Кад РФ

В современной России на протяжении двух десятилетий идёт планомерный процесс становления и развития института мировой юстиции. К основным предпосылкам создания в России института мировых судей можно отнести стремление государства решить две принципиально важные задачи: во-первых, максимально приблизить суды к народу и тем самым обеспечить доступность правосудия, а во-вторых, «разгрузить» федеральные суды от чрезмерно большой нагрузки.
Необходимо отметить, что институт мировой юстиции не является чем-то принципиально новым для Российского государства. Учрежденная в результате проведенной императором Александром II судебной реформы система мировой юстиции состояла из участковых и почетных мировых судей, а также апелляционной инстанции по пересмотру их решений – мирового съезда.
Мировая юстиция представляла собою обособленную систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока.
Основной задачей мирового судьи было склонить стороны к примирению и заключению мирового соглашения. Когда достигнуть консенсуса не представлялось возможным, мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.
В целях сделать судебную систему максимально доступной для народа законодатель предусмотрел упрощенный порядок обращения к мировому судье, при котором все формальности были сведены к минимуму. Обращение к мировому судье не требовало уплаты государственной пошлины. Мировой судья обязан был реагировать как на письменные, так и на устные жалобы и заявления. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. В случаях, когда дело оканчивалось вынесением приговора, он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо постановлял новое.
В таком виде мировой суд обеспечивал доступность, открытость и быстроту судопроизводства. Это был демократический институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.
Мировые судьи просуществовали в таком виде 25 лет, после чего были упразднены. Закон от 12 июня 1889 года сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же отправлять судопроизводство стали земские начальники, являвшиеся одновременно чинами административного ведомства.
В 1912 года был принят Закон «О преобразовании местного суда», который уничтожил судебную власть земских начальников, заменивший их и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.
Мировой суд бы окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.
О необходимости возрождения в России института мировой юстиции впервые было сказано в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 года.
Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», учитывая перспективу появления института мировой юстиции, установил пятилетний срок полномочий мировых судей. В последующие годы лишь эти упоминания о мировых судьях были единственным, что позволяло надеяться на реальные шаги законодателя по восстановлению в России столь необходимого ей института мировой юстиции.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» поддержал идею создания мировой юстиции и определил, что «мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ».
10 октября 1997 года Государственная Дума РФ приняла закон о мировых судьях, который 15 октября того же года Совет Федерации отклонил, высказав при этом ряд замечаний. После чего к работе приступила согласительная комиссия, и 24 октября 1997 года Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был представлен Президенту РФ для ознакомления и подписания. Президент отклонил представленный ему документ, высказав при этом ряд замечаний, большинство из которых были вызваны несоответствием отдельных положений этого закона Конституции РФ. Закон был явно «сырым» и нуждался в серьезных доработках.
К работе вновь приступила согласительная комиссия, в состав которой вошли представители Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда РФ и спустя практически год непрерывной и напряженной работы Закон был принят.
Таким образом, отправной точкой становления и развития мировой юстиции в России можно считать принятие Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
В Рязанской области Закон «О мировых судьях Рязанской области» был принят 22 августа 2001 года Рязанской областной Думой. В соответствии с указанным законом мировые судьи Рязанской области являются судьями общей юрисдикции Рязанской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Они назначаются на должность Рязанской областной Думой по представлению председателя Рязанского областного суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Рязанской области сроком на 3 года. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается сроком на пять лет.
Анализируя деятельность мировых судей, можно сделать вывод о том, что цели, поставленные перед мировой юстицией, были в полной мере достигнуты. Для подтверждения указанного положения можно привести следующие статистические данные.
Так, за 9 месяцев 2019 года мировыми судьями Рязанской области рассмотрено 1153 уголовных дела, 62492 гражданских дела в порядке ГПК РФ, 20829 административных дел в порядке КАС РФ, 22477 дел об административных правонарушениях.
Для сравнения в 2010 году мировыми судьями Рязанской области было рассмотрено 2109 уголовных дел, 30305 гражданских дел, 23787 дел об административных правонарушениях.
Указанные статистические данные свидетельствуют о стабильно высокой служебной нагрузке, приходящейся на мировых судей региона.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что мировая юстиция прошла сложный путь становления и стала неотъемлемым структурным элементом современной судебной системы России.

