Допускается ли подчиненность одного муниципального образования другому?

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 02.04.2003 Действующее законодательство не допускает соподчиненности муниципальных образований.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2003 года
(извлечение)
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Владимирской области от 6 мая 2002 г. N 34-ОЗ «О муниципальных образованиях Владимирской области» г. Покров включен в перечень муниципальных образований районного бюджетного регулирования.
К. и Б. обратились во Владимирский областной суд с заявлением о признании этой нормы областного Закона недействующей и не подлежащей применению, ссылаясь на то, что она противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает принцип самостоятельности формирования и исполнения местного бюджета муниципального образования г. Покров, предусматривает экономическую и финансовую подчиненность одного муниципального образования другому.
Решением Владимирского областного суда от 4 сентября 2002 г. (оставленным без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 14 ноября 2002 г.) жалоба оставлена без удовлетворения.
В надзорной жалобе администрации г. Покрова ставился вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 19 февраля 2003 г. дело вынесено на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ.
Президиум Верховного Суда РФ 2 апреля 2003 г. судебные постановления отменил и вынес новое решение об удовлетворении заявления К. и Б. по следующим основаниям.
Статья 2 Закона Владимирской области «О муниципальных образованиях Владимирской области» содержит перечень всех муниципальных образований Владимирской области и предусматривает три уровня бюджетного регулирования: областное, районное и городское. Это означает, что бюджеты соответствующих муниципальных образований формируются в соответствии с законами Владимирской области для муниципальных образований областного бюджетного регулирования, а для муниципальных образований районного и городского бюджетного регулирования — в соответствии с нормативными правовыми актами окружных, городских и районных муниципальных образований областного бюджетного регулирования.
Таким образом, оспариваемой нормой областного Закона не определены собственные финансовые источники для формирования бюджетов муниципальных образований районного и городского бюджетного регулирования, а установлена бюджетная и финансовая подчиненность муниципальных образований районного и городского бюджетного регулирования муниципальным образованиям областного бюджетного регулирования.
Выводы судов первой и кассационной инстанций о том, что данная норма областного Закона не противоречит нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, не могут быть признаны правильными.
Как указано в п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривают различий в правовом статусе муниципальных образований. Муниципальные образования независимо от размеров территории и численности населения, а также своей структуры и места в системе территориального устройства пользуются одними и теми же конституционными правами и гарантиями. Между ними нет отношений подчиненности, и, следовательно, органы одних муниципальных образований не вправе применять санкции в отношении органов и должностных лиц других муниципальных образований.
Эта правовая позиция применима и по настоящему делу, поскольку финансовая и бюджетная подчиненность муниципального образования другому муниципальному образованию не может рассматриваться иначе как нарушение конституционных принципов самостоятельности местного самоуправления в разрешении вопросов местного значения, равенства статуса всех муниципальных образований и недопустимости подчинения одного муниципального образования другому.
В силу норм Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется самостоятельное в пределах своих полномочий местное самоуправление (ст. 12); местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21 марта 2002 г.) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
В силу п. 3 ч. 2 данной статьи к вопросам местного значения относятся местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.
Из материалов дела видно, что согласно ст. 2 Устава муниципального образования г. Покров этот город является самостоятельным муниципальным образованием на территории Петушинского района Владимирской области.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований — уставом города.
Аналогичная норма содержится и в п. 7 ст. 7 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Вопреки указанным нормам федерального законодательства Законом Владимирской области «О муниципальных образованиях Владимирской области» муниципальные образования на территории Владимирской области разделены на муниципальные образования областного бюджетного регулирования, районного бюджетного регулирования и городского бюджетного регулирования, т.е. фактически одни муниципальные образования подчинены другим муниципальным образованиям посредством предоставления последним права регулирования бюджетов других муниципальных образований.
Кроме того, в оспариваемом областном Законе не предусмотрены собственные источники доходной части бюджетов муниципальных образований районного и городского бюджетного регулирования, что противоречит требованиям ст. 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
В случае если в границах территории муниципального образования (за исключением городов) находятся другие муниципальные образования, то согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а не актом представительного органа соседнего муниципального образования. При этом муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность, подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Во избежание соподчиненности муниципальных образований приняты и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
Бюджетная система Российской Федерации в силу ст. 10 БК РФ состоит из бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Какого-либо разделения бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) согласно ст. 14 БК РФ не предусмотрено.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. ст. 28, 29 БК РФ) означает единство правовой базы и единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Принцип разграничения доходов и расходов означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами местного самоуправления (ст. 30 БК РФ). Принцип самостоятельности бюджета (ст. 31 БК РФ) означает право органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс за счет собственных источников доходов бюджетов каждого уровня.
Межбюджетные отношения, как указано в п. 2 ст. 129 БК РФ, основываются на принципах равенства бюджетных прав муниципальных образований, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Закона Владимирской области «О муниципальных образованиях Владимирской области» противоречит приведенным нормам федерального бюджетного законодательства, поскольку устанавливает неравенство во взаимоотношениях местных бюджетов с бюджетом субъекта Российской Федерации.
Довод суда о том, что упомянутый Закон Владимирской области не нарушает прав и свобод заявителей, поскольку граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, не может быть признан правильным. К. и Б. в своем заявлении ссылались на нарушение оспариваемым областным Законом их права на самостоятельное решение вопросов местного значения. Обращение в суд с таким заявлением допустимо в соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации, гарантирующей органу местного самоуправления право на судебную защиту, а также ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представленные суду кассационной инстанции дополнительные материалы, в частности решение Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области от 24 мая 2002 г., касающееся изменения районного бюджета, подтверждают довод заявителей о том, что термин «районное бюджетное регулирование» трактуется органами государственной власти Владимирской области и органами местного самоуправления Петушинского района как право регулировать бюджет муниципального образования г. Покров путем принятия решений представительного органа соседнего районного муниципального образования.
Президиум Верховного Суда РФ решение Владимирского областного суда и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ отменил, вынес по делу новое решение об удовлетворении заявления К. и Б. и признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вынесения настоящего определения п. 2 ст. 2 Закона Владимирской области от 6 мая 2002 г. N 34-ОЗ «О муниципальных образованиях Владимирской области» в части отнесения муниципального образования г. Покров к муниципальным образованиям районного бюджетного регулирования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 5-Г03-25 от 01.04.2003 В удовлетворении иска о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула отказано правомерно в связи с пропуском истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением трудового спора. «
Общая судебная практика «

Нарушения закона. Наказание и его виды

Тема сегодняшнего нашего урока: нарушение закона. Наказания и его виды.

По прошлым урокам мы уже с вами знаем, что закон – это обязательные для исполнения всеми людьми нормы и правила, установленные государством, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Так же мы с вами уже знаем о том, что в Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому «все граждане обязаны соблюдать Конституцию и основные законы нашей страны». Это положение распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, так как данная обязанность не может иметь исключений и лежит в основе обеспечения законности и правопорядка в государстве.

Государство не только установило данный порядок, но и пристально следит за его исполнением, так как нарушение установленного законами порядка всегда приводит к плачевному результату.

Так что же такое наказание?

Наказание – это те неблагоприятные последствия для правонарушителя, которые наступают в результате его проступка или преступления.

То есть наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения.

Мера наказания зависит от тяжести совершенного правонарушения. За каждое правонарушение для правонарушителей законом предусмотрено соответствующее наказание для правонарушителей.

Некоторые виды наказания уже знакомы вам по прошлым урокам. Например, переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора, а сев в автобус или троллейбус, нужно обязательно оплатить проезд. Нарушение этих правил влечёт за собой штраф.

Но следует помнить, что за одно и то же правонарушение ответственность должна наступать только один раз.

Любой вид наказания преследует такие цели:

Восстановление справедливости. За каждое преступление правонарушитель должен понести справедливое наказание. Правда, не во всех случаях наказание может быть соразмерно причинённому ущербу. Например, как быть в том случае, когда совершено убийство, ведь ни один, даже самый справедливый приговор суда не вернёт жизнь человеку, поэтому в таком случае справедливость достигается через ужесточение наказания, например, приговором к пожизненному заключению или смертной казни.

Исправление правонарушителя. В этом случае главная задача – сделать из правонарушителя законопослушного гражданина, заставить его уважать закон и права других граждан. Эта цель, как правило, достигается сочетанием методов убеждения и принуждения со стороны государства и общества.

Профилактика правонарушений. В идеале страх перед суровостью и неизбежностью наказания за совершённое преступление должен останавливать граждан от совершения аналогичных поступков. Профилактика осуществляется путём воздействия на граждан различными правовыми средствами.

Помните, мы с вами говорили о древнегреческом философе Сократе, который по ложному доносу был обвинён в том, что не верит в Богов и дурно влияет на молодёжь, за это философ был приговорён к смертной казни. Несмотря на то, что нам может показаться, что это наказание не совсем справедливо, тем не менее для древних греков такое поведение было общественно опасным, отсюда и суровость вынесенного приговора.

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа. 1787 год

Даже сегодня принято считать, что такие меры воздействия на правонарушителей призваны служить профилактикой для остальных граждан с целью заставить их исполнять законы, то есть стать законопослушными членами общества.

Законопослушность – это уважительное отношение к закону и соблюдение его предписаний каждым членом общества.

Как правило, законопослушные люди составляют большинство общества. И это вполне нормальная ситуация, ведь мы все хотим жить в атмосфере порядка и справедливости.

Но не все граждане законопослушны, некоторые всё же нарушают закон, даже иногда идут на правонарушение сознательно и полностью отдают себе отчёт в том, что рано или поздно они понесут за свой проступок заслуженное наказание, то есть, говоря другими словами, ведут себя противозаконно.

Противозаконное поведение – это поведение, запрещённое законом, которое несёт вред человеку и обществу в целом.

В зависимости от тяжести совершенного правонарушения принято выделять преступление и проступок.

Преступление – это особо опасное для общества правонарушение, которое влечёт за собой уголовную ответственность.

Согласно Уголовному кодексу уголовная ответственность перед законом за некоторые виды преступления такие как:

· убийство;

· изнасилование;

· кража;

· вымогательство;

· разбой;

· похищение человека;

· терроризм и другие.

Может наступить уже начиная с четырнадцати лет. Наказание за совершение уголовного преступления назначает только суд.

Стоит отметить, что в разных странах мира возраст наступления уголовной ответственности может значительно отличаться.

Например, в большинстве штатов США – это 16 лет, в Финляндии уголовная ответственность может наступить в 15 лет, в Англии и Ирландии за некоторые преступления можно понести уголовную ответственность начиная с 10 лет, ну а в Швейцарии и вовсе начиная с 7 лет. И такие решения судебная система принимала неоднократно.

Например, в 1993 году в Англии десятилетние Роберт Томпсон и Джон Венеблс были приговорены к 10 годам лишения свободы каждый за совершённое ими убийство.

Это преступление настолько возмутило жителей страны, что полицейским пришлось защищать малолетних преступников от расправы.

Ещё большее возмущение вызвал и сам приговор, который посчитали очень мягким, несмотря на то что 10 лет – это максимальный срок наказания для этого возраста, ведь соверши такое преступление взрослый – ему могла грозить смертная казнь.

Поэтому рассмотрение дел, связанных с малолетними правонарушителями не очень простое дело для судей, адвокатов, следователей и полицейских.

В некоторых странах мира, в том числе и у нас в стране ведётся работа по созданию системы ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция – это специальная система учреждений и организации, осуществляющих правосудие над несовершеннолетними преступниками. Главной целью данной системы является прежде всего является не осуждение малолетних правонарушителей, а их реабилитация и перевоспитание.

Но не стоит думать, что если вы не достигли возраста уголовной ответственности, то можете делать всё что хотите и вам за это ничего не будет. Помните, что за вы несёте ответственность каждый свои поступок.

