Гипотеза диспозиция ГК РФ

Помогите, пожалуйста, привети пример статьи из гк рф, где бы содержалась гипотеза, диспозиция, санкция

Как определить гипотезу, диспозицию и санкцию

Условное разделение правовой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию представляет собой идеальный пример ее структуры.

Однако данная совокупность составляющих далеко не всегда встречается в каждой норме.

Ввиду того, что нормы права ставят своей задачей упорядочивание отношений, складывающихся в различных сферах нашего быта, они по своему характеру различаются, и, соответственно, имеют различное внутреннее содержание.

  • Логическая структура нормы права
  • Примеры структурирования норм права
  • Примеры УК РФ
  • Примеры из Конституции
  • Примеры ГК РФ
  • Примеры КоАП

Логическая структура нормы права

Как мы уже отметили ранее, традиционно выделяют три главных компонента:

  • гипотезу;
  • диспозицию;
  • санкцию.

Гипотеза определяет, что конкретная норма-правило будет действовать применимо к ситуации. То есть является описанием совокупности условий, при наличии которых имеет место определенное правило действия.

Диспозиция определяет само правило поведения, права и обязанности, которые возникают у юридических субъектов при наступлении обстоятельств, описанных в гипотезе.

Санкция представляет собой вид ответственности, которая неизбежна в случае несоблюдения правила, предписанного буквой закона, а также определяет размер такой ответственности. Реже санкция указывает на поощрение за следование предписанному поведению. цель санкции — побуждение субъекта действовать согласно нормативному предписанию.

Примите к сведению: логическая зависимость между элементами может быть представлена в следующей взаимосвязи: «Если…, то…, иначе…».

Рассмотрим примеры из различных законов:

Примеры УК РФ

Иллюстрацией гипотезы в уголовном кодексе РФ является п. 1 ст. 20 УК РФ, перечисляющий условия, при которых лицо подвергается уголовной ответственности (достижение определенного возраста).

Диспозиционно-санкционное строение имеют практически все статьи охранительного типа, содержащиеся в особенной части УК.

Статьей 153 УК РФ предусмотрено, что подмена ребенка, совершенная из корыстных или из других побуждений (диспозиция) наказывается лишением свободы с наложением штрафа и указан конкретный размер каждого вида наказания (санкция).

Примеры из Конституции

Конституционные нормы-предписания российского законодательства имеют, как правило, одноэлементное или двухэлементное строение:

  1. Часть 2 ст. 110 Конституции представляет собой одну диспозицию и декларирует, что правительство Российской Федерации имеет в своем составе Председателя, заместителей и федеральных министров.
  2. Часть 4 ст. 99 Конституции содержит гипотезу, декларирующую, что если начинает работать Государственная Дума нового созыва, то Государственная Дума прежнего созыва прекращает свои полномочия (диспозиция).
  3. Санкцию имеют статьи Конституции, предусматривающие ответственность (п. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Примеры ГК РФ

Особенность норм-предписаний гражданского права — это их регулятивный тип:

  1. Часть 3 пункта 2 статьи 21 ГК указывает, что, если брак будет признан недействительным (гипотеза), у суда есть полномочие принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности (диспозиция). Нормы гражданского права, как правило, не содержат указаний о юридических последствиях ее несоблюдения.
  2. Для образца статьи, содержащей санкцию, можно назвать ст. 169 ГК РФ, где предусмотрено, что, в случае совершения ничтожной сделки, суд может взыскать в доход государству все полученное по такой сделке.

Примеры КоАП

Иллюстрацией гипотезы в административном праве может служить ч. 1 ст. 2.1 КоАП, предусматривающая определенные признаки, при которых действие или бездействие будет признано административным правонарушением (противоправность, виновность и т. д.).

Юридические нормыособенной части кодекса схожи по строению с нормами особенной части УК. Они вмещают в себя диспозицию, указывающую, что, в случае невыполнения требований правил дорожного движения, касающихся обозначения маневра (ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ), нарушитель будет предупрежден или подвержен наложению административного штрафа (санкция).

