Использование средств капитального ремонта со спецсчета

Фонд капитального ремонта: формируем правильно

Износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в России, по оценкам правительства, уже превышает 60%. В том числе, требует капитального ремонта и состояние многих многоквартирных домов. По сведениям Росстата, на конец 2013 года удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в стране составил 2,8%. И даже сравнительно новые жилые дома постепенно устаревают и требуют капитального ремонта: например, капремонт загрузочных устройств мусоропроводов следует проводить каждые 10 лет, а сетей питания лифтовых установок – каждые 15 лет (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах должны оплачиваться собственниками расположенных в них помещений, в том числе и квартир (ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ). И если в советские годы основным собственником жилых помещений являлось государство, которое и оплачивало расходы по содержанию и ремонту своей собственности, то теперь, в результате массовой приватизации, квартиры перешли в частную собственность. Но вместе с правом на квадратные метры к новым собственникам перешла и обязанность по их содержанию и ремонту, как текущему, так и капитальному – за исключением домов, которые на момент приватизации уже требовали капитального ремонта (ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Изначально владельцы помещений в многоквартирных домах самостоятельно в добровольном порядке определяли размеры оплаты за капитальный ремонт общего имущества. Эта плата включалась в платежи за коммунальные услуги. Но стремление собственников недвижимости к снижению расходов на оплату этих услуг приводило к тому, что управляющие компании и ТСЖ не могли аккумулировать достаточно средств для финансирования капитального ремонта дома и эти расходы часто перекладывались на муниципальные бюджеты в форме финансирования аварийно-восстановительных работ.

Однако в конце 2012 года Жилищный кодекс РФ был дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который предусматривает обязательное перечисление средств собственниками помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта (Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ). При этом минимальный размер таких взносов должен был устанавливаться отдельно регионами. Но длительное время закон фактически не действовал из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, поскольку субъекты РФ должны были при установлении минимальных размеров взносов на капремонт опираться на методические рекомендации, утвержденные уполномоченным Правительством РФ органом (ч. 8.1. ст. 156 Жилищного кодекса РФ). План мероприятий по реализации указанного закона был утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 720-р, а соответствующие методические рекомендации были введены 10 июля 2013 года (приказ Минрегиона России от 10 июля 2013 г. № 288 «Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт»). Только после этого субъекты РФ смогли принять необходимые региональные законы, и первые квитанции с требованием оплаты взноса в фонд капитального ремонта стали поступать владельцам квартир уже в 2014 году.

Что такое фонд капитального ремонта?

Фонд капитального ремонта представляет собой «копилку», в которой аккумулируются денежные средства для проведения в будущем капитального ремонта многоквартирного дома. Для каждого отдельного дома создается собственный фонд, формируемый из:

  • взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений;
  • процентов за несвоевременную уплату таких взносов;
  • доходов от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • средств товарищества собственников жилья, в том числе доходов от его хозяйственной деятельности;
  • процентов, начисленных банком по денежным средствам, находящимися на счете дома.

Следует отличать фонды капитального ремонта как «копилки», формируемые для каждого многоквартирного дома в отдельности, от Фондов капитального ремонта как юридических лиц, учреждаемых субъектами РФ в качестве региональных операторов для управления фондами капитального ремонта отдельных домов. К примеру, в столице такой Фонд создан постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы».

Какие существуют способы формирования фонда капитального ремонта?

Формирование фонда капитального ремонта жилого дома может производиться одним из двух возможных способов:

  • на специальном счете;
  • на счете регионального оператора – так называемый «общий котел» (ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

    ФОРМЫ

    Образец протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете)

    Образец протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на счете регионального оператора)

    Другие формы

При этом по умолчанию фонды капитального ремонта формируются на счетах региональных операторов и никаких действий для этого производить не требуется, а для выбора способа накопления на специальном счете необходимо принятие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Решение считается принятым, если за него отдано не менее 2/3 голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

ВНИМАНИЕ!

Пока ваш дом не включен в региональную программу (и до истечения восьми месяцев с момента включения), вы не обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ). Ознакомиться с региональной программой можно на сайте регионального Фонда капитального ремонта.

Такое решение должно быть принято не позднее, чем в течение шести месяцев (срок может быть снижен по решению отдельных регионов) с момента опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен данный дом. Такая программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и подлежит ежегодной актуализации.

