Директор школы действует на основании чего

На основании чего действует директор школы

Наемный управляющий образовательного учреждения

Директор школы – глава и «лицо» образовательного учреждения. В современном понимании, директор школы, по сути, является наемным управляющим образовательного учреждения. Эта должность назначаемая, а не выборная. В ведении директора находится множество вопросов, непосредственно связанных с деятельностью учреждения: управление педагогическим и прочим персоналом, учащимися, экономические, финансовые и юридические аспекты.
Есть определенные требования, предъявляемые к человеку, претендующему на эту должность. К ним относятся: наличие высшего профессионального образования, стаж работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях, соответствующий уровень квалификации и аттестации. При назначении директора школы приветствуется не только высшее педагогическое, но и управленческое образование. Назначает директора школы и освобождает его от занимаемой должности учредитель образовательного учреждения. Директор школы может быть назначен путем повышения действующих его заместителей, либо «со стороны».

Контроль за деятельность директора образовательного учреждения

Если школа государственная, то учредителем выступает управление образования города или муниципального образования в лице начальника этого управления. Работодателем для директора школы является управление образования, именно оно заключает с ним трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Размер заработной платы директора определяется исходя из средней заработной платы педагогического персонала. Если школа частная, то учредителем могут быть частные юридические и физические лица. В этом случае, учредитель также заключает с директором трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Трудовой договор с директором школы может заключаться как срочный, так и бессрочный. Учредитель осуществляет контроль за деятельностью директора и учреждения в целом.
Учредитель образовательного учреждения может также назначить Наблюдательный совет, который осуществляет контроль за профессиональной деятельностью директора, образовательным процессом, финансовыми ресурсами, совершением крупных сделок и так далее. Состав Наблюдательного совета утверждается учредителем образовательного учреждения в виде приказа.
Директор школы несет административную и уголовную ответственность. Директор также может быть освобожден от занимаемой должности по решению суда.

Основание действий директора

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 декабря 1992 г. N 2020-XII
О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Статья 14. Учредительные документы хозяйственного общества
Учредительными документами хозяйственного общества в зависимости от его формы являются устав либо учредительный договор и устав.
Учредительный договор хозяйственного общества заключается путем подписания, а устав утверждается его учредителями.
Устав хозяйственного общества должен определять:
наименование хозяйственного общества;
место его нахождения;
цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности;
размер уставного фонда;
права и обязанности участников;
структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов;
порядок управления деятельностью хозяйственного общества;
орган управления хозяйственного общества или в случае, установленном частью второй статьи 84 настоящего Закона, лицо (работника), уполномоченных на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников (далее — уполномоченный орган хозяйственного общества);
порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
условия и порядок распределения прибыли и убытков;
перечень представительств и филиалов;
ответственность общества, его участников;
порядок утверждения бухгалтерской отчетности общества, его представительств и филиалов;
основания ликвидации этого общества по решению его участников;
иные сведения, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.
В учредительном договоре хозяйственного общества учредители обязуются создать хозяйственное общество, определяют состав учредителей, их обязательства и порядок совместной деятельности по созданию хозяйственного общества, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Учредительным договором определяются также наименование хозяйственного общества, место его нахождения, цели деятельности, а в предусмотренных законодательством случаях — и предмет деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью хозяйственного общества, порядок выхода учредителей (участников) из его состава.
В учредительные документы хозяйственного общества по согласию учредителей (участников) могут быть включены и иные положения, не противоречащие законодательству.
В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава хозяйственного общества преимущественную силу для третьих лиц и участников этого общества имеют положения устава хозяйственного общества.
Изменения и дополнения в учредительные документы хозяйственного общества вносятся в случаях и порядке, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами.
Изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы хозяйственного общества, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательными актами, и приобретают силу для третьих лиц с момента этой регистрации, если иное не установлено законодательными актами.

На основании какого документа действует директор при заключении договора?

Добрый день!
Чтобы окончательно расставить точки над Ё
В данном случае в один вопрос смешались две разные юридические сущности.
1. от лица ООО без доверенности (т.е. на основании устава) имеет право действовать единоличный исполнительный орган (руководитель, директор, генеральный директор, президент и т.п.). Поэтому в договоре пишется, что ООО в лице руководителя такого-то, действующего на основании устава.
2. тот факт что конкретный Иванов является единоличным исполнительным органом конкретного ООО, тоже требует документального подтверждения. И в этом случае как раз и запрашивается протокол ОС или решение единственного участника о назначении Иванова единоличным исполнительным органом ООО. Но в договор вы не включаете по сложившейся деловой практике. Как и не включаете паспортные данные Иванова, хотя вполне себе можете проверить его паспорт, чтобы убедиться, что перед вами именно тот Иванов, которого назначили единоличным исполнительным органом ООО.
Вот такой вот дом, который построил Джек получается

В Вашей ситуации можно отметить несколько моментов.

Во-первых, трудовые договоры не должны заключаться ежегодно. Трудовой договор, по общему правилу, заключается на неопределенный срок (бессрочно). Для заключения срочного трудового договора нужны определенные основания, которые прямо указаны в Законе, а именно в ст. 59 Трудового кодекса РФ. Так, срочные трудовые договоры могут заключаться с руководителями, заместителями руководителя организации, с работниками, работающими у индивидуальных предпринимателей, с творческими работниками средств массовой информации, театров и др. Но ни одно из оснований ст. 59 ТК РФ не позволяет заключать срочный трудовой договор с постоянно работающим учителем школы. Если Вы являетесь пенсионером по возрасту, то ст. 59 ТК РФ допускает заключение срочных трудовых договоров с пенсионерами по возрасту, но только с вновь поступающими на работу. Если же Вы работали в организации по договору, заключенному на неопределенный срок, работодатель не вправе перезаключать с Вами трудовой договор на срок в связи с достижением пенсионного возраста. Следовательно, ежегодное заключение трудовых договоров в Вашем случае незаконно.

Введение новой системы оплаты труда является основанием для изменения условий трудового договора, посвященных заработной плате. Но в связи с этим не заключается новый трудовой договор, а составляется дополнительное соглашение к трудовому договору.

Во-вторых, конечно же, размер оплаты труда не может быть установлен «исключительно на основе объективности директора школы». Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений регулируется на уровне местного самоуправления, например, Постановлением Администрации города (района). Конкретные особенности системы оплаты зависят от Вашего региона, говорить о них сложно, надо посмотреть Ваше Положение об оплате труда. Однако, в основных чертах, это регулирование во всех городах (районах) сходно. Так, заработная плата включает в себя оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии). Из этих трех частей заработной платы только размеры и порядок выплаты стимулирующих выплат устанавливаются на уровне школы (остальное — определяется централизованно — на уровне города (района)). Для этого в школе принимается специальный локальный нормативный акт, который должен быть согласован с профсоюзной организацией и, зачастую, с органами местного самоуправления. Конечно, доля усмотрения директора при назначении стимулирующих выплат возможна, но это усмотрение не носит абсолютного характера, он должен действовать на основании указанного локального нормативного акта.

В-третьих, неподписание Вами трудового договора не означает прекращения с Вами трудовых отношений. Для прекращения трудовых отношений существует законодательно установленный перечень оснований (ст. 79 ТК РФ). Такого основания, как неподписание трудового договора работником, там не закреплено. Даже если с Вами был заключен трудовой договор сроком на один год (что, как было отмечено выше, уже само по себе незаконно), то по истечении этого срока, если Вы фактически продолжаете работать, то трудовой договор считается заключенным, причем на неопределенный срок, независимо от факта его подписания Вами. Это правило сформулировано в ст. 58 ТК РФ.

Контракт заключат не с каждым. Как стать директором школы?

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, — разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. — Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) — собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, — отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. — Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация — одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, — не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. — Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, — вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. — В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно — будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей — 56 не прошли тестирование, 42 — собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, — подытоживает Алексей Рытов. — И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Статья 113 ГПК РФ. Судебные извещения и вызовы

1. Лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

2. Судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий. Вместе с извещением в форме судебной повестки или заказного письма лицу, участвующему в деле, направляются копии процессуальных документов. Судебными повестками осуществляется также вызов в суд свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков.

2.1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

4. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

5. Судебное извещение, адресованное организации, направляется по ее адресу.

Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по адресу ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.

6. Предусмотренные настоящей статьей формы судебных извещений и вызовов применяются и по отношению к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, если иной порядок не установлен международным договором Российской Федерации.

7. Информация о принятии искового заявления, заявления к производству суда, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, а по делам с сокращенными сроками рассмотрения — не позднее чем за три дня до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Документы, подтверждающие размещение судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанной информации, включая дату ее размещения, приобщаются к материалам дела.

См. все связанные документы >>>

1. Повестки с требованием о явке в суд для участия в рассмотрении гражданского дела должны быть судебными. Они не имеют юридической силы, когда отправляются от имени других государственных органов (к примеру, таможенных органов <399>).

<399> См.: Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего организацию и порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан и юридических лиц: Представление Генеральной прокуратуры РФ от 3 июля 1997 года N 23д-5-97.

2. Достаточно ли было предоставлено времени лицам, участвующим в деле, для своевременной явки в суд и подготовки к судебному заседанию, должно определяться в каждом случае с учетом их места жительства, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела <400>.

<400> См.: О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 года N 13 // Рос. газета. 2008. 2 июля.

3. Если извещение о дне судебного разбирательства направляется за границу, при его оформлении не следует пользоваться бланком повестки о вызове в суд, содержащей санкции за неявку <401>.

<401> См.: Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года N 36.

4. Повестка может быть передана не только телефонограммой, телеграммой, но и с использованием любых других средств связи.

5. Судебное извещение, адресованное организации, может направляться по месту нахождения представителя организации, если от организации имеется заявление в суд, в котором указаны сведения о представителе и просьба о направлении всех судебных документов ему и по его адресу <402>.

<402> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 3. . М., 2004.

6. О соблюдении требований, закрепленных в настоящей статье, необходимо выяснять сразу же, приступая к судебному разбирательству. В подготовительной части судебного разбирательства надлежит устанавливать, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона о необходимости вручения копий искового заявления ответчику и третьим лицам и извещений всем участвующим в деле лицам в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу <403>.

<403> См.: О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 года N 13 // Рос. газета. 2008. 2 июля.

Разница между допросом и опросом по УПК РФ, нюансы допроса несовершеннолетнего

Фактическое понимание того, чем отличается опрос от допроса, поможет лицам, приглашенным принять участие в одной из процедур, разобраться в своих правах и последствиях предоставления уполномоченным лицам информации. Опрос – процедура, проводимая в рамках расследования адвокатом или другим уполномоченным лицом, при котором оформляется протокол, рапорт или объяснение. Главным отличием процедуры от допроса является то, что оформленные в результате опроса документы нельзя использовать как доказательство в суде.

Допрос – процессуальная процедура, которая проводится для выяснения обстоятельств уголовного или гражданского дела специально для получения доказательств для суда. Проводить допрос может только следователь или уполномоченный представитель суда.

Таким образом, можно выделить, что разница между опросом и допросом состоит в следующем:

Дополнительная информация В случае неявки на допрос, к вызываемому применяются санкции: имущественный арест, лишение должностных полномочий и так далее. Следователи также могут принудительно привести гражданина на допрос — т.н. привод. Подробнее читайте в этой статье

  1. Допрос осуществляется с целью собрать доказательную базу для суда, опрос – для несудебного расследования.
  2. Допрос проводится следователем или лицом, которое уполномочено судом, опрос – сотрудником ОВД или другим уполномоченным лицом.
  3. Сведения, полученные в результате допроса, являются судебным доказательством, а сведения, полученные в результате опроса, используются для других целей.
  4. На допрос могут быть вызваны только свидетели преступления, обвиняемый и пострадавший, опрашиваются же лица, причастные к несудебному расследованию.
  5. При допросе с допрашиваемого берется расписка, подтверждающая, что он осведомлен об уголовной ответственности за предоставление заведомо ложной информации.

Порядок проведения допроса

Поэтапное описание допроса обвиняемого выглядит следующим образом:

  1. Подготовка к следственному действию. Дознаватель или следователь проверяет личность допрашиваемого гражданина, сообщает о его правах и порядке проведения допроса.
  2. Непосредственный сбор информации. Производится по «свободной тактике». Сотрудник правоохранительных органов самостоятельно определяет структуру и содержание беседы с допрашиваемым лицом.
  3. Оформление соответствующего протокола. В нем отражаются ход и результаты проведения допроса. Важно, чтобы информация записывалась от первого лица и дословно (при наличии возможности).

Внимание! В ходе допроса следователь или дознаватель не имеют права задавать наводящие вопросы, формулировка ответов на которые предопределяет получение желаемой информации (т.е. не могут вынуждать или склонять к озвучиванию определенных сведений).

Порядок проведения допроса регламентирует статья 187 УПК РФ, которая состоит из 4 пунктов:

  1. По умолчанию место проведения допроса – СИЗО по месту осуществления судебного расследования. Но следователь имеет право допросить отдельных лиц по их фактическому местонахождению, если находит это уместным.
  2. Длительность непрерывного допроса не может превышать 4 часа.
  3. Всего допрос не может длиться более 8 часов в день. При этом после 4 часов допроса обязательно следует перерыв не менее чем на час, чтобы участники могли пообедать.
  4. Если состояние здоровья допрашиваемого не позволяет проводить непрерывный допрос, продолжительностью 4 часа, медицинские показания учитываются следствием. Перед процедурой допрашиваемой должен взять у врача справку с рекомендациями к времени проведения допроса. В таком случае, при необходимости, для получения исчерпывающей информации от допрашиваемого может понадобиться несколько дней.

Подробнее о процедуре допроса свидетеля мы расскажем в этой статье https://lexconsult.online/6832-poryadok-doprosa-svidetelya-po-upk-rf

Права и обязанности допрашиваемых лиц

Допрос подозреваемого по УПК РФ производится в целях получения сведений, имеющих значение для расследования и дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде. С одной стороны это следственное действие является источником информации, но с другой – выступает средством защиты гражданина от выдвинутых в его отношении подозрений.

Права Обязательства
  1. Давать показания по уголовному делу в соответствии с правилами УПК РФ;
  2. Отказаться от дачи разъяснений (отказ фиксируется в письменной форме);
  3. Пользоваться услугами переводчика – допрос должен производиться на родном языке потерпевшего;
  4. Иметь представителя по делу – получение юридической помощи (при отсутствии средств на её оплату – она представляется бесплатно государством);
  5. Изучать материалы дела, представлять доказательства и ходатайства.
  1. Явиться на допрос по вызову субъекта доказывания (следователя, дознавателя). При неявке по неуважительной причине может применяться привод;
  2. Давать достоверные показания – применяется уголовная ответственность за указание заведомо ложной информации.

Подозреваемое лицо, участвующее в деле со стороны защиты, имеет право отказаться от предоставления показаний. Оно не привлекается к ответственности за умышленную дачу ложных показаний. Важно, что отказ от предоставления показаний или внесение в них изменений не является основанием подтверждения виновности подозреваемого гражданина.
Вне зависимости от волеизъявления лица, производится допрос гражданина, задержанного по подозрению в совершении преступления.

О допросе свидетелей смотрите в видео ниже:

Правила проведения следственного действия (ч.2 ст. 46 УПК РФ):

  1. Допрос производится в присутствии защитника в продолжение суток после задержания лица;
  2. До начала следственного мероприятия подозреваемое лицо имеет право на конфиденциальную беседу с защитником (не менее 2-х часов);
  3. По просьбе гражданина, подозреваемого в совершении преступления, в допросе могут участвовать иные лица – переводчик, эксперт и др.

Допрос несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего производится со следующими поправками на возврат допрашиваемого:

  1. Допрашиваемые младше 16 лет не несут уголовной ответственности за дачу заведомо ложных сведений.
  2. При допросе малолетних свидетелей (детей младше 14 лет) обязательно должны присутствовать педагог и законный представитель допрашиваемого (родитель или опекун), помимо следователя.
  3. На усмотрение следствия при допросе несовершеннолетних детей старше 14 лет также могут присутствовать педагог и законный представитель.
  4. Допрос несовершеннолетних с физическими или психическими недостатками обязательно осуществляется в присутствии представителя и педагога.
  5. Представитель несовершеннолетнего и педагог с разрешения следователя имеют право задавать вопросы ребенку в рамках допроса.
  6. Если существует угроза насилия над несовершеннолетним, его допрос в рамках суда производится при отсутствии обвиняемого (ответчика выводят с зала суда, а затем передают ему показания свидетеля). Решение прибегнуть к этой мере может принять суд по собственной инициативе или из-за ходатайства сторон.
  7. После окончания допроса несовершеннолетний вместе со своим представителем и педагогом может покинуть зал суда до окончания слушаний с разрешения допрашивающего.

Указанные права обеспечивает несовершеннолетнему статья 280 УПК РФ, которая состоит из 7 пунктов. Особые условия, установленные для допросов несовершеннолетних, помогают не травмировать психику ребенка и при этом не вредить интересам следствия.

Оформление протокола допроса

Протокол допроса подозреваемого ведется в ходе следственного мероприятия.