Своеобразие конституционного контроля во Франции состоит в том, что он имеет в некотором роде двойственную природу (или двойное начало) и несколько выходит за рамки известных моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от парламента, рассматривается Конституционным советом, а исходящих от органов исполнительной власти – Государственным советом.

Статус Конституционного совета определен Конституцией и специальным органическим законом. Конституционный совет включает две категории членов: по праву и по назначению. К первой категории относятся бывшие президенты Республики (в этом качестве они остаются членами Совета пожизненно), ко второй – девять членов, назначаемых тремя лицами: по три члена Совета назначаются Президентом, председателем Национального собрания и председателем Сената. Согласно внесенным в Конституцию изменениям такое назначение производится с учетом мнения компетентной постоянной комиссии соответствующей палаты. Если три пятых членов этой комиссии выскажутся против назначения, то кандидатура отклоняется (ст. 56 Конституции в новой редакции). Каждый член Конституционного совета назначается на девять лет. Но каждые три года перечисленные субъекты назначают по одному члену Конституционного совета, поэтому каждые три года Конституционный совет обновляется на треть. Председатель Конституционного совета назначается Президентом. Голос председателя является решающим в случае разделения голосов членов Совета поровну (ст. 56 Конституции).

При вступлении в должность члены Совета приносят присягу перед Президентом. Вступление в должность подчинено также условиям несовместимости: члены Совета не могут совмещать свою должность с другими должностями, указанными в законе, по общему правилу – с должностями в государственном аппарате, в государственном или частном секторе экономики. Членам Совета запрещено одновременно быть членами парламента, Правительства, экономического и социального совета; быть руководителем или ответственным лицом в какой-либо политической партии. Однако члены Совета могут занимать должности, не связанные с коммерческой деятельностью, например профессора в университете. Мандат члена Совета невозобновляем; по истечении девяти лет он оставляет свою должность.

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна. Она в той или иной мере затрагивает деятельность и парламента, и Президента. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов (по жалобам), рассматривает вопросы несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Конституционному совету принадлежат более широкие полномочий в отношении выборов Президента.

В случае смерти Президента Республики Конституционный совет констатирует необходимость временного замещения этого поста. Временным президентом становится председатель Сената. Совет также имеет право констатировать вакантность поста Президента, когда тот не может исполнять свои обязанности (ст. 7 Конституции).

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст. 16 Конституции. Президент, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с Премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Принятые Президентом меры в период чрезвычайного положения рассматриваются Конституционным советом с точки зрения соответствия их Конституции.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты.В этом случае он консультирует Правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

Основная же функция Конституционного совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. В обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. В отношении простых законов запрос Совета не является обязательным. В ведении Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена Конституция. Правом обращения в Конституционный совет с запросом о конституционности актов обладают Президент, Премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов (ст. 61 Конституции).

Конституционный совет разрешает споры о распределении компетенции между законодательным и исполнительным органами, если во время обсуждения законопроекта в одной из палат парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со ст. 38 Конституции, и Правительство заявляет об их неприемлемости. В случае возникновения разногласий между палатой и Правительством спор разрешается Конституционным советом (ст. 41 Конституции).

Весьма специфическим статусом обладает Государственный совет. Формально он возглавляется Премьер-министром, которого может замещать министр юстиции. Фактическое руководство принадлежит вице-председателю. В состав Государственного совета входят также государственные советники и аудиторы. Структурно Государственный совет состоит из четырех секций: внутренних дел, финансов, общественых работ и социальных вопросов1. Государственный совет выступает в двойном качестве – как высший орган административной юстиции и как консультативный орган Правительства. В качестве первого Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов, решения которых могут обжаловаться в суды административной юстиции, а Государственный совет является в этом случае высшей инстанцией.

Государственный совет – “привилегированный советник” Правительства. Согласно ст. 38 и 39 Конституции он дает предварительные заключения (причем в обязательном порядке) по проектам ордонансов, подготовленных Правительством в порядке делегированного законодательства. Государственный совет консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам.

Кроме того, Государственный совет выполняет еще одну важную функцию – конституционный контроль в отношении актов, издаваемых органами исполнительной власти.

Термин «коллизия» происходит от латинского collision, что в дословном переводе означает столкновение.

