Испания федеративное или унитарное государство?

Трудности в понимании Испании как «унитарного государства». Территориальное устройство Испании

Испания считается унитарным государством, однако природа испанского государства не совпадает с традиционной схемой унитарного государства, но также и не совпадает с традиционной схемой федеративного государства.

Логично задать вопрос, каким видом государства является Испания, унитарным или федеративным?

«Диалектики центризма — федерализма, консервативного сектора защищают первое, а диалектики социалистов, коммунистов и националистов меньшинств — второе». А. В. Шашкова «Региональные и местные органы управления»//»Государственная власть и местное самоуправление»№1, 1999. — 18с.

Ксавьер Арбос Марин в своей статье «Отношения между государством и автономными сообществами» пишет, что с точки зрения Конституции федеративная модель определяется следующими моментами:

a) статьи конституции устанавливают распределение компетенций среди уровней правительства;

b) это распределение компетенций гарантируется судом, который решает конфликтные ситуации в соответствии с юридическими нормами;

c) члены составного государства участвуют в формировании своего волеизъявления, всегда в законодательных рамках, и иногда, в рамках реформы общей конституции;

В своей статье автор представляет ряд примеров, которыми утверждает, что Испанию можно считать федеративным государством: «В первом случае а) Испанская Конституция (далее ИК) признает право на автономию (ст. 2); и сообщества, которые создаются на основе этой статьи, определяют свои компетенции в статутах автономий, основываясь на компетенциях, оговоренных в ст. ст. 148 и 149 ИК, которые допускают существование самоуправления. Кроме того, список компетенций может быть расширен посредством законов испанского парламента, предусмотренных ст.ст. 150.1 и 2 ИК.

Во втором случае (б), Конституционный Суд решает споры, возникающие по поводу распределения компетенций (ст. 161.1.с ИК) и может объявить не конституционность норм, как государственных, так и автономных, которые нарушают правила распределения полномочий (ст. 28.1 внутреннего закона Конституционного Суда (далее ВЗКС)).

И последнее (в), каждое автономное сообщество выбирает представителей в Сенат вместе с остальными сенаторами, выбранными в провинциальных округах и на Канарских островах. Когда же речь идет о представительстве, государство автономий лишь отчасти выполняет то, что устанавливается критерием (в)». Ксавьер Арбос Марин «Отношение между государством и автономными сообществами»//»Федерализм: российское и международное измерение (опыт сравнительного анализа)». — Казань, 2004. — 267с.

Следует также упомянуть, что политическая форма Испании выражается термином «государство автономий». Испанские эксперты считают, что «государство автономий» отличается от «федерации» целым рядом признаков: И. В. Данилевич «Испанский опыт федерализма»//»Проблемы федерализма: российский и мировой опыт». — 227с.

1) отсутствует специальный уполномоченный орган, представляющий интересы и воплощающего волю административно — политических единиц, составляющих в совокупности государство и выступающих в качестве субъекта права;

2) субъекты федерации отличаются от субъектов автономий значительно большей возможностью в формировании центральных органов власти и проводимой ими политики;

3) в конституциях федеративных государств закреплены права и обязанности каждого члена федерации, а в Конституции Испании нет.

4) государства автономий в Испании было создано на основе не обладавших ранее суверенитетом общностей, а федерации в Европе образовывались при объединении суверенных государств, делегирующих часть своих прав государству;

Именно во время разработки Конституции 1978 года дали о себе знать две противоположные концепции, — с одной стороны, создание унитарного государства, с другой, создание федерации — которые породили компромиссную редакцию ст. 2 Конституции: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними».

Большинство испанских юристов считают, что Испания находится на третьем пути, который является наиболее близким и к той, и другой классической концепции государства, с точки зрения территориальной организации. Также существует идея, что территориальная организация Испании носит переходный характер, обладающая потенциалом для развития в федеративный. Хотя такой точке зрения противопоставляется ст. 145 КИ, в которой закреплено, что ни в коем случае не допускается образование федерации автономных сообществ.

