Ходатайство о ведении аудиозаписи в гражданском процессе

Содержание

Ходатайство о ведении диктофонной записи

Участники судебного процесса могут испытывать потребность в фиксации происходящего на заседании. Причины тому возможны самые разнообразные. Основные — несоблюдение принципов состязательности и равноправия, предвзятость судьи. Чтобы доказать допущенные нарушения, можно использовать технические средства, в частности — диктофон. В данной статье мы обсудим, требуется ли подавать ходатайство о ведении диктофонной записи, чтобы получить в свое распоряжение необходимые для оспаривания решения суда аргументы.

Файлы в .DOC:Бланк ходатайства о ведении диктофонной записиОбразец ходатайства о ведении диктофонной записи

Причины для ведения записи

Законодательство РФ предусматривает «гласность судебного разбирательства». Возможность ведения письменной записи происходящего на процессе, а также фиксации с помощью средств для аудиозаписи предусмотрена п. 7. ст. 10 ГПК РФ, п. 7 ст. 11 АПК РФ, ст. 241 УПК РФ, ст. 23.4 КоАП РФ.

Таким образом, принимающие участие в открытых процессах лица имеют право вести аудиозапись без подачи дополнительных запросов к суду.

Однако если арбитражные суды к такому явлению относятся с пониманием, в гражданском процессе за свои права приходится регулярно бороться. Несмотря на то, что еще в 2012 году Пленум ВС РФ подготовил Постановление №35, в котором обратил внимание судей на отсутствие обязанности у участников процесса просить разрешение на аудиозапись, до сих пор судьи относятся к использованию диктофонов негативно. Поэтому опытные юристы рекомендуют: если есть подозрения в «чистоте» процесса, лучше заранее подготовить письменное ходатайство о ведении диктофонной записи.

Как оформить заявление

Поскольку закон утверждает, что фиксация происходящего в суде возможна и без заявления, никаких конкретных требований по оформлению документа не существует. Принято руководствоваться стандартными принципами написания ходатайств, выработанными практикующими юристами.

Структура документа обычно выглядит следующим образом:

  1. Шапка
    • название суда;
    • адрес суда;
    • ФИО и адрес заявителя;
    • сведения об ответчике и истце;
    • реквизиты дела.

    Таким образом, в шапке фиксируются необходимые данные, позволяющие идентифицировать заявителя и определить, в рамках какого дела подается ходатайство.

  2. Содержательная часть

    Нередко содержательная часть подобных заявлений сводится к указанию нормативно-правовой базы, на основании которой подготовлен документ, а затем сразу фиксируется суть просьбы. Мы рекомендуем писать данный блок по следующем плану:

    • сведения о деле (указание суда, номера дела, участников, сути спора);
    • отсылка к статье Кодекса, позволяющей вести запись;
    • суть просьбы.
  3. Дата, подпись.

Как видим, составление ходатайства о ведении диктофонной записи не отнимет много времени. Однако при нарушениях в ходе процесса полученную аудиозапись можно будет использовать в апелляционной инстанции. Кроме того, диктофон дисциплинирует участников процесса, снижает вероятность появления в протоколе утверждений, не звучавших в зале суда.

Подавать ходатайство необходимо в начале заседания, уведомив о ведении аудиозаписи всех присутствующих.

1. Пункт 1 комментируемой статьи предоставляет клиенту право в любое время без объяснения причин расторгнуть договор банковского счета, для чего необходимо направить в банк письменное заявление.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора (закрытии счета), если более поздний срок не указан в заявлении (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 N 5).

При этом наличие неисполненных платежных документов, предъявленных к счету клиента, не является препятствием для расторжения договора. Не исполненные в связи с закрытием счета исполнительные документы возвращаются банком лицам, от которых они поступили (взыскателю, судебному приставу-исполнителю), с отметкой о причинах невозможности исполнения для решения ими вопроса о порядке дальнейшего взыскания (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 N 5).

Расторжение банком договора банковского счета в одностороннем порядке возможно при одновременном соблюдении условий, перечисленных в комментируемой статье, а именно:

— отсутствие в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету;

— направление клиенту письменного предупреждения об отказе от исполнения договора банковского счета;

— истечение двух месяцев со дня направления банком клиенту предупреждения об отказе от исполнения договора банковского счета;

— непоступление денежных средств на счет клиента в течение двух месяцев со дня направления банком предупреждения.

Банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Перечень таких случаев закреплен в ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Договор будет считаться расторгнутым по истечении 60 дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета.

С момента направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета, то есть с момента расторжения договора, банк не имеет права, за некоторыми исключениями, предусмотренными п. 3 комментируемой статьи, осуществлять операции по банковскому счету клиента.

2. В п. 2 комментируемой статьи обозначены два случая, когда суд может расторгнуть договор банковского счета по требованию банка:

— если сумма денег, находящихся на счете, окажется меньше минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором. Банк обязан за месяц предупредить об этом клиента. Договор расторгается судом, если в течение месяца остаток денег на счете не будет восстановлен клиентом до необходимого минимального размера;

— при отсутствии операций по счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

3. По истечении установленного п. 3 комментируемой статьи семидневного срока остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет.

Согласно разъяснению, данному в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 N 5, при выдаче денежных средств банк не вправе требовать от клиента представления платежного поручения о перечислении остатка денежных средств. Судебная практика располагает примерами, когда банки привлекаются к имущественной ответственности за несвоевременный (позднее семи дней) возврат денежных средств клиенту при закрытии счета (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2014 по делу N А40-2379/2014).

4. Порядок открытия и ведения специального счета в Банке России, порядок перевода денежных средств кредитной организацией или ее филиалом на специальный счет в случае неявки клиента за получением остатка денежных средств на счете в течение шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета либо неполучения банком в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет, а также порядок возврата денежных средств со специального счета урегулированы указанием Банка России от 15.07.2013 N 3026-У.

Согласно норме п. 4 комментируемой статьи, расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента. Порядок закрытия счетов после расторжения договора банковского счета регламентирован гл. 8 «Закрытие банковского счета» Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И.

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

— ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И;

— указание Банка России от 15.07.2013 N 3026-У;

— письмо ЦБР от 22.10.2002 N 31-1-5/2181.

6. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 N 5;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2013 N 15АП-9141/13;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 N 15АП-2359/13;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 15АП-13972/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2012 N Ф02-2834/12 по делу N А78-10206/2011;

— Постановление ФАС Центрального округа от 15.12.2010 по делу N А14-3135/2010/81/13;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2009 N Ф03-5654/2009;

— решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2014 по делу N А40-2379/2014.

Гражданам на заметку: как заявить отвод судье.

Последние тенденции в законотворческой деятельности прямо свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить работу судебной системы, и зачастую, в ущерб правам и законным интересам сторон судебного процесса.

В данной публикации, обобщая собственный опыт, предлагаю некую конструкцию правового обоснования заявления об отводе судьи в случае, когда возникают сомнения в его объективности и беспристрастности при рассмотрении дела.

Данная конструкция применима как в гражданском процессе, так и в уголовном, поскольку основания для отвода судьи в этих процессах схожи ( ст. 16 ГПК РФ, ст. 61 УПК РФ). Я буду рассматривать вопрос отвода на примере гражданского процесса.

Актуальность этой темы обусловлена еще и тем, что в свете последних изменений гражданского процессуального законодательства у вас есть единственный шанс заявить отвод судье по одним и тем же основаниям (ч.4 ст. 19 ГПК РФ). В случае отказа в удовлетворении отвода, при отсутствии иных оснований, данное право утрачивается. Поэтому к подготовке заявления об отводе необходимо относиться основательно.

Уголовно-процессуальное законодательство таких ограничений пока не содержит. Аналогичные изменения в этой части вступают в силу 13.08.2019г.

Итак.

В соответствии с ч.1 ст. 16 ГПК РФ основаниями для отвода судьи являются обстоятельства, когда:

1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;

2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

4) состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

С 25.10.2019г. п.1 ч.1 ст. 16 ГПК РФ дополняется еще одним подпунктом 1.1: если судья являлся судебным примирителем по данному делу.