Определение 1

Правовая коллизия – это расхождение содержания различных норм права, относящихся к одному вопросу.

Причины возникновения правовых коллизий

Коллизии права встречаются как во внутригосударственном правовом поле, так и в международном частном праве (МЧП). Внутренние правовые коллизии часто содержатся в ранее изданных законах, могут возникнуть при построении иерархии законодательных актов (закон, подзакон, нормативный акт и т. д.) либо в результате федеративного устройства государства, при котором одновременно существуют и функционируют законы как федерального, так и регионального уровней.

Основной причиной возникновения внешних правовых коллизий является само существование международного частного права, т. к. в нём изначально заложен иностранный элемент. Частное право разных стран по своему содержанию может значительно различаться, вследствие чего одни и те же вопросы будут решаться с применением совершенно не схожих методов и подходов. Преодоление подобных ситуаций (правовых коллизий) является основополагающей функцией МЧП.

Коллизионная норма: определение, примеры, виды

Коллизионная норма – это правила, руководствуясь которыми определяется, право какого государства должно использоваться при решении конкретной ситуации.

Пример 1

Гражданин России (арендатор) и гражданин Франции (арендодатель) заключили между собой договор аренды земельного участка, при этом не оговорили по законам какой страны будут решаться споры в случае их возникновения. Если такие споры все-таки возникнут, и в международной праве не найдётся соответствующего положения для разрешения возникшего конфликта, то это и будет примером правовой коллизии, которую придётся решать в соответствии с коллизионными нормами. Именно эти правовые положения должны определить, по закону какой страны будет вестись разбирательство.

К источникам коллизионных норм относятся:

  • федеральные законы (но не подзаконы, нормативы или законы субъектов РФ);
  • международные договоры РФ, обязательность выполнения которых для российской стороны зафиксирована в виде федерального закона (ФЗ);
  • обычаи.

Однако последний источник теряет свою актуальность и уже сегодня является «угасающим», поскольку на практике его применяют исключительно в сфере материально-правовых вопросов.

Структура коллизионной нормы отличается от структуры любых других нормативных актов и предписаний, что обусловлено её назначением. Коллизионная норма состоит из двух обязательных элементов: объёма и привязки.

Определение 2

Понятием «объем» обозначают круг гражданско-правовых отношений, к которым будет применяться коллизионная норма.

Определение 3

Привязка – это критерий, на основании которого будет определено применение права.

Виды коллизионных норм

Выделяют следующие виды коллизионных норм:

  • Односторонние и двусторонние. В первом случае привязка допускает лишь применение права одной (как правило, своей) страны. Согласно ГК РФ, односторонние коллизионные нормы действуют в отношении вопросов наследования недвижимого имущества, внесённого в госреестр РФ. Во втором случае нормы сформулированы более широко и допускают применение права как отечественного, так и национального (другой страны).
  • Национально-правовые и международно-правовые, предназначенные для достижения международного единообразия. Категории существенно различаются в применении: международные нормы применяются гораздо чаще и имеют более широкий спектр воздействия.
  • Императивные, относительно-императивные, диспозитивные, альтернативные. Для каждой из форм характерна своя форма выражения воли законодателя.

Определение 4

Императивная – норма, содержащая категорическое предписание в отношении выбора права, не допускающая никаких изменений по усмотрению сторон частного права ни при каких обстоятельствах.

Определение 5

Относительно-императивная – норма, допускающая отступление в отношении выбора права при наличии определённых предварительно зафиксированных условий.

Определение 6

Диспозитивная – норма, подразумевающая свободу и независимость воли сторон при заключении международных сделок.

Определение 7

Альтернативная – норма, предусматривающая несколько правил по выбору права и дающая сторонам возможность применения любого из них (в некоторых случаях в применении этих правил должна быть соблюдена определённая последовательность).