Таким образом, можно сказать, что Испания — это «государство автономий», которое имеет федеративный профиль. Автономии объединяет одна главная черта: «территориальное разделение власти, которое посредством системы разделения полномочий между центральным государством и автономными сообществами, характеризует Испанию как составное государство и государства регионализированного». Жауме Вернье «Испания как составное государство»//»Федерализм: российское и международное измерение (опыт сравнительного анализа)». — Казань, 2004. — 141с.

Тем не менее, официально Испания признается унитарным децентрализованным государством. В ст. 137 КИ закреплено: «Территориальное устройство государства включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные сообщества. Все эти образования пользуются автономией при ведении своих дел».

Современная организация территории Испании имеет следующий вид:

1) автономные сообщества (высший уровень). На данный момент существует 17 автономных сообществ. Согласно Конституции 1978 года граничащие друг с другом провинции, имеющие общие исторические, культурные и экономические особенности, островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область, могут получить самоуправление и образовать автономные сообщества. Автономные сообщества, на которые разделена Испания, имеют к тому неодинаковый статус. Автономия может быть: «широкой», «узкой», «специальной».

Широкой автономией обладают Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия, Валенсия, Канарские острова, Наварра. Данным регионам принадлежат все права кроме тех, которые переданы в ведение Испании.

Специальной автономией пользуются города Сеута и Мелилья: статуты могут быть реформированы парламентом Испании без участия или против воли этих городов. Узкой автономией пользуются все остальные.

Несмотря на то, что Испания поделена на 17 автономных сообществ, имеющий разный статус автономий, все испанцы в любом сообществе пользуются равными правами. Автономиям запрещено устанавливать внутренние таможни.

2) Провинции — это то, на что делятся автономные сообщества. В настоящее время их 50. Согласно Конституции Испании: «Провинция является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниципиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона». Руководство и автономное управление провинциями осуществляется собранием представителей или другими представительными органами.

3) Муниципии — это то, на что делятся провинции. Конституция гарантирует автономию муниципиев. Они обладают всей полнотой прав юридического лица. Руководство и управление ими осуществляются соответствующими муниципальными советами, состоящими из алькальдов и советников. Муниципии могут объединяться в сообщества (mancomunidades) для развития производства, услуг и других целей. Стоит обратить внимание на то, что они могут быть объединяться, даже когда не являются сопредельными.

В архипелагах каждый остров имеет соответствующее самоуправление в виде кабильдо или советов.

Порядок формирования автономии закрепляется в статьях 143 и 151 КИ. Конституция предусматривает два пути формирования автономии: быстрый и медленный.

«Быстрый путь» закреплен в ст. 151 пункт 1 КИ. Здесь закрепляется ускоренная процедура принятия Статута для регионов, в прошлом проголосовавших на плебисците за проект Статута автономии и имевших в момент принятия Конституции временный режим. По этой процедуре статус автономии получили изначально Каталония, Страна Басков, Галисия и Андалусия.

Автономные сообщества обычного режима или «медленного пути», являются те, которые получают все права и полномочия автономии лишь по истечении 5 лет: Арагон, Канарские острова, Кантабрия, Кастилия — Ла Манча, Кастилия — Леон, Валенсия, Балеарский остров, Мадрид, Мурсия, ла Риоха.

В случае с Наваррой статут разрабатывался обеими сторонами, и был принят парламентом Испании без возможности дальнейшего внесения каких — либо изменений.

Для того, чтобы создать автономию все заинтересованные собрания представителей, соответствующие межостровные органы или две трети муниципий, население которых составляет по меньшей мере большинство избирательного корпуса в каждой провинции или на острове, могут подавать ходатайство о предоставлении. Данное ходатайство должно быть оформлено в течение шести месяцев после принятия первого решения по этому вопросу заинтересованными местными собраниями представителе, но случае негативного решения ходатайство может быть представлено вновь лишь по прошествии пяти лет.