Вопрос о структуре нормы права является дискуссионным. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трехэлементное строение, однако, как видно на практике, это сочетание достаточно редкое и гораздо чаще встречаются нормы, имеющие два, и даже всего один элемент.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет определения гипотезы, диспозиции и санкции:

Гипотеза диспозиция санкция примеры в гражданском кодексе – Юридические консультации

  • 1 Как определить гипотезу, диспозицию и санкцию
  • 2 Примеры гипотезы в праве
  • 3 Гипотеза санкция диспозиция примеры из уголовного кодекса

Условное разделение правовой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию представляет собой идеальный пример ее структуры.

Однако данная совокупность составляющих далеко не всегда встречается в каждой норме.

Ввиду того, что нормы права ставят своей задачей упорядочивание отношений, складывающихся в различных сферах нашего быта, они по своему характеру различаются, и, соответственно, имеют различное внутреннее содержание.

Примеры гипотезы в праве

В отечественной науке мнение касательно структуры юридической нормы сегодня остается дискуссионным. Однако многие российские ученые определяют юридическую структуру как особое строение правовой нормы, которое предполагает наличие трех элементов, связанных между собой: гипотезы, диспозиции и санкции. Примеры, особенности и классификацию категорий рассмотрим в нашей статье.

Понятие гипотезы

Под гипотезой необходимо понимать составляющую правовой нормы, раскрывающую обстоятельства, при отсутствии или наличии которых имеет место действие этой статьи. Иными словами, актуальными являются указания на определенные жизненные условия, в соответствии с которыми она является действительной.

Рассматривая пример гипотезы, важно отметить, что в уголовно-правовых нормах ее нет. Так, категорию заменяет положение статьи 8 Уголовного кодекса, действующего в РФ, под названием «Основание уголовной ответственности». Причиной возникновения ответственности считается совершение деяния, которое содержит все характеристики состава преступной операции, предусмотренной настоящим Кодексом.

Гипотеза, диспозиция, санкция. Примеры

Целесообразно рассмотреть еще одну ситуацию, в которой отражены все три категории. Именно из нее мы получим примеры гипотезы, санкции и диспозиции. Итак, статья 20.

1 КоАП РФ, содержание которой связано с мелким хулиганством, гласит: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение порядка в обществе, выражающее явное неуважение к нему, сопровождающееся нецензурной бранью в местах общественного пребывания, оскорбительным отношением к гражданам, а равно повреждением или уничтожением чужого имущества, влечет наложение штрафа административного типа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест, срок которого составляет до 15 суток».

Гипотеза, диспозиция, санкция в праве — примеры их без труда можно найти в представленном положении. Иными словами, все три компонента структуры нормы права здесь налицо.

Так, гипотеза данной правовой нормы указывает на определенные факторы, обстоятельства. При их наличии действия, которые совершает субъект, могут быть признаны мелким хулиганством.

Примером гипотезы является совершение перечисленных деяний в общественных местах тогда, когда они не влекут за собой использования уголовного наказания.

Необходимо знать, что диспозиция данной нормы заключается, прежде всего, в запрещении конкретных действий, в частности, нецензурной брани, оскорбительного приставания к гражданам или иных действий.

Наконец, в данной статье имеется и прямое указание на определенные неблагоприятные последствия (арест или административный штраф), которые наступают для того лица, которое допустило действия, запрещенные законом.

Итак, мы рассмотрели примеры гипотезы, диспозиции и санкции в норме КоАП. Целесообразно перейти к разбору данных категорий в соответствии с Уголовным кодексом, действующим на территории РФ.

Гипотеза, санкция и диспозиция в УК РФ

Выделим примеры гипотезы, диспозиции и санкции в ст. 105, 106 УК РФ. Убийство, иными словами, причинение смерти иному человеку умышленно, наказуемо, как правило, лишением свободы. Срок составляет от 8 до 20 лет. Категория убийства может содержать следующие компоненты (обстоятельства):

  • Убийство двух или большего количества лиц.
  • Лица или его близких по причине осуществления им (ими) служебной работы или исполнением долга перед обществом.
  • Малолетнего или другого лица, которое для виновного заведомо находится в беспомощном состоянии. В равной степени здесь рассматривается убийство, которое сопряжено с похищением гражданина.
  • Женщины, когда виновному заведомо известно, что она находится в состоянии беременности.
  • Убийство, реализованное с особой степенью жестокости.
  • Совершенное способом, опасным для общества.
  • Убийство в соответствии с мотивом кровной мести.
  • Совершенное группировкой лиц, группировкой лиц по предварительному сговору или группировкой организованного типа.
  • По найму или из корыстных побуждений, а равно убийство, которое сопряжено с разбоем, бандитизмом или вымогательством.
  • Из хулиганских побуждений.
  • Убийство с целью скрыть иное преступление или в некоторой степени облегчить его осуществление, а равно сопряженное с насильственными действиями сексуального плана или изнасилованием.
  • По мотивам расовой, религиозной, политической, идеологической или национальной вражды или ненависти.
  • В целях применения тканей или органов потерпевшего.

