Договор о передаче Крыма Украине в 1954

Законность передачи Крыма Украинской ССР

Всё изложенное ниже требует элементарных познаний о жизни в СССР и основ юридической грамотности. Передача Крымской области из состава РСФСР Украинской Советской Социалистической Республике состоялось в 1954 году — через десять месяцев после смерти Сталина и воцарения Никиты Сергеевича Хрущёва — в год 300-летия воссоединения Украины с Россией.
В соответствии с политической практикой тех времен, важнейшие государственные проблемы рассматривались сначала на заседаниях Политбюро (Президиума) ЦК КПСС и только затем — в высших органах государственной власти. Первоначально, в соответствии с решениями партийных органов, предполагалось утвердить совместное Постановление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области. Однако такие постановления были приняты все же раздельно: 5 февраля 1954 года — Президиумом ВС РСФСР, 13 февраля того же года — Президиумом ВС УССР.
Было ли решение о передаче Крыма законным?
При рассмотрении актов о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР встает вопрос о соответствии Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» действовавшей тогда Конституции СССР 1936 года, Конституциям РСФСР и УССР.
Передача Крымской области была совершена по совместному представлению Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР, утвержденному Президиумом Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года. Этому предшествовали Постановления Президиумов ВС РСФСР и УССР, касающиеся передачи Крыма в состав УССР. Но были ли Президиумы Верховных Советов союзных республик наделены такими полномочиями?
Конституция РСФСР 1937 года не называет в числе полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР право решать вопросы территориальной целостности России. Более того, статья 16 Конституции РСФСР содержит положение о том, что территория России не может быть изменена без согласия РСФСР. В связи с вышеизложенным встает вопрос: можно ли признать правомерным утверждение Указа от 19 февраля 1954 года Законом СССР?
5 февраля 1954 года датируется Постановление Совета Министров РСФСР, но лишь 2 июня 1954 года вопрос о Крыме был рассмотрен на сессии Верховного Совета РФ. Речь тогда шла уже не о согласии или несогласии РСФСР на изменение статуса Крыма, а о приведении Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией Союза ССР, по которой Крым стал частью Украины в апреле 1954 года.
Суть проблемы сводится к ответу на вопрос: кто имел право давать согласие от имени Российской Федерации на изменение ее территории? О таком обязательном согласии говорили в то время статья 16 Конституции РСФСР и статья 18 Конституции СССР.
Статья 33 Конституции РСФСР содержала исчерпывающий перечень полномочий Президиума ВС РСФСР — 11 пунктов, от права созывать сессии ВС и давать толкование законов РСФСР до назначения и отзыва дипломатических представителей РСФСР, принятия верительных или отзывных грамот аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. Исчерпывающий перечень полномочий Президиума не включал в себя права решать вопрос о территориальной целостности и изменении границ РСФСР.
В соответствии со ст.22 Конституции республики ВС РСФСР являлся высшим органом государственной власти РСФСР. Согласно ст.23 Конституции, он осуществлял все права, присвоенные РСФСР согласно ст.13 и 19 Конституции РСФСР, за исключением тех, которые в силу Конституции входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов: Президиума Верховного Совета, Совета Министров и министерств РСФСР.
Итак, высший орган государственной власти РСФСР мог осуществлять лишь права, предусмотренные статьями 13 и 19 Конституции, да и то не в полном объеме. Между тем, правовая норма о том, что территория РСФСР не может быть изменена без согласия РСФСР, содержалась в статье 16 Конституции, а значит — находилась вне сферы прав не только Президиума, но и самого Верховного Совета РСФСР. Отсюда следует, что никакие органы государственной власти РСФСР не были наделены правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на ее изменение.
