К сфере регулирования закупок относится

Статья 782. Гражданского Кодекса РФ. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг

1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Комментарии к ст. 782 ГК РФ

Комментируемая статья определяет порядок отказа сторон от исполнения договора возмездного оказания услуг. Применяя указанные положения, необходимо иметь в виду мнение Конституционного Суда РФ, выраженное в Определении от 06.06.2002 N 115-О, относительно оказания медицинских услуг:

«Статья 782 ГК Российской Федерации закрепляет право заказчика и исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и условия, при которых он допускается. Согласно пункту 2 этой статьи условием отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору является полное возмещение заказчику убытков.

Правовая оценка пункта 2 статьи 782 не может быть осуществлена без учета его взаимосвязи с иными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями других нормативных правовых актов, регулирующих отношения по оказанию медицинской помощи и закрепляющих гарантии реализации прав граждан в данной сфере, в том числе при предоставлении платных медицинских услуг, в частности Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N 27).

Пункт 2 статьи 782 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его статей 426 и 445 не может рассматриваться как допускающий односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения своих обязательств по договору об оказании платных медицинских услуг при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги и, следовательно, как нарушающий конституционное право заявительницы на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Вопрос же о том, была ли возможность у медицинского учреждения предоставить необходимые медицинские услуги и правомерен ли односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения обязательств по договору, подлежит разрешению судами общей юрисдикции на основе исследования и оценки фактических обстоятельств дела, толкования понятия «возможность» применительно к каждой конкретной ситуации. При этом суды должны исходить из того, что законными причинами прекращения договора платных медицинских услуг не могут признаваться такие, которые обусловлены исключительно волей лица, оказывающего данные услуги».

Основные термины и определения по воинскому учёту

Основные термины и определения

по воинскому учёту

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» под Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, органами и специальными формированиями понимаются:

Вооруженные Силы Российской Федерации;

«другие войска» — пограничные войска, внутренние войска, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны;

«воинские формирования» — инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

«органы» — Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;

«специальные формирования» — создаваемые на военное время специальные формирования.

Аппарат усиления военного комиссариата — нештатное формирование, создаваемое при военном комиссариате из числа граждан, не подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, по составу способное обеспечить гарантированное оповещение, сбор и отправку мобилизационных ресурсов в войска на территории муниципального образования.

Военное время — период времени, в котором находится государство, с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического окончания.

Военнообязанный — лицо, состоящее в запасе и подлежащее призыву в Вооруженные Силы или другие войска Российской Федерации, а также граждане допризывных и призывных возрастов, состоящие на воинском учете.

Военнослужащий — лицо, состоящее на действительной военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Военно-учетные признаки — показатели воинского учета граждан, пребывающих в запасе, характеризующие их по:

возрасту (разрядам учета);

характеру прохождения военной службы (группам учета);

категории годности к военной службе по состоянию здоровья;

составу и воинскому званию;

военно-учетной специальности и воинской должности, а офицеров запаса, кроме того, — по профилям;

продолжительности военной службы и степени обученности (категории запаса).

Военно-учетные признаки определяются Министерством обороны РФ.

Военно-учетная специальность (ВУС) — военно-учетный признак, отражающий военную специальность военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, и его принадлежность к виду Вооруженных Сил или других войск, воинских формирований. Каждой военно-учетной специальности присваивается свой цифровой код. Перечень военно-учетных специальностей утверждается Правительством Российской Федерации.

Военно-учетное подразделение — подразделение (работник) в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, осуществляющее воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также, где это необходимо, — работу по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Военный билет — единый, бессрочный документ, определяющий отношение гражданина к исполнению воинской обязанности. Военный билет выдается при призыве на военную службу или при зачислении в запас.

Военный комиссар — должное лицо, возглавляющее военный комиссариат. ВК организует служебную деятельность военного комиссариата и руководит его работой. Он подчиняется заместителю начальника штаба по организационно-мобилизационной работе военного округа. ВК (начальник отдела) военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию подчиняется ВК субъекта Российской Федерации.

Военные сборы — проведение в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации, перечисленных в ст. 1 Федерального закона «Об обороне», мероприятий по подготовке и переподготовке граждан, пребывающих в запасе, к военной службе. Военные сборы — одна из форм исполнения гражданином Российской Федерации воинской обязанности.

Граждане, находящиеся в отставке, — граждане, достигшие предельных возрастов пребывания в запасе, или признанные в установленном порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья и снятые с воинского учета.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу — граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, до принятия решения призывной комиссией о призыве их на военную службу или зачислении в запас.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, — граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Граждане, пребывающие в запасе, (ГПЗ) — граждане, состоящие на воинском учете:

а) уволенные с военной службы с зачислением в запас;

б) прошедшие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

в) не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

г) не прошедшие военную службу в связи с предоставленными отсрочками по достижении ими возраста 27 лет;

д) не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам;

е) прошедшие альтернативную гражданскую службу;

ж) женского пола, имеющие военно-учетную специальность.

Документы воинского учета — совокупность документов, подтверждающих пребывание офицера, прапорщика, мичмана, сержанта, старшины, солдата, матроса в запасе и его военно-учетные признаки.

Должность — предусмотренное штатным расписанием обобщенное наименование служебных обязанностей лица, замещающего эту должность, служебное место в иерархии управления.