Если с основаниями для отвода, указанными в п.п.1, 2 и 4, всё ещё более-менее понятно, то п.3 часто вызывает затруднения в применении. Надо отметить, что основания, указанные в п.3, являются наиболее часто используемыми при заявлении отводов судьям. К ним могут быть отнесены такие обстоятельства, как: высказывание судьей своего оценочного мнения по делу до вынесения решения суда, получение судьей либо его родственниками/знакомыми материальных или правовых выгод при определенном исходе дела, судья ранее находился в служебной или иной зависимости от кого-либо из участников по делу, очевидное грубое нарушение прав участников процесса, воспрепятствование реализации их прав и законных интересов и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Согласно ч.2 ст. 7 ГПК РФ в случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

П.2 ст.11 Кодекса судейской этики установлено, что судья должен добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности, принимать все меры для своевременного и квалифицированного рассмотрения дела.

Судья должен осуществлять судейские полномочия, исходя исключительно из оценки фактических и правовых обстоятельств дела, в соответствии с внутренним убеждением, уважая процессуальные права всех участвующих в деле лиц, независимо от какого-либо постороннего воздействия, давления, угроз или иного прямого или косвенного вмешательства в процесс рассмотрения дела, с какой бы стороны оно не оказывалось и какими бы мотивами и целями не было вызвано (ст.8 Кодекса судейской этики).

Из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда. Рассмотрение спора независимым и беспристрастным судом является также неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»), поэтому применение судами названной конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).

В ряде решений Европейского Суда по правам человека, в том числе в постановлениях от 26 февраля 1993 г. «Падовани (Padovani) против Италии» (пункты 25 и 27), от 28 февраля 1993 г. «Фэй (Fey) против Австрии» (пункты 28 и 30) и от 10 июня 1996 г. «Пуллар (Pullar) против Соединенного Королевства» (пункт 30), на основе толкования статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сформулированы общие критерии беспристрастного суда:

  • во-первых, суд должен быть «субъективно беспристрастным», т.е. ни один из его членов не может открыто проявлять пристрастие и личное предубеждение; при этом личная беспристрастность предполагается, пока не будет доказано иное. Данный критерий отражает личные убеждения судьи по конкретному делу;
  • во-вторых, суд должен быть «объективно беспристрастным», т.е. необходимы достаточные гарантии, исключающие какие-либо сомнения по этому поводу. Данный критерий, в соответствии с которым решается вопрос, позволяют ли определенные факты, поддающиеся проверке, независимо от поведения судьи усомниться в его беспристрастности, учитывает внешние признаки: при принятии соответствующего решения мнение заинтересованных лиц принимается во внимание, но не играет решающей роли, — решающим является то, могут ли их опасения считаться объективно обоснованными. Всякий судья, в отношении беспристрастности которого имеются легитимные основания для сомнения, должен выйти из состава суда, рассматривающего дело.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (постановления Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 г. № 9-П, от 10.02.2006 г. № 1-П и др.).

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).

Соблюдение указанных принципов осуществления правосудия обеспечивается всей совокупностью гражданско-процессуальных средств и процедур.

Так, ч.1 ст. 12 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Именно суд в силу ч.2 ст. 12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств при рассмотрении и разрешении гражданских дел, что является необходимым для достижения задач гражданского судопроизводства. Это правомочие суда, будучи следствием принципа судейского руководства процессом, выступает процессуальной гарантией закрепленного в статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права граждан на судебную защиту (определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 г. № 859-О).

Беспристрастность суда при рассмотрении конкретного дела обеспечивает гражданско-процессуальный институт отвода судьи.

Как указано выше, обстоятельства, при которых участие судьи в рассмотрении дела, отнесенного к его подсудности, недопустимо в силу невозможности соблюдения принципа беспристрастности суда, предусмотрены в статье 16 ГПК РФ.

Так, судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности (п. 3 ч.1 ст. 16 ГПК РФ).

В случае заявления отвода суд заслушивает мнение лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения. Вопрос об отводе разрешается определением суда (ст. 20 ГПК РФ).

Соответственно, беспристрастность судей, рассматривающих гражданское дело, презюмируется, пока не доказано иное. Гарантией соблюдения принципа беспристрастности судьи, рассматривающего дело единолично, при разрешении вопроса о заявленном ему отводе является вынесение мотивированного определения, подтверждающего отсутствие обстоятельств, которые позволили бы усомниться в его беспристрастности при рассмотрении данного дела.