Во всех перечисленных случаях наказание предусматривает ограничение свободы на срок от 8 до 20 лет с лишением свободы на период от 1 года до 2 лет. В некоторых ситуациях имеет место пожизненное лишение свободы либо смертная казнь.

Итак, разберемся. В соответствии с теорией уголовного права, статьи (нормы права) классифицируются на части: гипотеза, диспозиция и санкция. В данном случае под гипотезой следует понимать название непосредственно статьи.

Примером гипотезы является слово «убийство», которому необходимо дать понятие, расшифровать. Диспозиция — не что иное, как содержание этого термина (стоит отметить, что оно дано в ч. 1 ст. 105).

Под санкцией следует рассматривать то, что получит виновный за это убийство.

Важно заметить, что практически во всех статьях Особ. части УК, в частности, в приведенных статья 105 и 106 примеры правовой гипотезы и диспозиции слиты. Их невозможно разделить.

Понятие убийства двух и большего количества лиц, а также убийства, реализованного с особой жестокостью — эти категории представляют собой как диспозицию, так и гипотезу. Исключением выступает ст. 331 УК РФ. Она не делится на диспозицию и гипотезу, так как содержит понятие правонарушений, преступлений против военной службы.

Так, в приведенных статьях выделить диспозицию и гипотезу практически невозможно. Под санкцией же необходимо понимать меру наказания, предусмотренную данными статьями.

Определение категорий в ст. 211 ГК РФ

И, наконец, рассмотрим пример гипотезы в статье 211 Гражданского кодекса, действующего на территории Федерации. Здесь риск случайного повреждения или случайной гибели имущества является гипотезой.

Его несет именно собственник, если иные правила не предусмотрены договором или законом (это уже диспозиция). Под юридической нормой (другими словами, нормой права) следует понимать общеобязательное веление, которое выражено в виде государственного и властного предписания.

Оно регулирует общественные отношения, правовые нормы, устанавливающие определенный поведенческий шаблон в конкретной ситуации.

Гипотеза, диспозиция и санкция в норме таможенного права

Рассмотрим пример гипотезы, диспозиции и санкции в одной из статей ТК ЕАЭС. Итак, возьмем ст. 154 «Ответственность лиц при нарушении таможенной процедуры таможенного транзита».

В соответствии с ней при недоставке всей товарной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного транзита, и документации на нее в место доставки товаров (это гипотеза) лица, которые указаны в статье 150 настоящего Кодекса, являются ответственными согласно законодательству государства-члена, таможенным органом которого реализован выпуск товарной продукции в соответствии с таможенной процедурой тамож. транзита (это диспозиция).

Здесь пример простой гипотезы указывает на часть правовой нормы, раскрывающей обстоятельства (условия), при отсутствии или наличии которых возможным является действие этой нормы. Иными словами, в ней содержатся указания на определенные жизненные условия, обстоятельства. Именно в соответствии с ними конкретная правовая вступает в действие.

Диспозиция здесь — не что иное, как составляющая правовой нормы, которая раскрывает само правило поведения, то есть обязанности и (или) права поступать или не поступать конкретным образом. Стоит дополнить, что диспозиция указывает на обязанности и права сторон, которые являются участниками правоотношений, появляющиеся и реализующиеся на основе соответствующей нормы.

Под санкцией стоит рассматривать ответственность за невыполнение диспозиции.

В нашей статье она будет следующей: «За неисполнение обязанностей в процессе перевозки товаров железнодорожным транспортом согласно таможенной процедуре таможенного транзита, перевозчик, который указан в первом абзаце настоящего пункта, является ответственным согласно законодательству того государства, к перевозке по территории которого принята товарная продукция».