В течение этого же срока необходимо направить копию протокола общего собрания в адрес регионального оператора. Решением общего собрания в обязательном порядке должны быть определены:

  • размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
  • перечень услуг и (или) работ по капремонту;
  • сроки его проведения;
  • владелец специального счета;
  • кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

При этом размер ежемесячного взноса не может быть ниже установленного региональным законодательством. Перечень ремонтных работ не может быть меньше, а сроки проведения капремонта – позже, чем предусмотрено региональной программой.

Владельцем специального счета может быть назначена управляющая компания, либо ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом, а также региональный оператор. Кредитная организация, в которой может быть открыт специальный счет, должна иметь уставной капитал в размере не менее 20 млрд руб. Информацию о банках, которые соответствуют этому условию, можно узнать на сайте Банка России.

ФОРМА

Образец договора специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта

Другие формы

Если же в установленный срок такое решение общим собранием принято не было, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора. Какие-либо извещения о принятии такого решения жильцам не направляются, и они узнают об этом из квитанций об оплате.

Следует отметить, что формирование фондов на специальных счетах имеет ряд особенностей, отличающих этот способ от ведения счета в рамках «общего котла»:

  • на хранящиеся в банке деньги могут начисляться проценты, что позволит несколько снизить потерю покупательной способности накоплений за период их хранения. Стоимость обслуживания счета и размер начисляемых процентов могут различаться в зависимости от банка. Например, одно из кредитных учреждений предлагает банковское обслуживание специального счета за 4,8 тыс. руб. в год, при этом процентная ставка может варьироваться от 0,2% до 3,5% годовых в зависимости от суммы, находящейся на счету. Следует отметить, что Жилищный кодекс РФ также не содержит и запрета начислять проценты на денежные средства, хранящиеся в банках на счетах регионального оператора;
  • любой собственник имеет возможность получить информацию о сумме денежных средств на специальном счете и операциях по нему. Собирать общее собрание для этого не требуется (ч. 7 ст. 177 Жилищного кодекса РФ);
  • региональным законодательством может быть установлен минимальный размер фондов капремонта, формирующихся на специальных счетах, по достижении которого общее собрание собственников может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт – за исключением тех, кто задолжал по таким взносам (ч. 8 ст. 170 Жилищного кодекса РФ);
  • отсутствует предусмотренное для региональных операторов ограничение на уплату аванса в размере, превышающем 30% от стоимости работ по капитальному ремонту, что позволит требовать более выгодных условий договоров с подрядчиками (ч. 3 ст. 190 Жилищного кодекса РФ).

При этом средства фонда капитального ремонта, хранящиеся на специальном счете, в полной мере защищены законодательно, за исключением случаев банкротства самого банка (но этот риск существует и для средств, хранящихся в банках региональными операторами). Так, банк осуществляет контроль за расходованием денежных средств со специального счета (ч. 3 ст. 177 Жилищного кодекса РФ), в связи с чем проведение незаконных операций с этими средствами затруднено. К тому же на денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, если эти обязательства не связаны с капремонтом (ч. 6 ст. 175 Жилищного кодекса РФ). Также такие денежные средства не включаются в конкурсную массу при банкротстве владельца счета (ч. 7 ст. 175 Жилищного кодекса РФ).

Как изменить способ формирования фонда капитального ремонта?

Если собственников помещений в многоквартирном доме не устраивает выбранный способ формирования фонда капитального ремонта или они пропустили шестимесячный срок принятия решения о его выборе, то изменить эту ситуацию можно в любое время на основании решения общего собрания собственников.

Если решением общего собрания фонд изымается из управления регионального оператора и будет в дальнейшем формироваться на специальном счете, такое решение должно содержать сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, как и при первоначальном выборе спецсчета для формирования фонда. Данное решение следует в течение пяти дней направить региональному оператору, однако в силу оно вступит лишь через два года с этого момента (срок может быть снижен региональным законодательством) и при отсутствии задолженности по оплате работ по капитальному ремонту или предоставленным на эти цели кредитам (ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса РФ). В течение этого периода платежи по прежнему будут перечисляться региональному оператору.

В случае же принятия решения о передаче фонда региональному оператору, оно вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания. Отсутствие задолженностей по выполненным работам и предоставленным кредитам в данном случае также является обязательным условием для вступления решения в силу (ч. 6 ст. 173 Жилищного кодекса РФ).

