Федеральный закон о наименованиях географических объектов

«Комментарий к Федеральному закону от 18.12.1997 n 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (постатейный) (Кулакова О.С.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАИМЕНОВАНИЯХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 27.10.2008 N 191-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Наименования географических объектов являются ценнейшими памятниками духовной культуры человечества, частью культурного и исторического наследия народов. Они передаются от поколения к поколению. Географические названия призваны в течение веков хранить память народа о его прошлом. Название каждого географического объекта индивидуально и отражает какие-либо его особенности. При помощи наименований географических объектов эффективно решаются разнообразные исторические, географические и лингвистические задачи. Важное практическое значение названий географических объектов приобретает их способность указывать, где находится тот или иной объект, где произошло то или иное событие. Эта функция наименований географических объектов используется во всех видах жизнедеятельности человека и общества: работа органов образования, военной обороны страны, милиции, налоговой службы, почты, транспорта. Комментируемый Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, содержит в себе нормы, касающиеся нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации.
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
1. Статья 1 комментируемого Федерального закона содержит в себе определения основных понятий, которые используются для целей данного Закона.
Согласно этой статье под географическими объектами следует понимать существующие относительно устойчивые, имеющие определенное местоположение целостные образования Земли.
Рассмотрим указанные в статье понятия подробнее.
Итак, «материк, или континент — крупный массив земной коры, большая часть поверхности которого выступает над поверхностью Мирового океана в виде суши.
В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида.
Материки не следует путать с частями света. Если части света — понятие, введенное людьми, то существование материков — объективная реальность, сложившаяся в результате движения литосферных плит» .
———————————

«Океан (Мировой океан) — водная оболочка, покрывающая большую часть земной поверхности (четыре пятых в Южном полушарии и более трех пятых — в Северном). Лишь местами земная кора вздымается над поверхностью океана, образуя континенты, острова, атоллы и т.д. Хотя Мировой океан представляет собой единое целое, для удобства исследования отдельным его частям присвоены различные названия: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны» .
———————————

«Море — часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Некоторые моря являются частью другого моря (например, Эгейское море — часть Средиземного). Термин также используется для наименования очень больших озер с горько-соленой водой, которые не имеют естественного стока, таких как Каспийское, Аральское и Мертвое моря, а также крупных искусственных водоемов, например Обское море, Московское море, Грозненское море, Краснодарское море, Минское море и Киевское море» . В международных конвенциях понятие «море» не используется, а рассмотрен правовой режим территориального моря (см. ст. 1.1 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 г., а также нормы Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., в частности ст. 2, определяющую правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр). Также в международных актах рассмотрен правовой режим открытого моря, принципов, в соответствии с которыми государства — участники Конвенции должны пользоваться открытым морем; указаны правила плавания судов, действия, считающиеся пиратством, а также содержатся требования для государств принимать меры для предупреждения загрязнения открытого моря от погружения радиоактивных отходов.
———————————

В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере — в соотношении к ширине входа в него, — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега.
«Пролив — водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части «. В ст. 42 упомянутой Конвенции ООН по морскому праву содержатся требования к законам и правилам государств, граничащих с проливами, также Конвенцией установлены виды проливов.
———————————

В соответствии со ст. 12.1 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. остров представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе. Обычно острова представляют собой часть территории того или иного государства.
В ранее действовавшем Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ были даны определения многих понятий. В новом Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ и вообще в российском законодательстве не дано юридическое определение понятий озер, водохранилищ, прудов, обводненных карьеров. Но в естественной науке (прежде всего в гидрологии) данные понятия имеются.
Итак, «река — это естественный постоянный водоток со своими истоком и устьем, русло которого отчетливо выражено» .
———————————
Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. 2-е изд., доп. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2007.
«Озера — естественные поверхностные водоемы, представляющие собой заполненные водой котловины земной поверхности, не имеющие непосредственной связи с морем» .
———————————
Железняков Г.В. и др. Гидрология, гидрометрия и регулирование стока. М.: Колос, 1984. С. 24.
Что касается ледников, то это «масса льда преимущественно атмосферного происхождения, испытывающая вязко-пластическое течение под действием силы тяжести и принявшая форму потока, системы потоков, купола (щита) или плавучей плиты» .
———————————