Кроме того, гарантией являются процедуры проверки вынесенных судебных постановлений вышестоящими судебными инстанциями. При этом вопрос об объективности и беспристрастности суда подлежит разрешению в каждом конкретном деле с учетом фактических обстоятельств, установление которых находится в компетенции судов общей юрисдикции. (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 325-О-О, от 20 марта 2008 г. N 155-О-О, от 15 июля 2008 г. N 465-О-О, от 28 мая 2009 г. N 617-О-О и др.).

В случае установления обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности судей (судьи) нижестоящей инстанции, и отмены вынесенных ими судебных актов судом вышестоящей инстанции дело должно быть направлено на новое рассмотрение в ином составе судей.

Из приведенных норм Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, имеющей приоритет перед внутригосударственными законами, из толкования этих положений Конвенции в соответствующих решениях Европейского Суда по правам человека, а также из процессуальных норм статей 12, 16, 21 ГПК РФ следует, что право на судебную защиту является основополагающим конституционно-процессуальным правом-гарантией. Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на беспристрастный суд, обеспечиваемое предусмотренной законом возможностью отвода судей. В демократическом обществе участники судебного разбирательства должны испытывать доверие к суду, которое может быть поставлено под сомнение только на основе достоверных и обоснованных доказательств, свидетельствующих об обратном.

Разрешая заявление об отводе, суд должен установить, были ли сомнения заявителя в том, что конкретный судья не являлся достаточно беспристрастным, объективно обоснованными.

Вместе с этим, глава 2 ГПК РФ, содержащая основания для отвода судьи, является общей для всех стадий гражданского процесса, следовательно, отводу подлежит любой судья, подпадающий под эти основания, на любой стадии процесса.

В противном случае, реализация положений ГПК РФ об отводе будет неполной, что повлечет нарушение прав заявителя на справедливое судебное разбирательство, обязательной составляющей которого является беспристрастность суда.

Кроме того, сомнения в объективности и беспристрастности судьи бывает связана со злоупотреблениями с его стороны, которые могут выражаться в ущемлении прав и законных интересов стороны, что, помимо прочего, может свидетельствовать о наличии коррупционной составляющей в действиях судьи.

В соответствии c определением в федеральном законе от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: коррупция – это не только дача или получение взятки, но и злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В данном законе неоднократно указано на необходимость взаимодействия государства и граждан при противодействии коррупции. Так, в ст.7 установлены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а именно:

  • создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
  • принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  • усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц.

Одним из основных принципов противодействия коррупции в РФ в соответствии с п.7 ст.3 указанного закона является сотрудничество государства с физическими лицами.

При этом под противодействием коррупции закон понимает деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (ст.1 Закона о противодействии коррупции):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Таким образом, основания для отвода судьи могут быть тесно связаны с коррупционной составляющей, что, в свою очередь, должно повлечь привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.

В подавляющем большинстве заявления об отводе суды не удовлетворяют, не утруждают себя указанием мотивов отказа и тщательным рассмотрением доводов заявителя, однако это не должно вас смущать, поскольку при наличии достаточных данных о правомерности заявленного отвода, нарушение права на справедливое судебное разбирательство является основанием для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), так как вопреки мнению Конституционного Суда РФ, Российская Федерация не является правовым государством.

Периодические медицинские осмотры работников

Специфика большинства профессий на производстве требует контроля за физическим состоянием рабочих. Именно поэтому одним из требований в области ОТ является периодический медицинский осмотр работников за счет работодателя.

Что такое медосмотр и зачем он нужен

Медосмотр – это комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на выявление патологических изменений состояния здоровья и факторов развития заболеваний.

Прохождение медосмотра является требованием приказа Минздравсоцразвития, принятого в целях контроля за физическим состоянием сотрудников. Результаты мероприятия свидетельствуют о способности или невозможности рабочих выполнять свои должностные обязанности.

Обязательно проходить медицинский осмотр

Благодаря периодическому медосмотру возможно выявить заболевания, в том числе профессиональные, на ранней стадии, назначить лечебные и реабилитационные процедуры. Кроме того, повышается вероятность выявления инфекционных заболеваний, что особенно важно при работе с людьми, например, для лиц, занятых в образовательной сфере, пищевой промышленности, медицине и т.д.

Важно! Прохождение МО является одним из важных факторов снижения риска производственного травматизма!