Жизнеобеспечение населения — совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в условиях военных конфликтов или в зоне ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных.

Запас Вооруженных Сил — состоящие на воинском учете военнообязанные, прошедшие военную службу или освобожденные от нее по различным причинам, но годные к службе в военное время.

Извещение о зачислении на специальный воинский учет — документ строгой отчетности, служащий основанием для снятия забронированного гражданина с общего воинского учета и зачисления его на специальный воинский учет. Форма бланка извещения о зачислении на специальный воинский учет устанавливается МВК и выдается организациям в установленном порядке военными комиссариатами. Заполнение извещений и их представление в военные комиссариаты военно-учетными подразделениями организаций производится в соответствии с нормативными документами по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Карточка алфавитная — документ вспомогательного учета. Составляется одновременно с заполнением учетной карточки на каждого военнослужащего. Алфавитные карточки на военнообязанных, состоящих на воинском учете, располагаются в алфавитном порядке в отдельной картотеке, которая служит для справочных целей.

Карточка учетная — учетно-воинский документ персонального учета прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса. Составляется военным комиссариатом на каждого из них. В нее на основании документально подтвержденных сведений вносятся социально-демографические данные, военно-учетные признаки и периоды прохождения военной службы ГПЗ. Типовая форма бланка учетной карточки разрабатывается Министерством обороны Российской Федерации.

Категории годности граждан к военной службе по состоянию здоровья — официально установленные характеристики годности граждан к военной службе по состоянию здоровья. Определяются военно-врачебными комиссиями в соответствии с постановлением Правительства РФ «Положение о военно-врачебной экспертизе». Выделяют следующие категории годности граждан к военной службе: «А» — годен к военной службе; «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями; «В» — ограниченно годен к военной службе; «Г» — временно не годен к военной службе; «Д» — не годен к военной службе.

Категория учета — военно-учетный признак пребывающих в запасе, делящий мобилизационные людские ресурсы на 1-ю категорию (прослуживших более года, участников боевых действий, прошедших учебные сборы в общей сложности более года) и 2-ю категорию (все остальные).

Личная карточка (форма № Т-2) — утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по статистике форма, предназначенная для учета работающих граждан в организациях. Содержит также сведения о воинском учете граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Личный состав запаса — граждане, состоящие на воинском учете, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья, предназначенные на воинские должности и должности гражданского персонала военного времени в соединения и воинские части, а также находящиеся в остатках свободных ресурсов.

Мобилизационная готовность Вооруженных Сил — состояние Вооруженных Сил, определяющее их способность к организованному проведению мобилизации (мобилизационному развертыванию) в установленные мобилизационным планом сроки, а военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов и подаче их по предназначению.

Мобилизационная готовность экономики РФ — состояние экономики, позволяющее в установленные сроки перейти на работу по мобилизационному плану экономики РФ и устойчивому функционированию по удовлетворению потребностей Вооруженных Сил РФ и других войск, обеспечению государственных нужд и нужд населения военного времени.

Мобилизационное задание — мобилизационный директивный документ, устанавливающий задание организации на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд в расчетном году в составе плана РФ на расчетный год или в целях обеспечения указанного плана, а также для обеспечения жизнедеятельности населения и удовлетворения других государственных и местных нужд. Мобилизационное задание размещается на договорной (контрактной) основе и финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.

Мобилизационное предписание — документ, выдаваемый военным комиссариатом (отделом военного комиссариата) или органами ФСБ России и СВР России гражданину, пребывающему в запасе, и определяющий его действие при объявлении мобилизации.

Мобилизация в Российской Федерации — комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Мобилизационные органы — штатные подразделения или, в зависимости от объема работ, специально назначенные работники в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), имеющих мобилизационные задания или задачи по мобилизационной работе. На эти подразделения возлагается организация планирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, координация и контроль проводимых в этой области работ.

Наибольшая работающая смена — максимальная (при работе в несколько смен) численность смены рабочих и служащих (как правило, первая смена).

Оборона — система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Органы по бронированию ГПЗ — юридически и организационно оформленные органы управления, осуществляющие работу по брониролванию ГПЗ на всех уровнях системы бронирования. К числу этих органов относятся:

а) Межведомственная комиссия по вопросам бронирования ГПЗ;

б) подразделения по бронированию ГПЗ в федеральных органах исполнительной власти;

в) территориальные комиссии по бронированию ГПЗ (суженные заседания в субъектах);

г) районные (городские ) комиссии по бронированию ГПЗ (суженные заседания);

д) военно-учетные подразделения организаций;

е) военные комиссариаты.

Отсрочка от призыва на военную службу — перенос в установленном порядке гражданам, пребывающим в запасе, и гражданам, подлежащим призыву на военную службу, срока призыва на военную службу на более позднее время по основаниям, установленным нормативными правовыми актами.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет — комплекс мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан мужского пола, которым в год постановки на воинский учет исполняется 17 лет, определению их годности к военной службе по состоянию здоровья, профессиональному и психологическому отбору для определения пригодности к подготовке по ВУС и принятию решения о постановке гражданина на воинский учет, либо зачислению в запас или об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности.

Перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе — нормативный документ, на основании которого гражданам, пребывающим в запасе, занимающим определенные должности или рабочие профессии в организациях данной отрасли ( данного органа государственной власти или организации) и имеющим определенные показатели по воинскому учету (воинское звание, возраст, состав, профиль, разряд учета и т. д.) предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Повестка военного комиссариата — официальный письменный документ, которым военный комиссариат (отдел военного комиссариата) уведомляет гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или ГПЗ о выполнении им каких-либо указаний (распоряжений) по вопросам воинского учета, призыва на военные сборы, бронирования, мобилизации и т. п.

Постоянная техническая комиссия — комиссия, назначенная руководителем организации, осуществляющая контроль за состоянием мобилизационной подготовки в организации и разрабатывающая мероприятия по устранению недостатков.

Призыв на военную службу по мобилизации — укомплектование (доукомплектование) личным составом воинских частей и формирований, развертываемых по штатам военного времени, за счет граждан, пребывающих в запасе.

Призывник — лицо, подлежащее по Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу. Призывниками именуются граждане, поставленные на первоначальный воинский учет.

Разряд запаса (по воинскому учету) — военно-учетный признак воинского учета граждан, пребывающих в запасе, по возрасту и в соответствии с воинским званием. Установлен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Расчетный год — период, равный календарному году, но начинающийся с момента ввода в действие мобилизационного плана экономики государства (плана на расчетный год). Ввод в действие плана расчетного года осуществляется Правительством РФ.

Ресурсы мобилизационные — людские мобилизационные ресурсы, транспортные ресурсы, материальные ценности и другие ресурсы, используемые в интересах мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ.

Ресурсы трудовые- трудоспособное (по состоянию здоровья) население страны (мужчины: в возрасте от 16 до 59 лет, женщины: в возрасте от 16 до 54 лет), по своим физическим данным, знаниям и практическому опыту способное выполнять работу в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях как в мирное, так и в военное время.

Территориальный перечень должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ, — перечень должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ, работающие в организациях, находящихся в сфере ведения исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, находящихся вне сферы ведения федеральных органов государственной власти.

Удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время — документ строгой отчетности, подтверждающий предоставленную гражданину, пребывающему в запасе, отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время. Форма бланка удостоверения об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время.

Условия бронирования граждан, пребывающих в запасе, — совокупность конкретных значений военно-учетных признаков (состава, возраста, воинского звания, профиля и т. п.), соответствие которых дает основание для бронирования граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий.

Учет воинский — государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Учет воинский граждан осуществляется в соответствии с Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Учет ГПЗ в организациях — учет ГПЗ в организациях, осуществляемый военно-учетными подразделениями (специально назначенными работниками) организаций, в целях своевременного бронирования ГПЗ, заблаговременной подготовки необходимых кадров для замены специалистов, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ и оказания помощи военным комиссариатам в проведении оборонных мероприятий и поддержания ими воинского учета в актуальном состоянии.

Явка граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, — прибытие граждан в установленные сроки на пункты сбора военного комиссариата для дальнейшей отправки их на пункты приема личного состава воинских частей.

О том, где проходит черта между цивилизованным финансовым рынком и «Полем Чудес», и почему срочный валютный рынок – это не казино, рассказал руководитель саморегулируемой организации Ассоциация форекс-дилеров Евгений Машаров.

— Евгений, часто можно услышать, что рынок форекс – это рулетка, и выиграть на нём удаётся редким счастливчикам. Форекс – что это вообще такое?

— Название рынка форекс происходит от английского Foreign Exchange – обмен валют. Это самый большой в мире рынок, оборот которого исчисляется триллионами долларов ежедневно. До поры до времени он был доступен только банкам, которые торговали валютой между собой. Но в 70-е годы XX века доступ на рынок форекс получили розничные клиенты, то есть обычные люди, такие как мы с вами. В нашей стране этот рынок стал общедоступным позднее – в 90-е годы.

На внебиржевом рынке форекс происходит торговля финансовыми инструментами – валютными парами. Опираясь на поток финансовых и экономических новостей, на определённые торговые индикаторы трейдер делает прогноз, какие валюты вырастут в цене, а какие – упадут. И совершает сделки. Если его прогноз оказался верен – он получает прибыль по сделке. Если неверен – оказывается в убытке. Точно также, как это происходит и на фондовом рынке при торговле акциями, и на товарном рынке при торговле золотом или нефтью.

Во всём мире рынок форекс – это полноправная часть финансового рынка. Надзор и контроль за этим рынком лежит на плечах финансовых регуляторов. В России это Центральный банк Российской Федерации. В Великобритании – Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA). В Соединенных Штатах Америки – Комиссия по торговле товарными фьючерсами США (The Commodity Futures Trading Commission, CFTC). Этот список можно продолжать.

— Так откуда же взялось сравнение рынка форекс с казино?

— Наверное, от особенностей российского менталитета и из-за длительного агрессивного маркетинга нечистых на руку участников рынка. Не все хотят разбираться с тонкостями финансового рынка, изучать технический и фундаментальный анализ, тратить время на чтение литературы, на обучение. Но многие слышали, что на форексе можно заработать больше, чем в других сегментах финансового рынка. Поэтому некоторые люди идут и вкладывают деньги на счет в форекс-компании, а затем совершают сделки наобум. Угадаю – не угадаю. Конечно, такой подход категорически неприемлем. Он не приведёт ни к чему, кроме разочарований. Даже если первые несколько сделок окажутся прибыльными, то впоследствии горе-инвестор, руководствуясь таким подходом, всё равно потеряет все вложенные деньги. Практика показывает, что, к сожалению, это не выдумка, есть и такие «игроки». То есть сравнение с лотереей или казино происходит от отношения некоторых неискушённых клиентов к рынку как к лотерее или казино.

