Фсфр, что это?

Какие санкции предусмотрены для учредителей за несвоевременную оплату долей в уставном капитале?

Компания ГАРАНТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Какого-либо наказания или ответственности для учредителей (участников) ООО за несвоевременную оплату долей уставного капитала законодательством не предусмотрено. Однако несвоевременная оплата долей уставного капитала может повлечь предусмотренные законодательством последствия, а именно переход неоплаченной доли или ее части к обществу и последующую ее продажу.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества и не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. При этом доля каждого учредителя общества может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости.

На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину (п. 3 ст. 90 ГК РФ, п. 2 ст. 16 Закона N 14-ФЗ).

Доля учредителя общества, если иное не предусмотрено уставом общества, предоставляет право голоса только в пределах оплаченной части принадлежащей ему доли (п. 3 ст. 16 Закона N 14-ФЗ).

Таким образом, на момент государственной регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества.

На основании п. 3 ст. 90 ГК РФ последствия нарушения учредителями общества указанной обязанности должны определяться Законом N 14-ФЗ.

С 1 июля 2009 г. вступила в силу новая редакция Закона N 14-ФЗ, в соответствии с которой утратили силу положения п. 2 ст. 20 Закона, на основании которого неполная оплата уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации являлась основанием к принятию обществом решения о его ликвидации, а также п. 3 ст. 23 Закона, согласно которому доля участника общества, который при его учреждении не внес в срок свой вклад в уставный капитал, в полном размере переходила к обществу.

В новой редакции Закона N 14-ФЗ предусмотрен п. 3 ст. 16, в соответствии с которым в случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены ст. 24 указанного Закона.

В силу п. 2 ст. 24 Закона N 14-ФЗ в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале к обществу они должны быть предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

При этом продажа доли или части доли участникам общества, в результате которой изменяются размеры долей его участников, а также продажа доли или части доли третьим лицам и определение иной цены на продаваемую долю осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Доли, принадлежащие обществу, не учитываются при определении результатов голосования на общем собрании участников общества, при распределении прибыли общества, также имущества общества в случае его ликвидации (п. 1, п. 4 ст. 24 Закона N 14-ФЗ).

Не проданная в течение года доля или часть доли в уставном капитале общества должна быть погашена, и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли.

В ныне действующей редакции Закона N 14-ФЗ в случае неполной оплаты доли в уставном капитале по истечении года с даты государственной регистрации общества к обществу переходит не вся доля участника, а только ее неоплаченная часть.

Неоплата долей уставного капитала общества по истечении года с даты его государственной регистрации не является основанием для принятия обществом решения о ликвидации. Однако общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ (п. 1 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации юридического лица по таким основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Поэтому в случае, если ООО было зарегистрировано с нарушением требований п. 3 ст. 90 ГК РФ и п. 2 ст. 16 Закона N 14-ФЗ об оплате уставного капитала на момент государственной регистрации не менее чем наполовину, к нему может быть предъявлен иск о ликвидации соответствующими органами государственной власти (налоговыми органами).

По смыслу статей 13, 51, пункта 2 статьи 61 ГК РФ регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в том случае, если она не соответствует закону и иным правовым актам и одновременно нарушает охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Допущенные при создании юридического лица нарушения могут являться основанием для признания его регистрации недействительной при невозможности их устранения.

Судебная практика по данному вопросу исходит из того, что если нарушения закона на момент рассмотрения дела отсутствуют или устранены, то заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены (смотрите, в частности, постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 декабря 2007 г. N Ф03-А24/07-1/3622, ФАС Северо-Кавказского округа от 26 июля 2001 г. N Ф08-2257/2001).

Во избежание наступления неблагоприятных последствий при выявлении факта неоплаты или неполной оплаты уставного капитала общества рекомендуем учредителям (участникам) ООО устранить подобные нарушения путем оплаты своих долей (частей долей) в самые короткие сроки.

К сведению:

Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 2 Закона N 14-ФЗ участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Доля участника общества может быть отчуждена до полной ее оплаты только в части, в которой она оплачена (п. 3 ст. 21 Закона N 14-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Левинская Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Клиринговая деятельность — что это?