Размер взноса в фонд капитального ремонта

Минимальный размер взносов на капитальный ремонт устанавливается нормативными актами субъектов РФ и ежегодно индексируется с учетом изменения индекса потребительских цен (п. 1 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ, п. 6.1 Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 7 февраля 2014 г. № 41/пр). Так, размер этого взноса в 2015 году в Москве составляет 15 руб. в месяц за каждый квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме (постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году»). Для сравнения, в Санкт-Петербурге размер взноса дифференцирован от 2 до 3 руб. в зависимости от типа строения, на территории Московской области в 2015 году размер взноса равен 7,8 руб., а в Самарской области он варьируется от 5,07 руб. до 5,84 руб. в зависимости от этажности жилого дома (во всех регионах эти суммы также начисляются ежемесячно за каждый квадратный метр общей площади помещения).

Размер взноса не зависит от количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении или его расположения. Сумма платежа определяется лишь по характеристикам здания жилого дома (год постройки, этажность, тип материалов), если в данном регионе предусмотрена такая дифференциация размера взноса, и по количеству квадратных метров помещения.

Окончательный размер взноса может быть изменен в сторону увеличения решением общего собрания собственников, а накопленную за счет такого повышения сумму можно использовать на виды капитального ремонта, не предусмотренные ст. 166 Жилищного кодекса РФ (например, на разработку проектной документации, оплату услуг по строительному контролю и расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам), либо для ускорения выполнения срочных работ (ч. 3 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

Цели расходования средств из фонда капитального ремонта

Средства из фонда капитального ремонта можно потратить исключительно на определенные в ст. 166 Жилищного кодекса РФ цели:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Однако дополнительно субъекты РФ могут разрешать расходовать средства фонда на другие виды ремонтных работ, в том числе:

  • утепление фасада;
  • переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу;
  • устройство выходов на кровлю;
  • установку коллективных (общедомовых) счетчиков и узлов управления и регулирования потребления коммунальных ресурсов.

Этот список является открытым, регионы никак не ограничены в праве определять направления расходования средств фондов капремонта (ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, эти средства можно потратить на:

  • разработку проектной документации для проведения капитального ремонта;
  • оплату услуг по строительному контролю;
  • погашение кредитов и займов (а также процентов по ним), полученных и использованных в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту;
  • оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам и займам (ст. 174 Жилищного кодекса РФ). К примеру, ставка платы за выдачу банковской гарантии по государственным контрактам в настоящее время варьируется от 1% до 5%. Вероятно, банковские гарантии по кредитам для капитального ремонта будут оцениваться в таких же рамках.

При этом за счет суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, могут финансироваться только работы, предусмотренные ст. 166 Жилищного кодекса РФ, а также погашение кредитов, займов (и процентов по ним), полученных и использованных в целях оплаты данных работ (ст. 174 Жилищного кодекса РФ).

Из этого следует, что финансировать разработку проектной документации, оплату услуг по строительному контролю и расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам можно лишь из процентов за несвоевременную уплату взносов и процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также за счет суммы взносов, превышающей их минимальный размер.

Сроки расходования средств из фонда капитального ремонта

Субъекты Российской Федерации обязаны принять ежегодно актуализируемые региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст. 168 Жилищного кодекса РФ). В этих документах устанавливаются предельные сроки проведения капитального ремонта таких домов, независимо от способа формирования фонда капремонта. Ознакомиться с ними можно на сайтах региональных Фондов капитального ремонта.

Следует отметить, что законом предусмотрено проведение капремонта в первоочередном порядке в тех домах, которые нуждались в проведении капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения в них, если с того момента капремонт так и не был произведен (ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Однако в региональных программах закрепляется лишь предельный срок проведения капитального ремонта. Согласно ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, владельцы недвижимости в многоквартирных домах имеют право в любое время принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества независимо от способа формирования фонда капремонта. Выносить этот вопрос на повестку дня общего собрания могут как сами собственники, так и управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор.

Решение общего собрания собственников о проведении капитального ремонта должно содержать следующие обязательные сведения:

  • перечень работ по капитальному ремонту;
  • смета расходов;
  • сроки проведения капитального ремонта;
  • источники его финансирования (специальный счет или счет регионального оператора);
  • данные лица, которое уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Если досрочный капитальный ремонт не производился, то управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор обязаны направить собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне услуг и (или) работ и их объеме и стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества. Это должно быть сделано не позднее, чем за шесть месяцев (иные сроки могут быть установлены региональным законодательством) до наступления года, в котором согласно региональной программы запланировано выполнение капитального ремонта. Решение по такому предложению собственники обязаны принять в течение трех месяцев с момента получения такого предложения, в противном случае это решение принимается органом местного самоуправления.