На самом же деле для торговли на рынке форекс необходим трезвый расчёт, понимание закономерностей рынка валют, постоянное погружение в ленту новостей финансово-экономической тематики. Только эти факторы в сочетании с самообладанием и определённой тренировкой могут привести к успеху.

На результат в казино не влияют никакие внешние факторы и экономические реалии. Выпадет на красное или на чёрное – сплошная случайность и теория вероятности. На форексе действуют законы экономики, финансового рынка. Страна отчиталась о высоких темпах экономического роста – её национальная валюта выросла. Трейдеры, ранее открывшие позиции в расчёте на это – вышли в прибыль. Министерство финансов той или иной страны скупает иностранную валюту – её национальная валюта снижается. В колебаниях денежных единиц можно выявить определённые закономерности. Никакой теории вероятности, никаких случайностей.

На биржу тоже можно прийти и совершать сделки «наугад». То ли «голубые фишки» вырастут, то ли случится очередная политическая история – и они упадут. Но редко кому приходит в голову сравнить биржевой рынок акций и облигаций с гемблингом. Так почему же с ним сравнивают форекс, где действуют те же законы финансового рынка? Форекс – это полноценный сегмент рынка ценных бумаг, и надо именно так к нему относиться.

Очень важно проводить разделительную черту и в законодательстве. Недавно появился так называемый законопроект о букмекерах, который призван исключить проведение азартных игр под видом деятельности на финансовом рынке. Документ преследует благую цель, но использует при этом опасные средства – смешение в рамках одного законопроекта понятия азартных игр и деятельности на рынке ценных бумаг. Это порождает ненужную путаницу, таких моментов в законодательной работе допускать не следует. Ассоциация форекс-дилеров предложила свои поправки в документ.

— А всем ли компаниям, предоставляющим услуги на рынке форекс, можно доверять?

— Конечно, нет. Как и в любой части финансового рынка, здесь встречаются недобросовестные практики. Я уже говорил, что россияне познакомились с рынком форекс в 90-е годы. В то время он был совершенно «неуправляемым». Сотни компаний, предлагавших торговлю валютными парами и производными финансовыми инструментами – контрактами на разницу ценами на акции, металлы, нефть и т.д. – наперебой предлагали свои услуги гражданам России. Они рекламировали возможности рынка очень агрессивно, обещая баснословную прибыль в очень короткие сроки, и забывая сказать, что на этом рынке всё-таки надо думать, взвешивать, учиться владеть собой, использовать инструменты риск-менеджмента. В результате ожидания многих тысяч людей были обмануты, а за рынком форекс закрепилась не лучшая репутация. Хуже того – многие компании оказались финансовыми пирамидами, на волне популярности форекса они просто хотели поживиться лёгкими деньгами, и исчезали в неизвестном направлении с деньгами инвесторов.

К сожалению, до сих пор, как и в девяностые, встречаются форекс-компании, единственной целью которых является недобросовестный отъём денег у населения. Часто эти компании не имеют никакого физического присутствия в России, они «обрабатывают» своих жертв через Интернет и по телефону. Другие форекс-компании предлагают свои услуги через так называемые учебно-консультационные центры. Напрямую предлагать свои услуги они не могут, поскольку в России с 2016 года действует закон, регламентирующий рынок форекс, который даёт право предлагать соответствующие услуги только лицензированным компаниям.

Поэтому Ассоциация форекс-дилеров призывает очень осторожно подходить к выбору компании, отдавая предпочтение форекс-дилерам с лицензией ЦБ РФ, их всего четыре – «ФИНАМ ФОРЕКС», ВТБ Форекс, «ПСБ-Форекс» и «Альфа-Форекс». Все они являются «дочками» крупных банковских и финансовых групп, работающих на территории Российской Федерации.

— На какой доход может рассчитывать клиент форекс-дилера?

— Доход может существенно превышать как банковские депозиты, так и вложения в традиционные инструменты фондового рынка – облигации и акции, и составлять десятки процентов в год. Но, как я уже сказал, при условии взвешенного, продуманного подхода к торговле, и наличии определённого опыта, позволяющего грамотно оценивать риски принимаемых торговых решений.

— А кто защитит клиента форекс-дилера, если его права будут нарушены?

— Система защиты выстроена многоступенчатая. Утверждён базовый стандарт защиты прав потребителей услуг форекс-дилеров, разработанный нашей Ассоциацией и её членами, утвержденный Банком России. Форекс-дилер обязан в установленные сроки рассматривать обращения и претензии клиентов, о наиболее значимых из них уведомлять саморегулируемую организацию – Ассоциацию форекс-дилеров. АФД тоже рассматривает жалобы и обращения на своих членов. И, наконец, потребитель финансовых услуг может обратиться с жалобой в Центральный банк РФ, а также в суд.