Все мы хотим при заключении каких-либо сделок обезопасить себя от возможных неприятностей. Сегодня мы расскажем вам, как защитить свои права в торговых операциях, что для этого нужно. Рассмотрим основные засады клиринга.

Что такое клиринг?

Клиринг – безналичные расчетные операции между юридическими субъектами: странами, компаниями, предприятиями, предусматривающие продажу товаров, ценных бумаг, оказание услуг.

Этапы клиринга

  1. Осуществление биржевой сделки контрагентами (брокерами, дилерами) по запросам клиентов.
  2. Ее проверка по необходимым условиям: объем, цена и др.
  3. Сопоставление и проверка документов по купле-продаже ЦБ.
  4. При необходимости уточнение, внесение коррективов в параметры сделки.
  5. Ее регистрация.
  6. Получение подтверждения статуса субъекта сделки ее участниками, окончательное установление условий.
  7. Выдвижение взаимных требований ее сторонами: количество и разновидности купленных и проданных ЦБ, сумма платежа, комиссионные по вознаграждению контрагентам.
  8. Выполнение необходимых торговых операций.
  9. Оплата по операции покупателем и поставка ценных бумаг продавцом.
  10. Поступление денежных средств на счет покупателя, подтверждение этой операций путем предоставления документации по сделке депозитарию.
  11. Предоставление выписки из реестра или депозитария о получении ЦБ покупателем.

Существуют ограничения по времени на каждом этапе.

Период проведения расчетных операций вычисляется по формуле: Д=Т+n: Т – дата сделки, n – количество дней, через которые средства будут зачислены на счет покупателя.

По международным стандартам добавляется еще один день для выявления разногласий, внесения коррективов в данные, принятия решения об отмене или отложении сделки.

Клиринговая деятельность

Направлена она на установление взаимных требований участниками сделки, ведение расчетных операций по поставкам ЦБ и поступлению денежных средств на баланс покупателя. Это лицензированная профессиональная деятельность на фондовой бирже, которая ведется операторами (брокерами, дилерами).

Если в процессе клиринга участие берет более двух сторон, то специализированная лицензия на занятие этой деятельностью является обязательной.

Совмещение клиринга с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг невозможно. Исключением есть работа организатора торговли или депозитария.

Клиринговая деятельность включает:

  • сбор и проверка данных по торговым операциям;
  • выдвижение взаимных обязательств участниками сделки;
  • неттинг – установление компромисса между встречными обязательствами;
  • определение нетто-обязательств;
  • подготовка итогов по клирингу, ведение документов бухгалтерского характера, поддержание своевременных выплат и погашения нетто-обязательств.

Участники клиринговой деятельности

Являются участники торгов и брокеры, которые могут обслуживать нескольких клиентов и непосредственного участия в торгах не берут.

Могут быть индивидуальными и общими. В первом случае субъект сделки есть участником и клиринга, и торгов одновременно.

Две категории:

  • «Б» – допускается к клирингу с частичным обеспечением,
  • «В» доступа к нему не имеет.

Общим участником есть брокер, имеющий право на частичный клиринг (категория «О»). Второе его название — контрагент.

Требования к нему:

  1. Исполнение одного из условий:
    обладание капиталом в размере 50 000 000 руб. и больше;
    собственные средства не менее 20 000 000 000 руб., высокий рейтинг по долгосрочной кредитоспособности в РФ, а по международным стандартам не меньше, чем на один уровень ниже.
  2. Лицензия на проведение банковских операций по русских рублях и иностранной валюте и на ведение клиринговой деятельности.
    Обособленный клиент – непосредственный участник торгов или клиент участника торгов, который может выдвигать, изменять обязательства в установленном порядке клиринга.

Чтобы зарегистрироваться в качестве обособленного клиента нужно:

  1. открыть отдельный клиентский Расчетный код.
  2. написать заявление.

Клиринговая организация

Потому, что взаимные расчеты трудно регулировать одному человеку, большинство операций на рынку ЦБ решается клиринговыми организациями, через которые проходят процессы сравнения данных, клиринга и расчета.

