Что такое такс фри в России?

Особенности системы tax free в России

Возврат налога на добавленную стоимость – очень удобная практика. Многие путешественники уже оценили возможность получить часть средств за свои покупки обратно, покидая чужую страну. В 2018 году эта система начала свою пилотную работу и в России. Что такое такс-фри, как работает эта система, в чем ее отечественные нюансы, сколько средств можно вернуть, разбираемся в этой статье.

Что собой представляет система tax free

Английское выражение «tax free» в переводе означает «свободный от сборов». Это система, согласно которой можно вернуть сумму налога на добавленную стоимость (НДС) – от 7 до 25 % от суммы, уплаченной за товар. Она действительна для покупок, которые сделали иностранцы, пребывая в чужой стране, в тот момент, когда они пересекают границу в обратном направлении. Это возможно, поскольку гости страны не являются ее налогоплательщиками.

Такс фри действует не на все покупки, а только на определенные законодательством конкретной страны типы товаров. Система актуальна для большого количества стран: практически всей Европы, Кипра, Греции, Австралии, Мексики, Сингапура, Таиланда и др.

С 2018 года tax free вводится в отдельных городах Российской Федерации.

Введение tax free в России

Ожидая начало Чемпионата мира по футболу-2018, а вместе с ним и большое количество иностранных болельщиков, Президент подписал закон, частично меняющий некоторые положения Налогового кодекса РФ. Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2017 года №350-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», иностранцы из дальнего зарубежья, покидающие страну, могут вернуть себе определенный процент НДС.

ВНИМАНИЕ! Введение в РФ системы tax free является абсолютным новшеством в отечественной налоговой практике.

Порядок введения такс фри в РФ

  1. С апреля 2018 года в пилотном режиме система заработала в Москве, Санкт-Петербурге и в Краснодарском крае.
  2. Перед началом Чемпионата мира она вводится в городах, принимающих матчи: Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске.
  3. К 1 октября 2018 года (времени окончательного перехода на электронный документооборот участников розничных продаж) возможно введение системы и в других городах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В течение 2018 года система действует в пилотном режиме, который должен завершиться 31 декабря 2018 года.

Суть системы tax free в России

Отечественное законодательство регламентирует особенности возврата НДС иностранцам, выезжающим из страны. Особенностями, определяющими российское воплощение такс фри, стали следующие нюансы:

  • для каких категорий иностранцев доступна система;
  • на какие покупки может быть возвращен НДС;
  • условия покупок;
  • организация процесса возврата;
  • возвращаемые суммы.

Кто может рассчитывать на возврат НДС

Российской tax free смогут воспользоваться иностранные граждане, чьи страны не входят в Евразийский таможенный союз. Это значит, что НДС не смогут вернуть гости из Армении, Белоруси, Киргизии и Казахстана.

«Стоп-лист» покупок, для которых возможен такс фри

Отнюдь не каждый чек станет поводом потребовать возврат НДС. Товары должны быть обязательно приобретены в месте розничной торговли (магазине), но не в любом, а в том, что поддерживает данную систему. Розничные магазины заранее подают заявки на свое участие в системе tax free. Пилотный проект предусматривает около 100 таких торговых точек, заявки продолжают поступать.

СПРАВКА! Наименования и адреса торговых заведений, поддерживающих такс фри, опубликованы на сайте Министерства промышленности и торговли.

Дополнительные запреты на такс фри действуют в отношении подакцизных товаров: за алкогольную и табачную продукцию НДС не вернут.

Условия приобретения и вывоза товаров

Чтобы получить такс фри, иностранному покупателю придется соблюсти ряд условий касательно своих покупок:

  • в течение одного дня он должен потратить в этих торговых местах не менее 10 тысяч рублей (эта сумма включает НДС);
  • вместе с чеком, подтверждающим покупку, получить еще один чек, специально для tax free;
  • вывозить свои покупки из страны нужно не позже чем через 3 месяца после приобретения;
  • право на зачисление компенсации на банковский счет действительно в течение года;
  • товар должен быть в магазинной упаковке – в доказательство, что на территории России им не пользовались.

Организация возврата средств

Сам процесс организован практически так же, как и в других странах, использующих эту систему. Человек, купивший подходящие для возврата товары и имеющий на руках чеки на них (платежные и специальные такс фри), должен подойти к оператору системы в аэропорту, который идентифицирует личность, и предъявляет для проверки купленные товары. Затем оформляется возврат средств. Деньги можно получить наличными на месте или начислить на банковскую карту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Для оформления возврата НДС гостю России понадобится загранпаспорт. В магазинах ему дадут схемы, помогающие отыскать операторов системы в аэропортах.

Чек-заявка на tax free

Определенной формы, по которой оформляется этот документ, не закреплено, организации вправе разработать ее самостоятельно. Но существует ряд обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в дополнительно оформляемом в магазине чеке, чтобы его приняли в аэропорту:

  • паспортные данные покупателя;
  • перечислены все купленные позиции по отдельности;
  • указана сумма, заплаченная за каждый товар;
  • сумма НДС.

Что может помешать возврату средств

Какие неправильные действия туриста могут стать поводом для отказа участия в системе tax free? Рассмотрим самые распространенные ошибки.

  1. Забывчивость. Если покупатель в магазине не оформил дополнительный чек на такс фри, не проследил за правильностью заполнения анкеты, забыл ее в магазине и т.п., то обычный кассовый чек, даже с отметкой о такс фри, ему не поможет.
  2. Отсутствие товара. Покупки, за которые вы хотите получить возврат НДС, должны быть налицо. Если улетающий сдал их в багаж или запаковал так, что проверить не представляется возможным, в такс фри ему откажут.
  3. Временные рамки. Следует хорошо рассчитать время, чтобы успеть отыскать оператора tax free в аэропорту и оформить заявку до начала регистрации рейса. Сама процедура занимает около 20 минут. Но возможна дополнительная потеря времени в очереди.

Какую сумму вернут по tax free

В период пилотного действия проекта к возврату предполагается 10-12% от стоимости товара. Когда система заработает «на полную», иностранцам будут возвращать 18%.

Какие магазины могут подавать заявки

Чтобы получить статус организации, которая имеет право предоставлять такс фри, магазин должен одновременно соответствовать таким условиям:

  • продавать товары в розницу;
  • быть плательщиком НДС;
  • входить в реестр Минпромторга РФ – это значит подходить под установленные нормы и располагаться в предусмотренных для этого районах.

К СВЕДЕНИЮ! Компенсировать иноземцам НДС могут не только сами торговые предприятия, но и их подразделения, или другие фирмы, заключившие с ними соответствующие договоры.

Выгода для отечественных магазинов

Закон о возврате НДС предусмотрел профит и для российских предпринимателей. Возвратившие иностранцам НДС магазины, совершившие сделку, могут принять эту сумму к вычету. Право на вычет действительно в течение года с момента возврата НДС покупателю-иностранцу.

Для магазинов-участников системы tax free ставка налога на добавленную стоимость является нулевой. Это право придется подтверждать – с введением электронного документооборота делать это будет несложно.

Что такое нормативный акт

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.