Эксплуатация опасного производственного объекта без лицензии

Ростехнадзор разъясняет: Получение лицензии на эксплуатацию ОПО

Письмо Ростехнадзора от 13.11.2017 N 11-00-19/9945 «О лицензировании»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 13 ноября 2017 г. N 11-00-19/9945 О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, и сообщает следующее.

Одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.

Таким образом, в заявлении о предоставлении лицензии в графе «адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности» необходимо указывать адрес места нахождения опасного производственного объекта в точном соответствии с адресом, содержащимся в документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании.

Начальник Правового управления Д.А.ЯКОВЛЕВ

Вопрос от 09.04.2018:

Прошу разъяснить, признается ли положительным заключением экспертизы промышленной безопасности (в соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492), заключение экспертизы промышленной безопасности на техническое устройство с выводом заключения «объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии выполнения соответствующих мероприятий в отношении технического устройства» при условии выполнения эксплуатирующей организацией соответствующих мероприятий в рамках установленных заключением сроков.

Ответ: В соответствии с пунктом 27 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, в случае если объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности, заключение экспертизы промышленной безопасности может содержать вывод о том, что объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений.

Полагаем, что к «положительному заключению экспертизы промышленной безопасности» может относиться заключение экспертизы, содержащее в том числе и вышеуказанный вывод.

Вопрос от 19.07.2018:

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий».

При получении лицензии на эксплуатацию газовых сетей потребуется ли экспертиза промышленной безопасности на нежилое производственное здание, в которое входит эта газовая сеть (сварочно — сборочный цех). У соискателя лицензии в аренде газовые сети и часть помещений в этом здании.

Ответ: Согласно пункту 7 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

В соответствии с пунктом 4 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г, № 492, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, в том числе, является наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах.

Вопрос от 19.09.2018:

Организация (владелец ОПО) не переоформила лицензию на эксплуатацию ОПО. Для переоформления лицензии проводится экспертиза зданий и сооружений, технических устройств. Эксперт при проведении экспертизы промышленной безопасности в заключении делает вывод «объект не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности» по причине того, что не переоформлена лицензия на эксплуатацию ОПО. Имеет ли право эксперт делать такой вывод и получит ли владелец лицензию, если в составе документов на получение лицензии будет приложена такая экспертиза?

Ответ: В соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Службы от 14 ноября 2013 года №538 (пункт 21.1., 21.3) при проведении экспертизы анализируются документы, относящиеся к объекту экспертизы (зданиям и сооружениям, техническим устройствам).

Заключения экспертизы промышленной безопасности с выводом «не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности» будет принято в соответствии с требованиями пунктов 7 б,в, 8 г,д, 9 б,в «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года №492.

Вопрос от 11.01.2019:

Прошу разъяснить, допускается ли в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии указывать реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление (переоформление) лицензии, в случае, если реквизиты данного документа были указаны в комплекте документов, представленном в лицензирующий орган ранее, и по которому был осуществлен возврат документов, представленных для предоставления государственной услуги по заявлению о прекращении предоставления государственной услуги.

Ответ: Правовым управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрено обращение (вх. № 100/354 от 14.01.2019) об уплате государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47) в случае, если организация, обратившаяся с заявлением о предоставлении (переоформлении) лицензии, отозвала свое заявление до момента принятия лицензирующим органом соответствующего решения, то уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.

Учитывая изложенное, реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины могут быть использованы только для одного заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии.

Вопрос:

Есть ли какие-либо законодательно установленные сроки для получения лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта: с момента начала эксплуатации или с момента регистрации в реестре?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Согласно п. 3 статьи 49 части I Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2019 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе осуществлять лицензируемую деятельность только со дня, следующего за днём принятия решения о предоставлении лицензии.