Бывают общего и специального типа. Центры общего типа работают с ценными бумагами – акциями и облигациями, а специальные – с опционами, вариантами и др..

Специфика: создаются как для конкретной торговой системы, так и для всего национального рынка.

Их деятельность осуществляется таким образом:

  1. предоставление данных в расчетный центр, их сравнение;
  2. взаимный зачет общих требований;
  3. проведение клиринговой операции.

По законам России такие организации действуют по праву субституции, то есть принимают на себя обязательства участника клиринга и становятся контрагентами. Они могут действовать как самостоятельно, так и через договор с депозитарием и банками.

Информация по сделкам сохраняется на протяжении 5 лет. Регуляция клиринга осуществляется через договора.

Создание фондовых бирж служить обеспечением устойчивости клиринговых организаций. Источниками средств выступают ценные бумаги, денежные средства.

В зарубежной практике с такими целями используют клиринговые учреждения, расчетные палаты, банки.

Функции клиринговой деятельности

  1. составление, направление, контроль за выполнением требований по документации на основе перевода денежных средств и поставки ценных бумаг;
  2. контроль за обязательствами после совершения сделки;
  3. управление и противостояние рискам, которые возникают в процессе выполнения обязательств по сделкам на фондовой бирже.

Функции финансовой части процесса клиринга

Финансовая деятельность — совокупность действий, определяющих размеры счетов, необходимых для уплаты. Отображает возможность рисков на рынке ценных бумаг, то есть включает фьючерские операции.

К ее основным функциям относят:

  • аккумуляцию первоначальной маржи (депозита);
  • аккумуляцию переменной маржи, осуществление расчетных платежей;
  • управление рисками, информирование участников об изменениях на рынке ЦБ;
  • порядок использования гарантийных фондов.

Клиринговые корпорации

Клиринговая корпорация — биржевая организация, осуществляющая расчетные и поставочные операции максимально быстро и эффективно. Другие названия: «клиринговые фирмы», «клиринговые палаты».

Подобно клиринговой организации берет на себя функцию посредника между покупателем и продавцом, занимает офсетную позицию между участниками сделки.

Закон о клиринге и клиринговой деятельности

Действует с 01.01.2012.

Клиринговую деятельность рассматриваем как упрощенный порядок заключения рынковых сделок. Таким образом оформить ее становится намного проще, потому как вам нужно только оплатить итоговую сумму проданного или купленного и для этого не обязательно вступать в контакт с противоположной стороной.

Основные положения:

  1. Определяет взаимообязательства: сбор, сверка, коррекция данных, подготовка отчетов, зачет денежных поступлений.
  2. Иногда клиринг осуществляться на основе договоров как срочная сделка.
  3. Предметом клиринга могут быть: ЦБ, валюта, денежные поступления, товары, права на имущество.
  4. Определяет обязательства индивидуального и коллективного характера.
  5. Рассказывает о засадах клиринговой деятельности и клиринговой организации.
  6. Устанавливает порядок приобретения лицензии и минимальный размер стартового капитала для открытия клиринговой организации в размере 100 млн. рублей.

Основные понятия

Неттинг – прекращение взаимотребований допустимым образом в полном или частичном объеме.

Контрагент – посредник между участниками торгов, через которого заключаются договора.

Права его обеспечены спецтребованиями: заключение договора возможно без согласия на это участника сделки. Убытки контрагенту могут быть распределены между двумя сторонами.

Мировой опыт клиринговых расчетов

Кроме национальных клиринговых организаций существуют и международные.

Среди них:

  1. “FedWire” – самая крупная сеть федеральных банков США, в которой участвуют 3, 5 тыс. кредитно-финансовых институтов. Оборот до 12 раз в течение дня.
  2. “Европейская клиринговая система” (ЕКС) включает 321 ассоциацию, действует с 1986 года. Это централизованная система нетто-расчетов по международным платежах в европейских странах, которая управляется частными банками.

Основные черты организации клиринга и расчетов на мировых биржах

  1. Параллельное функционирование валовых и нетто-расчетов, что повышает надежность платежной системы и снижает уровень рисков.
  2. Свободный доступ к национальным и международным банкам, проведение операций между ними.
  3. Избежание расходов на поддержание связи с расчетными системами.
  4. Много заявок, большой объем работы.
  5. Уменьшения стоимости операций.
  6. Избежание ошибок при транзакциях.
  7. Управление ликвидностью.
  8. Увеличение денежного оборота.

В дальнейшем планируется:

  • уменьшение издержек по расчетным операциям;
  • сокращение сроков по расчетам, введение фиксационного времени на их проведение;
  • увеличение интернационализации, расширение деятельности путем привлечения других стран.

Осуществить это можно с помощью дематериализации ценных бумаг, перехода на электронную систему расчетов, унификацию расчетных периодов на бирже.

Проводить покупку ценных бумаг самостоятельно или через посредника — ваш выбор. Желаю вам успехов в заключение и осуществление подобных сделок!

Как стать сертифицированным специалистом российского финансового рынка? Что такое аттестат ФСФР России? Кому он точно пригодится? Как его получить?

Профессиональным участникам финансового рынка для работы необходимо наличие специального квалификационного аттестата ФСФР России.

Наличие квалификационных аттестатов ФСФР является необходимым условием для лиц, занимающих руководящие и контролирующие должности в организациях-участников финансового рынка, а также для специалистов, осуществляющих операции с ценными бумагами, дающих поручения об их осуществлении или подписывающих внутренние отчеты и исходящие документы, связанные с осуществлением таких операций. Полный перечень лиц, которым необходимо иметь аттестаты, приведен в приложении № 1 к Положению о специалистах финансового рынка, который можно посмотреть на сайте ЦБ РФ.

Например, частным трейдерам и «любителям» такой аттестат для работы не нужен. Однако знания, полученные при подготовке к его получению, могут пригодиться как в работе на «дядю», так и в инвестировании личного капитала (самостоятельно либо через посредника), поскольку, с одной стороны, подготовка к экзамену позволит подтвердить или расширить личные познания в сфере инструментов, правил и норм функционирования фондовых рынков, с другой, обеспечит инструментарием для контроля работы других участников рынка (например, для выявления опасных игроков или отсеивания недобросовестных посредников).

Кроме того, наличие такого аттестата – преимущество для некоторых весьма интересных вакансий в мире финансов. Этот аттестат требуется в большинстве организаций, так или иначе связанных с деятельностью на фондовом рынке. Иногда компании сами оплачивают обучение и попытки сдачи экзамены для своих сотрудников. Поэтому обзавестись им иногда стоит даже если это не обязательно для Вашего текущего трудоустройства.

! ПОДРОБНО ! узнать о том, как строить свою карьеру в финансовой сфере и какие инструменты, сертификаты и “приемчики” для этого понадобятся Вы можете из нашего курса:

? Онлайн курс: Карьера в финансах

Что стоит за аббревиатурой ФСФР?

ФСФР расшифровывается как «Федеральная служба по финансовым рынкам». На самом деле это старое название организации, которую упразднили. В 2013 году она вошла в структуру ЦБ РФ и сейчас существует в виде службы по мониторингу финансового рынка, которая контролирует работу бирж, брокеров, микрофинансовых и страховых компаний, кредитных рейтинговых агентств, а также иных профессиональных участников финансового рынка (за исключением банков).

Поскольку эта служба призвана следить за качеством и прозрачностью услуг всех профессиональных финансовых посредников, она же и устанавливает требования для проведения их аттестации и формирует программу экзаменов, которая находится в открытом доступе (например, ).

Однако сама служба не занимается проведением экзаменов. Для этого существуют аккредитованные организации (<- нажмите, чтобы скачать список). Поэтому чтобы записаться на экзамен, нужно выбрать одну из этих организаций. Важно знать, что условия проведения экзамена могут несколько отличаться в различных компаниях, хотя экзамены проводятся на основе рекомендаций ФСФР (однако программа и вопросы одинаковы для всех).

Что такое аттестат ФСФР?

Аттестат ФСФР – это официальный документ, подтверждающий, что его обладатель является квалифицированным специалистом в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев (выдается в бумажном формате с печатью).

Кроме того, Банк России также ведет реестр аттестованных лиц, поэтому зная серию и номер аттестата, можно всегда проверить статус этой «бумажки». Несмотря на то, что аттестат является бессрочным, он может быть аннулирован за грубые и неоднократные нарушения законодательства о ценных бумагах (те, чьи аттестаты были аннулированы, затем еще 3 года не допускаются к сдаче экзаменов). Список аннулированных аттестатов также публикуется на сайте регулятора.

Аттестат можно получить, сдав два экзамена: сначала базовый, а затем специализированный. При этом, можно сдать несколько специализированных экзаменов для получения аттестатов по нескольким направлениям деятельности (при этом базовый экзамен достаточно сдать только один раз!).

Существуют следующие виды аттестатов ФСФР (каждому соответствует свой экзамен и программа):

Экзамен Деятельность организации на финансовом рынке (лицензируется)
Базовый (аттестат не выдается)
Первой серии (1.0) Брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами
Второй серии (2.0) Клиринговая деятельность и деятельность по проведению организованных торгов
Третьей серии (3.0) Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
Четвертой серии (4.0) Депозитарная деятельность
Пятой серии (5.0) Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами
Шестой серии (6.0) Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов
Седьмой серии (7.0) Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению
Банк России

Базовый экзамен включает в себя вопросы:

  • об организации рынка ценных бумаг в России,
  • эмиссии и обращении ценных бумаг,
  • институтах коллективного инвестирования,
  • государственных ценных бумагах,
  • об основах ведения предпринимательской деятельности и корпоративного права,
  • регулирования финансового рынка,
  • финансовой математики и статистики,
  • об основах бухучета и финансовой отчетности,
  • налогообложения на финансовом рынке,
  • об основах функционирования мировых финансовых рынков.

Как видно, перечень вопросов базового экзамена достаточно широкий и пригодиться в работе большинству специалистов, желающих строить карьеру в мире корпоративных финансов и инвестиций. Поэтому наибольшей популярностью пользуется аттестат серии 1.0, т.к. его программа (в сочетании с базовым экзаменом), является наиболее «универсальной» для карьеры в финансах (например, подойдет для финансовых и инвестиционных аналитиков, портфельных управляющих, специалистов в сфере инвестбанкинга и хеджирования рисков, биржевых трейдеров и брокеров).

Как получить аттестат ФСФР?

Один экзамен длится около 2 часов. Существует заранее ограниченное количество вопросов к экзамену (например, в базовом их 1500), из которых на реальный экзамен выбираются около 80. Поэтому при подготовке можно пройти все возможные вопросы, используя тренажеры. На многих сайтах, например finexam.ru, представлены базы вопросов с ответами для самопроверки. Для успешной сдачи экзамена необходимо ответить примерно на 70% вопросов (существует минимальный проходной бал).

Вопросы обновляются регулярно, особенно, в связи с нововведениями в законодательстве о рынке ценных бумаг в России. Так, например, последний раз экзаменационные вопросы были обновлены 1 апреля 2017 года.

Каждая попытка сдачи экзамена (базового и специализированного) оплачивается отдельно. Один экзамен стоит сейчас 2000 рублей. Таким образом, на получение одного аттестата нужно потратить минимум 4 000 рублей. Отдельно также оплачиваются курсы подготовки и тренажеры (но всегда есть возможность готовиться самостоятельно).

Обучение можно пройти на базе всех аккредитованных организаций в нескольких городах России (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Оренбурге). Самые известные центры — это Учебный центр МФЦ, НАУФОР, Учебный центр «СКРИН».

После успешно пройденного экзамена (результат можно узнать сразу), аттестат выдается в течение 15 рабочих дней: лично либо через доверенное лицо. Повторно попытаться сдать экзамен можно только платно. Количество попыток не ограничено. Дерзайте!

Инструкции П-6 и П-7

Группа Компаний ПРОТЭК > Отгрузка товаров и оказание услуг > Инструкции П-6 и П-7

Процедура приемки товара является краеугольным камнем в отношениях между поставщиком и покупателем. Для поставщика важно определить момент перехода рисков гибели или повреждения товара и «привязать» к нему момент, когда покупатель должен произвести определенные действия, направленные на получение товара. Покупатель в свою очередь заинтересован в том, чтобы получить товар надлежащего качества, а не кота в мешке.

ГК РФ предписывает, чтобы порядок передачи и условия проверки качества товара, которые будут применяться поставщиком и покупателем, были одними и теми же и чтобы они соответствовали правилам, установленным законом, иными правовыми актами. То есть согласование условий и порядок приемки товаров по количеству и по качеству должны быть прописаны в договоре поставки. И чем точнее в договоре будет описан весь процесс, начиная с получения товара от поставщика или перевозчика и заканчивая составлением актов и рекламаций, тем меньше у сторон шансов стать участниками судебного разбирательства.

Один из способов обезопасить себя от недоразумений, связанных с приемкой товара, – это следовать «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6 (далее – Инструкция П-6), и «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7 (далее – Инструкция П-7).

Вышеуказанные инструкции максимально точно описывают порядок приема передачи продукции по количеству и качеству, а учитывая широкую номенклатуру продукции у нас на остатках, достаточно сложно учесть и отразить в договоре все возможные нюансы приема-передачи товара.

Приемка товара по количеству

Инструкцией П-6 прямо установлены возможные места приемки товаров цитата: «по весу брутто и по количеству мест продукции, поставляемой в таре». Такими местами могут выступать:

склад поставщика – при вывозе продукции получателем (самый простой вариант – получатель (или уполномоченное им лицо) пересчитывает товар и удостоверяет своей подписью количество указанное в товарной накладной);

склад покупателя(получателя) – при доставке продукции поставщиком. В этом случае при обнаружении расхождений между фактическими данными и данными, указанными в сопроводительных документах, покупатель обязан потребовать от перевозчика составления соответствующего акта. В этом случае приемка товара должна производиться как минимум двумя сотрудниками, назначаемыми руководителем организации.

В акте о недостаче продукции необходимо указать:

— наименование и адрес отправителя (поставщика);

— дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной;

— дата отправки продукции со склада отправителя;

— дата прибытия продукции (время доставки) продукции на склад получателя;

— сведения о том, что взвешивание проводилось на исправных и прошедших поверку весах;

— состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции;

— точное количество недостающей продукции (каким способом определено ее количество) и ее стоимость;

— заключение о причинах и месте образования недостачи.

Инструкция П-6 также регламентирует сроки приемки продукции. Учитывая ассортимент номенклатуры представленный на складах нашей компании, необходимо руководствоваться частью «а» пункта 9:

«Приемка продукции производится в следующие сроки:

а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре,- в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;…»

Если выразиться проще, то сроки приемки продукции равны срокам выгрузки транспортного средства. Хочу еще раз обратить внимание, что сложность изложения инструкции связана с тем, что она описывает все возможные варианты передачи товара, а также все возможные виды транспорта.

Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то покупатель обязан:

— приостановить дальнейшую приемку;

— обеспечить сохранность продукции, не допуская при этом ее смешивания с другой однородной продукцией;

— составить акт с подписями всех проверяющих и вызвать для участия в продолжении приемки и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя либо изготовителя. Если отправитель (изготовитель) находится в другом городе, то обязанность вызова его представителя должна быть установлена специальными правилами либо договором.

Не стоит забывать, что вышеуказанные действия производятся покупателем только в случае передачи товара на складе покупателя (т.е. когда мы производим доставку), если имеет место самовывоз, то приемка покупателем по количеству производится на нашем складе!

Для иногородних и одногородних отправителей Инструкцией П-6 предусмотрен различный порядок реагирования на вызов представителя. Так, иногородний отправитель (изготовитель) обязан в течение 24 ч ответить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в дальнейшей приемке. Отсутствие ответа в указанный срок дает покупателю право осуществить приемку в еще до истечения срока явки представителя (три дня без учета времени, необходимого для проезда). Представитель одногороднего отправителя обязан явиться не позднее чем на следующий день.

Даже если представитель отправителя не явился по вызову получателя, последний должен привлечь к проверке представителя либо другого предприятия, либо общественности. Получатель имеет право провести одностороннюю проверку только в случае, если отправитель дал на это свое согласие. Замечу однако, что на практике стороны часто стараются закрепить за собой право односторонней приемки товара с составлением соответствующего акта и предоставлением его поставщику в дальнейшем вместе с претензией уже в ходе обсуждения условий договора. У нас в компании это не практикуется.

Акт должен быть составлен в тот же день, когда проводилась приемка и была выявлена недостача, подписан членами комиссии (состоящей, как правило, не менее чем из трех человек) и утвержден руководителем организации-получателя.

Приемка товара по качеству

В процессе выгрузки товара из транспортного средства или при получении его на складе поставщика получатель обязан осуществить первый этап проверки качества товара – осмотр на предмет наличия внешних повреждений тары (упаковки) либо самого товара. Инструкция П-7 предписывает получателю товара в ходе приемки груза от органов транспорта проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.

Приемка по качеству и комплектности товара производится, как правило, на складе получателя. Сроки на проведение этой процедуры по обыкновению устанавливаются договором поставки.

Для выявления скрытых недостатков Инструкция П-7 предоставляет получателю четырехмесячный срок. При обнаружении таких недостатков покупатель должен в пятидневный срок составить соответствующий акт.

В Инструкции П-7 дано и определение скрытых недостатков товара: «Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции».

Например гнутый хлыст балки или швеллера не является «скрытым» недостатком, т. к. этот недостаток возможно было обнаружить при «обычной для данного вида продукции проверке» в момент получения продукции, а вот непровар шва у электросварной трубы будет считаться «скрытым» недостатком.

В случае выявления дефектной или некомплектной продукции, как и при приемке по количеству, получатель обязан приостановить приемку, составить акт, в котором будет указано количество осмотренной продукции и характер выявленных дефектов, а также вызвать представителя отправителя (для одногороднего – обязательно, для иногороднего – в предусмотренных правилами или договором ситуациях).

Сроки явки представителя, оформление его полномочий и порядок участия в приемке продукции аналогичны установленным Инструкцией П-6. Если представитель отправителя так и не явился, получатель вправе привлечь к участию в приемке товара по качеству эксперта торгово-промышленной палаты своего региона.

Приемка продукции по качеству и комплектности должна производиться в точном соответствии со стандартами, техническими условиями и другими обязательными для сторон правилами и нормами.

Это значит что фразы типа «металл ржавый» или «мне не нравится продукция» не могут являться основанием для отказа от приемки или вызова представителя. Т. е. любое несоответствие по качеству должно иметь ссылку на соответствующий пункт ГОСТа сведения об измерительных приборах которыми это несоответствие было выявлено.

Например, согласно пункта 4.9 ГОСТ 3262-75 толщину стенки у трубы измеряют микрометром соответствующему ГОСТ 6507-90 или стенкомером по ГОСТ 11358-89 с обоих концов трубы, контроль наружного диаметра проводят гладкими микрометрами по ГОСТ 6507-90, калибрами-скобами по ГОСТ 2216-84 или ГОСТ 18362-73, а длину труб измеряют рулеткой по ГОСТ 7502-89. Поэтому когда клиент у себя на объекте измеряет рулеткой или линейкой толщину стенки трубы, как ему кажется выявляет несоответствие и при этом желает вызвать представителя поставщика,- будем вынуждены его разочаровать. Все измерения должны производиться строго соответствующим инструментом!

Также раздел 2 («Технические требования») все того же ГОСТа 3262-75 содержит подробные описания допускаемых отклонений по качеству и список не допустимых дефектов.

На основе полученных результатов приемки продукции по качеству и комплектности составляется акт о фактическом качестве и комплектности товара. Перечень сведений, которые должны содержаться в этом документе, фактически совпадает с приведенным выше перечнем, касающимся проверки продукции по количеству, с учетом, конечно же, того факта, что приемка проводилась в отношении качества и комплектности.

Следует отметить, что арбитражные суды не принимают в качестве доказательства несоответствия полученного товара обещанному качеству акты, составленные с нарушением требований, установленных Инструкцией П-7.