  • Генеральные (основные) и субсидиарные (дополнительные). Эти виды норм устанавливаются пока только для сферы договорного права, которая является на сегодняшний день наиболее проблемной, изобилующей многочисленными сложными случаями. Генеральные нормы формируют самые общие правила выбора права преимущественного применения. В случаях возникновения обстоятельств, при которых генеральной нормы оказывается недостаточно, для установления правопорядка прибегают к использованию нормы субсидиарной, определяющей несколько правил выбора применимого права.
  • Нормы, отсылающие не к праву конкретной страны, а к положениям соответствующего международного договора, устанавливающего единообразную коллизионную привязку по конкретному вопросу. Эти нормы стали результатом многолетнего сотрудничества отечественных и зарубежных юристов-практиков, позволившим обобщить самые распространённые двусторонние коллизионные привязки, сформулировать их виды и вывести формулы прикрепления (их традиционно обозначают на латинском языке).

Виды привязок (формулы прикрепления)

Личный закон физического лица (Lex personalis)

В соответствии с этой привязкой решаются вопросы:

  • правоспособности и дееспособности физического лица;
  • личные права, в том числе право на имя, его использование и защиту;
  • опеки и попечительства;
  • семейных отношений (особенно это касается условий заключения браков и разводов).

Этот закон имеет два варианта действия: как закон гражданства (Lex patriae) и как закон места жительства (Lex domicilii). В первом случае правовой статус лица определяется его гражданством. Коллизионная норма, рассматриваемая с точки зрения этой формы закона, носит экстерриториальный характер и выражает волю государства подчинить своей юрисдикции всех граждан своей страны вне зависимости от места их фактического нахождения и проживания. Во втором случае правовой статус субъекта определяется по закону государства, на территории которого этот субъект проживает. Этот принцип носит территориальный характер и выражает волю государства подчинить своей юрисдикции всех, проживающих на его территории, вне зависимости от гражданства.

История формирования принципа гражданства с позиции коллизионного начала уходит своими корнями во времена Французской революции, когда происходили наиболее значимые изменения в праве и когда был принят ГК Франции (в 1804 г.). Сегодня, помимо стран Европы, этот принцип широко применяется и в других странах. Закон в форме Lex patriae (места гражданства) применяется в странах распространения континентального права таких, как Франция, Германия, Испания, Япония, в форме Lex domicilii (места жительства) применяют в странах общего права (США, Канада, Бельгия).

Существует ещё один вариант применения этого вида привязки – смешанный. Ярким примером утверждения смешанной привязки в коллизионном законодательстве является Российская Федерация. Согласно статье 1195 ГК РФ, личным законом физического лица может быть право страны, гражданином которого он является, но может быть и право России, если человек проживает на территории РФ. Если человек обладает двойным гражданством, одно из которых российское, то его личным законом будет считаться право РФ. Если у него более двух гражданств (при отсутствии российского), то его личным законом будет право страны, в которой он проживает.

Замечание 1

Если лицо не имеет гражданства, то оно подчиняется праву страны проживания, если лицо является беженцем – то по закону страны, предоставившей убежище.

В странах СНГ (в которых многие граждане имеют по несколько гражданств) закон личного права пришлось адаптировать под ситуацию. По положениям ГК стран СНГ, если лицо является обладателем более одного гражданства, то его личным законом считается закон той страны, с которой он имеет более тесную связь.

Личный закон юридического лица (Lex societatis)

Указывает на принадлежность этого лица правовой системе того или иного государства в зависимости от его государственной (национальной) принадлежности. Эта привязка предназначена для решения вопросов статуса и гражданской правосубъективности лица. В международной юридической практике существует несколько вариантов определения «национальности» юридического лица, например, исходя из места регистрации организации, или места нахождения его административного центра, или места осуществления его деятельности. Подобные разночтения зачастую осложняют применение привязки. Согласно ГК РФ, данный закон трактуется как право страны, на территории которой учреждено юридическое лицо.

Закон места нахождения вещи (Lex rei sitae)

Область применения этой привязки – правовые вопросы, связанные с собственностью: при появлении, изменении, прекращении права собственности на какое-либо имущество. Обычно в отношении собственности применяются законы той страны, на территории которой она находится. Указание на правоотношение содержится в объёме коллизионных норм, связанных с применением привязки этого вида. Закон места нахождения вещи широко применяется в мировой юридической практике и редко вызывает затруднения. Исключение составляют ситуации, при которых приходится разграничивать сферы применения этой привязки и других.

Пример 2

Если собственность приобретается в порядке наследования или находится в пути, то применить к ней привязку Lex rei sitae будет неправомочно. Для решения вопроса существуют иные привязки.