Но всё это только в том случае, если вы клиент российской компании, имеющей лицензию ЦБ РФ. Если же вы на свой страх и риск выбрали одну из многочисленных форекс-компаний, предоставляющих свои услуги из-за рубежа – ни АФД, ни ЦБ, ни российский суд в случае нарушения ваших прав вам не поможет. Представим такую ситуацию: вы торгуете на своём счёте с прибылью, и вдруг в личном кабинете отображается убыточная сделка, которую, вы точно помните, вы не совершали. Что делать в такой несправедливой ситуации? Конечно, вы обратитесь в службу поддержки клиентов. Допустим, там от вас отмахнутся. Единственный вариант – подавать в суд по месту регистрации компании. А если это Сент-Винсент и Гренадины? Многие могут себе позволить туда поехать и нести судебные издержки?

Совет выбирать российского форекс-дилера с лицензией ЦБ РФ даётся не просто так.

— Сейчас рассматривается законопроект, который делит всех розничных инвесторов на четыре категории. В соответствии с ним, рынок форекс будет доступен только квалифицированным инвесторам. Что это даст?

— Законопроект, о котором вы говорите, предлагает разделить россиян на четыре группы: особо защищаемые и простые неквалифицированные инвесторы, а также простые и профессиональные квалифицированные инвесторы. Большинство россиян будут наделены статусом особо защищаемых неквалифицированных инвесторов. Даже среди тех, кто уже торгует на финансовом рынке, таких окажется большинство. Более 80% клиентов как биржи, так и форекс-дилеров не смогут приобретать различные финансовые инструменты. Их уделом станет ограниченный набор ценных бумаг и паи ПИФов. А ещё банковские вклады, которые предлагают всё меньшие проценты дохода, а значит, всё хуже защищают сбережения от инфляции. Но самое страшное даже не в этом. Опасность в том, что большинство активных инвесторов это не удовлетворит, и они станут искать интересные финансовые возможности за границей. Применительно к форексу, я уже рассказал, к чему это зачастую приводит.

Далеко не все иностранные финансовые компании имеют лицензии иностранных регуляторов. В интернете орудует огромное количество мошенников, которые создают целые букеты сайтов, направленных под благовидными предлогами на отъём денежных средств у людей. Сайты эти зачастую выглядят «дорого», на них вывешиваются многочисленные поддельные «лицензии» и «сертификаты». Граждане, которые будут пытаться обойти ограничения российского законодательства, станут переводить свои сбережения в надежде на доход неизвестно куда. Они останутся один на один со своими проблемами. Например, только с января по апрель этого года к нам в Ассоциацию форекс-дилеров поступила 181 жалоба от клиентов таких оффшорных компаний. Это на 30 процентов больше, чем в прошлом году, то есть налицо увеличение их активности. И это сейчас, когда услуги российских компаний ещё доступны всем инвесторам. Очевидно, что при принятии нового закона, количество таких обращений вырастет на порядок. К сожалению, кроме как советом и рекомендациями обратиться в соответствующий национальный орган страны происхождения компании, мы ничем таким пострадавшим помочь не можем.

Предлагаемые меры по категоризации инвесторов очень серьёзно ограничат права россиян на приобретение финансовых инструментов. На наш взгляд, это уменьшит легальный финансовый рынок и поспособствует процветанию компаний, которые неподконтрольны ни Центральному банку, ни какому-либо другому органу. На рынок форекс вернутся правила игры 90-х.

По моему глубокому убеждению, возможности финансового рынка должны быть открыты большинству россиян. И государство должно помогать, а не уменьшить возможности массовому инвестору прийти на этот рынок.

БИОГРАФИЯ:

Машаров Евгений Иванович, родился в 1984 году.

В 2006 году с отличием окончил факультет права Государственного университета – Высшая школа экономики. Кандидат юридических наук.

Имеет опыт руководящей работы в некоммерческих и саморегулируемых организациях.

С 2016 года — руководитель саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, «Ассоциации форекс-дилеров» (включена в Единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка Банка России).

Является Председателем Экспертного совета при Ассоциации форекс-дилеров по вопросам развития внебиржевого финансового рынка, заместителем Председателя Комитета по стандартам по деятельности форекс-дилеров при Банке России, членом Совета финансового рынка, членом Экспертного совета Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Главный редактор федерального журнала «Юрист спешит на помощь».

Современное поколение граждан часто общается по телефону, электронной почте, в мессенджерах на смартфонах, чатах на компьютере. Сохранить тайну переписки бывает сложно. Если содержание сообщений и звонков передается достоянию общественности, применяется 138 статья УК РФ. Она содержит информацию о наказании за нарушение тайны переписки, включая особые случаи.

О чем статья УК?

Статья говорит о нарушении телефонных переговоров, тайны переписки, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. В ней 3 части:

  • в первой говорится о наказании за простое нарушение обычным человеком (преступления обычной тяжести);
  • во второй говорится о наказании за то же деяние, но совершенное лицом с использованием служебного положения (квалифицированный состав);
  • третья часть утратила силу.

Изложение и основные положения

Статья говорит о тайне личной переписки, которая должна быть соблюдена и не вынесена на рассмотрение общественности. Если нарушается это право человека, выносится штраф или обязательные/исправительные работы. При преступлении, совершенном лицом с использованием служебного положения, наказание увеличивается, вплоть до лишения свободы. Тайна личной переписки (статья 138 УК РФ) является нарушением закона, подразумевает ряд наказаний.

