Гарантийные и компенсационные выплаты в трудовом праве

Гарантии и компенсации работникам

Понятие и виды гарантий и компенсаций работникам

Помимо заработной платы, работники в предусмотренных законодательством случаях могут получать и иные денежные выплаты от работодателя, имеющие иную целевую направленность. При этом трудовое законодательство использует различные понятия: гарантийные выплаты, гарантийные доплаты и компенсационные выплаты.

В соответствии с ч. 1 ст. 164 ТК РФ под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. В.И. Миронов отмечает следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда:

  • установление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре;
  • непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав;
  • обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда.

Гарантийными выплатами называются предусмотренные законом выплаты за периоды, когда работник по уважительным причинам фактически не исполнял своих трудовых обязанностей. От гарантийных выплат следует отличать гарантийные доплаты. Различие состоит в том, что если гарантийные выплаты предусматриваются за время освобождения по уважительным причинам от работы, то гарантийные доплаты устанавливаются в целях предотвращения необоснованного снижения заработка, когда работник выполнял свои трудовые функции.

Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Соответственно, компенсационными называются выплаты, которые имеют целью возместить (компенсировать) работнику расходы, связанные или с выполнением им трудовых обязанностей, или с переездом в другую местность и т.п. Эти выплаты производятся также при командировках, использовании работником принадлежащих ему инструментов, транспортных средств и иного имущества при выполнении трудовых обязанностей.

Рассмотрим указанные виды выплат работникам более подробно.

Гарантийные выплаты и доплаты

Гарантийные выплаты. Гарантийные выплаты представляют собой предусмотренные законом выплаты за периоды, когда работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей и был лишен возможности исполнять их по независящим от него причинам. Гарантийные выплаты могут производиться работникам в следующих случаях освобождения от работы:

  • в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей (ст. ст. 165, 170 ТК РФ);
  • в связи с обязательным медицинским обследованием (осмотром) (ст. 185 ТК РФ);
  • в случаях сдачи крови донорами (ст. 186 ТК РФ);
  • при предоставлении перерывов, которые по прямому указанию закона включаются в рабочее время (ст. ст. 109, 258 ТК РФ);
  • в случаях, предусмотренных законом, при совмещении работы с обучением (глава 26 ТК РФ);
  • в случаях, предусмотренных законом, при изменении или прекращении трудового договора и т.п.

Гарантийные выплаты в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей. На время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности должны осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности). Например, работодатель должен освободить работника от работы для явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя и т.п.

Так, согласно Федеральному закону «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», за время исполнения присяжным заседателем своих обязанностей соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленном законодательством для судей данного суда (ст. 11). Указанные гарантийные выплаты в этих случаях производятся органом, привлекающим работника к выполнению таких обязанностей. Аналогичные нормы предусмотрены в отношении арбитражных заседателей Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Гарантийные выплаты в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей также предусматриваются в связи с участием в обеспечении референдума, выборов. Так, согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» члену комиссии референдума с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии референдума в период подготовки и проведения референдума. За членом комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденным от работы на указанный период на основании представления комиссии референдума, сохраняется место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от работы. Порядок выплаты и размеры компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума. Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы (ст. 5). Например, это касается медицинского персонала, который привлекается к проведению мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы.

Гарантийные выплаты работникам, которые являются донорами крови. ТК РФ в ст. 186 закрепил гарантии работникам, являющимися донорами. В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. В случае если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. Работникам, являющимся донорами, предоставляется непосредственно после каждого дня сдачи крови дополнительный день отдыха. По желанию работника этот день присоединяется к ежегодному отпуску.

При безвозмездной сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.

Гарантийные выплаты при расторжении трудового договора. Гарантийные выплаты могут также производиться при расторжении трудового договора. Так, к гарантийным выплатам можно отнести выходное пособие, оплату вынужденного прогула и периода задержки выдачи по вине работодателя трудовой книжки (ст. 234 ТК РФ), сохранение среднего заработка на период трудоустройства за работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников (ст. 178 ТК РФ).

Статьей 178 ТК РФ предусматривается система выплат при увольнении работника по различным основаниям, что рассматривалось при анализе вопросов прекращения трудового договора по тем или иным основаниям.

Иногда данные гарантийные выплаты предусматриваются для отдельных категорий работников.

Например, ст. 181 ТК РФ устанавливает гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации (выплата в размере не ниже трех средних месячных заработков работника).

Гарантийные выплаты работникам, совмещающим работу с обучением. Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

  • для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
  • для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца;
  • для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Гарантийные доплаты. Кроме гарантийных выплат, законодательство предусматривает также гарантийные доплаты. К таким доплатам относятся, в частности, доплаты при переводах на нижеоплачиваемую работу, а также некоторые другие.

Так, трудовым законодательством предусмотрены гарантийные доплаты, обусловленные переводом работника на нижеоплачиваемую работу по состоянию здоровья на основании медицинского заключения, а также в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием (ст. 182 ТК РФ). По общему правилу при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода. Если же такое ухудшение здоровья было вызвано трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, то заработок по прежней работе сохраняется до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

Особым случаем перевода по состоянию здоровья является предоставление более легкой работы беременной женщине либо женщине, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). Такой перевод может иметь место по их заявлению при наличии медицинского заключения, подтверждающего необходимость предоставления более легкой работы (либо снижения норм труда). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе на все время перевода. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

Компенсационные выплаты

Компенсационные выплаты производятся с целью возмещения работнику затрат, произведенных им в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. Это может иметь место при командировках, использовании работником принадлежащих ему инструментов, транспортных средств и иного имущества, при выполнении трудовых обязанностей и т.п.

К сожалению, законодатель, дав легальное определение компенсации в ст. 164 ТК РФ, в иных нормах ТК РФ и других нормативно-правовых актах, содержащих нормы трудового права, использует данный термин не вполне корректно. Так, в некоторых статьях Трудового кодекса речь идет о компенсации за неиспользованные отпуска (например, ст. ст. 126, 127, 139). Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. В соответствии со ст. 180 ТК РФ при увольнении работника в связи с сокращением штата или ликвидацией организации работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока предупреждения об увольнении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения этого срока. Статья 181 ТК РФ называет компенсацией денежную выплату руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации. Статья 210 ТК РФ, помимо прочего, говорит об установлении компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Заметим, что во всех приведенных случаях речь не идет о материальных затратах, произведенных работником при исполнении трудовых обязанностей. Некоторые авторы полагают, что компенсироваться могут не только материальные, но и различного рода нематериальные затраты работников, например, моральные, физические, умственные и другие. Как представляется, если понимать термин «затраты, произведенные в связи с выполнением своих трудовых обязанностей» максимально широко, подразумевая физические и моральные затраты, то определенность понятия компенсации утрачивается.

Ведь при таком подходе и оплату труда тоже можно считать компенсацией затраченных работником физических и умственных усилий. В связи с этим остановимся только на тех компенсационных выплатах, которые наиболее полно соответствуют легальному определению компенсаций.

Компенсации в связи с направлением в служебные командировки. Служебная командировка согласно ст. 166 ТК РФ представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

Направление работника в служебную командировку осуществляется работодателем в соответствии с правилами, установленными Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки». Кроме того, в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ и указанному Положению, применяется Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 «О служебных командировках в пределах СССР».

Работники направляются в командировки по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Местом постоянной работы является место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором.

Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Однако служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути, не считаются командировкой (например, проводников поездов).

Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (компенсационные выплаты).

В частности, работникам, направляемым в служебные командировки, положены следующие компенсационные выплаты:

  • суточные за время нахождения в командировке;
  • расходы по проезду к месту назначения и обратно;
  • расходы по найму жилого помещения.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (в ред. от 14 мая 2013 г.). Согласно этому нормативному акту установлены следующие нормы возмещения затрат в связи со служебной командировкой:

  • расходы по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) — в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, — 12 рублей в сутки;
  • суточные — в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;
  • расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами.

При этом данным актом устанавливаются лимиты по стоимости проезда. Например, железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

Компенсации в связи с особыми условиями работы (работа в пути разъездной характер работы, работа в полевых условиях, работа экспедиционного характера). В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, трудящимся в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками следующие:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором или локальными нормативными актами.

В настоящее время данный вопрос во многом не урегулирован действующим законодательством.

Нет какого-либо нормативного акта, регламентирующего порядок и размеры предоставления таких компенсаций. Сохраняет свою силу в части, не противоречащей действующему трудовому законодательству, Постановление Совмина РСФСР от 12 декабря 1978 г. N 579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков» (в ред. от 22 июля 1981 г.).

Гарантии и компенсации при переезде на работу в другую местность. При переезде в другую местность по договоренности с работодателем (например, при переводе на другую работу) работникам выплачиваются (ст. 169 ТК РФ) следующие компенсации:

  • стоимость проезда работника и членов его семьи (кроме случаев, когда работодатель предоставляет соответствующие средства передвижения);
  • расходы по провозу имущества;
  • суточные за каждый день нахождения в пути;
  • единовременное пособие на самого работника и на каждого переезжающего члена семьи;
  • заработная плата за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более чем за шесть дней, а также за время нахождения в пути.

К членам семьи работника, на которых выплачиваются компенсации, относятся муж, жена, а также дети и родители обоих супругов, находящиеся на его иждивении и проживающие вместе с ним.

Стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества, а также единовременное пособие на них выплачиваются в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до истечения одного года со дня фактического предоставления жилого помещения.

Если работник переводится или принимается на работу на срок не свыше одного года и семья с ним не переезжает, то по соглашению сторон вместо выплаты единовременного пособия ему могут возмещаться расходы, связанные с временным проживанием в новом месте. Размер возмещения расходов не должен превышать половины размера суточных.

Все расходы по выплате компенсаций несет то предприятие, учреждение или организация, в которые переводится, направляется или принимается работник.

Работникам бюджетной сферы указанные гарантии и компенсации при переезде на работу в другую местность предоставляются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» (в ред. от 14 мая 2013 г.). В отношении работников других организаций (коммерческих) размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных данным нормативно-правовым актом. Согласно указанному Постановлению возмещение расходов работникам при переезде на работу в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) включают в себя следующее:

  • расходы по переезду работника и членов его семьи — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:
  • железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
  • водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
  • воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
  • автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);
  • расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 кг на работника и до 150 кг на каждого переезжающего члена его семьи
  • в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов железнодорожным транспортом;
  • расходы по обустройству на новом месте жительства: на работника — в размере месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки) по новому месту его работы и на каждого переезжающего члена его семьи — в размере одной четвертой должностного оклада (одной четвертой месячной тарифной ставки);
  • выплата работнику суточных — в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к новому месту работы.

В случае если заранее невозможно точно определить размер подлежащих возмещению расходов в связи с переездом работника, ему выдается аванс. При этом работник обязан вернуть полностью средства, выплаченные ему в связи с переездом на работу в другую местность, в следующих случаях:

  • если он не приступил к работе в установленный срок без уважительной причины (за вычетом понесенных расходов по переезду его и членов его семьи, а также по провозу имущества);
  • если он до истечения одного года работы (либо до окончания срока работы, определенного трудовым договором) уволился по собственному желанию без уважительной причины или был уволен за виновные действия.

Компенсация за использование личного имущества работника для выполнения своих трудовых обязанностей. Такая компенсация предусмотрена ст. 188 ТК РФ, согласно которой при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Размер и порядок выплаты этой компенсации определяются по соглашению между работником и работодателем, если размер и порядок выплаты компенсации не установлены в централизованном порядке.

В настоящий момент нормативно закреплены нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. Такие нормы установлены, например, Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (в ред. от 9 февр. 2004 г.).

Данным Постановлением установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией: легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно — 1200 рублей в месяц; свыше 2000 куб. см — 1500 рублей в месяц; мотоциклы — 600 рублей в месяц. Кроме того, коллективным договором или локальным актом могут быть установлены и иные, не предусмотренные законом компенсационные выплаты.

Обращение в ФАС с ходатайством о согласовании сделок и рассмотрении жалоб

Федеральная антимонопольная служба обладает правом контроля над некоторыми коммерческими сделками. С целью согласования позиций субъект хозяйствования может обратиться в ФАС с ходатайством.

Другие обращения, такие как подача заявления или жалобы основывается на подозрениях в нарушениях антимонопольного права компаниями, действующими в Российской Федерации.

С вопросами в службу вправе обращаться как граждане, выявившие неправомерные действия, так и руководители предприятий, которым требуется получение разрешения на совершение сделки.

Нормативная база

Ключевым нормативным актом, регулирующим права граждан в области обращений в государственные органы власти, является закон 59-ФЗ, принятый в 2006 году. Наряду с этим деятельность ФАС и её структурных единиц осуществляется на основании следующих НПА:

  • 135-ФЗ — о конкуренции и защите прав граждан в данной сфере;
  • 38-ФЗ — о рекламной деятельности;
  • перечень приказов федеральной антимонопольной службы, в частности № 294, отражающий регламент обращений в ведомство.

Также важно упомянуть КоАП РФ, в котором отражены потенциальные санкции, следующие в результате правонарушений.

Государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства

В соответствии с Постановлением Правительства № 331 от 30 июня 2004 года, контроль за тем, чтобы компании соблюдали антимонопольное законодательство, возложен на такое ведомство как ФАС. Организация является структурным подразделением исполнительной власти, то есть непосредственно контролируется правительством РФ и подчиняется ему.

Федеральная антимонопольная служба — это юридическое лицо, штаб-квартира которого находится в Москве, но есть и сеть территориальных единиц. Ведомство обладает своими печатями, с гербовым знаком, а также установленными формами и бланками.

Уполномоченный орган и его права

Ключевая функция уполномоченного органа состоит в принятии нормативных актов в области антимонопольного права, а также контроль за их соблюдением. Наряду с этим возложены следующие полномочия:

  1. Контроль над деятельностью компаний, которые связаны со смежными направлениями, например, с областью естественных монополий.
  2. Регулировка отношений в сфере рекламы.
  3. Наблюдение за потоком иностранных инвестиций в отрасли и предприятия, стратегически важные для развития государства.
  4. Контроль за размещением заказов и поставок на товары и услуг, которые используются государством и его учреждениями.

Статьи 22 и 23 закона 135-ФЗ регулируют права и обязанности ФАС в области антимонопольного законодательства.

Порядок назначения и проведения проверок

Инициатором проверки является руководитель территориального подразделения, он издаёт соответствующий указ, в котором указывается:

  • предмет;
  • сроки проведения;
  • нормативная база, исходя из которой, осуществляется проверка;
  • планируемые мероприятия.

Приказ считается действительным только при наличии подписи уполномоченного лица. Проверяемое лицо должно быть ознакомлено с документом до начала проведения мероприятий. Им может выступать как компания, так и индивидуальный предприниматель и государственный орган.

На законодательном уровне строго уточнён перечень оснований, по которым допустимо проводить проверку. Все сотрудники в ходе операции предъявляют свои удостоверения и приказ. Допустимо предъявление заверенной копии документа, если проверка проводится одновременно по нескольким адресам.

В рамках проведения операции, уполномоченные сотрудники вправе запрашивать информацию, содержащую сведения относительно деятельности компании, включая коммерческую тайну, чеки и приходно-расходные накладные. Однако не разрешено предоставлять персональные данные о сотрудниках, так как ФАС не обладает полномочиям для хранения и обработки информации такого типа.

После проверки составляет специальный акт с приложениями. Он формируется в двух экземплярах. Один — в орган, второй — проверяемому лицу. В течение пятнадцати дней допустима подача возражений.

Ситуации, в которых есть необходимость согласовать сделку с ФАС

Все случаи, когда невозможно проведение сделки без предварительного согласования с федеральной антимонопольной службой описаны в законе 135-ФЗ от 2006 года о конкуренции. Спрашивать разрешения ФАС нужно не всем субъектам рынка, а только тем, кто подходит хотя бы под один критерий из п. 1 ст. 28 закона 135-ФЗ:

  1. Стоимость активов приобретаемой компании превышает семь миллиардов рублей.
  2. Выручка предприятия, подлежащего покупке — не менее десяти миллиардов рублей за календарный год.
  3. Балансовая цена активов покупки составляет четыреста миллионов рублей.

Если такой покупатель в результате сделки станет владеть контрольным пакетом акций компании, то необходимо согласие ФАС. Например, ранее компания владела двадцатью пятью процентами, на что в своё время также получала разрешение. Теперь она приобретает ещё двадцать шесть, то есть суммарно получит пятьдесят один.

Обобщенно, согласование необходимо при:

  • покупке значительного пакета акций;
  • приобретении доли в компании с возможностью оказания влияния не неё.

Разрешение на совершении сделки действительно в рамках двенадцати месяцев, если за этот срок купля-продажа совершена не была, то требуется получение нового согласия.

Составление ходатайства в ФАС

Ходатайство в ФАС не имеет специализированной формы, прописанной в законе. В большинстве случаев стоит придерживаться образцов, принятых в юридической практике.

Составление документа предполагает указание планируемых действий и условий их проведения. Сведения должны быть правдивыми, максимально полными и подтвержденными. Попытка скрыть информацию приведёт не только к аннулированию разрешения, но и к административным санкциям.

Порядок составления

Порядок составления ходатайства, обращения или жалобы в ФАС предусматривает написание заявления в бумажной или электронной форме, которое будет содержать персональные идентификационные данные заявителя, полную информацию относительно предмета обращения и подпись лица, отправляющего материал.

Важно отметить, что отправка материалов не допустима по факсу, так как такой документ не заверен подписью. Допустимые формы: текст, написанный от руки или напечатанный на компьютере с проставленной чернилами подписью, а также электронное письмо с ЭЦП.

Срок рассмотрения, как правило, не превышает одного календарного месяца, а по некоторым вопросам занимает менее одной недели, в соответствии с приказом № 54 ФАС от 2006 года. Отсчёт времени начинается не с момента отправки, а со дня регистрации заявления в уполномоченном органе.

В рассмотрении документа может быть отказано, если:

  1. Предоставлена ошибочная или заведомо ложная информация относительно заявителя или предмета.
  2. Документ не поддаётся прочтению.
  3. В письме содержаться оскорбления, угрозы и нецензурная лексика.

Форма предварительного согласования ФАС

Документ оформляется в свободной форме, но должен содержать в себе все базовые принципы и сведения:

  1. Информация о лицах, являющихся акционерами или владельцами ценных бумаг.
  2. Документы, отражающие обстоятельства совершения сделки.
  3. Опись прилагаемых материалов.

В дополнение к ходатайству прикладывается пакет документов, отражающих правомерность действий. Важным материалом является и квитанция об оплате государственной пошлины. В 2018 году она составляет 35 тысяч рублей, согласно 89 пункту 333.33 статьи Налогового Кодекса РФ.

Если компания или гражданин не подали документацию в случаях, положенных по закону, то на нарушителя налагаются административные санкции в виде денежного штрафа. Размер определяется организационно-правовым статусом организации и должностью лица:

  1. Физические лица платят до 2,5 тысяч рублей.
  2. Руководители — до 20 тыс.руб.
  3. Предприятия штрафуют на сумму от 300 до 500 тыс.руб.

Жалоба в ФАС и основания для ее подачи

К обязательным аспектам в документе относятся:

  • реквизиты органа, в который осуществляется подача обращения — название и адрес территориального отделения;
  • контактная информация о заявителе с обязательным указанием телефона и ФИО;
  • сведения об учреждении или лице, в деятельности которого обнаружены правонарушения;
  • описание самого противоправного действия, подкреплённое материалами, доказывавшими факт нарушения.

Сегодня подача допустима как в письменной форме, так и в электронном виде. В обоих вариантах требуется подкрепление подписью.

При составлении жалобы человеку следует придерживаться нормативных актов, регулирующих процедуру рассмотрения обращений граждан. Главное чётко изложить информацию, предоставить все возможные материалы-доказательства и соблюсти процедуру.

Документы для скачивания (бесплатно)

Ответственность субъектов хозяйствования

За нарушение антимонопольного законодательства граждане и организации привлекаются к административной ответственности в виде денежных штрафов.

В большинстве случаев нарушения связаны с непредоставлением своевременно информации относительно деятельности компании. Более серьёзными случаями являются неправомерные действия в сфере торговли в виде контроля над уровнем цен, недопущения новых продавцов на рынок.

Размер санкций определяется статусом лица, в соответствии со статьей 14.9 КоАП:

  • граждане и индивидуальные предприниматели – 1,5-3 тысячи рублей;
  • должностные лица, руководители и уполномоченные сотрудники – 10-30 тысяч рублей;
  • предприятия и фирмы — от 200 тысяч до полумиллиона рублей.

За особо крупные махинации предусмотрена уголовная ответственность для инициаторов, а также принудительное дробление компаний, с целью восстановления конъюнктуры рынка. Подробно информация представлена в 178 статье УК РФ.

Порядок обжалования решений ФАС

В 2018 году порядок обжалования решений федеральной антимонопольной службы происходит в судебном порядке. В первую очередь необходимо составить исковое заявление, которое включает в себя:

  1. Сведения о территориальной единице ФАС, которая рассматривала обращение и проводила проверку.
  2. Номер акта, который стал результатом проведённых мероприятий.
  3. Позиция истца, подкреплённая правовыми актами, а также его требования.
  4. К материалу прикладывается копия документа, на оспаривание которого подаётся исковое заявление.

Подача иска осуществляется в Арбитражный суд РФ. Требуется оплатить пошлину, которая равна 3 тысячам рублей, в ст. 333.21 НК РФ.

Об основах и перспективах антимонопольного регулирования в России рассказано в сюжете ниже.

Глава 1. Преступление и наказание по законам ману

    1. 1.1 Общие понятия уголовного права

Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой появлялось в нормах уголовного права. В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие как: ответственность за преступления совершенные на территории ;изгнание преступника.

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Уголовное право ,представлено в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития .

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины(обстоятельства, смягчающие вину; обстоятельства, отягчающие вину; обстоятельства, освобождающие от вины); рецидив- совершение преступления не менее двух раз в течение именно одного года (ст.334 гл. VIII «Пусть царь для предупреждения (повторения преступления) отнимет у вора именно ту часть тела, которой он действует против людей.» и ст.277 гл. IX «При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.»)1;соучастие (ст.278 гл. IX «Дающих (ворам) огонь, пищу, оружие, приют, укрывателей краденного государю следует наказывать, как воров.»); тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий: принцип талиона («око за око, зуб за зуб») ст. 279 гл. VIII»Тот член, каким человек низший ударит высшего, именно он – у него должен быть отрезан, таково предписание Ману.» ; ордалии- Божий суд ст.114 гл. XIII «Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.»(ст.115гл.XIII » Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.»)1 ; принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Хорошо в ЗМ отражено и такое понятие, как рецидив. Законодатель повышал ответственность за неоднократно совершенное правонарушение: «при первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни» (ст. 277 гл. IX)2. В связи с понятием «рецидив» важное значение приобретает содержание ст. 373 главы VIII, в которой раскрывается данное понятие: «на виновного (однажды и опять) обвиненного в течение года…». Это дает основание пред- полагать, что под рецидивом понималось совершение преступления не менее двух раз в течение именно одного года.

К обстоятельствам, освобождающим от ответственности, относились также голод, нужда, т. е. в Древней Индии был известен такой институт как крайняя необходимость. В ст. 341 главы VIII записано, что «дваждырождённый путник, лишенный средств существования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника или два (съедобных) корня, – не должен платить штраф»3.

Если вести речь о составе преступления, то по Законам Ману каждый его элемент (субъект, объект, субъективная и объективная стороны) не остался без внимания законодателя и, как правило, учитывался при назначении наказания.

Субъектом преступления мог быть любой человек, который совершил преступление, в том числе и царь. Так, согласно ст. 111 главы VII «Царь, который по неразумению беспечно мучит свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни». Закон предписывал царю наказывать каждого виновного, так как «для царя ничего не значит имя того, кто не исполняет своей дхармы» (ст. 335 главы VIII). Но вид и форма наказания зависели от состава преступления, в том числе и субъекта: был ли виновный «простым» человеком или относился к варнам, был ли виновный по принадлежности к варне равным с потерпевшим или принадлежал к более низкой варне. Иногда законодатель особое внимание обращал на пол виновного(мужчина или женщина), на возраст (девушка, женщина, дети, старики),на занимаемую должность (служащий, советник, судья, царь),

на физическое состояние (пьяница, больной) и другие особенности субъекта.

Особенно четко выразил свое отношение законодатель к наличию умысла у виновного, т.е. к субъективной стороне преступления. Правда, такая четкость присуща не всем нормам права, только отдельным.

Статья 242 главы IX предусматривала, что виновные в осквернении ложа гуру, принадлежащие к четырем варнам и «совершающие эти преступления ненамеренно, заслуживают лишения собственности, но (совершающие) намеренно – (и) изгнания», т.е. наличие умысла в данном случае значительно увеличивает ответственность за содеянное. Говоря об объективной стороне, необходимо отметить, что законодатель прямо предписывал всегда ее устанавливать и учитывать при назначении наказания, т.е. действие или бездействие, время, способ совершения деяния, его последствия и т.д. Так, ст. 324 главы VIII содержала предписание, что «при похищении крупных животных, оружия и лекарственных трав царю следует накладывать наказание, рассмотрев время и обстоятельства дела», а в ст. 272 главы IX предусматривалось наказание лиц, «назначенных для охраны в областях…,(но) бездействующих при нападении…». Кража, совершенная ночью и путем «пролома (в стене дома)», влекла не только особенно мучительную форму смертной казни («посадить на острый кол»), но и мучительную форму телесного наказания( членовредительную, путем отрубания обеих рук), которая осуществлялась до смертной казни.

Автограф и подпись

Говоря о личной подписи человека, в повседневной жизни мы часто не разделяем понятия «подпись» и «автограф». Мы считаем два этих слова синонимичными. Так ли это?

Толковый словарь Ожегова характеризует автограф как «собственноручную, обычно памятную надпись или подпись», а подпись — как «собственноручно написанную фамилию». При рассмотрении этих понятий в ключе личной подписи человека очевидны сходства и различия. Попробуем рассмотреть их подробнее.

Каждый человек — индивидуальность, у каждого есть свои привычки и предпочтения. Поэтому каждый из нас выбирает себе такую личную подпись, которая удобна именно для него. Что это означает? Кто-то предпочитает придумать подпись из своих инициалов (вензеля), у кого-то это будет просто его фамилия, у кого-то — лихо закрученные символы, зачастую понятные только ему одному. Но чаще всего в качестве личной подписи, конечно, выбирают небольшую модификацию собственной фамилии с добавлением художественных элементов.

Таким образом, мы возвращаемся к разделению понятий «автограф» и «подпись». Какое определение для личной подписи было бы наиболее корректно? В случае если человек подписывает официальные документы, его подпись является именно «подписью» в буквальном смысле этого слова. Здесь очень важен юридический момент: личная подпись человека часто является последним штрихом при оформлении сделок, обязательно её наличие в различных документах, договорах, на кредитных картах.

А если, допустим, автор расписывается в своей книге на память читателю? Такую роспись можно назвать уже автографом: определение этого понятия указывает на преимущественно «памятный» и «сувенирный» аспект.

Подводя итог, можно сказать, что нет большой разницы между понятиями «автограф» и «подпись», но в целом понятие подписи носит более формальный характер.

Вернуться к списку