Гражданское право бельгии

Группа лиц по предварительному сговору: что это, наказания за преступления

Под термином «группа» понимается два и более человека, которые объединяются общими идеями, принципами, поступками. Если речь идет о таком объединении, как преступная группа организованного характера, то их основным занятием считается совершение преступлений (незаконная деятельность).

Соответственно, по УК РФ сообщество преступников – это группа лиц, в чьи цели входило умышленное объединение с целью совершения некоего противоправного деяния.

Есть определенная классификация состава группы преступников: она состоит из нескольких подгрупп или подразделений. Состав обычно устойчив, а каждый член действует по согласованию с остальными, осуществляя взаимодействие с ними.

Группа лиц по предварительному сговору

Также есть определенный руководитель, в задачи которого входит создание соответствующего плана последующих действий, а также контроль за исполнением группой задуманного, распределение обязанностей и прочее.

Преступления, совершаемые группой лиц, рассматриваются в 35 статье Уголовного кодекса. В этом документе изложено, что под подобным преступление понимается деяние, которое было совершено двумя (или более) участниками, сговор заранее отсутствовал.

Чем является преступление, которое было совершено в составе группы лиц?

Основным мерилом, при помощи которого можно классифицировать ту или иную преступную деятельность, считается факт – был ли заранее сговор участников или же он отсутствовал.

Если уговор между ними присутствовал, то важно определить, когда это случилось. Тщательность продуманного плана преступления выносится в качестве отягчающего обстоятельства, а наказание, которое может за это грозить, будет более серьезным, в отличие от случаев, когда преступление было совершено спонтанным образом.

Важно, был ли заранее сговор участников группы

Соответственно, суд должен проанализировать предыдущие действия членов группы и количество участников, сделав на основе этого выводы. Отмечается, что в группе может участвовать два или более человек.

Важно! Несколько слов о сговоре. Это своеобразная мера единения членов группы, совершающих противоправные деяния. Предварительная договоренность указывает на то, что между преступниками существовала определенная личная связь, а преступление может классифицироваться как более опасное.

Другой важный момент в отношении предварительного сговора называется соучастием. Когда разные члены группы заняты различными ролями, за каждое действие и функцию предусмотрено соответствующее наказание.

Суд проанализирует действия участников группы, определит, был ли сговор или имело место соучастие

Преступление, которое было совершено организованной группой

35 статья Уголовного кодекса понимает под преступлением, которое было совершено силами организованной группы лиц, противоправную, социально порицаемую деятельность, которая была выполнена устойчивой и сплоченной группой, в чью мотивацию входило извлечение выгоды для одного или нескольких членов группировки.

Соответственно, можно определенным образом классифицировать содеянное:

  • тяжкие преступления (к примеру, грабеж, кража);
  • особо тяжкие (убийство и др.).

Статья 35 УК РФ

Внимание! В зависимости от тяжести совершенного преступления определяется степень суровости предпринятых мер по наказанию.

Характеристика преступной организации (сообщества)

Согласно правовому определению, в качестве преступной организации можно обозначить группу неких граждан, исполняющих преступные, опасные для социума, действия для получения личной выгоды. Основной признак, который присущ подобным группировкам – это сговор (соглашение) перед совершением преступления и стабильность состава организации в течение времени, а также неизменность их деятельности.

Внимание! Преступники, которые пошли на действия в составе организации, будут преследоваться по закону, а наказание за их деятельность может быть различным в зависимости от того, какие отягчающие обстоятельства имели место быть.

К примеру, предварительный сговор и преступления на его основе караются иным образом, нежели действия, предпринятые в составе организованной группы. В качестве примера приведем кражу: по сговору, при совершении в группе лиц, можно получить пять лет тюремного срока, тогда как за кражу в составе преступной организации можно лишиться свободы на десять лет.

За преступление в составе преступной организации можно получить более тяжелое наказание

По закону рассматривается определенная классификация и критерии отличия тех или иных преступных групп. К ним можно отнести следующие:

  • группа имела предварительную сплоченность своих членов;
  • данное сообщество является устойчивым в продолжение некоторого времени.

Эти критерии имеют также свое законодательное пояснение, которым и руководствуются при вынесении приговора, когда определяется степень устойчивости группировки. К ним причисляют:

  • неизменность лиц, участвующих в обществе;
  • взаимные связи между участниками;
  • деятельность преступников сбалансирована;
  • способы совершения преступлений, как правило, стабильны;
  • организация существует длительное время, фиксировались неоднократные преступления.

Суд учитывает степень устойчивости группировки

Внимание! На основании этих критериев можно делать определенные выводы при назначении наказания участникам организации.

Чем отличается организованная группа от предварительного сговора?

Согласно вышеупомянутой 35 статье, существует 4 вида группировок, занимающихся преступной деятельностью:

  • просто группа лиц;
  • группа граждан, действующих по предварительному сговору;
  • организованная группировка;
  • преступная организация.

Соответственно, для понимания потребуется пояснить, чем же группировка преступного характера будет отличаться от группы граждан, которые осуществляли преступную деятельность в рамках предварительного сговора.

Выделяют несколько видов группировок

Во-первых, предварительный сговор характеризуется тем, что договоренность и соглашение формируется заведомо ранее – до того, как преступление фактически совершено. Сговор – это не то же самое, что обычное соглашение. Основное отличие именно в том, что он формируется заранее (между решением и самим преступлением находится определенный промежуток во времени).

Во-вторых, нужно принять во внимание некоторые психологические характеристики самой группы. Если под группой лиц понимается обычно некое содружество ситуативного и спонтанного характера, когда члены приняли решение о преступной деятельности в силу сложившихся обстоятельств (места, времени, ситуации и пр.), часто не имея изначально преступных намерений, из чувства общности, то в отношении преступной группы все иначе.

Здесь нет определенной структуры, обычно не выделяется в отдельный элемент лидер группы, а все решения носят коллективный характер в зависимости от ситуации и эмоционального состояния участников. Вполне возможен тот факт, что в качестве цели было выбрано не конкретно совершение преступления, а, к примеру, общие цели, интересы, существовала потребность в собеседниках.

Внимание! В этой ситуации может отсутствовать какое-либо распределение ролей, действия выполняются совместно. План, как правило, может отсутствовать, действия более спонтанны.

Группа лиц по предварительному сговору характеризуется тем, что соглашение, как правило, формируется заранее

Несколько слов о преступных группировках

Такие преступные формирования законодательно подразделяются на две категории.

Вид Описание
Строго структурированные, имеющие соответствующие отделы, подразделения Обычно для них характерно либо совершение самостоятельных преступных актов, либо функциональная поддержка более крупных преступных объединений.
Группировка граждан, объединенных определенным образом, под строгим руководством и с соблюдением определенных спланированных алгоритмов Как правило, такие группы занимаются совершением преступлений особо тяжкого характера.

Как правило, группировки занимаются особо тяжкими преступлениями

Структура организации преступного характера

Преступное общество должно быть определенным образом организовано, оно обладает соответствующей структурой. К ней относятся те или иные подразделения, которые могут входить в состав группы.

Они ограничиваются по функциональным и территориальным признакам, в них должно входить не менее двух человек.

Одно такое организованное звено обычно содержит в себе руководителя и иных граждан, занимающихся соучастием.

Внимание! Они объединяются общей поставленной целью и своими методиками выполнения тех или иных функций.

Обычно организации преступного характера имеют руководителей

Об участниках преступной организации

Для того чтобы группировка была преступным сообществом, требуется как минимум несколько ее участников, к которым можно причислить:

  • непосредственно организатор группы;
  • руководящие члены общества;
  • подстрекатели на совершение преступных деяний;
  • соучастники и пособники;
  • исполнители преступлений.

Организатор группы обычно занят разработкой условий для выполнения действия преступного характера. Он занимается планированием, подбирает необходимые методы, фиксирует место, время и пр.

Обычно организатор группы занимается планированием преступления

Руководители обычно занимаются физическими компонентами преступления.

К деятельности подстрекателя относится склонение иных граждан к выполнению преступлений.

Внимание! Часто это делается посредством различных уговоров, шантажа, угроз или подкупа.

На исполнителях лежат все обязанности по выполнению самого преступного деяния. Их и привлекают к уголовному наказанию.

Что касается пособников, то они обычно выполняют действия, помогающие в совершении противоправного деяния (если они осведомлены о событиях лично), а также скрывающие действия, намерения и результаты после того, как все уже совершено.

Пособники помогают совершению преступлений

Каковы последствия за преступления в составе группы лиц

Существует уголовное преследование и соответствующая ответственность за деяния преступного характера, совершенные в составе преступной группировки.

Внимание! Эту информацию можно найти в пятой части 35 статьи УК РФ, где прописано, какая ответственность грозит создателям, организаторам и участникам общества криминального характера.

При этом ответственность и наказание для организатора такой группы расписывается в отдельной части Уголовного кодекса.

Если некая группа лиц совершила преступление, то руководитель такого общества может быть преследован по закону только в том случае, если доказан его злой умысел.

Уголовная ответственность за преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору, как правило, более серьезная

А вот на исполнителях лежит полноценная уголовная ответственность за все действия, ими выполняемые. То же самое касается и преступлений, которые готовятся быть совершенными в будущем, когда речь идет о подготовке и планировании.

Российские преступные группировки

Преступная группа или сообщество – это, к сожалению, неотъемлемый эпизод жизни всех стран мира. В современной России на сегодняшний день размещается больное количество огромных преступных группировок.

Все их можно подразделить на следующие категории.

  1. Занимающиеся связями и поддерживающие межгрупповые отношения криминального характера.
  2. Организации, работающие с целью коммуникации бандитских формирований и организованных группировок. В задачи таких организаций входит информационная поддержка групп, работа с правоохранительной системой, оказание той или иной помощи для исполнителей.

Одной из самых больших преступных группировок является мафия

Внимание! Можно привести самый яркий и известный каждому пример большой преступной организованной группировки, как в мире, так и непосредственно в России – это мафия. И к ней можно отнести другие подразделения и группировки криминального характера.

Криминальные организации международного масштаба

Случается и так, что преступные действия распространяются шире, выходят за границы одного государства – тогда речь заходит о создании преступной группы международного характера.

В этом случае мы говорим о так называемой транснациональной преступности. Такие группировки, особенно наиболее крупные, считаются особо опасными из-за наличия крайне мощной организационной системы.

Существуют и преступные группы международного характера

В качестве примера давайте рассмотрим такое явление, как итальянская мафия. Ее структура и организация очень сложна. К примеру, можно выделить отдельно наиболее жестокую группировку «Коза Ностра» из Сицилии. Итальянская мафия занимается оборотом наркотиков, поддерживает крупных бизнесменов и даже оказывает определенное влияние на политику в стране.

Внимание! А вот китайские мафиози занимаются преимущественно курированием проституции, в их сферу интересов также входят азартные игры и наркотики. Эти преступники отличаются тем, что их действия не выходят дальше границ Китая.

Разумеется, каждый слышал о японской мафиозной группировке «Якудза». Это самая крупная криминальная группа в стране. Сфера ее интересов – перевозка наркотиков на другие континенты, коррупция, а также незаконные действия в бизнесе. Также им вменяется проституция, торговля людьми и многое другое.

Преступные группировки могут заниматься наркотиками, проституцией

Известны на весь мир также и действия мафии из Колумбии: они открыто устраивают диверсии относительно правительства страны, широко занимаются наркоторговлей как в своем государстве, так и по всему миру.

Вопросы и ответы

Вопрос 1. Если было обвинение по 159 статье (Мошенничество), часть 4, а участники определялись как организованная группа, то можно ли классифицировать преступление иначе, в качестве группы лиц по предварительному сговору?

Ответ. В качестве мошенничества классифицируется похищение чужих материальных ценностей, когда имели место подлог, обман или злоупотребление доверием. А четвертая часть подразумевает, что ответственность наступает за то, что преступление совершено организованной группой.

Законодательно такой группой могут считаться только граждане, которые заранее были объединены для того, чтобы совершить преступление, их состав устойчив, а в действиях просматривается предварительная договоренность.

По факту во время вынесения вердикта возникают сложности – как именно можно классифицировать преступления, совершаемые группой лиц.

Группой лиц по предварительному сговору считаются люди, которые заранее объединялись для совершения преступления

Есть законодательно утвержденная информация о том, что организованная группировка характеризуется в первую очередь устойчивым составом, определенной структурой, включающей в себя руководство и продуманным планом, придуманным заранее с целью совершения преступного деяния. Функционал четко распределен еще при подготовке.

По закону об устойчивости группы могут говорить следующие характеристики.

  1. Стабильный и неизменный состав организации.
  2. Осуществление связи между всеми членами.
  3. Наличие согласованности в предпринимаемых действиях.
  4. Неизменность методов совершения преступлений.
  5. Долгое время существования и количество преступлений.

Об устойчивости группы могут говорить стабильный ее состав

Давайте рассмотрим пример организованной группы (это реальный случай из апелляционного определения Судебной коллегии Ростовского областного суда, дело происходило в 2014 году).

В некой группе был заранее продуман определенный план действий, а роли были четко распределены. То есть, М. приобретала товар и впоследствии передавала его другим участникам – К. и П., через действия Д., а те его уже незаконно распространяли. И этой деятельностью они занимались уже несколько лет, в данном устойчивом составе, посторонних лиц к продаже наркотиков не допускали, хранили анонимность и уклонялись от уголовной ответственности.

Исходя из вышеупомянутой информации и рассмотренного примера, можно вывести основные отличия группы лиц по предварительному сговору от организованной структуры.

  1. В организованной группе выделяется один постоянный руководитель, тогда как в группе лиц по предварительному сговору такого руководства нет, либо его обязанности лежат на неопределенном кругу участников формирования.
  2. Организованная группа является структурой устойчивой, ее состав не меняется на протяжение всего срока деятельности, тогда как в случае, если речь идет о группе лиц по предварительному сговору, то состав там может быть различным.
  3. Организованная группа осуществляет свою деятельность на протяжении гораздо большего срока, чем группа лиц, которые действуют по предварительному сговору.

Организованная группа, как правило, действует в течение долгого времени

Таким образом, при обжаловании решений органов, нужно опираться на факты отличия одной группировки от другой.

Вопрос 2. Группа лиц по предварительному сговору занималась вымогательством денег в размере 5 миллионов рублей у юридического лица под угрозой оружия, деньги они изъяли. Какая это статья Уголовного кодекса?

Ответ: Статья 162, часть 4. Для более точной квалификации необходимо ознакомиться со всеми материалами дела.

Вопрос 3. Преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору с участием несовершеннолетнего. Прошу уточнить, кто будет привлечен по 150 статье УК? Только организатор (побудитель к преступлению) или же все участники?

Ответ: По ст. 150 УК РФ могут быть привлечены все исполнители.

При совершении преступления группой лиц к ответственности привлекаются все ее участники

Вопрос 4. У меня украли телефон (группа лиц по предварительному сговору). Следователь оценил ущерб в 4300, и я с этим не согласна – чек был на 11000 рублей. Это значительный ущерб? Как может повлиять сумма ущерба на дальнейший ход дела?

Ответ: В этой ситуации сумма ущерба никак ни на что не влияет. Действие квалифицируется по 2 части 158 статьи УК РФ. Значительный ущерб определяется согласно материальному положению потерпевшего и не может быть меньше 2,5 тысяч рублей.

Вопрос 5. Каким может быть наказание по статье 158, части 2 по предварительному сговору группой лиц, если ранее один из членов привлекался по 158 статье?

Ответ: Наказание для каждого будет назначено индивидуально. Наказание для того, у кого ранее было привлечение, будет больше (в том случае, если судимость еще не снята). Как правило, такое преступление наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или же в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами до 2 лет, либо принудительными работами до 5 лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы до пяти лет с дополнительным ограничением свободы до 1 года (или без такового).

Наказание для каждого участника может быть назначено индивидуальное

Вопрос 7. Я являюсь подозреваемым по статье 159 часть 3 (в группе лиц по предварительному сговору). Я не отрицаю своей вины, однако имеется договоренность с потерпевшим, мы уладили все между собой. Есть ли возможность с его стороны потребовать прекращения уголовного преследования в отношении меня как источник власти?

Ответ: Согласно 76 статье УК РФ может быть освобождено от уголовной ответственности лицо, первый раз совершившее преступление средней или небольшой тяжести, если имеет место быть примирение сторон с потерпевшим, а вред был заглажен. Соответственно, суд или следователь вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело на основании примирения сторон.