Пока на этом остановимся, так как процедура получения автономии также связана с разработкой такого законодательного акта как Статут автономии, речь о котором пойдет в следующей главе.

Что такое отвод в суде?

Суды выполняют очень важную роль в жизни граждан, они защищают наши права и пресекают нарушения закона. Но многие люди в своей жизни ни разу не сталкивались с судебным процессом лично, а это очень сложный и трудоемкий процесс, если вы не знаете всех тонкостей лично то вам придется прибегнуть к платным услугам юристов и адвокатов, а это влетит в копеечку. В этой статье мы с вами узнаем что такое отводы в суде? Что отводят а точнее кого, куда и зачем делают отводы.
Отвод — это отстранение участника судебного процесса от данного дела в случае подозрения на личную заинтересованность в исходе дела, в связи с различными причинами.
Участники процесса подлежащие отводу: народный заседатель, судья, арбитражный судья, прокурор, следователь, присяжный заседатель, эксперт, переводчик, секретарь суд. заседания.

Причины отвода в суде

Таким образом в соответствии со ст. 18 ГПК народный заседатель или судья подлежат отводу если:

  1. если при предшествующем рассмотрении дела он участвовал в нем в роли секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика, представителя, прокурора, свидетеля.
  2. если он состоит в родстве с какими либо участниками конкретного судебного процесса
  3. если он лично или косвенно, каким бы то ни было образом, связан с одной из сторон и имеет виды на решение в пользой одной из них.

Судья Кс подлежит отводу в случаях если:

  1. если ранее судья участвовал в принятии акта который стал предметом рассмотрения данного дела.
  2. если объективность судьи ставиться под сомнение в связи с его родственными или супружескими связями с одной из сторон (ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1 — ФКЗ » О Конституционном Суде Российской Федерации «).

В состав суда рассматривающего дела не могут входить люди состоящие в родстве между собой (речь конкретно о сотрудниках судебных структур) Так же, один и тот же судья не может заниматься одним делом в разных инстанциях, (первая инстанция, кассационный суд, служба надзора)
Те же самые поводы для отвода распространяются и на эксперта, прокурора, переводчика, и секретаря судебного заседания.
Кроме этих причин, эксперт дополнительно подлежит отводу если:

  1. он находился ранее на службе у участника процесса, или имел другие связи и зависимости.
  2. если он участвовал в досмотре определенного субъекта, из за которого открытого данное дело.
  3. в случае обнаружения не компетентности эксперта в целом или в данном деле.

Отвод должен быть полностью мотивированным и обоснованным, не исходящим из личной неприязни.
Заявление должно быть предоставлено до начала существенных разбирательств по делу. В случае позднего заявления на отвод, рассматривается только в случае если уличающие обстоятельства были выявлены в ходе процесса. Для вынесения решения необходимо заслушать мнение участников процесса, а так же при желании лица к которому хотят применить. Решение выносится на закрытом совещании.
Надеюсь эта статья помогла лучше понять как устроен судебный аппарат нашей страны.

Как через суд установить отцовство?
Рождение ребенка, как правило радость для его родителей, но бывает что нерадивый отец не желает признать отцовство. Хотя есть и другие причины для обращения в суд, для…

Кто такие судебные приставы?
В нашей судебно исполнительной системе еще со времен Руси 1200-ых активно осуществляют свою работу судебные приставы….

Суд Линча что это?
Суд Линча что это? Суд Линча — в первую очередь, это то, что в русском языке называется самосудом. Расправа разъяренной толпы над человеком, совершившим…

Басманный суд что это такое?
Басманный суд что это такое? Некоторые ошибочно считают, что это отдельный подвид судебного заседания, например, как третейский суд или арбитражный. На самом деле…

Как решаются земельные споры?

В процессе использования земель могут возникнуть ситуации, при которых нарушаются права и интересы участников земельных правоотношений. К наиболее частым относятся: нарушение порядка аренды участка или даже самовольный захват земли, межевые споры и др. Земельным спором является процесс отстаивания и доказывания прав на участки.