Виды наказаний

Вторжение в личную жизнь, согласно статье 138, недопустимо, если человек того не желает.

Если нарушение совершено физическим лицом, последствия таковы:

  • штраф до 80 000 р. или заработная плата до 6 месяцев;
  • обязательные работы до 360 ч;
  • исправительные работы до года.

Если нарушение совершило лицо с использованием положения на службе. Наказания будут другими:

  • штраф 100-300 тысяч рублей или заработная плата осужденного за 1-2 года;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью 2-5 лет;
  • обязательные работы до 480 ч;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест до 4 месяцев;
  • лишение свободы до 4 лет.

Комментарии к статье 138

Статья указывает, что запись разговора без согласия собеседника является прямым нарушением тайны переписки.

Комментарии к ней:

  • Ответственность установлена за нарушение тайны переписки, переговоров по телефону или телеграфу, включая иные сообщения (телетайп, СМС, мессенджеры в социальных сетях). Для квалификации преступления нет значения относительно носителя и содержания информации.
  • Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения, состоит в выполнении незаконных действий, которые нарушают тайну переписки. Под незаконностью действий понимается получение доступа, совершение переговоров в условиях, не оговоренных законом.

Нельзя признать нарушением тайны переговоров по телефону их прослушивание, разрешенное на основании постановления судьи. Условия для этого оговорены в ФЗ №144.

Если абонент дает согласие на ознакомление с содержанием переписки или телефонных переговоров, то хотя и нарушено конституционное право, состава преступления нет:

  • Состав преступления формальный. Преступление считается законченным, если совершено деяние, нарушающее тайну.
  • Субъективная сторона преступления подразумевает вину в виде прямого умысла. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо старше 16 лет. В квалифицированном составе субъект является специальным – только лицо, использующее положение на службе в личных интересах. Оно может применять полномочия и привилегии по службе, включая условия трудового договора или контракта.
  • Нарушение тайны – это любые незаконные действия, которые приводят к тому, что информация в переговорах становится известной виновному. Эти действия незаконные, если совершаются помимо воли лица с нарушением действующего законодательства.
  • Если оборудование, при помощи которого была получена переписка, входит в список, утвержденный Правительством, наказание налагается сразу.

Что показывает судебная практика по данной статье?

138 статья уголовного кодекса РФ нарушается очень часто, но судебная практика по ней не такая обширная. Пострадавшие иногда просто не знают, что их тайна переписки нарушается, а если знают, то в суд обращаются редко. Это объясняется тем, что людям стыдно подавать иск, так как информация будет обнародована. Также у многих нет денег на профессионального адвоката, а самостоятельно доказать правоту сложно.

Примеры из судебной практики:

  • Гражданин М. обратился в суд с иском против коллеги П., который, по его мнению, нарушил право переписки. П. работал системным администратором, поэтому неоднократно читал личную почту М., о чем случайно рассказал ему. Суд установил, что П. действительно нарушил закон, приговорил его к штрафу на 80 000 рублей и выплате морального ущерба М. в размере 30 000 рублей. Также П. лишили должности и запретили заниматься данной деятельностью на год.
  • Гражданка С. обратилась в суд с заявлением против своего сожителя Т., который имел доступ к ее телефону и обнародовал ее СМС подруге. В них сообщалась личная информация, на обнародование которой С. не давала личного согласия. Суд постановил, что Т. виновен, вынес ему соответствующее наказание по ст. 138 УК РФ в виде штрафа на 20 000 рублей и исправительных работ сроком на 1 месяц.
  • Гражданин И. обратился в суд с иском против полиции города В. Он считал, что его звонки прослушивали, что незаконно. Предъявленными доказательствами были записанные шумы и помехи в телефонном разговоре, которые И. считал прослушкой. Суд выяснил, что следствие действительно вело прослушку телефона И., но на это у него имело разрешение. Иск был отклонен.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 138?

По ст. 138 УК РФ чаще выносятся обвинительные решения. Это связано с тем, что защищающаяся сторона предоставляет объективные доказательства. У обвиняемой стороны нет никаких оправдывающих обстоятельств, кроме следствия, которое установило ведение слежки за лицом. На это должно иметься разрешение судьи или прокурора. Самостоятельно сотрудники полиции не имеют права устанавливать такое оборудование.

Чаще всего преступники получают штраф и наказание в виде лишения должности. Редко, когда обвиняемого наказывают исправительными и принудительными работами, арестом, лишением свободы. Пострадавшие могут также запросить оплату морального ущерба, который будет выплачен в размере, установленном судом.

Особенности наказания

У наказаний, предусмотренных статьей, нет прямых отягчающих и смягчающих обстоятельств. Есть разница между наказаниями для обычных физических лиц и злоупотребляющих служебным положением. На вынесение приговора может повлиять наличие несовершеннолетнего ребенка у обвиняемого, но так как чаще назначается штраф, это не является важным условием.

Ранее существовавшая третья часть статьи несла информацию о деяниях, относящихся к преступлениям средней тяжести. Сейчас ее нет, потому что она была признана утратившей силу.

