Государственная регистрация прав собственности

Компетенция Арбитражного суда Московской области (АсМО)

Значение арбитражных судов субъектов Российской Федерации

Занимаясь предпринимательской или иной экономической деятельностью, никто не застрахован от недобросовестного поведения контрагента, неисполнения обязательств стороной по договору, действий государственных органов, препятствующих нормальному ведению бизнеса. Какие-то разногласия можно решить путем переговоров с противной стороной и заключением соглашений, направленных на урегулирование отношений, какие-то проблемы можно решить путем обращения в вышестоящие государственные органы с жалобой. Однако наиболее эффективным способом защиты является обращение в судебные органы.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации являются основными органами судебной власти в экономической сфере, так как практически все арбитражные споры начинаются в арбитражном суде первой инстанции, а только уже потом рассматриваются в вышестоящих инстанциях.

Компетенция Арбитражного суда Московской области

Компетенция Арбитражного суда Московской области (далее — АсМО) в целом схожа с компетенцией других арбитражных судов первой инстанции.

Компетенция арбитражных судов состоит из подведомственности дел (круг дел, которые могут быть рассмотрены арбитражным судом и не могут быть рассмотрены, например, в суде общей юрисдикции) и подсудности дел (т.е. какой конкретно арбитражный суд может рассмотреть тот или иной спор) (глава 4 АПК РФ).

Подведомственность дел Арбитражному суду Московской области (АсМО)

По общему правилу (статья 27 АПК РФ) арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность определяется на основании двух основных критериев: субъектного состава спора (субъектный) и экономического характера спора (предметный).

Предметный критерий подведомственности является основным, доминирующим над субъектным критерием при определении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными. Значимость предметного критерия обусловлена тем, что данный критерий закреплен не только в АПК РФ, но и в части 3 статьи 22 ГПК РФ, где прямо указано на подведомственность экономических споров и других дел, отнесенных федеральным законодательством, к ведению арбитражных судов.

В АПК РФ не дается понятий экономического или предпринимательского спора, экономической деятельности. Суть данных понятий раскрывается в других законах или путем системного толкования законодательства.

В общем виде экономический характер спора отражает суть взаимоотношений спорящих сторон, т.е. спор возникает из осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Так, пунктом 1 статьи 2 ГК РФ определено понятие предпринимательской деятельности, являющейся самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.

Понятие «экономическая деятельность» представляется более широким, чем «предпринимательская деятельность», исходя из анализа статьи 5 Закона об арбитражных судах, пункта 1 статьи 2 ГК РФ. Данный вывод подкрепляется и судебной практикой.

Арбитражный суд рассмотрел требование о взыскание расходов на проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, в котором располагалось помещение ответчика (ИП), имеющее статус нежилого. Так как спорные правоотношения сторон были связаны с использованием общего имущества многоквартирного дома, где располагалось нежилое помещение ответчика, спор был признан носящим экономический характер и подведомственным арбитражному суду в порядке статьи 27 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2014 по делу
№ А64-8115/2013).

Спор между Администрацией г. Владивостока (истец) и Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением по договору социального найма жилого помещения физическому лицу как участковому уполномоченному милиции признан был признан подведомственным арбитражному суду, так как исковые требования основаны на нормах гражданского законодательства и Закона о милиции, спор носит экономический характер и его участниками являются юридические лица (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.02.2015 № Ф03-412/2015 по делу № А51-16894/2014).

Данные позиции судов показывают, что некоммерческий характер основной деятельности организации или органа власти не означают, что споры с их участием не носят экономического характера.

Субъектный состав споров, рассматриваемых арбитражным судом, определен частями 2 и 5 статьи 27 АПК РФ. В качестве субъектов споров выделяют:

1. Юридические лица;

2. Индивидуальные предприниматели;

3. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования);

4. Государственные органы и органы местного самоуправления, а также иные органы;

5. Должностные лица;

6. Образования, не имеющие статуса юридического лица;

7. Граждане;

8. Иностранные организации;

9. Международные организации;

10. Иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

11. Организации с иностранными инвестициями.

Однако помимо общего правила подведомственности дел в законе закреплены специальные случаи отнесения дел к подведомственности арбитражных судов (часть 6 статьи 27 АПК РФ):

1. О несостоятельности (банкротстве);

2. По корпоративным спорам, закрепленным в статье 225.1 АПК РФ;

3. По спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, ИП;

4. О защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5. И другие дела, указанные в законе.

