Имущественные иммунитеты в исполнительном производстве

Имущественные иммунитеты

Имущественный иммунитет от взыскания представляет собой установленное в сфере исполнительного производства правило, определяющее невозможность обращения взыскания на имущество должника в силу свойств этого имущества, его целевого назначения, признаков субъекта, в обладании которого оно находится.

Законодательство об исполнительном производстве устанавливает в качестве одного из принципов, на которых оно базируется — неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (ст. 4 ФЗИП). Тем самым гарантируется возможность нормального существования гражданина и его семьи. Имущественные иммунитеты предусмотрены и для организаций. В данном случае речь идет о максимальном сохранении для юридического лица возможности осуществлять свою хозяйственную и иную деятельность для последующего исполнения своих обязательств.

Перечень имущественных иммунитетов физических лиц содержится в ст. 446 ГПК РФ. Здесь, в частности, установлено, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину- должнику на праве собственности:

— жилое помещение (его части), если для гражданина- должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

— земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

— предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

— имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

— используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

— семена, необходимые для очередного посева;

— продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина- должника и лиц, находящихся на его иждивении;

— топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

— средства транспорта и другое необходимое гражданину — должнику в связи с его инвалидностью имущество;

— призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Следует отметить, что данный перечень является довольно широким. В особенности вызывают вопросы положения первых двух абзацев. Получается, что должник может спокойно вкладывать свои средства в жилище, объявляя его единственным, и тем самым уходить от исполнения обязательств. Указанные положения были объектом неоднократного рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Так, Определением Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 456-О был признан соответствующим Конституции абз. 1 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, устанавливающий иммунитет единственного жилища должника. Данная позиция недавно вновь подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 г. №11-П. Однако позиция Конституционного Суда РФ была заявлена с квалифицированной оговоркой. В частности, в вышеуказанном Постановлении подчеркнуто, что распространение имущественного иммунитета на жилые помещения, размеры которых превышают средние показатели, а их стоимость достаточна для удовлетворения требований кредитора, нарушает баланс законных интересов участников исполнительного производства. Иммунитет на такое помещение необоснованно и несоразмерно ограничивает права кредитора. В связи с этим Конституционный Суд РФ обязал законодателя установить пределы действия имущественного (исполнительского) иммунитета, а также предусмотреть гарантии сохранения жилищных условий для должника и членов его семьи, необходимых для их нормального существования. Законодатель также должен предусмотреть порядок обращения взыскания на жилое помещение (его части) и уточнить перечень лиц, подпадающих под понятие «совместно проживающие с гражданином-должником члены его семьи». Обращение взыскания на такое жилое помещение (его части) должно осуществляться на основании судебного решения и лишь в том случае, если суд установит, что оно явно превосходит определенные законом нормативы, а доходы гражданина- должника несоразмерны его обязательствам перед кредитором. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 июля 2007 г. №10-П было указано о необходимости ограничения иммунитета в отношении земельного участка, принадлежащего должнику-

гражданину .

На иммунитеты должника-организации указывается в ст. 95 ФЗИП, где устанавливаются ограничения на обращение взыскания на такие виды имущества организации должника, как непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 505-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НЕДРАХ»

Принят
Государственной Думой
12 декабря 2019 года

Одобрен
Советом Федерации
23 декабря 2019 года

1) в пункте 3 части первой статьи 2.3 слова «технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «технического водоснабжения», слова «целей хозяйственно-бытового» заменить словами «целей питьевого водоснабжения или технического»;

2) пункт 5 части первой статьи 3 изложить в следующей редакции:

«5) государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, за исключением участков недр местного значения, а также за исключением запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки;»;

3) в статье 4:

а) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) участие в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;»;

б) в пункте 14.1 после слов «полезных ископаемых» дополнить словами «и подземных вод», слова «, экономической и экологической» исключить, дополнить словами «, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки»;

4) в статье 10.1:

а) в абзаце четвертом пункта 3 слова «для добычи» заменить словами «для разведки и добычи», слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения», слова «и их добычи» заменить словами «, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии»;

б) в пункте 6:

в абзаце девятом слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;