Однако 159 статья, по которой вы проходите (мошенничество с использованием служебного положения) наказывается лишением свободы до шести лет со штрафом до 10 тысяч рублей, что автоматически не дает ему считаться преступлением средней тяжести (при котором максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы). Соответственно, без переквалификации дела не получится закрыть уголовное дело за примирением сторон.

Вопрос 6: Осуждался по статье Грабеж группой лиц по предварительному сговору, получил 4 года условно. После того как истекла половина срока, была снята судимость. Могу ли я призываться на контрактную военную службу?

Ответ: Да, можете. Юридически Вы более не судимы.

Если судимость с гражданина снимается, он юридически более не судим и может наравне с остальными гражданами устраиваться на работу, на службу и проч.

Заключение

Следует отличать группу лиц по предварительному сговору и преступные организации. Для участников таких группировок предусмотрены наказания разной тяжести. Конечно, также следует учитывать, как именно тот или иной человек принимал участие в совершении преступления, какое именно деяние было совершено.

Государство в Западной Европе.
Территория — 30,5 тыс. кв. км. Столица — г.Брюссель.
Население — 10,2 млн. чел. (1998 г.), в том числе фламандцы 51%, валлоны — 41%. Немецкоговорящее меньшинство составляет менее 1%.
Официальные языки — французский, нидерландский (фламандский) и немецкий.
Религия — подавляющее большинство верующих — католики.
Государственное устройство
По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы — по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями — фламандцами и франкоязычными валлонами.
В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).
Действует Конституция 1831 г.
По форме правления Бельгия — конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная — Королем и Правительством, судебная — судами. Политический режим — демократический.
Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.
Парламент Бельгии — двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената — 71 человек, из которых 1 — наследник короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек — из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.
Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии «специального большинства» (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 «специального большинства».
Помимо основной функции — принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами.
В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров — Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку.
Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных проблемах, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.
Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом.
Государственный совет — правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций — законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная — о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.
Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган).
Правовая система
Общая характеристика
С момента образования самостоятельного бельгийского государства (1830 г.) основу его законодательства составили пять французских кодексов: Гражданский («Кодекс Наполеона»), Торговый, Уголовный, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный, которые были изданы в 1804-1910 гг. (см. раздел «Франция»), когда территория Бельгии находилась под властью Наполеона. Все они оказали решающее воздействие на развитие бельгийского права, а Гражданский кодекс действует и поныне. Правда, при сохранении общей структуры заменены целые разделы, включены новые положения, изменились формулировки большинства статей. В частности, в результате реформ 1958 г. и особенно 1976 г. подверглись значительной переработке положения, относящиеся к правам и взаимным обязанностям супругов (заметно расширилась имущественная самостоятельность женщин, хотя юридическое неравенство полов сохраняется). В то же время статьи, регулирующие право собственности и обязательственное право, не подверглись принципиальным изменениям.
Торговый кодекс Бельгии, принятый в 1872 г., включил несколько разделов ранее действовавшего французского Торгового кодекса 1807 г. Он подвергался неоднократным реформам, важнейшие из которых были проведены в 1935, 1956 и 1975 гг. Так, в 1935 г. в него как самостоятельный раздел был включен Закон о компаниях (впоследствии также не раз подвергавшийся изменениям — например, в 1986 г. был издан Закон об индивидуальных товариществах с ограниченной ответственностью единственного участника).