В части 3 ранее также говорилось о незаконном производстве, сбыте или получении в целях сбыта технических средств, которые использовались для получения информации.

Рекомендуем популярный Zen канал «https://zen.yandex.ru/build-experts.ru/», на котором вы найдете много полезного для дачников и огородников.

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Отношения в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд урегулированы Федеральным законом от 02.07.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот закон является ключевым актом, регулирующим закупки. К вопросам регулирования закупочной деятельности относятся следующие вопросы:

  • • планирование закупок товаров, работ, услуг;
  • • порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • • порядок заключения государственных и муниципальных контрактов;
  • • отдельные особенности исполнения контрактов;
  • • мониторинг закупок товаров, работ, услуг;
  • • аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  • • контроль в сфере закупок.

Из сферы Закона о закупках, согласно ст. 1, выведены отношения, связанные:

  • • с оказанием услуг международными финансовыми организациями, участником которых является Российская Федерация, или с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
  • • закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • • закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов РФ, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • • назначением гражданину адвоката (представителя) органами предварительного расследования или судом и привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно;
  • • закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;
  • • закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах (кроме отдельных случаев);
  • • привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско- правовым договорам.

Все остальные закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны осуществляться с соблюдением требований Закона о закупках.

Во исполнение норм Закона о закупках принято более 50 постановлений Правительства РФ. Также отдельные вопросы контрактной системы могут регулироваться федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минфин России, Казначейство России, ФАС России).

Также отношения в сфере закупок могут регулироваться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Однако правовые акты таких органов должны соответствовать федеральным нормативным правовым актам, в чем выражается принцип единства контрактной системы.

Нормативное правовое регулирование контрактной системы лежит на стыке гражданского, административного и финансового права и образует самостоятельный правовой институт.

Между тем отдельные вопросы осуществления закупок могут регулироваться законодательными актами, относящимися к самостоятельным отраслям права и иным институтам регулирования (ГК РФ, БК РФ, Закон о защите конкуренции и т.д.). Однако такие акты имеют дополняющее значение и применяются к закупочной деятельности или по остаточному принципу (если вопрос не урегулирован Законом о закупках, может быть применен иной законодательный акт), или в случаях, прямо указанных в Законе о закупках, применяются особенности, установленные такими законами, отличные от общего порядка. Например, Закон о закупках устанавливает, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» может устанавливать особенности нормативного правового регулирования в отношении:

  • • планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • • порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта;
  • • описание объектов закупок по государственному оборонному заказу;
  • • порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • • порядка обеспечения исполнения контракта;
  • • осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа.

Также Закон о закупках допускает установление особенностей создания

конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

В иных случаях (при отсутствии в Законе о закупках указаний на то, что особенности по тому или иному вопросу могут устанавливаться иными законами) при наличии коллизий регулирования применяются нормы Закона о закупках как специального акта в указанной сфере. Такой подход был не раз подтвержден судами.

Например, положения Закона о закупках нс предусматривают возможности победителя закупки отказаться от заключения контракта или требовать изменения его условий. Однако ГК РФ в ст. 528 дает право лицу, с которым заключается государственной (муниципальный) контракт, перед его заключением требовать изменения его условий посредством направления протокола разногласий. На практике заказчики при получении от победителя закупки протокола разногласий (кроме случаев проведения электронного аукциона), не рассматривая его, признают участника закупки уклонившимся от заключения контракта, и заключают контракт с участником, заявке которого был присвоен второй номер по итогам закупки. Одновременно сведения об уклонившемся участнике закупки направляются в ФАС России для их внесения в реестр недобросовестных поставщиков. Суды при рассмотрении соответствующих споров о допустимости таких действий со стороны заказчика встают на сторону последних, так как заказчики действуют в соответствии с положениями Закона о закупках. То есть нормы Гражданского кодекса РФ в указанном случае не применяются.

Ниже перечислены законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, с краткой характеристикой положений таких актов.

В Гражданском кодексе РФ к сфере закупок относятся следующие положения:

  • • ст. 447—449, регулирующие порядок заключения договоров на торгах;
  • • поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (параграф 4 гл. 30);
  • • подрядные работы для государственных или муниципальных нужд (параграф 5 гл. 37).

Указанные положения ГК РФ практически не применяются на практике к отношениям по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд. Более того, положения сг. 528 ГК РФ о порядке заключения государственного или муниципального контракта прямо противоречат Закону о закупках.

До принятия Закона о закупках положения Гражданского кодекса РФ применялись по вопросу предельного определения срока заключения государственного контракта после подведения итогов закупки, а также для урегулирования ситуации, когда заказчик безосновательно отказывается заключать контракт с победителем закупки. Однако в настоящее время данные вопросы урегулированы Законом о закупках.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает важные взаимосвязи между бюджетированием и осуществлением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд является одним из видов расходов бюджета.

К прочим бюджетным ассигнованиям кроме ассигнований на осуществление закупок относятся ассигнования:

  • • на обеспечение выполнения функций казенных учреждений по бюджетной смете, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам на основании государственного (муниципального) задания;
  • • предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
  • • предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
  • • осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • • предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения недополуценных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров;
  • • предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, влекущих возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, в том числе в виде прямых взносов в уставные капиталы таких лиц;
  • • бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения.