Контроль за формированием фонда капитального ремонта осуществляет орган государственного жилищного надзора (ст. 172 Жилищного кодекса РФ). Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется Росфиннадзором (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»). Также в рамках своих полномочий надзор осуществляют органы прокуратуры и МВД России.

Таким образом, в случае нарушения порядка формирования фондов капитального ремонта, сроков и порядка проведения капитального ремонта, собственники помещений в многоквартирных домах имеют право обратиться в указанные организации или суд согласно их компетенции, как в индивидуальном порядке, так и коллективно.

Следует отметить, что надлежащее исполнение региональным оператором своих обязательств гарантируется субъектом Российской Федерации, который выполнит капремонт за счет регионального бюджета в случае, если региональный оператор нарушит свои обязательства перед собственниками помещений в многоквартирных домах (ст. 188 Жилищного кодекса РФ).

Если у вас остались вопросы, ждем их на нашу электронную почту editor@garant.ru – ответы на наиболее интересные мы включим в материал. Также с ответами на часто возникающие вопросы можно ознакомиться на сайтах региональных Фондов капитального ремонта.

Последняя актуализация: 19 апреля 2016 г.

Документы по теме: Новости по теме:
  • Жилищный кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 505 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности»
  • Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»
  • Приказ Минстроя России от 10 февраля 2014 г. № 43/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности»
  • Приказ Минстроя России от 7 февраля 2014 г. № 41/пр «Об утверждении методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах»
  • Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году»
  • Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы»
  • Постановление Правительства Самарской области от 17 декабря 2014 г. № 784 «Об установлении на 2015 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области»
  • Постановление Правительства Московской области от 28 октября 2014 г. № 902/41 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год»
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2014 г. № 1205 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2015 году»
  • Разработан порядок замены владельца специального счета капитального ремонта – ГАРАНТ.РУ, 13 апреля 2015 г.
  • Систему страхования вкладов физических лиц могут распространить на денежные средства специального счета – ГАРАНТ.РУ, 4 марта 2015 г.
  • В России могут создать Ассоциацию региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – ГАРАНТ.РУ, 15 августа 2014 г.
  • Из Жилищного кодекса РФ устранят противоречия, связанные с капремонтом – ГАРАНТ.РУ, 7 августа 2014 г.
  • Процесс заключения договора о капремонте многоквартирного дома может быть упрощен – ИА «ГАРАНТ», 11 июля 2014 г.
  • Советам многоквартирных домов могут разрешить приостанавливать капремонт при выявлении нарушений – ИА «ГАРАНТ», 20 июня 2014 г.
  • Управляющим организациям могут разрешить владеть специальным счетом для формирования фонда капремонта – ИА «ГАРАНТ», 25 апреля 2014 г.
  • Запущены «горячая линия» и специальный портал по вопросам капитального ремонта – ИА «ГАРАНТ», 11 апреля 2014 г.

Мнение:

Капремонт многоквартирных домов: старый долг государства в новом свете

Введение платы за капитальный ремонт многоквартирных домов вызвало волну недовольства собственников помещений в этих домах, хотя эту плату необходимо было ввести сразу же после того, как многие граждане в начале 90-х годов приватизировали квартиры. Правда, не стоит забывать о том, что до начала приватизации государство не выполнило в полном объеме свои обязательства по ремонту некоторых многоквартирных домов. Этот факт следует учитывать при возложении на собственников квартир аналогичной обязанности. Подробнее о сложившейся ситуации – в материале.

Смирнов Александр,
Депутат Госдумы, член комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, член фракции «ЛДПР»

Согласно гражданскому законодательству, возврат нереализованного товара поставщику признается односторонним отказом от исполнения заключенного договора поставки. Данная процедура возможна при наличии нарушений соглашения со стороны продавца или, если такая возможность регламентирована установленным договором. Внимание! Информация, представленная на сайте, рассматривает типовые решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к специалистам:

  • +7 (812) 748-55-98 Санкт-Петербург
  • +7 (499) 686-13-18 Москва

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Можно ли вернуть непроданный товар поставщику?