Акт подписывается всеми членами комиссии, если же кто-то из них не согласен с ним, об этом делается соответствующая отметка. Точно так же составляется и акт о скрытых недостатках продукции. Если между отправителем и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их появления, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз или другой компетентной организации. Отправитель или изготовитель вправе опротестовать заключение эксперта в вышестоящей организации или суде. Копия заявления направляется другой стороне.

Итак подытожим тезисно:

  1. При самовывозе передача товара по количеству происходит у нас на складе и после того как машина его покинула вероятность удовлетворения претензии клиента очень мала;

  2. При доставке товара клиенту передача по количеству происходит в месте получения продукции. Все претензии по количеству предъявляются только в присутствии нашего водителя (который является нашим представителем). После того как машина покинула склад клиента вероятность удовлетворения претензии клиента по количеству, опять же очень мала;

  3. Для подачи претензии по качеству у клиента есть больше времени (обычно оговаривается договором поставки), для «скрытых» дефектов срок до 4 месяцев;

  4. Претензии по качеству принимаются только при наличии ссылки на конкретный пункт ГОСТа или иного НТД.

В заключение хочу добавить, что не смотря на то что мы являемся приверженцами строгого выполнения формальностей, мы всегда готовы к диалогу и найти выход из запутанных ситуаций. Например клиент покупает у нас с доставкой 6 тонн арматуры, а на объекте у него отсутствуют соответствующие крановые весы. Есть следующие варианты:

  1. мы предоставляем ему фотографии весов отгружаемого товара;

  2. представитель клиента лично присутствует при отгрузке на складе и вместе с нашей машиной следует к себе на объект.

Текст Ст. 57 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Комментарий к Ст. 57 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет основные правила, регламентирующие обязанность уплачивать налоги и сборы. Эта обязанность имеет особое значение и для человека, и для государства. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета. Отметим, что Конституция РФ, в отличие от конституций некоторых зарубежных государств, не предусматривает целей взимания налогов.

Для государства налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций, поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов. В свою очередь, налоги — это законный способ изъятия частной собственности, плательщики в течение нескольких веков боролись за установление четких гарантий защиты от произвола органов власти по установлению налогов и сборов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам: +7 (499) 653-60-72 — доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 — доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 — доб. 242 (Регионы РФ)

Отметим, что Конституция России в установлении подобных гарантий очень лаконична. В силу этого особый вес имеет каждое слово комментируемой конституционной нормы.

Конституция РФ в ст. 57 называет два источника пополнения бюджета — налоги и сборы. Основные признаки налога были определены в 1998 г. Конституционным Судом РФ, рассматривавшим его как индивидуальный безвозмездный платеж, последствием неуплаты которого является принудительное изъятие соответствующих денежных средств*(268). Позднее определения налога и сбора были закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что обязанность уплачивать налоги и сборы установлена в отношении как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства («каждый обязан платить…»). При этом порядок уплаты налогов данными категориями лиц различен.

Важным принципом, прямо не закрепленным в Конституции РФ, но введенным в правовую систему Конституционным Судом РФ, следует считать принцип баланса публичных и частных интересов, являющийся основой правового регулирования порядка налогообложения в РФ*(269). При формулировании данного принципа Конституционный Суд РФ вывел на первое место публичные интересы, что, по нашему мнению, противоречит ст. 2 Конституции РФ.

Таким образом, несмотря на краткость нормы комментируемой статьи Конституции РФ, Конституционный Суд России создал развитую систему правового регулирования системы налогов и сборов в РФ. Причем в некоторых случаях Суд явно вышел за пределы нормы и истолковал ее чрезмерно широко. Таково, например, Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации»*(270), в котором Суд ввел понятие реальности затрат на уплату НДС как необходимого условия вычета по НДС; или определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 93-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тайга-Экс» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации»*(271), в котором Суд подтвердил конституционность норм, устанавливающих требования к оформлению счетов-фактур. Данные правовые позиции, по нашему мнению, ни прямо ни косвенно не вытекают из положений комментируемой статьи и должны быть полностью отданы на усмотрению законодателю.