5) в части восьмой статьи 16 слова «для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи» заменить словами «для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии»;

6) в части первой статьи 18 слова «подземных вод, для добычи» заменить словами «подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи», слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;

7) в статье 19.2:

а) в части первой слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;

б) в части второй слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;

в) в части третьей слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического», слова «проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр» заменить словами «проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр»;

8) в части первой статьи 23:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;»;

б) в пункте 11 слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения»;

9) в части первой статьи 23.2 слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения»;

10) в части четвертой статьи 27.1 слова «участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей» заменить словами «государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование»;

11) в статье 28:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«Государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.»;

б) в части второй слова «государственного реестра» заменить словами «государственных реестров, указанных в части первой настоящей статьи,»;

12) статью 29 изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр

Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.».

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
27 декабря 2019 года
N 505-ФЗ

Просмотров: 4242

Адвокат и юрист

В быту и в СМИ иногда не делают различий между адвокатами и просто юристами. Зачастую всех, кто занимается юридической деятельностью, называют адвокатами. Все бы ничего, но некоторые юристы вводят своих доверителей в заблуждение, называя себя адвокатами. А это не всегда безобидно, особенно в тех случаях, когда человеку нужен по делу адвокат, а не юрист.

Адвокат и юрист. Общее

Все адвокаты и юристы имеют юридическое образование. Это означает, что в базовой теоретической подготовке между ними нет различий. Деятельность адвоката и юриста очень схожа, различия начинаются именно в части требований, которые предъявляются к адвокатам.

Под словом «юрист» понимается человек, занимающийся профессиональной юридической деятельностью индивидуально (независимый юрист) или в составе организации (корпоративный юрист). Это специалист, который за деньги по поручению клиента представляет его интересы в отношениях с третьими лицами, в суде или составляет документы правового характера.

Адвокат тоже занимается платной профессиональной юридической деятельностью, но в особом статусе, которого нет у простого юриста.

Различия между адвокатом и юристом

На практике основное отличие между адвокатом и юристом заключаются в том, что юрист не имеет права осуществлять представительство и защиту по уголовным делам. Таким правом по законодательству обладают только адвокаты. Исключение составляют только корпоративные юристы, которые могут представлять интересы юридического лица. Есть другие исключения, но это уже детали, не имеющие особого значения для настоящей темы.

Адвокат, в отличие от юриста, имеет право от своего имени собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи клиенту, в том числе запрашивать справки, характеристики, документы от органов государственной власти, общественных объединений, а также иных организаций. А эти органы и организации по закону обязаны выдавать запрошенные адвокатом документы за непредоставление которых предусмотрен штраф.

Юрист тоже может запрашивать информацию, но только от имени своего доверителя или через суд.

Деятельность адвоката регулируется специальным законом и нормами этики, например, когда адвокат обязан хранить тайну сведений, представленных доверителем. Юрист же такими нормами не связан.

Согласно статье 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. В этом же законе прямо указано, что не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: — работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; — участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; — нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности. При этом, действие этого закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона, например на законных представителей.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

  • дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
  • представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже(суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Деятельность адвоката контролируется коллегией, палатой, в которой он состоит и куда клиент может пожаловаться, если у него возникнут претензии к адвокату. Недобросовестный адвокат может быть лишен статуса и тогда станет просто юристом. А деятельность юриста можно обжаловать только в суд, представив убедительные доказательства своих требований.

Основные выводы

  • профессиональная теоретическая и практическая подготовка адвоката и юриста не различаются;
  • адвокаты и юристы способны в равной степени качественно работать по любым делам, например с недвижимостью или по наследственным делам;
  • адвокаты от юристов (индивидуальных и корпоративных) отличаются своим особым статусом, который так и называется — «адвокат»;
  • адвокат имеет более широкий круг деятельности — он может работать по уголовным делам всегда, а юрист — только в отдельных случаях

Адвокат по закону имеет перед юристом некоторое преимущество в полномочиях по делам, а юрист имеет некоторые ограничения таких полномочий. Но по некоторым категориям дел более широкие полномочия адвоката не имеют преимуществ перед полномочиями юриста, все зависит от категории дел по которым работают эти специалисты.