Поскольку пункт «д» статьи 14 Конституции Союза ССР относил к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления утверждение изменений границ между союзными республиками, а Конституция РСФСР не наделяла никакие органы государства правом решать этот вопрос, то существовал некий конституционный пробел. Единственным способом получения согласия РСФСР на изменение ее территории был бы референдум. И пункт «г» статьи 33 Конституции Российской Федерации наделял Президиум Верховного Совета правом проводить всенародный опрос (референдум). В 1954 году этого сделано не было.
Таким образом, акты 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР были приняты органами государственной власти РСФСР, не правомочными решать такого рода вопросы, т.е. с нарушением действовавшего законодательства. Соответственно данные акты не имеют юридической силы с момента их принятия.
Следует обратиться к конкретным правовым актам, оформившим изменение статуса Крыма. Таких актов пять, но исходный — Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года.
Рассмотрим хронологию принятия решений:
25 января 1954 года на заседании Президиума ЦК КПСС был утвержден проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Признано целесообразным проведение специального заседания Президиума ВС СССР для рассмотрения совместного представления Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области.
5 февраля 1954 года Президиум ВС РСФСР принимает постановление «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» с последующим внесением его на утверждение Президиума ВС СССР.
Не позднее 5 февраля того же года председателю Президиума ВС СССР К.Е.Ворошилову направляется проект совместного постановления Президиумов ВС РСФСР и УССР о передаче Крымской области для утверждения постановления Президиумом ВС СССР. В постановлении указывается, что Президиум ВС РСФСР считает возможным поддержать ходатайство Президиума ВС УССР о включении Крымской области в состав УССР.
Тогда же, 5 февраля, Совет Министров РСФСР принимает постановление «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», в котором такая передача признается целесообразной и содержится просьба к Президиуму ВС РСФСР рассмотреть этот вопрос и войти в Президиум ВС СССР с соответствующим постановлением.
13 февраля Президиум ВС УССР принимает постановление «О представлении Президиума Верховного Совета РСФСР по вопросу передачи Крымской области в состав УССР». Президиум постановляет «просить Президиум ВС Союза ССР передать Крымскую область из состава Российской СФСР в состав Украинской ССР».
19 февраля, в соответствии с решением ЦК, собирается Президиум Верховного Совета СССР для рассмотрения вопроса о передаче Крымской области. Утвержден проект Указа Президиума ВС СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», которым, в свою очередь, утверждено совместное представление Президиумов ВС РСФСР и УССР.
Законом СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» от 26 апреля 1954 года Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 года был утвержден. Закон предписывал внести соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР. Он был опубликован в центральных газетах 28 апреля 1954 года.
2 июня 1954 года был принят Закон РСФСР «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР», которым Крымская область исключалась из состава РСФСР.
Закон несет следы спешки и правовой небрежности. В нем, как и в Указе от 19 февраля 1954 года, нет четкой формулировки: «Передать Крымскую область и утвердить изменение границ между РСФСР и УССР». Приведенные в документах, принятых органами государственной власти СССР, РСФСР и УССР, партийными органами, основания для передачи Крымской области весьма расплывчаты.
В перечисленных актах необходимость передачи Крыма объясняется практически одними и теми же обстоятельствами: территориальной близостью, общностью экономики, хозяйственной целесообразностью, наличием исторически сложившихся культурных связей между населением Крымской области и Украинской ССР. Председатель Президиума ВС УССР Д.С.Коротченко определил вхождение Крыма в состав Украины как «исключительно замечательный акт братской помощи».
Вопрос о передаче Крымской области решался наспех, в очень сжатые сроки и под нажимом «сверху». Советское руководство во что бы то ни стало стремилось приурочить акт передачи к трехсотлетию Переяславской Рады (8 января 1654 года), на которой было принято решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.
. «ОК», №1(7), 2000 г.

