Что такое договор по нормам ГК?

Гражданский Кодекс Российской Федерации. ГЛАВА 27

ГЛАВНАЯ — ГЛАВА 27. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

ст 420 ГК РФ. Понятие договора

1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 2. К договорам применяются…

ст 421 ГК РФ. Свобода договора

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность…

ст 422 ГК РФ. Договор и закон

1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его…

ст 423 ГК РФ. Возмездный и безвозмездный договоры

1. Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. 2. Безвозмездным…

ст 424 ГК РФ. Цена

1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.),…

ст 425 ГК РФ. Действие договора

1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. 2. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора…

ст 426 ГК РФ. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или…

ст 427 ГК РФ. Примерные условия договора

1. В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и…

ст 428 ГК РФ. Договор присоединения

1. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой…

ст 429 ГК РФ. Предварительный договор

1. По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на…

ст 430 ГК РФ. Договор в пользу третьего лица

1. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не…

ст 431 ГК РФ. Толкование договора

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в…

Житель Москвы: А что обозначает буква «Ф» на всех картах?
Территориальная зона, вид разрешенного использования,
максимальная высота, плотность,
застроенность земельного участка – везде «ф»?
Сотрудник Москомархитектуры: «Ф» — это «Фсе что угодно.»
Из диалога на экспозиции публичных слушаний по ПЗЗ
В Москве подходят к концу публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки (ПЗЗ). До 29 декабря включительно в префектурах административных округов принимаются замечания и предложения по проекту.
Оглавление:
Что такое ПЗЗ и как они должны выглядеть.
Что представляет из себя документ, который правительство Собянина пытается выдать за «проект ПЗЗ», и чем он угрожает москвичам.
Что делать.
Что такое ПЗЗ и как они должны выглядеть.
Правила землепользования и застройки – документ, в котором для каждого земельного участка указывается:

  1. территориальная зона, в которой этот участок находится,
  2. функциональное назначение участка (какого типа объекты могут располагаться на этом участке),
  3. максимальная высота застройки,
  4. максимальная плотность застройки (сумма площадей всех этажей всех размещенных на участке зданий, поделенная на площадь участка),
  5. максимальная застроенность земельного участка (какой процент площади земельного участка занят зданиями)

При этом все параметры, которые должны присутствовать в ПЗЗ, жестко регламентированы действующим законодательством.
Территориальные зоны:
Список территориальных зон установлен статьей 35 Градостроительного кодекса РФ. Территориальные зоны бывают: «жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов».
Статья 35 Градкодекса РФ допускает установку местными органами власти иных территориальных зон, но только в дополнение ко всем вышеперечисленным зонам, а не вместо них, — в том случае, если у региона есть какие-то особенности и названных выше зон ему не хватает.
Виды разрешенного использования.
В Российской Федерации есть ровно один орган, который уполномочен устанавливать список видов разрешенного использования (ВРИ). Это министерство экономического развития (Минэконоразвития). Этот орган установил список видов разрешенного использования приказом № 540 от 1 сентября 2014 года. В списке для каждого ВРИ указаны наименование, описание и числовой код. Например, ВРИ 2.6. имеет наименование «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» и описание «Размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома».
С момента вступления силу приказа № 540 (это произошло чуть позже его принятия, в 2014 году) никто, кроме самого Минэкономразвития, не уполномочен вносить изменения в список видов разрешенного использования. Никакое лицо или орган (кроме Минэконоразвития) не уполномочены ни уточнять список видов разрешенного испльзования, ни изменять его, ни тем более – вводить какие-то новые ВРИ.
Максимальная высота, плотность и застроенность земельного участка
Максимально допустимые высота, плотноть, высотность и застроенность земельного участка, как и любые числовые параметры, должны выражаться в цифрах.
Например, высота – 25 (м), плотность – 10 (т.е. 10 000 кв.м./га), застроенность – 30 (30 % площади земельного участка).
Также в обязательном порядке в правила землепользования и застройки включается информация о зонах с особыми условиями использования территорий: охранных зонах, санитарно-защитных зонах, зонах охраны объектов культурного наследия, водоохранных зонах, зонах затопления, подтопления, зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, и других.
Разумеется, все значения описанных выше параметров (территориальные зоны, виды разрешенного использования, максимальная высота, плотность, застроенность земельного участка) не должны нарушать существующие законодательные ограничения – правила градостроительства, нормы охраны природы, объектов культурного наследия, требования санитарной охраны, геологические требования и т.д.
Таким образом, правила землепользования и застройки — это очень важный, нужный и полезный документ. Но только в том случае, если он отвечает двум условиям:

  1. он соответствует требованиям закона (то есть все буквы и цифры написаны так, как это установлено действующим законодательством, а не в свободной форме, допускающей любую трактовку на усмотрение чиновника),
  2. в нем содержатся только те параметры, которые устраивают местных жителей.

Что представляет из себя документ, который правительство Собянина пытается выдать за «проект ПЗЗ», и чем он угрожает москвичам.
Документ, представленный правительством Москвы на публичные слушания под названием «проект правил землепользования и застройки города Москвы» («Проект ПЗЗ»), не отвечает ни одному из этих критериев. Это разрозненный набор текстов и карт, который вообще не является правилами землепользования и застройки.
Пройдемся по пунктам.
Территориальные зоны
В «Проекте ПЗЗ» Собянина нет ни одной территориальной зоны, установленной Градостроительным кодексом РФ. Нет ни жилых, ни производственных зон, ни зон рекреационного назначения, ни зон особо охраняемых территорий. В нем есть ровно две, придуманных чиновниками правительства Москвы, зоны: зона «Н» (крайне небольшой процент территории города, для которой градостроительные регламенты не установлены), и «Ф» — подавляющая часть территории Москвы.
«Ф» декларируется как «фактическое использование», но что это за «фактическое использование», кто его будет определять, как узнать конкретное значение – нигде не написано. То есть конкретное значение остается на полное усмотрение чиновников.