Про пустыни можно сказать, что это «тип ландшафта, характеризующийся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной. Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Отдельно выделяют снежные пустыни (в Антарктиде и Арктике — арктическая пустыня). Самая известная песчаная пустыня — Сахара, занимающая всю северную часть африканского континента. Близки к пустыням полупустыни (опустыненные степи), также относящиеся к экстремальным ландшафтам» .
———————————

Под автономной областью следует понимать национально-территориальное образование субъектов РФ. Например, в настоящее время существует Еврейская автономная область. Автономная область находится в составе Российской Федерации. Статус автономной области определяется Конституцией РФ и уставом автономной области, принимаемым ее представительным органом. Автономная область имеет право издавать законы в пределах компетенции, предоставленной ей ст. 72 и ст. 73 Конституции РФ. Автономная область в составе Российской Федерации пока осталась одна — Еврейская автономная область, другие же автономные области преобразованы в республики.
В состав Российской Федерации входят 4 автономных округа: Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Автономный округ, являясь субъектом Российской Федерации, может входить в состав края, области. В настоящее время из 4-х автономных округов 3 входят в состав краев и областей. Например, в состав Российской Федерации сейчас входит Чукотский автономный округ, который вышел из состава Магаданской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».
Район — название низовой административно-территориальной единицы в субъекте РФ. На уровне района осуществляется местное самоуправление.
Согласно ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ аэропорт — это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Особо следует обратить внимание на то, что законодательство относит к географическим объектам также республики, края, области, города и так далее. Согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и законодательство. Республика вправе устанавливать наряду с русским свой государственный язык. Этот язык употребляется в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик совместно с государственным языком Российской Федерации. Республика не может входить в состав других субъектов Российской Федерации, а также включать в себя субъекты Российской Федерации. Край, область, город федерального значения имеют свой устав и законодательство и, согласно п. 4 ст. 66 Конституции РФ, также не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации. Что касается городов федерального значения, то в Российской Федерации их два: Москва и Санкт-Петербург. Главное их отличие от других субъектов Российской Федерации заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования. Например, на сегодняшний день в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге — 111. При этом сами города муниципальными образованиями не являются. В соответствии с п. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации города федерального значения не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно изменениям, внесенным в комментируемый Федеральный закон от 27 октября 2008 года, к географическим объектам теперь относятся также административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты. Ранее вышеперечисленные объекты не входили в сферу регулирования ФЗ «О наименованиях географических объектов». В связи с внесенными изменениями в ФЗ «О наименованиях географических объектов» понятие «географические объекты» значительно расширяется. Закон устанавливает исчерпывающий перечень объектов, расположенных на территории Российской Федерации, которые относятся к географическим. В комментируемом Федеральном законе теперь слова «поселения» заменены на слова «населенные пункты». Населенные пункты являются административно-территориальными единицами, их статус и границы теперь устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации об их административно-территориальном устройстве.
Следует отметить, что ранее вопрос о переименовании либо присвоении наименования, например улуса, всегда вызывал споры. Было не совсем понятно, в чьей компетенции находится присвоение наименования либо переименования данного объекта, какой именно государственный орган вправе решать указанные вопросы.
Например:
Так, в деле N 92-Г06-8 о противоречии федеральному законодательству Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1027 ВХ-1 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва» суд пришел к выводу, что субъекты Российской Федерации правом переименования географических объектов не наделены. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 177 «Вопросы реализации Федерального закона «О наименованиях географических объектов» определено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов является Федеральная служба геодезии и картографии России (в настоящее время — Федеральное агентство геодезии и картографии). Присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов относятся к ведению Российской Федерации. В документах и иных изданиях употребляются нормализованные наименования географических объектов. Произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искаженных наименований географических объектов не допускаются (подробнее см. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2006 г. N 92-Г06-8).
Заметим, что действие ФЗ «О наименованиях географических объектов» не распространяется на объекты, расположенные внутри городов и других поселений. Данный Федеральный закон вообще не содержит правовой нормы, касающейся присвоения наименования таким объектам. Как мы видим из содержания комментируемой статьи, например, улицы не относятся к основным понятиям, используемым в настоящем Федеральном законе. Так на основании каких нормативных правовых актов улицы получают свое название? Ведь этот вопрос тоже немаловажен. Городские улицы, площади, парки, пруды также относятся к историческому и культурному наследию народов Российской Федерации. Согласитесь, что, например, та же Красная площадь в г. Москве играет важную роль в истории нашей страны.
Присвоение наименования либо переименование городских улиц, площадей, парков осуществляются на основании нормативных правовых актов субъектов РФ. Обычно выносится постановление либо решение городской думы данного субъекта.
В качестве примера можно привести решение тюменской городской Думы от 30 мая 2006 года N 383 «О порядке присвоения наименований улицам, площадям, другим объектам дорожной инфраструктуры, остановочным пунктам общественного городского транспорта и другим частям городского округа». Данный нормативный правовой акт определяет Порядок присвоения наименования либо переименование улиц, площадей и других городских объектов. Согласно вышеуказанному решению городской