Предприятие может воспользоваться правом возращения продавцу непроданного товара, когда такая возможность регламентирована в договоре между сторонами или же в приложенном соглашении о возврате приобретенной продукции. Если такая возможность предусматривается непосредственно в основном документе, необходимо различать следующие ситуации:

  • Как правило, на товар распространяется право собственности только после непосредственной передачи его покупателю. Тогда вернуть неиспользованную продукцию можно путем обратной реализации. Бывший продавец приобретает роль покупателя и возвращает себе предмет купли-продажи.
  • Если в документах четко прописано, что право собственности на предмет наступает после сбыта его третьим лицам, то вернуть нереализованную вещь намного проще: достаточно связаться с поставщиком.

Не исключено, что возможность возврата продукта прямо не прописывается в договоре. Тогда провести процедуру возмещения нереализованной продукции можно провести двумя способами. Во-первых, при обоюдном согласии, заключить мировое соглашение. Во-вторых, при наличии веских оснований и несогласии поставщика, разрешить дело в порядке судопроизводства.

Есть ли закон, запрещающий возврат непроданного товара?

Государственной Думой принят законопроект № 364444-7 , согласно которому на законодательном уровне регламентируется запрет на возврат нереализованного товара, а также заключение дополнительных соглашений, регулирующих данную процедуру. На сегодняшний день он не вступил в законную силу. Законом запрещается возмещение расходов, которые были связаны с утилизацией нереализованной продукции как в товарных сетях, так и отдельными хозяйствующими субъектами. В дополнение, запрещается приложение к основной документации о поставке соглашения, которое содержит возможность вернуть нереализованный продовольственный продукт, срок годности которого установлен до 30 дней. Также запрещается производить обмен или возмещать стоимость подобных продуктов.

Что такое договор поставки и как вернуть товар по такому договору?

По правилам ст. 506 ГК РФ, договором поставки считается соглашение сторон, где продавцом (поставщиком) выступает лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, а также обязуется передать продукцию в регламентированные сроки. Продукция, в свою очередь, используется исключительно для осуществления предпринимательской деятельности, никак не связанной с личным, домашним или семейным использованием. Гражданским законодательством предусматривается ряд условий, когда покупатель вправе возместить денежные средства или обменять продукт (согласно ст. 475, 480 ГК РФ):

  • Предмет договора был доставлен ненадлежащего качества;
  • Продукт доставлен с нарушением оговоренных требований договора поставки или иных норм законодательства.

Возврат продукции по договору поставки признается односторонним отказом от дальнейшего исполнения соглашения. Если же практикуется возврат некоторой части продукции, данная процедура именуется изменением документации. Следуя ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от документации, касающейся поставки (соответственно, возврат продукции) допускается при наличии существенных нарушений соглашения. В частности, предприятие имеет право требовать возмещения денежных средств за нереализованную продукцию:

  • Продукт был доставлен с недостатками, восстановить которые невозможно в кротчайшие сроки.
  • Существенное нарушение сроков доставки продукции.

Важно! Договор признается расторгнутым сразу же после принятия соответствующего уведомления противоположной стороной.

Условия и формулировки в договоре

При составлении документа о поставке стороны пользуются ст. 421 ГК РФ, которая регламентирует и раскрывает принцип свободы договора. Соответственно, в рамках закона, они вправе указывать любые пункты, конкретизирующие регулирование отношений. На практике, в договоре поставки может встречаться следующая формулировка касательно возврата нереализованного продукта:В дополнение указываются условия и процедура извещения противоположной стороны и возврата продукции.

Образец договора скачать

Ниже приведен шаблон и заполненный образец прилагаемых соглашений к договору поставки, в которых регламентируется возможность возврата нереализованной продукции:

Какие документы оформляются при возврате непроданного качественного товара?

Основным документов при возврате продукции является акт о расхождения (в форме ТОРГ-2). В нем прописываются все недостатки, которые выявлены при сравнении поставленного товара и имеющихся условий в документе. В обязательном порядке прописывается следующая информация:

  • Время и место фактического принятия товара.
  • Перечень лиц, которые присутствовали при приемке продукции.
  • Реквизиты всей первичной документации (договор о поставке, дополнительные соглашения, накладные).
  • Список товарных изделий, которые противоречат заявленным критериям.
  • Заключение эксперта, если визуально установить недостатки было невозможно.
  • Выдвигаемые требования (возмещение денежных средств, обмен некоторых товаров или полной партии и т.п.)