Что выражает гипотеза

Итак, мы рассмотрели примеры гипотезы в праве. Стоит заметить, что она может выражать:

  • сроки вступления прав. нормы в действие;
  • достижение конкретного возраста гражданина, который является субъектом права;
  • место и время совершения определенного события;
  • «принадлежность» гражданина к конкретному государству;
  • самочувствие, от которого напрямую зависит возможность осуществления права.

Например, несовершеннолетний, который достиг возраста шестнадцати лет (это гипотеза), объявляется полностью дееспособным (это диспозиция), если он работает в соответствии с трудовым договором (это продолжение гипотезы). Пример взят из ст. 27 ГК РФ.

Или в нормах семейного права есть обстоятельства заключения брака. Так, согласно п. 1 ст. 10 СК РФ «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния». Это условие органа или места заключения брака. «Обязанности и права супругов появляются со дня регистрации заключения брака» (п. 2 ст.

10 СК) — это условие момента появления брачного правоотношения.

Научная гипотеза. Пример

Стоит отметить, что гипотезы существуют не только в праве. Известные научные, экономические и другие разновидности гипотез.

Например, научная гипотеза появляется в качестве ответа на вызов окружающего мира, который постоянно ставит человека лицом к лицу с проблемами.

Здесь категорию следует рассматривать как предположение о наличии конкретного типа связи между явлениями, которые подлежат исследованию, определенной регулярностью, закономерностью каких-то событий. Приведем пример.

Бытует мнение, что однажды Нильс Бор, великий датский физик, выразил сомнение по поводу истинности одной из установленных физических гипотез лишь на том основании, что она не в полной мере сумасшедшая, чтобы быть истинной.

Парадоксальность современного научного направления заключается в том, что отбор научных гипотез, конкурирующих между собой по таким критериям, как оригинальность, нестандартность подхода, одновременным образом сопровождается ужесточением требований в плане их теоретической обоснованности, причем в рамках уже существующей науки.

Иными словами, мы как бы обречены находиться в русле культурно-исторических традиций науки, устоявшихся понятий причины и следствия, закона, времени, пространства и прочее.

Тем ценнее являются прорывные идеи, у которых есть предсказательная сила обнаружения тех или иных новых закономерностей и свойств в определенной предметной сфере или возможности экстраполяции их на новые сферы (как это случилось, к примеру, с синергетикой).

Гипотеза в работе

Разберем пример гипотезы работы, еще одной разновидности категории, если рассматривать ее не только в рамках права, а в общем смысле. Так, гипотеза в дипломной работе выступает как наиболее ценный методологический инструмент реализуемого исследования. Именно благодаря гипотезе научные изыскатели обнаруживают новые знания и идеи.

Это своеобразное предположение, следующее из теории. Стоит заметить, что существование подобного предположения, которое обозначается во введении работы, еще экспериментально не опровергнуто и не доказано.

В результате на протяжении всего исследовательского труда автору предстоит успешно доказать ложность или обнаружить истинность изучаемого объекта.

Примеры

Например, работа под названием «Мотивация работы управляющих работников». Гипотезой будет выступать следующее: «Стоит ожидать, что достижение наиболее высокого уровня мотивационной сферы управляющих работников тесным образом связано с максимальной успешностью в их деятельности профессионального плана».

В работе «Документооборот в организации» гипотезой послужат следующие строки: «Предполагается: если разрабатывать мероприятия, связанные с усовершенствованием документооборота фирмы с дальнейшим их внедрением в деятельность структуры, то существенно возрастет эффективность работы отдела документационного обеспечения предприятия в общем».

Заключительная часть

Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию гипотезы в праве, разобрали наиболее яркие примеры. Помимо этого, назвали области, в которых также широко используется гипотеза.

В заключение следует отметить, что современное понятие категории содержит элемент правовой нормы, указывающей на условия ее действия (иными словами, место, время, субъектный состав и прочее). Эти обстоятельства определяются через закрепление юридических фактов.

Так, гипотезу необходимо рассматривать как часть юридической нормы, которая указывает на жизненные факторы, при наличии которых конкретные субъекты вступают друг с другом в отношения.

Необходимо иметь в виду, что гипотезы бывают простыми и сложными. Так, простые указывают на единственное обстоятельство реализации нормы (например, в ст.

242 УПК РФ это неизменность состава судебного органа, выступающее в качестве условия рассмотрения дела). Сложные гипотезы предполагают несколько условий (к примеру, п. 1 ст.