Законодательная база

При регулировании земельных споров основной нормативной базой являются:

  • Земельный кодекс.
  • Положения гражданского законодательства.
  • Нормы процессуального права: арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального.

Это основные правовые акты, при помощи которых регулируются конфликты в данной области. Может применяться и иное законодательство, которое регулирует спорные отношения в более специфичной отраслевой принадлежности. Примером могут служить нормы закона от 2003 года о крестьянских и фермерских хозяйствах, закон о порядке регистрации права собственности и др.

Особенности земельных споров

Отличительной особенностью данной категории неурегулированных конфликтов является предмет.
Кто бы ни был участником разногласия, в обязательном порядке спор должен быть связан с землей.

Участниками спорных правоотношений являются:

  • Центральным участником будет лицо – собственник предмета дискуссии.
  • Вторым участником обязательно будет сторона, нарушившая его право.
  • Органы государственной власти в лице контрольно-надзорных и управленческих органов. Они становятся участниками, в случае если принимали в соответствии со своей компетенцией решение по спору.
  • Суд – только в случае обращения в судебный орган для разрешения разногласия.

Виды земельных споров

В зависимости от оснований дифференциации можно выделить такие земельные споры:

  • связанные с компенсацией убытков по причине нанесенного вреда;
  • имущественные, возникающие вследствие нарушения порядка распоряжения и использования земли;
  • связанные с нарушением права использования земли, в частности, к примеру, нарушения границ участков или отказ в предоставлении участка, то есть, различного рода ограничения физического, а также юридического лица.

Рекомендуем обратить внимание на статью о самовольном занятии ЗУ. Она может оказаться вам полезной.
Следующая квалификация осуществляется по содержанию самого спора. Тут градация будет следующая:

  • о наложение обязательства совершить определенное действие, а может, бездействие для реализации права другого лица, иными словами, в пользу интересов другого человека или организации;
  • о легализации права на участок;
  • об изменении или вовсе прекращении существующих правоотношений.

Отдельно идет разбивка споров по такому основанию, как процесс рассмотрения. В соответствии с действующим законодательством, земельные конфликты могут быть разрешены такими путями:

  • обращения непосредственно в судебный орган государственной власти с условием предварительной попытки внесудебного разрешения или без такового;
  • также предусматривается рассмотрение и в третейских судах.

Порядок разрешения земельных споров

Как описано ранее, для разрешения земельного конфликта могут быть использованы судебные порядки урегулирования или разбирательство можно перенести в третейский суд.

Разрешение земельных споров в судебном порядке

Если выявлены нарушения земельных прав конкретных лиц, то заинтересованные субъекты правоотношений имеют возможность обратиться в судебный орган.
Исковое заявление необходимо составлять, учитывая требования процессуального законодательства, с приложением всех необходимых для рассмотрения дела материалов. В отношении с землей – это межевые планы, кадастровые номера, свидетельства о праве собственности и др.
В 2017 году привычные свидетельства о регистрации права собственности на объект недвижимости, в том числе и на землю, не выдаются. На данный момент регистрирующим органом предоставляется выписка из Единого реестра прав на объекты недвижимости.
В зависимости от того, в какой по юрисдикции судебный орган подается исковое заявление, необходимо руководствоваться нормами гражданского процессуального и арбитражно-процессуального законодательства.
Необходимо составить исковое заявление в соответствии с указанными выше процессуальными требованиями и внести его на рассмотрение суда.
Если спор будет касаться только физических лиц, то заинтересованному лицу необходимо обращаться в суд общей юрисдикции, то есть в районные городские суды. Совсем иначе обстоит дело, если одним из участников судопроизводства является либо индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо. В этом случае необходимо будет, чтобы рассмотрение дела проходило только в арбитражном суде.
Для защиты своих прав в судебном порядке стоит обращаться к специалистам. Сейчас существует достаточное количество юридических фирм и других организаций, которые занимаются только данной узкой сферой деятельности.