В соответствии с законодательством РФ, при решении вопросов возникновения и прекращения вещных прав привязка Lex rei sitae также не используется. В подобных случаях применяются близкие по значению, но иные привязки: законы места возникновения и места прекращения вещных прав. Кроме этого, в российском законодательстве присутствуют специальная привязка – «закон места нахождения», применяемая в отношении ряда объектов, подлежащих государственной регистрации: морских и воздушных судов, космических объектов. Согласно ст. 1207 ГК РФ, для осуществления вещных прав на эти объекты и их защиты применяется право страны, в которой они (объекты) зарегистрированы.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Закон, избранный лицом, совершившим сделку (lex voluntatis)

Эта формула применяется в области договорных отношений. Она определяет права и обязанности сторон при совершении различного рода сделок и направлена на расширение границ автономии воли, придание процессу большей гибкости, расширению возможностей при выборе сторонами применимого в международных и региональных соглашениях норм, носящих универсальный характер. Абсолютное большинство законодательных актов различных стран, касающихся совершения сделок, исходят и того, что именно воля сторон должна быть решающей в выборе применения права при заключении договора. Другие типы привязок следует применять только в тех случаях, когда воля сторон никак не выражена.

Формально возможность права выбора при применении данной привязки ещё не является правом выбора, это только правовая предпосылка для определения привязки и способ её фиксации. Само право будет определяться позднее либо посредством обозначения права определённой страны, либо путём обращения к одной из видов привязок, прописанных в других коллизионных нормах.

Замечание 2

Часто при подписании договора эта формула применяется в отношении более слабой стороны, которая в итоге вынуждена принять условия сделки. Примерами являются многочисленные бракоразводные процессы в семьях, где родители не имеют единого гражданства, в результате чего после развода один из родителей (чаще мать) может полностью или частично потерять возможность на продолжение воспитания общего ребёнка.

ГК РФ и Модель ГК для стран СНГ не ограничивают сторонам сделки свободу выбора права. В нормативных документах зафиксированы положения о том, что права должны вытекать из условия договора, обстоятельств дела или выражены прямо. Применимое право допустимо использовать как в отношении всего договора, так и его части (отдельных частей). Применимое право может быть определено как в процессе заключения договора, так и после. Выбор, сделанный после заключения договора, вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и имеет обратную силу.

Закон места совершения акта (lex loci actus)

Эта формула привязки регламентирует применение права государства в отношении гражданско-правовых сделок, совершенных на его территории. Этот вид привязки является общим и в чистом виде не применяется, т. к. сама категория гражданско-правовых сделок чрезвычайно объёмна и охватывает большой круг международных отношений. Для применения привязки необходима конкретизация, т. е. пояснение, о какого рода сделке идёт речь. Отсюда вытекают вспомогательные коллизионные формулы такие, как:

  • Закон места совершения договора (Lex loci contractus), применяемый для определения прав и обязанностей сторон, вытекающих из договора, заключённого на территории данной страны по праву этой страны.

Замечание 3

Эта привязка используется все реже, т. к. современный уровень развития средств связи практически свели на нет значение физической связи с территорией. В таких странах, как Франция или Италия, эта привязка используется больше по традиции, чем по необходимости.

  • Закон места совершения сделки, определяющий её форму (Locus regit actum). Согласно ГК РФ, форма сделки подчинена праву места её совершения, но с некоторыми исключениями, защищающими интересы граждан России. Так, например, если международная сделка заключается между лицами, одно из которых имеет российское гражданство, или сделка касается недвижимости, расположенной на территории РФ, то приоритетным является право РФ. Подобные договоры должны заключаться в форме простой письменной сделки. Отсутствие письменного договора делает сделку недействительной.
  • Закон места исполнения обязательства (Lex loci solutionis). Эта привязка призвана регламентировать обязательства сторон по договорам и сделкам, которые будут исполняться в других местах. В соответствии с ней, при подобных действиях должен применяться закон той страны, где будет реализовывается основное обязательство по сделке. Однако в ряде стран (США, Германия) действует привязка, согласно которой, если в договоре имеется несколько обязательств и каждое из них будет реализовываться в другой стране, то в отношении каждого обязательства должны применяться права тех стран, на территории которых они будут реализовываться.
  • Закон места совершения брака (Lex loci celebrationis). В мировой практике брачно-семейных правоотношений, в отличие от РФ, используется нечасто. На территории РФ действует норма, согласно которой, порядок заключения брака определяется правом РФ.
  • Закон места причинения вреда (Lex loci delicti commissi). Эта привязка появилась в перечне коллизионных норм в связи с тем, что внутренние законы разных государств по-разному толкуют вопросы об ответственности за несчастный случай, о вине потерпевшего и о том, как следует доказывать вину причинения вреда в случаях, если таковой причинён, и т. п.