72 СК РФ: родители могут считаться восстановленными в родительских правах, когда они изменили образ жизни, поведение и (или) отношение к воспитанию своего ребенка).

Три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию

17.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности. Обладатель права пожизненного наследуемого владения вправе передать земельный участок только по наследству.

ГК РФ предусматривает наследование по закону либо по завещанию.

Законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что «садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону». Следовательно, наследование таких земельных участков по завещанию запрещено.

ГК РФ предусмотрены особенности в отношении земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, в соответствии со ст. 258 ГК РФ земельный участок крестьянского (фермерского) хозяйства разделу не подлежит, кроме случаев прекращения крестьянского хозяйства. Следовательно, если наследников права пожизненного наследуемого владения несколько, а участок разделу не подлежит, то решается вопрос о переходе права пожизненного наследуемого владения земельным участком к одному из наследников и выплате остальным компенсации их доли.

Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения, вправе владеть и пользоваться земельным участком. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование.

Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.

2. Виды подзаконных актов.

На этой странице:

Они делятся на четыре основных группы: федеральные, субъектов РФ, муниципальные и акты организаций.

Федеральные подзаконные акты, в свою очередь, делятся на акты Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Посредством названных актов Президент оформляет решения, принятые им в целях реализации конституционных полномочий

3. Федеральные подзаконные акты

Федеральные подзаконные акты делятся на акты Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Указы Президента РФ являются нормативными правовыми актами, но они могут носить и ненормативный индивидуальный характер. Распоряжения Президента РФ в основном являются ненормативными.

Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ, утвержден распоряжением Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп.

См. также Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ». Приведем основные положения этого правого акта.

  • 1. Ответственность за качество проектов указов и распоряжений Президента РФ, их согласование с заинтересованными сторонами несут руководители органов федеральной исполнительной власти или структурных подразделений Администрации Президента РФ, которые вносят эти документы.
  • 2. Проекты указов и распоряжений Президента РФ вносятся письмом с пояснительной запиской, содержащей краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования, справочные и аналитические материалы.

Письмо с пояснительной запиской подписывается руководителем органа федеральной исполнительной власти, Руководителем Администрации Президента РФ или другим должностным лицом, ответственным за подготовку проекта указа или распоряжения.

  • 3. Проекты указов и распоряжений Президента РФ в необходимых случаях должны содержать пункт о возложении контроля за их выполнением.
  • 4. Проекты указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по кадровым вопросам подготавливаются Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров на основании соответствующих представлений.
  • 5. Проекты указов и распоряжений Президента РФ, содержащие вопросы, отнесенные к сфере ведения Правительства РФ, подлежат внесению на согласование в Правительство РФ.
  • 6. Проекты указов и распоряжений Президента РФ должны проходить юридическую экспертизу и редактирование в Государственно-правовом управлении Президента РФ и согласовываться (визироваться) помощником Президента РФ — начальником Государственно-правового управления Президента РФ или его заместителем, специально на то уполномоченным.
  • 7. Проекты указов Президента РФ нормативного характера должны проходить согласование с Министерством юстиции Российской Федерации.
  • 8. Проекты указов Президента РФ о признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента РФ в связи с принятием федеральных законов представляются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти или структурных подразделений Администрации Президента РФ в месячный срок с момента вступления в силу федерального закона с соблюдением требований, предусмотренных в пунктах 2,5,6 и 7 настоящего Порядка.
  • 9. Форма и сроки согласования (визирования) проектов указов и распоряжений Президента РФ, устанавливаются Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Руководителем Администрации Президента РФ.
  • 10. Проекты указов и распоряжений Президента РФ и обосновывающие материалы к ним принимаются Канцелярией Президента РФ после их рассмотрения и визирования Руководителем Администрации Президента РФ.

Приложения к указам и распоряжениям Президента РФ заверяются подписью Руководителя Администрации Президента РФ.

  • 11. Обеспечение установленного порядка подготовки и внесения для подписания проектов указов и распоряжений Президента РФ осуществляется Управлением информационного и документационного обеспечения Президента РФ.
  • 12. Документы, подготовленные с нарушением установленного порядка и не прошедшие необходимого согласования, могут быть возвращены руководством Администрации Президента РФ руководителям, внесшим проекты указов и распоряжений Президента РФ.