Разрешение земельных споров в третейских судах

Помимо указанного выше судебного способа отстаивания своих законных земельных прав, государством предусмотрен механизм внесудебного урегулирования спорного требования. Хотя судебный порядок и является чаще используемым и основным способом, но государство предоставило право выбора для лиц, чье законное земельное право нарушено.
Для разрешения спора при помощи третейского судьи необходимо согласие обеих сторон.
Обычно возможность рассмотрения спора в таком порядке стороны заранее прописывают в договоре. Третейский судья вправе рассматривать только дела в рамках гражданско-правового поля, иного рода дела, например, административного характера или если стороной является орган государственной власти, он не правомочен.
По земельным спорам достаточно часто одной из сторон являются как раз таки представители органов государственной власти.
Всегда нужно помнить, что решение третейского судьи не носит обязательный характер. По нему не выдается исполнительный лист. В большинстве случаев после третейского разбирательства рассмотрение дела продолжается в судебном порядке. Но огромным преимуществом является тот факт, что стороны сами выбирают судью.

На сегодняшний день достаточно много специалистов работает в данной области. Их услуги платные, но право выбора конкретного судьи остается за стороной.

Срок исковой давности

Перед тем как обратиться в суд, надо помнить, что закон устанавливает срок, в течение которого лицу предоставляется возможность защитить свое земельное право, которое было нарушено. В обычном случае это 3 года. То есть если факт нарушения Вашего законного права обнаружился 20 марта 2013 года, то до 20 марта 2016 года за Вами сохраняется право обратиться в суд. Если Вы все это время ничего не делали, никаких попыток не предпринимали, а по истечению 3 лет спохватились, то суд абсолютно на законных основаниях Вам откажет.
Но данный срок можно восстановить. Необходимо обратиться в тот же суд, куда Вы собирались за защитой своих прав, и написать заявление о восстановлении пропущенного времени. Но на встречу суд пойдет только тогда, когда причина была уважительной. Просто нехватка времени не может служить законным основанием в данном случае. Веской причиной будет болезнь или Ваше беспомощное состояние.
Иногда используют как причину незнание факта нарушения. Например, если сосед провел межевание участка и Вас не предупредил, а Вы не живете по данному адресу долгие годы, находитесь в другом городе, то в таком случае смело можно писать заявление и причислять все факты.
Но судебные органы могут удовлетворить Ваше заявление в двух случаях:

  • во время течения последних 6 месяцев восстанавливаемого срока исковой давности;
  • шесть или менее шести месяцев во время срока исковой давности.

Споры по межеванию

Любой земельный участок, который находится в собственности гражданина, должен иметь строго определённые границы. Для этого при помощи специалистов составляется межевой план земельного участка. Межевание земельного надела поможет в дальнейшем избежать захвата Вашей собственности, к примеру, соседями. Но проблемы с соседями могут начаться и на стадии самого процесса определения границ.
Смотрите также статью об уточнении границ ЗУ.
В этом видео на «живых» примерах описаны межевые споры между соседями, а также рассказано, как и зачем проводить процедуру межевания.

В самом начале, когда Вы приняли решение проводить межевание, необходимо предупредить соседей. Это поможет избежать последующих проблем. Но наличие межевого спора не будет являться основанием для отказа в регистрации участка земли.
Чтобы процесс межевания и его результаты были признаны незаконными, надо обжаловать действия специалиста (в основном это геодезисты), который проводил работы. Но вначале лучше все свои претензии адресовать представителям Росреестра, это более мирный способ.
Если Вы уверенны, что границы установлены с нарушением, то сразу необходимо обращаться в суд. Но помните, что разбирательство в суде – это дело небыстрое, может затянуться и испортить отношения с соседями. Поэтому межевые споры лучше решать на месте, совместно со специалистом, который проводит межевание, и с владельцами смежных участков. Такой порядок будет самым мирным и быстрым.
В данном видео описано, кто может быть истцом в межевом споре, как правильно подавать исковое заявление, а также какую доказательную базу необходимо предоставлять в суде.