Определенные категории дел, возникающих из административных правоотношений (оспаривание нормативных правовых актов, оспаривание ненормативных правовых актов и другие споры), дела об установлении фактов (например, факт владения юридическим лицом или ИП недвижимым имуществом как своим), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также дела, связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля вотношении третейских судов также относятся к подведомственности арбитражных судов субъектов РФ (статьи 29-32 АПК РФ).

Все указанные выше категории дел могут быть рассмотрены в АсМО.

Подсудность дел Арбитражному суду Московской области (АсМО)

Подсудность необходима для разграничения подведомственных арбитражным судам дел между различными звеньями в системе арбитражных судов.Подсудность разграничивает дела между судами, находящихся на одном уровне (например, между апелляционными арбитражными судами) и различных уровне (между арбитражным судом субъекта и окружным арбитражным судом).

Так, арбитражным судам первой инстанции подсудны все споры, за исключением тех, которые АПК РФ относит к подсудности Суда по интеллектуальным права и арбитражным судам округов (рассмотрение заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумные сроки).

В разграничении подсудности между судами одного звена существенную роль играет принцип территориальности. Согласно статье 35 АПК РФ иски предъявляются в арбитражный суд субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения ответчика, по месту нахождения имущества, если первые два обстоятельства неизвестны истцу, по месту исполнения договора, по месту нахождения филиала или представительства юридического лица.

Однако стороны могут самостоятельно определить суд, в котором будет рассмотрено дело, в случае возникновения спора между ними.

В статье 38 АПК РФ определены некоторые категории дел, которые вне зависимости от территориального принципа, должны быть рассмотрены исключительно в Арбитражном суде Московской области:

1. Споры, в которых лицом, участвующим в деле выступает арбитражный суд. Если стороной выступает суд, находящийся в Московском судебном округе, то такой спор будет рассмотрен в Арбитражном суде Тверской области.

2. Споры между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории РФ, подаются в Арбитражный суд Московской области.

Резюмируя все вышесказанное, в АсМО рассматриваются споры, в которых стороны (юридическое лицо — ответчик имеет юридический адрес на территории области) или предмет спора (недвижимое имущество, являющееся предметом спора, находится в области) тесно связаны с территорией субъекта, в данном случае в Московской областью, если стороны сами выберут данный суд для рассмотрения спора, возникшего меду ними, или в силу прямого указания закона.

Полномочия арбитражного суда

В наиболее общем виде полномочия арбитражных судов субъектов обозначены в статье 25 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а именно: рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно статье 36 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к полномочиям арбитражных судов субъектов РФ относится:

1. Рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов.

Данное полномочие является основным и отсылает нас к подведомственности и подсудности дел арбитражным судам.

2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Подвновь открывшиеся обстоятельства понимают юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения, которые не были и не могли быть известны заявителю или суду.

Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам допускается при соблюдении ряда условий:

— вновь открывшиеся обстоятельства существовали на момент рассмотрения дела и вынесения по его существу судебного решения;

— значение таких обстоятельств для разрешения спора является существенным, а в ряде случаев решающим. Оценку значения открывшихся обстоятельств для существа спора производит суд;

— отсутствие каких-либо сведений или информации о существовании указанных обстоятельств как у суда первой инстанции, принявшего решение по делу, так и у участников процесса.

3. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом в арбитражном суде первой инстанции.

4. Изучение и обобщение судебной практики.

Данное полномочие суда направлено на выработку единообразия в судебной практике при применении законодательства.

5. Подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

При выявлении коллизии в законодательстве суд может выступить с предложением о внесении изменений в действующее законодательство.

6. Анализ судебной статистики.

Преследует цель выявления в деятельности суда направлений, требующих особых внимания (например, резкий рост числа споров об обжаловании ненормативных правовых актов органов власти).

Управление муниципальной собственностью

Определение экономических условий местного самоуправления в Конституции РФ находит выражение в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8) и в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132).

