Имущественные отношения в РФ журнал

1. Заемщик вправе доказывать, что предмет договора займа в действительности не поступил в его распоряжение или поступил не полностью (оспаривание займа по безденежности).

2. Если договор займа должен быть совершен в письменной форме (статья 808), оспаривание займа по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств, а также представителем заемщика в ущерб его интересам.

3. В случае оспаривания займа по безденежности размер обязательств заемщика определяется исходя из переданных ему или указанному им третьему лицу сумм денежных средств или иного имущества.

Комментарий к Ст. 812 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет правила оспаривания договора займа по безденежности. Поскольку договор займа является реальным, то отсутствие факта передачи заемщику предмета займа не позволяет рассматривать его как совершенную сделку вне зависимости от формы волеизъявления (устная, письменная). Поэтому такой договор следует считать незаключенным (п. 3 комментируемой статьи), даже несмотря, например, на наличие расписки или единого документа, подписанного сторонами. Когда деньги или вещи в действительности получены заемщиком от заимодавца в меньшем количестве, чем указано в договоре, договор считается заключенным на это количество денег или вещей, т.е. договор займа считается заключенным в переданной части.

Признание договора займа незаключенным не следует путать с его недействительностью. Исключение вытекает из редакции п. 2 комментируемой статьи. В нем речь идет о недействительных сделках, заключенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с заимодавцем или стечения тяжелых обстоятельств.

2. Отсутствие факта передачи заемщику предмета займа называется в п. 1 комментируемой статьи «безденежностью» (аналогично — безвалютность) займа. Указанный термин не вполне точен и нуждается в расширительном толковании, учитывая, что предметом займа могут быть не только деньги (в этом случае он оправдан), но и другие вещи, определяемые родовыми признаками.

Общее правило п. 1 комментируемой статьи предоставляет заемщику право оспаривать договор займа по безденежности, если деньги или вещи, определяемые родовыми признаками, фактически не были им получены от заимодавца либо были получены, но в меньшем количестве. Если данное обстоятельство доказано, заемщик освобождается от обязательства соответственно полностью или частично ввиду отсутствия договора займа либо основания для уплаты долга в согласованном размере. Бремя доказывания безденежности займа лежит на заемщике.

Заемщик может воспользоваться своим правом на оспаривание договора займа по его безденежности либо путем предъявления самостоятельного иска к заимодавцу, либо в виде возражения на исковое требование заимодавца о взыскании долга по договору займа.

3. Комментируемая статья предусматривает, что безденежность займа имеет место только в том случае, когда предмет займа фактически не передавался заимодавцем. Поэтому заемщик не может оспаривать договор займа по безденежности, если имеются документы, подтверждающие получение займа, однако заемщик не отразил или неправильно отразил в своей бухгалтерской отчетности факт получения суммы займа от заимодавца (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А27-575/2010; ФАС Северо-Кавказского округа от 30 июня 2008 г. N Ф08-2884/2008 по делу N А53-6116/2007-С1-43; ФАС Уральского округа от 14 января 2010 г. N Ф09-10038/09-С4 по делу N А60-18599/2009-С11; от 11 августа 2010 г. N Ф09-5753/10-С4 по делу N А34-7507(4)/2009).

4. Норма п. 2 комментируемой статьи является частным случаем общего правила о последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки (ст. 162 ГК) и подлежит применению только в тех случаях, когда стороны совершили договор займа в письменной форме в силу императивной нормы закона. Если же договор займа совершен в письменной форме, но по закону она не требуется, доказывание безденежности договора займа с помощью свидетельских показаний следует считать допустимым.

Для случаев заключения договора в письменной форме, но под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с заимодавцем или стечения тяжелых обстоятельств п. 2 комментируемой статьи предусмотрен специальный порядок доказывания безденежности займа. В указанных ситуациях использование свидетельских показаний допускается. Однако это не единственное отличие от общего правила. Пункт 1 комментируемой статьи распространяется на случаи, когда воля и волеизъявление сторон договора займа, как правило, совпадают. Следовательно, для освобождения от долга заемщик должен доказать только факт безденежности займа. В силу п. 3 комментируемой статьи такой договор следует считать незаключенным. Однако когда договор займа заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с заимодавцем или стечения тяжелых обстоятельств, то помимо безденежности в договоре имеется порок воли заемщика, поэтому такие сделки можно признавать недействительными по ст. 179 ГК РФ.

5. Если договор займа не является безденежным, однако был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с заимодавцем или стечения тяжелых обстоятельств, он должен быть признан недействительным в общем порядке по ст. 179 ГК РФ.

Если вы не знаете, почему Конституция РФ является важным государственным Законом, читайте статью. В ней все подробно описано.

Термин «Конституция» в переводе с латыни означает «устройство, приказ». Договорной конституционный документ есть почти во всех развитых странах, в том числе и в России. Это важный документ со сложным содержанием. Объем документа небольшой: вступительная часть и два раздела. Один раздел состоит из 137 статей, а другой — из 9 положений.

Поправки можно посмотреть в статье: Что именно меняется в Конституции?

Почему Конституцию РФ принято называть Законом Высшей юридической силы?

Самый высший государственный закон

Конституция РФ называется Законом Высшей юридической силы, так как этот документ обладает самой высокой юридической силой по сравнению с разной правовой документацией, принятой системой.

  • Любые Законы и правовые акты, которые принимаются в нашей стране, должны быть ориентированы на договорной конституционный документ РФ, так как они не могут противоречить этому документу.
  • Самый важный государственный юридический документ является главнее любого установленного указа, распоряжения. Это и указывает на высшую юрид. силу.

В главном договорном документе отражается соотношение всех социальных юридических граней страны. Конституция — это фундаментализм для соцразвития конкретного законодательного правопорядка. Главное свойство этого Закона заключается в стабильности. Действие данного документа длится на протяжение большого срока, без внесения изменений.

Конституция РФ, как основной Закон государства

Основной Закон Государства

Основной Закон любой страны с государственным укладом должны соблюдать и уважать простые люди, чиновники, депутаты, госорганы власти и местного самоуправления.

  • Если вы уважаете свою страну и законодательство, действующее в этом государстве, то вы обязаны знать, что каждая статья прямо направлена на ее исполнение всеми людьми и госорганами.
  • Если исполнение какой-то статьи поставлено под сомнение, это значит, что были нарушены ваши юрид. права, и вы имеете право обратиться с исковым заявлением в судебный орган или любой орган госвласти, чтобы восстановить правосудие.
  • При этом вы имеете право ссылаться на конкретную статью в договорном конституционном документе.

Важно знать: Такой договорной документ между госуд-вом и людьми включает в себя набор ценностей, касающихся нравственности, демократии, патриотизма, ценностей сотрудничества между странами и соцмира.

Нормы конституционного характера действуют на всей территории РФ. С точки зрения государственных специалистов, этот договорной конституционный документ выполняет такие задачи:

  • Закрепляет правовую базу государства
  • Гарантирует права людей в государстве
  • Ведет контроль за властью в стране
  • Занимается правосудием

Первая глава конституционного документа говорит о том, что этот Закон является высшим: никакие иные правовые акты не могут вступить в противоречие с принятыми статьями в Конституции.

Почему Конституция принимается путем всенародного Референдума?

Договорной юридический документ может быть принят только при помощи всенародного Референдума. Так происходит, потому что это Закон Высшей юридической силы. Он устанавливает важные права человека, свободы граждан и их обязанности. Благодаря своей такой важности, этот документ должен приниматься только после проведения Референдума.

Почему отмечается День Конституции?

Высший Закон РФ

Главный договорной конституционный документ РФ — это важный документ для каждого гражданина нашей страны. В ней описаны все права гражданина, свободы человека, а также основные определения таких систем государства, как экономической, судебной, правовой и политической.

Еще в 1993 году был принят документ — свод правил и норм, по которым должны были жить граждане. Это Конституция России, которую называют еще фундаментом сильного и незыблемого государства. Именно с того времени, Россия живет по Законам и Положениям, описанным в Конституции. С тех пор в нашей стране принято отмечать День Конституции — 12 декабря.

Видео: «Конституция Российской Федерации (1993)». Аудиокнига.

Зачем нужен референдум о поправках в конституцию 2020 года?

Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

СТ 39.5 ЗК РФ

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;

2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Статье 39.5 Земельного кодекса РФ

Принцип платного предоставления государственной и муниципальной земли в частную собственность сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан и юридических лиц. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Конституция РФ не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (Определения от 15 января 2009 г. N 105-О-О, от 24 февраля 2011 г. N 163-О-О и др.). В силу ст. ст. 10 и 72 (п. п. «в», «ж» ч. 1) Конституции РФ, а также п. 2 ст. 28 ЗК РФ (признан утратившим силу Законом N 171-ФЗ) определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (Определения от 22 марта 2012 г. N 523-О-О, от 29 мая 2012 г. N 918-О, от 25 февраля 2013 г. N 193-О, от 21 ноября 2013 г. N 1831-О, от 24 декабря 2013 г. N 2134-О и др.).

Следует отметить, что до введения комментируемой статьи 39.5 в ЗК РФ отсутствовал четкий, определенный перечень случаев предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно. Такие случаи устанавливались в отдельных нормах ЗК РФ (например, п. 2 ст. 28, п. 2.1 ст. 30), иных федеральных законах <1>. Кроме того, согласно действовавшему до 1 марта 2015 г. п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц могло осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такой подход давал фактически неограниченные полномочия субъектам Российской Федерации в части установления указанных случаев.
———————————
<1> Следует отметить, что недостаточно четкие формулировки отдельных федеральных законов на практике приводили к многочисленным спорам, должно ли осуществляться предоставление земельного участка за плату или бесплатно (см., например, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Установленные комментируемой статьей основания бесплатного предоставления земельных участков также в ряде случаев предполагают их дальнейшее развитие в иных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Вместе с тем такая возможность имеет ограниченный характер и связана только с определением отдельных категорий граждан или случаев предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям (п. п. 7 и 8 комментируемой статьи).

Такой подход позволяет сделать вывод, что комментируемой статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований бесплатного предоставления земельных участков.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Порядок предоставления определен ст. ст. 39.14 — 39.17 и 39.19 ЗК РФ.

Подпунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор. Данный случай не является новым для земельного законодательства и предусматривался ранее п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ.

Содержание и порядок заключения договора о развитии застроенной территории урегулирован ст. ст. 46.1 — 46.3 Градостроительного кодекса РФ. Такой договор заключается по результатам аукциона, а земельные участки, образованные в границах застроенной территории, предоставляются только после выполнения определенных обязательств, связанных с подготовкой документации по планировке территории, расселением жителей многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Следует отметить, что по выбору лица, с которым заключен такой договор, указанные земельные участки могут быть ему предоставлены в собственность бесплатно или в аренду (подп. 13 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

Подпункт 2 комментируемой статьи, предусматривающий предоставление в собственность земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке, также не является новым и воспроизводит ранее действовавший абзац 3 п. 1 ст. 36 ЗК России.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация. Согласно ст. 16 указанного Федерального закона религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Понятие «имущество религиозного назначения» раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6423), согласно которой имущество религиозного назначения — недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Законодательство Российской Федерации не раскрывает понятие «имущество благотворительного назначения», в связи с этим в целях реализации подп. 2 комментируемой статьи целесообразно под зданиями, сооружениями благотворительного назначения понимать объекты, непосредственно предназначенные для осуществления благотворительной деятельности, под которой понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 1 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340).

Подпункт 3 комментируемой статьи предусматривает безвозмездную передачу в собственность некоммерческой организации, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации земельного участка, который образован из предоставленного для ведения садоводства, огородничества земельного участка и который относится к имуществу общего пользования. В этой части фактически воспроизводится ст. 14 Закона N 66-ФЗ (действовавшая до Закона N 171-ФЗ). При этом обратим внимание, что данное право установлено только для садоводческих и огороднических объединений граждан, дачные некоммерческие объединения граждан должны выкупать земельные участки, отнесенные к имуществу общего пользования, или брать их в аренду.

Подпункты 4 и 5 комментируемой статьи являются новыми для земельного законодательства и направлены на развитие сельских территорий, привлечение сельскохозяйственных товаропроизводителей в районы, нуждающиеся в увеличении производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также на привлечение к работе на этих территориях специалистов (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ). Согласно указанным подпунктам комментируемой статьи гражданин вправе приобрести в собственность бесплатно земельный участок, предоставленный ему в безвозмездное пользование, если он использовал земельный участок в течение 5 лет в соответствии с установленным разрешенным использованием (а в случае, если участок предоставлялся в безвозмездное пользование по основанию, предусмотренному подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, — также работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации). При этом заявление о приобретении земельного участка в собственность бесплатно должно быть подано до даты прекращения договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4 ст. 39.14 ЗК РФ).

Подпункт 6 комментируемой статьи предусматривает предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей. При этом данное основание претерпело изменения по сравнению с ранее действовавшим п. 2 ст. 28 ЗК РФ. Так, исключено указание на индивидуальное жилищное строительство как одну из целей предоставления земельных участков. В настоящее время цели предоставления не урегулированы. Во-вторых, фактически предусмотрено не просто установление законом субъектов Российской Федерации случаев и порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, а в принципе право субъектов установить соответствующие случаи и порядок.

В этой части федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации еще более широкие полномочия.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки оспорить те или иные положения законов субъектов Российской Федерации, принятых по указанному вопросу. Но, как отметил Верховный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации. Установление субъектом Российской Федерации условий получения земельных участков многодетными семьями бесплатно является реализацией законодателем субъекта Российской Федерации предоставленного ЗК РФ полномочия по установлению порядка и случаев предоставления бесплатно земельных участков указанной категории лиц. При этом субъект Российской Федерации, регулируя порядок реализации права многодетной семьи на получение земельного участка бесплатно, в целях социальной поддержки многодетных семей вправе, исходя из сложившейся социально-экономической и демографической ситуации, для предупреждения злоупотребления правом, предусмотреть определенные условия (Определения от 23 апреля 2014 г. N 8-АПГ14-4, от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1).

Следует также обратить внимание на то, что в Определении Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, разъяснено, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

В связи с этим Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 487-ФЗ (РГ. 2014. N 299) установлено право субъектов Российской Федерации предусматривать для предоставления земельного участка по рассматриваемому основанию требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у граждан имеется основание для постановки их на данный учет, а также устанавливать возможность предоставления гражданам с их согласия иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Подпункт 7 комментируемой статьи 39.5 ЗК РФ предусматривает бесплатное предоставление земельного участка иным (не многодетным) отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации говорилось именно о бесплатном предоставлении земельных участков.

Так, на федеральном уровне предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков следующим категориям граждан и некоммерческим организациям, созданным гражданами:

— Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы — для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с ЗК РФ, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности (ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247);

— Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных в соответствии с ЗК РФ, но не менее чем 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности (ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349; 2006. N 20. Ст. 2157; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 9. Ст. 817; N 29. Ст. 3410; N 30. Ст. 3616; N 52. Ст. 6224; 2009. N 18. Ст. 2152; N 30. Ст. 3739; 2010. N 50. Ст. 6598; 2013. N 27. Ст. 3477);

— общероссийским общественным организациям инвалидов и организациям, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности указанных организаций (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ);

— гражданину Российской Федерации — земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 137-ФЗ);

— до 31 декабря 2020 г. члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан независимо от даты вступления в члены указанного объединения — земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

— земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

— по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

— земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В части полномочий субъектов Российской Федерации следует отметить, что комментируемым пунктом предусмотрено только их право устанавливать законом Российской Федерации отдельные категории граждан, которым земельные участки предоставляются бесплатно, и случаев такого предоставления <1>. Поэтому законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие бесплатное предоставление земельных участков в собственность юридическим лицам после 1 марта 2015 г. не подлежат применению. Единственным исключением из данного правила является п. 8 комментируемой статьи, согласно которому субъектами Российской Федерации могут быть также предусмотрены случаи предоставления в собственность бесплатно земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства. При этом следует отметить, что данный пункт также не является новеллой и фактически воспроизводит ранее действовавший абзац 6 п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ.
———————————
<1> Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействующими положений законов отдельных субъектов Российской Федерации, устанавливающих право граждан на получение земельного участка в собственность бесплатно, отметил, что ЗК РФ установлено право законодателя субъекта Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам, а не только отдельные категории граждан (Определения от 3 июня 2015 г. N 58-АПГ15-10, от 2 сентября 2015 г. N 73-АПГ15-3).

Пункт 9 комментируемой статьи предусматривает предоставление бесплатно в собственность земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. ст. 2, 10 указанного Закона земельный участок предоставляется гражданину, с которым ранее был заключен договор безвозмездного пользования таким земельным участком, по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину по его выбору в собственность бесплатно или в аренду (земельный участок из состава земель лесного фонда предоставляется только в аренду, при этом гражданин, с которым заключен договор аренды такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность бесплатно после истечения десяти лет со дня заключения договора аренды при условии предварительного перевода такого земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий).

Пункт 10 комментируемой статьи 39.5 ЗК РФ также является отсылочным и предусматривает возможность предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Так, например, единый институт развития в жилищной сфере в установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации случаях либо по решению или распоряжению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации осуществляет безвозмездную передачу земельных участков единого института развития в жилищной сфере, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества единого института развития в жилищной сфере, а также иного имущества без проведения торгов в собственность, аренду, безвозмездное пользование юридическим лицам либо публично-правовым образованиям (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию), а также осуществляет безвозмездную передачу земельных участков единого института развития в собственность кооперативов и (или) граждан, являющихся членами кооперативов в случаях и порядке, установленных указанным Федеральным законом (п. п. 6.3, 6.4 ч. 3 ст. 3).

ИСТИНА

Войти в систему
Регистрация

Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных

  • Главная
  • Поиск
  • Статистика
  • О проекте
  • Помощь

Имущественные отношения в Российской Федерациижурнал

Индексирование: Список ВАК (1 января 1970 г.-), Список РИНЦ (1 января 1970 г.-) Период активности журнала: не указан

  • Другие названия журнала: «Имущественные отношения в Российской Федерации
  • Добавил в систему: Афонин Сергей Александрович
  • ISSN: 2072-4098

Редколлегия

  • Волков Геннадий Александрович, с 1 января 2014

Статьи, опубликованные в журнале стиль: обычный | ГОСТ | plain | abbrv | acm | alpha | amsalpha | amsplain | apalike | ieeetr | siam

Страницы: << предыдущая 1 2 3 следующая >>

    • 2016 О понятии строений и сооружений вспомогательного использования: к вопросу о целях градостроительного законодательства и корректном толковании закона
    • Ширвиндт А.М., Щербаков Н.Б.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 7
    • 2016 О статье «Использование квалиметрической модели при применении сравнительного подхода»
    • Смирнов В.В.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, том 181, № 10, с. 22,96
    • 2016 ОЦЕНКА ОБЕСЦЕНЕНИЯ МОРСКИХ ГРУЗОВЫХ СУДОВ
    • Смоляк Сергей Абрамович
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 8, с. 76-90
    • 2016 ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПРИБЫЛИ
    • Козырь Юрий Васильевич
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 12, с. 62-73
    • 2016 Рынок жилищно-коммунальных услуг: некоторые правовые проблемы создания конкурентной среды
    • Ручкина Г.Ф., Венгеровский Е.Л.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 4, с. 53-59
    • 2016 СТРУКТУРИРОВАНИЕ СДЕЛОК И РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОНВЕРТАЦИИ
    • Козырь В.Ю., Козырь Юрий Васильевич
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 3, с. 62-72
    • 2015 К ВОПРОСУ ОБ УЧЕТЕ НДС ПРИ ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА
    • Козырь Юрий Васильевич
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 3, с. 56-72
    • 2015 О возможности изменения срока договора о развитии застроенной территории
    • Петропавловская Ю.С.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 12
    • 2015 О концепции проведения арбитражным управляющим анализа финансово-экономического состояния должника
    • Бобылева А.З., Жаворонкова Е.Н., Львова О.А., Холина М.Г.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 10, с. 71-79
    • 2015 Разрешённое использование земельных участков: проблемы понимания сущности определения
    • Бандорин Л.Е.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 12 (171), с. 46-53
    • 2014 ОЦЕНКА ИЗНОСА ЗДАНИЙ: МОДЕЛЬ ТИМАНА И ЕЕ ОБОБЩЕНИЯ. ЧАСТЬ 2
    • Смоляк Сергей Абрамович
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 1, с. 25-35
    • 2014 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ МАШИН С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
    • Смоляк Сергей Абрамович
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 8, с. 70-82
    • 2014 Процедура финансового оздоровления — основные положения банковского права Великобритании и Российской Федерации
    • Одинцов С.В.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 10(157), с. 80-87
    • 2013 Анализ рынка как доказательство существования экономического явления «стоимость»
    • Тевелева Оксана Валерьевна
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 5(140), с. 39-45
    • 2013 Кадастровая стоимость радиоактивно загрязненных сельскохозяйственных угодий
    • Сапожников П.М., Ратников А.Н., Санжрова Н.И.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 11, с. 96-107
    • 2013 ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О СДЕЛКАХ С ПРАВАМИ СОБСТВЕННОСТИ В МОСКВЕ
    • Сапронов Ю.А., Медведева О.Е., Юн Г.Г.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № № 6 (141). , с. 54-58
    • 2013 ОСПАРИВАНИЕ СДЕЛОК ДОЛЖНИКА:СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ, ДОКТРИНАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
    • Одинцов С.В.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 12(147), с. 49-57
    • 2013 ОЦЕНКА ИЗНОСА ЗДАНИЙ: МОДЕЛЬ ТИМАНА И ЕЕ ОБОБЩЕНИЯ. ЧАСТЬ 1
    • Смоляк Сергей Абрамович
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 12, с. 6-20
    • 2013 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
    • Козырь Юрий Васильевич, Мясин А.В.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 3, с. 32-44
    • 2013 Проблемы становления Суда по интеллектуальным правам в России
    • Попова Светлана Сергеевна
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 6, с. 96-106
    • 2012 Евразийский патент – инструмент защиты изобретений на территории Таможенного союза и ускоренного патентования для России
    • Кудаков А.Д.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 3
    • 2012 Метод согласования результатов оценки стоимости, основанный на нечеткой логике
    • Костин Александр Валерьевич, Смирнов В.В.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, том 135, № 12, с. 6-20
    • 2012 Методология создания иформационного ресурса для целей оценки, контроля и мониторинга состояния земель сельскохозяйственного назначения
    • Сапожников П.М., Столбовой В.С.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 10, с. 82
    • 2012 НОВЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ НЕДООЦЕНЕННОСТИ И ПЕРЕОЦЕНЕННОСТИ ТЕКУЩИХ КОТИРОВОК АКЦИЙ ЭМИТЕНТОВ
    • Козырь Ю.В., Мясин Антон Владимирович
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 10, с. 73-77
    • 2012 ПРОБЛЕМЫ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
    • Смоляк С.А., Микерин Г.И., Медведева О.Е., Артеменков А.И.
    • в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 5, с. 41-51