Пример 3

В мировой юриспруденции не существует общепринятого понятия «места причинения вреда». В одних странах местом считается то место, где был причинён вред, в других странах – место, где проявились последствия причинения вреда, в третьих допускаются оба варианта.

Поэтому была введена специальная норма, согласно которой, разбирательства о причинении вреда должны вестись по законам той страны, где произошло причинение вреда. Значение этой привязки растёт с каждым годом в связи с расширением возможностей и применения различных видов транспорта и развитием международного туризма.

Закон страны продавца (Lех venditoris)

Этот принцип, закреплённый в Гаагской Конвенции о праве, применяется к сделкам купли-продажи и определяет права и обязанности сторон при заключении внешнеторговых сделок. Согласно этой привязке, стороны могут выбирать право какой страны использовать при заключении сделки. Однако если право не выбрано, то сделка должна регулироваться правом страны, у которой продавец на момент заключения сделки имел коммерческое предприятие. На основании этого закона были приняты другие коллизионные поправки, применяемые в иных областях договорных отношений.

Закон, регулирующий «существо» отношения (Lex causae)

Этот закон призван, руководствуясь нормами коллизионного права, определить статус отношений, а затем отрегулировать на его основе вопросы, связанные с существованием этих отношений, в случаях, если иное не определено.

Закон суда (Lex fori)

Эта привязка оговаривает право государства применять нормы своего законодательства, если судебное разбирательство происходит на его территории, даже в случае, если в этом деле присутствует иностранный компонент.

Закон флага (lex flagi)

Применяется исключительно для регулирования отношений в области торгового мореплавания и воздушного права.

Закон, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано (Proper Law of the Contract)

Эти коллизионные нормы известны в мировой юриспруденции как «гибкие». Они применяются в основном в англосаксонских странах (Германии, Великобритании) при регулировании договорных правоотношений. Суть нормы заключается в том, что взаимосвязь между правом того или иного государства и конкретным правоотношением может быть определена по суду или сторонами, заключившими договор, на основании толкования положений контракта и относящихся к нему обстоятельств.

Это далеко не весь перечень коллизионных привязок, применяющихся в современном международном частном праве. Существуют также законы валюты долга (Lex monetae), места осуществления трудовых отношений (Lex loci laboris) и др.

Назначение коллизионных норм, особенности их применения, сочетания и ограничения

Коллизионные нормы в сочетании с нормами материально-правовыми призваны регламентировать поведение участников правовых взаимоотношений. В соответствии с этими нормами осуществляется:

  1. Определение статуса отношений (применимого права).
  2. Применение чётких и конкретных предписаний материально–правового законодательства, необходимых для разрешения сложившихся отношений.

Коллизионные нормы бывают простыми, соответствующими схеме «объём-привязка», и сложными, отличающимися несколькими привязками и дифференцированным объёмом. Дифференциация объёма привела к появлению сочетаний коллизионных норм, что в свою очередь является необходимым для принятия справедливых решений по каждому конкретному случаю, а также для разрешения сложных и специфических случаев, требующих специальных оснований для решения. Этой же цели служат так называемые «изъятия» или исключения из общей нормы.

Пример 4

В качестве примера можно привести ст. 1219 ГК РФ, согласно которой, к обязательствам, предъявленным на основании выдвинутого требования по возмещению ущерба (вреда), возникшего в результате причинения вреда, следует применять право страны, в которой произошло причинение вреда. Однако, если:

  1. Стороны обязательства имеют единое место жительства или единое место деятельности, то спор следует рассматривать по закону страны этого места.
  2. Места жительства и деятельности сторон располагаются в разных странах, стороны являются гражданами одной страны, то спор следует рассматривать по праву этой страны.
  3. Причинённый вред имеет тесную связь с договором (контрактом) между причинителем вреда и потерпевшим при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности (например, несчастный случай на производстве), то к ситуации следует применить право, которое действует в отношении этого договора.