Земельные споры – одна из разновидностей разногласий, с которыми сталкивается практически каждый. Зная, как правильно можно защитить свои права, в какие сроки необходимо обращаться в суд и государственные органы, можно сократить время разрешения каждой конкретной проблемы.

25. Тактика обыска и выемки

В.Т. Батычко
Криминалистика в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

Обыск — следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании помещений, местности и иных объектов, а также отдельных граждан с целью обнаружения и изъятия следов, орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела. Выемка — это следственное действие, заключающееся в изъятии предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно установлено, у кого и где они находятся.

Цели обыска:

обнаружение и изъятие предметов, имеющих доказательственное значение (орудий преступления; предметов, добытых преступным путем или на которых имеются следы преступления; документов, указывающих на важные для дела обстоятельства, а также трупов);

обнаружение разыскиваемых лиц и материалов, облегчающих их розыск (фотографий, писем, дневников);

отыскание имущества, на которое необходимо наложить арест в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации.

Классификация видов обыска проводится по различным основаниям:

— по объекту: обыск помещений, личный обыск, обыск участков местности, обыск транспортных средств;

— по последовательности проведения: первоначальный обыск, повторный обыск;

— по времени: одновременный обыск, разновременный обыск.

Подготовка к производству обыска включает:

— сбор необходимых ориентирующих сведений;

— определение времени обыска;

— комплектование и инструктаж следственно-оперативной группы;

— принятие мер к обеспечению группы необходимыми технико-криминалистическими средствами, а также транспортом;

— составление плана проведения обыска;

— вынесение постановления и получение санкции прокурора.

Различают четыре стадии производства обыска:

— подготовительная (предварительная) заключается в прибытии следственно-оперативной группы к месту обыска, проникновении на обыскиваемый объект и проведении мероприятий, обеспечивающих нормальный ход обыска;

— обзорная стадия заключается в обходе помещения или участка местности, подлежащего обыску, во время которого следователь непосредственно знакомится с обстановкой, намечает план обыска, окончательно распределяет обязанности между участниками, принимает решение об использовании технических средств;

— детальная стадия включает в себя непосредственно поиски объектов, интересующих следствие;

— фиксация результатов обыска заключается в составлении протокола, планов и схем обыскиваемых помещений или участков местности, использовании фотосъемки и видеозаписи как средств фиксации.

К тактическим приемам обыска относятся:

— последовательный и выборочный методы исследования;

— одиночный и групповой поиск;

— совместный или раздельный поиск;

— параллельное и встречное обследование;

— сплошной или частичный поиск;

— обследование без нарушения и с нарушением целостности проверяемых объектов;

— метод сравнения однородных предметов или участков.

Основным средством фиксации хода и результатов обыска, является протокол обыска.

В протоколе подробно излагаются сведения о найденных предметах и места их обнаружения. В тех случаях, когда изымаются ценные бумаги, облигации, сберкнижки, сертификаты, аккредитивы, сохранные свидетельства, называются реквизиты этих документов.

При обнаружении тайников описываются их устройство и размеры.

В заключительной части протокола указывается, что было изъято, как упаковано и чем опечатано, кому и что было передано неответственное хранение.

Порядок обследования при обыске и места тайников могут быть зафиксированы на плане и схеме. В необходимых случаях в этих же целях используют фотосъемку, видеозапись.

Выемка отличается от обыска тем, что в процессе ее производства изымаются заранее известные определенные предметы, местонахождение которых также заранее известно, в связи с чем при производстве выемки отсутствуют элементы поисковой деятельности.

Выемка производится по мотивированному постановлению следователя, в котором должно быть указано, какие именно предметы и документы подлежат выемке и почему, где они находятся.

Выемка документов, содержащих государственную тайну, а также почтово-телеграфной корреспонденции производится с санкции прокурора.

Результаты выемки фиксируются в протоколе этого следственного действия, а в необходимых случаях и в приложениях к нему.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).