Должностное лицо это физическое или юридическое лицо?

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

1. Анализ правил ст. 2.4 показывает, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку административное правонарушение совершило должностное лицо. При этом нельзя забывать:

а) что должностное лицо — это физическое лицо. В связи с этим к административной ответственности этих лиц применяются правила:

— ч. 1 ст. 2.1 (о том, что считается административным правонарушением);

— ст. 2.2 (о формах вины при совершении административного правонарушения);

— ст. 2.8 (о том, что исключается ответственность должностного лица, если оно совершило административное правонарушение в состоянии невменяемости) и ряда других норм КоАП. См. коммент. к указанным статьям;

б) что по особым правилам несут административную ответственность должностные лица из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторые другие категории должностных лиц (см. коммент. к ст. 2.5);

2) должностное лицо подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано:

а) с неисполнением своих служебных обязанностей. Последние чаще всего предусмотрены в федеральных законах (например, в Законе о госслужбе, Законе о муниципальной службе), законах субъектов Российской Федерации (например, в Уставе г. Москвы), а также в иных нормативных правовых актах (например, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ о полномочиях должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти), во всякого рода служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п. нормативных правовых актах. Поэтому в каждом случае привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо изучить тот или иной нормативный правовой акт (из числа указанных выше) и убедиться, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности;

б) с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

2. Примечание к ст. 2.4 дает легальное определение должностных лиц. Анализ этого определения показывает, что:

1) оно существенно отличается от содержащегося в УК (см. ниже);

2) должностное лицо:

а) осуществляет функции, упомянутые в Примечании:

— постоянно;

— временно (например, во время отпуска руководителя);

— в соответствии со специальными полномочиями (они могут быть выражены в доверенности, в специальном удостоверении, в приказе, в учредительных документах организации и т.п.);

б) осуществляет функции представителя власти. Иначе говоря, это лицо наделено (в порядке, установленном законом, например, Законом о госслужбе, Законом о ФСБ, Законом о милиции) распорядительными полномочиями (т.е. его указания, приказы, распоряжения и т.п. обязательны к исполнению другими гражданами, организациями, должностным лицом) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Так, распоряжения должностного лица милиции, отданные в соответствии со ст. 10-12 Закона о милиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями;

в) выполняет организационно-распорядительные функции (в т.ч. прием на работу, увольнение, издает обязательные для подчиненных приказы, дает распоряжения, осуществляет руководство подчиненными, планирует и направляет их работу, деятельность и т.п.) в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (например, Железнодорожных войсках, формированиях МЧС России, Минюста России);

г) осуществляет (в упомянутых органах, войсках, организациях) также административно-хозяйственные функции (например, подписывает банковские документы, выдает доверенности, организует использование бюджетных средств, распоряжается имуществом в установленном порядке);

3) к упомянутым должностным лицам Примечание приравнивает также тех, кто совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организациях; т.е. от «классических» должностных лиц данная группа лиц отличается тем, что они никогда не осуществляют функции представителя власти; в связи с этим противоречат КоАП случаи создания, например, при государственных органах, органах местного самоуправления всякого рода коммерческих и полукоммерческих организаций, которые якобы выполняют чисто техническую работу (по подготовке документов, анализу представленных документов, оформлению их, регистрации и т.п.), но фактически осуществляют (на платной основе) функции, присущие только государственным органам, органам местного самоуправления и иным представителям власти (например, осуществляют государственную регистрацию прав, выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оформляют заграничные паспорта), а именно:

а) руководителей организаций (независимо от форм собственности);

б) работников организаций. При этом речь идет о тех из них, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции:

— постоянно, в силу своего служебного положения (например, главный бухгалтер организации, коммерческий директор ОАО, первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия). В практике возникает вопрос: относятся ли к числу таких работников руководители совета директоров АО, наблюдательного совета ООО и иных подобных органов юридических лиц? Да, если они состоят в трудовых (но не гражданско-правовых) отношениях с юридическим лицом, а также фактически (хотя в учредительных документах это и не отражено) осуществляют упомянутые выше функции;

— по специальному полномочию (например, в силу разовой доверенности, выданной руководителем, в связи с временным исполнением функций руководителя на основании приказа по организации);

в) членов совета директоров, коллегиальных исполнительных органов иных руководителей и работников (прямо перечисленных во втором предложении примечания) организаций совершивших хотя бы одно из административных правонарушений, перечисленных в ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.24.1, 15.29-15.31, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП (см. комментарий к ним). Данное положение было введено в примечание к ст. 2.4 Законом N 9 от 09.02.09 и вступило в силу с 13.04.09. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.4 Законом N 160 от 17.07.09 должностными лицами (для целей КоАП) признаются также лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком (при совершении ими административных правонарушений, предусмотренных в ст. 7.29-7.32 КоАП, см. комментарий к ним);

4) для целей КоАП к должностным лицам приравниваются также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Речь идет о физических лицах, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК и Положением о регистрации предпринимателей (а после 01.07.2004 — в соответствии с Законом об ЮЛ). Однако Законом N 160 от 17.07.07 в примечание к ст. 2.4 внесено важное уточнение: установлено, что ИП приравниваются к должностным лицам, если только нормами КоАП не установлено иное.

В практике возникают вопросы:

приравниваются ли к должностным лицам частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (учитывая то, что в соответствии со ст. 11 НК эти лица приравниваются к индивидуальным предпринимателям)? Нет, КоАП не приравнивает этих лиц к должностным;

приравниваются ли к должностным лицам те индивидуальные предприниматели, которые не имеют работников (т.е. не являются работодателями, нет у них никого в подчинении)? Необходимо исходить из буквального текста примечания к ст. 2.4: в нем не делается исключений для ИП, которые не являются работодателями и не имеют подчиненных. Нет таких исключений и в других нормах КоАП. По-видимому, законодатель учитывал то, что ИП подписывает финансовые документы, заключает договоры, распоряжается имуществом и т.п., т.е. выполняет определенные организационно-распорядительные функции.

3. Для правильного применения ст. 2.4 необходимо также учесть:

1) положения ст. 2.5 об особенностях административной ответственности некоторых должностных лиц;

2) положения ст. 2.1 (о том, что привлечение к ответственности должностного лица не освобождает саму организацию от административной ответственности);

3) нормы ст. 2.9 о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения. См. коммент. к указанным статьям.

Верховный Суд обратил внимание на то, что привлечение должностного лица к уголовной ответственности не освобождает ЮЛ от привлечения к административной ответственности (п. 15 Пост. N 5).

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

1.Выберите один правильный вариант ответа 1.Источником права не является А)юридический факт Б) правовой обычай В) административный прецедент Г) нормативный договор 2.Источником права является: А) правовая традиция Б) нормативный акт В) обычай Г) нормативный правовой акт 3.В Российской Федерации основным источником права выступает: А) правовой обычай Б) нормативный правовой акт В) административный прецедент Г) нормативный договор 4.Результатом правотворчества является: А) правовой обычай Б) нормативный правовой акт В) административный прецедент Г) правовая доктрина 5.Исторически первым источником права являлся : А) судебный прецедент Б) правовой обычай В) правовая доктрина Г) нормативный договор 6.Соотнесите название государственного органа и издаваемый им нормативный правовой акт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН 1.Президент РФ 2.Орган федеральной исполнительной власти 3.Государственная Дума РФ 4.Правительство РФ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ А.Постановление Б.Закон В.Указ Г.Приказ 7.Родиной правового прецедента считают : А) Францию Б) Англию В) Германию Г) США 8.Нормативный правовой акт, имеющий для остальных высшую юридическую силу: А)указ Б) постановление В) закон Г) приказ 9.Укажите нормативный правовой акт, не относящийся к законам: А)ФКЗ РФ Б) Конституция РФ В) устав образовательного учреждения Г) устав субъекта РФ 10.Закон приобретает свою окончательную официальную форму после: А) подписание Президентом РФ Б) принятие Государственной Думой В) опубликование в официальных изданиях Г) одобрение Советом Федерации 11.Если срок начала действия закона не указан, то он вступает в силу: А) по истечении 10 дней после официального опубликования Б) на следующий день после подписания Президентом РФ В) по истечении 15 дней после официального опубликования Г) по истечении 10 дней после подписания Президентом РФ 12.Федеральный закон не может быть принят числом депутатов меньше чем: А) 225 человек Б) 226 человек В) 250 человек Г) 300 человек 13. Дипломатический этикет является примером: А) правового обычая Б) правового прецедента В) локального нормативного акта Г) международного правового акта 2.Выберите несколько правильных вариантов ответа 14.К числу принципов правотворчества относятся: А) научность Б)гласность В)либерализм Г) профессионализм 15.Правом законодательной инициативы в Российской Федерации принадлежит: А) губернаторам Б)Президенту РФ В) Конституционному Суду РФ Г)Представительным органам субъектов Федерации 16.Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам: А) федерального бюджета Б) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации В) образования в Российской Федерации Г) постановления Правительства РФ в сфере предпринимательства 17.Нормативные правовые акты прекращают своё действие: А) когда истек срок, на который они были приняты Б) при их отмене специальном актом В) при принятии другого нормативного правового акта, который регулирует подобную ситуацию Г) во всех вышеперечисленных обстоятельствах 18.Закон регулирует только те отношения, которые: А) имеют место на момент его принятия Б) будут существовать в будущем В) существовали до момента его принятия, в том, случае, если он отягчает наказуемость Г) существовали до момента его принятия, в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость 19.В России источниками права являются: А) законы Б) подзаконные акты В) юридический прецедент Г) договоры 3.Верны ли суждения? 20.А.Закон-правовой акт, принимаемый исполнительными органами государства для регулирования важных общественных отношений Б. Данный правовой акт принимается в особом порядке и обладает высшей юридической силой 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 21.А.Обсуждение законопроекта в Государственной Думе осуществляется на закрытом заседании палаты Б.Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 22.А.Нормативные правовые акты не имеют пределов действия Б.Законы действуют во времени,в пространстве и по кругу лиц 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 23.А. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов Федерации,муниципальных органов может определяться ими самостоятельно Б.Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Дайте розгорнуту відповідь (3 бали).Римський юрист Публілій Сір писав: «Там може процвітати народ, де процвітають закони».Як ви розумієте зміст нав еденого висловлювання? Спробуйте пояснити його в контексті розвиткуюридичної професії в Давньому Римі. Яку роль, на вашу думку, відіграв розвиток юридичної професії вісторії людства? Яким чином її представники можуть забезпечити «процвітання законів»?​ Задание 1 Изучи Закон «О профилактике правонарушений» (статья 3,статья 4) Укажите в таблице, что является задачами Закона и что принципами профилактик и административных правонарушений? (вписать только числа в таблицу) Задачи настоящего Закона Принципы профилактики 1) защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; 2)обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина от противоправных посягательств; 3) гласности; 4) единства прав и обязанностей; 5) обеспечение участия граждан и организаций в профилактике правонарушений. 6) координация деятельности субъектов профилактики правонарушений; 7) неприкосновенности частной жизни; 8) приоритета превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными; 9) комплексности и системности. 10) законности; 11) социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; 12) совершенствование системы профилактики правонарушений, а также выявление, изучение, устранение способствующих им причин и условий; 13) снижение уровня правонарушений; 14) научной обоснованности; 15) повышение уровня правовой культуры граждан; 16) гуманности; ДАЮ 100 БАЛЛОВ!!! ПОМОГИТЕ С ПРАВОМ: 1)Гражданин решил воспользоваться пластиковой карточкой при расчете за покупку в магазине. но кассир отказался пр инять карточку. тогда гражданин решил воспользоваться дорожным чеком. но чек не был принят. в праве ли кассир отказаться от приема карточки или чека. если вправе, то по каким причинам? 2)Два гражданина решили отправиться в отпуск за границу и сде­лать ряд недорогих покупок. Но поспорили о том, взять ли с собой наличные деньги или поступить как-то иначе. Что бы вы посоветовали? Каким образом можно оплатить по­купки? Какие платежные инструменты можно использовать? В чем их преимущества и недостатки? Предложите свои меры для решения проблемы независимости органов прокуратуры. Пожалуйста помогите, у меня контрольная​ Допоможіть будь ласка, даю 40 балів! Твір-роздум «якщо право-це професія» 5-8 речень!! Реюят, подскажите пожааааалуйста с применением нормативки Каковы основания и порядок изменения статуса городского поселения в связи с наделением его с татусом городского округа? Помогите пожалуйста придумать 5 вопросов для опроса людей по теме «Проблемы пенсионного законодательства РФ» Найдите верное суждение. Условиями приёма в гражданство в общем порядке являются: А) проживание на территории РФ не менее пяти лет со дня Получения ви да на жительство и до дня обращения с заявлением о приёме в гражданство; Б) высокие достижения в области науки, технике, культуре; В) наличие профессии или квалификации, представляющих интерес для России; Г) обязанность соблюдать Конституцию РФ и российские законы; Д) наличие законного источника средств существования; E) отказ от иностранного гражданства; Ж) знание русского языка; 3) знание не менее двух иностранных языков. помогите пж Будет ли,раненный солдат, подобранный противником на поле боя. находится под защитой международного гуманитарного права? 1) Выберите верные суждения о меж.гум праве 1. Меж.нар право-это совокупность юр.норм,регулирующих вопросы внутреннего управления каких-либо гос-ств 2 .Меж.нар право-это совокупность юр.норм,регулирующих отношения между народами и государствами 3. Действия норм меж.нар права обеспечивается над.гос механизмами управления 4. нормы меж.народного права создаются в результате соглашения между сверенными гос-вами 5. Меж.нар договор-это единственный источник меж.нар права.