Понятие и правовая природа института муниципальной собственности обусловливаются сущностью местного самоуправления как деятельности населения по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Исключительное и единственное назначение муниципальной собственности — служить обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, эффективного решения вопросов местного значения (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Правовые режимы муниципальной собственности

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даст определение муниципальной собственности через ее состав. Так, в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Также в муниципальную собственность входит муниципальная казна. К муниципальной казне Гражданским кодексом РФ отнесено все муниципальное имущество, включая средства местного бюджета, кроме закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Право муниципальной собственности распространяется на следующие объекты:

  • o жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местных администраций;
  • o жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеуказанные объекты;
  • o объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
  • o другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов местного самоуправления.

Федеральный закон № 131-ФЗ в ст. 50 регулирует состав муниципального имущества в зависимости от целей сто использования:

  • o имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
  • o имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • o имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
  • o имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Рассмотрим полномочия органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, — население непосредственно.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом осуществлять следующие формы сделок с муниципальным имуществом: сдача в аренду; передача в доверительное управление, в залог; отчуждение в порядке приватизации; совершение иных сделок в соответствии с гражданским законодательством.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора и др. Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:

  • o необходимость бесперебойного и гарантированного по объему и минимальным стандартам качества исполнения некоторых важнейших муниципальных услуг;
  • o локальный (местный) монополизм предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;
  • o обеспечение социальной справедливости и предотвращение дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);
  • o возможность влияния МСУ на цены и тарифы.

Учитывая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки.

Большинство муниципальных предприятий выполняют социально значимые частные услуги и поэтому получают дотации из бюджета. Они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, так как это может привести к сокращению бюджетных дотаций. В связи с этим за экономической деятельностью муниципальных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль.

Муниципальное предприятие может быть создано в форме унитарного предприятия, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности, а основанной на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (ст. 294 и 296 ГК РФ). Правовой основой функционирования муниципальных унитарных предприятий является Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней муниципальным образованием имущество (только хозяйственное ведение или оперативное управление в отношении недвижимого имущества). Оно имеет право на часть прибыли от использования имущества, создается и ликвидируется органами местного самоуправления. Полномочия собственника имущества унитарного предприятия перечислены в табл. 16.1. Муниципальное образование не отвечает по обязательствам МУП.

Таблица 16.1

Полномочия и права собственника имущества унитарного предприятия

п.п.

Полномочия и права собственника имущества унитарного предприятия в отношении предприятия

Принимает решение о создании унитарного предприятия

Определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций

Определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия

Утверждает устав унитарного предприятия (в том числе в новой редакции), вносит в него изменения

Принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия

Формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия

Назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами

Согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора

Утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия

Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, — на совершение иных сделок

Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества

Утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение

Даст согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия

Дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах

В случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок

Принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг

Имеет иные права, определенные законодательством Российской Федерации

Муниципальное учреждение — организация, созданная муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая местным бюджетом полностью или частично. Создается на основе оперативного управления муниципальным имуществом. Законодательно установлено особое правовое положение отдельных видов муниципальных учреждений (школ, больниц, музеев и т.п.).

Па территории муниципального образования могут создаваться юридические лица в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Муниципальная собственность может быть включена в гражданско-правовой оборот через акции приватизируемых предприятий, коммерческие муниципальные унитарные предприятия, фонды, союзы, ассоциации, учреждения и объединения юридических лиц.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Все три типа учреждений — государственные или муниципальные и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости.

К казенному учреждению можно применить почти все характеристики прежнего бюджетного учреждения: оно максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, получая взамен финансовые гарантии от учредителя. Для него сохраняются смета и субсидиарная ответственность. Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

Бюджетное и автономное учреждения в отличие от казенного имеют большую свободу в распоряжении имуществом и денежными средствами, а также заинтересованы вести приносящую доход деятельность. Разница состоит лишь в том, что статус бюджетного учреждения (БУ) предполагает больший контроль со стороны учредителя. Статус БУ можно получить автоматически, с минимальными организационными затратами. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Автономное учреждение (АУ) в отличие от казенного и бюджетного учреждений вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях. Кроме того, учреждениям данного типа разрешено размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» содержит обязательное требование: переход в ЛУ возможен только с согласия или по инициативе самого учреждения. Получение статуса АУ требует, напротив, прохождения длительной и сложной процедуры смены типа учреждения, закрепленной в названном Федеральном законе.