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главами 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Сроков давности для подачи заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Лица, имеющие право совершать нотариальные действия

К лицам, имеющим право совершать нотариальные действия, относятся:

    1. нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;
    2. нотариусы, занимающиеся частной практикой (например, нотариус в Екатеринбурге);
    3. должностные лица органов местного самоуправления, наделенные правом совершения нотариальных действий;
    4. должностные лица консульских учреждений;
    5. иные должностные лица, которые в исключительных случаях могут совершать отдельные нотариальные действия.

Нотариусы

Ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I устанавливает, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы

    1. работающие в государственной нотариальной конторе или
    2. занимающиеся частной практикой.

Они обладают равными правами и обязанностями, оформленные ими нотариальные документы имеют одинаковую юридическую силу.

Однако, ст. 36 Основ определяет, что к исключительной компетенции нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, относится

    1. выдача свидетельства о праве на наследство;
    2. принятие мер к охране наследственного имущества.

При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Должностные лица местного самоуправления

См. Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденную приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256.

Статья 37 Основ устанавливает, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия:

    1. удостоверять завещания;
    2. удостоверять доверенности;
    3. принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;
    4. свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
    5. свидетельствовать подлинность подписи на документах;
    6. удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    7. удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
    8. удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
    9. удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
    10. удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
    11. удостоверяют время предъявления документов;
    12. удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
    13. удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений, главам местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления муниципальных районов может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

Должностные лица консульских учреждений

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Ст. 38 Основ устанавливает, что должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

    1. удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
    2. принимают меры к охране наследственного имущества;
    3. свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
    4. свидетельствуют подлинность подписи на документах;
    5. свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
    6. удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
    7. удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
    8. удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
    9. удостоверяют время предъявления документов;
    10. совершают морские протесты;
    11. удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    12. удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Подробнее

Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены консульским учреждением Российской Федерации, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в Федеральную нотариальную палату в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, утвержденном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Федеральная нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами Российской Федерации (см., например, Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»).

Иные должностные лица, которые в исключительных случаях могут совершать отдельные нотариальные действия

К данным лицам относятся:

    • главврачи больниц, их заместители;
    • дежурные врачи больниц;
    • начальники мест лишения свободы;
    • капитаны судов;
    • командиры воинских частей и др.

Перчень нотариальных действий для каждой категории лиц ограничен специальными инструкциями.