Уже с 11 лет за целый ряд совершённых правонарушений, таких как кража или хулиганство, вас могут направить в спецшколу, а с 14 лет вы рискуете попасть в воспитательное учреждение – трудовую колонию, которая мало чем отличается от взрослых тюрем.

На начало 2015 года в воспитательных колониях для несовершеннолетних преступников своё наказание отбывали около двух тысяч подростков. Всего же в местах лишения свободы различные сроки заключения отбывают порядка шестисот пятидесяти тысяч человек.

Российская Федерация входит в десятку стран мира по количеству заключённых на сто тысяч человек населения.

Другой вид правонарушения – это проступок.

Проступок – это вид правонарушения, имеющий меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

К проступкам можно отнести:

· нарушение правил дорожного движения;

· безбилетный проезд на общественном транспорте;

· курение и распитие спиртных напитков в общественном месте;

· нецензурную брань;

· мелкое хулиганство и прочие действия.

Меры ответственности за такого рода правонарушения закреплены в Административном и Гражданском кодексах Российской Федерации. Например, как мы уже с вами говорили, за переход улицы в неположенном месте или за безбилетный проезд, вам, согласно нормам Административного кодекса, придётся заплатить штраф. Ну а если вы испортили чужое имущество, например, по вашей вине произошла авария, то если не желаете неприятностей с законом, в соответствии с нормами Гражданского кодекса, придётся вам возместить владельцу транспортного средства нанесённый вами ущерб.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на несколько вопросов.

1. Что такое наказание?

2. Какие цели преследует наказание?

3. Какие виды наказания предусмотрены законом?

Международное частное право. Шпаргалка (А. В. Кузнецов, 2009)

10. Закон места нахождения вещи. Закон страны продавца

Закон места нахождения вещи – lex rei sitae — регулирует отношения, связанные с правами собственности и другими вещными правами. Данный закон используется для:

1) определения объема и вида определенных вещных прав (владения, распоряжения, пользования, оперативного управления, залога, разнообразных сервитутов иузуфруктов);

2) определения порядка возникновения, перехода и прекращения вещных прав;

3) решения вопроса по поводу установления и наступления ответственности за случайную гибель вещи.

Закон места нахождения вещи предполагает применение в спорном вопросе национального права государства, на территории которого находится объект данных частных правоотношений. Объект – определенная вещь.

В настоящее время данный закон действует в отношении движимого и недвижимого имущества.

Закон места нахождения вещи не действует по отношению к:

1) вещам «при себе», при конкретном физическом лице, недорогим украшениям;

2) вещам-грузам, находящимся в пути;

3) наследуемому имуществу;

4) транспортным средствам.

Существует также ряд специальных объектов, которые регламентированы нормами международного, а не национального права. Например, космические объекты.

Закон страны продавца – lex venditoris – означает, что к спорному вопросу должно применяться внутригосударственное право той страны, к которой относится продавец. Этот закон действует в случае, если стороны в договоре не указали характер нормативного акта, который должен применяться к их правоотношениям.

В РФ данный закон действует для определения права страны, которым регулируются полномочия контрагентов по внешнеэкономическим сделкам. Этот закон применяется в различных договорах: купли-продажи, залога, перевозки, имущественного найма, лизинга и др.

Если сделка была заключена на бирже или аукционе, то в соответствии сданным законом будет применяться внутреннее национальное право страны, где располагается соответствующая биржа или аукцион.

Существует также закон места заключения договора – lex loci contrractus. Этот закон в РФ по поводу внешнеэкономических сделок не применяется.

Значение этого закона состоит в:

1) решении вопросов о законности формы сделки;

2) решении вопросов о форме пороке действия

доверенности.

Существуют следующие формы сделок: устная, письменная, нотариально удостоверенная, электронная. Если сделка заключается между «отсутствующими сторонами», то для ее заключения необходим еще один критерий для определения места ее заключения.

Например, в странах с англосаксонской системой права таким местом будет считаться место отправления акцепта, а в странах с континентальной – место получения акцепта.