Трудовые отношения в Бельгии во многом определяются Пактом о социальной солидарности, заключенным представителями профсоюзов и предпринимателей в 1944 г. в подполье во время нацистской оккупации. В соответствии с ним участие в управлении производством на предприятиях принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Имеется развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др. В частности, Закон о договорах найма 1978 г. ввел понятие «справедливого увольнения», применяемого к конкретному работнику. В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г. большинство вопросов трудовых отношений регулируется в коллективных договорах (при их заключении представители рабочих нередко берут обязательство не прибегать к забастовкам, если предприниматели не нарушат условий договора). В коллективных договорах (чаще всего отраслевых) определяются уровни заработной платы, возраст ухода на пенсию, санитарные нормы и др. Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны в Бельгии с 1974 г.
В стране имеется развитая система социального обеспечения. Законодательство в этой области в основном представляет собой реализацию постановлений Европейского союза (ЕС) и предусматривает условия и порядок назначения пенсий по старости и инвалидности, страхования от безработицы, болезней и др. (например, Закон 1971 г. и Королевское постановление 1987 г. о пособиях при несчастных случаях на производстве).
Законодательство об охране природы включает и акты общего характера, и весьма конкретные. Один из общих актов — Закон о сохранении природы 1971 г., предусматривающий защиту флоры, фауны, лесов, создание национальных парков. В 1960-х гг. были изданы законы о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962), о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха (1964), Королевский декрет о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965) и др. В 1975 г. издан Закон о защите животных, установивший уголовные санкции за жестокое обращение с ними. В 1988 г. — королевские постановления о мерах против загрязнения воздуха автомобильными выхлопами и о мерах по сохранению рыбных запасов.
Действующий Уголовный кодекс 1867 г. составлен под влиянием французского УК 1810 г., однако существенно отличается от него, в том числе в трактовке ряда институтов Общей части (покушение, соучастие и др.), в стремлении к большей индивидуализации наказания в духе буржуазно-либеральных уголовно-правовых идей. С 1976 г. после создания соответствующей комиссии ведутся работы по подготовке нового уголовного кодекса. Смертная казнь, хотя и предусматривалась УК 1867 г., фактически была отменена за общеуголовные преступления с 1863 г. После казни нацистских преступников и коллаборационистов в 1944-1950 гг. смертные приговоры в исполнение не приводились. В 1996 г. Парламент Бельгии отменил смертную казнь за все преступления.
Уголовно-процессуальный кодекс 1878 г. с момента его принятия и по настоящее время включает целые разделы из УПК Франции 1808 г. В 1967 г. был принят Судебный кодекс, который регулирует «организацию судов и трибуналов, их компетенцию и процедуру деятельности» (ст.1). Сего принятием был отменен ранее действовавший Гражданский процессуальный кодекс, а регулируемым им прежде вопросам ныне посвящен раздел IV Судебного кодекса («О гражданской процедуре»).
Наряду с указанными основными кодексами действует ряд консолидированных актов, которые нередко (официально или в частных публикациях) также называются кодексами: Избирательный, Лесной, Сельскохозяйственный, Налоговый и др.
Начиная с 1960-х гг. в Бельгии работает комиссия по подготовке к изданию на нидерландском языке (на нем говорит около 55% населения) текстов Конституции, кодексов и других важнейших законов. В результате официально изданы пользующиеся одинаковой силой с французским оригиналом нидерландские тексты Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов и других актов.
Научные исследования в области права сосредоточены на юридических факультетах Свободного университета в Брюсселе, Католического в Лувене, а также университетов в Генте и Льеже.
Судебная система. Органы контроля
Высшее звено бельгийской судебной системы, подвергшейся основательной реформе в 1967 г., — Кассационный суд (Брюссель). Он состоит из 25 судей во главе с первым председателем, которые рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на приговоры и решения любых судов, но только по вопросам права, а не факта. Его решения выносятся всегда только по конкретным делам, но оказывают существенное влияние на судебную практику в целом. В стране имеется 5 апелляционных судов (в Антверпене, Брюсселе, Генте, Льеже и Монсе), которые рассматривают жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также на решения коммерческого трибунала, и 5 апелляционных судов по трудовым спорам (в тех же городах), которые рассматривают жалобы на решения соответствующих трибуналов (в Бельгии, как и в ряде других стран, термин «трибунал» нередко используется для обозначения судебных органов с ограниченной компетенцией либо низших инстанций). В каждой из 9 провинций Бельгии раз в квартал собираются сессии суда присяжных, рассматривающего дела о наиболее серьезных преступлениях. Он состоит из 3 профессиональных судей и 12 присяжных заседателей. Приговоры суда присяжных не могут быть обжалованы в апелляционные инстанции, и лишь Кассационный суд вправе отменить их.