В обязательном порядке проставляются подписи заказчика (руководителя организации), а также всех лиц, участвовавших или указанных в данном акте о расхождении. Письмо можно передать лично поставщику. Лучше всего, отправить заказным письмом и в случае отсутствия ответных действий со стороны продавца, уведомление о получении письма будет доказательством легитимного оповещения и расторжения соглашения. Дополнительно к вышеуказанному акту прикладываются счет-фактура и две накладные: товарно-транспортная и товарная в форме ТОРГ-12.

Как поступить, если поставщик отказывается принять непроданный товар обратно?

Не исключено, что продавец откажет в обратном принятии нереализованной продукции. Тогда следует исходить из фактических условий документации о поставке. Если в подобных бумагах или приложенном к ним соглашении имеется пункт о возможности вернуть нереализованную вещь, то предприятие вправе обратиться с исковым заявлением в суд с указанием тех пунктов документации, которые нарушаются поставщиком. Иск в судебный орган также можно подать при нарушении продавцом существенных условий документов о поставке. Сюда относятся сроки, комплектация продукции. Следует помнить, если в бумагах не прописан пункт о возможности возврата нереализованной продукции, а все действия поставщика считаются правомерными (в прописанные сроки, комплектация исчерпывающая), то продавец не имеет оснований для подачи жалобы.

Судебная практика

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А45-19008/2013 от 22.07.2014 регламентировал, что возможность возврата непроданной продукции реальна, если заключено дополнительное соглашение между сторонами, регулирующее данные отношения. Решение от 28 октября 2015 г. по делу № А76-16577/2015 в Челябинске установило, что покупатель вправе вернуть нереализованный продукт, если данная возможность регламентирована в договоре поставки, а также в дополнение к этому часть продукции не была оплачена.

Заключение

На практике не исключены ситуации, когда покупатель вправе вернуть поставщику нереализованный товар. Правовой основой считается заключенное между сторонами дополнительное соглашение или нарушение условий со стороны продавца. Однако следует помнить, что законопроект о запрете подобных действий уже принят Государственной Думой в третьем чтении и планирует вступить в законную силу в 2019 году. После непосредственного опубликования, у предпринимателей будет 180 дней для приведения в порядок действующих документов, а дальше – строгое соблюдение российского законодательства. Внимание! Информация, представленная на сайте, рассматривает типовые решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к специалистам:

  • +7 (812) 748-55-98 Санкт-Петербург
  • +7 (499) 686-13-18 Москва

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Страховое возмещение вреда

Главная » Юристу » Страховое возмещение вреда

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Страховое возмещение
Потерпевшими являются:
1. Пассажиры, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред;
2. Дети, которые следуют вместе с пассажиром и жизни или здоровью которых при перевозке причинен вред (независимо от того, признаются ли они пассажирами).
Выгодоприобретателями являются:
1. Потерпевшие (если причинен вред здоровью или имуществу);
2. Лица, фактически понесшие расходы на погребение (в случае смерти потерпевшего);
3. Прочие лица (в случае смерти потерпевшего):
— граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца (Гражданский Кодекс РФ, Ст. 1088):
— нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
— ребенок умершего, родившийся после его смерти;
— один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
— лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
— один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.
— при отсутствии таковых:
— супруг умершего,
— родители умершего,
— дети умершего,
— граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.
Права и обязанности Потерпевшего (Выгодоприобретателя):
— Выгодоприобретатель вправе требовать возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, путем направления страховщику (НССО) заявления о страховой (компенсационной) выплате с приложением всех необходимых для выплаты документов.
— Потерпевший вправе после наступлении страхового случая требовать и получить у Перевозчика информацию:
1. О своих правах, вытекающих из договора обязательного страхования и Федерального закона №67-ФЗ;
2. О порядке своих действий для получения возмещения причиненного вреда;
3. О страховщике, всех его филиалах и представителях в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», режим работы);
4. О договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).
— Если потерпевшему в результате происшествия причинен вред жизни или тяжкий вред его здоровью, то право получить всю вышеуказанную информацию имеют родственники потерпевшего или иные лица, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации.
— Выгодоприобретатель вправе получить страховую выплату или мотивированный отказ в страховой выплате — в течение 30 календарных дней со дня установления причин аварии и получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и всех необходимых для этого документов.
— Если в месте жительства Выгодоприобретателя отсутствует страховщик, застраховавший гражданскую ответственность перевозчика, ответственного за причиненный потерпевшему вред, то Выгодоприобретатель вправе подать заявление и документы на выплату любому страховщику, осуществляющему деятельность по обязательному страхованию ответственности перевозчика в этот субъекте РФ.
— Если потерпевшему причинен вред жизни или тяжкий вред здоровью, то Выгодоприобретатель вправе требовать и получить от страховщика предварительную выплату.
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения в случае:
1) наступления страхового случая вследствие воздействия:
— ядерного взрыва,
— радиации или радиоактивного заражения,
— военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий,
— гражданской войны,
— народных волнений всякого рода или забастовок.
Внимание!!! Проверьте условия конкретного договора страхования! Данное основание освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения может быть исключено из договора обязательного страхования соглашением сторон.
2) наступления страхового случая вследствие умысла Выгодоприобретателя;
3) если величина подлежащего возмещению вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.
Размер страховой выплаты и порядок его определения:
1) В случае смерти потерпевшего:
— должна быть выплачена фиксированная сумма, установленная в договоре страхования по данному виду риска на одного потерпевшего;
— данная сумма в договоре страхования не может быть менее 2 025 000 рублей;
— если есть лица, понесшие расходы на погребение погибшего потерпевшего, то в первую очередь страховая выплата осуществляется им; при этом сумма выплаты определяется в размере фактически понесенных и документально подтвержденных расходов на погребение, но не более 25 000 рублей;
— оставшаяся сумма выплаты распределяется поровну между всеми выгодоприобретателями, за исключением выгодоприобретателя, вследствие умысла которого наступил страховой случай;
— если потерпевший ранее получал страховую выплату за вред причиненный его здоровью, а потом скончался от полученных травм, то выгодоприобретателя вправе претендовать на страховую выплату в размере разницы между фиксированной выплатой и ранее произведенными выплатами по здоровью.
2) В случае причинения вреда здоровью потерпевшего:
— выплачивается фиксированная страховая выплата, которая определяется как произведение соответствующего норматива выплат (определены постановлением Правительства РФ №1164) на страховую сумму, установленную в договоре страхования по данному виду риска на одного потерпевшего;
— данная страховая сумма в договоре страхования не может быть менее 2 000 000 рублей;