За осуществление деятельности без оформленной в установленном порядке лицензии законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

На основании изложенного организация (индивидуальный предприниматель), планирующая эксплуатировать опасный производственный объект, самостоятельно принимает решение о направлении в лицензирующий орган соответствующего заявления о предоставлении лицензии, так как эксплуатация этого объекта без оформленной в установленном порядке лицензии не допускается.

Вопрос от 20.05.2019:

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, имеет ли право филиал (или представительство) иностранного юридического лица являться соискателем лицензии на деятельность по производству маркшейдерских работ.

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение от 20.05.2019 (без номера), зарегистрированное в Ростехнадзоре 21.05.2019 № 100/8847, сообщает.

Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) ограничения в части выдачи лицензий иностранным юридическим лицам не установлены — согласно пункту 5 и 6 статьи 3 указанного закона: соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии; лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

Таким образом, документы для оказания государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности предоставляются органом юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющим право без доверенности действовать от его имени, либо представителем этого юридического лица, действующим на основании доверенности. При этом заявителем на оказание государственной услуги является непосредственно юридическое лицо, а не его филиал или представительство, которое представляет комплект заявительных документов.

Однако следует обратить внимание, что ограничения к осуществлению иностранными юридическими лицами видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории Российской Федерации, могут быть установлены международными договорами (например, согласно пункту 2 Индивидуального национального перечня ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках Евразийского экономического союза для Российской Федерации, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 112, деятельность, на осуществление которой требуется лицензия, может осуществляться только юридическими лицами Российской Федерации или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке в Российской Федерации).

Вопрос от 04.07.2019:

Согласно п.п. «а» п. 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492), для получения лицензии соискатель лицензии должен направить или представить в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях).

Согласно п. 1 ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, достаточным ли будет, в соответствии с п.п. «а» п. 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, представить в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих право собственности на сооружение (газопровод, находящийся на земельном участке, принадлежащем другому лицу), без предоставления копии документов, подтверждающих право собственности (иное законное основание) на земельный участок.

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение от 04.07.2019 (без номера), зарегистрированное в Ростехнадзоре 05.07.2019 № 100/12477, сообщает.

Согласно части 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.

В соответствии с частью 3 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.

На основании изложенного, предоставление в лицензирующий орган копии договора аренды опасного производственного объекта, являющегося объектом недвижимости, будет являться достаточным условием для соблюдения требований подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492.

Письмо Ростехнадзора от 31.07.2019 N 11-00-15/7456 «О лицензировании»

Вопрос от 13.07.2019:

Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Опасный производственный объект «Сеть газопотребления» (3-го класса опасности) соискателя лицензии состоит из наружного и внутреннего газопровода котельной, площадки газифицированной котельной и ее оборудования, а также из газовой части газоиспользующего оборудования.

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, достаточно ли в заявлении о предоставлении лицензии (в перечне адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (на эксплуатацию данной Сети газопотребления) указать только адрес земельного участка, на котором находятся все перечисленные выше объекты, либо необходимо дополнительно указывать адреса зданий и сооружений (наружного газопровода и здания котельной, находящихся на данном земельном участке).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение от 15.07.2019 вх. № 100/13129, поступившее по информационным системам общего пользования, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее -Федеральный закон № 99-ФЗ) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 данного Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

На основании изложенного, в позиции «Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности» указываются непосредственно адреса каждого эксплуатируемого опасного производственного объекта, а не земельного участка, на котором они размещены.

См.также:

  • Ростехнадзор разъясняет: Получение лицензии на эксплуатацию ОПО
  • Ростехнадзор разъясняет: Переоформление лицензии
  • Ростехнадзор разъясняет: Виды работ в лицензии на эксплуатацию ОПО
  • Ростехнадзор разъясняет: Подтверждение права собственности на здания и оборудование

ПОВАЛЬНЫЙ ОБЫСК

Смотреть что такое «ПОВАЛЬНЫЙ ОБЫСК» в других словарях:

  • Повальный обыск — см. Дознание через окольных людей … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • повальный обыск — в русском уголовном процессе до 1864 г. один из элементов предварительного следствия, состоявший в том, что все жители данного околотка (участка) опрашивались относительно жизни и поведения заподозренного. В послереформенном процессе в виде… … Большой юридический словарь

  • Повальный обыск — уголовно процессуальная процедура XVI XVII вв., одна из форм послушества, опрос группы свидетелей … Краткий словарь историко-правовых терминов

  • ОБЫСК ПОВАЛЬНЫЙ — ПОВАЛЬНЫЙ ОБЫСК … Юридическая энциклопедия

  • ОБЫСК — ОБЫСК, обыска, муж. 1. Осмотр кого чего нибудь органами власти с целью обнаружения вещественных улик преступления. Произвести обыск. Подвергнуть обыску. Личный обыск. Повальный обыск. 2. Опрос, дознание, допрос (старин.). Учинить обыск. || Опрос… … Толковый словарь Ушакова

  • ПОВАЛЬНЫЙ — ПОВАЛЬНЫЙ, повальная, повальное. Поголовный, охватывающий многих или всех. Повальный обыск. ❖ Повальная болезнь (разг.). эпидемическое заболевание. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ОБЫСК ПОВАЛЬНЫЙ — (см. ПОВАЛЬНЫЙ ОБЫСК) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • повальный — ая, ое. Охватывающий всех, многих; поголовный, массовый. П. обыск. П ое увлечение. П ая разруха. П ая одержимость. П. грипп. П. психоз. ◁ Повально, нареч. Роком увлеклись все повально. Повальность, и; ж … Энциклопедический словарь

  • повальный — ая, ое. см. тж. повально, повальность Охватывающий всех, многих; поголовный, массовый. Пова/льный обыск. П ое увлечение. П ая разруха. П ая одержимость … Словарь многих выражений

  • Шмон великий — Повальный обыск … Словарь криминального и полукриминального мира

Ретроактивная дата

Страхование как направление деятельности оперирует специфическими терминами, позволяющими наиболее точно показать нюансы договора. К таким понятиям относится ретроактивная дата. С точки зрения этимологии ретроактивная — действующая в прошлом периоде. Таким образом, ретроактивная дата — это точка отсчета в прошлом, до заключения договора страхования, на которую распространяются условия страховки.

В каком виде страхования распространено понятие?

Ретроактивный период — это время от ретроактивной даты до дня заключения договора страхования. Договор предполагает защиту на случай негативных событий, причины которых возникли в прошлом, до даты заключения договора. Соответственно, такого рода дополнения в обязательства будут практически бессмысленны при личном страховании, поскольку даже если гражданин пострадает от заболевания, доказать, что оно началось в прошлом периоде и протекало бессимптомно на момент медицинского освидетельствования при заключении договора, будет крайне сложно. Пункт о применении ретроактивного периода наиболее часто встречается в агросфере, строительстве, изыскательских работах.

Пример ретроактивной страховой сделки

Фермер страхует свой будущий урожай пшеницы. Кроме града, заморозков, засухи причиной низкой урожайности могут стать некачественные семена, например, зараженные вредителем. Договор страхования заключается весной, перед посевом. Ретроактивной датой наиболее логично указать первые дни прошлого периода, когда были заготовлены семена. Знать наверняка, заражены семена или нет, на момент посадки невозможно. Если всхожесть семян окажется невелика и урожайность в итоге окажется низкой — фермер получит страховое возмещение.

Также популярно ретроспективное страхование при строительных работах, когда кроме качества самих работ большую важность приобретают строительные материалы. Строительная компания страхует риск разрушения постройки не только от внешних факторов либо некачественных строительных работ, но и по причине использования сырья низкого качества. Такая страховка выгодна застройщику, поскольку избавляет его от выплат компенсации конечному потребителю. Важно отметить, что владельцу построенной недвижимости придется самостоятельно доказывать факт некачественного строительства.

Преимущества и недостатки

Положительной стороной данного пункта в договоре страхования можно считать дополнительную возможность уберечься от риска, возникающего раньше даты договора. К минусам следует отнести увеличение размера страховых взносов. Обычно, сумма надбавки составляет 15-25% от общей суммы. Возможным минусом для страховой компании является возможность мошенничества со стороны страхователя. Например, сельхозпроизводитель в зимний период не обеспечил сохранность семенного материала. При заключении договора страхования он заранее уверен, что получит компенсацию, не вкладываясь в процесс производства.

Недобросовестный застройщик, применив при строительстве дешевые материалы, не соответствующие ГОСТам, заключив договор страхования, ожидает, что в случае проблем с готовой недвижимостью, ущерб покроется из страхового возмещения, а если здание окажется крепким, то получится экономия на строительном материале. Чтобы обезопасить себя от мошенничества, страховые компании зачастую настаивают на участии своих экспертов при проектировании и строительных работах. Если страховая компания сможет доказать, что страхователь знал о недостатках проекта, низком качестве используемого сырья или качестве посевного материала, то кроме отсутствия страховых выплат по договору, недобросовестному страхователю грозит судебное преследование. В зависимости от объемов компенсации, дело может проходить как административное или уголовное.

Таким образом, ретроактивная дата является важным элементом при заключении страхового соглашения. Она определяет точную дату, после которой события, приведшие к возникновению ущерба и установлению ответственности страхователя в течение срока действия полиса (договора), покрываются страховым возмещением.

ФАС разъяснила как применять закон о конкуренции в условиях пандемии

Федеральная антимонопольная служба подготовила разъяснения по вопросам заключения дополнительных соглашений к договорам аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, которые заключаются по итогам торгов с представителями малого и среднего бизнеса. Информация об этом появилась на официальном сайте регулятора.

Практика ФАС разъяснила, как определять монопольно высокую цену

ФАС разъяснила, как в сложившихся условиях применять ряд положений. В частности, сейчас, ст. 15 закона «О защите конкуренции» запрещает органам власти всех уровней совершать действия, которые ограничивают конкуренцию. Нарушением такое действие будет считаться тогда, когда оно не соответствует закону и негативно влияет на конкуренцию на товарном рынке, который был затронут такими действиями. Другая норма, которая содержится в п. 8 ст. 448 ГК, предусматривает, что стороны могут изменить условия договора, который был заключён по результатам торгов. Это можно сделать, если изменение договора не повлияет на те его условия, которые имели существенное значение для определения цены на торгах. Кроме того, это должен быть тот случай, когда закон допускает заключение такого договора лишь путём проведения торгов. П. 1 ст. 451 ГК предусматривает, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Объясняя как применять эти положения в условиях пандемии, ФАС указывает, что изменение обстоятельств будет признанно существенным в следующем случае: если стороны могли бы разумно предвидеть такое изменение , они бы либо вообще не заключили этот договор, либо сделали бы это на значительно отличающихся условиях. Служба уточняет, что пандемия коронавируса относится как раз к таким обстоятельствам.

Кроме того, как пояснили в ФАС, не является нарушением антимонопольного законодательства заключение дополнительных соглашений об отсрочке внесения арендной платы к договорам аренды федерального недвижимого имущества. Это относится к тем договорам, которые заключили по результатам проведения торгов с представителями малого и среднего бизнеса. Разъясняя этот момент, регулятор сослался на Распоряжение правительства 19 марта № 670-р «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» и на Постановление правительства от 21 августа № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

Новости ФАС ФАС разъяснила регионам как отвечать на жалобы и проводить проверки

Ещё одно разъяснение касалось ст. 4 Закона о защите конкуренции. Статья, в частности, указывает, что государственные и муниципальные преференции — это предоставление властями отдельным компаниям преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Это может происходить путем передачи государственного или муниципального имущества, или путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. При этом, в условиях пандемии, такие действия не будут рассматриваться как преференция в понимании Закона о защите конкуренции, поскольку они направлены на поддержание малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, как это предписано Распоряжением правительства «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

  • Право.ru