Все перечисленные выше бюджетные ассигнования, естественно, не подчиняются требованиям Закона о закупках. Распределение субсидий, бюджетных инвестиций между юридическими и физическими лицами в таких случаях осуществляется в ином порядке. Однако в некоторых случаях предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам внешне схоже с отношениями по приобретению работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В таких случаях государство так же, как и при осуществлении государственных закупок, перечисляет бюджетные деньги на банковские счета организаций.

Например, государство может заказать выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, образовательные услуги как через механизм закупок на основании государственного контракта, так и через механизм государственного задания и предоставления субсидий на его выполнение. Однако последний механизм распределения общественных финансов доступен распорядителям бюджетных средств только в отношении подведомственных бюджетных и автономных учреждений.

Также перевести бюджетные средства на счета некоммерческих организаций можно через механизм заключения договоров (соглашений) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ (например, «подушевое» финансирование негосударственных школ наравне с государственными). Кроме того, соглашение о государственно-частном партнерстве может предусматривать вхождение государства в капитал юридических лиц, осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В этом случае бюджетные деньги также попадают на счета юридических лиц, однако в этом случае предоставление бюджетных средств влечет возникновение права собственности на соответствующие объекты или доли в уставном капитале соответствующих лиц, что отсутствует в механизме государственных закупок.

Непосредственно вопросы осуществления государственных (муниципальных) закупок БК РФ практически не затрагивает. Статья 72 устанавливает, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

По общему правилу, заказчикам не допускается принимать на себя обязательства, выходящие за рамки доведенных до них лимитов (по целевому назначению, по сроку или по размеру). В перспективе этого не позволит сделать ЕИС, которая автоматически заблокирует извещение о закупке, в отношении которой отсутствуют лимиты бюджетных обязательств.

Однако БК РФ позволяет заключать государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, если решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности установлены пределы средств на эти цели.

Также обязательства по оплате работ, услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут приниматься заказчиками, в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.

Также ст. 73 БК РФ устанавливает важную для заказчиков норму о том, что получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Закон о защите конкуренции содержит гл. 4 «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений…». Положения данного Закона (ст. 17) часто применяются ФАС России при рассмотрении жалоб участников закупок, так как антимонопольные требования к закупкам в данном законе сформулированы несколько шире, чем в Законе о закупках. К таким антимонопольным требованиям относятся:

  • • запрет координации организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
  • • запрет создания участнику закупки или группе участников закупки преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации;
  • • запрет нарушения порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  • • запрет участия организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в закупах;
  • • запрет на не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений;
  • • ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Нарушение указанных запретов является основанием для признания судом соответствующих закупок и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Также ст. 18 Закона о защите конкуренции предусматривает особенности заключения договоров с финансовыми организациями. Заказчики, являющиеся органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды обязаны закупать ряд финансовых услуг только посредством открытого конкурса или открытого аукциона, независимо от суммы сделки. При таких закупках заказчикам позволяется устанавливать ряд дополнительных квалификационных требований.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» предусматривает существенные особенности по вопросу формирования, ценообразования, утверждения государственного оборонного заказа. Закон определяет права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя головного исполнителя.

В случае если по результатам конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не определен головной исполнитель, государственный оборонный заказ может стать обязательным для принятия назначенным единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Для выполнения государственного оборонного заказа в отношении любых организаций могут устанавливаться квоты обязательных поставок (государственное бронирование) важнейших видов материально-технических ресурсов исполнителям государственного оборонного заказа или государственному заказчику.

Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» не содержит каких-либо содержательных положений, касающихся порядка осуществления закупок. В целом закон устарел и не имеет никакого регулирующего значения для закупочного процесса. Закон продолжает действовать в связи с тем, что ряд его статей имеют значения в иных сферах регулирования.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» заказы на поставку материальных ценностей в государственный резерв размещаются в порядке, предусмотренном Законом о закупках. Какие-либо особенности размещения таких заказов не предусмотрены.

Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв.

Закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд и государственные закупочные интервенции, товарные интервенции для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляются вне рамок контрактной системы. Такие закупки предусмотрены Федеральным законом от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Данные законодательные акты не гармонизированы с положениями Закона о закупках.

Характеризуя действующую российскую нормативную правовую базу, регламентирующую вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, следует упомянуть также Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Данный закон регулирует закупочную деятельность компаний так называемого госсектора (государственные компании, корпорации, организации с государственным участием в уставном капитале, субъекты естественных монополий, автономные учреждения и т.д.).

Таким образом, сферы регулирования Закона о закупках и Закона № 223-ФЗ не пересекаются. Исключением является закупочная деятельность бюджетных учреждений и унитарных предприятий, которая в зависимости от источника расходования средств и иных обстоятельств может регулироваться как Законом о закупках, так и Законом № 223-ФЗ.

Закон № 223-ФЗ является более гибким и предоставляет большую свободу для заказчиков по сравнению с положениями Закона о закупках, который имеет процедурный характер и детально регламентирует порядок осуществления закупок. Также следует отметить, что Закон № 223-ФЗ и Закон о закупках используют одну и ту же платформу для информационного обеспечения закупок — единую информационную систему.

  • Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактнойсистемы до 25.04 2017 являлось Минэкономразвития России, а после указанной даты —Минфин России.