Виды разрешенного использования
Виды разрешенного использования, установленные приказом Минэкономразвития № 540, в собянинском «Проекте ПЗЗ» определены примерно для 5% территории Москвы. При этом в подавляющем большинстве случаев установка данных конкретных видов разрешенного использования для данных территорий сама по себе незаконна и вызывает массовый протест жителей.
Например, строительство высотных жилых домов рядом с Введенским кладбищем и рядом с домом 11 к. 2 по Лефортовскому валу в Лефортово, строительство церкви на месте единственного скверика и единственной спортивной площадки в плотноз астроенном и густонаселенном жилом квартале на Таможенном проезде.
Остальные 95% территории города заняты выдуманными Собяниным и его подчиненными видами разрешенного использования.
При этом подавляющую часть города занимает вид разрешенного использования «Ф» — по фактическому положению. Его второе, выдуманное Собяниным название, — «использования для нужд населенного пункта»
Это «фактическое положение» в реальности может определяться по полному усмотрению чиновника. Например, сегодня «фактическим положением» является функционирование детского сада. А завтра детский сад закрывают, чиновники своим решением переводят землю под высотное коммерческое строительство, и «фактическим положением» становится уже высотный жилой дом или псевдогостиница-аппартаменты – то есть тот же жилой дом, но без социальной инфраструктуры.
Высота, плотность и застроенность земельного участка
С этими параметрами ситуация примерно такая же, как с видами разрешенного использования. Для 10-15% территории города установлены числовые параметры, зачастую в несколько раз превышающие допустимые значения. Например, уже упомянутое выше строительство высотных жилых домов рядом с Введенским кладбищем – в зоне охраняемого природного ландшафта, где федеральным законом об объектах культурного наследия в принципе запрещено строительство выше 2 этажей. Или застройка промзоны Серп и молот коммерческими жилыми домами высотой более 100 м.
Для остальных 85-90% территории города значения переменных «максимальная высота, плотность и застроенность земельного участка» определяются вездесущей буквой Ф. Не цифрами, как это должно быть, а буквой Ф.
Что в случае утверждения правил даст чиновникам возможность определять значения всех этих параметров по своему усмотрению. Сегодня «Ф» — 8 метров, а завтра – 108. И все «по закону».
Зоны с особыми условиями использования.
Тут все еще проще и циничнее. Некоторые зоны с особыми условиями использования, жестко ограничивающие параметры застройки, в ПЗЗ просто не включены. Вообще.
Например, защитные зоны объектов культурного наследия – территории на расстоянии 100 метров от отдельных памятников и 150 метров от ансамблей, на которых запрещено любое новое строительство. Они в собянинском «Проекте ПЗЗ» отсутствуют как класс.
Передача около 40000 земельных участков многоквартирных жилых домов (частной собственности) и почти всех парков, скверов и других озелененных территорий под коммерческую застройку
.
В описательной части собянинского «Проекта ПЗЗ» спрятаны фантастические по цинизму и наглости положения. Собянин присваивает себе право забрать у москвичей земельные участки многоквартирных жилых домов, принадлежащие им на праве частной собственности, и почти все парки, и использовать их по своему усмотрению – для передачи девелоперам под коммерческую застройку.
Вкратце дело обстоит так. В советское время вся территория Москвы была разделена на земельные участки. В число этих участков входили участки парков, скверов и других озелененных территорий – земельные участки общего пользования (то есть земли, право пользования которых в рекреационных целях имеют все граждане Российской Федерации), а также земельные участки, которые выделялись для строительства многоквартирных жилых домов (в Москве — около 40 000 участков). В соответствии с Жилищными кодексом и иными законами, земельные участки, выделенные в советское время для строительства жилых домов, после распада СССР вошли в состав общедолевого имущества, принадлежащего на правах общедолевой собствености собственникам помещений в многоквартирных жилых домах (квартир, комнат, нежилых помещений). Границы этих земельных участков были установлены в процессе подготовки документов для строительства этих домов и изменению не подлежат.
Никакого перемежевания границ этих земельных участков не требуется, изменение границ участков не допускается, участки принадлежат собственникам помещений в жилых домах автоматически, оформление каких-либо специальных документов для этого не требуется.
Но дело в том, что в советское время единого реестра земельных участков, да и вообще недвижимости, не было. Инфомация о земельных участках жилых домов хранилась в разрозненных БТИ в бумажном виде. Начиная с 90-х годов было принято несколько (3 или 4) госпрограмм по переносу этой информации в единый электронный кадастр. На них были выделены бюджетные деньги. Бюджетные деньги намеренно разворовали, информацию в единый кадастр не перенесли, и теперь правительство Москвы упорно делает вид, что земельных участков парков и многоквартирных жилых домов в Москве не существует. Это фантасмагорическое по наглости и стоимости мошенничество. Так, стоимость одного среднего по размеру земельного участка многоквартирного жилого дома в районе Сокол составляет 1 000 000 000 рублей. ОДИН МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ. И это только один участок.
В собянинском проекте ПЗЗ черным по белому написано, что для многоквартирных жилых домов, земельные участки которых отсутствуют в кадастре, земельный участок определяется как земля под самим домом, по внешним стенам, а все остальное передается «на нужды населенного пункта». То есть на использование по усмотрению чиновников, на практике, как мы понимаем, под тотальную высотную застройку.
Дополнительный бонус: если сейчас во многих случаях при выделении земли для строительства проводятся публичные слушания, то после утверждения собянинского «проекта ПЗЗ» эти слушания проводиться не будут. По закону, параметры ПЗЗ автоматически переносятся в разрешительные документы для строительства.
А если в ПЗЗ в качестве параметров написано «Ф»? Что в этом случае будет перенесено в градостроительные документы? Все, что угодно, в зависимости от размеров кошелька застройщиков и аппетитов чиновников
Итак, каков будет результат принятия собянинского «проекта ПЗЗ»:

  1. легализация тысяч незаконно построенных объектов
  2. легализация десятков тысяч строительных документов для незаконных строек
  3. в том числе – легализация докуменов для сотен незаконных строек, которые уже были отменены под давлением москвичей
  4. полное отстранение москвичей от влияния на принятие градостроительных решений
  5. легализация возможности бесконтрольной застройки вообще всех территорий, не занятых зданиями: дворов, парков, скверов, территорий школ, детских садов, больниц. Вообще всех.

На кону огромные деньги, поэтому чиновники правительства Москвы не останавливаются перед любыми нарушениями. Процедура публичных слушаний по ПЗЗ проводится с фантастическим, превышающим все ранее известные случаи количество махинаций.
В нарушение закона голоса за проект ПЗЗ собираются через интернет, что делает невозможным проверку их подлинности и открывает безграничный простор для махинаций, как со стороны чиновников, так и со стороны застройщиков. На собрание участников публичных слушаний массово пригоняли советников глав управ, бюджетников и проплаченную массовку, не пуская на них настоящих жителей. Префектуры административных округов, куда жители могут до 29 декабря сдать предложения и замечания по слушаниям, под разными предлогами отказываются принимать заявления против проекта ПЗЗ.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ КАЖДОМУ:

  1. распечатать подписные листы — https://clck.ru/AQow2

для жителей Лефортово разработан специальный подписной лист, в который включено требование отменить планы по незаконной застройке района — https://clck.ru/AQowf

  1. собрать как можно больше подписей соседей, друзей, коллег (подписи можно ставить только на той стороне листа, где есть «шапка», на обратно стороне подписываться нельзя),
  2. отсканировать или отксерить подписные листы (если ксерить, то в двух экземплярах); если сканируете, нужно распечатать по одной копии всех подписных листов;
  3. ДО СЕРЕДИНЫ ДНЯ 29 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА отвезти подписные листы и их копии в любую префектуру «старой Москвы» (ЦАО, ВАО, ЗАО, САО, ЮАО, СВАО, СЗАО, ЮВАО, ЮЗАО, Зеленоград);
  4. Отдать оригиналы подписей в «одно окно» префектуры, на копии КАЖДОГО ПОДПИСНОГО ЛИСТА получить штамп о принятии;
  5. Если не успеваете отвезти подписи до середины дня 29 декабря, можно отправить их по почте в любую из префектур «Старой Москвы». Отправить нужно до конца дня 29 декабря (главпочтамт работает круглосуточно, находится около м. Чистые пруды), ценным письмом с описью вложения. Все листы можно положить в один конверт, в описи вложения нужно написать «предложения и замечания участников публичных слушаний по проекту ПЗЗ г. Москвы с требованием отменить слушания, отклонить проект, отправить проект на доработку, Х подписей на Y листах». Важно, чтобы на почтовом штампе стояла дата не позднее 29 декабря. Копию описи вложения и чек на отправку необходимо сохранить.

Копии подписей крайне желательно передать представителям Московской городской коалиции, которая координирует борьбу за отклонение проекта ПЗЗ и отправку его на доработку.
Если у вас не получается доехать до префектуры до середины дня 29 декабря, или вы опасаетесь, что не сможете правильно оформить отправку подписей по почте, вы можете передать оригиналы и копии подписей представителям Московской городской коалиции, мы сами отвезем их в префектуру. Передать нам подписи крайне желательно не позднее утра 29 декабря.
С коалицией можно связаться по адресу — koalamoscow2015@gmail.com
В ЮВАО подписи и/или их копии можно отдать мне – депутату совета депутатов Лефортово Александре Андреевой, 8-915-106-23-90, deputat.andreeva@gmail.com
Время работы «одного окна» префектур Москвы с понедельника по четверг – 8-00 – 17-00, перерыв 12-00 – 13-00.
Адреса префектур:
ЦАО — 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 24.
ВАО — 107076, г. Москва, Преображенская пл., д. 9
ЗАО — 121355, г. Москва, ул. Ивана Франко, д.12.
САО — 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 27
ЮАО — 115280, г. Москва, улица Автозаводская, дом 10
СВАО — 129010, г. Москва, Проспект Мира, д. 18.
СЗАО — 125362, г. Москва, ул. Свободы, д.13/2. Тел.: 8-495- 490-25-55.
ЮВАО — 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 10
ЮЗАО — 117209, г. Москва, Севастопольский пр-т, д.28, корп.4.
Зеленоград — 124482, г. Москва, Зеленоград, Центральный проспект, д.1.
PS! В ближайшее время появятся отдельные инструкции:
— для тех, кто планировал принять участие в собрании участников публичных слушаний и кого не пустили на собрание и/или не дали выступить,
— для продвинутых активистов – подробный текст заявления о нарушениях,
— что делать, если префектура не принимает заявления по ПЗЗ
Следите за публикациями.

При ликвидации Ю.Л. после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое Ю.Л. несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом.Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого Ю.Л..

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого Ю.Л., удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого Ю.Л., удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого Ю.Л., когда Ю.Л не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого Ю.Л.распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса Ю.Л.обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого Ю.Л..

Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого Ю.Л.и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое Ю.Л не может быть признано несостоятельным (банкротом);

2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;

3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

В случае обнаружения имущества ликвидированного Ю.Л., исключенного из единого государственного реестра Ю.Л., в том числе в результате признания такого Ю.Л. несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного Ю.Л. к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного Ю.Л..

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного Ю.Л. может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр Ю.Л. сведений о прекращении Ю.Л.. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного Ю.Л.может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного Ю.Л. осуществляется по правилам настоящего Кодекса о ликвидации юридических лиц.

Статья 506 ГК РФ. Договор поставки

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Комментарий эксперта:Договор поставки заключается между двумя субъектами хозяйственной деятельности. Обе стороны должны являться зарегистрированными предпринимателями, а товар отгружается продавцом и отправляется покупателя для того, чтобы тот мог реализовать какие-то проекты, направленные на получение прибыли. Его можно рассматривать видом договора купли-продажи, который имеет отношение только к деловой активности лиц

См. все связанные документы >>>

1. Договор поставки — один из наиболее широко применяемых в предпринимательской деятельности договоров. По принятой в ГК классификации договоров это не самостоятельный тип договора, а вид договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на перенесение права собственности (иного вещного права) от продавца (поставщика) на покупателя.

Комментируемый раздел ГК предусматривает особенности заключения и исполнения договора поставки. В отличие от ГК 1964 г. в нем отсутствуют нормы о таких условиях договора поставки, как количество, ассортимент, качество, комплектность. Нет в этом разделе и привычных для законодательства о поставках норм о порядке оплаты товара, цене, таре и упаковке и др. Эти нормы включены в общие положения о купле-продаже и применяются к поставке как ее виду (см. ст. ст. 465, 467, 469, 481, 485, 486 и коммент. к ним).

В соответствии со ст. 2 Вводного закона с 1 марта 1996 г. утрачивают силу Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления (см. п. 5 вводного коммент. к гл. 30).

2. В комментируемой статье названы основные признаки (критерии), позволяющие выделить договор поставки из иных видов договора купли-продажи. К ним относятся правовой статус поставщика и цель приобретения (покупки) товара. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация либо гражданин — индивидуальный предприниматель (см. ст. 2 ГК). Поставщик продает либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи.

Второй основной признак — цель приобретения товара. Договором поставки признается договор, по которому товар приобретается либо для использования в предпринимательской деятельности (для промышленной переработки и потребления, для последующей продажи и иной профессиональной деятельности), либо для деятельности, не связанной с личным, домашним, семейным использованием товара (поставки в мобилизационные ресурсы, армии, детскому саду и др.). Из цели покупки вытекает, что и вторая сторона договора — покупатель чаще всего является предпринимателем.

Цель покупки может вытекать из характера товара, существа договора, предусматриваться в самом договоре. Когда по договору приобретается товар, как правило, используемый для потребительских нужд (для личного, семейного, домашнего использования), то значение имеет правовой статус покупателя, количество приобретаемых товаров, правовой статус продавца, его осведомленность о цели покупки. При приобретении товара у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, в случае возникновения вопроса о применении норм § 2 или 3 гл. 30, цель приобретения товара, видимо, должен доказать покупатель. (См. коммент. к ст. 492).