И еще одно существенное различие: юрист в своей работе оказывает услугу, а адвокат в своей деятельности — помощь! Их деятельность имеет разные правовые основания. Так, в отличие от предпринимательской деятельности юристов, деятельность адвокатов не является предпринимательской и регламентирована ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Это имеет принципиальное значение в отдельных случаях, в том числе при налогообложении и при оформлении договоров с юристами или адвокатами.

Мои рекомендации

  • если вам нужен человек для работы по любым делам, за исключением уголовных, то вы можете пригласить как просто юриста, так и адвоката;
  • если вам нужен человек для работы по уголовным делам, то такую помощь может оказать вам только адвокат.
  • решение сложных и особенно деликатных вопросов лучше поручать адвокату.

Конечно, это основные различия между адвокатом и юристом, но есть и другие. А поскольку адвокат и юрист являются юридическими специалистами, то они также вправе быть избранными и разрешать третейские споры в качестве независимых арбитров.

Как найти адвокатов, как построить отношения адвокатов и клиентами вынесены в отдельную тему.

Удачи всем в ваших делах!

Подписывайтесь, обучайтесь, обращайтесь!

Публикация подготовлена с использованием материалов информационно-правового портала Консультант Плюс (http://www.consultant.ru)

P. S. Если мой сайт РОСТОВСКИЙ АДВОКАТ Вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой бесплатный СПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.

Почтовое уведомление о вручении письма

Гарантированно доказать факт получения письма адресатом можно с помощью такого документа, как почтовое уведомление о вручении письма.
И на стадии досудебного урегулирования спора (отправляем претензию, уведомление), и при рассмотрении дела (судебное уведомление).

Очень часто обязанность представить доказательства надлежащего уведомления контрагента (второй стороны сделки) возлагается на отправителя. В этом случае и пригодиться информация о том, что такое почтовое уведомление о вручении письма, как отправить документы правильно.

А если, несмотря на соблюдение всех рекомендаций, отправление потерялось (да, работа Почты России не всегда совпадает с нашими ожиданиями), обратитесь к дежурному юриста сайта и составьте жалобу на почту.

Как получить почтовое уведомление о вручении письма

В наших рекомендациях к претензиям потребителя, уведомления поставщика о некачественном товаре и т.п. документах указано, что документы направлять желательно заказным письмом с уведомлением, а также описью вложения.

То есть на почте Вы не просто отправляете письмо, но просите оформить заказное письмо с уведомлением. Или простое с уведомлением. Заполняются специальные формы. Для отправлений по России – форма 119, для международных CN 07. Бланки есть на почте.

Почему заказное письмо лучше обычного? У него есть трек-номер для отслеживания. С помощью онлайн сервиса на официальном сайте Почты России можно отследить дату получения. Кроме того, в отличие от простого письма, заказное должно вручаться только адресату под роспись лично или его представителю при наличии доверенности на получение почты.

Что нужно для заполнения

Уведомление о вручении письма представляет собой бланк небольшого формата с текстом на обеих сторонах. Заполнить необходимо графы: кому, адрес получателя. Отметить крестиком Х вид письма (заказное, простое, с объявленной ценностью – когда есть опись вложения, посылка, отправление 1 класса, бандероль).

На обратной стороне указывается адрес и ф.и.о. (наименование организации) отправителя. Чтобы почтовое уведомление с отметкой о вручении адресату возвратилось. При этом документ с отметкой о доставке может быть возвращен не отправителю, а иному лицу. Тогда указывается адрес и сведения такого лица.

Возвращение почтового уведомления о вручении письма

Заполненное почтовое уведомление проверяется сотрудником почты. На правильность записей с обоих сторон. Затем проставляется номер квитанции, проставляется печать и с отправителя взимается плата.

Квитанция вручается отправителю. Если письмо было заказным, на ней проставлен трек-номер. Удобно отследить. Особенно при перспективе обращения в суд и доказывании факта соблюдения досудебного порядка обращения в суд.

После возврата почтовое уведомление о вручении письма будет содержать дату доставления и подпись (с расшифровкой) получившего письмо лица.