— если потерпевшему фактически причинен вред в большем размере, чем оплаченная фиксированная выплата, то потерпевший вправе требовать от страховщика доплаты страхового возмещения в размере разницы;
— если после получения потерпевшим страхового возмещения в связи с причинением вреда здоровью состояние его здоровья ухудшилось, и это ухудшение вызвано тем же страховым случаем, в связи с которым было выплачено страховое возмещение, потерпевший вправе требовать перерасчета суммы страхового возмещения и доплаты разницы.
3) В случае причинения вреда имуществу потерпевшего:
— если причинен вред багажу – страховая выплата определяется из расчета 600 рублей за каждый килограмм багажа;
— если причинен вред иному имуществу (ручная кладь) – страховая выплата составит 11 000 рублей;
— если вред имуществу причинен в большем размере, то потерпевший вправе требовать страховую выплату в размере фактически причиненного ущерба, но не более страховой суммы, установленной в договоре страхования по данному виду риска на одного потерпевшего;
— данная сумма в договоре страхования не может быть менее 23 000 рублей;
— если в договоре страхования по данному виду риска установлена франшиза, то страховая выплата уменьшается на величину франшизы.
4) Выплата пени за нарушение сроков:
— если страховщик нарушил установленный Законом срок на выплату страхового возмещения (30 календарных дней при причинении вреда здоровью или имуществу; 60 календарных дней в случае смерти потерпевшего) – Страховщик обязан вместе со страховой выплатой уплатить Выгодоприобретателю за каждый день просрочки пени в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно выплаченной суммы;
— если страховщик нарушил сроки направления мотивированного отказа в страховой выплате, то он обязан выплатить Выгодоприобретателю за каждый день просрочки пени в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от страховой суммы, установленной по конкретному риску в договоре страхования;
— пени должны быть уплачены страховщиком независимо от наличия или отсутствия требований выгодоприобретателя о взыскании пеней.
4) Прочие положения:
— Выплата страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования, в том числе по обязательному социальному страхованию;
— Если Выгодоприобретателю возмещена только часть причиненного вреда (т.е. вред причинен в большем размере, чем рассчитанная и выплаченная сумма страхового возмещения), Выгодоприобретатель вправе требовать от перевозчика, ответственного за причиненный вред, возмещения вреда сверх полученного страхового возмещения;
— Если Выгодоприобретатель имел право на часть страхового возмещения, но предъявил требование страховщику после того, как страховщик выплатил другим выгодоприобретателям полную сумму страховой выплаты, то Выгодоприобретатель вправе требовать причитающуюся ему часть только с лиц, получивших страховое возмещения, и не в праве требовать ее со страховщика или перевозчика.
Предварительная выплата:
— Если причинен вред жизни или тяжкий вред здоровью потерпевшего, Выгодоприобретатель вправе требовать у Страховщика предварительную выплату.
— Для это Выгодоприобретатель обязан направить Страховщику Заявление с требованием о предварительной выплате и документы, предусмотренные ПП РФ №1378.
— Страховщик обязан осуществить предварительную выплату в течение 3-х рабочих дней после получения от выгодоприобретателя соответствующего заявления и всех необходимых документов.
— Размер предварительной выплаты – 100 000 руб. по каждому потерпевшему.
— Если несколько Выгодоприобретателей предъявили требования о получения предварительной выплаты по одному потерпевшему, то сумма выплаты распределяется между ними в равных долях.
— Если Страховщик впоследствии принимает решение о выплате страхового возмещения, то размер страховой выплаты уменьшается на сумму произведенной предварительной выплаты.
— Если по результатам рассмотрения представленного заявления о страховой выплате и документов к нему Страховщиком будет принято мотивированное решение об отказе в страховой выплате, Выгодоприобретатель обязан вернуть Страховщику сумму полученной предварительной выплаты.
Механизм «Каждый за каждого»:
— Если в месте жительства Выгодоприобретателя отсутствует страховщик, застраховавший гражданскую ответственность перевозчика, ответственного за причиненный потерпевшему вред, то Выгодоприобретатель вправе подать заявление и документы на выплату любому страховщику, осуществляющему деятельность по обязательному страхованию ответственности перевозчика в этот субъекте РФ.
— Под местом жительства Выгодоприобретателя понимается муниципальное образование субъекта РФ (муниципальный район, городской округ или город федерального значения) места жительства.
— Выгодоприобретатель не вправе воспользоваться механизмом «Каждый за каждого» для получения предварительной выплаты.

Страховой ущерб
Страховой риск
Страховое право
Страхование грузов
Страховая выплата
Страховой случай


| | Вверх

Изменения в подключении к электросетям: точка присоединения теперь в 15 метрах снаружи от границы

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли

Подписаться

С 11 апреля 2020 года изменились правила подключения к электросетям. Государство изменило условия для собственников частных домов. Точку присоединения к электросетям теперь однозначно требуется выносить за пределы земельного участка. Расстояние до ближайшей опоры устанавливается в 15 метров.

Изменения связаны с вступлением в силу новой редакции п. 25.1 а) «Правил технологического присоединения». Они утверждены постановлением правительства РФ от 1 апреля 2020 года №403. Текущая редакция выглядит следующим образом:

25.1. В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ссылка на документ — https://base.garant.ru/187740/#block_4

Ранее действовала такая редакция:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

Как видно изменилось максимально возможное расстояние от границ участка до точки присоединения (с 25 до 15 метров) и при этом появилось уточнение, что точка располагается «во внешнюю сторону от границы земельного участка».

С практической точки зрения это означает следующее:

— ранее собственники подключаемых к электросетям объектов могли настаивать, чтобы точка присоединения располагалась внутри участка на расстоянии 25 метров от его границы (такая трактовка прежней редакции была возможна). И, соответственно, добиваться от энергетиков установки (за счет электросетей) ближайшей к дому опоры в непосредственной близости у границы участка.

— теперь же точка присоединения однозначно выносится за границу земельного участка. Ближайшая опора при этом может находиться в 15 метрах от любой точки границы земельного участка. А значит, собственникам подключаемых домов, в том случае, если строение располагаются в глубине участка, придется за свой счет ставить опору для линии к дому.

Источник:ЭнергоВопрос

Подписывайтесь на рассылку «Электрические Сети в Системе» и в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в электроэнергетике России.

Редакция «Electricalnet.Ru» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту info@electricalnet.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте