствах, препятствующих заключению контракта, другую сторону в течение одного дня. В этом случае течение сроков, установленных для заключения контракта, приостанавливается на срок исполнения судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней (ч. 16 статьи 83.2).

Уклонение от заключения контракта

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в определенные законом 44-ФЗ сроки не направил заказчику подписанные установленным порядком проект контракта и подтверждение надлежащего обеспечение исполнения контракта, или протокол разногласий.

Заказчик, принявший решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта, обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, составить соответствующий протокол и разместить его в ЕИС и на электронной площадке. В протоколе обязательно должно быть указано, какие именно факты явились основанием для принятия такого решения (ч.13 статьи 83.2).

Одновременно заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключении контракта обязан проинформировать об этом Федеральную антимонопольную службу.

В свою очередь ФАС в течение 5 рабочих дней с даты поступления информации обязана осуществить ее проверку. В случае подтверждения достоверности изложенных фактов ФАС в течение 3 рабочих дней включает информацию о поставщике, уклонившемся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Указанная информация о поставщике будет исключена из РНП только через два года. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, можно обжаловать в судебном порядке (статья 104).

Что это означает для поставщика признание его уклонившимся от заключения контракта? Да ничего хорошего. Поставщик теряет денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения заявки. Если обеспечением заявки служила банковская гарантия, то сумму обеспечения участник должен будет выплатить банку-гаранту. При этом у заказчика остается право обратиться в суд с требованием о возмещение убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в процедуре. В течение последующих двух лет поставщик не сможет принимать участие в государственных закупках. Но главное даже не это, а серьезный ущерб, нанесенный имиджу и деловой репутации компании и способный крайне негативно отразиться на ее бизнесе.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, заказчик имеет право заключить контракт с участником закупки, заявке которого был присвоен второй номер (занявшим второе место). Закон предусматривает следующий порядок действий заказчика:

— участник закупки, занявший второе место, признается победителем;

— заказчик корректирует проект контракта в соответствии с предложением этого участника;

— проект контракта направляется участнику, занявшему второе место, для подписания.

Все это должно быть сделано в течение 5 дней с даты признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора (ч.14 статьи 83.2).

Подписание контракта участником, занявшим второе место, происходит тем же порядком, что и с победителем закупки. Но при этом имеется одно существенное отличие — для участника, занявшего второе место, подписание контракта является правом, а не обязанностью.

Что это означает на практике? Участник, занявший второе место, может отказаться от заключения контракта. Или он может просто не подписать проект контракта, не направив при этом протокол разногласий. В этом случае участник будет признан отказавшимся от заключения контракта, что не влечет включение информации о таком участнике в РНП.

Однако, если участник, занявший второе место, направит заказчику протокол разногласий по проекту контракта, это будет считаться согласием на его подписание. Если после этого он откажется от подписания контракта, то будет признан уклонившимся, со всеми вытекающими негативными последствиями в виде включения в РНП.

В случае признания участника, занявшего второе место, отказавшимся или уклонившимся от заключения контракта закупка признается несостоявшейся. В настоящее время закон не предусматривает возможности заключения контракта с другими участниками закупки (ч.15 статьи 83.2).

В заключение скажем, что в октябре 2019 года Минфин РФ выступил с инициативой закрепить в законе «О контрактной системе» (44-ФЗ) даже не право, а обязанность заказчика заключать контракт не только со вторым, но и последующими участниками закупки по цепочке, в случае уклонения или отказа от заключения контракта предыдущих участников.

Предложение достаточно спорное. Что из этого получится – покажет время и расскажут наши эксперты. Удачных Вам закупок!

Хотите больше узнать о госзакупках? Актуальные новости, аналитические статьи, судебная практика, видеоматериалы — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь.

Предпринимательское право. Учебное пособие (М. Б. Смоленский, 2014)

1.8. Предпринимательские правоотношения

Под правоотношениями понимаются урегулированные нормами права общественные отношения.

Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями.

В правоотношении можно выделить три элемента:

1. Субъекты правоотношения – совокупность лиц, участвующих в нем.

2. Содержание правоотношения – это урегулированные нормами права общественные отношения в сфере предпринимательства, правовую форму которым придают субъективные права и обязанности участников правоотношения.

3. Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность субъектов правоотношения.

В качестве субъектов предпринимательских правоотношений могут выступать субъекты предпринимательской деятельности, государство и муниципальные образования.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о том, кого же можно отнести к субъектам предпринимательской деятельности. По этому поводу нет единого мнения в юридической литературе.

Так, Д. И. Дедов пишет: «Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким образом, круг таких лиц чрезвычайно широк».

С такой точкой зрения следует не согласиться, поскольку одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т. е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности).

Так, согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Таким образом, государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности является необходимым первоначальным этапом организации бизнеса.

Поэтому к субъектам предпринимательской деятельности, с нашей точки зрения, следует отнести лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

На основании анализа норм действующего законодательства можно выделить следующих субъектов предпринимательской деятельности:

– граждане-предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

– крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

– юридические лица – коммерческие организации;

– юридические лица – некоммерческие организации, которые на основании закона и учредительных документов осуществляют предпринимательскую деятельность;

– иные субъекты предпринимательства.

Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица могут осуществлять граждане – индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица как по способам реализации, так и по организации деятельности – одна из самых простых и распространенных форм осуществления предпринимательства.

Крестьянское хозяйство – «особый исторически сложившийся уклад, при котором семья обеспечивает свой доход и благосостояние, выращивая. Продавая и обрабатывая сельскохозяйственную продукцию. В соответствии с законом крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы».

Крестьянское (фермерским) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам (ст. 48 ГК РФ).

Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации (см. схему: «Организационно-правовые формы юридических лиц»), во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей – в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, т. е. определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество которых участники имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. Наконец, третья группа – общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, союзы и ассоциации юридических лиц, в отношении которых участники не имеют имущественных прав и обязательств.

Коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих организаций. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков.

Организационно-правовые формы юридических лиц

Схема 2

Товарищества представляют собой образования, построенные на началах объединения лиц, в то время как общества – на объединении капиталов. Это не формальное различие, так как оно обусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственности учредителей, а с другой – характер их взаимоотношений с созданной предпринимательской структурой. Полные товарищи товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом (за исключением обществ с дополнительной ответственностью, в которых участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом, но такой размер ограничивается учредительными документами). Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им. Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе закона и учредительных документов.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере.

Полное товарищество – хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное) – товарищество, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, товарищей-вкладчиков (коммандитистов), ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.

Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ).

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований действующего законодательства. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается ЗАО. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Особой разновидностью ЗАО является народное предприятие – акционерное общество работников.

К числу коммерческих юридических лиц ГК РФ теперь относит и крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица.

Статья 86.1 ГК РФ устанавливает, что «граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство».

Возможность существования юридических лиц – крестьянских (фермерских) хозяйств была предусмотрена ранее действовавшим Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Но принятый вместо него Федеральный закон от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указывал на возможность существования крестьянских (фермерских) хозяйств только без образования юридического лица. В настоящее время с момента введения в действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ ГК РФ опять вводит в предпринимательский оборот такую разновидность юридического лица как фермерское хозяйство.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства и имущественных паевых взносов, образованное для совместного ведения хозяйственной деятельности посредством их личного трудового участия.

Унитарное предприятие – выступающая юридическим лицом коммерческая организация, права собственности на имущество которой закреплены за ее учредителем.

Законом предусмотрено существование двух типов унитарного предприятия: основанного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Различия между ними сводятся к различиям в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на распоряжение закрепленных за ними имуществом. Право хозяйственного ведения, предусматривая для предприятия самостоятельное распоряжение закрепленным за ним имуществом в определенных собственником пределах, является более широким, нежели право оперативного управления, допускающее только использование имущества в соответствии с заданиями собственника, а распоряжение им – исключительно с согласия последнего.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут быть следующих видов – государственные (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальные.

Унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) также могут быть нескольких видов: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Казенное предприятие находится под наиболее жестким контролем государства. Распоряжаться движимым, иногда включая даже продукцию, и недвижимым имуществом оно может только с согласия собственника. Напротив, собственник по своему усмотрению может изъять часть имущества у предприятия и передать его третьим лицам. С другой стороны, государство несет и ответственность по имущественным и иным обязательствам казенного предприятия, покрывая возникающие убытки из бюджетных средств.

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль среди участников. Она может быть представлена общественными и религиозными организациями, учреждениями, потребительскими кооперативами и благотворительными фондами, различными союзами и ассоциациями юридических лиц и другими организационно-правовыми формами.

Статус некоммерческой организации не означает, что она не может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль. Специфика состоит лишь в том, что к некоммерческим организациям предъявляется ряд особых требований. Во-первых, в Уставе организации должны быть четко зафиксированы ее задачи, а также то, что она не ставит извлечение прибыли своей главной целью. Во-вторых, их предпринимательская деятельность осуществляется только в целях обеспечения уставной деятельности. В-третьих, полученные доходы не подлежат распределению среди участников. В-четвертых, их имущество и средства могут использоваться только для достижения уставных задач.

Субъекты предпринимательства могут образовывать объединения, такие как холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица, а также в форме некоммерческих организаций (ассоциации и союзы юридических лиц, некоммерческие партнерства и др.).

Предпринимательские объединения обеспечивают концентрацию капитала и его использование в одних интересах, консолидированных на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового договора (характерно для простых товариществ) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия одного лица в капитале других лиц (к таким объединениям относятся холдинги, отношения между участниками которых строятся по принципу основное – дочернее общество). В последнем случае это приводит к возникновению отношений экономического контроля, субординации и подчинения между внешне независимыми юридическими лицами.

В качестве объектов предпринимательских правоотношений могут выступать:

1) вещи и иное имущество;

2) работы и услуги;

3) действия обязанных субъектов;

4) собственная деятельность субъекта права;

5) неимущественные блага, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, коммерческая тайна и т. д.).