Особенности подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ установлены в Указе Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».

Проекты указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающие принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ:

  • — вносятся с приложением к представляемому проекту указа, распоряжения Президента РФ соответствующих связанных с ним проектов постановлений, распоряжений Правительства РФ;
  • — после их согласования в установленном порядке с заинтересованными органами государственной власти подлежат обязательному согласованию в Правительстве Российской Федерации.

Подготовка проектов указов, распоряжений Президента РФ в соответствии с поручениями Президента РФ осуществляется в установленные сроки.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. Приведем названный порядок.

Об опубликовании и вступлении в силу актов Правительства РФ см. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.

В целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральными законами «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» постановляю:

  • 1. Указы и распоряжения Президента РФ (далее именуются — акты Президента РФ), постановления и распоряжения Правительства РФ (далее именуются — акты Правительства РФ) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
  • 2. Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» http://www.rg.ru или в Собрании законодательства Российской Федерации http://www.szrf.ru/.

Об определении даты первого опубликования акта см. также постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П

Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно- технический центр правовой информации «Система»» Федеральной службы охраны Российской Федерации http://www.systema.ru/, а также федеральными органами государственной охраны.

  • 2.1 Официальным опубликованием акта Президента РФ считается первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov. ш), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.
  • 3. Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
  • 4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет Государственно-правовое управление Президента РФ, актов Правительства РФ — Аппарат Правительства РФ.
  • 5. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

6. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

  • 7. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
  • 8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

См. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.

О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования, см. Указ Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318.

  • 9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» втечение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения — издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система»» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны.
  • 10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
  • 11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
  • 12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

13. Правительству Российской Федерации:

в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и представить на утверждение Президента РФ перечень сведений конфиденциального характера;

в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.

Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?

Формально дробление закупок не запрещено нормами 44-ФЗ. Но если в ходе проверки антимонопольные инстанции придут к выводу, что заказчик дробит закупки умышленно, чтобы избежать конкурентных закупок, то ему грозит ответственность.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Понятие

44-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не содержат официального определения понятия «дробление закупки». Но на практике под ним понимается ситуация, когда вместо того, чтобы провести конкурентную закупочную процедуру, заказчик делит крупную закупку на несколько небольших, чтобы у него появилась возможность закупить товары и услуги неконкурентным способом через подписание контракта с единственным поставщиком.

Дробление может быть признано намеренным, если заказчику заранее была известна полная потребность в данных товарно-материальных ценностях, и у него отсутствовали препятствия для их закупки одной партией в рамках одного крупного контракта.

Обычно речь идет о дроблении крупной закупки на несколько закупок в пределах 100 тыс. р. Например, у заказчика есть постоянная потребность в канцтоварах. Вместо того чтобы закупить их одной крупной партией конкурентным способом, он регулярно закупает партию канцтоваров на сумму до 100 тыс. р. у одной компании. Мотивы таких действий заказчика понятны. Неконкурентная закупка позволяет ему сэкономить немало времени:

  1. Ему не нужно проводить рыночные исследования.
  2. Запрашивать цены поставщиков.
  3. Обосновывать НМЦК.
  4. Готовить закупочную документацию.
  5. Отчитываться о результатах исполнения контракта.
  6. Нет рисков, что процедура затянется на время рассмотрения жалоб в ФАС.

Но в таких закупках контролирующие инстанции наверняка обнаружат признаки дробления и тогда заказчику не избежать ответственности, которая не ограничивается только административной. Ведь в рамках законодательства о контрактной системе поставщик может пользоваться своим правом на проведение неконкурентной закупки в исключительных случаях.

Ограничивается ли дробление закупок законодательством

В рамках ранее действующего законодательства о госзакупках заказчику прямо запрещалось уходить от конкурентных способов выбора поставщика. Закупать у единственного поставщика товары, которые считались одноименными, в течение квартала можно было только в пределах лимитов. Указанные правила действовали в 94-ФЗ. В рамках 44-ФЗ они не предусмотрены.

Согласно действующей контрактной системе, проведенные неконкурентными способами закупки не соответствуют принципам эффективности, бюджетной экономии и результативности. Поэтому контролирующие инстанции пристально следят за тем, чтобы не возникало признаков дробления закупок.

При проверке госконтрактов, заключенных с использованием схемы дробления, контролирующие инстанции обнаруживают нарушения таких нормативно-правовых актов:

  1. Бюджетного законодательства (ст. 34 БК) в виде нарушения принципа эффективности и результативности использования бюджетных денег.
  2. Гражданского законодательства (ст. 170 ГК) в виде заключения притворных сделок для прикрытия крупного заказа. Это влечет за собой их признание недействительными.
  3. Закона о защите конкуренции (ст. 15 135-ФЗ) в виде нарушения принципа обеспечения конкурентной борьбы и необоснованного сокращения численности участников.

Признаки дробления закупки по 44-ФЗ

Контролирующие инстанции выявляют дробление закупок при их соответствии таким признакам, как:

  1. Наличие одинакового объекта госконтракта в нескольких небольших договорах.
  2. Небольшой промежуток времени между этими контрактами. В частности, если несколько госконтрактов подписываются в один день или в течение месяца.
  3. Один и тот же поставщик фигурировал в нескольких контрактах.

Сочетание нескольких указанных признаков указывает на то, что заказчик намеренно уходит от закупки через аукцион или конкурс. Но если заказчик сможет доказать, что он уходит от крупных закупок по объективным обстоятельствам, то он сможет избежать ответственности.

Например, если у заказчика отсутствуют складские помещения для хранения крупной партии товара, или проведение закупки конкурентным способом серьезно бы увеличило затраты заказчика на ее организацию и увеличило расходы бюджета.

Ответственность

В случае выявления факта дробления закупки заказчику грозит:

  1. Административная ответственность.
  2. Уголовная ответственность.

В рамках КоАП предусмотрены штрафные санкции для заказчика за нарушение законодательства. Размер штрафа зависит от того, по какой статье будет квалифицировано его деяние контролирующими инстанциями. В случае совершения им нарушения по ч. 1 ст. 7.29 КоАП при закупках с нарушениями 44-ФЗ заказчику полагается штраф в размере 30 тыс. р.

Если, по мнению ФАС, заказчик нарушил положения ч. 2 ст .7.29 КоАП (закупил товары у единственного поставщика, хотя должен был использовать конкурс или аукцион), то штраф для него возрастает до 50 тыс. р.

Подобные нарушения законодательства также грозят заказчику преследованием по ст. 286 Уголовного кодекса. Данная статья предполагает наказание за превышение должностных полномочий.

Наказание в рамках указанной правовой нормы может наступить при условии установления факта личной заинтересованности должностного лица в дроблении закупки. В судебной практике уже есть прецеденты уголовного наказания за дробление закупок в отношении лиц, которые влияли на способ выбора поставщика в личных интересах (заключали госконтракты со «своими» поставщиками с материальным интересом).

Вид уголовного наказания (штраф, принудительные работы или реальное лишение свободы) будет зависеть от размера причиненного ущерба сотрудникам. Он законодательно разделен на два типа: крупный (от 2,25 млн р. до 9 млн р.) и особо крупный – более 9 млн р.

Судебная практика

Судебная практика показывает, что для поставщиков участие в схемах закупок с дроблением имеет большие риски. Согласно положениям Гражданского кодекса, такие сделки могут быть признаны ничтожными, а подписанные договоры – недействительными. В результате заказчик вправе не оплачивать выполненные работы или поставленные услуги, так как контракт, который возлагает на него данное обязательство, отсутствует.

Так, в судебной практике есть решение Арбитражного суда, согласно которому, закупленные две партии компьютеров на сумму до 100 тыс. р. у одного поставщика были признаны незаконными. Заказчика приговорили к административной ответственности за отказ от проведения аукциона, а госконтракты признали недействительными.

Нередко в судах рассматривались дела, когда заказчики пытались оспорить наложение на них штрафа по результатам проверки ФАС. Но действующая практика говорит, что суды сегодня весьма редко встают на сторону заказчиков, если выявлены факты ограничения конкуренции.

Таким образом, прямого нарушения при дроблении закупки со стороны заказчика нет. Прямой запрет на дробление в 44-ФЗ отсутствует. Но если в ходе проверочных мероприятий будет выявлен факт, что он делал это умышленно, чтобы избежать проведения конкурентной закупки, то его могут привлечь к ответственности. За дробление закупки заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа до 50 тыс. р. или уголовное наказание, если своими действиями заказчик причинил крупный ущерб государству.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»