Основное звено бельгийской судебной системы — трибуналы первой инстанции, по трудовым спорам и коммерческие. Эти трибуналы функционируют в каждом из 26 судебных округов. Трибуналы первой инстанции состоят из 1 или 3 профессиональных судей и рассматривают основную массу гражданских дел, а также уголовные дела о всех преступлениях, за которые может быть назначено свыше 7 суток ареста, за исключением отнесенных к компетенции суда присяжных (при разбирательстве уголовных дел они называются «исправительными трибуналами»). Они рассматривают также жалобы на постановления мировых судей по гражданским и уголовным делам.
Трибуналы по трудовым спорам состоят из одного профессионального судьи и представителей (по одному) от предпринимателей и наемных работников. Они рассматривают конфликты, связанные с увольнением, споры о компенсации по поводу несчастных случаев на производстве, о пенсионном обеспечении и т.п.
В состав каждого коммерческого трибунала входят наряду с профессиональным судьей по 2 представителя деловых кругов — торговцев, предпринимателей и т.п. Они рассматривают дела по первой инстанции, главным образом споры, возникающие в сфере торговых отношений, а также жалобы на соответствующие решения мировых судей.
Низовое звено системы — мировые суды, в которых судьи единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях (в этом качестве они называются «полицейскими судами»), споры по гражданским и торговым делам с небольшой суммой иска, а также некоторые споры неимущественного характера (семейные и т.п.). При разбирательстве гражданских дел обязательна предварительная процедура, цель которой — примирение сторон. Имеются также суды по делам несовершеннолетних.
В начале 1980-х гг. в системе бельгийских судебных учреждений появился Арбитражный суд. Он рассматривал жалобы на нарушения прав «нации и гражданина» и мог признавать недействительными — в силу противоречия Конституции и правам человека — законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления. В 1988 г. он был преобразован в Конституционный суд. В законе, определившем его компетенцию, подчеркивается, что он контролирует соблюдение конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств.
В соответствии с поправками к Конституции от 20 ноября 1998 г. в Бельгии учрежден Высший совет правосудия, состоящий из равного числа магистратов судейского корпуса и прокуратуры, с одной стороны, и назначаемых Сенатом представителей гражданского общества — с другой. Этот орган самоуправления судейским сообществом выдвигает кандидатов для назначения на должности судей и прокуроров (производится монархом), отвечает за подготовку судей и прокуроров, готовит предложения по организации и деятельности судебной системы, осуществляет общий надзор за функционированием последней. Судьи назначаются пожизненно. Они уходят в отставку по достижении установленного законом возраста.
Прокуратура функционирует под эгидой Министерства юстиции. При Кассационном суде действуют первый генеральный прокурор и несколько его помощников — генеральных адвокатов, которые дают заключения по правовым вопросам. В апелляционных судах, а также в апелляционных судах по трудовым спорам выступают генеральные прокуроры, генеральные аудиторы, генеральные адвокаты и другие чиновники; в трибуналах первой инстанции и коммерческих трибуналах — королевские прокуроры или их заместители, которые поддерживают обвинение по уголовным делам либо дают заключения по некоторым категориям гражданских дел (разводы, банкротства и др.). В трибуналах по трудовым спорам в качестве представителей прокуратуры выступают аудиторы по трудовым спорам или их заместители.
Правовой статус адвокатов определяется Судебным кодексом 1967 г. В соответствии с ним функции адвоката может выполнять лишь тот, кто является бельгийским подданным либо гражданином одной из стран ЕС, имеет диплом доктора права, принес присягу и зачислен решением совета «Орден адвокатов» в состав адвокатской корпорации либо в список стажеров. Как правило, для получения правомочий адвоката необходима 3-летняя стажировка. В Кассационном суде могут выступать по гражданским делам лишь адвокаты, назначенные Королем в «Орден адвокатов при Кассационном суде» по рекомендации этого суда и министра юстиции из опытных адвокатов с 10-летним стажем.
Высшим органом финансового контроля является Счетная палата, члены которой назначаются Палатой представителей. На Счетную палату возложена обязанность по рассмотрению и упорядочиванию счетов общего управления и всех тех, кто подотчетен государственному казначейству. Она следит за соблюдением бюджетной дисциплины, осуществляет общий контроль за операциями, связанными с установлением и взиманием налогов, утверждает счета различных государственных административных органов и обязана собирать с этой целью любые сведения и необходимые отчетные документы. Общий государственный финансовый отчет предоставляется Палате представителей с замечаниями Счетной палаты.
Литература
Limpens J. Belgium // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P. B11-25.
Robertson C. D. Introduction to the Belgian Legal System // Juridical Review. 1983. December. P. 224-256.