3. Включение в понятие договора поставки указания о передаче товаров «в обусловленные сроки или в срок» позволяет назвать еще ряд особенностей этого договора. Во-первых, срок исполнения обязательства поставки, наряду с наименованием и количеством товара, приобретает значение существенного условия договора; во-вторых, по договору поставки возможна оптовая продажа товаров единовременно (в срок) либо отдельными партиями в течение длительного периода (в обусловленные сроки), а также передача одной вещи, в том числе и индивидуально-определенной (машина, прибор индивидуального исполнения и др.) в обусловленный срок; в-третьих, момент заключения договора и его исполнения, как правило, не совпадают; в-четвертых, изготовителем товара договор заключается, как правило, на будущие вещи. Из сказанного вытекает, что наряду с основными для договора поставки характерны вторичные признаки, влияющие на определение его условий и срок действия договора.

4. Срок поставки может быть определен различно, например, путем указания конкретной даты (конкретного месяца, квартала) либо указанием периодов поставки в течение срока действия договора. Сроки исполнения обязательства поставки можно считать обусловленными и тогда, когда в договоре отсутствуют конкретные сроки передачи товаров, но определен срок действия договора. В этом случае в соответствии со ст. 314 ГК передача товара может быть осуществлена в любой момент в пределах срока действия договора либо поставщик при исполнении договора может руководствоваться диспозитивной нормой ст. 508, предусматривающей поставку товаров помесячно равными партиями (см. ст. 508 и коммент. к ней).

5. Основные признаки договора поставки позволяют отграничить его от других видов (разновидностей) договора купли-продажи и иных смежных договоров. При разграничении договоров поставки и контрактации нужно учитывать профессиональную деятельность продавца и вид подлежащих передаче товаров. Продавцом по договору контрактации является производитель сельскохозяйственной продукции. Контрактуется при этом будущая сельскохозяйственная продукция, подлежащая выращиванию или производству (см. ст. 535 и коммент. к ней).

Вид продаваемой вещи позволяет разграничить договоры поставки и продажи недвижимости. По договору продажи недвижимости всегда передается индивидуально-определенная вещь, которой присущи признаки, названные в ст. 130 ГК (см. коммент. к ст. 549). Статья 130 ГК к недвижимым вещам относит подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Теперь, в отличие от ранее действовавших норм о поставках, продажа таких судов должна осуществляться не по договору поставки, а по договору продажи недвижимости.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК отношения, связанные со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, регулируются нормами, установленными законом, иными правовыми актами, а при их отсутствии — правилами о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 — 547 ГК), поэтому к договорам о передаче этих товаров нормы о поставках неприменимы (см. коммент. к ст. 548).

Иные признаки должны использоваться для разграничения договора поставки и договора подряда (в основном т.н. договора переработки давальческого сырья). Сходные отношения возникают в случаях, когда в договор поставки включены условия по передаче материалов, сырья, комплектующих изделий. Судебная практика при разграничении таких договоров учитывает прежде всего основное содержание обязанностей. Договор, содержанием которого является выполнение работ по заданию заказчика из его материалов, квалифицируется обычно как договор переработки давальческого сырья, т.е. договор подряда (см. коммент. к ст. 702, а также Комментарий арбитражной практики. Вып. 3, 1972. С. 148 — 155; вып. 2, 1979. С. 129 — 136). Может быть использован и иной критерий — количество передаваемых покупателем материалов. Если покупателем передается большая часть материалов, необходимых для изготовления товаров, то договор может рассматриваться как подрядный. Аналогичный критерий применен в ст. 3 Венской конвенции 1980 г.

6. В договор поставки нередко включаются условия о предоставлении услуг или выполнении работ. Например, договор, заключаемый изготовителем с фирменным магазином, наряду с условиями о поставке товаров содержит условия о формировании и изучении спроса на него, либо в договор поставки сложного оборудования включаются условия о шефмонтаже. Такой договор следует признавать смешанным и на основании п. 3 ст. 421 ГК к отношениям сторон должны применяться как нормы о договоре поставки, так и нормы об оказании услуг.