Кто должен проходить медосмотры в организации

Кто должен проходить медосмотры в организации определено рядом нормативно-правовых актов, в зависимости от вида работ и сферы деятельности:

  • сотрудники, подвергающиеся воздействию вредных и опасных факторов, или выполняющие работы, определенные перечнем;
  • при выполнении работ, связанных с транспортной сферой (в первую очередь, водители);
  • участники работ под землей;
  • рабочие пищепрома и общественного питания;
  • сотрудники торговой промышленности (независимо от категории товара);
  • занятые в медицинской сфере и образовании (включая дошкольное и дополнительное образование);
  • спортсмены;
  • лица подросткового возраста (младше 18 лет).

Но периодичность медосмотров по указанным профессиям отличается.

Какие медицинские осмотры обязан проходить работник

Законодательство предусматривает несколько видов МО.

Какие МО потребуется пройти работнику

Предварительные

Предварительным медицинским обследованиям подвергаются сотрудники при приеме на работу. Его обязаны пройти в срок, установленный локальными актами предприятия, так как закон не регулирует время, отведенное на процедуру.

При трудоустройстве выдается направление на медосмотр. В нем перечень врачей и анализов, прохождение которых необходимо для оформления предварительного заключения.

Пройти освидетельствование сотрудники могут в поликлинике, с которой заключен договор, либо при его отсутствии в медицинских учреждениях, к которым они прикреплены. В последнем случае работодатель обязан возместить денежные расходы в полном объеме.

Периодические

Периодические медицинские осмотры сотрудники должны проходить ежегодно (2 раза в год) или 1 раз в 2 года, в зависимости от частоты, утвержденной законодательством по видам профессий.

Обратите внимание! МО на предприятии следует проводить ежегодно, но не всем сотрудникам положено проходить его так часто.

Данный вид обследования является обязательным для лиц, указанных в перечне факторов и видов работ. Для прохождения формируются списки в организации, которые передаются в медучреждение, с которым заключен договор на оказание данных услуг.

Периодический медосмотр, так же как и предварительный, полностью оплачивает работодатель. В случае необходимости прохождения отдельных специалистов, которые, не числятся в поликлинике (например, психиатра и нарколога), сотрудники обязаны получить компенсацию расходов.

Как организовать медосмотр на предприятии

Чтобы не запутаться в порядке организации медосмотра, можно вывести следующий алгоритм действий:

  • заключение договора с медучреждением о прохождении врачей и сдачи анализов;

При выборе поликлиники работодатель может исходить из разных критериев. Например, исходить из наличия в больнице всех специалистов, требуемых для освидетельствования, отталкиваясь от возможности сдачи всех необходимых анализов, от предоставления услуги выезда специалистов на предприятие и т.д.

  • составление списка. Здесь следует отметить, что формируется 2 документа. В первом перечисляется перечень профессий и работ, для которых проводится медкомиссия. Данный перечень в течение 10 суток должен быть направлен в Роспотребнадзор;

На основании утвержденного контингент-списка формируется поименный, в котором пофамильно прописываются все сотрудники предприятия, обязанные пройти процедуру.

Этот документ не позднее, чем за 2 месяца, направляется в поликлинику, с которой заключен договор.

Обратите внимание! При подготовке списков можно воспользоваться картами спецоценки условий труда, где указаны сведения о прохождении МО.

  • формирование календарного плана-графика. После утверждения и предоставления списков, не позднее, чем за две недели до начала комиссии, должен быть составлен порядок проведения обследования;
  • издание приказа о прохождении периодического МО сотрудниками компании. Ознакомление с документом должно быть проведено минимум за 10 дней до начала мероприятий;
  • выдача направлений. Образец может быть разработан каждой организацией индивидуально, так как утвержденного бланка нет;

Пример оформления направления

  • прохождение медосмотра.

В случае отказа от прохождения медкомиссии работодатель имеет право отстранить сотрудника от выполнения обязанностей.

Порядок проведения медосмотров

При проведении медосмотра, главное, правильно сформировать списки, выдать направления сотрудникам под роспись в соответствующем журнале и утвердить график прохождения врачей.

Перечень врачей для прохождения периодического медосмотра

Нельзя однозначно утверждать, что все обязаны проходить определенных специалистов. Перечень врачей будет отличаться для мужчин и женщин, и для определенных должностей.