Применение общих правил коллизионных норм может быть ограничено, если между сторонами обязательства, возникшем по делу о причинении вреда, не заключено соглашение о праве, которое должно быть применено в случае причинения вреда.

Пример 5

Отказ от предоставления медицинской помощи органами местного здравоохранения туристу, отдыхающему за границей и не оформившему медицинскую страховку.

Эволюция коллизионного норматирования

Совершенствование коллизионного способа регулирования международных частных правовых взаимоотношений проявляется в переходе гражданско-правовых отношений в отдельных сферах от обособленных коллизионных норм к объединяющим их системным образованиям, действующим как единый механизм на основе взаимосвязанности и взаимообусловленности их отдельных элементов.

Замечание 4

Подобные образования стали достоянием как внутренних законодательств отдельных стран (законы о МЧП Венгрии и Швейцарии), так и ряда международных договоров, ратифицированных ещё в начале 70-х годов прошлого столетия: Конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, Конвенции о праве, применимом к ответственности изготовителя.

Позже, в начале 80-х, и в США, и в европейских странах чрезмерная «жёсткость» коллизионных норм была подвергнута критике, что вылилось в рождение нового более гибкого в применении поколения коллизионных правил. О том, насколько расширилась география применения новых «гибких» норм, отсылающих к праву стран, имеющих наиболее тесную связь с отношением, говорит уже одно перечисление правовых актов:

  • законы о МЧП Австрии, Венгрии, Швейцарии;
  • Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным договорам и контрактам 1994 года;
  • ГК канадской провинции Квебек;
  • Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г.

Согласно соответствующему разделу Модели ГК для стран СНГ (общие положения которого содержат «гибкое» коллизионное правило), если, руководствуясь правилами невозможно установить право, подлежащее применению, то применять следует то право, которое ближе всего соответствует гражданско-правовому законодательству, учитывающему осложнение иностранным элементом. Перечень случаев, в которых следует обращаться к «гибкому» коллизионному праву, согласно ГК РФ (разделу, посвящённому МЧП, по сравнению с Моделью ГК для стран СНГ), значительно расширен.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Онлайн-рассмотрение арбитражных дел доступно в 19 судах

Сразу девять судов за последние сутки подключились к информационной системе «Картотека арбитражных дел» для рассмотрения споров по видео-конференц-связи. Теперь в общей сложности 19 судов могут проводить заседания по арбитражным делам онлайн.

С 28 — 30 апреля

  • АС Ямало-Ненецкого автономного округа
  • АС Московской области
  • АС Западно-Сибирского округа
  • АС Московского округа

С 6 мая

  • Верховный суд
  • АС Псковской области
  • АС Новосибирской области

С 7 мая

  • 8-й ААС
  • АС Алтайского края
  • 12-й ААС

С 8 мая

  • Суд по интеллектуальным правам
  • АС Карачаево-Черкесской Республики
  • 16-й ААС
  • 20-й ААС
  • АС Республики Адыгея
  • АС Брянской области
  • АС Чувашской Республики
  • АС Чеченской республики
  • 13-й ААС

На прошлой неделе президиумы Верховного суда и Совета судей обновили свое постановление о порядке работы судов во время пандемии. Измененный документ, в частности, рекомендует судам при наличии технической возможности и с учётом мнений участников судопроизводства проводить заседания с использованием системы видео-конференц-связи.

Коронавирус ВС рекомендовал проводить судебные заседания онлайн

Для участия в таком процессе стороны должны подать электронное заявление через систему «Мой Арбитр», приложив к нему документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия. Если суд согласует проведение заседания онлайн, то в КАД появится информация о дате и времени видеоконференции. В назначенный день участники спора должны зайти во вкладку «Онлайн-заседания» в соответствующей карточке дела и подключиться к видеоконференции.

Первое онлайн-заседание по арбитражному делу состоялось 28 апреля в АС Ямало-Ненецкого автономного округа. Суд в дистанционном режиме рассмотрел дело о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.

  • Право.ru