Он содержит:

  1. ФИО допрашиваемого лица, дознавателя или следователя, место и время проведения допроса;
  2. Вопросы и ответы, озвучиваемые в ходе следственного мероприятия;
  3. Указание о рассмотрении отдельных материалов дела (документы, вещи и др.);
  4. Запись о приобщении материалов к делу (схем, рисунков, аудио, видео и др.).

Протокол допроса передается для ознакомления подозреваемому гражданину и его защитнику. При обнаружении неточностей, они собственноручно вносят замечания.

Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1993 г. № 1633

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации Признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы государственной жизни п о с т а н о в л я ю: 1. Провести всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. 2. Вынести на всенародное голосование проект Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционным совещанием. 3. Включить в бюллетень для голосования формулировку: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации? «Да» или «Нет». 4. Утвердить прилагаемое Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. 5. Установить, что в случае принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования. 6. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 15 октября 1993 г. N 1633 ____________________ Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. N 1633 ПОЛОЖЕНИЕ о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации На всенародное голосование выносится проект Конституции Российской Федерации, представленный Президентом Российской Федерации. Статья 2. Основные принципы всенародного голосования 1. Всенародное голосование является всеобщим и равным, осуществляется путем тайного волеизъявления граждан. 2. Право участвовать во всенародном голосовании принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. 3. Не могут участвовать во всенародном голосовании граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Статья 3. Дата всенародного голосования Всенародное голосование проводится 12 декабря 1993 года. Статья 4. Финансирование всенародного голосования 1. Финансирование мероприятий по организации и проведению всенародного голосования осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации. 2. Для финансирования агитационных мероприятий граждане и общественные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования. 3. Использование для финансирования агитационных мероприятий средств иностранных граждан и общественных объединений не допускается. Статья 5. Организация и проведение всенародного голосования 1. Организация и проведение всенародного голосования возлагаются на соответствующие избирательные комиссии, предусмотренные для организации и проведения выборов в Государственную Думу Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. 2. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением всенародного голосования, избирательные комиссии в пределах компетенции, установленной Положением о федеральных органах власти на переходный период, независимы от других государственных органов. 3. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение всенародного голосования избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно. Глава 2. Участки по проведению всенародного голосования. Списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании Статья 6. Участки по проведению голосования Участками по проведению всенародного голосования являются избирательные участки, образованные в соответствии со статьей 10 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. Статья 7. Списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании Списками граждан, имеющих право участвовать во всенародном голосовании, являются списки избирателей, формируемые в соответствии со статьей 11 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. Глава 3. Комиссии по проведению всенародного голосования Статья 8. Виды комиссий по проведению всенародного голосования Организацию и проведение всенародного голосования осуществляют: а) Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственную Думу, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1993 г. N 1505, на которую возлагаются функции Центральной комиссии по проведению всенародного голосования (далее именуется Центральная избирательная комиссия); б) окружные избирательные комиссии, образуемые в соответствии со статьей 14 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557, на которые возлагаются функции окружных комиссий по проведению всенародного голосования; в) участковые избирательные комиссии, образуемые в соответствии со статьей 15 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557, выполняющие функции участковых комиссий по проведению всенародного голосования. Статья 9. Полномочия Центральной избирательной комиссии 1. Центральная избирательная комиссия: а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения и обеспечивает его единообразное исполнение; б) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; в) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования; г) осуществляет контроль за законностью проведения всенародного голосования; д) распределяет выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средства и контролирует их целевое использование; е) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения всенародного голосования; ж) устанавливает результаты всенародного голосования в целом по Российской Федерации и публикует их в печати, обеспечивает передачу в архивы документации, связанной с проведением и организацией всенародного голосования; з) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. 2. Полномочия Центральной избирательной комиссии и срок ее деятельности определяются в соответствии с пунктами 2-4 статьи 17 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. Статья 10. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружные избирательные комиссии действуют в соответствии со статьей 18 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557, применительно к организации всенародного голосования. Статья 11. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковые избирательные комиссии действуют в соответствии со статьей 19 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557, применительно к организации всенародного голосования. Статья 12. Организация работы избирательных комиссий Работа всех избирательных комиссий осуществляется в соответствии со статьей 20 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. Статья 13. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном законом. 2. Решения и действия окружных избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Положения, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию или суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в Центральную избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решения и действия участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в соответствующие окружные избирательные комиссии или суд. 3. Жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий рассматриваются не позднее чем в 5-дневный срок, а в день выборов — немедленно. Глава 4. Агитация Статья 14. Право на участие в агитации 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против проекта Конституции Российской Федерации, вынесенного на всенародное голосование. 2. В последний день перед днем всенародного голосования и в день голосования агитация запрещается. Статья 15. Порядок и сроки проведения агитационных мероприятий Порядок и сроки проведения агитационных мероприятий устанавливаются в соответствии со статьями 27-30 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. Глава 5. Порядок финансирования всенародного голосования Статья 16. Финансирование подготовки и проведения всенародного голосования 1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на организацию и проведение всенародного голосования, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются ею при посредстве окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы между всеми участковыми избирательными комиссиями. 2. Участковые избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов всенародного голосования. 3. Центральная избирательная комиссия представляет в Совет Федерации отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее трех месяцев после официального опубликования результатов всенародного голосования. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией в изданиях, публикующих федеральные законы, и сообщен иным средствам массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Совет Федерации. Глава 6. Всенародное голосование и определение его результатов Статья 17. Помещения для всенародного голосования Всенародное голосование проводится в тех же помещениях, что и голосование по выборам депутатов Государственной Думы, определенных в соответствии со статьей 34 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. Статья 18. Бюллетени для всенародного голосования 1. Для всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации каждый избиратель получает один бюллетень по форме, установленной в приложении к настоящему Положению. 2. Бюллетени для всенародного голосования печатаются на русском языке, а в республиках в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округах — также на соответствующих языках. Если для избирательного участка изготавливаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на всех этих языках печатается в каждом бюллетене. 3. Бюллетени для всенародного голосования печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня всенародного голосования. По каждому избирательному участку число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. Статья 19. Порядок всенародного голосования 1. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации проводится с 8 до 22 часов по местному времени в порядке, предусмотренном статьей 36 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. В бюллетене для всенародного голосования избиратель оставляет то решение, за которое он голосует. Статья 20. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные бюллетени для голосования, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени для всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации отделяются от избирательных бюллетеней. 3. Участковая избирательная комиссия отделяет недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, изготовленные неофициально, без печати участковой избирательной комиссии либо подписей двух ее членов, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба варианта ответа. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам всенародного голосования. В протоколе указывается: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число бюллетеней, выданных в день всенародного голосования; г) число бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; д) число недействительных бюллетеней; е) число бюллетеней, признанных действительными; ж) число действительных голосов, поданных за принятие Конституции Российской Федерации; з) число голосов, поданных против принятия Конституции Российской Федерации; и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. 6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию по выборам депутатов в Государственную Думу, второй экземпляр вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. 7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов всенародного голосования. Статья 21. Подсчет голосов в окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных на территории округа; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число бюллетеней, выданных в день выборов; г) число бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; д) число недействительных бюллетеней; е) число бюллетеней, признанных действительными; ж) число голосов, поданных за принятие Конституции Российской Федерации; з) число голосов, поданных против принятия Конституции Российской Федерации; и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Один экземпляр протокола окружной избирательной комиссии незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию, второй экземпляр хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. Статья 22. Определение результатов всенародного голосования 1. Центральная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех окружных избирательных комиссий производит подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. 2. Центральная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число бюллетеней, выданных в день выборов; г) число бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; д) число недействительных бюллетеней; е) число бюллетеней, признанных действительными; ж) число голосов, поданных за принятие Конституции Российской Федерации; з) число голосов, поданных против принятия Конституции Российской Федерации; и) одно из следующих решений: признание Конституции Российской Федерации принятой. Конституция Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании; признание всенародного голосования недействительным, если допущенные при его проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание всенародного голосования несостоявшимся, если в нем приняли участие менее 50 процентов зарегистрированных избирателей; к) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами Центральной избирательной комиссии. Глава 7. Заключительные положения Статья 23. Разрешение жалоб и споров Оспаривание списков избирателей осуществляется в соответствии с положениями статей 42 и 43 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557. Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права участвовать или не участвовать во всенародном голосовании, вести агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных организаций, совершившие подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, несут установленную законом ответственность. ________________ Приложение к Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года N 1633 Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации? Если Вы голосуете за принятие Конституции Российской Федерации, зачеркните слово «НЕТ». Если Вы голосуете против принятия Конституции Российской Федерации, зачеркните слово «ДА». ________________ </p>