Обратите внимание! При прохождении медицинского осмотра создается специальная комиссия, утвержденная приказом главного врача. В составе группы должны быть врач-профпатолог, и специалисты, прошедшие соответствующее переобучение, и имеющие подтверждающее удостоверение.

Список врачей по профессиям указан в приложении №1 приказа №302н Минздравсоцразвития, в него могут входить:

Все специалисты, которых требуется пройти, указаны в направлении.

Список процедур при МО

Что нужно для медосмотра

Для прохождения медицинского осмотра требуется наличие:

  • паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • направления на прохождение врачей;
  • санитарной книжки (для определенных законодательством профессий);
  • заключения нарколога и психиатра;
  • амбулаторной карты.

Также при себе надо иметь полис обязательного медицинского страхования и СНИЛС.

Периодичность медосмотров по профессиям

Главное условие, определяющее частоту прохождения обследования, – это профессия.

Как определяется частота проведения периодических медицинских осмотров

Обратите внимание! Критерии необходимости прохождения медкомиссий установлены в приложениях №1,2 приказа №302н, в зависимости от воздействия опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) и вида работ.

Мероприятие может осуществляться:

Ежегодно 1 раз в 2 года
Для спортсменов При работах по обслуживанию электроустановок (42В переменного тока, 110В и больше постоянного тока)
При работах на высоте При работах валки, транспортировке лесов
В особых географических регионах, с удаленным расположением специализированных медучреждений При выполнении работ на механическом оборудовании (токарные станки, штамповочные прессы и т.д.)
На пожароопасных производствах При управлении наземными транспортными средствами
В структурах, где разрешено ношение оружия При выполнении работ с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью
Для газоспасательных служб (и подобных структур) При работах связанных с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением
Для аварийно-спасательных служб, ликвидирующих последствия природных и техногенных катастроф При осуществлении работ под водой, выполняемых работниками, пребывающими в газовой среде в условиях нормального давления
Для сотрудников пищевой промышленности и торговли Для офисной работы, включающей воздействие электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ не менее 50% рабочего времени.
Для работников образовательных учреждений Для крановщиков
Для медицинского персонала Для лифтеров
Для работников бытового обслуживания (банщики, парикмахеры и т.д.)

Более подробно ознакомиться с влиянием на периодичность прохождения медосмотра факторов производства можно в официальном документе.

Важно! Лица, младше 21 года, обязаны проходить МО ежегодно, независимо от профессии и вида работ.

Кем утверждается календарный план проведения периодического осмотра

После получения организацией, с которой заключен договор о прохождении медицинского медосмотра, поименного списка, осуществляется разработка календарного плана прохождения специалистов.

Готовый вариант возвращается обратно руководителю предприятия, на утверждение. Данная процедура должна быть выполнена не позднее, чем за 30 дней до начала МО. Ознакомление с документом для работников должно пройти не менее, чем за 10 дней до начала медкомиссии.

Как оформляются результаты периодического медосмотра работников организации

После того как все сотрудники, согласно списку, пройдут МО, в течение 30 дней составляется заключительный акт (с указанием кода ОКПД), который должен быть утвержден уполномоченным лицом поликлиники и руководителем предприятия. Данный документ направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора на согласование.

А руководителю предприятия выдается заверенное подписью и печатью медучреждения заключение (паспорт здоровья) о прохождении обязательного медосмотра на каждого сотрудника, с указанием выявления или отсутствия противопоказаний.

Образец заключения

Обратите внимание! При замене водительского удостоверения на новое можно воспользоваться результатами МО при заполнении справки.

Медосмотр на работе: законодательство

Обязанность работодателя в организации прохождения сотрудниками МО регламентируется рядом нормативно-правовых актов:

Проведение МО на предприятии довольно непростая процедура. Но нарушение ее требований может грозить штрафными санкциями работодателю. Некоторые производственные процессы допустимы при соблюдении определенных критериев состояния здоровья работников. К тому же МО позволяет выявить на ранней стадии патологические отклонения и возникновение профзаболеваний. Это чрезвычайно важно для назначения своевременного лечения. При отказе от прохождения МО руководитель имеет право отстранить работника от выполнения обязанностей.