Адвокатская палата Томской области

Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации»
21 мая 2019 г. № 634
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 50, ст. 7058; 2013, № 20, ст. 2504; 2015, № 1, ст. 257; № 35, ст. 4983; № 43, ст. 5978; 2016, № 7, ст. 974; № 12, ст. 1656; № 50, ст. 7095; 2018, № 6, ст. 890; № 42, ст. 6457).
2. Изменения, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.
3. Выплаченные вознаграждения адвокатам, которые участвовали с 1 января 2019 г. до дня вступления в силу настоящего постановления в уголовных делах по назначению дознавателя, следователя или суда, подлежат перерасчету с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением.
Председатель Правительства РФ
Д. Медведев
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 мая 2019 г. № 634
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации
1. Дополнить пунктом 221 следующего содержания:
«221. Размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, составляет:
а) по делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей; по делам, рассматриваемым в Верховном Суде Российской Федерации; по делам, отнесенным к подсудности верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда:
– с 2019 года за один день участия в ночное время – 2150 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 2750 рублей, в остальное время за один день участия – 1550 рублей;
– с 2020 года за один день участия в ночное время – 2500 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 3100 рублей, в остальное время за один день участия – 1900 рублей;
– с 2021 года за один день участия в ночное время – 3025 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 3350 рублей, в остальное время за один день участия – 2150 рублей;
б) по делам, в отношении 3 или более подозреваемых, обвиняемых (подсудимых); в случае предъявления обвинения по 3 или более инкриминируемым деяниям; по делам, объем материалов по которым составляет более 3 томов:
– с 2019 года за один день участия в ночное время – 1825 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 2310 рублей, в остальное время за один день участия – 1330 рублей;
– с 2020 года за один день участия в ночное время – 2175 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 2660 рублей, в остальное время за один день участия – 1680 рублей;
– с 2021 года за один день участия в ночное время – 2605 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 2910 рублей, в остальное время за один день участия – 1930 рублей;
в) по делам, рассматриваемым в закрытых судебных заседаниях или вне зданий соответствующих судов; по делам, в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых либо с участием несовершеннолетних потерпевших, не достигших возраста 16 лет; по делам, в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; по делам, в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту:
– с 2019 года за один день участия в ночное время – 1500 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 1880 рублей, в остальное время за один день участия – 1115 рублей;
– с 2020 года за один день участия в ночное время – 1850 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 2230 рублей, в остальное время за один день участия – 1465 рублей;
– с 2021 года за один день участия в ночное время – 2190 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 2480 рублей, в остальное время за один день участия – 1715 рублей;
г) в иных случаях, не предусмотренных подпунктами «а» – «в» настоящего пункта:
– с 2019 года за один день участия в ночное время – 1175 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 1450 рублей, в остальное время за один день участия – 900 рублей;
– с 2020 года за один день участия в ночное время – 1525 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 1800 рублей, в остальное время за один день участия – 1250 рублей;
– с 2021 года за один день участия в ночное время – 1775 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 2050 рублей, в остальное время за один день участия – 1500 рублей.».
2. Пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. При определении размера вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, подлежит учету время, затраченное адвокатом на осуществление полномочий, предусмотренных частями первой и второй статьи 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также на осуществление других действий адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи (далее – полномочия адвоката) при условии предоставления подтверждающих документов. Перечень таких подтверждающих документов утверждается Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с государственными органами, наделенными полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Время занятости адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, исчисляется в днях, в которые он был фактически занят осуществлением полномочий адвоката по соответствующему уголовному делу, вне зависимости от продолжительности работы по данному уголовному делу в течение дня, в том числе в течение нерабочего праздничного дня или выходного дня либо ночного времени.
Размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, исчисляется со дня возникновения или прекращения фактических обстоятельств, указанных в пункте 221 настоящего Положения.
В случае осуществления полномочий адвокатом в течение дня по нескольким уголовным делам вопрос об оплате его труда решается дознавателем, следователем, судом соответственно по каждому уголовному делу в отдельности.
В случае осуществления полномочий адвокатом хотя бы частично в ночное время размер его вознаграждения устанавливается за данный день по ночному времени.
В случае участия адвоката в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с тяжелыми климатическими условиями, в которых законодательством Российской Федерации установлены процентные надбавки и (или) районные коэффициенты к заработной плате, выплата вознаграждения адвокату осуществляется с учетом указанных надбавок и коэффициентов.».
3. В пункте 25 слова «установленном пунктами 2–11, 19, 20, 22, 23 и 24» заменить словами «установленном пунктами 2–11, 19, 20, 22, 221 и 24».

Объекты гражданских прав – материальные и нематериальные блага или процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов права.Существуют попытки разграничить между собой понятия «объектов гражданских правоотношений» и «объектов гражданских прав». Пытаясь разграничить эти понятия, приводятся доводы, что правовое регулирование может распространяться только на поведение человека. Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно оно и является объектом гражданских правоотношений.

Объектами гражданского права могут быть только вещи и иные материальные и нематериальные блага, которые в свою очередь являются предметом поведения людей в гражданских правоотношениях. Однако сами по себе блага влекут за собой не только права, но и обязанности, которые в свою очередь составляют содержание гражданских правоотношений.

Таким образом, понятие объектов гражданских правоотношений и понятие объектов гражданских прав абсолютно равнозначны. На самом деле рассматривать поведение участников отдельно от тех вещей, на которые направлены их действия, бессмысленно.

Поскольку сама по себе вещь не может каким-либо способом измениться без непосредственного воздействия на нее человека, так же, как человек не может лишь одними гражданскими отношениями с другими людьми каким-то образом повлиять на изменение вещи. Лишь поведение человека, направленное на воздействие на вещь, приведет к определенным ее изменениям. На основании ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относят:

Вещи, которые включают в себя деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права;

  • Работы и услуги;
  • Информацию;
  • Результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них;
  • Нематериальные блага.

Почти всеми объектами гражданских прав можно свободно распоряжаться, передавая их другим лицам различными способами. Такая возможность в гражданском законодательстве называется оборотоспособностью. Однако существуют объекты, которые ограничены в обороте или вообще изъяты из него. Полностью перечень таких объектов устанавливается законом.

Оборотоспособность бывает двух видов: Универсальная – это когда к лицу вместе с объектом переходят не только права, но и обязанности, связанные с данным объектом. Частичная – к лицу в данном случае вместе с объектом переходят некоторые права и обязанности.